Купить мерч «Эха»:

«Особое мнение» Максима Шевченко

Максим Шевченко
Максим Шевченкополитик и журналист

То, что происходит в Газе, это конфликт, который напоминает, как лопается земная кора. Европейские западные волдыри и гной, созданные Западом, вытекают, и из них появляется новая молодая кожа, которая имеет отношение к реальному организму…

Особое мнение6 ноября 2023
Максим Шевченко / Особое мнение 06.11.23 Скачать

Подписаться на «Живой гвоздь»

Поддержать канал «Живой гвоздь»

Н. ВАСИЛЕНКО: 6 ноября, понедельник. У микрофона Никита Василенко. Это Youtube-канал «Живой гвоздь» и на своем месте, как всегда, программа «Особое мнение». Сегодня со своим особым мнением выступит политик и журналист Максим Шевченко. Максим, здравствуйте!

М. ШЕВЧЕНКО: Здравствуйте, Никита! Здравствуйте, уважаемые зрители!

Н. ВАСИЛЕНКО: Конечно, уважаемый зрители, вы можете пользоваться ситуацией и писать в наш чат. Интересные вопросы и какие-то замечания я с радостью прочитаю. Я за ними слежу. Но все-таки начну со своих вопросов. Сейчас мы наблюдали, что на Ближнем Востоке, в принципе, все по-прежнему неспокойно. США и Иран обменивались любезностями о невмешательстве в различные дела и даже с конкретными угрозами. Блинкин уже четвертый раз с 7 октября посещает Израиль, но операция в Секторе Газа набирает обороты.

И вот вчера, Максим, вы на одном из стримов, который опубликован на вашем канале, обсуждали возможность участия других арабских стран в этой войне под знаменем ислама. Может быть, я снова все не так понял, но мне показалось, что вывод очевиден: ХАМАС — это религиозные фанатики, и наоборот, как раз в исламском обществе, в том числе арабском обществе, есть заинтересованность в том, чтобы Израиль их ликвидировал. Поправьте, если я снова все не так понял.

М. ШЕВЧЕНКО: Вы поняли не так. Я вам сейчас все объясню. Дело в том, что «религиозный фанатик» — это бессмысленное словосочетание, которое носит чисто пропагандистский характер в данном контексте. Фанатиками можно назвать кого угодно. Можно любых людей, которые борются за свободу своей страны, за безопасность своего народа, борются с оккупантами, назвать фанатиками. Гитлеровцы называли советских людей фанатиками. Они говорят: «Мы не понимаем, почему эти фанатики не сдаются в плен, хотя Райх им обещает борщ и так далее». Поэтому «фанатик» — это вообще слово, которое ничего не объясняет. Любой человек, который сражается и видит смыслы и цели своей борьбы более значимыми, чем даже собственная жизнь — допустим, борьба за Родину, — этот человек врагом объявляется фанатиком.

В данном контексте речь шла совсем о другом. Речь шла о том, что так называемые арабские государства созданы никакими не арабами и даже не мусульманами. Они созданы англичанами и французами. Границы всех без исключения арабских стран проведены колонизаторами после разрушения Османской империи. Какую ни назовите: Сирия, Ливан, Египет, Иордания, Саудовская Аравия, Йемен, Оман и так далее. Единственным исключением является Турция, которая в 20-е годы вначале под руководством Кемаля Ататюрка дала отпор Антанте, хотя по всем планам расчленения Турции туркам там даже места не было.

Н. ВАСИЛЕНКО: Но Ататюрк все-таки взял курс на светское государство, не исламское.

М. ШЕВЧЕНКО: Такая была мода в то время, понимаете — брать курс на светское, на все, что укладывается в контекст европейской философии и объясняется европейской философией: марксизмом, экономизмом, позитивизмом или какими-то иными формами западной мысли. А ислам — это органическая, просто естественная, неотъемлемая природа той цивилизации, которую мы называем исламской.

Иногда западным людям и людям с западным сознанием кажется, что все цивилизации на самом деле просто одели на себя такие маски, знаете, и мимикрируют. Там китайская, там исламская, там индийская. А на самом деле они все мечтают стать западноевропейской цивилизацией. Вы наверняка слышали такую точку зрения. Знайте, Никита, это точка зрения либо идиота, либо мошенника. В данном случае идиот упорно не хочет понять, как на самом деле устроен мир за рамками его достаточно ограниченного взгляда на проблему, а мошенник хочет вас обмануть.

Так вот, исламское пространство, исламский мир гораздо древнее, гораздо могущественнее идейно, чем вот эти так называемые исламские государства, какие бы они ни были. Еще раз подчеркну: все без исключения исламские государства, кроме Турции, которая создана волей турецкого народа, который дал отпор Антанте, в авангарде который шли греки (Греция тоже была частью Антанты, по сути дела), то есть Западу, тогдашнему НАТО. А все остальные — так или иначе это соглашения, договоренности. Когда они не хотели вести себя под диктовку англичан, например, как король Хусейн, король большого арабского государства, как ему обещали англичане в годы Первой мировой войны… Англичане создавали Саудовскую Аравию, саудовское государство и так далее.

Запад всегда играет в эти игры. Но исламский мир возник, как мы знаем, в конце VI — начале VII века по христианскому летоисчислению. Мусульмане отсчитывают свое летоисчисление с момента, когда община пророка Мухаммеда перешла из Мекки в Медину. Перешла из города Мекка, где родился пророк, в город Медина, где они обосновались для того, чтобы оттуда потом завоевать практически весь тогдашний мир. Завоевать не огнем и мечом, а завоевать в том числе идеями. Потому что в VII веке, безусловно, ислам нес в себе наиболее прогрессивные в социальном смысле идеи, как это ни странно будет звучать для современного человека, равенства, какого-то социального равновесия, веротерпимости.

Н. ВАСИЛЕНКО: Вот это как раз главный подвох, Максим. Извините, я понимаю, что до середины XX века ислам действительно был прогрессивным учением если говорить с философской точки зрения. Что в ХХ веке произошло тогда?

М. ШЕВЧЕНКО: Объясняю. В ХХ веке западные нацисты под видом демократов и либералов пришли в исламский мир, растоптали его, осквернили исламские святыни, убили миллионы мусульман. Французы Алжире и в Тунисе, англичане в Судане и в Египте. По всему Ближнему Востоку шла кровавая резня и продолжается.

