Купить мерч «Эха»:

«Книжечки»: «Люсьен, мятежный брат Наполеона. Семья и власть»

Николай Александров
Николай Александровжурналист, литературовед

Николай Александров — о книжных новинках.

Книжечки14 марта 2023
Книжечки_12.03.23 Скачать

Поддержите «Эхо» и своих любимых ведущих

Н. АЛЕКСАНДРОВ: Книга совершенно замечательная. Мы продолжаем историческое путешествие. Книжка вышла в издательстве «Слово». Издательство «Слово» — гарант полиграфического исполнения. Книги, которые выпускаются издательством «Слово» тщательно делаются. Они очень часто связаны с визуальным материалом. Они замечательно иллюстрированы. В данном случае можно только порадоваться полиграфическому качеству этих изданий. Это очередная книга Марчелло Симонетта, который написал эту книгу вместе с ещё одним историком Нога Ариха. Симонетта, наверное, многим известен по книжкам издательства «Слово» как один из специалистов по итальянскому Возрождению. У него были книги, связанные с Леонардо да Винчи. Он написал довольно много книг. И ещё один том связан с кланом Медичи, с меценатством Медичи. Симонетта, как правило, отталкивается и пишет о живописи. История картины, история художника или творчество художника всегда у него на первом плане. Но эта его книга может показаться многим несколько неожиданной. Называется она «Люсьен, мятежный брат Наполеона. Семья и власть».

Напомню, что Люсьен, младший брат Наполеона, сыграл довольно существенную роль в жизни Наполеона. Он был едва ли не главной фигурой, которая повлияла на приход Наполеона к власти. Он и сделал его консулом. В дальнейшем было много самых разных перипетий. Люсьен был достаточно заметной фигурой. Один из главных эпизодов, не очень хорошо известных (об этом Симонетта и пишет), это увлечение Люсьеном Александриной де Блешам. Наполеон выступал против этого брака, а Люсьен отказывался. Это одна из главных историй, при том что книжка полностью посвящена Люсьену. Это история, которая, условно говоря, инициировала создание этой книги. Здесь любопытна сама интрига. Каким образом иногда история одной картины, одного портрета раскрывает исторические тайны. Симонетте как известному специалисту по живописи дали на экспертизу приобретённую в одном из частных собраний картину. Эта картина — двойной портрет Александрины и Люсьена. Портрет начала 19-го века, причём достаточно откровенный. В книжке все эти иллюстрации существуют.

Начав изучать этот портрет и историю Люсьена, сначала Марчелло Симонетта отправился в архив министерства иностранных дел в Париже. Выходили воспоминания Люсьена. И в конце 19-го века вышел трёхтомник его воспоминаний. Придя в архив, Марчелло обнаружил, что воспоминания Люсьена изданы практически наполовину. И очень многие страницы, которые хранятся в архиве, просто не были опубликованы. И даже в этих неопубликованных воспоминаниях самого Люсьена мало что говорится об истории его взаимоотношений с Александриной. И тогда Марчелло Симонетта обратился уже к семейным архивам. Итальянская часть, ветвь семьи Бонапарта до сих пор существует в Италии. Он отправился в Милан. И уже в семейном архиве он обнаружил документы. Во-первых, обширную переписку Александрины де Блешам и Люсьена Бонапарта. А самое главное — воспоминания Люсьена, которые связаны с этим периодом.

И эта книга состоит по большей своей части, несмотря на то что там достаточно интригующее повествование, она по сути дела состоит из неопубликованных. неизвестных воспоминаний, из архивных документов, которые обнаружены уже в семейном архиве Бонапарта. И этим она совершенно удивительна. Тем более что 21-й век раскрывает нам личность, историю взаимоотношений сразу с другими людьми человека, который достаточно хорошо известен и который сыграл существенную роль в истории. И в частности — в истории Наполеона. С этой точки зрения, как мне кажется, книга совершенно удивительная. Как архивы до сих пор хранят исторические тайны. И историческое открытие иногда, что называется, находится под руками. И раскрытие их позволяет увидеть историю совершенно в другом ключе и в другом объёме. Понятно, что, поскольку книга следует за воспоминаниями Люсьена, она содержит достаточно много самых разных эпизодов его жизни. И самое главное — сам характер Люсьена Бонапарта, о котором, разумеется, можно прочесть и в «Википедии», в других исторических источниках, предстаёт совершенно в ином виде.

Это достаточно экспансивный, увлекающийся человек, совершенно особенного темперамента. Не столь прямолинейный, как Наполеон. И сам приход к власти Наполеона, ключевой эпизод, как он стал консулом и когда в Совете пятисот Люсьен настаивал против принятия резолюции, которая не позволила бы Наполеону прийти к власти. Там есть один из эпизодов, когда Наполеон решил своей грубой солдатской силой действовать, а Люсьен в этот момент остановил. Он был гораздо более тонким человеком. И во многом гораздо более независимым. Понятно, что, как и многие из семьи Бонапарт (почему итальянская ветвь, почему архивы находятся в Италии), понятно, что изгнан был из Франции после падения Наполеона.

Там несколько любопытных фактов. Архивные воспоминания из архива министерства иностранных дел во Франции значатся под номерами 1813, 1814, 1815 — как раз те годы, когда это происходило. Символические числа для истории Наполеона и для крушения Наполеона. Книга совершенно удивительная и позволяет понять, каким образом история одной картины, попытка атрибуции одной картины влечёт за собой последовательность самых разных открытий и приводит к совершенно невероятным вещам.

И ещё об одной книге я успею сказать хотя бы несколько слов. Книга достаточно хорошо известная. Я хотел рассказать о романе «Виолетта» Исабель Альенде. Это совершенно замечательная писательница, хорошо известная российскому читателю, крёстная дочь Сальвадора Дали. О её романах я рассказывал на протяжении этих лет. Она сочетает в себе магический реализм латиноамериканский с очень внимательным отношением к истории.

Я хочу обратить внимание на воспоминания Татьяны Петкевич, которые вышли в издательстве «КоЛибри». Это переиздание, разумеется, её воспоминаний. Это корпус текстов очень важный, потому что её рассказ о своей жизни, а это по существу весь 20-й век, сталинские годы, её проза, её взгляд стоит в одном ряду с произведениями и Шаламова, и другой лагерной прозы. Эти воспоминания выходили, начинали публиковаться в 1990-х. Последний раз выходили в начале 2000-х. Теперь уже две книги воспоминаний. Это достаточно важное событие. Не просто воспоминание, а возможность ещё раз ознакомиться с этими замечательными текстами.