Купить мерч «Эха»:

«Аэростат» с Борисом Гребенщиковым

Все, что нужно человеческим существам – это чтобы на них обратили внимание, улыбнулись, похвалили, погладили по голове, выделили из остальных; а если этого не получается, то хотя бы чтобы боялись, обходили стороной, типа «ах, не хотите меня любить? Ну, тогда получайте!»…

Аэростат3 декабря 2023
«Аэростат» с Борисом Гребенщиковым. 03.12.2023

Поддержите «Эхо» и своих любимых ведущих

Б.ГРЕБЕНЩИКОВ: Здравствуйте!

Сегодня у нас снова новые песни, новая музыка, выходящая в декабре.

Как говорил Герман Гессе: «чтобы жить полной жизнью, нужно иметь смелость отпустить то, что уже прошло».

Вот поэтому я хочу сегодня начать с песни Юсуфа (Yusuf) – того самого, который раньше был Кэтом Стивенсом, но имел смелость отпустить то, что уже прошло, и стать Юсуфом. А поэтому сегодня звучит, по счастью, практически так же, как 50 лет тому назад.

Однако что-то я запутался в том, кто кого куда должен был отпустить, поэтому давайте все жить полной жизнью и слушать хорошие песни.

Cat Stevens – Train On A Hill

А чтобы прикоснуться к совсем сегодня – вот вам только что вышедшая песня группы «Smile», которая, как известно, состоит из Тома Йорка и половины «Radiohead». И песня называется – «Стена Глаз». Красиво. Сразу самому захотелось написать песню про стену из глаз. Или крышу ушей. Или подоконник ног.

Но, как замечал тот же Герман Гессе – «наблюдая людскую глупость, можно смеяться над ней или чувствовать к ней сострадание, но не надо мешать людям идти своей дорогой».

Так что не буду писать песню, и совсем «Smile» глупыми не считаю; напротив  «Smile», наверное, сегодня синоним самого нового, что есть в музыке.

Smile – Wall Of Eyes

А вот неутомимые бандиты «Black Grape» – хулиганы и нарушители со стажем. Вот интересно: когда хулиганы и нарушители переходят грань и становятся пожилыми домохозяевами, сохраняют ли они свой шарм, ради которого они и становились хулиганами и нарушителями? Потому что все, что нужно человеческим существам – это чтобы на них обратили внимание, улыбнулись, похвалили, погладили по голове, выделили из остальных; а если этого не получается, то хотя бы чтобы боялись, обходили стороной, типа «ах, не хотите меня любить? Ну, тогда получайте!». Грубо говоря, существам нужна энергия внимания.

Как замечал все тот же Герман Гессе – «лучше быть глупцом и оставаться самим собой, чем становиться умным и превращаться в кого-то другого».

Хотя, если вдуматься, как-то мне сложно себе представить, что с младых ногтей уважаемый мной Гессе мог такое сказать. Уж он-то точно должен был бы знать, что образование никак не может изменить природу человека. Впрочем, в наше время «Big Data», когда исчезает само понятие «правда», сказать – действительно ли Гессе говорил это – не так уж просто, а может быть, и вообще невозможно.

Поэтому давайте просто послушаем песню «Black Grape». 

Black Grape – Pimp Wars

А вот Майлс (все, конечно, понимают, что, когда говорится «Майлс», имеется в виду трубач Майлс Дэвис; Майлс в мире только один); так вот, Майлс, говоря о джазе, сказал: «дело не в тех нотах, которые ты играешь; дело в тех, которые ты не играешь».

А Майлс точно знал – что говорил.

Miles Davis – Nuit sur les Champs-Élysées (Take 3)

А вот есть еще такой замечательный коллектив – «Gaslight Anthem», который по неизвестным причинам страшно любим Брюсом Спрингстином (Bruce Springsteen). Впрочем, причин много – они ему явно близки по ощущению. Вот только я никак не могу отделаться от ощущения, что смотрю на картину Владимира Гусева «Ленин с детьми в горках».

Впрочем, это я издеваюсь; они играют весьма достойно. И вот вам песня с их нового альбома «Книги по истории»: и песня так называется, и Брюс Спрингстин тут же.

Gaslight Anthem feat. Bruce Springsteen – History Books

А вот достойный человек по имени Альборози (Alborosie).

