Купить мерч «Эха»:

«Аэростат» с Борисом Гребенщиковым

Глядя на то, что происходит вокруг, мы можем заламывать руки и стенать «Боже, как все плохо!»; можем протестовать «против всего плохого за все хорошее» и чувствовать себя героями, старательно не замечая, что те, кто устраивает все это «плохое», на наши протесты никак не обращают внимания; а можем попытаться без всяких лишних слов помочь тем, кто действительно нуждается в помощи…

Аэростат10 декабря 2023
«Аэростат» с Борисом Гребенщиковым 10.12.23

Поддержите «Эхо» и своих любимых ведущих

Б. ГРЕБЕНЩИКОВ: Здравствуйте!

В наши дни, когда мир затоплен дурными вестями, особенно важно, как мне кажется, делиться с ним чем-то, что делает жизнь немного светлее.

Поэтому сегодня я хочу рассказать вам про баджаны.

Uma Mohan — Śrī Mahālakṣmī Sūktam

Баджан — или киртан — это духовные песнопения.

Они существуют в индийской духовной традиции уже много тысяч лет. Баджан в Индии — это песня на религиозную тему; само слово «баджанам» на санскрите означает выражать почтение — или делить. Эти песнопения идут из древнейших традиций гимнов Сама-веды, которые появились задолго до появления письменности; читать и писать тогда никто не умел; и гимны эти нужно было не читать, а запоминать и петь.

Система, связывающая музыку и дух, в Индии называется «Нада-Брахма»; некоторые звуки в этой систеие считаются изначальными и действуют на дух человека, при этом не имея буквального смысла; пение и слушание этих звуков считается священным переживанием изначальной реальности и высшей истины. Сам звук считается выходящей за пределы слов частью духовной жизни человека.

Баджаны и киртаны изначально писались на санскрите, древнем языке Индии. Санскритский алфавит имеет сильный энергетическую и вибрационную составляющую — говорят, что поющиеся слова создают мощную вибрацию в теле, вызывая изменения в теле и духе человека. При этом поэтическая составляющая тоже не забыта; слова для баджанов в древности писали такие поэты, как Кабир, Мира Баи и Тулси Дас.

В Индии мне часто приходилось слушать это пение, и оно стало частью местной жизни. Джордж Харрисон тоже очень его любил и вспоминал о киртанах Вриндавана, как о чем-то очень близком его сердцу. Недаром он участвовал в записи альбома гимнов «Радха Кришна Темпл» («Radha Krishna Temple»), а под конец жизни продюсировал блестящий альбом своего учителя и друга, великого мастера ситара Рави Шанкара «Гимны Индии» («Chants of India»).

Еще один человек, который очень чрезвычайно дорог для меня, Кришна Дас (многие считают его одним из выдающихся западных представителей пения киртанов), недавно написал специальный гимн, связанный с миром на земле.

Krishna Das — Lokāḥ Samastāḥ Sukhino Bhavantu

Понятно, что традиции духовных гимнов существуют не только в Индии.

Мы все знаем церковное пение, пришедшее к нам из Византии и Греции. Баджаны существуют у джайнов и сикхов; в японской религии Шин-то есть пение «норито» и «кагура», в японском буддизме — гимны «саимон» и пение «шо-мьё».

Поют суфии; поют шаманы всех краев. С тех пор, как появился тибетский буддизм, в нем тоже существуют духовные песнопения; мантры и молитвы.

Один из самых выдающихся представителей тибетского духовного пения — Лама Гьюрме (Lama Gyurme) — как-то раз позвал меня к себе в монастырь, и мне посчастливилось слушать, как он поет у себя в монастыре: его голос реально уносил душу в какие-то фантастические края.

Давайте послушаем вместе.

Lama Gyurme & Jean-Philippe Rykiel — Hope For Enlightenment

Когда-то, в 1990-е годы, я с помощью своей древней знакомой, великой нью-йоркской шаманки Габриеллы Рот (Gabrielle Roth) записал альбом тибетских мантр, с которым — к моему несказанному удивлению и удовольствию — до сих пор приходится иногда сталкиваться в самых неожиданных местах мира, вроде ашрама Сатьи Саи Бабы в Путтапарти, или экзотической восточной лавки где-нибудь в Сан-Франциско.

И все-таки баджаны и киртаны занимают в музыке мира особое место: исходя из положений «Нада-Брахмы», эта музыка приносит в мир положительные вибрации; делает мир светлее.

И с тех самых 1990-х я хочу записать альбом индийских баджанов; почему – даже не буду пытаться формулировать. Просто я их слышу внутри, и хочется дать им жизнь.

И вот, с 90-х годов я все пытаюсь сделать их то так, то так — и, кажется, начинает получаться.

И сейчас хочу поделиться с вами песней — баджаном — из этого будущего альбома.

БГ — Hanumān

Бывают времена, когда кажется, что мир все-таки направился к свету и взаимопониманию, происходит прогресс, и развивается согласно духоподъемным законам.

В 1893-м году в Чикаго проходил «Парламент мировых религий», на который съехались духовные люди со всего мира; даже из Индии приехал ученик Рамакришны — Свами Вивекананда; его появление было встречено аплодисментами. По миру тогда ездили великие суфийские и другие учителя, процветало все светлое.

Тут-то и началась первая мировая война.

Поэтому хорошо бы учитывать, что когда все, кажется, идет хорошо, то это может быть не так уж надолго. Как когда-то пели «Grateful Dead»: «когда жизнь кажется простой и ясной, это значит, что за дверью — опасность».

Мир — не что иное, как огромное зеркало; оно отражает то, что есть в нас самих; поэтому, глядя на то, что происходит вокруг, мы можем заламывать руки и стенать «Боже, как все плохо!»; можем протестовать «против всего плохого за все хорошее» и чувствовать себя героями, старательно не замечая, что те, кто устраивает все это «плохое», на наши протесты никак не обращают внимания; а можем попытаться без всяких лишних слов помочь тем, кто действительно нуждается в помощи.

И нести в мир музыку, которая делает жизнь светлее.

Спасибо. Мир всем нам.

Lama Ngodup Jungney & Pema Wangdi Lama feat. Raman Maharjan & Tsering Gyurmey — Prayers, To Wish Prevalence Of Happiness In The World