Купить мерч «Эха»:

«И грянул Грэм»: Артемий Троицкий: Что с Макаревичем, с кем Дуров, что они совершили с Пугачёвой, Цой, Тальков, Oasis, ДДТ

Вадим Радионов
Вадим Радионовжурналист, YouTube-канал «И грянул Грэм»

Даже если согласиться, что что-то такое в Шамане есть, тогда можно считать, что это единственное исключение, подтверждающее правило. Потому что больше нет вообще никого. То есть просто выжженная земля: писатели-графоманы, музыканты-бездари, артисты-проститутки. В общем, это просто очень печальная и убогая картина…

«И грянул Грэм»: Артемий Троицкий: Что с Макаревичем, с кем Дуров, что они совершили с Пугачёвой, Цой, Тальков, Oasis, ДДТ 06.09.24 Скачать

Подписаться на канал «И грянул Грэм»

Поддержать канал «И грянул Грэм»

В. РАДИОНОВ: Артемий Троицкий у нас на прямой связи. Здравствуйте. Рады вас видеть.

А. ТРОИЦКИЙ: Привет, Вадим. Также рад всех видеть и слышать, тем более после такого длинного антракта.

В. РАДИОНОВ: Вы же были в Соединенных Штатах, да, если не ошибаюсь?

А. ТРОИЦКИЙ: Да, я был в Соединенных Штатах. И там сейчас происходит очень интересное событие.

В. РАДИОНОВ: На что вы там обратили внимание?

А. ТРОИЦКИЙ: Ну как на что я обратил внимание? Я обратил внимание на то, что американцы на самом высоком уровне своих правоохранительных органов накрыли серьезную такую ячейку российской пропаганды, путинской, антиукраинской и так далее. Причем все это финансировалось, по-видимому, в высшей степени щедро из российского бюджета. У нас почему-то там обратили внимание только на там одну эту лживую бабу Маргариту Симоньян.

В. РАДИОНОВ: Маргариту Симоньян. Там санкции в отношении нее ввели.

А. ТРОИЦКИЙ: На самом деле Симоньян – это так, это мелкая деталь. А там все очень по-крупному и очень серьезно. И это, может быть, главный американский медийный скандал последних лет.

В. РАДИОНОВ: На ваш взгляд, все-таки в этом смысле Путин недооценен? Путин, его вертикаль. Потому что постоянно раскрываются какие-то схемы, показывающие, что фактически он везде. Может быть, это иллюзия. Может быть, специально создается такой образ, что Путин пустил свои щупальца везде. Но тем не менее эта история, да и многие другие показывают, насколько далеко он сумел зайти.

А. ТРОИЦКИЙ: Вы знаете, в общем, творить всяческое говно – это особого ума не надо. В том числе и в больших масштабах. Гораздо сложнее делать что-то хорошее, что-то конструктивное, что-то такое, от чего людям лучше бы жилось. А вот все эти гнусности и мерзости, ложь, пропаганда, всевозможное интриганство такое вот лживое, я не считаю, что для этого требуются какие-то особые таланты. Единственное, что для этого, по-видимому, требуется… Ну, это две вещи. Во-первых, бюджет. И во-вторых, достаточное количество профессионалов, таких наемных сволочей, которые этим делом станут заниматься.

По всей видимости, Россия поскольку все-таки страна, где победила в свое время образованщина, и много там имеется людей, хорошо подкованных в айтишном отношении, то, в общем-то, с кадрами, я так понимаю, проблем нет. Платят им, я уверен, довольно много. На то, чтобы платить десятки миллионов в иностранной валюте, разумеется, каким-то американским или европейским сообщникам, для этого тоже деньги в бюджете, пока по крайней мере, имеются. Пока война не сжирает все деньги абсолютно, в общем-то, можно там что-то подкидывать какому-нибудь Тиму Пулу и Такеру Карлсону, и Маргарите Симоньян и так далее.

Но я повторяю, это все гнусности, которыми хвалиться, я думаю, ни в коем случае не стоит.

