Купить мерч «Эха»:

«Смотри в оба»: «Запретить нельзя смотреть!». Как цензура добралась до сериалов?

Система доносов, какими бы они ни были, процветает, и все шире и шире, и среди коллег по цеху, к сожалению, и среди людей, которые принимают решения…

Смотри в оба15 декабря 2023
«Смотри в оба»: «Запретить нельзя смотреть!». Как цензура добралась до сериалов? Скачать

Подписаться на НО.Медиа из России
Поддержать НО.Медиа из России

И. ПЕТРОВСКАЯ: Здравствуйте, дорогие друзья. С вами канал «НО.Медиа из России», наш привычный подкаст «Смотри в оба» и гостевой эфир, как мы сказали бы раньше, когда работали в эфире. А гостья, которая сегодня к нам пришла, вы, уверена, многие ее хорошо знаете. Я вначале сейчас ее назову, а потом для тех, кто, может быть, случайно не знает, еще продолжу представление. Это Арина Бородина.

А. БОРОДИНА: Здравствуйте. Очень рада, Ира.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Здравствуйте. Здравствуй. Я тоже очень рада. Мы давно планировали такую встречу. Напоминаю, что Арина Бородина много лет работала вначале в «Коммерсанте», потом в «РИА Новости» до киселевских времен, одновременно на радиостанциях Москвы она фиксировала, анализировала, исследовала, сопоставляла зрительские предпочтения на основе рейтингов, которые поставляли телеизмерители. А сейчас она ведет свой Телеграм-канал, и на этом Телеграм-канале она выкладывает разные топы недели по разным позициям. 

Ну и самое главное, что нас сегодня больше интересует, Арина, как никто, следит за производством, показом сериалов. Причем она смотрит многое заранее, она ездит на фестивали, на разные показы, ей присылают пилоты, ссылки, поэтому она знает об этом все, что было, что есть, чем сердце, возможно, успокоится. 

Конечно, мы не можем обойтись сегодня без нашего сегодняшнего просто суперхита. Шесть эпизодов уже вышло сегодня, то есть в день, когда этот выпуск появится перед нашими зрителями, уже появится седьмая серия, это «Слово пацана». Я знаю, что ты его тоже, первую серию, посмотрела заранее, помню, что ты его горячо рекомендовала. 

Первый мой вопрос к тебе такой. Ты могла предвидеть, что на основе этого сериала, по поводу этого сериала, начнется такой невероятный ажиотаж? Не только смотрение, которое во многом, наверное, чем дальше, тем больше, провоцируется этим совершенно посторонним ажиотажем, когда все, кому не лень, принялись кричать: «Запретить, прекратить, проверить» – и так далее. Было у тебя предчувствие, что это вызовет некий общественный такой резонанс и скандал? 

А. БОРОДИНА: Надо сказать, что даже начиная с мелочей, сериал трансформировался в своем названии. Вначале он действительно назывался коротко и емко «Слово пацана», а потом, уже после первой волны накатов и недовольства со стороны власти, неважно сейчас даже на каком уровне, он стал называться «Слово пацана. Кровь на асфальте», чтобы как-то развести. 

Его премьера была в сентябре, в начале сентября на фестивале «Новый сезон», это фестиваль онлайн-кинотеатров, и он заканчивал конкурсную программу, показывали две первых серии. И зал, он состоял в основном из участников фестиваля, это профессиональные люди, кто, собственно, занимается киноиндустрией, сериальной индустрией, то есть зрителей обычных очень немного, то есть доступ был по билетам, но практически это в основном участники фестиваля. Реакция зала была такой бурной и эмоциональной. После премьеры все подходили к режиссеру, к создателям, они все были, к Жоре Крыжовникову, он же Андрей Першин, это его реальное имя и фамилия. 

Меня просто настолько оглушил сериал, эмоционально настолько в меня попал, что я понимала, я же не одна жила в то время, и что настолько он достоверен в деталях, что это вызовет самое разное мнение. То есть масштаб, наверное, я не могла досконально предвидеть, но то, что это будет огромный резонанс, и что это – сериал-событие, это было очевидно прямо после первых серий без всяких сомнений, абсолютно. 

И. ПЕТРОВСКАЯ: Смотри, среди каких-то мнений часто бывают такие, по поводу именно конкретно этого сериала: я жил в то время, я был свидетелем происходящего, так не было, такого не было никогда. Следующая категория зрителей: все было гораздо хуже. Я в то время была молода, 1987 условно возьмем, и жила в Москве, поэтому меня эта тема не коснулась, она опосредована, я читала в «Огоньке», кстати, мой однокурсник первый писал про эти группировки, Дима Лиханов писал в «Огоньке», потом много было про наших люберов и так далее. 

Ты жила совсем в другом месте, ты сейчас сама скажешь, где, и, по-моему, тоже написала, что это был фон твоей совсем ранней юности. Скажи, именно как человек, как очевидец, хотя ты не жила в Татарстане, ты воспринимаешь это как обобщенный образ, или для тебя это вполне конкретные истории? 

А. БОРОДИНА: Это и обобщенный образ, и конкретные истории. Буквально недавно, несколько дней назад, я немножко, что называется, отступлю, один мой знакомый, мы чаще общаемся в соцсетях, он на год моложе меня, его детство прошло Набережных Челнах, написал настолько достоверную, слепок сюжета сериала, он закончил актерский факультет, давно живет в Санкт-Петербурге, занимается просветительской и педагогической деятельностью, у него специальные детские образовательные программы для детей, он действительно очень похож на главного героя по описываемой биографии, только что он не стал чушпаном, вот парнем с улицы, но он тоже ходил в музыкальную школу, и он досконально описал то, что он пережил, и то, что показано в сериале честно. 

Я жила в небольшом городе, это вообще космодром Байконур, но город был при космодроме, я жила там до 1992 года. Это абсолютный слепок того, не до таких, может быть, крайностей и каких-то конкретных эпизодов, но у нас все районы города были поделены, были старшие, средние, младшие. Мой старший брат, он у меня на 6 лет старше, был в одной из таких группировок. Очень много похожих реалий. 

Вся музыкальная тема, я имею в виду из той музыки, которая там звучит, это все было так же. И отношения, и слова, проработка деталей и достоверности сценариста Андрея Золотарева и Жоры Крыжовникова, на мой взгляд, на этапе показанных серий, она совершенно уникальна. Когда я увидела эти трубы, эти катки, подвалы, у нас было так же все, я уже до деталей не буду так. Просто говорю, конечно, у всех, с поправкой на какие-то вещи, также сшибали мелочь, также снимали шапки. Все было, абсолютно. 

И здесь нет никакой не романтизации, это скорее фиксация, это иллюстрация, и совершенно нет никаких гарантий. Есть ведь еще вот, ты перечислила теории, которые говорят, что это дети из проблемных семей, где сложные родители. Нет, но там же герои тоже из разных семей, обеспеченные семьи, можно сказать советская элита, номенклатура. Родители иногда не властны над тем, что происходит в природе их детей. И книжки хорошие читают, и вроде бы все внимание друг другу уделяют, но улица сильней, улица переламывает, улица втягивает, и дети из хороших семей…

И. ПЕТРОВСКАЯ: И заставляет, как мы видим.

