Купить мерч «Эха»:

Подкаст Сергея Смирнова: Завоевание Чукотки. Как Российская империя потерпела неудачу в колониальной войне

Сергей Смирнов
Сергей Смирновглавный редактор издания «Медиазона»

Несмотря на нанесённый противнику удар, русским всё же пришлось отступить обратно в Анадырский острог, и поход в итоге закончился, ну, довольно бесславно. В последующие десятилетия русские отряды как по суше, так и по морю пытались вторгаться в земли чукчей, чтобы обложить местных жителей ясаком, однако, в основном, безуспешно…

Подкаст Сергея Смирнова: Завоевание Чукотки. Как Российская империя потерпела неудачу в колониальной войне Скачать

Подписаться на канал Сергея Смирнова

Поддержать канал Сергея Смирнова

С. СМИРНОВ: Далёкая Чукотка, губернатор Роман Абрамович. Ещё в Советском союзе были популярны анекдоты про чукчей. Только вот Российской империи было не до смеха, когда они пытались почти 150 лет присоединить силой этот регион – и, по сути, потерпели поражение. С чукчами пришлось заключать мирный договор, по которому они сохранили полную независимость во внутренних делах. Сегодня мы поговорим про длительную и, вероятно, самую провальную колониальную войну Российской империи.

Всем привет, это Сергей Смирнов, вы на моём историческом канале. Как обычно, призываю подписаться на канал, поставить лайк, написать комментарий. Если вам нравятся исторические ролики, подписывайтесь на Патреон, для тех, кто в России – на Бусти, а мы начинаем.

В середине семнадцатого века, когда первые русские отряды достигли пределов Чукотки, местные народы (чукчи, эскимосы, коряки, юкагиры) жили, в основном, ещё первобытными порядками. Главным занятием была охота, в первую очередь, на морского зверя, кочевое оленеводство, рыбалка. По уровню своего общественного развития чукчи находились, ну, буквально на ранней стадии развития. Каких-то социальных институтов или постоянных органов управления у них не существовало. У каждой группы местных жителей имелись свои старейшины, или, как их называли русские, тойоны, князцы, чей авторитет и власть базировались, как обычно, на личных или физических качествах, или деловых, организаторских, может быть, военных – ну, и на богатстве. Правда, авторитет даже таких старейшин вряд ли можно назвать непререкаемым. Вот что рассказывал про социальное устройство чукчей русский казак Кузнецкий в 1756 году: «Лучших мужиков, яко старшин, признают и почитают по тому только одному случаю, кто более имеет у себя оленей, но и их вменяют ни во что для того, ежели, хотя за малое, если осердятся, то и убить их до смерти готовы». Ну, переводя на русский, сегодняшний, даже если ты очень богатый, если у тебя много всего, если остальным это не понравится – это не спасёт и не поможет.

В то же время, военное дело у чукчей было на высоте, и этим они заметно выделялись среди прочих народов Сибири. Тут свою роль сыграли постоянные вооружённые конфликты между племенами чукотского региона. Чукчи всегда были довольно воинственным народом и постоянно враждовали то с коряками, то с эскимосами, причём именно чукчи выступали в роли агрессоров. Как писал в конце восемнадцатого века российско-немецкий медик и путешественник Иоганн Гёрге: «Они (чукчи) наравне со страной своей крайне дики, суровы, необузданны и жесточе всех сибирских народов. 20 чукчей прогонят, верно, 50 человек коряков. К слову, постоянная война чукчей с коряками длилась всё те же полторы сотни лет, что и продолжалась антиколониальная борьба народов Чукотки с русскими. По итогам этой войны коряки лишились более 200 тысяч голов оленей, что в дальнейшем вынудило многих из них перейти с кочевого на оседлый образ жизни и заняться рыболовством. С другой стороны, в противостоянии чукчей с русскими отрядами коряки, как и юкагиры, часто выступали на стороне колонизаторов. Хотя бывало, что и они поднимали восстание против русских, становясь, таким образом, временными союзниками чукчей. А вот что касается вооружённых конфликтов между чукчами и эскимосами, то последний из них относится аж к середине двадцатого века, причём напали чукчи не на сибирских, а на американских эскимосов, переплыв для этого пролив. Тогда, чтобы разрулить ситуацию, в дело пришлось вмешиваться даже правительствам США и СССР. Холодная война вот в буквальном смысле слова.