Он родом из Италии, вполне белый, и настоящее его имя – Альберто д’Аскола. В 15 лет он начал играть рэгге, а в 2001-м переселился на Ямайку, чтобы быть ближе к корням, стать растаманом и все такое. Нельзя сказать, чтобы Ямайка его встретила с распростертыми объятиями: с вежливостью там точно бывает туго. Его называли «Борози», что (мягко говоря) значит «не совсем хороший человек»; но Альберто уперся рогом. «Скажем так», – говорит он, – «мои первые годы на Ямайке были… не слишком приятными. Они звали меня «борози», и я сказал: ах так? Перевернем всё наоборот, пошли они к бую, я сделаю из негатива позитив; меня зовут Альберт, и я добавил к Борози «аль» – и стал Аль-Борози».

Поначалу Альборози был звукоинженером и продюсером, работал даже с самим Кай-Мани Марли (Ky-Mani Marley), сыном Боба Марли; потом, в 2001-м, когда отросли дрэды по пояс, он пустился во все тяжкие и записал альбом «Пират Души». Теперь его называют «итальянский посол рэгге».

А вот песня, которую на своем новом 9-м альбоме «Судьба» («Destiny») он затянул вместе с Кабакой Пирамидом (Kabaka Pyramid).

Alborosie feat. Kabaka Pyramid – Nah Sell Out

А вот Енджи (Enji) родилась в Улан-Баторе, а живет в Мюнхене. Ее настоящее имя Энхжаргал Эрхембайяр, и она происходит из старинного рода певцов «Уртиин дду» – долгих песен. Она мастерски переносит народные монгольские мелодии во вселенную сегодняшней музыки.

Вот одна из песен c ее нового альбома «Улаан» («Красная)». Она говорит: «в детстве дома меня называли Улаан, потому что, когда я плакала, я становилась красной, как помидор. И до сих пор красный цвет – это часть меня. Где бы я ни была, какой бы дорогой ни шла – я везде ищу эту красную энергию: я пою  «я красная, как горящий огонь, у меня есть тело, но мой ум не имеет формы, и могу летать куда угодно».

«Знание языка не обязательно. Иногда непонимание слов позволяет тебе слышать музыку совсем по-новому, по-своему».

Enji – Тэмээн дээрээс тэнгэр ойрхон

«Guided By Voices» – настоящие стахановцы… Впрочем, кто теперь помнит это слово? 38 альбомов за сорок лет – это не пустяк.

Как говорил Карл Густав Юнг: «быть нормальным – это идеальная цель для тех, у кого жизнь не сложилась».

Guided By Voices – The Race Is On, The King Is Dead

Ну а теперь немного истории.

В исторических книгах пишут, что когда-то кельты населяли всю Британию.

Давайте посмотрим: первые люди проявились в этом краю примерно 900 000 лет назад: в то время Англия была еще частью европейского континента. За 6500 лет до н.э. она стала островом. Потом приплыли на лодках из Европы и привезли с собой идею сельского хозяйства; шел примерно 4000-й год до н.э. Примерно за 25 веков до н.э. построили Стоунхендж и Эйвбери. Кельты появились там примерно за 1000 лет до н.э. – они были воинами, а в свободное от войны время занимались сельским хозяйством. Их называли бритты. Они и дали название Британии («Придайн» – «Британия»).

Потом, где-то с 55 г. до н.э., Британия оказалась завоевана римлянами, и римское начало смешиваться с кельтским. В начале 5-го века римляне ушли, и начались темные и непонятные времена. С 7-го века начали нападать англосаксы, потом викинги, потом норманны (кстати, те же викинги).

То есть налицо такое смешение всех родов и культур, что голова кругом. Несмотря на это – а может быть, именно поэтому – народная британская музыка получается уникальной и ни на кого больше не похожей.

Вот вам, как пример, песня с нового альбома группы «Unthanks».

Unthanks – Waters Of Tyne

А вот вам Тадж Махал (Taj Mahal) – давний приятель Мадди Уотерса, Хаулин Вулфа, Джими Хендрикса и «Rolling Stones». Он записал и только что выпустил альбом любимых им песен столетней давности.

Очень интересно, что в наше время, судя по разговорам с самыми разными людьми –странная ситуация: раньше музыка должна была быть сегодняшней, в сейчас совершенно вся музыка последних ста лет одинаково попадает в точку и описывает сегодняшний день.

Когда-то Анаис Нин сказала: «мы видим всё не так, как оно есть, а так, какие мы внутри». Мне кажется, тут есть над чем помедитировать.

Мир всем нам. Спасибо.

Taj Mahal – I’m Just A Lucky So-And-So