Купить мерч «Эха»:

История закрутилась тройной спиралью

Ирина Морозовская
Ирина Морозовскаяпсихолог, Одесса
Мнения3 февраля 2024

Захотелось объяснить недоумевающим в коментах, как лично у меня обстоит. Те, кто вживую знакомы, в курсе, но приходят люди, вопросы задают.

Принципов у меня немного и они очень простые. Один из них – это никаких денег для эрэфии сейчас. Так что, если б билеты на фильм “Мастер и Маргарита” были платными с той стороны – не купила бы.

Другой – что моё – то моё. Знаю, есть люди, которые после скандала и разрыва с битьём горшков и друг дружки (ой, скорее уже враг вражки) осуществляют это отнюдь не символически – уничтожают подарки от очень противной стороны. Фотографии рвут, ценности выкидывают, деньги отсылают обратно (это мне невероятно странным кажется), в общем избавляются от всего, что напоминает им о негодяе и обидчике (негодяйке и мерзавке). В общем, усугубляют свой ущерб добровольно и собственноручно.

Желающие объяснить мне, как это – не пользуйтесь, пожалуйста, словами “Триггер” и “Якорь” – их есть в моём лексиконе. Знаю, умею и практикую работу с обезвреживанием таких засад. Мне эти состояния кажутся глубоко болезненными, да и желание вместо того, чтоб обратиться за помощью, ещё что-нибудь обесценить, не кажется здоровым.

Сделаю паузу по части принципов и скажу, что возмущённые, но загримированные под недоумённые вопросы “Как вы можете смотреть фильмы (можно добавить книги и музыку) той стороны – для меня рассказы о глубокой травме, при которой что-то от личности откололось, а что-то наоборот, при заживлении образовало спайки, уменьшившие подвижность.

Отчего со мной этого не случилось? Думаю, оттого, что я опять в терапии с довоенных времён, по случаю постковида обратилась, и это было одним из лучших моих решений в последние годы. Ясно, что годом, как поначалу надеялась, не отделаюсь.

Так вот, для меня то, что было моим – моим и осталось. Никаким образом не связывается у меня в голове музыка Петра Ильича Чайковского, которую продолжаю любить, с тем, что творят нынешние злодеи и уроды из эрэфии. Да если уж подробности его непростой, мягко говоря, личной жизни, услышанные зловещим шепотом в музшколе, как тайное и запретное, на любовь к этой музыке не повлияли…

С Булгаковым примерно так же. Пусть “Мастер и Маргарита” не входит в пятёрку любимых моих романов, но в двадцатку точно входит. Да и весь Булгаков там, как хороший писатель. Сильный и яркий сатирик. Совершенно антисоветский притом – если дать себе труд в него вчитаться. Если и были у него поначалу симпатии к новой власти и россии – то расплатился он за это очень высокой ценой. Сатира у него получалась временами смешная, а временами жутковатая, а чаще – смесью того и другого, как и положено. В сгущавшемся смраде сталинских времён это было небезопасно – поэтому последний роман его оказался издан лет тридцать спустя после завершения.

Так что я себе продолжу любить то, что создано задолго до того, как граждане нынешней эрэфии проебали в нулевых годах нашего века свою свободу, и на самом деле к этому их несчастью никак не причастно.

Правда, один из коментов по Булгакову меня взбесил реально. Автора тэгать не буду, комент на месте, если что. “Киев для него – русский город, в который неведомо зачем поналезли мерзкие “петлюровцы” – вот про петлюровцев я и сама могу рассказать то, что не раз слышала в детстве от своего дедушки Дани. Может, рано мне было такое слышать, но я навсегда запомнила историю о том, как поезд, в котором он из Киева возвращался домой, остановила банда петлюровцев, евреев отделила в станционный домик, остальных заперли в вагонах. Молодой, сильный, вернувшийся с первой мировой, прошедший лагерь дедушка смог выскользнуть и спрятаться – и наутро у него на глазах петлюровцы расстреляли всех оставшихся евреев. А он шел пешком домой в Златополь три ночи и пришел совершенно седым. В 25 лет. Мать, открывшая дверь, его не узнала тогда. В общем, если Булгаков “высокомерно презирал мерзких петлюровцев” – то я их ненавижу.

Ещё пара слов о фильме “Мастер и Маргарита”. Фильм получился мощнейшим протестным высказыванием. Антисоветским – само собой, но поскольку нынешняя эрэфия присвоила себе все заслуги ссср и пытается его возродить – то антироссийским, если говорить о современной власти.

История там закрутилась тройной спиралью. Иешуа, оболганный доносчиком и истреблённый тогдашней властью. Мастер, задушенный неумолимо сжимавшимися кольцами удава тогдашней советской власти и карательной психиатрии. (Кстати, по показанному – шизофрении у Мастера я точно не вижу, а что вижу по части душевного расстройства – совсем другой разговор). И третий виток пытаются устроить сейчас патриотические доброхоты, призывая суд и прочие кары на голову режиссёра фильма Михаила Локшина. С этим у них, к счастью, руки коротки, благо он – гражданин США.

Картина замышлялась и была отснята ещё до войны, но сильнейшее ощущение, что большая часть музыки и визуальных эффектов придуманы и воплощены уже после и усиливают впечатление механического бесчеловечного кошмара. А что фильм выпустили в прокат, при всём при том – так должны же они были хоть деньги на производство отбить. Ну и за свои деньги получат не только некоторую прибыль, но и впечатление у увидевших, на которое никак не рассчитывали.

Фильм смотреть никого не уговариваю, не можете и не хотите – значит не увидите. Правда, как сказано и в романе и в фильме “Рукописи не горят” – так и хорошие фильмы не прокисают, уж этот точно не прокиснет. Дождусь копии в хорошем качестве, чтоб пересмотреть С удовольствием буду его обсуждать, но только с теми, кто смотрел его, а не какие-то предыдущие версии.

А вот о Петлюре и петлюровцах, при всём пересмотре истории в сторону его героизации, со мной говорить не стоит. Ну, если не хотите меня разозлить, конечно. Но цитату из еврейской энциклопедии, если вдруг кто не понимает глубины вопроса, приведу:

“Несмотря на то, что правительство Директории торжественно провозгласило политику национальной автономии и предоставление евреям всех национально-политических прав, а также создало министерство по еврейским делам (см. А. Ревуцкий), деятельность Директории, которой фактически управляла «атаманская группа» во главе с Петлюрой, ознаменовалась кровавыми еврейскими погромами. Отступавшие зимой 1919 г. под ударами Красной армии войска Директории превратились в банды убийц и грабителей, нападавшие на евреев во многих городах и местечках Украины (Житомир, Проскуров /см. Хмельницкий/ и другие). По данным комиссии Красного Креста, во время этих погромов было убито около пятидесяти тысяч евреев. Петлюра не мог (согласно многочисленным свидетельствам, и не пытался) положить конец кровавым бесчинствам, которые творила его армия. На одну из просьб евреев, чтобы он, воспользовавшись своей властью, прекратил погромы и наказал погромщиков, Петлюра ответил: «Не ссорьте меня с моей армией»

“Петлюру застрелил Ш. Шварцбард, вся семья которого погибла во время погромов на Украине. Суд в Париже оправдал Ш. Шварцбарда. Украинские националисты настаивают на том, что Петлюру нельзя считать ответственным за погромы, так как он не обладал достаточной властью над недисциплинированными частями номинально подчиненной ему армии. Большинство еврейских историков возражают против этого мнения.”

Оригинал