Автор или посредник?
Галериста Марата Гельмана обвинили в том, что он лишил соавторства художника картин, сгенерированных с помощью искусственного интеллекта.
Берлинская выставка «Голубое сало» спровоцировала спор о соавторстве при работе с искусственным интеллектом. Так, помимо автора идеи и самого ИИ, в работу включены промпт-инженеры, которые, выступая своеобразным посредником, «общаются» с нейросетью, выдают ей задания и следят за тем, чтобы результат соответствовал задумке. Поэт и художник Евгений Никитин, ставший одним из промпт-инженеров при подготовке выставки «Голубое сало», протестует, что его имя нигде не упомянуто, хотя он участвовал в создании картин. По его словам, никакого контракта с организаторами экспозиции у него нет, но были устные договоренности об упоминании.
Срочный сбор
Поддержите команду «Эха»
«Довольно пи**ецoвая история, по-моему. Пока мы бегали от ракет, в Берлине было открытие выставки Владимира Сорокина, для которой я выступил в качестве промпт-инженера для 7 работ. К моей растерянности, я выяснил, что на выставке обо мне нигде не упомянуто ни в каком качестве. Меня это возмутило, потому что когда в самом начале проекта я хотел коллаборацию, я дал себя убедить, что «рынку это не нужно», и согласился, что меня напишут «промпт-инженером». В ответ на моё возмущение Гельман послал меня на три буквы»
Е. Никитин, художник
Организатор выставки Марат Гельман считает претензии Е. Никитина попыткой прославиться. Он отметил технический, а не творческий характер такой работы, которая, по его мнению, вскоре уйдёт в прошлое.
«Сейчас в связи с АИ пошло много всяких спекуляций об авторстве. Я этот вопрос понимаю лучше всех, наверно, но и я иногда ошибаюсь. Например, вот придумали профессию «промт-инженер». Ну, человек который не только вбивает в сеть слова вместо художника, но и владея особым опытом быстрее добивается от машины того, чего хочет автор.
Работа техническая. Три месяца назад была достаточно уникальной, сейчас массовая, а через три месяца этой работы не будет. Например, мы создали свою генерацию с простым интерфейсом, и уже Гребенщиков, и даже мой папа делал работы практически сам. Не ведитесь на бедных промт-инженеров, которые хотят свой кусок славы за чужой счёт. Люблю художников и не люблю жлобов. Даже если они выглядят обиженными»
М. Гельман, галерист
Не всех комментаторов в соцсетях устроило объяснение М.Гельмана. Многие обратили внимание на то, что в любых творческих проектах обязательно указывают имена ассистентов и помощников, участвовавших при его подготовке и проведении.
«Может быть, ИИ это малоизвестная и плохо изученная художественная, антропологическая, правовая сфера? Ну так есть огромное количество прецедентов в „обычном“ искусстве. Какой-нибудь ансамбль выступает с навороченной программой с участием мультимедиа, видео, аудиопроекции и т. д. — обязательно упоминаются имена специалистов по свету, звуку и т. д. — более того, они выходят на поклоны вместе с музыкантами. А здесь, кажется, характер участия промпт-инженера был ещё более творческим, разве нет? Так в чём была проблема его упомянуть — даже не в качестве соавтора, а в качестве технического сотрудника?»
Б. Филановский, композитор
«Я, как архитектор и автор проекта, включаю в авторский коллектив и разработчиков, которые выполняют, теперь уже в компьютере, чертежи. Это общая практика приличных людей. Есть у нас ещё опция — «при участии». Никита, если не промт-инженер (странная выдумка, скорее арт-инженер), то при участии точно»
Ж. Разумова, главный архитектор «Студия 44»
Некоторые отмечают, что сама ситуация в первую очередь наносит вред репутации как авторов идеи, так и организаторов выставки.
«Ужасный ответ. Одновременно и наглый и беспомощный. Редкое сочетание. Жаль, что вы Сорокина втащили в этот позор. У него-то есть репутация, и она ему дорога»
С. Пархоменко, журналист
«Неприятная история. Неприятная именно в той части, в которой галерист не захотел разбираться цивилизовано и доброжелательно. Но это еще и урок всем на будущее, что нужно договариваться по таким вопросам на старте работ»
И. Ноткин, диджитал-дизайнер
В комментариях даже предлагали Е. Никитину объявить о краже его работ и подать на организаторов выставки в суд.
«Вы автор, это легко доказывается, так как вы описывали весь процесс работы, имеете черновики, варианты. Договора нет, а значит ваши работы были украдены. Укравшие своей вины не скрывают, а рассказывают об этом публично и оскорбляют автора (в подтверждение чего даже самостоятельно прикладывают скриншоты).
Я думаю, это прекрасный кейс для суда в Германии, который не только принесёт пользу авторам и творцам во всем мире, но и сам по себе станет произведением искусства»
А. Суздальцев, риск-менеджер
Коллеги по цеху отнеслись с пониманием к позиции М. Гельмана, так как, по их мнению, вопрос об авторстве — это часть маркетинговой стратегии.
«Я думаю Марат Гельман стал заложником «великого» мифа об авторстве, который эксплуатируют в изобразительном искусстве с момента его возникновения. Смысл мифа в том, что под материальным произведением желательно иметь одну подпись. Для чего? Для простоты распространения продукта. Для создания символического капитала. Для создания новой звезды. Конечно, это маркетинговая стратегия.
Естественно, что имя Сорокина это бренд, смешивать его с именем «какого то» Никитина, это не добавлять, а убавлять. Поэтому Гельман так резко отреагировал. Типа: не лезь не в своё дело, дурак. Вот что с теоретической так сказать стороны в этом скандале. Вопрос же о правомерности и современности мифа об авторстве — вопрос политический и теоретический»
А. Осмоловский, художник
Художественный проект писателя Владимира Сорокина «Голубое сало» (Blue Lard) создан по мотивам его одноименного романа. Сам Сорокин о ситуации с упоминанием Никитина не высказывался.