Не старт программы «русского мира», а ее завершение
Немного в сторону от завязавшейся дискуссии, но в том же ключе. Движение не просто в сторону Китая (это само по себе и неплохо — а кто не движется сейчас туда?), а в сторону отказа в перспективе от того пресловутого суверенитета, из-за которого на словах побито столько посуды, и фиксация статуса России как младшего партнера, сателита, а, возможно, и просто колонии Китая (смотря как далеко зайдет), является сегодня осознанным выбором путинских элит. Вопрос, который при этом остается открытым: насколько этот выбор путинских элит совпадает с выбором всего общества и, как следствие, является выбором России?
Путинские элиты преследуют в данный момент свои узкие, сугубо корпоративные интересы. Опора на Китай видится им единственной возможностью продлить свое пребывание у власти, а если повезет, то сделать его бесконечным. Ради этого они разворачивают колесо русской истории вспять и пытаются пройти ускоренным маршем путь от Дмитрия Донского до Александра Невского, от Московского царства до протектората в Улусе Джучи. Нынешняя путинская элита по сути своей является компрадорской. Она нацелена на выживание за счет взаимодействия с метрополией, но только не на Западе, а на Востоке. Она деактивирует политический капитал, наработанный за последние 500 лет русской истории. Это в точном смысле слова не старт программы «русского мира», а ее завершение. То, что это делается под лозунгами защиты суверенитета, выглядит особенно забавно.
Согласится ли общество с таким выбором своих элит? На первый взгляд, оно остается к нему безраличным. Какая разница — под кем ходить, лишь бы не под Америкой. Но это до той поры, пока практические аспекты китайского влияния не дадут о себе знать. Готов ли русский бизнес быть вторым в своем собственном доме? Готовы ли местные братки лечь под «триады»? Готовы ли местные общины соседствовать с гигантскими китайскими гетто на своей территории? Реакция на эти и подобные изменения в образе жизни непредсказуема. Одна из опций — взрывной протест. Исключить этого нельзя.
Я лично посоветовал бы Кремлю не напирать в новых учебниках истории на эпизод с Пожарским и Мининым, а памятник на Красной площади задрапировать чем-нибудь от греха подальше. В некотором смысле поляки XVII века были для части московских бояр чем-то вроде китайцев для московских чиновников сейчас. Протест-то возник не в элитах и далеко за пределами тогдашнего «садового кольца». Поэтому выношенная Кремлем идея облокотиться в смутные времена на Китай может самым неожиданным образом, как известный трест, лопнуть от внутреннего напряжения.