А. БОРОДИНА: И заставляет, переламывает.

И. ПЕТРОВСКАЯ: У них не остается выбора.

А. БОРОДИНА: Да. Я это имею в виду, сюда все включает. Для меня сила этого сериала, лично для меня, в его достоверности, как я говорю, запрос на честность. И в этом смысле аналогия с «Бригадой» Алексея Сидорова, который вышел в 2002 году, она здесь тоже прямая, несмотря на поправки по времени. Если ты помнишь, а ты наверняка помнишь, какой был резонанс, когда показывали «Бригаду».

И. ПЕТРОВСКАЯ: И те же темы: влияние на неокрепшие умы, сбивание юных людей в банды по образу и подобию Саши Белого, и вот это все.

А. БОРОДИНА: И тоже был идеологический и политический контекст.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Но тут есть разница некоторая, потому что бригада и вся эта группировка, как они там назывались, Саши Белого, они там в большей степени выглядят такими победителями, несмотря на то, что кончается все печально, но там были все равно приметы некоторой красивой жизни: иномарки, девочки и это вот все.

А. БОРОДИНА: Но там время другое немножко, 1990-й как раз.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Поэтому я и говорю, что аналогия может быть, но аналогия только в связи с тем, что все равно это – криминал, и тема, которая возникла опять, снова, на новом историческом временном витке, влияние искусства как такового, и в первую очередь кино и сериалов, на психику подростков. 

Почему-то многие охранители считают, что наши подростки обязательно берут за образец и пример для подражания самое ужасное. А в сериале «Слово пацана» нет ничего, что могло бы вызвать, как мне кажется (я, конечно, давно не подросток), хоть какое-то желание быть на них похожим, разве только вот одно – стремление совсем юных защититься таким образом, и каким-то образом найти свою среду обитания. Дети по-прежнему многие, в общем, сами себе предоставлены, сидят в телефонах и так далее. Это единственное, что их может привлечь, некое представление извращенное о вот этом пацанском братстве.

А. БОРОДИНА: Во-первых, все разные. У всех разные примеры, у всех, опять же, разные семьи, все живут в разных реалиях, всегда у всех будут свои горизонты. Для кого-то это абсолютно чуждый мир, и непонятно вообще, что они показывают. Я, кроме того, что вспоминаю то, что мы жили как на Байконуре, у нас все это было, а летом я приезжала к бабушке в Горьковскую область, сейчас Нижегородская, там точно так же ходили поселок на поселок, те же группы, те же драки, и это все было. При этом многие уже тоже, естественно, кого-то, к сожалению, такие были очень трагедии сильные, и ранили, и убивали, но не тотально, конечно, но это все случалось. 

Все эти истории у меня в памяти, и, конечно, это все всколыхнулось, глядя на каждую новую серию, и некоторые истории настолько звучат буквально, что я повторюсь, это не просто, это не романтизация, это не упивание.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Не героизация, тем более.

А. БОРОДИНА: Нет. Совсем нет. Они же от серии к серии очень меняются характеры героев. По-хорошему, симпатию такую человеческую или сострадание, каждый, наверное, для себя отмеряет, вызывают они или нет. Но я повторю то, что сказала. Для меня это прежде всего иллюстрация, слепок того, как бывает, как родители не знают иногда, чем живут их дети, что наступает с ними за порогом, этой дверью, как ведут себя чиновники, как ведут себя силовые структуры. Это же правда. В моем понимании, это абсолютная правда.

Я не знаю, как они вырулят, куда они поведут сюжеты, как они их закончат. Но на этапе показанных полных шести серий, мы сейчас с тобой обсуждаем, у меня нет ни малейшего сомнения и недоверия. Более того, и драматургические линии, они страшные, тяжелые, но, повторюсь, они честные. В моем восприятии – да.

И. ПЕТРОВСКАЯ: И еще, более того, в шестой серии, которую мы с тобой посмотрели, последней, там, я не знаю, в связи ли с тем, что вот этот хайп поднялся или так было задумано, появляется совсем уже лобовой публицистический прием, когда на кадрах этих ребят, членов этой конкретной группировки, которую возглавляет Вова Адидас в исполнении Ивана Янковского, дают стоп-кадр, крупное лицо и дальше короткий титр: такой-то, причем, видимо, реальная эта фамилия, зарезан тогда-то, был убит тогда-то, покалечен в драке и так далее.

А. БОРОДИНА: 24 года срока, один с пытками.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да, кто-то срока.

А. БОРОДИНА: Я тоже на это обратила внимание, даже сделала скриншоты сегодня с эфира и даже несколько повесила в Телеграм. Мне почему-то показалось, что это не случайно

И. ПЕТРОВСКАЯ: И мне показалось – не случайно.

А. БОРОДИНА: Это как-то даже несколько нарочито, необычно, в середине сериала, причем один из героев, один из ключевых, Зима, его прозвище, про него написано. Не написано только про Вову Адидаса. То есть нас отсылают к чему? Что они все, уже их нет, они в 1990 или начало 2000 в разных городах, кто-то в Ленинграде, в Москве, кто-то в Казани, в разных местах, кто-то вообще без вести пропал. Но в общем, их нет. То есть, ничем хорошим их жизнь не закончилась. Страшный финал у них. Прием нестандартный. Не могу сказать, что он выбивается, но и не выглядит таким традиционным.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Не для художественного произведения незаконченного.

А. БОРОДИНА: Конечно, нетрадиционно. Это могло бы быть, действительно, в финале. Я думаю, что, конечно, это отчасти деталь именно на волне такого прессинга, которому подверглись создатели сериала. А прессинг невероятный: от главы Татарстана, президента Минниханова, до разных других депутатов. Там Останина возмущалась.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Вот Останина меня очень порадовала.

А. БОРОДИНА: Да. Она просила уже там чуть ли не Следственный комитет, Роскомнадзор, святое дело, в их реалиях.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Просто хотелось напомнить по поводу Останиной. Извини, пожалуйста.

Эта женщина в описываемые годы работала в системе, по-моему, политпросвещения в каком-то там городе. Конечно, это совсем печально, как бы детали ее биографии, что в 2010 году или там в 2011 родной ее сын…

А. БОРОДИНА: Один из сыновей.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Просто хотелось напомнить по поводу Останиной. Извини, пожалуйста. Эта женщина в описываемые годы работала в системе, по-моему, политпросвещения в каком-то там городе. Конечно, это совсем печально, как бы детали ее биографии, что в 2010 году или там в 2011 родной ее сын… Нанес 42 ножевых ранения своему партнеру по бизнесу и получил 12,5 лет лишения свободы. Это просто к вопросу о том, чему нас учит семья и школа, а также некоторые представители нынешнего истеблишмента. В этом есть какое-то отдельное лицемерие.