Израиль — современный Израиль, не еврейский народ, который является частью оригинальной и уникальной древней культуры, древнееврейской талмудической… Даже цивилизации в каком-то смысле. Можно говорить про еврейскую цивилизацию, потому что она абсолютно оригинальна и абсолютно неповторима во многих своих нюансах. Взять хоть талмудические учения, хоть Мартина Бубера с его хасидскими преданиями, который интерпретировал определенные направления еврейской мысли, в современную немецкую философию пытался их втиснуть.

Но в XX веке просто западные нацисты… Иначе назвать нельзя. У нас под нацистами часто понимаются только гитлеровцы. Вот, мол, гитлеровцы, а французы — это, мол, Resistance, Сопротивление. Напомню, что именно те самые французы, которые были членами Resistance — не прошло и нескольких лет с момента Второй мировой войны, когда они там стреляли в виде «маки», партизан, или в виде деголлевских этих «Свободной Франции» воевали с немцами, — сжигали вьетнамские деревни вместе с жителями, морили голодом вьетнамцев. Кто не верит, посмотрите великий фильм «Индокитай» с Катрин Денев в главной роли, где показано, как французы, белые колонизаторы — нацисты, иначе их назвать нельзя, — обращались с вьетнамцами. Но дело в том, что эти нацисты еще не так давно были борцами с немецким нацизмом. То есть получается, немецкий нацизм плохой, а французский нацизм какой-то другой природы?

Или британский нацизм. Да, они дальше всех. Они разработали некую такую концепцию «Запад есть Запад, Восток есть Восток», оформленную устами Киплинга, максимально полно, максимально интересно. Они, может быть, дальше других европейских наций прошли по пути интеграции в такое пространство колонизируемых народов, будь то исламский мир, будь то Индия. В Китай у них не получилось зайти, хотя они опиум продавали китайскому народу, насильно заставляли продавать. Но в целом это тоже нацизм. Я считаю, что нацизм есть просто имманентное свойство западной политической культуры.

Н. ВАСИЛЕНКО: Тогда Российская империя тоже подходит под эту логику, когда она приходила Среднюю Азию.

М. ШЕВЧЕНКО: А вот Российская империя всегда колебалась. Конечно, в XIX веке все эти взгляды о высшей роли белого человека и низшей роли жителей, допустим, Таджикистана, Самарканда, Бухары, Коканда, Хивы исповедовали. Генерал Кауфман, который пришел туда, вполне так относился к этому. Генерал Засс, который коллекционировал черепа адыгов, хвастался своим друзьям-офицерам, командующим Кавказской армии, западного крыла, и говорил: «Я отрубаю им головы, вывариваю черепа сам. Очень интересный антропологический материал». Как Хищник, помните, в знаменитом фильме со Шварценеггером? «Я отсылаю друзьям в Берлин. Очень интересная антропология».

Я был когда-то на одной конференции в Берлине. Там такие леволиберальные ребята устроили лет 10 назад обсуждение, что и как мир… И там встали люди из Намибии. Я помню, там был гость из Намибии, который сказал: «Что мы обсуждаем? У вас тут в Музее антропологии лежит просто голова моего прадеда. Вот я просто знаю, что ему отрезали голову, выварили ее и привезли сюда в Берлин. Вы со мной разговариваете на равных, думаете, у нас будет диалог, хотя вы голову моего прадеда, которую вы отрезали, храните здесь». Да, у России есть, конечно, это, потому что в России голову имама Шамиля тоже хранили, понимаете ли, как кие-то эти самые… 

Но не будем уходить так далеко в глубину. Современный Израиль… Проблема в том, что современный Израиль является продолжателем вот этого комплекса белого человека. Это государство, которое создано, на мой взгляд, не столько в рамках иудейской культуры, еврейского менталитета и отношения к миру — очень оригинального, выстраивающего диалог где-то с мусульманами… У евреев хуже всего получался этот диалог, потому что когда евреи выстраивали диалог с христианами, то христиане либо у евреев бабки забирали, либо, когда им бабки надо было отдавать евреям, предъявляли претензии, что евреи Христа распяли и кровь его на них и на детях их. И, как говорится, сразу мочили их — убивали, грабили и выгоняли всячески. Мусульмане так никогда не обращались с евреями. Никогда за всю свою историю.

Поэтому современные государства только носят название «арабских» и «исламских». На самом деле это абсолютно западные колониальные конструкции геополитические, которые должны умереть. Как 100 с лишним лет были королевства, созданные крестоносцами на Ближнем Востоке — это же тоже были государства. Иерусалимское королевство, Триполитанское королевство, княжество Эдесса, которое первое пало под ударами мусульман, когда они освобождали Ближний Восток.

Причем вместе с мусульманами шли и православные христиане. Напомню, что в армии Салаха ад-Дина, известного как Саладин в европейской традиции, было очень много православных, а один из его советников был православный христианин. Для мусульман и для православных Ближнего Востока изгнание западных крестоносцев, рыцарей, в каком бы виде они ни приходили — в виде Ричарда Львиное Сердце или в виде современного западного сионизма, — это одинаковая тема.

Ну да, там 100 с лишним лет воевали за изгнание крестоносцев, западных колонизаторов, со Святой Земли. Сейчас еще, конечно, 100 лет не прошло с 1947 года, но немножко осталось. Я думаю, что результат будет примерно такой же. Почему? Потому что и ХАМАС, и «Хезболла», и «Ансар Аллах», и ихваны, и много что другое являются природными явлениями исламской цивилизации. Они и есть сама исламская цивилизация. А государства, которые носят названия исламских, созданы западными немусульманами, колонизаторами, крестоносцами и поработителями исламского мира. Вот так вот. Вопросы еще есть какие-то?

Н. ВАСИЛЕНКО: Вопрос есть. Например, «Хезболла», хуситы и тот же ХАМАС — ведь они, по сути, огнем и мечом несут знамя ислама, что отпугивает обывателей, что пугает людей и заставляет распространять на всех мусульман свои фобии.

М. ШЕВЧЕНКО: Каких именно обывателей?

Н. ВАСИЛЕНКО: НРЗБ ислам как религию, как идею.

М. ШЕВЧЕНКО: Мнением каких именно обывателей мы должны так сильно дорожить, Никита? Вот объясните. Где эти обыватели, где эти мещане прекрасные?

Н. ВАСИЛЕНКО: Миллионы людей Европы и Азии, которые смотрят, как движение «Хезболла» атакует…

М. ШЕВЧЕНКО: Я что-то вижу, как миллионы людей Европы, Азии и Америки поднимают палестинские знамена, блокируют парламенты и железнодорожные вокзалы в своих странах.