Во время войны чукчами руководили обычно не самые физически сильные или богатые старейшины, а наиболее опытные и пожилые бойцы. По некоторым сведениям, иногда в военных советах участвовали и женщины, хотя в чукотском первобытном обществе действовало общее правило, выраженное поговоркой «раз ты женщина, то молчи». Вообще, несмотря на столь пренебрежительную присказку, чукотские женщины часто брали на себя не только содержание семьи, но и её защиту. Девочки нередко обучались военному делу вместе с мальчиками, они могли самостоятельно охотиться, стрелять из лука, бегать на длинные дистанции и даже фехтовать копьём. В целом, как отмечает военный историк Александр Нефёдкин, девушки-воительницы не были правилом в чукотском обществе, хотя, с одной стороны, и редкостью они тоже не были. Ну так. Небольшая цитата.

Чукотские мальчики воспитывались прямо-таки в спартанском духе. Физически неполноценных младенцев убивали после рождения, потому что считалось, что в утробе матери ими завладел злой дух. Остальных детей учили бегать на лыжах с закреплёнными на них камнями, прыгать с камнями на плечах, бороться, метать копьё и пращу, бросать аркан и стрелять из лука. Позже к этому добавились навыки ношения доспехов. Да, у чукотских воинов были и доспехи, чем-то напоминавшие по внешнему виду самурайскую броню. Поначалу они изготавливались из плотной кожи, дерева и кости, но потом стало применяться и железо. Особое внимание в боевой подготовке молодёжи уделялось бегу. Есть данные (хотя к ним всё же стоит относиться критически), я его озвучу, это мнение, что дистанцию в 8.5 километров самые выносливые чукчи пробегали за 28 минут. Ну, с такой скоростью обычно бегают элитные марафонцы.

Вообще способность самостоятельно преодолевать большие дистанции была ключевым навыком для выживания на Чукотке, которая и сегодня населена весьма фрагментарна, а 400 лет назад тут едва проживали 10-15 тысяч человек. Большинство исследователей указывают численность чукчей к моменту прихода русских от 8 до 11 тысяч человек. Впрочем, встречаются и более скромные оценки в 2500. При этом российский историк, специалист по регионам Андрей Зуев указывает, что в русских источниках чукчи обычно ничем не отличались от эскимосов, соответственно, сейчас совершенно невозможно понять, когда речь шла о тех или других. По этой причине мы также не будем разделять эти два народа, но допустим, что русско-чукотские войны правильно было бы называть русско-чукотско-эскимосскими войнами. Следует также внести уточнение по поводу самоназванию чукчей, есть относительно популярная версия, что чукчи – это такое самоназвание народа, в переводе означает «настоящие люди». На самом деле, самоназвание, действительно обозначающее в переводе настоящих людей, звучит как «ло равитла». В двадцатом веке оно было предложено к использованию вместо «чукчей», но не прижилось. Изначально же чукчами, а точнее, чаучами, то есть, имеющими оленей, называли себя только те, кто занимался оленеводством. Чукчи, которые жили на берегу океана, называли себя «ан-каль-ит», то есть, «морские», «приморские». По другой версии, современное название народа – это производная от юкагирского слова «чакча», которыми чукчей называли их ближайшие соседи. Юкагиры были колонизованы довольно быстро, именно от них чукчи получили своё название в русском языке.

Итак, мы разобрались с деталями и контекстом, можно приступить, собственно, к рассказу о чукотских войнах. В первой половине семнадцатого века русские взяли под контроль Ленскую землицу, то есть, современную Якутию, и вышли к Охотскому морю. Якуты, хоть местами и оказывали колонизаторам ожесточённое сопротивление, в силу своей разобщённости не смогли надолго сдержать продвижение русских отрядов. При этом на юге русские вышли к Забайкалью, где их интересы столкнулись с интересами маньчжурской империи Цин. Впоследствии она поглотит весь Китай, Синьцзян, Монголию и Тыву. В начале семнадцатого века Цин, как и русское государство, находилось в стадии агрессивного расширения, хотя основным направлением маньчжурской экспансии всё же был юг.