А. БОРОДИНА: Лицемерие.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Но я сейчас просто, чтобы не забыть. Ты видела в первых, где-то в первой или второй серии эпизод, когда этих ребят, естественно, практически насильно сгоняют в какой-то там дом культуры или где это происходит, и им показывают, организовали это комсомольцы хорошие и комната детской милиции.

А. БОРОДИНА: Да. По делам несовершеннолетних.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Им показывают хроникальные кадры про группировки с очень таким тревожным голосом, что происходит, откуда в нашей жизни появилось слово «группировка», бьют не разбирая, идут улица на улицу, и так далее. И нам показывают самих этих ребят, потом показывают, как бы им альтернативу, отряды хороших парней, которые созданы при Ленинском, по-моему, райкоме комсомола, они со знаменами, в буденовках. Но выясняется, что у хороших парней мотивация ровно та же – набить морды плохим парням.
Но самое любопытное, что это реальная, ты знаешь, реальная короткометражка, которую снимала ныне очень известная, вернее, она сценарий писала, очень известный режиссер-документалист Марина Разбежкина, основатель собственной уже школы документального кино, и там очень любопытно сопоставлять. Теперь эти кадры используют. Саша Сулим в своем выпуске про банды Казани использовала, и вот, как мы видим, Жора Крыжовников в фильме. Просто буквально воссозданы эти мизансцены того времени, которые есть в хронике Марины Разбежкиной.

А. БОРОДИНА: Это только говорит. Это иллюстрация достоверности.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Вот эти парни на танцполе, которые исполняют некий ритуальный танец. 

А. БОРОДИНА: Вообще танцы эти в сериале, опять же, это все настолько точно. Дискотеки, ритуалы, танцы, шапки, одежда, автобусы. У нас был точно такой же желтый городской автобус. В первых двух сериях он играет такой тоже драматический этот эпизод. И я помню, как гремели эти казанские группировки, как этого боялись. Как раз, когда я была у бабушки в Горьковской области, там приезжали летом ребята из Набережных Челнов, и их боялись. Хотя это просто приезжали ребята из этого региона, но за ними шел шлейф. Я подумала, что Марина на этом этапе жизни, наверное, не могла предположить, что вот таким образом будет использована ее работа. 

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да. И тем более, эта работа, ее короткометражка, снималась как тоже вот такое воспитательное средство, предостережение.

А. БОРОДИНА: Абсолютная фиксация времени и иллюстрация про достоверность. Тут же можно в ряд, чуть-чуть позже, конечно, это вышло, «Легко ли быть молодым?» Подниекса фильм.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Позже, конечно.

А. БОРОДИНА: Я говорю, чуть позже. Но он примерно поднимает эту тему и проблемы эти поднимает. Хотя я помню, что он тоже вызывал очень много эмоций, и хотелось об этом говорить. В общем, это ситуация сложная, и как раз этот весь резонанс, который раскручен, и доносы, доносы причем разные, и коллег в том числе, и официальные, и неофициальные. И, как я говорю, на разных этажах идет это противоборство. Оно считывается в том, как разгоняются некоторые Телеграм-каналы, как одни пишут, потом опровергают, и это практически каждый день, что переснимаются финальные серии, что хотят изменить финал. 

Вчера была фейковая история с «Панорамой», которая специализируется на фейковых новостях о том, что сам Жора Крыжовников уже чуть ли не американскому ЦРУ, якобы…

И. ПЕТРОВСКАЯ: Не по заказу ЦРУ? Нет?

А. БОРОДИНА: Нет. Что приезжает црушник, и что именно это он организовывал казанские группировки и так далее. Но это был степ и фейк, что вот таким может быть финал переснятый.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Давай уточним. Значит, по поводу того, что якобы то ли в угоду вот всем этим охранителям, которые там требуют и очень пристально будут следить за финалом, и, видимо, хотели бы какого-нибудь хэппи-энда, хотя уже сегодня очевидно, что там нет хэппи-энда и быть не может. Но именно появилось сообщение, что они переснимают восьмую серию прямо на ходу, а потом появилось точно так же опровержение, что они не переснимают восьмую серию, а доснимают материал, который в процессе монтажа показалось им, что его не достает. А то, что этот сериал монтируется прямо под эфир, это тоже известно. То есть, они по ходу монтируют и следующий эпизод выкладывают. 

У меня вот какой вопрос. Смотри, значит, кто-то уже посчитал, что за прошлый год было снято 50 разных сериалов на криминальную тематику.

А. БОРОДИНА: Мне кажется, больше.

И. ПЕТРОВСКАЯ: А может быть и больше. Это я не помню, это по телевизору только то, что показали, или на онлайн-платформах.

А. БОРОДИНА: Если во всем объеме, то я думаю, что больше, конечно.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Наверное, да. Телевизор, реально. Львиную долю времени много лет подряд все каналы уделяют сериалам, фильмам, криминальным программам. Я не помню такого, чтобы вдруг общественность как-то сильно очень по этому поводу возмутилась. Нет ли у тебя такого ощущения, что это помимо того, что наступление на конкретный сериал, которому теперь вменяют, что он провоцирует агрессию, создает атмосферу агрессии, как будто это кино виновато. А кто агрессию создавал в 1987 году, когда не было ни интернета, никаких криминальных, кроме «Следствие ведут знатоки», ни тик-токов, ничего такого не было. Смотрели Штирлица. Откуда они выросли? Если говорить о прямом влиянии киноискусства на неокрепшую психику. 

Но возвращаясь. Нет ли у тебя подозрения, что это идет такое исподволь, а может, и открытое наступление на те немногие островки, на ту территорию свободы, которые все равно являют собою онлайн-кинотеатры, стриминговые платформы, где до поры до времени было все равно можно много больше, чем в федеральном, скажем, эфире.

А. БОРОДИНА: Нет. Здесь в плане того, что это же не первая ласточка, и даже не вторая, и не третья. Платформа, в общем, давно все равно тоже территория несвободы. Может быть, они чуть свободнее.

И. ПЕТРОВСКАЯ: По сравнению, скажем так.

А. БОРОДИНА: По сравнению с телевизионным эфиром, чуть свободнее в выборе тем, мы не говорим о политике. Важно сказать, что в титрах, в шапке, в заставке, теперь уже появился же и канал НТВ, где этот сериал должен появиться весной 2024 года. Я, правда, теперь сомневаюсь

И. ПЕТРОВСКАЯ: Я более чем сомневаюсь.

А. БОРОДИНА: Там есть своя версия для телеэфира, потому что он, с точки зрения закона, еще более жестко регулируется, чем платформы. Больше ограничений безотносительно этого конкретного сериала. И я знаю, что существует монтажная версия отдельная, во всяком случае, в плане, для показов в телеэфире. Но теперь, мне кажется, что это тоже под вопросом. Тем более в марте 2024 года, когда намечены теперь, как мы понимаем, уже официальные президентские выборы. Не знаю. 

Но нет. И на платформах снимались показы, это самый первый пример цензуры, это был сериал «Эпидемия» Павла Костомарова, когда сняли целую серию, после того, как она два дня уже просуществовала в эфире, потом ее с участием Мединского, тогда министра культуры, его, или каких-то других чиновников, возвращали, дописывали какие-то сцены, все это официально не подтверждали.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Перенесли показ, по-моему, на несколько месяцев потом.

