Фильм Певчих – политический манифест
Когда ты выходишь на новую аудиторию, то для начала тебе лучше высказать какую-нибудь мысль, которая соответствует её взглядам. В первый момент надо говорить людям то, с чем они согласны, заставляя их утвердительно кивать головами, и только затем – постепенно – начинать добавлять новые, непривычные для них вещи. Так поступают по-настоящему эффективные коммуникаторы.
Сейчас в стране самая большая группа населения – это не сторонники власти или оппозиции, а колеблющиеся – те, кто в режиме уже разочаровались, но убеждёнными фанатами его критиков ещё не стали. Фильм ФБК является попыткой наладить диалог с этой публикой. «Боитесь, что либералы, которые обещали вам свободу и процветание в 90-х, снова вас обманут? Мы тоже этого боимся! Считаете, что Путин хотя бы пытался исправить грехи 90-х? Нет, Путин – плоть от плоти этой системы, он просто довёл её до логического завершения, – говорят людям соратники Навального. «Думаете, что в 90-х вы видели настоящую демократию и она плоха? Неправда, мы её в России вообще не видели», – добавляют они.
О том, насколько эффективно этот замысел будет реализован, судить можно будет по итогам просмотра всего сериала, однако мне кажется, что там всё будет нормально. В конце аудитория будет чётко видеть параллели: «Украденные выборы? Они были и тогда, и сейчас – вспомните хотя бы 96-й. Коррупция? Сами видите, она родилась тогда и процветает сейчас. Кланы, удерживающие власть? Сравните «Семью» и кооператив «Озеро». Война? И её не сейчас придумали. Тогда это была Чечня, сегодня – Украина».
Честно говоря для меня этот фильм – первое после смерти Навального доказательство того, что его команда способна на самостоятельное плавание( хотя, конечно, надо помнить, что ставшую отправной точкой статью про «страх и ненависть» всё-таки написал Алексей).
Фильм претендует на радикальную трансформацию оппозиционного дискурса, буквально перепахивание всей оппозиционной поляны. До сих пор по умолчанию предполагалось, что если ты в оппозиции к Путину, то ты должен каким-то образом оправдывать и залоговые аукционы, и фальсификации 96-го. Все эти неблаговидные истории из 90-х словно гири висели на ногах оппозиционеров, мешая им двигаться вперёд. ФБК предлагает от этих гирь избавиться. «Вы пытаетесь возродить 90-е», – говорит власть либеральной оппозиции. «Нет это вы пытаетесь 90-е сохранить», – будут говорить теперь оппозиционеры.
И да, я не согласен с очень многими формулировками, используемыми авторами фильма. Это не мешает мне, однако, насладиться изяществом замысла. Ну а то, что фильм не зашёл либеральным мейджорам, – это не Бог весть какая проблема. Главное, чтобы он зашёл тому самому большинству, которое разочаровалось в Путине, но пока ещё не причалило к берегу, где расположилась оппозиция. Плохо, конечно, что противники режима «опять переругались», но с другой стороны, дружба в этом деле – не самоцель. Цель – добиться поддержки большинства граждан страны и если для этого надо с кем-то поругаться, то и быть посему.
Этот фильм не есть попытка реально разобраться в том, что происходило в 90-е. Я, например, пока не увидел в нём ответа на вопрос о том, существовала ли в тот момент какая-то реальная альтернатива тем же залоговым аукционам. Те, кто предъявляют авторам фильма претензию в отсутствии глубины анализа, – по своему правы. Но в то же время они глубоко неправы – потому что это другой жанр. Это агитация. Вы же не ждёте от агитпродукции, выпущенной демпартией США, того, что она будет содержать глубинный и беспристрастный разбор мотивации республиканцев. Нет, конечно. Демократы будут республиканцев критиковать. Не лгут – и на том спасибо. Так вот, фильм Певчих – это тоже агитация. Политический манифест, если хотите. А манифесты так и пишутся. На языке лозунгов и не без упрощений.