Тем не менее, после серии кровавых столкновений с войсками Цин, продвижение русских на восток вдоль Амура было остановлено почти на 200 лет. Я об этом рассказывал в прошлом ролике про Маньчжурию, посмотрите его, если не смотрели. На севере же русские отряды охотников за пушниной под предводительством Семёна Дежнёва и Михаила Стадухина передвигались по реке Индигирке к Северному ледовитому океану. Продвигаясь между устьями Индигирки и Колымы, они встретили небольшой русский отряд во главе с енисейским казаком Дмитрием Зыряном, который рассказал им, что встретил на реке Алазее доселе неизвестный народ, который юкагиры называли чакча, а русские стали называть чюкчами (через ю) или чукчами, (через у). На требование платить ясак чукчи ответить отказом, ну, на том и разошлись. Было это в 1642 году.

По другим данным, первым из русских, кто встретил чукчей, был сын боярский Иван Ярасков. Случилось это также на реке Алазее. Чукчи сопровождали юкагирских вождей, как впоследствии описывал Ярасков в челобитной царю Алексею Михайловичу, цитата, «и те, государь, иноземцы алазейские юкагири и чукчи, в твоём государеве ясаке отказали, и по обе стороны алазейской реки обошли и учали нас с обеих сторон стрелять (ну, начали стрелять, имеется в виду, немножко старые слова)». Хотя первые контакты и были относительно бескровными, крупное столкновение, как вы понимаете, было неизбежно. Русские не собирались останавливаться на достигнутом, а чукчи явно не собирались платить дань. Как отмечает профессор Зуев, до девяностых годов восемнадцатого века русские и чукчи только знакомились друг с другом, но уже с самого начала всё шло к сценарию военного конфликта. Процитирую Зуева: «Какого-либо определённого плана в действиях русских не просматривается. В своих походах они стремились охватить как можно большую территорию и объясачить как можно больше туземцев, именно поэтому вооружённые столкновения отмечены почти всеми территориальными группами, с которыми русские вступали в контакты». Ну, то есть, нет ничего удивительного в военном конфликте.

Вскоре отряды Стадухина и Зыряна обосновываются на Колыме, приводя в покорность местных юкагиров и всё больше контактируя с чукчами, которые до поры до времени воздерживаются вступать с русскими в открытое противостояние. Дежнёв тем временем огибает крайнюю юго-восточную оконечность Азии, первым из европейцев проходит Берингов пролив и основывает на реке Анадырь зимовье, позже острог.

Наконец, в 1649 году казаки начинают отправлять военные экспедиции против чукчей, всё ради сбора ясака, не только в виде пушнины, но также ради «рыбьего зуба», то есть, моржового клыка. Он был одним из самых дорогих экспортных товаров русского государства, что-то сродни африканской слоновой кости. В середине семнадцатого века царь Алексей Михайлович ввёл государственную монополию на торговлю рыбьим зубом, которая строго оберегалась властями от посягательства иностранцев. Чукотка была наиболее богата этим природным ресурсом, не случайно в числе её первооткрывателей были именно поморы, до захвата Сибири большую часть моржовых клыков добывали на русском севере.

Уже на первые набеги казаков чукчи отвечали контрударами. В 1653 году чукчи осадили нижнеколымское зимовье, используя осадные щиты – но русские их разбили. В том же году в устье Алазеи чукчи побили русских торговых и промышленных людей, а шесть лет спустя снова подступили к Нижнеколымску. Постепенно колонизаторы начали ощущать острую нехватку служилых людей. Малочисленные отряды казаков оказались буквально запертыми в Нижнеколымском и Анадырском зимовьях, а чукчи, практически не встречая сопротивления, принялись разорять кочевья уже обложенных ясаком, но оставшихся без защиты юкагиров, грабить склады и рыбные промыслы русских.