А. БОРОДИНА: Его перенесли не так надолго, как они сначала сказали, что в следующем году покажем, и вернули серию шестую и пятую, которую снимали, но к ней были досняты первые вступительные кадры, поскольку там речь шла о силовых, опять же, акциях, расстреле мирных граждан в больницах, что это были бандформирования. Голос по радио об этом говорит.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Хотя это был ОМОН по сюжету.

А. БОРОДИНА: Хотя там был ОМОН, и в маскхалатах, все по сюжету, это были официальные некие структуры. Сериалы лишали прокатных удостоверений. Я знаю сериалы…

И. ПЕТРОВСКАЯ: Зачем сериалу на платформе прокатное удостоверение? Там это не нужно.

А. БОРОДИНА: На платформе – нет, в том и дело. Но официально он лишен прокатного удостоверения. Их несколько таких сериалов. Они таким образом не могут на каких-то фестивалях быть, на каких-то мероприятиях показаны, хотя и туда это не требуется. Но таким образом их как бы наказывали, это такая акция порицания. Я даже знаю примеры, не буду называть конкретно, потому что сериал есть на платформе. Ты как раз вначале упомянула, мне давали просмотровки смотреть, финальный вариант серии отличался от того, что я видела на смонтированных просмотровках. Это были исключительно идеологические правки, до смешного. На больших платформах. 

Есть масса примеров, когда просто не доходил до платформы и до фестиваля – сериал «Далеко опять ходить не надо». Вот упомянутый фестиваль в «Роза Хутор» «Новый сезон», не вышел «Бар» Один звонок» с платформы КИОН, потому что там сопродюсером, соавтором идеи, исполнителем главной роли был Данила Козловский. И афиши были, и в программе фестиваля сериал был. Его просто убрали из-за того, что у Данилы антивоенная позиция.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Можно не про сериал? Пока просто не забыла. На КИОНе самый анекдотический случай произошел в последний день прошлого года, и в первый день…

А. БОРОДИНА: Вот из этого же ряда.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Нового года, когда исчез с платформы КИОН «Мульти-пульти». Это было такое современное прочтение, хотя и дословно, я имею в виду с современными персонажами, просто детской любимой сказки. И исчезло это тоже по очень простой причине, потому что в роли Карлсона там снимался Иван Ургант.

А. БОРОДИНА: И он еще был музыкальным продюсером.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Он еще был музыкальным продюсером. И это был тоже прямо скандал. Я помню, как бедные люди ходили по всем возможным ссылкам и пытались найти, у кого там, где-то чего-то сохранилось, задержалось, при том, что никаких каких-то смыслов политических, любых, никто там не выкладывал.

А. БОРОДИНА: Артисты были, в общем, тоже говорящие. Тот же Данила Козловский там играл, Алексей Серебряков, Тимофей Трибунцев, Евгений Цыганов – Крокодил Гена, Чебурашку играл Трибунцев за решеткой. Это было очень смешно. Там были разные ассоциации и песни. 

Но, опять же, ходить не надо. У КИОНа была премьера сериала про выборы мэра, и там играл главные роли, тоже в одной из главных ролей играл Цыганов. У них была пышная премьера в кинотеатре «Художественный», и через два дня сериал, или даже, по-моему, на следующий день должен был выйти на платформе, и он не вышел без объяснения причин. То есть две серии показали, по-моему, «Безбашенная» он назывался, она там жена мэра, героиня. Я не была на этой премьере, но там ролики, анонсы во всю шли. Сериал не вышел, и судьба его неизвестна. Таких примеров для платформы…

И. ПЕТРОВСКАЯ: «Слуга народа».

А. БОРОДИНА: Ну, «Слуга народа» – это из прошлой жизни.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Из прошлой относительно. Да.

А. БОРОДИНА: А сериал «Ольга»? Который все пять сезонов, это хит рейтинговый, телевизионный, что важно. Его удалили с платформы «Премьеры» из-за того, что главную роль играет Яна Троянова. И это вообще поразительная история, повторюсь, потому что этот сериал выходил 5 сезонов, это еще в другой жизни начиналось. 2016 год, как я говорю, это рейтинговый рекордсмен эфира в аудитории от 14 до 44 лет. И он снят, его нет, его просто убрали после того, как он вышел по телевизору уже в 2022 году, даже не в 2022, в 2023 году, а сейчас его просто убрали. Его просто нет, стерли, как я говорю, ластиком и переписали, и с сайта ТНТ убрали из-за премьеры.

И. ПЕТРОВСКАЯ: В этом есть дикая, абсурдная, но логика. Да?

А. БОРОДИНА: При этом, я еще хочу сказать, что мне понравилось. Недавно была как раз какая-то презентация к очередному юбилею, по-моему, 25-летию ТНТ, и производители, а там выступала Тина Канделаки, она один из руководителей сейчас ТНТ, собственно, не один, а руководитель ТНТ, и там на экране выводили слайды сериалов-лидеров, сериалов, популярных у зрителей, и производители сериала эти карточки вешали, и там был сериал «Ольга», который сами же, они в том числе, знают об этом, что его убрали с платформы, его не показывают, но при этом им гордятся. И справедливо гордятся-то, но убрали. Таких примеров очень много.

И. ПЕТРОВСКАЯ: У тебя есть предположение, как это происходит? Я понимаю, как это с телевизором происходит. Там свои контролирующие люди, там какие-то отделы, указания, чего можно, чего нельзя. Как это на платформах происходит?

А. БОРОДИНА: То же самое. Я думаю, что это противоборствующие разные силы, несмотря на все, что происходит, они по-прежнему этому уделяют внимание. Есть зона цифровой ответственности, к коим относятся платформы и онлайн-кинотеатры, и есть зона телевизионного эфира, зона особого внимания, потому что она более массовая, потому что бесплатная, там все-таки это платные платформы. Но за ними также следят. Более того, многие сериалы, и вся эта продукция, она же кооперируется с телевидением, это очень смежная история. 

И даже, опять же, упомянутые «Мульти-пульти», это ведь советская популярная сказка. Опять же, я на ней выросла, у меня пластинка была. Я помню, мы с мамой в магазине «Мелодия» покупали, и все эти «Мульти-пульти – чудная страна», я все это помню наизусть.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Пластинку не изъяли? Нет? Случайно.

А. БОРОДИНА: Нет. А кто ее знает? Я уже ничему не удивлюсь. Реклама же этого проекта КИОН, она же была на всех федеральных телеканалах, что – смотрите.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Кроме Урганта в этой рекламе.

А. БОРОДИНА: Да, безусловно. Но даже КИОН его не показывал. Собственно, с этого и началось. Они повесили постер 31-го числа, и все, это было как триггер, красная тряпка. Они увидели Урганта, которого не было уже в эфире Первого канала, и это взбесило, насколько я знаю, тех, кто принимает такие решения о запретах и цензуре. На Пятом канале уже не было проекта, его уже убрали с платформы, а реклама все шла, что, смотрите, вот там, на КИОН с такого-то числа проект будет в эфире. Как это происходит? Вот так же, я говорю, происходит. Это сарафанное радио.

