«Аэростат» с Борисом Гребенщиковым
Когда мы находимся в начале пути, нам не хватает всего, и мы берем. Чем дальше человек уходит по пути совершенствования, тем меньше он берет и тем больше отдает. А когда он приближается к концу путешествия, он может только отдавать, потому что он понимает, что всё во Вселенной итак и есть он; и поэтому ему хочется только отдавать…
Поддержите «Эхо» и своих любимых ведущих
Купить книгу «Бхагавад-гита» в переводе Бориса Гребенщикова на сайте «Эхо Книги»
Б. Гребенщиков: Здравствуйте!
Пришло время… стоп!
А может ли время прийти – или, вообще, идти?
Ученые иногда проговариваются, что – с точки зрения современной науки – весь массив того, что мы называем жизнью, существует одновременно: и прошлое, и настоящее, и будущее; а мы просто делаем вид, что дрейфуем вдоль него; хотя наша душа, естественно, в курсе всего, что есть, было и будет, и только наше сознание, работающее не как инструмент познания, а как шоры на глазах у лошади, скрывает от нас прошлое и будущее.
А наше «истинное я» состоит из истины Вселенной.
Конечно, когда читаешь новости, это не очень заметно.
Но вспомним Первое послание апостола Павла к Коринфянам, глава 6. «Мне всё позволительно, но ничто не должно обладать мной».
Никто не запрещает расстраиваться, но не нужно позволять печали владеть нашим сердцем, потому что жизнь продолжается: ну а раз так, перейдем к делу – великому делу исцеления музыкой.
T. Rex – Demon Queen
Б. Гребенщиков: Начнем издалека.
Однажды Пол Маккартни объяснил, почему «Beatles» были так хороши: потому что они вкалывали, как рабочая лошадь; так, как нам теперь даже трудно себе представить.
Примерно с 1962-го по 1966-й год средний рабочий день участника группы «Beatles» выглядел так: подъем в 8 утра, завтрак; начиная с 9.30 – интервью и фотосессии, радио; днем – работа в студии или выезд на концерт. А если концерт где-то Англии, то ехать до места в среднем несколько часов; по дороге – перекус в кафе на бензоколонках; саундчек; концерт; дорога обратно; возвращение домой поздно ночью. И на следующее утро все начинается сначала.
Только в 1961-м году они сыграли 200 концертов в Англии и 90 – в Германии. С 1962-го по 1966-й – примерно 1400 концертов по всему миру, то есть – грубо говоря, по 250-300 концертов в год. Поэтому песни Джон с Полом часто писали на гастролях, в номере после концерта.
После такого неудивительно, что они хорошо умели делать то, что делали, и поэтому на них снизошла благодать быть первой группой мира – и выразить и воплотить в своей музыке великий целительный свет.
Beatles – Another Girl
Б. Гребенщиков: Кстати, о свете.
Квантовая механика утверждает, что свет – это одновременно и частицы – кванты, и волна.
Не то ли же самое с людьми?
Мы все привыкли оценивать происходящее с точки зрения индивидуального человека; и с этой точки зрения действительность часто предстает пугающей и непознаваемой: поэтому это случилось со мной? В чем я виноват? Что я сделал не так? А дети-то здесь при чем?
Ну а если посмотреть по-другому?
Все мы, люди – кванты. Волна – это векторы бытия: продолжение рода, война, искусство, земледелие; своего рода складки ткани бытия; древние называли их «дэвами», или «богами».
А мы выражаем эти великие волны своей жизнью.
В священной книге «Бхагавад-Гита» есть замечательное место: принц Арджуна печалится о предстоящем сражении, потому что сражаться придется с родственниками и учителями. А его друг и наставник Кришна справедливо замечает:
Ты говоришь мудро,
Но для печали нет повода;
Истинно мудрый не скорбит
Ни о живых, ни о мертвых.
Никогда не было времени, чтобы
Меня, тебя и этих царей
Не было в этом мире;
Мы существуем всегда
И будем существовать и в будущем.
Душа воплощается в теле;
Тело естественным образом
Проходит стадии детства,
Юности и старости;
А после смерти
Душа обретает новое тело –
И мудрому это известно.
Всё мироздание пронизано
Тем, Кто неразрушим;
Нет в мире сил, что могли бы
Уничтожить
Того, Кто в нас бессмертен.
И когда смотришь на происходящую жизнь не с точки зрения отдельного Я, всё становится совсем по-другому.
Smile – Instant Psalm
Б. Гребенщиков: На прошлой неделе мы говорили с вами про разные цивилизации.
Однако, что отличает одну цивилизацию от другой?
Музыка, живопись, язык, искусство, правила поведения – все они формируют жителя данной цивилизации. Соответственно, они явно существуют до его появления на свет в этой среде обитания. А откуда же они берутся? Они созданы предыдущими поколениями, в соответствии с этой средой: то есть, их создает среда. А в соответствии с чем?
Логично предположить, что одна среда отличается от другой средним уровнем духовной вибрации своих жителей. И все страны/культуры/цивилизации, существующие на Земле – это как бы разные курсы одного и того же великого университета.
Каждая культура/цивилизация является средой обитания существ, людей определенного уровня вибрации души. Загадочная русская душа, британская невозмутимость, галльский южный пыл, каменное спокойствие эвенков – все это разные названия уровней вибрации души.
Ни одна из них не лучше и не хуже другой – все они составляют путь, по которому проходят живые существа. Но когда внутреннее развитие человека повышает или понижает его вибрацию, жизнь – в полном соответствии с законами физики – выносит его в другое место, соответствующее его новой частоте.