В 1688 году чукчи полностью уничтожили отряд казацкого пятидесятника Василия Кузнецова, который отправлялся из Анадырского острога на Камчатку, которая в то время уже была известна русским. Причём это нападение совершили ясачные чукчи, то есть те из них, кто уже ранее согласился платить дань русскому царю. Несмотря на то, что в ответном походе казаки разорили 16 якутских юрт (так тогда называли, хотя правильно яранг, так называются жилища чукчей), над Анадырью нависла реальная угроза захвата и уничтожения. А с падением этого острога русские не только потеряли бы единственный опорный пункт на Чукотке, но и утратили бы всякую связь по суше с Камчаткой. Тем более, с началом колонизации этого полуострова русские вступили в непосредственное противостояние с племенами коряков, которые при своей воинственности уступали чукчам – но не настолько сильно.

В 1702 году, то есть, в то время, когда Россия уже вовсю втянулась в Северную войну со Швецией, потерпела унизительное поражение при Нарве, на другом конце света принявшие русское подданство коряки обратились к анадырскому приказчику, сыну боярскому Григорию Чернышевскому с просьбой о защите от чукотских набегов. Тот снарядил для усмирения чукчей крупный по местным меркам отряд приблизительно из 200 казаков, юкагиров и коряков во главе с Алексеем Чудиновым. Отряд дошёл до берега Тихого океана, где разорил поселение оседлых чукчей, отказавшихся платить ясак. Около десятка мужчин были убиты, а их семьи пленены, причём эти пленники потом покончили с собой. Чукчи вообще предпочитали смерть плену, который считался позорным. Многие исследователи отмечали, что фатализм, пренебрежение к собственной жизни был отличительной чертой чукчей, они могли совершить суицид даже с досады, не говоря уже о перенесённом позоре. Впрочем, части жителей из разгромленного Чудиновым поселения всё же удалось спастись, и они сообщили весть о нашествии русских остальным соплеменникам.

Первый отряд подоспевших чукчей из 300 бойцов Чудинов уничтожил, почти не понеся потерь. Однако затем русские и их союзники были окружены целой армией чукчей. Некоторые историки приводят цифру в 3000 человек, хотя другим это кажется преувеличением. Тем не менее, колонизаторам пришлось выдержать жестокий бой, в ходе которого чукчи потеряли несколько сотен человек, а Чудинов несколько десятков. Несмотря на нанесённый противнику удар, русским всё же пришлось отступить обратно в Анадырский острог, и поход в итоге закончился, ну, довольно бесславно. В последующие десятилетия русские отряды как по суше, так и по морю пытались вторгаться в земли чукчей, чтобы обложить местных жителей ясаком, однако, в основном, безуспешно. Чукчи предпринимали ответные действия и снова подходили к Нижнеколымску. Всё же градус противостояния в этот период снизился. Во-первых, был налажен морской путь на Камчатку и русским больше не было надобности прокладывать путь через земли мимо корякских и чукотских племён, во-вторых, ну, всё же силы России были в тот момент сосредоточены на западе, война со светом была в самом разгаре, ну, и было не до Чукотки.

Подведём итог первого этапа противостояния русских с чукчами, который, по сути, стал прологом к крупным боевым действиям. Колонизаторам всё же удалось закрепиться на Колыме и Алазее, однако, сам Чукотский полуостров оставался вне российской и уже имперской юрисдикции. Перед тем, как мы перейдём непосредственно к русско-чукотской войне, начало которой формально датируют 1727 годом. Немного стоит рассказать про театр военных действий. Чукотский полуостров – это, прежде всего, рассечённые глубокими долинами нагорья высотой до 1000 метров. Глубокие реки, скалы и обрывы, большую часть года покрытые льдом и снегом – обычный ландшафт полуострова. Климат здесь предельно суровый, зима длится 10 месяцев в году, а температура часто опускается ниже 40 градусов. Деревьев почти нет, только в долинах рек растёт низкорослый кустарник. Вдобавок, из-за удалённости Чукотки от основных логистических маршрутов, у колонизаторов постоянно возникали сложности с доставкой провианта, оружия и подкрепления. Сами-то чукчи прекрасно приноровились к жизни в этом суровом краю, а в русских отрядах потерь от болезней и недоедания потерь было не меньше, чем от стрел и копий противника.