В. РАДИОНОВ: Ну, а телекиллеры? Сейчас, конечно, уже, может быть, интернет-киллеры. Если мы вспомним самого знаменитого, это Сергей Доренко, это 90-е годы, который сам себя окрестил телекиллером. Ну, в общем, если посмотреть, чем он занимался и как он занимался, то понятно, что это не идет ни в какое сравнение со Скабеевой, Поповым и так далее. Там даже был свой кодекс чести в этой всей истории, если вспомнить Доренко. Времена изменились. Рождаются ли такие фигуры по масштабу сейчас в этом медиасообществе российском?

А. ТРОИЦКИЙ: Я не знаю. Я не слежу за российским медиасообществом вообще вообще. То есть Маргариту Симоньян я узнал только из Твиттера несколько лет тому назад. Что это такое, я вообще не знал. Вот эта Скабеева, я ее, может, пару раз видел опять же в каких-то твиттерных кусочках с ее особо смачными какими-то идиотскими фразочками или кровожадными фразочками. Так что мне трудно сказать. Я думаю, что никаких талантов там нет.

То есть меня часто спрашивают о каких-то талантах в области современного российского шоу-бизнеса. Но там ситуация примерно такая же. То есть там сплошные или какие-то старички, которые, как Путин, ногтями и когтями, и зубами цепляются за свои эфиры и за свои доходы. Ну, там всякие эти Газмановы и так далее, Лепс. А если говорить, скажем, о какой-то талантливой молодежи, то все говорят – Шаман. И на этом Шамане, собственно говоря, все списки и заканчиваются.

Но дело в том, что Шаман, во-первых, никакой не талант, это сугубо посредственный, неинтересный, однообразный артист. То есть нечем там гордиться абсолютно. А во-вторых, даже если согласиться, что что-то такое в Шамане есть, тогда можно считать, что это единственное исключение, подтверждающее правило. Потому что больше нет вообще никого. То есть просто выжженная земля: писатели-графоманы, музыканты-бездари, артисты-проститутки. В общем, это просто очень печальная и убогая картина.

Что касается до пропагандистов, я не знаю, я лично интересных пропагандистов не видел. То есть этого Соловьева я знаю лично много лет. Лет там 30 я его знаю, наверное, еще с тех времен, когда он работал на радио «Серебряный дождь» Всегда был человеком абсолютно, патологически самовлюбленным, влюбленным в свой собственный голос, в свои интонации и так далее.

Очень смешно бывало, когда, скажем, Соловьев приглашал на интервью. То есть это называлось как бы какие-то гости у Соловьева. Я уже не помню, как эта программа именовалась. Но он приглашал гостей, меня в том числе пару раз. И он вообще не давал своим гостям, в том числе таким тоже достаточно словоохотливым, как я, не давал нам рта открыть. Он задавал вопрос и тут же на него сам отвечал, и потом переходил к следующему. То есть, с одной стороны, абсолютный нарцисс, самовлюбленный, с другой стороны, дико алчный.

Опять же, мы с ним ездили пару раз в какие-то пресс-туры и так далее, и он мне свое кредо журналистское излагал. И кредо было такое, что гоните бабки, за бабки сделаю вообще абсолютно все, и только так и можно к журналистской профессии подходить.

Собственно говоря, почему я и думаю, что никаких особых убеждений у Соловьева нет. Он сам себе что-то может внушать, просто чтобы от шизофрении с ума не сойти. Может, он что-то себе такое и втолковал, и сам в это поверил. Но изначальный стимул Владимира Соловьева – это только и исключительно, во-первых, бабки, во-вторых, желание всю жизнь быть в эфире, всю жизнь быть у микрофона, под камерой и так далее. Вот от этого просто у него такой перманентный оргазм.