Смотришь на это – и многое происходящее сейчас становится понятным.
Pink Floyd – Burning Bridges
Б. Гребенщиков: Но вернемся на мгновение к человеческому.
На днях этот мир покинул Крис Кристофферсон (Kris Kristofferson).
Крис – такой простой, такой свой в доску, рубаха-парень – что не сразу понятно, какого он огромного масштаба фигура.
Он родился в 1936-м году; был певцом, автором песен, кинозвездой, академиком, солдатом и просто глубоко достойным человеком. А также – одним из пионеров стиля outlaw country, то есть кантри, не подчинявшегося законам; членом группы «The Highwaymen» («Разбойники с Большой дороги»), вместе с Джонни Кэшем (Johny Cash), Вилли Нельсоном (Willie Nelson) и Уэйлоном Дженнингсом (Waylon Jennings).
Вдобавок ко всему он был еще известным киноактером; он снимался у Сэма Пекинпа, Мартина Скорсезе, многие помнят его, например, по роли Абрахама Уистлера – старшего товарища главного героя в трилогии «Блэйд».
Но главное – его песни.
Песни Криса пели Джонни Кэш, Элвис Пресли, Дженис Джоплин, Джерри Ли Льюис, Джоан Баэз и сотни других. А почему?
Как говорили про стиль кантри – «четыре аккорда и правда». Простота, ясность и открытое сердце – вот почему мы любим Криса Кристофферсона.
Kris Kristofferson – Loving Her Was Easier (Than Anything I’ll Ever Do Again)
Б. Гребенщиков: И несколько слов восхищения еще одним гением, покинувшим на днях этот мир.
Сержио Мендес (Sergio Mendes) был, наверное, самым известным в мире бразильцем своего поколения. Пианист, автор музыки, аранжировщик – его карьера началась в ранние 1960-е с появлением босса-новы и продолжалась более 60 лет. В 15 лет он услышал Дейва Брубека, полюбил джаз и начал играть по клубам Копакабаны, стал ключевой фигурой босса-новы; последовало приглашение играть в нью-йоркском Карнеги-Холле, запись бессчетного количества альбомов с выдающимися джазменами – в итоге Сержио изменил лицо бразильской музыки.
А вот мелодия «Mas Que Nada», сделавшая его мировым именем.
Sérgio Mendes – Mas Que Nada
Б. Гребенщиков: Слушаешь музыку – и явственно становится слышно: есть две тональности жизни. Мажор и минор.
Минор – это не-целостная жизнь; жизнь, в которой всегда не хватает чего-то; жизнь, исполненная печали. А мажор – полная, целостная жизнь, когда всё есть.
Так вот, жизнь любого из нас состоит из сочетания этих двух тональностей.
Когда мы находимся в начале пути, нам не хватает всего, и мы берем. Чем дальше человек уходит по пути совершенствования, тем меньше он берет и тем больше отдает. А когда он приближается к концу путешествия, он может только отдавать, потому что он понимает, что всё во Вселенной итак и есть он; и поэтому ему хочется только отдавать.
В юности я, как все, увлекался минором, в страданиях мне чудилась глубина; и только дожив до сейчас, я начинаю понимать, как важна чистая энергия радости.
Jethro Tull – Skating Away (On The Thin Ice Of The New Day)
Б. Гребенщиков: Есть такое слово – «верифестерия»: оно означает «бродить зачарованно по лесам в поисках тайны и волшебства».
Но все-таки самая главная тайна жизни на Земле – это тайна рождения новой жизни.
Рождение новой жизни – величайшее чудо, ни один ученый не может реально объяснить, как это происходит, но вокруг этого чуда вращается вся жизнь человеческого рода.
Где-то у Марины Цветаевой есть замечательные слова о том, что в лицах любимых мы узнаём лица еще не рожденных наших детей. Любовь – величайшее таинство, потому что она путь продолжения жизни.
У жизни вообще есть страсть продолжаться, и мы не более, чем инструменты осуществления этой страсти. Но в сердце каждого из нас при этом светит предвечный невечерний свет, который и является источником жизни.
И на что мы будем обратить внимание – выбор всегда за нами.
Procol Harum – For Liquorice John
Б. Гребенщиков: Альберт Эйнштейн сказал однажды: «Каждый человек – гений. Но если оценивать рыбу по ее способности залезать на дерево, она проживет всю жизнь, будучи уверенной, что она ни на что не годится».
Нас с младых ногтей учат, что мы не гении; преподают науку приспособления к окружающему миру, никак не обращая внимания на то, что таким образом отгораживают нас от мира подлинного; учат обращать внимание на придуманное – и таким образом не замечать настоящего.
Это в порядке вещей; это не более, чем искушение, которому приходится поддаваться, чтобы существовать в общественном пространстве; а потом, когда созреешь, самому прийти к заключению, что есть вещи куда более важные и интересные.
Можно разбираться всю жизнь в хитросплетениях напридуманного, а можно в какой-то момент перестать придумывать и без всяких оправданий просто жить в свете; жить светом; быть светом.
Phoebe Bridgers – Funeral
Б. Гребенщиков: А напоследок я процитирую китайского композитора Гао Юаня: «Наши предки верили, что у музыки есть сила приводить душу в гармонию так, как не может этого сделать медицина. В древнем Китае музыка использовалась для исцеления. И китайский иероглиф, означающий медицину, вытекает из иероглифа «музыка».
Ну вот, теперь вам известно – зачем уже 20 лет существует передача «Аэростат».
Спасибо. Мир всем нам!
George Harrison – Someplace Else