«Разговоры о важном»: День народного единства
Не верю я в то, что 99,9% российских людей поддерживают войну, поддерживают агрессию, радуются мобилизации. Это все пропагандистские штучки для того, чтобы убедить людей, которые думают по-другому, что они в одиночестве, что они отщепенцы…
Подписаться на канал Tamara Eidelman
Поддержать канал Tamara Eidelman
Т. ЭЙДЕЛЬМАН: Добрый день, дорогие друзья! Это «Разговоры о важном с Тамарой Эйдельман». Это наша контрпропаганда. Это ответ на те пропагандистские «Разговоры о важном», которые каждый понедельник ведутся в российских школах. Наши выпуски рассчитаны на родителей, которые не знают, что им сказать детям, приносящим из школы всякую чушь; на учителей, которым очень сложно и приходится решать, что же говорить на уроке; на учеников, которые, может быть, хотят защититься от того, что они слышат в школе.
И поэтому ко всем просьба: пожалуйста, ставьте лайки. Мы уже поняли, что если видео получает 20 тысяч лайков, то его видит очень много людей, а если меньше, то видит меньше. Помогите бороться с пропагандой — поставьте лайк!
Сегодня будем говорить о Дне народного единства, потому что «Разговоры о важном» на следующей неделе приурочены к этому странному, непонятному, появившемуся не так давно празднику 4 ноября. В методичке предлагается на уроке «привести примеры единения народа не только в войне» и «провести дискуссию, когда еще люди чувствуют, что им надо объединиться».
Вообще-то очень хороший вопрос, очень интересный вопрос, потому что люди объединяются в самых разных ситуациях. Например, чтобы помогать друг другу. Это очень хорошо видно, например, за последние несколько десятилетий, но можно найти примеры в самых разных эпохах.
За последние десятилетия было удивительное единение, когда были пожары в Москве в жаркое лето 2010 года. Вдруг люди начали объединяться и бороться с пожарами, потому что поняли, что государство не оказывает нужной защиты, и стали помогать сами.
Был удивительный пример после наводнения в городе Крымске в Краснодарской области, когда тысячи людей по всей стране объединялись, собирали вещи, собирали деньги, отправлялись волонтерами в Крымск, чтобы помогать людям, чтобы чистить дома, чтобы ликвидировать последствия страшного наводнения.
Ну и много есть еще других примеров. И, конечно, наверное, самые яркие, самые современные примеры — это то, как сейчас в самых разных местах России сотни людей объединяются для того, чтобы помогать беженцам из Украины. Те, кому пришлось бежать из Украины после вторжения российских войск; те, кто оказались добровольно, или не очень добровольно, или просто принудительно на территории России; те, кто находится в тяжелейшем положении психологическом, финансовом, бытовом — эти люди нуждаются в помощи. И сотни, а может быть, и тысячи людей делают очень нелегкое дело, помогая этим людям обустроиться, собирая для них вещи, собирая деньги или же помогая им добраться до границы и выбраться в Европу, о чем многие из них мечтают.
Вот это объединение перед лицом опасности или объединение для того, чтобы помочь другим, чтобы сделать доброе дело. И, наверное, вот о таком объединении, о таких видах объединения прежде всего имеет смысл говорить. Хотя мы знаем, что бывают объединения совершенно другие. По национальному признаку — чтобы громить, убивать, выгонять из домов людей другого народа. Или просто в толпе, дико празднующей какую-нибудь там победу на чемпионате или что-нибудь в этом роде. Хотя, скорее всего, авторы методички, писавшие эти красивые слова, очевидно, предполагали, что речь будет идти о том «замечательном» единении российского народа по поводу, например, захвата Крыма или по поводу нынешней войны в Украине.
Я сразу говорю: я не верю в это всеобщее объединение. Не верю я в то, что 99,9% российских людей поддерживают войну, поддерживают агрессию, радуются мобилизации. Это все пропагандистские штучки для того, чтобы убедить людей, которые думают по-другому, что они в одиночестве, что они отщепенцы, что они неправы. Но, наверное, для этого очень удобно поговорить о загадочном народном единстве, якобы возникшем 4 ноября 1612 года. Ну или не возникшем, а проявившемся.