Н. ВАСИЛЕНКО: Это их собственный разрыв. Они поддерживают независимость Палестины, они против геноцида, но они ни в коем случае не поддерживают именно идеологическую исламскую составляющую этой истории.

М. ШЕВЧЕНКО: Во-первых, мы этого не знаем. Мы с вами с ними не говорили. Я вижу в этих демонстрациях женщин в исламских платках и бородатых мужчин. Я думаю, что западные люди, многие интеллектуалы… В этих демонстрациях участвуют интеллектуалы. Я знал немало людей, которые участвуют в демонстрациях. Среди них немало евреев, таких замечательных, как покойная Хеди Эпштейн, родители которой погибли в Холокосте. Сама она девочкой работала в Нюрнберге в комиссии, которая занималась исследованием медицинских экспериментов, которые нацисты проводили над заключенными. Потом Хеди приехала в Израиль в 40-е годы после войны, в 50-е годы и уехала из Израиля, сказав, что не может находиться по отношению к палестинцам в такой же позиции, в какой нацисты находились по отношению к евреям. Она немецкая еврейка сама была. И многие другие — Стэнли Коэн и замечательные другие люди.

Н. ВАСИЛЕНКО: Это просто про гуманизм. Это ни в коем случае не про исламское движение какое-то. Это просто из солидарности.

М. ШЕВЧЕНКО: Никита, я думаю, что эпоха, когда мы пытались весь мир упаковать в прокрустово ложе западного позитивистского мышления или не позитивистского мышления, западной философии, которая определенным образом трактует роль человека, экономических и социальных отношений, смысл истории, в конце концов, который даже в полемике с Гегелем все равно восходит к Гегелю, а от Гегеля к Платону и Аристотелю… Я думаю, что это не уникальный взгляд на мир. Я думаю, что мир приходит к пониманию, что вот эти примерно 200 лет господства западного взгляда на человечество и на его историю заканчиваются. Что на самом деле мы имеем дело не просто с конфликтом цивилизаций, а с восстанием цивилизаций против доминирующей роли Запада.

Н. ВАСИЛЕНКО: Не приведет ли это к войне всех против всех?

М. ШЕВЧЕНКО: Приведет. Безусловно, эта война уже идет. Она только начинается и разгорается. Если кто-то думает, что то, что происходит в Газе — это локальный конфликт, горячая точка, то у меня для вас очень неприятные новости: это не так. Это на самом деле конфликт, который напоминает, как лопается земная кора, из которой проступает… Или старая засохшая кожа, ороговевшая.

Н. ВАСИЛЕНКО: Волдыри и гной.

М. ШЕВЧЕНКО: Да, волдыри и гной. Европейские западные волдыри и гной, созданные Западом, вытекают, и из них появляется новая молодая кожа, которая имеет отношение к реальному организму. Древний исламский мир, который существует с VI века… Давайте посчитаем — примерно 1500 лет, правильно? Полторы тысячи лет. Это больше, чем история России насчитывает, между нами говоря.

Н. ВАСИЛЕНКО: Это меньше, чем история христианства и иудаизма, все равно.

М. ШЕВЧЕНКО: Наверное, да, естественно, меньше, потому что это одна линия, одна полемическая линия. С христианством — смотря каким христианством. Тут как бы есть разные точки зрения. Кое-кто считает, что никейское христианство — это попытка совместить митраизм, митраистский взгляд на религию, привить митраизм к христианскому писанию. Недаром, как говорится, день рождения 25 декабря, Рождество Иисуса, странным образом совпадает с днем рождения Митры, который праздновали в Римской империи в ее первые века.

Вы, как человек образованный, прекрасно знаете, собственно говоря, эти нюансы. Не будем пересказывать Фрезера и его «Золотую ветвь». Кому интересно, Прочитайте эту великую книгу. Это, конечно, один из взглядов на историю, безусловно, он не претендует на общность. Но в целом это взгляд достаточно любопытный, интересный, пробуждающий немало вопросов.

Да, мне кажется, тут нет смысла козырять, кто древнее, кто не древнее. А буддизм еще древнее. Будда — это, по-моему, IV век до Рождества Христова. Понимаете, дело не в этом. Сила идей не в их древности. Сила идей в их удивительном влиянии. Особенно идей трех монотеистических традиций (иудаизма, христианства, ислама) и буддизма, который нельзя считать монотеистической традицией. Это удивительное такое явление атеистической религии — религии, которая отрицает наличие богов как феноменов и так далее. Тут уже, как говорится, все читают Пелевина и все с буддизмом в наше время на русском языке прекрасно ознакомились. Каждая книга Пелевина — это, считайте, проповедь. Как сутра такая новая буддийская.

Поэтому причем тут это? Цивилизация — она же не только на одной религии живет. Она живет на сформировавшихся за столетия представлениях людей, существующих в рамках этой цивилизации или, как говорит Александр Гелиевич Дугин, в рамках логоса этой цивилизации, исламского логоса, о том, что есть человек, что есть время в контексте человека, что есть смерть для человека, что есть жизнь для человека, какую функцию играют деньги и как человек соотносится с деньгами. Вы увидите, что в разных цивилизациях — в западной, в исламской, в индуистской, в китайской, — это совершенно разные представления.

Нам осталось разобраться только с одной темой. Нам сказали, что прогресс является уделом только западной цивилизации. Это ложь. Я думаю, что это доминирование, основанное на непрерывной войне и на грабеже всего остального человечества — оно проходит. А то, что нравится ислам каким-то обывателям, не нравится ислам каким-то обывателям… Знаете, был такой индуистский философ Шанкара, очень интересный. Он проповедовал такое учение адвайта-веданта. И у него была такая присказка. Он говорил: «Есть боги или нет богов, это ничего не меняет в моей концепции мира». Вот есть эти мещане и обыватели Запада или их нет, это ничего не меняет, поверьте, в концепции ислама, никак на него вообще не действует.

Н. ВАСИЛЕНКО: А мы можем говорить о некой незрелости ислама? Потому что создается ощущение, когда мы видим, что некоторые фанатики — подчеркну, фанатики, — отрезают головы под именем Аллаха, это напоминает какие-то инквизиционные мероприятия, которые проходила христианская церковь в Средние Века.

М. ШЕВЧЕНКО: Ну, головы отрезают, как мы знаем, не только мусульмане. Есть полно фотографий французских и британских офицеров. Как фон Засс, который отрезал головы адыгам и коллекционировал.

Н. ВАСИЛЕНКО: Но это дела минувших дней.

