Спорная земля
В развитие вчерашнего драматического “ближневосточного” поста Оксаны Паскаль (о ее тщетной попытке организовать диалог на низовом уровне) – позволю себе напомнить и развить тезисы одного своего старого текста, посвященного арабо-израильскому конфликту.
Итак, несколько простых (теоретических, разумеется) предложений по теме.
Первое. Давайте обнулим бессмысленную, вязкую и заведомо безвыходную тему: чья земля? Просто обнулим эту тему, и все!
Срочный сбор
Поддержите команду «Эха»
Ибо на всякую старую карту найдется карта ещё старее, а не найдется карта, найдется легенда или просто вранье, уже вбитое в головы тех, кому это враньё выгодно… И ещё не было случая, чтобы миллионы людей, в едином нравственном порыве, отказались от выгодной лжи (такое чудо может случиться только с отдельным человеком).
Вокруг Храмовой горы и любых других спорных территорий можно пролить реки крови (если есть желание и дальше лить кровь, то дело это беспроигрышное).
Но если мы не хотим крови – ну, а вдруг мы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО не хотим крови? – давайте рискнем пойти дальше и вслед за историческим (при оценке действий сторон) обнулим этническое.
Договоримся на третьем тысячелетии от рождества Христова: по этому водоразделу для нас нет своих и чужих!
Для оценки правоты/неправоты сторон – оставляем только логику и этику, великий универсальный инструмент (или, если угодно, новую веру человечества, которой уже, однако, много веков).
Приготовились? Тогда – делай два!
В рамках упрощения дроби, сокращаем Синедрион с аятоллами, выносим за скобки Сарру с Агарью и всю многотомную историю семитского разлада – все побоку, кроме здравого смысла и универсальных представлений о добре и зле!
Назначаем смотрящими за ситуацией группу вменяемых гуманистов – ну, скажем, Дидро, Монтеня и Монтескье (а кому мало этих троих, прошу покинуть помещение).
И смотрим на происходящее свежими глазами.
Что же мы видим?
Мы видим, что на спорной земле расположились две цивилизации – назовем их для простоты “одни” и “другие”.
“Одни” много десятилетий напролет пытаются уничтожить “других” физически: их самих и их государство. Эти “одни” развязали с этой целью несколько войн и совершили сотни чудовищных терактов.
“Другие” – просто пытаются выжить и сохраниться в этих чудовищных обстоятельствах. Выжить и сохраниться – в условиях, когда один просчет может привести к гибели всех, ибо желающих крови во многие десятки раз больше, чем тех, чьей крови желают, а на уничтожение брошены огромные ресурсы.
“Одни” – десятилетия напролет игнорируют любые мирные договоренности и продолжают убивать “других” при первой возможности, и учат этому с малолетства своих детей.
“Другие” все это время обеспечивают их работой, водой и электроэнергией, и просят взамен только одного: оставить их в покое.
Не убивать.
Они предлагают, в обмен на мир, территории, захваченные после успешных оборонительных войн, но соседи не хотят мира – и снова и снова приходят убивать и насиловать. И в открытую празднуют это, в случае успеха. (Столь же радостно они празднуют любое массовое смертоубийство в чужеродной среде – см. тамошние народные гуляния по случаю 11 сентября 2001 года).
Либеральное мировое сообщество тем временем продолжает считать, что нерешённый (и заведомо нерешаемый) территориальный вопрос является достаточным оправданием для массовых изнасилований и убийств.
Такой у нас с вами либерализм образовался в настоящий момент.
Когда же “другие”, после очередной кровавой резни со стороны “одних”, бросаются карать убийц – убийцы прячутся среди собственных детей, а либеральное мировое сообщество именно в этот момент вспоминает, что убивать детей нехорошо – и, не имея претензий к убийцам, которые прячутся за спинами своих детей, сосредотачивает весь свой гнев на тех, кто пытается защитить себя от новой резни.
Вот такая картина образовалась, глядя общим планом. Есть ли какие-нибудь свежие соображения об этом? Не про евреев и арабов, захваченные территории, Саладина и британский мандат, – а вот как-нибудь поверх этого всего, на уровне простых представлений о добре и зле? На уровне здравого смысла, пословицы о местоположении лошади и телеги, наконец…
Назовем наконец вещи своими именами – или так будем маяться дурью, путать берега и пытаться совмещать ЛГБТ с Хамасом?
А, мировое сообщество?