На самом деле ведутся разные споры, как пересчитывать по разнице между старым и новым стилем в XVII веке или сегодня. Там появляются разные числа, но неважно. Ясно, что этот праздник был придуман в тот момент, когда было решено, что 7 ноября больше не будет праздничным днем. Уже как-то праздновать приход большевиков к власти довольно странно (хотя не удивлюсь, если в ближайшие годы и этот праздник возродят), но нельзя же лишать народ выходных.
Поэтому искали что-то рядом и нашли очень удобную дату победы Второго ополчения над польским гарнизоном, находившимся в Москве в 1612 году — ополчения, созданного купцом Мининым и князем Пожарским, явившегося из Нижнего Новгорода и через многие другие русские города пришедшего под Москву для того, чтобы воевать с поляками. И это выглядит очень удобно: вот, еще в XVII веке мы все объединились против коллективного Запада, который хотел нас раздавить, уничтожить, унизить — и победили.
Боюсь, что все не так просто. Самое главное произведение русской культуры, посвященное Смутному времени — это, безусловно, драма Пушкина «Борис Годунов». Пушкин был не только великим поэтом и писателем. Пушкин был еще и замечательным историком, и чутье у него было на важные исторические события невероятное. И очень характерно: он, конечно, знал о Минине и Пожарском, знал о том, как побеждали поляков, выгоняли их из Москвы. Но он не берет эти сюжеты.
Потом будут писатели, драматурги, которые будут их использовать в хвост и в гриву. Мало того, к тому моменту, когда Пушкин работал над «Борисом Годуновым», мифология вокруг этих событий уже существовала. Уже в 1818 году скульптор Иван Мартос создал памятник Минину и Пожарскому, который теперь стоит на Красной площади, и это уже тогда было частью официальной идеологии по вполне понятной причине: после победы над поляками в 1613 году собрался Земский собор, который выбрал царем Михаила Романова. Это было начало династии Романовых, и Романовым было очень важно показать, что они не просто так пришли к власти, а что все народные силы объединились для того, чтобы выбрать Михаила царем. По той же самой причине поднимался культ, совсем уж фантастический, Ивана Сусанина,. Но это другой разговор.
Теперь эти события мифологизируются и поднимаются на пьедестал по другой причине — потому что с Западом воевали. На самом деле я не уверена, что тут дело в борьбе с Западом. Конечно, поляки не нравились, потому что они были католиками. Что такое народное единство во время Смуты, когда все воюют против всех? Это очень сложный вопрос. И объединения — не буду говорить слово «единение», оно вообще мне не очень понятно, или «единство», но объединения в Смутное время были самые неожиданные, которые показывают, что не так все просто, что нет вот этого противопоставления: русский народ против всех западных сил.
Когда Лжедмитрий I (Григорий Отрепьев) шел на Москву, то с ним шло польское войско. Потом к нему присоединились казаки. Потом к нему присоединились жители городов, открывавших ему ворота. И это было такое вполне боеспособное смешение польского и русского или, скажем, католического и православного начала, достаточно спокойно живших горожан и буйных казаков. Они привели Лжедмитрия к власти, и он, кстати, мог бы быть очень неплохим царем, если бы не был убит через год.
Когда Лжедмитрий I или, как тогда считали, царь Дмитрий Иванович погибает, а царем становится Василий Шуйский, то возникает новое объединение, тоже очень неожиданное. Все в школе проходили восстание Ивана Болотникова (или Крестьянская война под руководством Ивана Болотникова). А вот сегодня ученым понятно, что не такая уж это была крестьянская война. Скорее, это была гражданская война. В войске Болотникова шли люди из самых разных групп населения. Объединились люди: там были крестьяне, там были холопы, там были казаки, там были дворяне, бояре — очень разные были люди. И шли они против Шуйского. А на стороне Шуйского тоже самые разные люди воевали, потому что не верили, что убит царь Дмитрий, потому что хотели его защитить.
Тем временем появился второй самозванец, поставленный поляками — Лжедмитрий II так называемый. Они шли на объединение с ним. Вот тут снова очень странные, очень разные силы объединяются ради своих политических целей. И не было здесь разговоров «Защитим Русь матушку от западного вторжения», ничего такого не было. Хотели, чтобы было спокойно, чтобы царь был на престоле и, наконец, все успокоилась.
