Хорошо бы как-то осуществлять межкультурный перевод
Пока неизвестно точно, что конкретно предъявляют Дурову, поэтому все рассуждения предварительны.
Мой первый импульс был, конечно, поместить эту историю в коробочку “безопасность vs свобода/права человека”. И она туда ложится, конечно, но вот ещё что.
Не знаю, есть ли исследования, но в разных странах/культурах очень разные практики использования/восприятия одних и тех же медиа и соцсетей. “ЖЖ”, который был в Америке просто блог-платформой для девичьих дневников, а в России превратился в один из главных социальных феноменов 2000-х, где формировалась политическая и культурная повестка, где вызрели многие отношения и репутации, которые актуальны до сих пор.
Срочный сбор
Нам нужна помощь как никогда
Твиттер, который в западном мире стал главной платформой для неформальных высказываний и быстрого распространения информации, в России и странах других славянских языков так толком и не прижился, по крайней мере никакого бизнеса и продвижения там особо нет.
Фейсбук, который опять же в мире был сначала студенческой соцсетью, а потом витриной для личных связей, в России снова принял на себя основную смысловую, так сказать, нагрузку.
Зато, кстати, Инстаграмм и Тик-ток везде примерно одинаково используются и воспринимаются.
Так вот я сейчас глянула статистику, Телеграм по-прежнему наиболее популярен в России, Украине, Индии, Израиле, Казахстане, Сингапуре и тд. Из европейских стран только Италия и Испания в десятке.
Для не-западного медийного пространства, особенно – для славяноязычных стран, назовем это так, Телеграм – это прежде всего источник неподцензурной и быстро распространяемой информации. Возможность быть в курсе и держать в курсе. Это прежде всего публичные каналы, которые, кроме всего прочего, – надежный способ распространения медиа, заблокированных в РФ.
Тогда как для западного человека телеграм – это стремный мессенджер, где полно контента на непонятных языках, какой-то спор славян, индийцев и арабов меж собою, где много мошенников, порно, наркотиков, все под псевдонимами. Этакий аналог даркнета. Хотя пользоваться им удобно, конечно, по сравнению с Вотсаппом (но полЕвропы вообще сидит в Вайбере, который называют “Вибером” и ничего).
(Кстати, ничего не понимаю про бытовое медиапотребление среднего европейца и американца: если у них нет телеграм-каналов, а в твиттере только ссылки, неужели они платят за все эти крупные медиа, которые тотально под пэйволлом? Ну понятно, что есть Би-би-си и другие бесплатные сайты, но тем не менее. Где у них “лента” или что выполняет её функции? Заголовки твиттера и всё? Рассылки?)
Поэтому сейчас, так как телеграм – это, конечно, ценность, хорошо бы как-то осуществлять межкультурный перевод. Иначе никто не поймет нашего возмущения арестом человека, который как бы отказывался сотрудничать со следствием, когда в баре, которым он владеет, стали собираться странные люди, замешанные в преступлениях.
А про свободу/права человека vs безопасность тоже важно, но это нам ещё долго предстоит обсуждать – похоже, это теперь главный нерв. Парадоксально совпали по времени аж два сюжета на эту тему – арест Дурова (свобода слова) и “запрет УПЦ” (свобода совести).
А ещё меня очень беспокоит то, что мы все отданы на какой-то аутсорс. Вся жизнь и весь бизнес происходит на платформах, которые не мы контролируем. Случись чего – и вот у нас исчезли фотографии и воспоминания за 10 лет, обнулились все слабые социальные связи (а сильных от силы 20 человек) или целая огромная база читателей, или и то, и другое. Тот же Дуров, несмотря на свои почти миллиард пользователей, возмущался, что зависит от Эппл и Гугл, которые, если что, рубанут приложение из магазинов – и всё. Просыпаешься утром, а у тебя ноль. Потому что машинка Цукерберга что-то там про тебя решила и с ней не поговоришь. Или вот если представить, что телеграм просто удалят — ах, мои 22800 подписчиков, мои посты, которые я сама использую, как архив, мои личные переписки, в которых полжизни. Не говоря уж о медиа.
Как это всё забэкапить и присвоить обратно? Тот, кто придумает, как нам вернуть нашу субъектность, индивидуальную и коллективную, будет следующим Дуровым.