В. РАДИОНОВ: Недавно мне Ютуб, кстати, в рекомендациях выдал клип, который называется «Жизнь». И там российские звезды исполнили песню про то, что жизнь – это самое ценное, что есть на планете, там дети и так далее. И я специально посмотрел и специально даже посмотрел, кто исполняет эту песню. Там кадры различных войн, дети, которые умирают, и так далее. Вот они так вот жалостливо эту песню поют. Там все поддержали путинскую войну, все, вот те, кто пел эту песню. 52 миллиона просмотров.

Я думаю, эта история про цинизм или про что-то другое? То есть когда ты поешь, участвуешь в каком-то проекте, у тебя там слеза стекает, и в этот же день, когда мне выдал Ютуб эту рекомендацию, удары по детским площадкам в Украине, по Львову, ну и так далее.

А. ТРОИЦКИЙ: Не очень понял вопрос, Вадим, честно говоря. Ну да, разумеется, это цинизм. А какие тут могут быть альтернативы? У Кремля имеется какой-то список артистов, которых они эксплуатируют в хвост и в гриву на каких-то митингах, на каких-то праздниках, естественно, в телеэфире в огромных количествах. Имеется при администрации президента некий отдел, который возглавляет человек по имени Сергей Новиков. Я такого вообще не знал. Слава богу, никогда в жизни не сталкивался. Какой-то, я так понимаю, выкормыш Кириенко. Тоже из Нижнего Новгорода. Ну, такой образованный там и так далее.

Ну и вот этих самых артистов они, собственно говоря, и пускают на всевозможные задания: где-то надо выступить, где-то надо словечко сказать, где-то надо, скажем, на фронт съездить, в какой-нибудь госпиталь к солдатикам проникнуть и так далее. И точно так же все эти артисты рекрутируются на какие-то пропагандистские песни. Я, честно говоря, не видел этого клипа, я не слышал эту песню. Если это новая песня…

В. РАДИОНОВ: Это старая. То есть она несколько лет назад вышла, еще до войны.

А. ТРОИЦКИЙ: Нет, если это вышло, скажем, не 50 лет назад, то можно сказать с полной уверенностью, что эта песня ужасная и абсолютно бездарная. Потому что все хорошие песни на похожие темы были написаны еще в старом СССР всякими талантливыми композиторами типа Аркадия Островского или Александры Пахмутовой, или Давида Тухманова и так далее. То есть если бы была песня «Я люблю тебя, жизнь», скажем, можно было бы сказать, что это прекрасная песня. Кстати говоря, по-моему, на стихи хорошего поэта, кажется, Евтушенко Евгения. Или если это была бы песня «Хотят ли русские войны?». Опять же, прекрасная песня, ничего тут не скажешь. Ни к содержанию, ни тем более к музыке замечательной никаких претензий нет.

А вся вот эта бездарщина пропагандистская путинского разлива, ну это все просто жидкое дерьмо. Но поскольку все вот эти артисты, которые эти песни поют, они находятся, по-английски выражаясь, на payroll, то есть на подкорме, у кормушки у администрации Путина, естественно, они все в этом деле участвуют.

И раздается там у какого-нибудь, я не знаю… Я уже не помню даже фамилии этих артистов, честно говоря. Ну, условно говоря, там у Лепса. А, вот Стас Михайлов. Вспомнил еще одного персонажа. Раздается у него звонок где-нибудь ночью дома: «Алло! Гражданин Михайлов, вам надо прибыть в студию “Останкино” тогда-то, тогда-то. Разучивайте песню такую-то, петь будем». Ну и тот, естественно, берет под козырек. И так оно все и происходит. Ну, такая совершенно банальная, абсолютно неинтересная история.

По поводу 50 с чем-то миллионов просмотров. Ну, вы знаете, накрутить можно чего угодно сколько угодно. Это вообще не большая проблема. Вот это проблема исключительно целеполагания и подходящего бюджета.

В. РАДИОНОВ: А вот это использование того или иного артиста: кому-то нужно ехать на оккупированные территории, кому-то позволяют этого не делать. Вчера опять же у меня где-то в соцсетях прилетел как раз ролик, где Буйнов провожает солдат на фронт, говорит какие-то слова, даже в цветах хаки футболке идет и говорит: «Вот они там за Родину». И так далее. Получается, там тоже есть какая-то определенная иерархия: вот этому – на фронт, этому можно съездить просто на остановку, а этот может даже где-то попеть на стадионе? Или как повезет?

