Подкаст Сергея Смирнова: Басмачи против большевиков. Гражданская война в Центральной Азии
Подкаст ведёт Сергей Смирнов
Подписаться на канал Сергея Смирнова
Поддержать канал Сергея Смирнова
Басмачи. Бандиты, разбойники, головорезы. В советское время эти слова были синонимами. Значение этого слова было таким же как у пресловутых бандеровцев, то есть резко отрицательным. Многочисленные фильмы, как «Белое солнце пустыни», закрепили этот образ. Однако с точки зрения истории, термин басмач размыт и напоминает пропагандистский штамп. Так что давайте попробуем разобраться, кем на самом деле были басмачи и почему советская власть не могла с ними справиться почти два десятка лет — дольше, чем с каким-либо другим своим противником.
В нескольких более ранних роликах я уже рассказывал, как Россия утвердилась в Центральной Азии и какие события в этом регионе предшествовали приходу к власти большевиков. Однако напомню, прямо накануне череды революций все азиатские владения Российской империи были охвачены мощным восстанием коренного населения против мобилизации в царскую армию. И хотя основные очаги сопротивления к началу 1917 года были подавлены, часть восставших оружие не сложила и впоследствии присоединилась уже к борьбе против советской власти.
Тем не менее, историю непосредственно басмачества принято отсчитывать только с 1918 года. Именно тогда большевики разогнали правительство Кокандской автономии — по сути, первого демократического государства, провозглашенного на территории Центральной Азии. Впрочем, настроить против себя местное население Советы успели еще раньше, буквально через месяц после прихода к власти. И произошло это в Ташкенте — административном центре Туркестанского края и ключевом городе всего региона. Но давайте обо всем по порядку.
К началу 20 века центральноазиатские владения России были объединены в Туркестанский и Степной края. Сегодня речь пойдет по большей части именно о Туркестане — регионе, куда входили земли нынешних Узбекистана, Кыргызстана, Туркменистана, Северного Таджикистана, Южного и Юго-Восточного Казахстана. Помимо этого, басмачество процветало на территориях Хивинского ханства и Бухарского эмирата — последних суверенных монархий Центральной Азии, интересы которых басмачи во многом и отстаивали.
После февральской революции Ташкент становится центром притяжения для различных организаций, выступающих за автономию Туркестана. Среди этих них была и «Шура-и-Ислам» (Исламский совет), основанная в марте 1917 года. Движущей силой этого объединения были джадиды — представители национальной буржуазии и интеллигенции, выступавшие за реформы исламского общества. Для понимания, носителями похожих взглядов были, например, младотурки, еще раньше свергнувшие османского султана и восстановившие действие турецкой конституции. Джадиды были одними из первых, кто высказался за объединение всех исламских народов Туркестана в единое государство. Причем эта идея находила приверженцев среди представителей самых разных национальностей.
Однако уже совсем скоро сторонники автономии перессорились. Поскольку в основной массе джадиды поддерживали революцию и выступали за светский характер государства, из их среды выделилось более консервативное крыло — так называемые кадимисты. Отстаивая первостепенное значение законов шариата, они создали свою организацию — «Шура-и-Улема» (Совет духовенства).
Одновременно в среде автономистов широкое распространение получили идеи пантюркизма. Еще в начале 1917 года в Ташкент прибыл представитель партии младотурок, который начал пропагандировать создание «Великого тюркского государства» под эгидой Турции. Оно должно было включать в себя Туркестан, Азербайджан и все области России с тюркским населением. Позже эта идея претерпела некоторое изменение и туркестанские пантюркисты приняли предложение младотурков о создании «Великого тюркского султаната» в составе из пяти ханств-протекторатов Стамбула: Ташкентского, Бухарского, Кокандского, Хивинского и Туркменского.
Пока джадиды и кадимисты проводили свои съезды, на которых пытались самоорганизоваться и определить формат будущего устройства автономии, события в Туркестане развивались почти по российскому сценарию. Практически одновременно с октябрьским переворотом в Санкт-Петербурге, власть Временного правительства была свергнута и в Ташкенте.
Бои между восставшими рабочими и армейскими частями продолжались в городе почти четыре дня, но это были по большому счету «разборки между своими» — мусульманское население пока оставалось в стороне от происходящего. Придя к власти, большевики сразу дали понять, что действовать они будут без оглядки на мусульманское население.