М. ШЕВЧЕНКО: Вообще в отрезании головы больше, скажем так, мещанского, обывательского страха. Люди сейчас смотрят… Вот каждый день тысячи телеграм-каналов транслируют кадры с украинской войны или с Ближнего Востока, где снаряды разрывают на части тела, где люди говорят в танках. И ничего, это людей как бы не смущает. Они смотрят, еще бравурную музыку на это накладывают.

Вот недавно я видел видео. Там какая-то группа солдат (не буду называть армию). Кинули в нее гранату и вот там сверху беспилотник. Они там падают. Видно, они корчатся от боли, эти несчастные люди. У них там брызжет кровь, кто-то умирает в прямом эфире. На это наложена бравурная музыка. И это люди смотрят, пожевывая бутерброд, понимаете ли, с утренним кофе: что там новенького, какие новые видосы запилили про то, как там этих или этих сожгли, положили, закидали снарядами? Но стоит крупным планом одному человеку отрезать голову в видео, как у всех страх и трепет. То есть тысячи людей, которых в Газе убомбили просто в кровавую пыль — это как бы так, ничего. Хотя не комильфо, даже отдельные политики приподнимают бровь. Ну тут одна отрезанная голова — и все уже кричат.

Н. ВАСИЛЕНКО: Если бы одна. Их много.

М. ШЕВЧЕНКО: К сожалению, головы, а также уши отрезают не только мусульмане. Допустим, многие бойцы специальных подразделений… Еще во Вьетнаме это было, да и в других локальных конфликтах. Не будем, чтобы не нарваться на разного рода, скажем так…

Н. ВАСИЛЕНКО: Статьи.

М. ШЕВЧЕНКО: Статьи, да. …упоминать эти конфликты. Но мы прекрасно знаем людей — я лично знаю людей, которые хвастались отрезанными ушами, показывали их на фотографиях, позировали с ними. Отрезанные уши. Потом некоторые бойцы спецподразделений, на мой взгляд, со сдвинутой крышей, хранили даже дома. Этим отрезанным ушам во вьетнамской войне, убитых вьетнамцев, посвящены даже целые книги и исследования в Америке. Кому интересно, прочитайте, посмотрите, поищите. Найдете немало.

Поэтому давайте мы не будем муссировать и педалировать какие-то ужасы войны и какие-то отдельные моменты, способы убийства человека. По мне, так нет никакой разницы, отрезать человеку голову или разорвать его бомбой. Бомбой так еще и похуже будет, потому что бомба еще и не конкретного человека убьет, а еще и вокруг человек 200, понимаете ли, включая женщин и детей, унесет с собой. Как нам рассказывают израильтяне, для убийства одного лидера ХАМАС они завалили еще 400 мирных палестинцев. Ну, такая война.

Н. ВАСИЛЕНКО: Такая война. Это «Особое мнение» Максима Шевченко, политика и журналиста. Ведет эту программу Никита Василенко. Мы уйдем на небольшую рекламу. Оставайтесь с нами, совсем скоро вернемся.

РЕКЛАМА.

Н. ВАСИЛЕНКО: Продолжаем наш эфир. Я напомню, что это программа «Особое мнение» с Максимом Шевченко, политиком и журналистом. Я призываю поддержать эту трансляцию лайком, поделиться ей с друзьями или зайди в магазин shop.diletant.media, где, как всегда, наша подборка комиксов «Спасти» — серия комиксов, которые делает журнал «Дилетант». И все это доступно в нашем магазине. Я напомню, что именно работа магазина поддерживает наш канал. Если вы хотите еще больше трансляций интересных эфиров и интервью, пожалуйста, в том числе не забывайте покупать наши книги. Ну или можно просто задонатить. Продолжаем беседу с Максимом Шевченко. Давайте все-таки переместимся к нам на территорию Российской Федерации, именно в наше новостное поле.

М. ШЕВЧЕНКО: Мне хотелось бы еще про отрезание голов немножко поразмышлять. Допустим, в Америке есть такая казнь, которая называется введение яда в тело человека. Она как оформлена? Это достаточно медленная и мучительная процедура, на которой присутствует примерно до 100 человек, в зале сидят. Иногда это транслируется по кабельному телевидению. Преступника кладут. Знаете, вот эти капсулы такие, там яд вот так вот и так далее.

По мне, так это адская жестокость, понимаете? Когда человеку перерезают горло, как только перерезают сонную артерию острым ножом, дальше человек все, он умирает сразу. Дальнейшее отрезание головы — это уже, считайте, мертвому отрезают. То есть отрезание головы — это мгновенная смерть. Как гильотина — это мгновенная смерть, когда нож падает и перерезает сразу. А вот медленное введение яда, когда человек видит, как эти капсулы опускаются, умерщвление… Это Стивеном Кингом великолепно описано в «Зеленой миле». Помните, когда он там клал эту сухую губку… Этот несчастный главный герой, афроамериканец — он дымился. Он его мучил специально, этот садист.

Поэтому, как говорится, не западным людям кого-то обвинять в каких-то там казнях. Я не слышал, чтобы в исламском мире, еще раз говорю, были антропологические музеи, куда собирали бы головы вываренные — как Хищник в замедленном фильме, — вываренные черепа отрезанных голов убитых лидеров сопротивления западной колонизации типа имама Шамиля, либо членов махдистского восстания и так далее. В западной антропологии XIX-XX века это запросто было.

Н. ВАСИЛЕНКО: Но  это же признали все европейские страны.

М. ШЕВЧЕНКО: Ничего не признали, все эти черепа хранятся. Я не знаю, где голова имама Шамиля? То ли ее захоронили, то ли не захоронили. С этой головой уже носятся, понимаете, последние 30 лет.

Н. ВАСИЛЕНКО: Это как библиотека Ивана Грозного, да, в какой-то степени.

М. ШЕВЧЕНКО: Да, то ли ее потеряли в кунсткамере, то ли не потеряли в кунсткамере. Там еще кожа Джа-ламы, лидера кыргызского восстания в Монголии. По-моему, она тоже была в кунсткамере. Кожа хранилась как интересный артефакт такой. Поэтому как раз западное сознание, западная цивилизация, на мой взгляд, абсолютно людоедская, относящиеся к человеческой жизни, к человеческим останкам по-людоедки. Как бы тут не стоит пальчиком вот так вот нравоучительно помахивать, а лучше бы на себя обратиться, на свои людоедские практики. Абажуры из человеческой кожи в XX веке, в середине XX века, напомню, в эпоху, когда уже написали все Гегель, Кант… Уже, понимаете, все было в середине XX века. Не мусульмане делали абажуры из человеческой кожи.