А. ТРОИЦКИЙ: Я думаю, нет. Я думаю, что там все не так просто. Я думаю, что те артисты, которые чем-то в свое время проштрафились… Условно говоря, Рома Зверь и группа «Звери», которые что-то там такое сказанули не то, что надо было говорить, в самом начале войны. Или там, скажем, Сергей Лазарев, участник Евровидения, тоже поначалу как-то казался приличным человеком. Или Диана Арбенина. Или группа «Комсомольск». Они все как-то поначалу старались вести себя как нормальные, порядочные, совестливые люди. И за это поплатились тем, что их стали посылать на фронт, в какие-то госпиталя и так далее.

Что касается до Газманова и прочих поблядушек, которые с самого начала били себя в грудь и ратовали за специальную военную операцию, вот у них все в порядке, за ними никаких грехов не числится, поэтому не обязательно им ездить на фронт. То есть если очень хочется, то, конечно, это будет приветствоваться. Но не обязательно. Вы и так, ребята, молодцы, вы и так работаете как бы вполне эффективно.

В. РАДИОНОВ: А «Новая волна», которая, как выяснилось, продолжает выходить. И недавно на Afterparty появились опять же видео, где сокрушались участники этого фестиваля, что не могут они ездить в Юрмалу. И Ларисе Долиной, которая там недавно лишилась квартиры в Москве и не может приехать в Юрмалу, потому что ей очень нравилось, теперь нельзя. И вот с такой тоской они об этом говорили. «Новая волна» – это детище Игоря Крутого. И он там, в общем, присутствует. Она продолжает выходить. Но, кажется, блеска уже не осталось. Или мне так кажется?

А. ТРОИЦКИЙ: Вадим, я вообще не в курсе. Я помню, было какое-то название «Новая волна» какого-то курортного фестиваля.

В. РАДИОНОВ: В Юрмале, да. 10 лет, по-моему, выходил или 12.

А. ТРОИЦКИЙ: Не помню. Я один раз был на каком-то попсовом фестивале в Юрмале, который мне запомнился исключительно тем, что там на вилле Аллы Пугачевой в Юрмале мы устроили какую-то веселую попойку и где-то так в 4-5 часов утра с Аллой Борисовной пошли гулять на пляж в Юрмале. И там встретили бомжа. И тут была история уже абсолютно кинематографическая. Вспоминаются какие-то фильмы Бунюэля типа «Виридианы» и так далее. Мы с Борисовной решили этого бомжа обогреть, как-то приласкать и так далее. Ну, такой жалкий мужичок русский.

И мы его пригласили к себе на эту вечеринку. Уже утро было. Мы его пригласили. У того, естественно, глаза разбежались. Там Игорь Крутой, кажется, какие-то еще композеры, какие-то эстрадные знаменитые исполнители. Он быстренько набрался и начал хамить, и начал гнать такую пролетарскую правду-матку в духе товарища Шарикова, какие мы все уроды зажравшиеся, буржуазия чертова, прочее и прочее. Это было очень смешно. Мне это очень понравилось. Больше на этом фестивале я, честно говоря, ничего не запомнил.

В. РАДИОНОВ: Спрашивают про Михаила Борзыкина. Это группа «Телевизор». Вот пишут наши зрители, что он как раз предсказал пришествие фашизма в Россию. Что вы думаете? Предсказал?

А. ТРОИЦКИЙ: Миша Борзыкин вообще прекрасный артист. И «Телевизор» – это была одна из лучших наших групп 80-х годов. Но, к счастью, она просуществовала и в 90-е, и в 2010-е годы. Сейчас, кстати, Миша Борзыкин давно уже довольно живет в Черногории. Иногда выступает, но не очень интенсивно. У него сейчас театральный проект. У них такой мини-театр. По-моему, там три или четыре актера. Русские, украинцы. Миша там поет, актеры играют. В общем, такой любопытный проект, судя по всему. Но я их спектаклей не видел, к сожалению.

