Купить мерч «Эха»:

Подкаст Сергея Смирнова: Восстание старообрядцев против коллективизации на Дальнем Востоке

Сергей Смирнов
Сергей Смирновглавный редактор издания «Медиазона»

По численности чекисты сильно уступали повстанцам, но превосходили их по дисциплине и по боевой выучке, и по технической оснащённости. Тем не менее, чтобы полностью зачистить местность, властям понадобилось почти 4 месяца…

Подкаст Сергея Смирнова: Восстание старообрядцев против коллективизации на Дальнем Востоке Скачать

Подписаться на канал Сергея Смирнова

Поддержать канал Сергея Смирнова 

С. СМИРНОВ: Что может заставить людей, которые не приемлют насилия, взяться за оружие и обратить его против власти? Мы сегодня поговорим об удивительном восстании старообрядцев в Приморье в 1932 году против большевиков и коллективизации. И снова о том, когда же в России по-настоящему закончилась Гражданская война. Всем привет, это Сергей Смирнов, вы на моём историческом канале, мы продолжаем изучение истории России с несколько другого ракурса, кому нравятся ролики, обязательно подписывайтесь на канал, ставьте лайки, если хотите, чтобы они и дальше выходили на канале, подписывайтесь на Патреон и Бусти, а мы начинаем.

После революции 1917 года к власти в России приходят большевики, все вы знаете об этом, и начинают разрушение старого мира. Это сопровождается волной террора по разным социальным группам, но в первую очередь, по тем, кто был опорой царского режима – дворяне, священники, царские чиновники и так далее. Впрочем, были и те, кого одинаково преследовала и старая, и новая власть. Например, притеснение старообрядцев, или иначе староверов, по факту закончилось лишь после революции 1905 года, однако накопленный за несколько столетий опыт противостояния режиму староверы реализовали при советской власти по-настоящему один раз, но именно тогда он был активным и вооружённым сопротивлением, чего не было в царское время. В царское время старообрядцы предпочитали бежать подальше от правительства, бежать от большевиков оказалось ещё сложнее.

Восстание произошло в 1932 году на далёких сопках приморья, оно называется упунгинское, или  бикинское. Я здесь не буду подробно останавливаться на истории старообрядчества, уверен, вы легко найдёте нужные ролики, книги по этой теме. Буквально пару слов на эту тему для контекста: 17 век, раскол ещё при Петре Первом, раскольников, именно так тогда называли, помимо раскольников их называют староверами и старообрядцами. Тоже всегда можете посмотреть, как появляются эти термины.

Постепенно правительство смягчает политику в отношении них, но только в апреле 1905 года на фоне разворачивающейся революции Николай Второй выпускает указ о веротерпимости, по которому старообрядцы формально были уравнены в правах с остальными верующими. С началом освоения Дальнего Востока староверы оказались в авангарде переселенческой войны. Стремление уйти подальше от войны. Стремление уйти подальше от властей и официальной церкви всегда было присуще раскольникам, подталкивало их к освоению малонаселённых областей империи. Здесь они не только устраивали жизнь на свой лад .но и вовлекали в свою веру коренное население. Царские чиновники отмечали такие процессы в Сибири, на Алтае, в Забайкалье. Старообрядцы составляли совместные семьи с коренными народами, перенимая у них, помимо прочего, уникальные методы ведения хозяйства. Так, например, староверы были единственными из крестьян Приморья, кто занимался оленеводством. Помимо этого, они выращивали рожь и пшеницу, картофель и арбузы, разводили скот, ловили рыбу, охотились на пушного зверя, занимались пчеловодством. Вообще по дореволюционной переписи населения 1897 года в России насчитывалось более двух миллионов старообрядцев. Наивысший удельный вес старообрядческого населения был зафиксирован в Амурской области, почти 12% здешних жителей были староверами. Всего в Амурской и Приморской областях проживали более 14000 старообрядцев.

