«Хроническое сегодня»: Об уходе Валерия Леонтьева
Архивные передачи «Эха Москвы» на самые важные темы дня сегодняшнего
Поддержите «Эхо» и своих любимых ведущих
Программы из архива «Эха Москвы»
Отрывки из программ: «Кейс», «Попутчики», «Бомонд»
Гости: Валерий Леонтьев, Владислав Лисовец, Матвей Ганапольский, Олег Кашин, Лиза Лазерсон
Полдень в Москве, и в эфире «Эха» программа «Хроническое сегодня».
Валерий Леотьев решил завершить свою карьеру. В марте этого года «Концертный директор Леонтьева Борис Чигирев сообщил, что артист больше не будет давать концерты. Уход со сцены, по словам Чигирева, связан с возрастом Леонтьева: 19 марта певцу исполнилось 75 лет. „Жанр, на который я положил полвека, не терпит дряхлости. Я сделал в 2019 году, на свое 70-летие, шоу в Москве в Кремле, в Питере в ‚Октябрьском‘ и ушел без выколачивания денег из публики на прощальных турах. Без соплей и слез“, — прокомментировал эту информацию сам Леонтьев. Фактически он ушел со сцены после начала полномасштабного вторжения России в Украину — о его больших концертах после 24 февраля 2022 года ничего не известно». Я зачитываю вам начало сюжета на сайте «Эха» под названием «Ушёл неотразимым: Валерий Леонтьев спустя 50 лет выступлений покинул сцену». Это удивительный рассказ о человеке-эпохе, и как же жаль, что эпоха завершается именно так.
Сегодня мы решили вспомнить, что еще гости и ведущие радиостанции «Эхо Москвы» говорили о Валерии Леонтьеве.
***
Украина занимает особое место в карьере артиста. Поэтому его уход со сцены говорит больше, чем мог бы сказать сам артист за два года войны. В архиве «Эха Москвы» есть интервью Валерия Леонтьева, где он вспоминает свои концерты в Киеве, Одессе, Луганске. Это 1999 год, на то, что будет происходить, начиная с 2014, нет еще и намека. В большом информационномполе, по сути, нет еще и Путина. Аудиозапись этого интервью не сохранилась, поэтому дальше цитирую Ганапольского:
«Интересно было слушать эту фразу, что жизнь пронеслась, как сверкающий бал. Боже, у кого она пронеслась? Не у Леонтьева. Я вот хотел бы с чего начать. Я вспоминаю совершенно невероятную вещь. Сколько это было лет назад? Ну, сто, условно говоря, так вот говорю, сто. Киевское телевидение, какой-то, если так можно сказать, задворок, какой-то аппендикс Киевского телевидения. Длинная песня Тухманова, одна из первых песен, которую пел Валерий Леонтьев, песня какая-то очень длинная, шла минут семь, помните? <…> „Там в сентябре“. И вот один план, ну, возможности телевидения тогда. Вынесли камеру, поставили. Я не знаю, Вы помните, это Валера, или нет? Семь минут или сколько шла эта песня, один стоял перед этой камерой, изобразив сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь. Вы понимаете, ничего же больше не было. Ну, „там, там в сентябре“ (напевает), кленовый лист, что-то там такое».
Удивительно сейчас читать то, как отвечает Валерий Леонтьев:
«Не пронеслась, но вовсе же не обязательно это персонифицировать и проводить параллели. Певец поет: „Жизнь пронеслась, как сверкающий бал“. Бедненький, как же его жалко, у него жизнь пронеслась. Может быть, я пою о ком-то, у кого жизнь пронеслась, иногда я сам себя чувствую таким человеком, который прожил наверное лет 120 и возникает ощущение, что таки да, жизнь пронеслась, как сверкающий бал, вот только я на него не попал».
И так он отвечал на все вопросы. Полный текст интервью ищите на сайте «Эха» в разделе «Архив Эха Москвы».
Но отедльные рассказ голосом Ганапольского в одной из таких историй сохранился. Это история о Валерии Леонтьеве без Валерия Леонтьева. Но она в очередной раз доказывает, какой популярностью пользовался Валерий Леонтьев в Украине. Слушаем фрагмент программы «Кейс» от 17 мая 2015 года.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ: Рассказать вам историю, я забыл точно, Валерий Леонтьев. Это какая-то Хацапетовка была. На Украине. И было написано: донецкая филармония к примеру. И афиша висела: Валерий Леонтьев в сопровождении инструментального ансамбля. Так писали. Публика битком за три недели. Как Валерий Леонтьев мог в этот город попасть, непонятно. Но просто мы проезжали и увидели и мы стали говорить, что может быть, мы пойдем на концерт Валерия Леонтьева. Я не так уж с ним очень знаком, но как-то он меня узнает и так далее, я его тоже. Мы пошли на этот концерт. Но мы же белая кость, поэтому зал был забит, люди сидели, местный дом культуры. А мы решили смотреть из-за кулис. Но мы опоздали.