И. ПЕТРОВСКАЯ: То есть им посылают, каким-то людям, представим, это в виде некоего отдела, им присылают также.

А. БОРОДИНА: Управление. Да.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да, управление сериалами.

А. БОРОДИНА: Но мониторят же пространство.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Ну как? Они должны мониторить тогда по принципу «вот уже вышло». Значит, им, наверное, также должны присылать какие-то пилоты, они должны их отсматривать.

А. БОРОДИНА: Понятно, что, к сожалению, система доносов, какими бы они ни были, она процветает, и все-все шире и шире, и среди коллег по цеху, к сожалению, и среди людей, которые принимают решения, скажем так. Вот я думаю, как? Ведь на фестивале этот сериал был. Мы сейчас говорим про «Отель “Последний звонок”», вот про «Розу Хутор». Везде стояли специальные афиши, он был в программе, за месяц объявлен. Все, кто мог, это видел. Они, наверное, все люди опытные и согласовали участие этого сериала в конкурсной программе фестиваля. 

Но были какие-то люди, я полагаю, как говорится, свечку не держала, но могу предположить реалии, которые приехали на этот фестиваль, прилетели, увидели, что он так тоже стоит в программе, что там Козловский есть. На каком основании вы его показываете? И он стремительно, без объяснения, ночью исчез из программы. Я сходила утром на набережную, посмотрела, афиша стоит, но через час ее убрали.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Афиши плавают в море.

А. БОРОДИНА: Да. Такие тумбы там стояли нарядные. Да, ее убрали. Более того, никаких комментариев нет. Также, я думаю, вот с этим сериалом, который убрали после премьеры в «Художественном». Кто-то пришел, кто-то посмотрел, увидел реалии, ага, тут вот такие артисты, тут у них выборы, тут какой-то мэр, какие-то ассоциации, сказали: «Так. Убрать». Вот я это вижу так.

Иногда есть детали. Сейчас же Телеграм-каналы, сейчас же анонсы, сейчас же все об этом пишут, из каждого утюга реклама идет. И кто-то где-то. Так, давайте обратим на это внимание. Ведь не после первых двух серий начался этот наезд на «Слово пацана. Кровь на асфальте». Нет, я говорю. Хотя, конечно, рекламы очень много. Цифровые платформы, будем так говорить, они тоже, конечно, хотят зарабатывать деньги. Это естественное нормальное желание. И дальше пошло, пошло. 

Но тут все-таки мне кажется важным еще сказать, что это мощная, талантливая работа именно режиссерская, и с точки зрения драматургии, сценария. И в этом смысле Жора Крыжовников, на этапе того, что я видела, делает просто невероятную совершенно работу. Мы с ним знакомы, и были разные периоды отношений, но как его сериал «Звоните ДиКаприо!», который был.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да. Был очень сильный, потрясающий сериал.

А. БОРОДИНА: Очень сильный сериал, потрясающий. Как раз недавно у меня воспоминания тут выскочили. В это же время шел он в декабре, несколько лет назад. И его, слава богу, кстати, не запретили к показу, и он есть на платформе, хотя ничему не удивлюсь. Но здесь он себя просто, мне кажется, еще на одну ступеньку превзошел. Но я осторожно сейчас буду говорить, потому что я не знаю, чем сериал кончится. А это очень важно, потому что умение собрать концы и выстроить финал у такого мощного высказывания.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Понятно. Это да, отдельная линия.

А. БОРОДИНА: Это очень важно. И, как я сказала, с высоты падать больно, но хочется досмотреть. Я просто за то, что мне просто по-зрительски, я сейчас здесь не как эксперт или насмотренный зритель и так далее, вот просто как зритель, я бы хотела досмотреть этот сериал, чтобы мне дали его досмотреть и понять, как он выведет финал этой драматичной истории.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Есть версия, что те, кто хотят затеять проверку, хотят в первую очередь именно этого – побыстрее досмотреть, поскольку они очень увлеклись точно так же. У меня знаешь, какое возникло подозрение в связи с разговором про то, как это допускается, снимается, было такое высказывание, не высказывание, а выражение еще с советских времен «искусствоведы в штатском». Так вот у меня возникло.

А. БОРОДИНА: Вот они те самые.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Но у меня возникло подозрение, что это не фигуры речи, что действительно есть какие-то искусствоведы в штатском, которые безошибочно в первую очередь метят в самое интересное, честное, талантливое. Ну, помимо того, что они находят там какие-то несвойственные самому произведению смыслы, или там, это самый очевидный случай, когда целый фильм, целый сериал вычеркивается из-за того, что там снялся какой-то неугодный артист.

А. БОРОДИНА: Тут, к сожалению, есть какие-то важные, мне кажется, вещи. Конечно, с одной стороны, платформы могли бы выложить две оставшиеся серии, да хоть сегодня.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Так он еще их не смонтировал.

А. БОРОДИНА: В том и дело, что здесь есть сложности. Вот это первый случай, наверное, за очень долгое время, я даже написала об этом, как есть, никаких нет преференций. Вот четвертую еще серию мне прислали чуть заранее, а потом уже нет. И я даже не прошу и не спрашиваю, потому что я вижу, что он идет с колес. Не факт, что он не смонтирован, у нас нет этому подтверждений. Ну да, так говорят, но насколько это так, я этого не знаю. Могу и не узнать, а, может быть, узнать когда-то потом. 

И. ПЕТРОВСКАЯ: Я тебе скажу, мой знакомый посредник, я не знаю самого Жору Крыжовникова, но он тоже был причастен к одному очень громкому сериалу, который был показан, и когда-то, вот когда его показывали, он мне прислал полную ссылку, и я имела возможность посмотреть с первой до последней серии. И в этот раз я через него решила действовать и попросила, если это возможно, чтобы мне группа, Жора Крыжовников прислали также полную ссылку на весь сериал. И он мне отписал, что Жора Крыжовников сказал, что он вам бы ее точно дал, но проблема в том, что он это монтирует с колес. 

А. БОРОДИНА: Нет, это правда. Так же мне и сказали. И там пятую серию можно было посмотреть, условно говоря, там, где они ее монтируют. Ну, здесь уже мы не будем гадать, потому что могут быть разные обстоятельства. Это действительно может быть и перемонтаж, и что-то на ходу меняется. Но я к тому, что никто ничего не предлагает и даже спрашивать бесполезно. Ну, если бы хотели, наверное, могли бы показать. 

Другой вопрос, что если его вдруг – не хочется быть, конечно, пророком таких плохих новостей – каким-то образом запретят, то это не тот случай, когда его могут выложить в сеть. Сейчас такие времена, где очень много санкций и много запретов, и они тяжелые. И, знаете, Ира, знаешь, таких настоящих буйных мало, да, но при этом люди все равно думают о собственной безопасности, и варианты разные. 

Вот ведь это же тоже был не секрет. После первых серий, когда только волна началась, съемочная группа, причем ведь важно, что институт ИРИ… 

И. ПЕТРОВСКАЯ: Институт развития интернета.

