Про веру в справедливость мира
Второй день наблюдаю в ленте поток постов, общий посыл которых сводится к тому, что произошедшее в эти два дня ужасно, но тем, кто так поступает, непременно воздастся. Верующие апеллируют к воздаянию в загробной жизни, атеисты и материалисты — к тому, что совершаемые подлости и жестокости не пройдут бесследно для психики тех, кто их совершает. Ну что ж, у меня для вас плохие новости.
Вера в то, что плохие поступки непременно будут наказаны, неважно, при помощи высших сил или ответки нашего мозга, — всего лишь проявление одного из наших многочисленных когнитивных искажений. Оно называется вера в справедливость мира, just world fallacy, и, как и другие когнитивные искажения, изначально призвано помогать нам жить в сложном мире, а конкретно избавлять нас от страданий.
Страдания опасны для нашего выживания и просто неприятны. Мы не хотим страдать, и мозг изобретает различные поведенческие стратегии, позволяющие избегать страданий. Но если страдания возникают случайно и безо всякой причины, спастись от них нельзя. Потому что мы не можем предсказать, когда и где столкнемся с тем, что заставит нас страдать.
При таких вводных очень сложно планировать свою жизнь. Более того, просто признавать наличие подобной ситуации – большое испытание для психики. Поэтому мозг пошёл по более простому и одновременно изворотливому пути. Мы неосознанно предполагаем, что мир справедлив. И что за определёнными действиями следуют вполне конкретные последствия. Сказки, мифы, литература, кино, даже пословицы –мы везде видим многообразие иллюстраций этой нашей веры. Добро всегда побеждает зло. Герой в конце получает принцессу или ключи от царства, а злодей получает по заслугам. А если не получает, то мы злимся и негодуем. Точно так же мы негодуем, когда герой умирает или его хорошие поступки не вознаграждаются.
Наши поступки и решения подчиняются вере в справедливость мира, хотя мы можем в явном виде не формулировать для себя эту концепцию. Если я буду вести себя хорошо, со мной ничего не случится. Если я буду прилежным учеником, учитель меня не наругает. Если я совершил что-то плохое, это обязательно станет явным, и меня накажут. И его/её накажут, если она совершит плохое.
Но мир устроен сложнее сказок, и в реальности мы постоянно сталкиваемся с несправедливостью. Злодеи шикуют на яхтах в Дубае, героев гнобят и убивают в тюрьмах, на больных детей падают бомбы. Переносить такую явную несправедливость тяжко, потому что наш умный мозг моментально делает вывод: если с ними обошлись несправедливо, то что помешает несправедливо обойтись и со мной? И дальше возможно несколько реагирования.
Первый – рациональный. Мы признаём, что мир несправедлив и работает совсем по другим законам. Но мы можем решить, несмотря на это, сохранять нравственные ориентиры для себя, даже если это сопряжено с неприятностями, потому что такие ориентиры – важнейшая составляющая нашей личности. Это очень трудный путь, потому что на нем невинно убитые дети останутся неотмщенными, более того, их будут убивать снова и снова, герои безвестно сгинут в тюрьмах, а злодеи спокойно помрут в своих постелях безо всяких угрызений совести. Или с угрызениями, но что это меняет?
Другой путь при рациональном принятии – кооперация. Мы понимаем, что мир несправедлив, и видим, что определённые несправедливые действия приносят бенефиты. И мы решаем, что материальные блага стоят того, чтобы забить на всю эту мораль, и начинаем поддерживать несправедливость. Выглядит разумно, но проблема в том, что другие, ставшие на этот путь, могут оказаться более зубастыми, хитрыми и решительными. Мы регулярно наблюдаем иллюстрацию этого в новостях о посадках ещё вчера невероятно влиятельных чиновников и военных. Думаете, посаженные сокрушаются в содеянном? Они сокрушаются, что пропустили удар конкурентов.
Второй путь жить в ситуации несправедливого мира – нерациональный. Не признавать, что мир несправедлив, а продолжать упорно держаться за иллюзию справедливости. Но даже свято верующие в справедливость мира видят, что она отличается от справедливости из детских сказок. И люди пытаются понять ну или придумать для себя законы этой новой справедливости.
Типичный пример – виктимблейминг. Если мы раз за разом видим, что кто-то страдает, но не можем ничего сделать, чтобы облегчить его или ее страдания, нам проще сказать, что страдающий сам виноват в своем положении. А раз так, незачем его жалеть, его страдания – заслуженная кара. Изобретение новой справедливости помогает людям придумать правила, которым нужно следовать, чтобы несправедливость не случилась с тобой. Но так как исходная предпосылка нерациональна, следующие из не действия тоже оказываются такими. То есть не спасают от страданий.
Увы, но горячая убежденность, что тех, кто творит несправедливость, обязательно ждет кара, – тоже типичное проявление нерационального пути. Ясно, что во многом это просто выражение эмоций и крик отчаяния, но у этого есть и эгоистичная сторона. Написав гневный пост, вы как бы уже совершили справедливое и достойное в нынешних обстоятельствах действие. Вы успокаиваетесь и идете заниматься своими делами, ваши страдания подулеглись. И это и была цель вашего мозга: сберечь вас от страданий! Когнитивные искажения коварны.
И если вы хотите помочь не только себе, но реальным жертвам, не ведитесь на иллюзии эмоциональной части вашего мозга. Делайте то, что эффективно, а не то, что просто. И если вас и правда заботит, что люди безвинно страдают, совершите практическое действие, например, перечислите денег пострадавшим, прямо сейчас, пока эмоции сильны. Используйте их для того, чтобы действовать как человек разумный, а не как игрушка собственного мозга.