Несколько тезисов о Горбачёве
С некоторым опозданием по отношению к памятной дате – но лишь потому, что было о чем задуматься – позволю себе несколько тезисов о Горбачеве. Этот текст посвящаю Дмитрию Муратову, который в моем представлении является наиболее полным и последовательным проводником «линии Горбачева» в наши дни.
1. Горбачев был человеком своей эпохи. Глупо и несправедливо атрибутировать и, тем более, ставить ему в вину лично те заблуждения, которые он разделял с большинством своих современников. Он интересен нам именно тем, чем от этого большинства отличался.
2. Горбачев существовал как историческая возможность, но отнюдь не как историческая необходимость. Перестройка была одним из альтернативных сценариев истории, вероятность реализации которого была крайне невысока. То, что этот сценарий был поднят из запасников истории и выставлен на обозрение в ее центральном зале, есть исключительно личная заслуга Горбачева. Без него история использовала бы другой, гораздо более понятный нам всем сценарий.
3. Горбачев исторически бинарен. Его роль и миссия могут быть поняты и оценены в полном объеме только в связке с Ельциным. Они не разделимы как Иешуа и Пилат у Булгакова: «Помянут меня, — сейчас же помянут и тебя!». Они не просто антиподы, а представители двух главных тенденций эволюции российского социума.
4. Вопреки расхожему мнению, Горбачев стал настоящим революционером, оставаясь при этом до конца своих дней консерватором, а Ельцин сыграл в истории России контрреволюционную роль, хотя прославился как радикальный разрушитель старого и созидатель нового.
5. Настоящая революция произошла в России в 1989 году. Горбачев оседлал ее, но не удержал, и она его выбросила из седла. В 1991 и 1993 году произошли два последовательных политических контрреволюционных переворота, итогом которых стало установление в России смешанного (гибридного, как сказали бы сегодня) политического режима, сочетающего государственный авторитаризм со свободной и достаточно либеральной экономикой. Ельцин, в отличие от Горбачева, не только взобрался на гребень контрреволюционной волны, но и сумел передать свое место по наследству.
6. Горбачев и Ельцин воплощали собой две версии русского национализма. Горбачев двигался в сторону «нового национализма» – то есть национализма Нового времени, соединительной тканью которого является «гражданственность» и все, что с ней исторически связано (концепт «прав человека», конституционализм, правовое государство). Ельцин предложил «традиционный национализм» – то есть национализм, соединительной тканью которого остаются язык, религия, традиционные ценности, кровь. Национализм Ельцина был латентным, завернутым в красивую “модернизационную” повестку. При его преемнике он просто обнаружил себя в открытой форме.
7. Основная линия политического и идеологического противостояния остается сегодня все той же – горбачевско-ельцинской. Это противостояние между новым и традиционным национализмом. Можно сколько угодно ненавидеть Путина и Ельцина, но при этом обнаружить себя плывущим с ними в одной идеологической лодке. Выход из кризиса неизбежно будет означать возвращение к политической линии Горбачева, очищенной от колебаний и заблуждений его эпохи.