Н. ВАСИЛЕНКО: Но, к сожалению, опять же, Европа это забыла. Как мне все-таки кажется, она признала это ошибками своего колониального прошлого.

М. ШЕВЧЕНКО: Да это ложь, ничего она не признавала. Еще раз говорю, сразу после войны Вьетнамская война показала, как герои Resistance становятся такими же нацистами и карателями по отношению к вьетнамцам, к «Вьетминю». Хо Ши Мин был террористом, Нгуен Зяп был террористом. Де Голль их считал террористами. Великий генерал де Голль считал Хо Ши Мина и Нгуен Зяпа террористами. Потом, когда эти террористы дали ему как следует по яйцам, извиняюсь, им в Женеве пришлось сесть с ними, с посланниками Хо Ши Мина, и признать Демократическую Республику Вьетнам, у которой тоже немало было минусов — коммунисты и так далее, тоталитаризм, — но в целом… Так же было и с «Вьетконгом» потом: бомбили-бомбили, стреляли-стреляли..

Когда цивилизация встает против искусственно созданной системы, которую этой цивилизации пытаются навязать, то происходит то, что великолепно показал Коппола в своем великом фильме «Апокалипсис сегодня». Когда этот самый… Господи, как этот актер-то, который играл полковника Курца? Полковник Курц в конце там говорит: «Если мы не будем жить как они, понимать, как они действуют, мы вообще ничего не поймем, эта война уже проиграна». Марлон Брандо.

Поэтому, собственно говоря, вот вам, пожалуйста — проиграли там. Вьетнам — это первое поражение западного мира перед наступлением цивилизации иной. Это восстание. Коммунизм был просто формой мобилизации вьетнамского древнего мира, который восстал против Запада, который пытался его вестернизировать. Все начинается оттуда, на мой взгляд. Первая победа, по отношению к которой равняются многие потом.

Н. ВАСИЛЕНКО: Вот наши зрители просят перенестись в нашу реальность. Давайте вернемся к российско-украинскому конфликту, потому что на предыдущей неделе было очень много публикаций, о которых хочется поговорить. Например, интервью Арестовича, который заявил, что идет на выборы против человека, которые загнал свою страну в тупик — так он называет Зеленского. Это статья Залужного, который, опять же, сказал, что война находится в тупике и качественный сдвиг возможен только благодаря новым технологиям, которые он хотел бы увидеть со стороны западных партнеров. Ну и Саймон Шустер сделал большую статью об усталости Зеленского, о том, что он зол на своих партнеров, потому что подозревает, что помощь рано или поздно свернется. Все эти статьи, все эти громкие заголовки подхватили российские пропагандисты с тем сообщением, что Путин все-таки всех переиграл. Действительно ли это так?

М. ШЕВЧЕНКО: Я только мельком читал отрывки из упоминавшихся вами материалов. О том, что это случится, собственно говоря, мы с Леваном Пирвели сказали еще примерно год назад — что это неизбежный процесс. Что, конечно же, когда вся ставка была сделана на летнее наступление украинской армии, которое заранее было анонсировано, за несколько месяцев… Я не знаю наступлений, которые заранее анонсируются по всем, как говорится…

Н. ВАСИЛЕНКО: Но это была психологическая операция нагнетания.

М. ШЕВЧЕНКО: Нет, это была не психологическая операция.

Н. ВАСИЛЕНКО: Измотать соперника в ожидании, например.

М. ШЕВЧЕНКО: А я думаю, что это было совсем другое. Это была финансово-информационная операция с целью рассказать западным партнерам, которые выделяли все новые и новые невероятные деньги, сотни миллиардов долларов, оружие на эти бесконечные деньги, что не волнуйтесь, мы не просто разворовали эти деньги, а мы готовим реальный наступ, очень мощный. То есть все эти сообщения с анонсом контрнаступа именно под Запорожьем, под Херсоном, с якобы попыткой выхода в Крым, или в Мариуполь, или в Бердянск — это был как бы отчет перед западными спонсорами о том, что мы ваши деньги не разворовали, а вот их пустили на новые бригады.

Эти бригады сгинули в огне запятая в бою под Пятихатками и под Работино, или как там называются эти деревни, за которые несколько месяцев шли кровопролитные бои. И вместе с этими бригадами и с этими миллиардами, результатом которых было продвижение на 17 километров — понимаете, на 17 километров, — я думаю, что должен сгинуть и Владимир Зеленский. Безусловно, это так. Потому что тут есть несколько очень важных факторов.

Н. ВАСИЛЕНКО: Извините, я сразу уточню. Но если он сгинет, значит ли это, что автоматически придет какое-то перемирие, а может быть, даже мир?

М. ШЕВЧЕНКО: Я думаю, я уверен даже, что до нового года будет какая-то естественная заморозка конфликта. Просто сейчас ситуация войны, когда темп, как это называется в шахматах, диктует Москва, а не Киев. Киевское наступление провалилось по всем фронтам. Теперь Москва может навязать позиционную войну, которой так боится Залужный. Он сказал, что Украина не сможет вести позиционную войну без постоянной подпитки западным оружием. А постоянно подпитываться западным оружием, то есть выделять новые и новые сотни миллиардов в ситуации президентской кампании в США, где демократам надо будет отчитываться за эти израсходованные деньги налогоплательщиков… Это же не с неба упавшие деньги.

Европейцам, где победа откровенно пророссийских сил, допустим, в Словакии и все более и более такое демонстративное брутально-пренебрежительное по отношению к Брюсселю поведение Орбана — оно европейские элиты вводит в состояние такого панического транса, на мой взгляд. В общем, в этой ситуации, конечно, им как воздух необходима какая-то передышка, чтобы принести своим избирателям информацию о том, что эта бесконечная черная прорва украинской войны, куда ухали огромные деньги, куда сгинули на самом деле тысячи европейцев, которые там воевали как наемники… 

Там компания «Академия» зафиксировала. Я видел интервью (я уже говорил об этом) грузина одного из «Грузинского легиона». Он давал интервью под брендом «Академии». «Академия», «Blackwater» — это одна из крупнейших частных военных компаний в мире. Она очевидно действует в Украине. Я полагаю, что она является таким костяком украинской армии, самых ее боеспособных подразделений.

Н. ВАСИЛЕНКО: Они прямо участвуют и даже не тренируют, вы на это намекаете?

М. ШЕВЧЕНКО: Да, я уверен, что они участвуют. Они тренируют, составляют костяк. Об этом просто есть масса свидетельств — о том, что иностранцы и убитые…

Н. ВАСИЛЕНКО: А какие, например, свидетельства?