Что касается того, что Миша Борзыкин предсказал. Ну да, в общем, я так думаю, не он один предсказал наступление фашизма в России. Хотя Борзыкин был первым, кто тогда еще советского партийного функционера назвал фашистом. Это у него была знаменитая песня, одна из немногих песен, которые даже в годы перестройки не пускали на телевидение и так далее. Вот я как раз тогда этим занимался, всякими «Телемостами», «Музыкальными рингами» и так далее. И когда я говорил «Телевизор», мне говорили: «Ну, “Телевизор” – это чересчур». И это я, конечно, имею в виду песню под названием «Твой папа – фашист». А в последнее время Борзыкин пел эту песню, заменив слово «папа» на слово «Путин».

В. РАДИОНОВ: Спрашивают по поводу вашей фотографии. Вы недавно были на километре в том месте, где разбился Виктор Цой. Спрашивают, как до туда добрались, почему поехали?

А. ТРОИЦКИЙ: Ой, вы знаете, что это я, на самом деле, опубликовал где-то, я уже не помню где, или в Твиттере у себя, или на Фейсбуке.

В. РАДИОНОВ: Я в Фейсбуке видел.

А. ТРОИЦКИЙ: В Фейсбуке, да, который у меня на самом деле абсолютно коматозный. Но изредка что-то вдруг такое мне попадается на глаза, что имеет смысл именно туда сбросить, поскольку у меня там подписчики почти исключительно музыканты и журналисты. Я был на этом километре с Андреем Тропилло, своим замечательным, к сожалению, уже покойным другом. Был там, но было это давненько, это было года три тому назад. Тропилло тогда жил в Финляндии. Он приплыл ко мне в Таллин, и мы с ним из Таллина автотранспортом отправились в годовщину, собственно, гибели Вити, отправились туда за Юрмалу на этот самый злополучный километр, ну и там сфотографировались. Но это не актуальная фотография.

В. РАДИОНОВ: Но ведь история Виктора Цоя и надпись «Цой жив», которая до сих пор появляется, это ведь действительно феномен, как долго и как преданно люди, которые любили Цоя… И многие для себя его открывают. Я знаю людей, которые гораздо младше меня и которые любят Виктора Цоя. Не каждому удается музыканту, артисту уже после своего ухода из жизни оставить такое наследие. У вас есть объяснение этому феномену? Почему Цой жив в сердцах до сих пор?

А. ТРОИЦКИЙ: Вадим, ты иногда задаешь мне вопросы, которые мне задавали, наверное, ну так сотню раз. Может быть, больше, может быть, чуть меньше.

В. РАДИОНОВ: С каждым годом этот вопрос, мне кажется, все актуальнее и актуальнее. Через 10 лет, я не знаю, задам ли я вам этот вопрос. Ну, может быть, и задам.

А. ТРОИЦКИЙ: Я не сомневаюсь, что мы, уже окончательно убеленные сединами и шамкающими ртами, будем продолжать эти вопросы задавать и будем продолжать на них отвечать. Причина очень проста. Витя Цой писал потрясающие песни. То есть причина его нескончаемой популярности в первую очередь в том, что его музыкальный материал, его великий музыкальный талант, он, собственно говоря, никак не стареет. И не стареет он, потому что это высшее качество. Но, скажем, имеется группа Beatles, у которых тоже музыка абсолютно высшего качества. А у Цоя и музыка прекрасная.

Кстати говоря, Beatles были его любимой группой. Я его когда-то специально спрашивал о том, кто на него оказал влияние. Я думал, он сейчас скажет там всякие модные эти группы новой волны, кстати, как раз английской новой волны, там типа Joy Division, Smiths, The Cure и так далее. Он сказал – Beatles. Beatles ему нравились всегда больше всех. И он имел вот этот вот мелодический талант, который, собственно говоря, и сделал его песни бессмертными.

