Купить мерч «Эха»:

О том, как в двух абзацах соврать пять раз

Александр Уржанов
Александр Уржановпродюсер, сценарист
Мнения24 октября 2023

Третий день нас травит Мария Певчих, ФБК и примкнувшее к ним издание «Проект» (оно же «Агентство»). Повод — наш фильм про Абрамовича. Про это я напишу три поста. Во втором я подробно разберу то, что они пишут про сам фильм (и заодно объясню, почему это травля). В третьем разберу заметку «Проекта» об этом. А это будет первый — он о том, как в двух абзацах соврать пять раз.

Вчера вечером журналист «Проекта» начал написывать и названивать мне и моим коллегам, а сегодня выпустил текст. В конце текста написан бэк — два абзаца, чтобы ввести читателя в контекст. Итак.

1. «Берлинская студия Narra основана после начала войны бывшими учредителями студии документального кино «Амурские волны» Александром Уржановым, Игорем Садреевым и Родионом Чепелем». Тут враньё два раза. Берлинская студия Narra основана за полтора года до войны. Она основана одним мной и мне и принадлежит. Узнать это несложно в три клика в немецком реестре юридических лиц, но пользоваться им автор не умеет, не хотел или не стал. Почему «бывшими учредителями»? Кончилась подписка на Спарк?

2. Narra и «Амурские волны» — две разных компании с разными бизнесами. Откуда же у автора взялась дословная формулировка «Narra (бывшие «Амурские волны»)? А я вам скажу: ровно в таком виде она сегодня появилась в закрытом чате уважаемой премии «Редколлегия», откуда «Проект» её и скопипастил прямо со скобками. Интересно, что совсем недавно те же «Проект» и ФБК устроили травлю стоявшего у истоков премии Дмитрия Бутрина, мотивируя это тем, что он зацензуренный непрофессионал. Теперь остались профессионалы, которые работают вот так.

3. «Самые известные работы студии – фильмы о Галине Новодворской и Никите Михалкове». Так и написано — Галине Новодворской. Почему именно они самые известные? Чем автор измерял известность?

4. До войны «Амурские волны» пытались построить отношения в том числе и с российскими государственными медиакомпаниями. Созданные студией фильмы доступны в том числе на сайтах онлайн-кинотеатра «Первого канала», входящих в «Газпром Медиа» площадок Premier и «НТВ-Плюс онлайн ТВ». Не «работали» или «вели бизнес», а именно «пытались построить отношения». Видимо, канючили, льстили и флиртовали. Но дальше совсем интересно: у «Амурских волн» несколько десятков фильмов и сериалов, большая их часть есть на сайте. Они сделаны для всех главных российских стримингов: Premier, Кинопоиск, Kion, Okko. Все они тоже тоже государственные или квазигосударственные, потому что никаких других в России не было и нет. Но автору важно замазать нас именно с брендами, которые воспринимаются как одиозные. «Онлайн-кинотеатр Первого канала» — звучит почти как Первый канал, а «НТВ-Плюс онлайн ТВ» — почти как НТВ, правда? Проблема только в том, что это не стриминги, которые заказывали нам фильмы, а площадки доставки. С таким же успехом можно написать, что «Проект» пытается построить отношения с телеграмом и инстаграмом.

5. «В 2021 году «Амурские волны» получили грант от созданного российскими властями Института развития интернета, говорилось в совместном расследовании «Медузы» и «Важных историй». Это там не говорится, и даже отдельно подчёркивается обратное. Вы можете не уметь работать с реестрами юрлиц, не разбираться в стриминговом рынке, но читать-то вы могли бы научиться?

Может быть, для равновесия «Проект» сообщил, что «Амурские волны» были единственной студией документального кино, которая сделала фильм про «Дело «Сети»? Или что после начала войны мы выпустили 18 (!) серий сериала «Горизонт» о том, как войны меняют нас и страну? Я думаю, вы догадались.

6. «Мы снимаем оригинальные фильмы и сериалы, основанные на заслуживающей доверия журналистике и перфекционистском визуальном подходе», — говорится в описании студии». Это действительно перевод того, что написано на главной странице нашего сайта. Зачем здесь эта фраза? Потому что автору важно показать: смотрите, пишут про доверие, а сами рашн пропаганда, сплошной НТВ-плюс.

Бэкграунд был придуман американскими газетами, чтобы текст становился для читателя яснее. Или для того, чтобы врать пять раз в двух абзацах? Отвечает главный редактор «Проекта» Роман Баданин, когда-то уважаемый деловой журналист и топ-менеджер РБК.

Оригинал