М. ШЕВЧЕНКО: Те, кто воюет с ними, их интервью. Бренд «Академия» — это же не просто так, это же бренд компании. Понимаете, человек дает интервью. Он же не просто так, это не «Кока-Кола», которой на каждом углу висит реклама. Бренд «Академия» — это, собственно говоря, эксклюзивная вещь, которая может быть только в офисе этой военной компании, по большому счету. И вообще эта война когда-нибудь будет названа войной частных военных компаний с обеих сторон. Потому что я уверен, что армия…

Н. ВАСИЛЕНКО: Первая частная, назовем ее так.

М. ШЕВЧЕНКО: Ну, их так много. И с западной, и с украинской стороны много западных частных военных компаний. Есть, наверное, и украинские частные военные компании, созданы — вот нацбаты многие. Есть и с российской стороны. Самая знаменитая — печально известный «Вагнер», а может быть, героически известный «Вагнер». И так далее. Сейчас, говорят, новые, там называют какие-то названия.

То есть новые времена диктуют новые способы инвестиций в войну, которая на самом деле является форматом, как это ни странно, для кого-то гибели, а для кого-то оживления экономики. Буквально кому война, кому мать родна. За время войны в России резкий экономический подъем начался. Люди, получая зарплаты по 200 тысяч реально на контрактной службе, отсылают эти зарплаты своим родным в глубинку России, где таких денег отродясь не видали уже десятилетия, понимаете? Где люди получали по 15-20 тысяч. Мне там рассказывают истории, совершенно реальные. Говорит отец. Он звонит одному моему знакомому, военному, говорит: «Мой сын, наверное, связался с криминалом. Ему на карточку пришло около миллиона». А сын воюет по контракту, ему там за подбитый украинский БТР, танк какие-то наградные пришли. Слушайте, реально для российской глубинки это увеличение покупательной способности, даже на таком просто социальном уровне.

Н. ВАСИЛЕНКО: Извините, а не получится ли это какой-то пузырь финансовый? Что война закончится и все.

М. ШЕВЧЕНКО: Может, и так. Так всегда бывает.

Н. ВАСИЛЕНКО: Это бомба замедленного действия.

М. ШЕВЧЕНКО: Так всегда бывает. Вспомним, что после Первой мировой войны, спустя 10 лет, была Великая депрессия. Когда Первая мировая война привела в Америку огромные деньги и огромный экономический подъем, Первая мировая война в Штатах, а в 1929 году все это рухнуло и началась депрессия. Это такие кризисные явления, они нормальные.

Вернемся в Украину. Арестович и Залужный. Я думаю, что у них есть разные западные партнеры и они пытаются зафиксировать свое участие. Потому что понятно, что без воли Запада никакие выборы в Украине просто невозможны. Ни один человек, который не получит поддержку влиятельных западных центров, не сможет претендовать реально на какую-либо власть в Украине.

И вообще непонятно, как возможны какие-либо выборы в ситуации войны, когда половина населения номинального в этих выборах участвовать не может. Оно либо уже является частью России, того населения, которое Украина не признает, реально связанное с Крымом, с Запорожской и Херсонской областями, с Донецкой, Луганской, либо эти люди находятся в эмиграции. И, в общем, вряд ли они там побегут на избирательные участки. Хотя я не знаю, как там будет на самом деле.

Так или иначе, позиции Зеленского сильно ослаблены. Это не значит, что он уже списан со счетов. Я не думаю, что это так. Потому что Владимир Зеленский и его компания, его команда сильно укоренились в силовых структурах Украины. Держат под контролем СБУ, держат под контролем военную разведку, судя по всему — ГУР знаменитый, которые отметились диверсионно-террористическими актами на территории России.

Но тут все зависит от позиции Запада, западных партнеров. Если американцы захотят, то Зеленский в одну секунду как пробка вылетит, и никакая народная поддержка его не спасет. Что американцы от него потребуют сейчас? Что они от него могут потребовать? Так как год выборов, американцев волнует только внутренняя политика. Их в год выборов не волнует никакая Украина или что-то еще. Все внешние события подвязаны под внутреннюю повестку.

Это надо просто понимать про Америку. Все, выборы считайте что начались. До выборов остался год. Ровно год до того момента, когда в Америке будет это судьбоносное событие. Либо Трамп вернется в Белый дом, либо Трамп проиграет. Либо сейчас демократам надо за это время раскрутить кого-то, кто может сбросить вызов Трампу.

Кстати, я не исключаю, что эта палестинская тема, война, в которой, я вижу, активно участвуют активисты Демократической партии… Анджелина Джоли выступила в поддержку палестинцев. Мы видим демонстрации в Нью-Йорке, вотчине демократов, в поддержку палестинцев. Как же так? Блинкен летает в Израиль, а в Америке демократы активизируют палестинскую тему.

Я, во-первых, полагаю, что это может быть связано с тем, что они хотят, кроме Джо Байдена, еще какого-то кандидата рассмотреть, который мог бы бросить вызов Трампу. Байден — мы не знаем точно, в каком состоянии здоровья он находится. В каком состоянии его ум, его тело физически и так далее. Может быть, Камала Харрис. Они хотят, чтобы она бросила вызов Трампу. И таким образом они хотят обострить ситуацию.

Н. ВАСИЛЕНКО: Она как-то исчезла из медийного пространства. Я даже не знаю, в связи с чем.

М. ШЕВЧЕНКО: Она имеет просто очень ясную такую пропалестинскую позицию и всегда имела, Камала Харрис, которую она многократно высказывала. И я смотрю, что эта волна поддержки Палестины, наряду с официальной риторикой Блинкена, в Америке поднимается. И она поднимается именно демократами, а не какой-то еще неизвестной третьей силой.

Даже там было такое видео, где Блинкен выступает, а за ним вскакивают, кричат: «Свободу Палестине, свободу Палестине!». Я думаю, это инсценировка, потому что Блинкену поддерживать Нетаньяху, как и демократам, вообще нет никакого резона. Нетаньяху — это трамповский дружок, и как раз демократы хотели бы свержения Нетаньяху в Израиле, чтобы в Израиле к власти пришли как раз враги Нетаньяху из другой партии, из такой леволиберальной, достаточно мощной в Израиле партии.

Н. ВАСИЛЕНКО: Назовем ее партия мира, потому что они наверняка захотят переговоров.

М. ШЕВЧЕНКО: Нет, там нет никакой партии мира. Там есть партия войны, но, по крайней мере, с ними демократам будет гораздо проще разговаривать, в том числе в директивном ключе, чем с Нетаньяху, с которым они так разговаривать не могут. Поэтому глобальный спектакль раскручивается.