Но помимо того, что Цой писал прекрасную музыку и изумительные последовательности аккордов сочинял, у него еще и стихи были, ну или тексты, называйте это как хотите, слова. Слова у него тоже были в высшей степени, с одной стороны, очень и очень как бы доступные и понятные, в отличие, скажем, от многих таких авторов-интеллектуалов, которые пишут что-то такое достаточно завуалированное, метафоричное, у Цоя все было абсолютно прямо и по делу.

Ну и по смыслу, по месседжу, собственно, его песни тоже очень хорошо понятны и очень близки. Его веселые песни близки тем, кто находится в радости. Его грустные песни, которых под конец стало особенно много, они близки всем тем, кто переживает по поводу того ужаса, который в сегодняшней жизни происходит.

В. РАДИОНОВ: Кстати, у нас недавно был Андрей Макаревич. Он описал свои эмоции от знакомства с группой Beatles. Он говорит: «Как будто у меня в ушах была вата, и потом эту вату оттуда изъяли, когда я услышал группу Beatles». И очень долго как раз пытались подражать группе Beatles. Это вообще феномен, опять же еще один феномен, может быть, главный феномен музыкальный XX века как раз группа Beatles, которая тоже не стареет и которая тоже всегда возвращается.

А. ТРОИЦКИЙ: Да, да, несомненно. В общем-то, с Цоем, на самом деле, история примерно такая же. Но просто если группу Beatles… Ну, отчасти в некотором смысле Джона Леннона. Но все-таки группу Beatles какими-то идейными лидерами, в общем-то, мало кто считал. Там были другие люди. Там был Боб Дилан, там был Джим Моррисон, был Боб Марли и так далее, авторы всяких таких рок-гимнов. У Beatles, в общем-то, как бы таких гимнов почти нет. Ну, разве что там песня, скажем, «All You Need Is Love», да? Но скорее какие-то вот такие великие общественные песни, такие массовые, хоральные песни были скорее у Джона Леннона уже у сольного. Скажем, «Give Peace a Chance» или «Imagine».

А у Цоя таких гимнов было несколько штук, по крайней мере. Естественно, на первом месте среди них стоит песня «Перемен». Хотя, на мой взгляд, это не лучшая песня «Кино».

В. РАДИОНОВ: Спрашивают и просят вас прокомментировать возвращение группы Oasis. Для вас это событие?

А. ТРОИЦКИЙ: Нет, для меня это не событие. Я честно скажу, я ни стиль брит-поп, ни особенно группу Oasis никогда особо не любил, никогда они меня особо не интересовали. В том же брит-попе были более интересные группы. Там скажем, Pulp или Blur. Но Oasis мне всегда казались такой достаточно эпигонской группой, в общем, такими плохими подражателями Rolling Stones. С какой стати у них поперла такая слава, мне трудно сказать. Мне, кроме песни Wonderwall, пожалуй, даже почти нечего вспомнить из их обширного репертуара. Так что нет. То есть я не могу сказать, что я был бы рад, если бы Oasis замолкли навечно. Пусть играют, пусть поют, пусть поклонники их слушают, пусть расцветают сто цветов, но лично меня это абсолютно не трогает.

В. РАДИОНОВ: Вопрос. Точнее, не вопрос, а Сергей написал. Зачитаю комментарий как есть в чате. «Великим был Игорь Тальков, остальные так себе».

А. ТРОИЦКИЙ: Ну, Игорь Тальков был на самом деле хорошим парнем и сильным автором. Я с ним познакомился, в общем-то, незадолго до его смерти. Он погиб осенью 1991-го, мы с ним познакомились весной 1991-го. Пару раз с ним так довольно долго и откровенно общались. Он мне понравился.