И вот постепенно, в наиболее отдалённых районах Приморья, ограниченных с востока берегом Японского моря, а с запада – хребтом Сихотэ-Алинь, возник ну такой затерянный мир – цивилизация, объединившая культуру и хозяйство староверов с обычаями местных народов. Но, хотя и жизнь староверов обособленна, вдали от крупных городов, однако, при этом весьма зажиточна. Благодаря своему трудолюбию, старообрядческое население Приморья по уровню достатка превосходило казачье, считавшееся самым обеспеченным на большей части  Дальнего Востока. Трудовая солидарность и независимость – характерные черты всех старообрядческих общин, но на Дальнем Востоке она проявилась наиболее ярко. Все вновь прибывающие семьи получали поддержку общины, им бесплатно давали деньги на приобретение скота, сообща помогали строить дом. Все проблемы, возникающие в общении, решались вместе. Только в приморье существовали старообрядческие монастыри, которые даже издавали свою литературу.

Советская власть, это тоже любопытно, в первые годы пыталась заигрывать со староверами, особенно напирая на их давнее противостояние с царской властью и склонность к жизни в общине. В 1921 году Наркомат земледелия выпустил воззвание к сектантам и старообрядцам, живущим за границей и в России, в котором, в частности, говорилось следующее: «Сектанты и старообрядцы России, принадлежащие, по большей части, к крестьянскому населению, имеют за собой нередко многовековой опыт общинной жизни. Все те, кто боролся со старым миром, пострадав от его тягот, а сектанты и старообрядцы в их числе, все должны быть участниками в творчестве новых форм жизни».

Впрочем, довольно быстро новая власть сменила риторику и взялась жёстко регламентировать деятельность любых религиозных объединений, а потом и вовсе преследовать верующих. Старообрядцы, как люди по большей части обеспеченные, автоматически становились в советской России кулаками, которым большевики объявили настоящую войну. Лозунги вроде «Всю землю крестьянам» для старообрядцев были абсолютно непонятны, ведь на Дальнем Востоке земля и так принадлежала тем, кто на ней трудился. Словом, с какой стороны ни посмотри, старообрядцы были настоящими идейными врагами новой власти, хотя сами они, конечно, ни с кем воевать не собирались, просто хотели, чтобы их оставили в покое.

В 1924 году увеличение сельскохозяйственного налога на 25% спровоцировало крупное крестьянское восстание в Амурской области, так называемое Заозейское восстание. Ему оказала поддержку белая эмиграция в Маньчжурии. Восстание было очень жестоко подавлено, сотни человек были расстреляны. Причём я говорю «сотни» – это по самым скромным подсчётам, скорее всего, намного больше. Многие крестьянские семьи бежали через границу в Манчжурию. С начало коллективизации восстания охватили весь дальневосточный регион, от Забайкалья до берегов Тихого океана, и подавлялись они с неизменной жестокостью. Многие ранее процветающие сельскохозяйственные области буквально опустели. Конечно, про все эти восстания надо рассказывать отдельно, но это к вопросу, когда по-настоящему закончилась Гражданская война в нашей стране. Я уже говорил об этом в ролике про Якутск.