И когда мы пришли, мы увидели Цусиму. То есть огромное количество людей выбегало с криками из зала «а-а-а» и устремлялись к сцене. К окошку администратора. И все кричали: надувательство, безобразие. Что выяснилось. Выяснилось, что вышел конферансье, который сказал: итак, друзья, замечательный момент, поет Валерий Леонтьев. Открылся занавес. Выскочил маленький крохотный человечек, по-украински есть слово «мыршевый» такой вот никакой. Три полупьяных музыканта умца-умца-умца он начал петь песни. Причем песни вообще не Валерия Леонтьева.
О. ЖУРАВЛЕВА: Свои.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ: Зал надо знать, украинцы свободолюбивый народ. Они сразу захотели Линча. Быстрого такого. Потому что это была наглость неописуемая, и народ побежал линчевать эту Валеру Леонтьева. И когда, знаешь как торт с выносом, бывает без выноса. И когда вышел администратор, почему-то преисполненный достоинства, и стоит эта толпень в 700 человек, которая кричит: деньги, отдай деньги, и твою шкуру. Он говорит: в чем вопрос. Те говорят: что вы нам показали? Он говорит: вы на что брали билеты? Все зал, 700 человек хором: на Валерия Леонтьева. Он говорит: минуточку. Поворачивается, открывается, выходит этот человек, который говорит: здравствуйте. И глаза у него голубые. Этот говорит: покажите паспорт. Он вынимает паспорт, в котором написано: Валерий Леонтьев.
А. ОРЕХЪ: Я так себе, кстати, и представлял.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ: Все же ждут надувательство. А фактически надувательства нет. И все: а-а-а. Линча не будет.
А вот Артемий Троицкий с Ириной Баблоян в контексте разговора о мужском стиле вспоминают Валерия Леонтьева.
А. ТРОИЦКИЙ: Я считаю, что это очень здорово, если люди красиво и интересно одеваются. Но это не имеет отношение к моде, это имеет отношение к другому понятию, а именно к стилю. Если у человека есть стиль, он может всю жизнь одеваться абсолютно одинаково и всегда прекрасно выглядеть. Если у человека нет чувства стиля, нет вкуса, то он может обклеить модными журналами все свои потолки, стены и т. д. и молиться на всю эту бредятину модную и всё равно всё на нём будет выглядеть, как на корове седло.
Ну ничего… Женщинам я это прощаю, ради бога. Ребята, в смысле девчата, это ваша милая слабость. Это для вас придумано, играйтесь в эти цацки сколько хотите, потому что я знаю, что это вам сильно улучшает настроение и как-то расцвечивает вашу жизнь. Но мужчины тут вообще не при чём! Это не имеет отношение к гомосексуалистам. Посмотрите на всех наших геев известных, ну там Пенкин, Моисеев, какие-то танцовщики, фотографы, кстати, модельеры, Слава Зайцев, они все одеваются абсолютно немодно.
И. БАБЛОЯН: Совершенно.
А. ТРОИЦКИЙ: Даже если они модельеры, они носят какой-то люрекс годами, это чепчики какие-то там, лосиночки, Леонтьев…
И. БАБЛОЯН: Я представляю, если бы Гальяно носил всегда то, что он показывает!
А. ТРОИЦКИЙ: Я впервые увидел Валерия Леонтьева, в силу своего 54-летнего возраста, где-то в середине 70-х годов или в конце 70-х, был в моде стиль диско. И вот Валерий Леонтьев, открытая грудь, он точно так же одевается и сейчас. Он всю жизнь одевается абсолютно одинаково. У него тоже есть стиль. Молодец Валера Леонтьев, есть у него стиль. К моде это не имеет никакого отношения. А вот мужчины, которые следуют за модой, и которые сделали из глянцевых журналов свои библии и евангелие, их прозвали несколько лет назад метросексуалами. Вот это самая гадость, эти метросексуалы.
Вот эти парнишки с наманикюренными ноготками и которые смотрят, а сколько пуговиц должно быть в этом сезоне на пиджаке, а ширина лацкана…
И. БАБЛОЯН: Отрывая у себя лишнее.
А. ТРОИЦКИЙ: Вот это мрак! К этой публике я отношусь с реальным чувством брезгливности.
А вот так Владислав Лисовец вспоминал, как Валерий Леонтьев поддержал его в начале его карьеры. Программа «Попутчики» 2013 года.
В. ЛИСОВЕЦ: На самом деле история такая: я как только приехал в Москву, я случайно попал в программу «До 16 и старше».
А. ПЛЮЩЕВ: Культовая программа…
В. ЛИСОВЕЦ: Это был 1995 год. Меня попросили просто прокомментировать для девушек молодых, на выпускной как им одеться, как причесаться. И я очень быстро с одного дубля записал. Поставили камеру в салоне. Я очень быстро записал. И тогда редактор этой программы сказала: «У тебя такие данные хорошие. Ты абсолютно не боишься камеры. Ты свободно говоришь. Ты не замыкаешься. Ты в кадре такой же, как и за кадром». У меня в голове, конечно, это отложилось. После я озвучивал программу. Сняли очень большой материал и решили к Новому году ещё выпустить такой же похожий материал, но там надо было озвучивать заново.
