Купить мерч «Эха»:

«Слово пацана» и «Три мушкетера»

Александр Шмелёв
Александр Шмелёв главный редактор проекта Sapere Aude, соучредитель фонда Pristanište
Мнения10 декабря 2023

Сразу хочу сказать: я — большой любитель «Трех мушкетеров» и их продолжений, в юности знал их практически наизусть (да и сейчас, пожалуй, могу цитировать большие куски близко к тексту), считаю одним из величайших произведений в истории, и т.д. Поэтому прошу воспринимать нижеследующее не как критику, но лишь как дополнительный восторг талантом Дюма, сумевшего создать вневременные шедевры на такой фактуре. Однако факт остается фактом: если отбросить романтический флер вокруг слов «Франция», «короли», «балы», «дуэли» и посмотреть на поведение мушкетеров глазами современного человека, трудно не прийти в ужас.

Начну с воспоминания: на заре нашего знакомства со Светой, она спросила меня, кто у меня любимый герой в «Трех мушкетерах». И после моего ответа «Атос» (который все детство казался мне таким благородным, возвышенным и безупречным) наши отношения могли закончиться, практически не начавшись. «Это тот самый, который когда-то встретил прекрасную девушку, влюбился в нее, сделал предложение, женился, прожил много лет вместе, и вот, в какой-то момент случайно узнав, что она была за что-то осуждена государством, не удосужился ни выяснить подробности, ни выслушать ее объяснения, ни даже дать ей прийти в сознание, но просто взял и повесил ее на дереве без лишних рефлексий, после чего уехал, даже не обернувшись?! Ты такой же маньяк?!!»

После этого разговора я посмотрел на мушкетеров другим взглядом и понял, что проблема не только в Атосе. Д’Артаньян, скажем, не сильно лучше. Можно легко представить себе его аналог в современной России. Выходец из специфического южного региона приезжает в столицу, чтобы попасть в ФСО, которое возглавляет его земляк (в ФСО, впрочем, его не берут, но пристраивают к другим силовикам). Снимает квартиру у местного мелкого предпринимателя. За квартиру не платит, хозяину, пытающемуся просить плату, угрожает, затем заводит роман с его женой, а хозяина сдает ФСБшникам. За любовницей шпионит (несмотря на данное ей «слово пацана» этого не делать). Постоянно со всеми задирается, регулярно устраивает драки, иногда со смертельным исходом. Периодически отвлекается от драк, когда начальство предлагает кого-нибудь арестовать или совместно с другими силовиками погромить инакомыслящих из непокорного города (например, протестантов Ля-Рошели). Нравится вам такой типаж? Хотели бы с ним общаться? Готовы им восторгаться?

Про Арамиса и говорить нечего. Это типичный предвозвестник патриарха Кирилла и других церковников, нисколько не верящих в Бога, но имитирующих набожность ради своекорыстных интриг. Симпатичнее всего выглядит недалекий быдлан Портос, всего лишь разводящий на деньги пожилых женщин, но и это явно не такой парень, с которым я хотел бы дружить и общаться.

Ну, а о том, как мушкетеры относятся к простому народу, «чушпанам», и говорить нечего! Например, когда они куда-то скачут («несутся по встречке на скорости 200 км/ч в своих мерседесах»), прохожие обязаны прыгать в стороны, а кто не успел — как, например, оппозиционный активист Бруссель — тому не повезло. «Д’Артаньян не обратил внимания на столь ничтожное событие». Если они приходят в ресторан или бар, владелец бара в любой момент рискует, что что-то им не понравится, и они — запершись в подсобке — бесплатно выпьют и съедят все его запасы, а на любые попытки переговоров будут стрелять сквозь дверь, «не приставай к пацанам, чушпан!». Есть там, кстати, и практически дословные аналоги максимы «слово пацана для пацанов, а не для чушпанов». Например, уже упоминавшая история с г-жой Бонасье, когда д’Артаньян обещает за ней не следить и тут же нарушает свое обещание, или тем более г-ном Бонасье, которого он обещает защитить, а в итоге спокойно сдает ментам. И это несмотря на весь пиетет перед «честью», которая, однако, существует лишь для «своих».

И так далее.

В общем, у «романтизации криминала» история длинная и почтенная. Самые выдающиеся произведения вокруг нее созданы, и это никаких не девальвирует их шедевральность. Просто подражать образу жизни их героев не стоит. Ни мушкетерам — ни пацанам. Но в целом, насколько, я знаю, никто не пытался обвинять Дюма в том, что выросшие на его произведениях люди затем постоянно задираются, устраивают драки и плюют на всех кроме «своих». Не работает это так. Нет повода для беспокойства.

Оригинал