А. БОРОДИНА: Интернета, который создан при непосредственном участии администрации президента, ну, части людей, работающих в администрации президента. Кириенко это все там курирует. И что Жора Крыжовников, Федор Бондарчук, он один из главных продюсеров, в общем, курирует непосредственно как продюсер этот сериал, и Алексей Гореславский, который руководит ИРИ, они летали к Минниханову в Казань. 

И вроде бы все поговорили. Есть фотографии – они сидят все вместе за столом, там есть разные чиновники, представители МВД и администрации президента Татарстана. Но, как мы понимаем, что спустя несколько серий ничего не помешало Минниханову сделать такие резкие заявления, что он будет обращаться в федеральный центр.

Поэтому все может быть. И если будет запрет, то мы просто не увидим сериал. Вот это жалко. И вот это ужасно будет жалко и очень печально. Но я надеюсь, что все-таки этот сериал выйдет до конца года. 21 декабря должна быть заключительная серия. И, безусловно, это событие. 

Но еще хочу сказать, что так вот совпало в ноябре, совершенно случайно в я воскресенье попала, я часто смотрю, фоном у меня идет, канал «Золотая коллекция» «Мосфильма», и показывали нон-стоп в воскресенье сериал «Бригада». Все 15, по-моему, серий, если я не ошибаюсь. Он шел до полуночи. Я посмотрела, наверное, серий 5 исключительных. Я не могла оторваться. Я поняла, что я впервые за 20 лет так его подробно пересматриваю и что некоторые серии звучат по-прежнему сильно. 

И я подумала, надо же, как интересно перекликаются события, что уже идет «Слово пацана. Кровь на асфальте», и вот тут же «Бригада». И я никогда не забуду, как на НТВ, конкурирующем канале с «Россией», где шла «Бригада», Савик Шустер, уже все, как говорится, в другой жизни, в позатой жизни, в программе «Свобода слова» какой был резонанс, дискуссии и обсуждения: как можно показывать такие сериалы, куда мы движемся и можно ли вообще это говорить? И вот сейчас почти все то же самое, только это про 80-е. 

И. ПЕТРОВСКАЯ: Только невозможно обсуждать. 

А. БОРОДИНА: Обсудить и не в федеральном эфире, да. 

И. ПЕТРОВСКАЯ: Хотя я прочитала, что на «Первом канале» вот-вот вернется формат «Закрытого показа», который будет вести неувядаемый Гордон, вечно молодой. 

А. БОРОДИНА: Правда, дату они не назвали конкретную. 

И. ПЕТРОВСКАЯ: А по-моему, было это. Но неважно. 

А. БОРОДИНА: Ну да. Уже редакторы даже зовут гостей, я видела сообщение. 

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да. И ты вспомни, что обсуждали. «Все умрут, а я останусь».

А. БОРОДИНА: «Груз 200» Балабанова.

И. ПЕТРОВСКАЯ: «Груз 200».

А. БОРОДИНА: Какие были рейтинги у этой дискуссии сумасшедшие! 

И. ПЕТРОВСКАЯ: Более чем, если говорить, да, о спорности. 

А. БОРОДИНА: С «Изображая жертву» начинали.

И. ПЕТРОВСКАЯ: А потом я вспоминаю, например, и он схож по происхождению во многом, скандал и общественный вот этот тоже хайп (слово, которое тогда не употребляли) по поводу сериала «Школа» Валерии Гай Германики. 

А. БОРОДИНА: Конечно. Так переносили показ на ночь, если ты помнишь. Он же шел в 6 вечера. Возмущались школы, министр образования. Его перенесли на 23:30, убрали из такого предпрайма вечернего. Дискуссия была чрезвычайная. Просто жуть.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Причем, как ты помнишь, «Первый канал» тогда первый раз организовал показ и в эфире, и вслед за тем серия выкладывалась на их сайте. 

А. БОРОДИНА: Это тогда вообще ноу-хау было. 

И. ПЕТРОВСКАЯ: И там возник вообще клуб поклонников или противников «Школы», обсуждалось и так далее. Но все возражения шли ровно по схеме, которые сегодня идут вот в связи с показом «Слова пацана». 

А. БОРОДИНА: Поэтому говорю, ничего нового здесь нет. 

И. ПЕТРОВСКАЯ: Очернения школы как таковой – «такой школы быть не может», очернения светлого образа педагога, клевета – «учеников таких быть не может». То есть люди, которые сами вовлечены в те или иные вот эти вот, как это назвать, институции, они видят себя совсем другими и не хотят видеть такими, какими их показывают, притом очень явно приближенными к реальности. 

А вот здесь, мне кажется, еще сработал вот какой важный фактор. Люди, которые сегодня выступают против этого, возможно, они тоже давали слово пацана или, еще хуже, были сами этими…Чушпан, да? Как он называется?

А. БОРОДИНА: Чушпан, да. Пацан и чушпан. 

И. ПЕТРОВСКАЯ: А дальше произошло следующее. Когда они уже выросли, от этого освободились, ну, от членства в этих группировках, и дальше у них там, да, были потом 90-е, и, возможно, они же были членами бригады и так далее, а потом все более или менее социализировались, встроились, им так сегодня, вот судя даже по героям Разбежкиной, лет 50, кому-то больше, плюс-минус, и они узнают себя, и свое прошлое они заранее своим детям в официальных легендах мифологизировали, может быть, героизировали, а может быть, просто хотят про это забыть. Или эту же пацанскую этику они как раз пронесли через всю жизнь и, даже работая в самых каких-то высоких структурах, они все равно пользуются этими оборотами, они ровно так же выстраивают отношения, только, может быть, там не бьют в нос кастетом. 

И поэтому вот это вот узнавание, оно и становится триггером для возбуждения якобы общественного негодования и приписывания того, чего быть не может. Что, атмосфера агрессии в нашем современном обществе, она появилась благодаря «Слову пацана»? 

А. БОРОДИНА: Да нет, конечно. Но это как раз очень удобно. Вот ровно о чем ты сейчас сказала про агрессию. Всегда очень удобно на кого-то списать. Мне кажется, что как раз удобно сказать: «Вот вам показывают такие сериалы. Вот это все отсюда. Вот стрельба в брянской гимназии. Девочка 14 лет приходит с оружием». 

И. ПЕТРОВСКАЯ: Насмотрелась и пошла. 

А. БОРОДИНА: Да, насмотрелась и пошла. «Вот, значит, иркутские подростки пародируют – насмотрелись сериала и хотят это перенести в свою реальную жизнь». Бывает так? Бывает. Но это… 

И. ПЕТРОВСКАЯ: Единицы. 

А. БОРОДИНА: Единицы. Но это не следствие просмотра сериала по телевизору. Это целая система: дом, школа, родители, внутренний мир, какой ребенок, какой у него характер. Но списать, найти крайнего вот этой агрессии и выливающегося вранья, подмены понятий, вот этого лицемерия, лицемерия особенного – это очень удобно списать на сериал, на художественное произведение. «Это они влияют». Если глава Госдумы Володин говорит, что нужны уроки в школе, дети должны быть трудолюбивы, уметь поднимать молоток, делать табуретки и варить борщи, это совершенно не означает, что если они этого не умеют, то они не трудолюбивы. Это тоже какая-то подмена понятий и лицемерие. 