В 1725 году якутский казачий голова (то есть, полковник) Афанасий Шестаков выступил с инициативой организации крупной военной экспедиции на Чукотку. Он донёс свои планы до начальства в Санкт-Петербурге, и царское правительство, уже императорское правительство, поддержало идею силовым путём присоединить полуостров, благо, война со шведами уже закончилась, империя была готовы выделять средства на очередную кампанию. Экспедиция Шестакова получила название «анадырская партия». Помимо завоевания Чукотки, она должна была обеспечить тыл и базу для русского продвижения в Северную Америку. Аналогичная задача возлагалась на вторую камчатскую экспедицию, которая стартовала под руководством Витуса Беринга чуть позже. В состав анадырской партии выделили до 400 казаков и солдат, набранных по всей Сибири. То есть, огромную по меркам дальней периферии силу. Офицером в звании драгунского капитана при них состоял Дмитрий Павлуцкий, дворянин белорусско-литовских корней родом из Тобольска. В истории чукчей Павлуцкий сыграет очень жёсткую роль, как Ермолов в истории чеченцев, именем этого офицера чукотские матери будут ну буквально пугать своих детей.

Фактически, под началом Павлуцкого находилось до шестисот человек, если считать также морских чинов и вспомогательные силы. Помимо казаков, в состав экспедиции вошли многочисленные отряды союзных России юкагиров, эвенков и коряков. Правда, ещё в Якутске между Шестаковым и Павлуцким возникли настолько острые разногласия, что они прекратили между собой всякое общение и разделили свои отряды. Очевидно, причиной ссоры стали амбиции обоих командиров, плюс правительственные указы весьма расплывчато определяли конкретные действия экспедиции, оставляя их на усмотрение местных начальников. А те, соответственно, трактовали их каждый по-своему. В итоге Шестаков с отрядом в сотню с лишним человек отправился вдоль побережья Охотского моря покорять остатки коряков, а Павлуцкий двинулся к Анадырю. Экспедиция якутского казачьего главы закончилась довольно быстро. В марте 1830 года Шестаков попал в засаду чукчей в устье реки Пенжина. Вообще-то чукчи совершали поход против коряков, и на русских наткнулись случайно. Отряд Шестакова был полностью разгромлен, сам казачий глава погиб, а чукчи в качестве трофеев захватили знамя, пару десятков винтовок и ручные гранаты. Вскоре под влиянием этого поражения против русских восстали коряки и ительмены на Камчатке. Про завоевание Камчатки я рассказывал в отдельном ролике, обязательно посмотрите.

Однако Павлуцкий оказался более удачлив. После гибели Шестакова он официально стал единственным начальником экспедиции. Согласно инструкциям, полученным из сибирской столицы Тобольска, ему было рекомендовано мирных иноземцев призывать в подданство лаской, цитата на старом русском: «На чукоч и на прочих мирных иноверцов войною до указа я, императорского величества, не поступать, дабы людям не учинялось какой грозы, а ежели поступать с ними войной, то за малолюдством в тамошнем крае служилых людей не учинилось бы какой траты людям, тако ж их иноверцев не разогнать в другие места». Ну, помягче как бы рекомендовано. Впрочем, эта инструкция была получена Павлуцким только в 1732 году, а годом ранее он на свой страх и риск он во главе отряда из 215 казаков и 230 юкагиров и коряков совершает первый поход против чукчей.

Главной целью похода была объявлена защита принявших русское подданство коряков, хотя впоследствии историки признают, что действия Павлуцкого имели чисто карательный характер. Ещё никогда против чукчей не выступало такой мощной силы, тем не менее, встреченные Павлуцким чукчи не выказали никакого страха перед неприятелем и на требование платить ясак стали угрожать противнику смертью. Павлуцкому удалось одержать три убедительные победы, убив от 800 до 1500 чукчей, пленив 160 человек и захватив около 40 тысяч оленей – правда, все они потом погибли в тундре. Также были освобождены ранее захваченные русские пленные и возвращена часть трофеев, взятых чукчами у отрядов Шестакова, в том числе и его личные вещи. Потери русского отряда составили всего пару десятков человек.