Но вернёмся к старообрядцам. В итоге создатели колхозов добрались до самых глухих районов Приморского края вдоль реки Бикин, где компактно проживали староверы и немногочисленные коренные народы – удэгейцы, нанайцы. После окончания Гражданской войны к ним присоединились некоторые из принципиальных противников советской власти, не сумевшие, ну, или не пожелавшие покинуть советскую Россию и скрывшиеся от большевиков в таёжных землях. На самом деле, недовольство большевиками в общинах старообрядцев резко возросло ещё в середине двадцатых годов, когда на берега Бикина прибыли ответственные работники для переписи населения, скота и инвентаря. Староверы отнеслись к переписи крайне враждебно. Они верили, что если кого-то занесут в поимённые списки, то на такого человека будет наложена печать антихриста, и у него не будет больше пути к спасению души. И нельзя сказать, что они глобально неправильно оценивали ситуацию, потому что большевики готовили глобальное наступление на старообрядческие общины. Вместе с тем, ошибочно будет утверждать, что восстание старообрядцев на Дальнем Востоке носило исключительно религиозный характер. Да, конечно, старообрядцам не нравилось, что их детей отправляют в советские школы, где те получают доступ к соблазну и бесовским пляскам и мерзким песням, и, конечно, староверов вряд ли воодушевляли атеистические лозунги большевиков. Тем не менее, религиозные причины были вторичны, всё же самым болезненным для старообрядцев стало посягательство на их экономическую независимость. Поэтому не случайно, что в восстании участвовала, в основном, экономически активная молодёжь, а не пожилые носители старообрядческих традиций. Плюс начало коллективизации совпало на Дальнем востоке с конфликтом на КВЖД, среди местного , среди местного населения множились слухи о занятии Манчжурии и прилегающих территорий поморов китайскими войсками и белогвардейцами, о неизбежной войне СССР с Японией. Надо вообще понимать, что соседние с Приморьем области Китая были буквально переполнены бежавшими от Советов российскими подданными. В одном только Харбине их насчитывалось около ста тысяч, дальше – больше. В начале тридцатых Манчжурию оккупировала Япония и создала там марионеточное государство Манчжоу-го. На его территории началось формирование Квантунской армии, соединения, которое прицельно готовилось для боевых действий в Советском союзе. Однако никаких контактов старообрядцы ни с беглыми белогвардейцами в Харбине, ни тем более с японской армией не поддерживали, хотя Большевики впоследствии пытались доказать обратное. На самом деле, призывы к вооружённому сопротивлению советской власти прозвучали, когда руководство дальневосточного края приняло решение отселить их из районов, считавшихся территорией расселения и природопользования коренного или иначе туземного населения.

Сильный борись, слабый беги, цитировали старообрядцы Священное писание. Их монастыри вели активную антисоветскую пропаганду, сначала открытую, но потом по мере наступления большевиков уходившую в глубокое подполье. Именно в монастырях проходили особые совещания староверов, так называемые соборы, на которых принимались уложения – некие своды правил, обязательные к исполнению всем. И, хотя старообрядцы поначалу старались никоим образом не раздражать дополнительно большевиков, градус конфликтности в общении с новой властью стремительно рос. Бикинским староверам, например, было предписано препятствовать всем мероприятиям советской власти, таким, как коллективизация, хлебо- и лесозаготовки, открытие школ, фельдшерских пунктов и больниц, создание кооперативов по заготовке рыбы или скота.

Рост бунтарских настроений среди жителей Приморья не остался в стороне от внимания советских властей. Ещё в апреле 1931 года в докладной записке полномочного представительства ОГПУ по Дальневосточному краю говорилось, что, цитата, «факты повстанческих и пораженческих настроений и слухов отмечены в 127 населённых пунктах 26 районов из 40 в крае, кроме отдалённых северных, причём наибольшее распространение их настроения имеют в восьми районах, где 18 населённых пунктов особенно поражены повстанческими тенденциями, и в 11 из них были созданы повстанческие группировки и организации». В этой же записке приводились следующие высказывания жителей Приморья о советской власти, цитата, «у меня они, сволочи, всё имущество ограбили и ещё грозили арестовать. Я им, гадам, это никогда не прощу, зубами грызть буду», или другая цитата, «только бы была война, в первую очередь буду убивать правителей колхозов, это не свобода, а барщина».

Наконец, в первой половине 1932 года на берегах Бикина распространился слух о том, что предстоящей весной все без исключения будут зачислены в колхоз, разумеется, с передачей средств сельхозпроизводства в социалистическую собственность. Это вызвало панику среди населения. Староверы, которые выступали против любого насилия, взялись за оружие. Далее обратимся к следственному делу №229, которое сегодня хранится в Государственном архиве Приморского края, цитата: «В мае месяце 1932 года на северном побережье Приморья, Тернейский и Ольгинский районы и по реке Бикин, Сихотэ-Алинский туземный район, вспыхнуло массовое вооружённое наступление староверов. В процессе ликвидации этого преступления и следствия по делу вскрыта крупная повстанческая организация. Эта организация охватила своей сетью повстанческих ячеек 75 населённых пунктов от бухты Самарга на севере до бухты Ольга на юге, 450 км, и за перевалом хребта Сихотэ-Алинь в бассейне реки Бикин».

