Авторы попали в нерв сегодняшнего дня
Посмотрела новую экранизацию «Мастера и Маргариты», вернее фильм, снятый по мотивам великого романа Михаила Булгакова. Знаю, что многие считают, что это слабый роман и ничего в нем великого нет. Но для меня он таким великим и любимым останется. Помню, как мы с моей подругой Катей Корниловой летом в Коктебеле читали этот роман в журнале «Москва». Думаю, что мне тогда было лет 14-15. Я пропускала страницы с историей Пилата и Иешуа. Потом, уже постарше , перечитывая роман, выбирала именно эту линию, на ней концентрируя свое внимание. В этом и величие этого романа, что он — столь многослоен. Это ведь роман в романе, и каждый выбирает ту линию, тот сюжет, ту часть, которая ему более интересна. Я говорю «выбирает», имея в виду «предпочитает», «любит», считает более интересной или сильной или важной. Многие наверняка помнят спектакль Юрия Любимова в театре на «Таганке», я чудом на него попала и простояла весь спектакль на галерке, потому что не было сидячих мест. Это была первая постановка на русском языке, в 1977 году. И Любимов ухитрился как-то удивительно точно передать дух булгаковского романа и тогда это было необыкновенно смело. Честно говоря, я не помню экранизаций Кары и Бортко, я, наверное, их смотрела, но как -то они меня не впечатлили. И вот фильм Михаила Локшина — это не экранизация, это скорее интерпретация булгаковского романа, чем этот фильм и ценен. Он сделан людьми , скажем, среднего поколения: и сценаристу и режиссеру — сорок или чуть за сорок, около сорока. Им в романе Булгакова интересна история Мастера и Маргариты, потому что это история любви и потому что это история писателя, которого преследуют за его книги, преследуют в тоталитарном государстве. Фильм начали придумывать и снимать за пару лет до СВО и за пару лет до того, как описанное Булгаковым(я имею в виду, травлю писателя) стало нашей рутиной.
Удивительным образом, мистическим образом , сегодня этот фильм смотрится, как история сегодняшнего дня. Понятно, что так называемые z- каналы, z—активисты, Владимир Соловьев, кажется, Захар Прилепин и другие ополчились на этот фильм. В любом упоминании о репрессиях, пусть и 20-30-40- х годов им видятся аналогии. Вот афишу спектакля спектакля снимают, ба— да это же , как сегодня, психбольница, ой и сегодня за инакомыслие в психушку сажают и т.д. и т.п. Москва горит, на что намекают? и далее, по списку.
Борьба с великими книгами не имеет будущего. Это борьба рано или поздно пожирает воителей. А новый фильм получился именно потому, что его авторы попали в нерв сегодняшнего дня. И то, что фильм так хорошо смотрят, доказывает, что наши люди, наш зритель — этот тот самый народ, который не так прост и дремуч, как нам иногда кажется. А это значит, что не все потеряно. И все не зря.