Проблема Игоря была в том, что он как бы угодил между тусовок. То есть для попсовиков он был слишком роковым, слишком политичным, слишком смелым, слишком в этом смысле артикулированным. А для рокеров он был скорее поп-артистом. В общем, как бы рок-тусовка его не приняла. И, в общем-то, он как-то был один. Его в этом смысле было жаль. Я был бы рад со временем как-то его приблизить к нашим рокерам. Может быть, с кем-то познакомить, может быть, он с кем-то вместе бы сыграл. Но, к сожалению, сделать этого не удалось.

В. РАДИОНОВ: Спрашивают, как вы относитесь к истории вокруг Павла Дурова и Телеграма?

А. ТРОИЦКИЙ: Я не люблю комментировать истории, в которых я очень мало что смыслю. Вся эта штука, связанная с Павлом Дуровым, она очень сложная, она очень многослойная, там имеются разные аспекты.

Один аспект – это, условно говоря, продажа наркотиков и детская порнография. Тут все более или менее ясно, что за обвинения и что может грозить.

Следующий слой – это уже вещи, связанные со спецслужбами. Вся эта возможная работа Дурова, с одной стороны, с ФСБ российским, с другой стороны, с французскими спецслужбами, а может, и не только французскими, и так далее. Тут уже все в высшей степени туманно и непонятно и так далее. Я не берусь тут просто делать какие-то выводы.

Ну и имеется ту еще один – третий – пласт, такой самый фундаментальный – это вообще, в принципе, взаимоотношения новых медиа, цифровых медиа, всех этих соцсетей и так далее и государства. Потому что понятное дело, что, в отличие от газет, журналов, телевидения и так далее, контролировать социальные сети государству намного сложнее. Это гораздо более такая зыбкая и такая неограниченная история.

И поэтому вот как будут складываться в дальнейшем отношения между, условно говоря, королями административными (государствами, президентами, правительствами и так далее) с одной стороны, а с другой стороны королями общественного мнения цифрового, неконтролируемого и так далее, вот эта история очень и очень непонятная. Ну и что там будет, я даже не знаю.

Но в любом случае, я честно скажу, что социальные сети меня пугают гораздо меньше, чем искусственный интеллект. Вот искусственный интеллект – это на самом деле погибель человечества. Поверьте моему слову. У меня нет комплекса Кассандры, но искусственный интеллект – это абсолютное зло. Это я могу заявить ответственно по-своему.

В. РАДИОНОВ: Вопрос от нашего зрителя. Он спрашивает: «Знает ли что-нибудь Артемий Троицкий про так называемую дружбу или общение Егора Летова из “Гражданской обороны” и нынешнего идеолога “русского мира” Дугина, а также связывался ли с ним Паук из “Коррозии металла”?» Зачитал как есть вопрос.

А. ТРОИЦКИЙ: Cразу говорю, что Сергей Троицкий, он же Паук из «Коррозии металла», не имеет никакого отношения ни к Летову, ни к Дугину абсолютно. «Коррозия металла» – это смешная группа, к которой я всегда относился по-доброму. Хотя они там отчасти и уклонялись в какие-то национализмы, какие-то шовинизмы, гомофобии и так далее, но у них это все было на полупародийном уровне.

Что касается до Летова и Дугина, то да, в конце 80-х годов возникла такая довольно необычная компашка, в которую входил на правах лидера Эдуард Лимонов, а на правах его пажей – некоторые довольно интересные и талантливые люди. Самым интересным и талантливым из них, несомненно, был Сергей Курехин, великий пианист, питерский музыкант, который играл, кстати, и с «Кино», и с «Аквариумом», и у него был собственный блестящий проект «Популярная механика». Был там Курехин, был там Егор Летов из «Гражданской обороны», и там же был Александр Дугин. Все это вместе называлось НБП, то есть партия национал-большевиков.

Я из всей этой компании близко дружил только с одним человеком, а именно с Курехиным. И мы с ним из-за этого поссорились. Поссорились причем так очень основательно, сначала лично, потом и публично. Я Курехину говорил, что я понимаю все то раздражение, которое у них вызывает эта новая русская буржуазия. А дело было как раз в самый конец 80-х – начало 90-х годов. Говорил я, что дорогой мой, есть какие-то, как сейчас выражаются, красные линии, которые переходить нельзя. И одна из таких красных линий – это фашизм.