За проявленную в этом походе жестокость Павлуцкий получил от чукчей прозвище «якунин», что значит «худо убивающий», а от царского правительства – звание майора. Если судить по максимальной оценки потерь чукчей, понесённых чукчами во время этого похода, то можно высчитать, что Павлуцкий истребил от трети до половины всего мужского населения Чукотки, что ну вообще-то представляется какой-то невероятной цифрой. Впрочем, нельзя утверждать, что все действия бескомпромиссного драгунского офицера находили у начальства полную поддержку. В свою очередь, якутская воеводская канцелярия вела следствие «по поводу обид, грабежа и взятия иноверцев в подводы капитаном Павлуцким и о взятии оным же Павлуцким в неволю служилых людей и детей их промышленных, 30 человек». Однако, никаких дел по этому следствию в истории не сохранилось.

Успешные действия русского отряда в 1731 году не только не умиротворили чукчей, а наоборот, усилили их воинственный пыл. Плюс участие в походе юкагиров и коряков ещё более способствовало углублению вражды между ними и чукчами. Те вновь начинают грабительские походы на племена, принявшие российское подданство. Наконец, российский сенат принимает указ, предписывающий «на оных немирных чукоч военною и оружейною рукою наступить и искоренить вовсе, точно которые из них пойдут в подданство её императорского величия, оных, жён их и детей, взять в плен и из их жилищ вывезть, и впредь для их безопасности распределить в якутском ведомстве по разным острогам». Ну чувствуете, я здесь процитировал, уже понятнее становится русский язык.

Война на Чукотке велась с предельным ожесточением. Обе стороны не гнушались военной хитрости и обмана. Так, в 1740 году казачий сотник Василий Шипицын вызвал к себе на переговоры 12 чукотских старейшин, которые согласились платить ясак. Когда старейшины явились к нему, Шипицын приказал своим людям их перебить всех до одного. В другом случае, Павлуцкий во время эпидемии оспы в Анадырском остроге отпустил больного оспой пленного чукчу домой, чтобы он перенёс эпидемию к своим. Это в итоге и произошло: умер и сам бывший пленник, и множество его сородичей. Стоит отметить, что чукчи были не единственным народом, который русское государство намеревалось искоренить вовсе за сопротивление, оказанное при колонизации. Тактика почти поголовного истребления была использована в своё время и против коряков, и даже против башкир. Ну, об их восстаниях надо, конечно, говорить отдельно.

Покорение Чукотки осложнялось для русских и тем, что у местных племён, как мы говорили ранее, не существовало каких-либо развитых институтов власти. Ну, например, если испанские конкистадоры могли покорить инков и ацтеков, просто взяв в плен их правителей, то с чукчами такой приём не работал. Даже с захватом заложников заставлять их платить ясак удавалось далеко не всегда. В 1744 году Павлуцкий организует второй крупный поход на Чукотку, на этот раз под его руководством находится ещё большая сила, свыше 600 человек. Однако теперь чукчи, наученные горьким опытом предыдущих сражений, избегали открытых фронтальных боёв с крупными силами русских, предпочитая партизанскую тактику. Это не замедлило сказаться на результатах. Чукчи потеряли убитыми и пленными 450 человек, а потери Павлуцкого увеличились почти в 3 раза и составили 62 человека. Тем не менее, склонить чукчей к уплате ясака и переходе в русское подданство так и не удалось. После этого Павлуцкий некоторое время занимался усмирением восставших коряков, а через 3 года отправился в свой очередной, как окажется впоследствии, последний поход против чукчей. Теперь под его началом было около 300 человек. Авангард этого отряда под его командованием чукчи подстерегли в засаде на реке Орловой, что неподалёку от Анадырского острога. Чукчи разделили свой отряд, состоявший примерно из 500 человек, на две части. Главные силы атаковали русских с фронта, а другая часть, обойдя сопку, зашла неприятелю в тыл, стремясь захватить противника в кольцо и отрезать его от обоза. Эта тактика сработала: отряд Павлуцкого потерпел сокрушительное поражение, а сам майор вместе с несколькими десятками своих бойцов погиб. Чукчам удалось захватить не только множество ружей и русское знамя, но даже пушку. То есть, теперь у них была артиллерия.