Я пришёл на озвучку в телецентр, зашёл в такую же комнату прекрасную, где я надел наушники и нужно было глядя в монитор чётко попадать, текст должен был совпадать с картинкой. Я справился со второго раза, мне опять сказали «Приятный голос, хороший тембр, хорошая интонация. Вам можно было бы попробовать». Но всё это было… Тогда мне было 23-24 года. Я даже не думал на эту тему. Потом Валерий Яковлевич Леонтьев мне сказал: «Ты знаешь, я вчера смотрел эфир с тобой. Удивительно. Такое ощущение, что тебя мать рожала перед камерой». Он говорит: «Я тебя сколько знаю, ты в кадре такой же. Это очень круто». А потом просто поступило предложение, то есть стали снимать…
А одно из послдених упоминаний Валерия Леонтьева на «Эхе Москвы» было чуть больше, чем за месяц до вторжения российских войск в Украину. Кто-то может сказать о нем пренебрежительно, кто-то, признавая его заслуги и популярность, но о нем продолжают говорить. Слушаем фрагмент программы «Атака с флангов» от 6 января 2022 года.
О. КАШИН: Они сделали в том году шоу прекрасное с молодыми звездами, которые лидеры Spotify, условно говоря, российского. И, очевидно, какой-то дед из Совбеза или сам Путин посмотрел, говорит: «Круто! Гениально! Но почему нету группы „Любэ“, почему нету Меладзе, почему нету молодых артистов, Лолиты, Евы Польны? Давайте сделаем с ними еще». И они вот сделали с Валерием Леонтьевым в этом году.
Л. ЛАЗЕРСОН: Погоди, Олег, мне кажется, дед, который посмотрел, — это как раз ты. Потому что ты просто не в курсе, как вот эти группы возрастные, так скажем, очень популярны среди молодежи. Валерия Леонтьева всю дорогу, весь этот год в ТикТоке сравнивали с солистом группы «Монескин» вот этим раскрашенным. И группа «Любэ» — это меметично.
О. КАШИН: Ради бога. Просто у нас есть два шоу: первое и второе.
Л. ЛАЗЕРСОН: А Лолита была в выпуске новогоднем у Ивлеевой. Она сейчас просто главная звезда. Она делала тоже с половиной тиктокеров какие-то совместные фиты. То есть она просто звезда-звезда. Это как Дмитрий Маликов. А солист группы «Любэ» Расторгуев — он же мем, он как Маликов был в свое время.
О. КАШИН: А Владимир Путин, говорящий по-итальянски, — он совсем мем, да, естественно.
Л. ЛАЗЕРСОН: Нет, ты неправ. А почему не должно быть вообще вот этих звезд эстрады? Мы же говорим про ужасность «Голубого огонька». А когда их вот так вот устраивают…
О. КАШИН: Не, это вечный же разговор. Сколько мы помним, каждый год показывают одного и того же Валерия Леонтьева по телевизору. Нет, интересно, как согласовывали это выступление Владимира Путина, который по-итальянски говорит на фоне Колизея. Путину показывали, наверное, заранее, и он говорил: «Ну вот про это давайте уберем», или что-нибудь еще, или, наоборот, заливисто хохотал.
Л. ЛАЗЕРСОН: Кстати, как интересно, опять я возвращаюсь к Казахстану. Все говорили, что вот элиты, несменяемость элит, одни и те же. И вот на «Первом канале» то же самое. Помнишь, в свое время Парфенову дали делать Новогоднее шоу «Старые песни о главном». Ургант, можно сказать, сейчас современный Парфенов.
О. КАШИН: Ургант — современный Познер.
Л. ЛАЗЕРСОН: Островок какой-то классности, модности. И ему все равно не дают. И все равно тот же самый Аксюта, те же самые элиты заняли свое место.
О. КАШИН: Не, а у меня на эту тему как раз теория такого рода. Я регулярно читаю, Фейсбук мне почему-то выдает статьи на тему: легендарный советский певец, который покорял стадионы в 70-е, потом умер в нищете, условно говоря. И, собственно, мы понимаем, была ненормальная много лет история, когда люди собирали стадионы, а потом умирали в нищете, как Евгений Осин, сейчас Губин (он жив, по-моему, но при этом он постоянно больной, какой-то старый и нищий), какие-то такие.
И вот то, что эти с силиконовыми щеками старики теперь поют годами — это компенсация вообще явлению отечественной эстрады за ту бесчеловечность, которую к ним проявил русский 20 век. Пускай поют до 100 лет. Пускай Леонтьев поет свою песню «Маргарит». Пускай Расторгуев поет. Пускай они будут всегда. Они заслужили. Здесь я как раз абсолютно не переживаю по их поводу.
М. КУРНИКОВ: Странно, что Олег ничего не сказал про Олега Газманова, который из Калининграда. И обычно Олег его вспоминает.
То немногое, что мы можем послушать голосом самого Леонтьева из архивных аудиозаписей — это программа Ганапольского «Бомонд». Запись 1992 года. Это первое интервью Леонтьева «Эху Москвы». Ею и завершим сегодняшнюю программу.
Это было «Хроническое сегодня». Программу для вас подготовила Ксения Никонова. До свидания!