Так и здесь. «Это мы спишем вот на влияние медиа. Журналисты, создатели, режиссеры – они плохо влияют на наше подрастающее поколение». Я согласна с тем, что действительно сериал требует вообще большой эмоциональной вовлеченности. Я, например, после каждой серии в силу своих каких-то эмоциональных восприятий, памяти своей не могу долго отойти. Настолько, повторюсь, достоверно и сильно, мне кажется, снято. Здесь нет никакого пережима. 

Но это одновременно делает мишенью этот сериал для чиновников уровня Останиной, о которой мы уже сегодня говорили. Просто в собственном лицемерии и в собственном бессилии, и каких-то двойных стандартах никто же не признается. А найти крайнего в лице сериала – это очень удобно. 

И я всегда это люблю подчеркивать, в любой крупной истории, в любом крупном конфликте, в каких-то крупных резонансах, будь то политика, диалоги и все иные события, всегда есть что-то личное, личное отношение. 

И. ПЕТРОВСКАЯ: Вот я только что и упомянула. Скорее всего.

А. БОРОДИНА: Да. Личная зависть к успеху, в том числе коллег – это тоже очень важно. Есть те, кто подстрекает, есть те, кто накручивает, добавляет масла в огонь. И я просто знаю, что есть эта часть вот этих вот, скажем так, посылов и в истории вот вокруг судьбы сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте». Это никто не отменял. Поэтому ну как вот это может быть? 

И. ПЕТРОВСКАЯ: Так же, как не отменяли абсолютного постулата «запретный плод сладок». И все, что они делают, их действие рождает моментальное противодействие. 

А. БОРОДИНА: Противодействие, противоход, да.

И. ПЕТРОВСКАЯ: И поэтому такой абсолютно невероятный вал зрительский пришел. Я читала разные подсчеты, сколько уже было просмотров. Это какое-то там место, чуть ли уже они не «Игру престолов» по просмотрам превысили. 

А. БОРОДИНА: Ну да, там есть такие тоже подсчеты. 

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да, есть подсчеты, такие тоже своеобразные рейтинги. Значит, «Слово пацана» мы оставляем вот в этом промежуточном состоянии. Мы очень надеемся, что он дойдет до своего закономерного финала. Я имею в виду в киноварианте, а не в каком-нибудь ином, насильственном. Будем надеяться, что это все как-то уляжется и успокоится. 

Но я уверена, наши зрители очень хотят знать, а что им предстоит увидеть. Мы находимся сейчас в ситуации, когда у нас год заканчивается, когда явно уже есть планы и у платформ, и уже почти на подходе сериалы. И я знаю, что ты за этим тоже следишь. Самое интересное, самое громкое, на твой взгляд, что, если все будет у нас более или менее, тем не менее появится в самом обозримом будущем. 

А. БОРОДИНА: Я, наверное, разочарую сейчас, к сожалению, и себя, и, возможно, наших зрителей, потому что в копилке платформ действительно много разных проектов, которые бесконечно заканчиваются фразой, что премьера состоится в 2024 году. Я просто про сериалы говорю. Вот даже те, что были на фестивале в сентябре, они практически все вышли основные. 

Вот два сериала, которые я очень ждала. Это, собственно, сериал Жоры Крыжовникова. Еще параллельно, пользуясь случаем, хочу сказать, что заканчивается тоже сериал «Цикады» Евгения Стычкина на платформе «Кинопоиск». И он, кстати, по теме тоже очень пересекается. Но, правда, это про современных старшеклассников, где тоже все заканчивается трагедией. Я его смотрю параллельно вместе со «Словом пацана» и тоже очень переживаю. Там уже одна серия осталась, в развязке (8 серий). 

Я думаю, что из того, что я жду, это не сериал, а фильм, он будет в январе, это «Мастер и Маргарита», который снял режиссер Михаил Локшин. Он будет с 25 января в прокате. И он необычно скроен, нестандартно. То есть по мотивам романа, разумеется, все линии там сохранены, но есть и необычные переходы. 

И. ПЕТРОВСКАЯ: Но это все равно экранизация или все-таки это отдельные мотивы? 

А. БОРОДИНА: Это экранизация. Там есть отдельные мотивы, потому что использованы дневники Булгакова. Там разная Москва сконструирована. Я видела, вот нам показывали тоже на одном из фестивалей, 10 минут первые фильма. И я читала там первые варианты сценария, но он сильно изменился. Он же назывался первоначально «Воланд», а потом все-таки, я думаю, продюсеры с точки зрения маркетинга и сюжета все-таки в классику вернулись и назвали, экранизация будет «Мастер и Маргарита». Сегодня как раз вышел новый трейлер. Основа в основном вся там. Мне очень интересно. И премьера, наверное, будет чуть раньше, а прокат с 25 января. 

И. ПЕТРОВСКАЯ: А, то есть он для проката, он не для платформ. 

А. БОРОДИНА: Нет, это большая премьера, очень большая. 

И. ПЕТРОВСКАЯ: Для кинопроката именно. 

А. БОРОДИНА: Это кинопрокат. Это фильм. 

И. ПЕТРОВСКАЯ: Там никто не снялся случайно из тех, кто потом себя запятнал? 

А. БОРОДИНА: Нет. Там проблема есть другая, но не будем накликать, так сказать, черные тучи. 

И. ПЕТРОВСКАЯ: Беду. 

А. БОРОДИНА: В главных ролях. Мастера играет Евгений Цыганов, а Маргариту играет его жена Юлия Снигирь. То есть такой вот двойной… 

И. ПЕТРОВСКАЯ: Семейный подряд. 

А. БОРОДИНА: Да, семейный подряд. Там очень много популярных актеров играет. Естественно, без Кота Бегемота тоже не обходится. 

И. ПЕТРОВСКАЯ: Живого? 

А. БОРОДИНА: Да. И там зарубежные артисты играют. И Воланда в том числе австрийский актер играет. Его, кстати, озвучивает этот интеллект искусственный, озвучка на русский происходит с его помощью. Нет, ну вот из того, что даже я 10 минут первые видела, он, конечно, очень впечатляет. Поэтому я его жду. И мне кажется, это действительно может быть событием. Не знаю, как они опять же там вырулят, как будут снимать. Потому что там были даже допросы героя на Лубянке. В романе этого нет дословно. Но, в общем, там в отрывках и в трейлерах это было. Не знаю, как это будет на самом деле. 

Очень большое количество мелодрам, очень количество большое ретро-сюжетов про 90-е. Юрий Быков снимает сериал «Лихие». Ну вот если мы говорим про сериал, сейчас идут съемки в Карелии, на Дальнем Востоке. Тоже это 90-е годы. 