Организовать преследование противника русские не смогли из-за нехватки сил. Очередной раунд противостояния остался за чукчами. С гибелью Павлуцкого военные действия пошли на спад, хотя численность русских войск на Крайнем севере впоследствии выросла почти вдвое. Но, по сути, империя отступила, Анадырский острог был покинут и сожжён, а его гарнизон размещён в крепостях по берегам Охотского моря. Власть России на Чукотке была полностью демонтирована. В Санкт-Петербурге просто решили посчитать деньги. За все годы существования Анадырской партии на неё была потрачена колоссальная сумма в 1 миллион 380 тысяч рублей, тогда как доходов от Чукотки получено всего на 29 тысяч. Знаете ли, так себе колонизация. При таких раскладах выгоднее было просто оставить чукчей в покое, тем более, во второй половине восемнадцатого века Россия уже открыла путь в Северную Америку через Камчатку, Алеутские острова. После того, как русским удалось более детально изучить Чукотку, она уже не представлялась столь лакомой добычей, как раньше. Даже невзирая на моржовые клыки. Цитата: «Чукотскую землю можно назвать последнейшею и беднейшею из всего земного круга в последнем лежащую», – докладывал в Санкт-Петербург последний командир Анадырского острога Фёдор Плиниснер. Золото и медь, как вы понимаете, на Чукотке тогда ещё не нашли.

Однако, когда во второй половине восемнадцатого века к северным районам Тихого океана стала проявлять интерес Англия и Франция, Россия вновь озаботилась колонизацией чукчей. Они к тому времени также свернули военную активность и всё чаще вступать в мирные, основанные прежде всего на торговле, контакты с русскими. Некоторые даже в обмен на подарки платили ясак. Насильно требовать дань с коренных жителей Чукотки Российская империя категорически запретила, опасаясь новых кровавых столкновений. Наконец, в 1778 году армейский капитан Тимофей Шмалёв при помощи крещённого чукчи Николая Дауркина заключил письменный договор с одним из чукотских князцов, Амулятом Хиргынтовым, о принятии им русского подданства. И, хотя этот документ распространялся только на те стойбища, которые признавала власть этого князца, императрица Екатерина Вторая официально объявила всех чукчей своими подданными. Однако, и после этого ясак чукчи давали только по собственному желанию и только в обмен на подарки. По большому счёту, императрица выдала желаемое за действительное, Чукотка вошла в состав России, но лишь формально. Проще говоря, империя только застолбила за собой эту землю, чтобы на неё не зарились другие державы. Местные племена продолжали жить своей обычной жизнью, разве что воевать с соседями они почти прекратили.

В таком привилегированном статусе чукчи находились все годы существования Российской империи. В конце девятнадцатого века известный этнограф Владимир Богораз, проведя несколько лет на Чукотке, отмечал, что местные жители находятся вне всякой сферы русского влияния. Лишь после 1917 года чукчи наконец-то были более-менее уравнены в правах, ну, а точнее в бесправии с другими народами СССР. Их подвергли коллективизации, раскулачиванию и прочим мучительным советским процедурам. Тем не менее, благодаря тому что чукчи долго сохраняли относительную независимость, они не оказались на грани полного вымирания, как те же камчатские ительмены или менее крупные народы, вроде коряков.

Наконец, последний вопрос, почему при всём том мужестве, которое чукчи проявили в войне с русскими, они предстают едва ли не самыми анекдотичными персонажами современного фольклора. Да, анекдоты про чукчей я вспоминаю, и тут, как мне кажется, во многом виноваты фильмы и книги советского периода, в которых жители Крайнего севера изображались всегда крайне наивными и простодушными, в первую очередь, конечно, тут стоит вспомнить фильм «Начальник Чукотки» 1967 года. Вообще заявленное как комедия, это кино производит довольно гнетущее впечатление, просто пересмотрите эту комедию с учётом колонизации, советской коллективизации и вообще почему-то хочется объяснить этот фильм, как и последующие анекдоты про недалёких чукч, такой местью за неудачную колонизацию восемнадцатого века, хотя я прекрасно понимаю, что это не так.

Вот такой сегодня рассказ про, вероятно, самую неудачную и кровавую войну России, и, заметьте, далеко не всегда империя приходит, выигрывает и добивается успеха. Чукчи смогли отстоять свои права, и долгое время сохранить свои традиции, в том числе сохранились как народ. Спасибо всем за внимание, подписывайтесь на канал, идеальный вариант – поддержать Патреон, и увидимся в следующих роликах. Всего хорошего, пока.



Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024