Вот тут вы можете посмотреть, какой район Дальнего Востока был охвачен восстанием, карта это подробно показывает. Решение о вооружённом выступлении против советской власти было принято 6 мая на сходке в доме 22-летнего бывшего секретаря местного сельсовета Антона Кулагина, расположенном в посёлке Улунга Бикинского района, сегодня это посёлок Охотничий, и до него, по-прежнему, как и в тридцатые годы, не ведёт ни одной автомобильной дороги. Добраться можно только по реке или по зимнему льду. Только зимой можно ездить. Впрочем, понятно почему, по данным 2014 года, в посёлке живут 14 человек. Это сложно представить, что Улунга была когда-то центром восстания против большевиков.

Военный штаб этого восстания возглавил тот самый Антон Кулагин. Напомню, парню было всего 22 года, помимо него в штаб вошли несколько местных староверов. Имевших боевой опыт, причём это были как бывшие красные партизаны времён Гражданской войны, так и бывшие военнослужащие царской армии, в частности, уроженец Иркутска Николай Мелентьевич Медолович, бывший офицер, который долгие годы скрывался от преследования среди староверов, и во время восстания пытался привить отрядам повстанцев военную дисциплину. Всего в армии восставших насчитывалось до 1000 человек. В мирное время это были крестьяне и охотники-промысловики, формировались отряды повстанцев на добровольной основе, хотя некоторых, возможно, и пришлось уговаривать, всё-таки старообрядцы никогда не отличались воинственностью.

7 мая староверы Улунги захватили местный кооператив, магазин Госторга, сняли с учреждений советские флаги и объявили населению, что власть большевиков свергнута. Как утверждалось в последствии в обвинительном заключении всё того же полномочного представительства ОГПУ по Дальневосточному краю, цитата, важная цитата: «Население посёлка отнеслось сочувственно. Все мужчины от стариков до молодёжи присоединились и дали согласие поддержать восстание». Помитинговав, повстанцы отправили небольшой вооружённый отряд во главе с Кулагиным на захват соседнего посёлка Лауха, не знаю, кстати, как тут ударение, прошу прощения заранее. Там восставшие арестовали представителей советской власти, захватили склады местного кооператива и Дальгосторга. На всех дорогах, ведущих из района восстания к ближайшей железнодорожной станции, были выставлены заставы с целью перехватить возможные отряды карателей или любого, кто решится доложить властям края о восстании на Бикине. После этого повстанцы решили захватить село Хуцин, сегодня оно называется Максимовка. Там они рассчитывали получить поддержку среди заключённых местного управления лагерей особого назначения. В Хуцине располагалась также радиостанция, большой арсенал оружия, транспортные средства и некоторое количество золота. Однако, наступление не удалось подготовить должным образом, сказалась слабая военная подготовка повстанцев. Конечно, охотники-промысловики прекрасно стреляли, то есть, образно говоря, могли положить белку в глаз, но ни в Первой мировой, ни в Гражданской войне они не участвовали, для большинства старообрядцев это были абсолютно чужие войны. В итоге отряд повстанцев был захвачен в плен, а милиция и подоспевшие им на помощь чекисты сумели организовать оборону Хуцина.

Среди староверов началась паника и дезертирство. После этого провала восставшие утратили военную инициативу, и последующие боевые действия со стороны староверов сводились уже к защите освобождённых от советской власти территорий. По дорогам на Улунгу строятся земляные укрепления и возводятся заставы, разрабатывается система условных сигналов для беспрепятственного прохождения своих и задержки отрядов ОГПУ. Под руководством обладавших боевым опытом повстанцев староверы были разбиты на взводы и отделения, их обучали бою в рассыпном строю. Тем временем войска ОГПУ блокировали район восстания, стали постепенно сужать кольцо окружения вокруг Улунги.

По численности чекисты сильно уступали повстанцам, но превосходили их по дисциплине и по боевой выучке, и по технической оснащённости. Тем не менее, чтобы полностью зачистить местность, властям понадобилось почти 4 месяца. Бои собственно за Улунгу продолжались пять дней. Село пришлось брать штурмом. Чекисты при этом потеряли 8 человек убитыми, восставшие более 20.