Точно такой же спектакль будет и в отношении Украины. Мы же не верим ни одной секунды, что там будут какие-то выборы демократические, на которых или Арестович, или Залужный могут победить. Конечно же, нет. Никакой демократии больше нет с момента, на мой взгляд, изгнания Януковича, когда демократически избранный президент, который достал Украину, сын которого Саша-стоматолог достал Украину, который там был символом коррупции, произвола и беззакония вместе со своими «македонцами», которые от его имени действовали и отжимали бизнес. Но парадокс в том, что он был законно избранный президент. Надо было дотерпеть, чтобы он проиграл на выборах и стал новый президент какой-то. Нет, они решили вот пойти по пути отторжения демократических выборов. Но если можно один раз, значит, можно и другой раз. Значит, можно и третий раз, и четвертый, и пятый, и так далее.

Поэтому в Украине Запад будет выбирать. От Зеленского тоже еще может быть польза. Слабый управляемый Зеленский, который должен кучу денег, который ничего не может сделать на фронтах — в принципе, неплохой вариант для демократов. Может, они его и оставят.

Потому что я изначально же говорил, что я считаю, что конфликт был не в виде борьбы Москвы с Вашингтоном, а в виде договоренности Вашингтона, Москвы и Пекина. И что главной целью конфликта было унасекомливание Европейского Союза. Европейский Союз унасекомлен донельзя. Вплоть до того, что он даже вынужден газ…

Н. ВАСИЛЕНКО: Что значит унасекомлен? Что вы вкладываете в это?

М. ШЕВЧЕНКО: Унижен и принужден к действиям, которые он сам не определяет. Ну вот пример. Допустим, 27% газового рынка Европы замещает Катар. Они увеличивают закупки сжиженного газа у Катара на 27%. А Катар — это главный спонсор ХАМАС. То есть Европейский Союз покупает газ Катара и финансирует ХАМАС. Вот например, к тому, как не просто устроит современный мир. Ну и так далее, масса таких примеров. Унасекомливание просто ужасное произошло.

Н. ВАСИЛЕНКО: Не происходит ли унасекомливание России между Соединенными Штатами и Китаем?

М. ШЕВЧЕНКО: А вот удивительным образом как раз не происходит. Как раз в России увеличился в разы, в десятки раз оборонный заказ, увеличилось, как мне говорят военные специалисты, буквально в десятки раз производство танков. Растут, создаются новые заводы, реанимируются старые заводы военные. Война — она в две мировые войны, в первую и вторую, дала Соединенным Штатам Америки, территория которых была вне постоянных бомбардировок, фактор экономического роста. Америка поднялась на первой и на второй войне мировых, когда они сами давали работу…

Н. ВАСИЛЕНКО: Америка инвестировала, а мы только тратим.

М. ШЕВЧЕНКО: В каком смысле? У нас государство сейчас начало инвестировать в оборонную промышленность.

Н. ВАСИЛЕНКО: То есть мы занимаем у себя. Это же за счет кого-то всегда происходит. Это же не на пустом месте деньги находятся.

М. ШЕВЧЕНКО: Ну смотрите, цены на нефть растут. Скоро 150 долларов за баррель будут мировые цены на нефть. Верхняя граница не работает, эмбарго не работает, санкции не работают против России. В этой ситуации Запад, Европа — про американцев я так не могу сказать, но Европа показала себя полными кретинами.

Н. ВАСИЛЕНКО: Ну а разве мы не пошли, скажем так, на поводу у Китая и, по сути, подталкиваемые к тому, что наша экономика будет зависимой?

М. ШЕВЧЕНКО: До этого Россия не просто шла на поводу, а ее, знаете, как за ноздрю быка… Или кольцо продевает в ноздрю быка. Россию ее богатые ресурсы просто вели на западный рынок. Как бы Россию постоянно вели на убой. Деньги из России выводились в Америку, в Израиль, в Европу. Ресурсы туда выводились. Деньги вкладывались туда, в разные футбольные, баскетбольные команды и так далее. Поэтому, по крайней мере, отношение с Западом было очень простое: все ресурсы России были к услугам Запада под видом так называемых инвестиций.

С китайцами более сложные отношения. Да, китайцы не сахар. Конечно, они не являются таким добрым дядюшкой Си по сравнению со злобным дядюшкой Сэмом, как нам часто рассказывают люди из окружения Глазьева, которые являются такими лоббистами китаизма. Мы трезво смотрим на Китай и мы понимаем прекрасно, что будущее России, ее единственная возможность только в реализации русской мечты. А русская мечта — это опора на собственные силы, самодостаточность. Ни Запад, ни Восток нам не указ. Но мы можем брать самое лучшее, все, что захотим, от Запада и от Востока. Захотим, от Юга, захотим, от Севера. Но только мы, опираясь на собственные силы, не попадаясь в капканы никаких идеологий и мировоззрений, понимая, что в современном мире все против всех и считаются только с сильными, имеем хоть какой-то шанс на будущее.

Если у России будет такой курс, мне кажется, это единственное для нее спасение. Если Россия будет пытаться, как она примкнула к Западу, примкнуть к Китаю, то Китай, безусловно, сожрет Россию, как ее сжирал по частям, людоедки пережевывая постепенно еще живую плоть нашей страны, Запад, его клевреты и финансово-экономические паразиты, внедренные им в тело моей несчастной искалеченной родины.

Н. ВАСИЛЕНКО: Вот вы описывали идеальный сценарий, как Россия может выйти из этого кризиса.

М. ШЕВЧЕНКО: Да, это идеальный сценарий. Я рад, что вы его разделяете, Никита.

Н. ВАСИЛЕНКО: Но это все идеализм, к сожалению, потому что есть разные сюжеты, которые могут расшатать устои государственной модели. Хотя бы взять то, что в России сейчас процветает эпидемия массового доносительства. Вот Екатерина Мизулина, Виталий Бородин — они буквально стали профессиональными доносчиками.

М. ШЕВЧЕНКО: Но смотрите, вы сами называете две фамилии. Значит, речь идет не про массовое. Значит, доносительство — это…

Н. ВАСИЛЕНКО: Но они это активно освещают. Они выдают это как эталонную модель поведения, на которую люди должны ориентироваться.

