Купить мерч «Эха»:

Пятничные страшилки про иноагентов и народные дьяволы

Мнения30 марта 2024

Раз сегодня пятница, День обретения иноагентства, то сам бог велел рассказать новую страшилку и проанализировать ее.

В разгар выборов председатель комиссии Госдумы по расследованию фактов вмешательства во внутренние дела РФ Василий Пискарев сообщил, что иноагенты призвали детей… прятать паспорта родителей, чтобы те не пошли голосовать, а также уничтожать газеты, в которых говорится о выборах.

Смешно? Очень! И страшно. Последнее время власти все чаще говорят об иноагентах как о некоторой группе, которая целенаправлено вредит РФ. Перед нами процесс создания “народного дьявола”, замечательно описанный С.Коэном.

В начале 1970-х годов в молодые британцы увлекались двумя субкультурными движениями: модами  (“mods”)  и рокерами (“rockers”).

Однажды во время субкультурной тусовки произошли небольшие акты вандализма, и британские СМИ об этом много писали. А потом снова был слёт неформалов, и снова СМИ рапортовали об их “преступлениях”, причем каждая деталь была многократно пересказана и преувеличена. Само их существование стало восприниматься как угроза социальному порядку.

Политики и СМИ сваливали на эти субкультуры все проблемы подростков в современном британском обществе. Чем меньше хотелось представителям власти искать настоящие источники проблем и решать их, чем больше они демонизировали представителей субкультур. Социолог Стэнли Коэн, изучавший это явление, назвал его  “моральная паника”: процесс, в ходе которого сообщество пересобирает свои моральные нормы и назначает девианта, “народного дьявола” на роль козла отпущения.  Поиск и наказание народных дьяволов происходит тогда, когда поддержка воображаемой угрозы (тот самый “народный дьявол”) гораздо выгоднее для заинтересованных сторон, чем борьба с настоящая причиной беспокойства.

Фольклорным дьяволам, как и ведьмам – отсюда и ассоциация – приписывается любое абсурдное мелкое пакостничество, главное, чтобы было ощущение врага рядом. Так людьми гораздо легче внушать биполярную картину мира.

Оригинал