И. ПЕТРОВСКАЯ: Давай напомним, что Юрий Быков, он снимал фильмы «Дурак» и «Майор» и потом очень спорный сериал «Спящие», по-моему, в котором он отказался свое имя ставить. 

А. БОРОДИНА: Ну, там сложная у него была психологическая история. Он после него как раз перестал вроде бы снимать, потом вернулся, потом он еще как актер снимался. Он, кстати, очень симпатичный актер, на мой взгляд. И вот сейчас он как режиссер. Это, по-моему, первая его работа после долгой паузы. Для платформы «ОККО» вот он снимает этот сериал «Лихие». Это то, что сходу… 

И. ПЕТРОВСКАЯ: «Лихие 90-е»?

А. БОРОДИНА: Нет, он просто называется «Лихие». Просто «Лихие». А сюжет, да, из 90-х, безусловно. Там, судя по тем съемкам и по кадрам, так все выглядит очень интересно. 

Есть сериалы, которые продолжаются бесконечно. Есть какие-то комедийные истории. Из того, что было заявлено, по-моему, многие… Кстати сказать, вот на НТВ весной они анонсируют, там еще один есть сериал, абсолютно тоже он снят про 80-е в Казани, про казанские группировки, Шамиль Идиатуллин снял, «Город Брежнев» называется. 

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да, и книга вышла до этого. 

А. БОРОДИНА: И вот эта его книга, она большая. Вот сейчас я была на фестивале «Читка» экранизаций. Я подумала, тоже весной 2024 года заявлен, как и «Слово пацан. Кровь на асфальте». Но чуть-чуть там детали другие, потому что, естественно, другой автор, другая съемочная группа. Но называется «Город Брежнев». Брежнев – это, собственно, Набережные Челны до 1984 года был. И тоже там завуч про фашистов: «Это не наши дети, это все фашистов только влияние». В 80-х годах она выступает. Ну, я про нарезку, про эпизоды говорю. Вот тоже он на НТВ должен быть, не на платформе. 

И. ПЕТРОВСКАЯ: Тоже со сценами массовыми, стенка на стенку?

А. БОРОДИНА: Абсолютно. Там дерутся дети, стенка, те же костюмы спортивные, в смысле тот же антураж. Ну, они убрали много линий, потому что роман очень толстый, там 700 страниц, а в сериале 8 серий, если я не ошибаюсь. 

Это из того, что я, кстати, для себя отметила. Ну, есть какие-то вещи проходные, мыльные. Я думаю, что просто по мере того, что приближается. Я иногда об этом пишу. Ну просто это настолько большой поток… 

И. ПЕТРОВСКАЯ: Очень многозначительно прозвучало «по мере того, что приближается». 

А. БОРОДИНА: Да, но просто сейчас… 

И. ПЕТРОВСКАЯ: Планы могут скорректированы быть. 

А. БОРОДИНА: Абсолютно. И я думаю, что даже то, что написано, премьера состоится тогда-то, совершенно этого не гарантирует. Мы сейчас это наблюдаем. Но из таких заявок, вот, пожалуй, я подытожить если… Просто про сериал Жоры Крыжовникова говорили с придыханием еще на этапе его предпремьеры, что называется. А таких проектов вот я не слышала. Я бы сейчас сходу сказала. Из того, что вот действительно громко и все как-то в ожидании, это фильм, полный метр – это «Мастер и Маргарита». Это очень интересно, как это может быть, потому что может быть и удачно, и неудачно.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Но просто чтобы справедливости ради, давай вспомним в этом году наиболее заметные, кроме «Слова пацана» и «Цикады». Хотя «Цикады» я еще не видела. Это, конечно, сериал «Фишер», потому что он тоже прозвучал. Он не был показан по телевизору и вряд ли дойдет.

А. БОРОДИНА: Но его, собственно, и не заявляли как возможный вариант для телепоказа.

И. ПЕТРОВСКАЯ: Да, и не заявляли.

А. БОРОДИНА: Хотя я не исключаю. Но тоже ретро и тоже основан на реальных событиях, абсолютно реальных. 

И. ПЕТРОВСКАЯ: Но он просто по стилистике намного более жесткий, я бы сказала, жестокий. Частично – не скажу «слишком», там все органично – натуралистичный. Поэтому, мне кажется, он до телевизора вряд ли может дойти. 

А. БОРОДИНА: Ну, иногда… Сериал «Чики», который, на мой взгляд, это было там два года назад, тоже я не представляла, что его покажут по телевизору. Тем не менее, в майские праздники он даже шел на СТС. Ну, в ночном эфире, правда, но тем не менее. Поэтому я не знаю… 

И. ПЕТРОВСКАЯ: «Чики» тоже теперь к запрету. Там Варвара Шмыкова снималась. 

А. БОРОДИНА: Ну, там сейчас много что: и темы, и табу, и законы. Все что угодно могут накопать, если захотят. Да придраться можно к чему угодно. Сериалов в этом году разножанровых достаточное количество. Сейчас наверняка будут все итоги подводить, какие сериалы хороши, какие нет. Но понятно, что Жора Крыжовников со своим сериалом с большим отрывом. Но на «Цикады» я бы тоже обратила внимание. У меня просто свой, как говорится, список всегда. Это не обязательно психологические какие-то драмы. 

Хороший сериал «Бэби-тур», который тоже, кстати сказать, пострадал. Он назывался изначально «Американки», а потом его переименовали, потому что сценарий писал опять же Василий Сигарев, который тоже, в общем, с чьей-то точки зрения не самый, наверное, считается благонадежный, хотя человек он абсолютно талантливый, сценарист и режиссер, бывший муж Яны Трояновой. Но он вышел, семь серий. Это хороший сериал, который показали. Ну, точно он, наверное, не выйдет в телеэфире. Хотя кто знает… Все так быстро меняется и в ту, а в другую сторону все больше. 

И. ПЕТРОВСКАЯ: Спасибо тебе большое. Я думаю, что мы вместе все и наши зрители тоже пожелаем все-таки успеха сериалу. Успеха, я имею в виду в прохождении последнего этапа своего – к зрителю. Пожелаем успеха Жоре Крыжовникову, его команде и сериалу «Слово пацана». Я очень хотела с тобой еще поговорить о том, что всегда интересует зрителей – о рейтингах. Но сегодня мы ограничимся одной темой и застолбим эту тему на нашу будущую встречу. 

Напоминаю нашим дорогим зрителям, что это был канал «НО.Медиа из России». Это были Арина Бородина и Ирина Петровская. Еще раз настоятельно вам советую подписываться на наш канал, ставить нам лайки, рассказывать о нас всем своим близким и знакомым. 

И вот еще что я вам хочу показать. Это абсолютно раритетный и уникальный журнал, который издают наши коллеги здесь же в «Новой газете», журнал «Горби». Вышел уже номер третий. Они все номерные, потому что их даже не тираж, а количество ограничено в силу предложенных, навязанных нам обстоятельств. И его еще можно купить. Поэтому, пожалуйста, звоните нам, и вы станете счастливым обладателем раритета. Спасибо вам огромное и, надеюсь, до скорой встречи. 

А. БОРОДИНА: Всего доброго.