А они все, в общем-то, были поклонниками Гитлера, нацизма и так далее. То есть тот же Дугин, тот же Курехин, скажем, говорили, что Гитлер был величайшим романтическим поэтом XX века. Гитлер, fucking Гитлер! Типа того, что он обладал некими видениями романтическими, хотел как-то переустроить жизнь на земле. В общем, болтали полную, абсолютную злопакостную чушь. Ну и это, соответственно, касалось и гитлеризма, и это же касалось и сталинизма тоже. Сталина, ГУЛАГ и так далее – вот это они все любили. У этих нацболов была даже речевка такая – Сталин, Берия ГУЛАГ, и там что-то с этим рифмовалось. Так что да.

К сожалению, Летов тоже в это дело встрял. Правда, и Курехин, и Летов, они в этой нацболовской всей катавасии пробыли не очень долго, года два-три, потом под разными предлогами оттуда как-то свалили. Ну, Дугин тоже свалил, в сторону Кремля.

В. РАДИОНОВ: Здесь еще спрашивают по поводу Андрея Макаревича. Как вы сегодня оцениваете реализацию его творческих идей? То есть «Машина времени», Андрей Макаревич.

А. ТРОИЦКИЙ: На концерте «Машины времени» я был относительно недавно. И выступили они очень хорошо. Но новых песен там практически не было. В общем, последние новые песни Макаревича, которые я слышал, это были песни где-то двух-трехлетней давности. То есть «Моя страна ушла на войну», «Моя страна сошла с ума». Вот эти вот песни, которые он исполнял один под гитару. Потом, я знаю, у него есть такой как бы полуджазовый составчик, комбо такое под названием Yo5. Их на концерте я вообще не видел. И какой у них репертуар, не знаю. Так что вот боюсь, что мои сведения о творчестве Андрея Вадимовича Макаревича, они, в общем-то, сильно устарели.

В. РАДИОНОВ: Но при этом Юрий Юлианович продолжает писать песни, выпускать клипы. Вот вышла еще одна песня такая пацифистская. Наверное, так ее можно обозначить. По крайней мере, в клипе это четко прослеживается. Успели посмотреть?

А. ТРОИЦКИЙ: Ну, я смотрю все новинки «ДДТ». Да, у них была песня «Стая». А сейчас вот была песня под названием то ли «Поздно», то ли «Давно». Как-то так.

В. РАДИОНОВ: «Долго».

А. ТРОИЦКИЙ: «Долго», точно. Песня под названием «Долго». Песня сама по себе хорошая. Видеоклип, как всегда у Юрки, трогательный. Песня, я бы сказал, такого довольно символического, метафорического содержания. Не могу сказать, что я ее до конца понял. Возможно, потому что успел ее прослушать один единственный раз. Нужно будет как-нибудь ее еще пару раз прокрутить, чтобы вникнуть в суть послания Юрия Шевчука. Но, во всяком случае, это песня, которая так вот сходу в лоб меня не ударила.

В. РАДИОНОВ: Ну что ж, будем следить за развитием событий. Мы благодарим вас за то, что вы нашли время и вышли в наш эфир. Артемий Троицкий был с нами на прямой связи. Спасибо вам и до следующего раза.

А. ТРОИЦКИЙ: Всегда рад. Привет городу Риге. И надеюсь, что хорошая солнечная погода вас будет радовать так же, как радует она нас в городе Таллине, еще, по крайней мере, целую неделю.

В. РАДИОНОВ: Но у нас тоже вроде достаточно благоприятные в этом смысле прогнозы. Так что до Таллина не так далеко в этом смысле.

А. ТРОИЦКИЙ: Да.

В. РАДИОНОВ: Спасибо вам.

А. ТРОИЦКИЙ: Не за что, Вадим. Пока. Всем счастливо.



Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024