По делу о Бикинском восстании было арестовано более 500 человек, некоторые повстанцы вместе с семьями бежали в тайгу, где большинство потом погибли от голода и холода. И всё же последние очаги восстания были ликвидированы только в 1933 году. Из 565 человек, попавших под следствие по статье 58 часть вторая УК РСФСР, та самая 58 статья, сформулирована она была так: «Вооружённое восстание. Любое действие с намерением насильственно отторгнуть от Советского союза любую часть его территории», вот из этих людей 118 были расстреляны. В это число попали не только руководители восстания Антон Кулагин и Николай Медолович, но также и некоторые удэгейцы, помогавшие староверам. Остальные осуждённые получили разные сроки заключения, многих из них потом выслали в Западную Сибирь. Семьи большинства участников восстания были выселены в спецпосёлки Хабаровского края для работы на лесозаготовках. Общее число погибших в ходе подавления восстания так и не было установлено. Староверов вылавливали в тайге по обе стороны хребта Сихотэ-Алинь. Большинство расстреливали на месте, некоторые утонули в многочисленных притоках Бикина, пытаясь на лодках уйти в Китай. В этих расправах, по утверждению очевидцев, участвовал известный советский чекист Алексей Соколов. В своё время он заслужил репутацию одного из самых известных провокаторов НКВД. Он внедрялся в ряды противников колхозов в Центральной России, призывал к активным действиям, колхозы же все ненавидели – а потом эти группы арестовывали и судили. Да, очень напоминает провокации сегодняшнего времени.

Возглавлял краевое НКВД Терентий Дерибасов, по собственному утверждению, бывший прямым потомком того сподвижника князя Потёмкина, который участвовал в основании Одессы. Как много лет позже рассказывал местный охотовед Александр Кузнецов, цитата: «Соловьёв всё ловил, судил и расстреливал у полыньи на большой речке и слал доклады Дерибасову в Хабаровск». Улунгу уже называли Соколовка. По словам Кузнецова, спустя шесть лет после восстания жителей Улунги согнали строить площадку для аэродрома, а затем этих же селян обвинили в том, что они работают по заданию японской разведки. Началась новая волна арестов и расстрелов, Улунга окончательно опустела. Впрочем, такое революционное рвение чекиста, как водится, не помогло. Дерибасов в 1937 году был расстрелян как шпион и троцкист, а Соколов три года провёл в изоляторе НКВД, где ему переломали все рёбра. Потом он, правда, продолжил свою блестящую чекистскую карьеру, поучаствовав в операциях против антисоветских повстанцев в Литве и Западной Украине и занимался примерно тем же, чем и до войны – провокациями.

Каков итог? К концу тридцатых годов мужское население старообрядческих сёл Приморья в возрасте от 18 до 70 лет было уничтожено почти полностью. В 1939 году оставшиеся старообрядческие семьи как социально опасный элемент были выселены в другие регионы Сибири за пределы Дальневосточного края, считавшегося пограничным. Отдельные всплески репрессий по отношению к староверам продолжились вплоть до пятидесятых годов. Последние крупные скиты староверов на реке Большой Быкчос в Красноярском крае были разорены чекистами только в 1953 году.

Части приморских староверов всё же удалось уйти от преследования советских властей, перейти границу и осесть в Манчжурию – но ненадолго. Уже в 1945 году сюда пришла Красная армия, а за ней и китайские коммунисты. Большинство староверов через Шанхай и Гонконг бежало на другой берег Тихого океана, в Америку, потом они осели – кто на Аляске, кто в штате Орегон, другие оказались в старообрядческих колониях Бразилии, а некоторые добрались и до Австралии и Новой Зеландии. Ну вот такое восстание старообрядцев против большевиков, настоящая гражданская война, настоящее преследование людей, которые просто хотели спокойно жить подальше от властей.

Спасибо тем, кто досмотрел этот ролик до самого конца, надеюсь, в ближайшее время мы увидимся, чтобы вы не пропустили новых роликов, подписывайтесь на канал, и обязательно оставляйте комментарии и ставьте лайк, чтобы больше людей увидели этот ролик. Всего доброго, и до следующих не самых известных тем российской истории, всем пока!



Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024