М. ШЕВЧЕНКО: Но это не массовое. Понимаете, эти доносы не массовые. Это называется эксклюзивное, личное профессиональное доносительство. Люди на этом делают огромные деньги и целую карьеру. Поэтому ну какое же тут массовое? Я не хочу говорить про массовое. Я не знаю, у меня масса друзей, знакомых. Кто-то живет в России, кто-то уехал. И я среди них точно не знаю ни доносчиков, ни стукачей, ни тех, кто бы этим бравировал. Поэтому я думаю, что слово «массовое» неудачно. Доносительство, наверное, есть, люди пытаются сводить счеты. Это да. Но то, что вы назвали — это как бы публичная, явно санкционированная система такого доноса публичного. Да, безусловно. Но это явно не массовое.

Н. ВАСИЛЕНКО: Но люди склонны копировать такую модель поведения. Опять же, вспомним знаменитое довлатовское «Мы проклинаем товарища Сталина, разумеется, за дело, но все же кто написал эти 4 миллиона доносов?». Это же уже было и может снова повториться. У нас же нет никакой прививки и профилактики для этого.

М. ШЕВЧЕНКО: Это Довлатов пересказывал кого-то — то ли Бродского, то ли Марьяну Козыреву. Не помню точно. А что там вспоминать Довлатова? Вспомним Иуду просто, который донес на Христа. Он находится в самых безднах ада. Но, возможно, есть разница между Христом и теми, кого эти люди полагают политическими преступниками или еще кем-то.

На мой взгляд, вообще это плохо — обращаться с доносами или с жалобами в органы правопорядка на кого-то и так далее. Но, как говорится, твои грехи — твои молитвы. Каждый сам ответит за свои дела и за свои поступки. А стучать, крысятничать, отбирать хлеб у вдов и сирот, насиловать — мне кажется, хуже нет преступлений просто. Или задумывать умышленные убийства. Вот пять, на мой взгляд, самых страшных преступлений, из-за которых люди будут наказаны после смерти очень страшно, долго и мучительно. Может быть, вечно.

Н. ВАСИЛЕНКО: Здесь не может ли эта ситуация стать неким «черным лебедем»? Даже не только это. Просто таких ситуаций много, они все время копятся. Например НРЗБ с оружием из Украины. Вот вчера мы были свидетелями того, как была стрельба в пивном баре. Или та же ситуация в аэропорту Махачкалы, когда просто люди, накачанные постоянным насилием…

М. ШЕВЧЕНКО: Нет, в аэропорту Махачкалы — это вообще другая тема. Никита, пожалуйста, ну перестаньте говорить про Дагестан.

Н. ВАСИЛЕНКО: Нет, я как пример.

М. ШЕВЧЕНКО: Вы же умный человек, Никита.

Н. ВАСИЛЕНКО: Я не умный…

М. ШЕВЧЕНКО: Вы очень умный, Никита. Вы же понимаете, что это внутридагестанские разборки. Вот запишите себе, пожалуйста.

Н. ВАСИЛЕНКО: Это мы зафиксировали, но все равно…

М. ШЕВЧЕНКО: Это была попытка дискредитировать Меликова и убрать Меликова из Дагестана. Это внутридагестанские разборки. А то, что людей подогревали и мобилизовывали сознательно всякой этой темой и какой-то еще — я не верю до конца, что это прямо является единственной темой. У меня еще остается вопрос, почему блокпосты не поставили и позволили огромной толпе беспрепятственно подойти в аэропорт Махачкалы. Но оставим Дагестан. А что касается ваших страхов о том, что это станет массовым…

Н. ВАСИЛЕНКО: Даже не это. Просто какое-то событие, которое может иметь исход, который мы даже не сможем предсказать. То есть, не знаю, как Кровавое воскресенье 1905 года.

М. ШЕВЧЕНКО: Никита, не уподобляйтесь, пожалуйста, герою Чехова из рассказа «Человек в футляре». Там был такой учитель Беликов, который, как бы чего не вышло, на всякий случай или в плаще шел в солнечный день, или зонтик брал с собой. Когда его спрашивали: «А что вы берете зонтик?», помните, как он говорил? «А вдруг дождь пойдет. Как бы чего не вышло».

Никита, будем действовать по обстоятельствам. Как «черный лебедь» прилетит, перышки свои поправит, так мы, как говорится, и будем действовать по обстоятельствам. Живые будем — значит, живыми будем действовать. А мертвыми — так посмотрим на живых с той стороны.

Но в любом случае, надо иметь просто целостное мировоззрение в голове: ради чего мы живем и что нами движет. Если у вас это мировоззрение есть, то никакой «черной лебедь» вам не страшен. В любой ситуации если у вас есть понимание, кто вы, если у вас есть ответ на гамлетовский вопрос «Откуда мы пришли, куда свой путь вершим?», то, еще раз, любой «черный лебедь» для вас будет просто не страшнее, чем воробей, который в луже тут крылышки моет. Вот и все. Это внутренняя позиция.

И закольцовывая наш разговор. Именно таким отношением к реальности исламский мир сильнее западного позитивистского мира. Я считаю, что те из верующих евреев… Я не говорю об этих хасидах, которые выступают с палестинскими флажками на одежде. Дай Бог здоровья этим людям, но выглядят они чудаковато, будем откровенны. И вряд ли они репрезентативно представляют евреев в наших глазах, хотя мусульмане очень любят их показывать. Этого ребе из Нью-Йорка из «Нетурей Карта», который ходит в такой странной шляпе, в палестинских шарфах и так далее.

Но мне кажется, что диалог между религиозным сионизмом, если угодно, между верой евреев в то, что Святая Земля для них является такой фундаментальным ценностью религиозной, и мусульманами, которые тоже считают, что Святая Земля для них является фундаментальной ценностью, мог бы начаться. Если этот диалог начнется — реальный диалог, а не попытка перестрелять друг друга, перерезать друг друга и так далее, — то я уверен, что западная, созданная Западом часть либерального сионизма, который доминирует на данный момент, потерпит сокрушительное поражение.

Не знаю, белый это будет лебедь или черный лебедь, но я за то, чтобы Запад проиграл в этой глобальной войне. Запад достал. Его власть над миром достала. Его лживое оправдание этих злодеяний бесконечных, которые они делали ради наживы и ради сатанинской гордыни, достало. Я не знаю, другие цивилизации, может быть, тоже нам явят что-нибудь такое, понимаете, еще похуже. Но это, как говорится, уже совсем другая история.

Н. ВАСИЛЕНКО: Да, совсем другая история, разговор для других эфиров. Я напомню, что это политик и журналист Максим Шевченко со своим особым мнением. Наш эфир подошел к концу. Провел его я, Никита Василенко. С вас со всех лайки и подписка, а с нас новые встречи. Берегите себя и своих близких. Всего самого лучшего!



Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024