Это же вдохновляло людей, составлявших Первое ополчение и Второе. Что произошло? После того, как в 1610 году Василия Шуйского свергли, страна осталась без царя, что для того времени было невозможно. Бояре, которые временно управляли государством, обратились к польскому королю с просьбой прислать его сына королевича Владислава, чтобы тот стал в Москве царем. И, в общем, тот факт, что Владислав иностранец, особенно никого не волновал. Его религия волновала, то, что он католик — это да. И поэтому там заглохли все эти переговоры: они хотели, чтобы он перешел в православие, а Владислав не хотел. Но сам факт вот этого иностранного присутствия… «Но зато он королевский сын. А то у нас тут какие-то непонятные цари — то Годунов, то Шуйский, — боярские. А нужен человек королевских, царских кровей. Вот пусть он примет православие и придет к нам».
Сам Владислав не спешил ехать на Русь, где все было очень бурно. Отправил гарнизон, который занял Москву вполне законным образом — не захватил, а занял. Против этого гарнизона, представлявшего нового правителя, пошло сначала объединение дворян и казаков, так называемое Первое ополчение — защищать Русь-матушку или просто желая какую-то свою кандидатуру поставить.
Очень характерно, что никакого особого единства у них не было. Казаки и дворяне с большим подозрением относились друг к другу, и все это в конце концов вылилось в то, что казаки потребовали, чтобы к ним явился один из командиров дворянских отрядов Прокопий Ляпунов, и зарубили его, потому что подозревали, что он там что-то интригует против казаков. После этого Первое ополчение распалось на разрозненные отряды.
Вот в этот момент нижегородский купец Кузьма Минин начинает собирать деньги, обращается к Дмитрию Пожарскому, чтобы тот возглавил войско (потому что купец, конечно, не умеет воевать), и дальше они идут по поволжским городам, собирают деньги. Такая лакированная картинка, утверждающая, что все радостно несут деньги, не совсем соответствует действительности. Не все хотели деньги давать на это ополчение, кого-то приходилось заставлять. Но, во всяком случае, они собрали довольно много денег, собрали довольно много людей и подошли к Москве. И очень характерно, что рядом с казацкими отрядами, здесь все еще стоявшими, ополчение Минина не хотело стоять вместе — побаивались их.
То есть все эти истории говорят о том, что в эти годы были самые неожиданные объединения и самые неожиданные разъединения, скажем так. Самые неожиданные расколы, проходившие там, где нам кажется, что существовало единство. Картина была намного сложнее, чем просто «весь русский народ против этих мерзких, явившихся с Запада людишек». Все было непросто.
И если уж говорить об объединении в Смутное время, то, мне кажется, куда важнее не эта вот временная коалиция для того, чтобы выбить польский гарнизон. Куда важнее то, что в течение всего Смутного времени в Москве заседали Земские соборы, собрания представителей со всей земли русской — представителей городов, представителей дворян, духовенства. Вроде бы даже в какие-то моменты представителей крестьян.
Вот эти собрания — конечно, это не был английский парламент, у них не было таких четко прописанных прав. Но в Смутное время эти соборы выбирали царей, принимали важнейшие законы. И вот это было проявлением невероятно важного единства, которое могло бы дальше развиваться и привести к важнейшим последствиям для российской истории, если бы Романовы, пришедшие к власти, не начали закручивать гайки, не начали формировать то, что сегодня мы называем «вертикалью власти», не начали оттеснять все выборные учреждения. Ну и через несколько десятилетий Земские соборы уже перестают собираться. Но они были, люди умели так объединяться. И вот это, наверное, важнейший вывод, который можно сделать, изучая Смуту сегодня.
Ну а если кто-то хочет подробнее узнать про события 4 ноября и празднование, то у меня на канале есть лекция, которая так и называется «Что мы празднуем 4 ноября?». Там я обо всех здесь затронутых вопросах говорю намного подробней. А если подумать, как обсуждать все эти вопросы на уроке, то можно, наверное, посмотреть на хронологию Смуты, поискать, где там кто с кем объединялся, какие силы объединялись, и попытаться выявить, ради чего действительно люди объединялись и в те времена, и в сегодняшние времена: иногда ради благороднейших вещей, а иногда их соединяет вместе какое-то стадное чувство. Это будет, наверное, существенный разговор действительно о важном.