Классический ресентимент
Прочел много реплик дорогих сердцу людей, которым фильм Певчих понравился или во всяком случае не вызвал больших возражений. И – не убедило.
Фильм является визуализацией лозунга “Банду Ельцина – под суд!”, но даже хуже, чем у коммунистов, потому что фильм не просто разоблачает конкретные действия, а создает конспирологическую рамку – “заговор коррупционеров”, которые с первого дня (см.Ельцина в период получения квартиры на ул.Осенней и далее до момента когда члены этого “заговора” передали власть Путину). Эта конспирология – как любая подобная – очень опасна по последствиям.
Во-первых, она всегда вокруг себя создает “секту абсолютно уверенных” – неважно идет ли речь о том, что “американцы специально вывели вирус ковида и забросили его в Ухань” или “Запад ставит себе целью уничтожить Россию” или это Майкл Мур с фильмом о том, что атаку на Манхеттен организовал сам Буш и т.д.
Во-вторых, при просмотре фильма возникает острое чувство, что надо отнять активы у подлецов и вернуть народу (а “народ” в настоящий момент – это Чемезов и Потанин). Поскольку недобитые остатки “банды Ельцина” сейчас пытаются продать активы хотя бы с 50-процентным дисконтом, напрашивается просто отнять их как “Рольф” у Петрова – просто бесплатно. Зачем Костину выкупать Альфа-банк, если можно просто отнять?).
В-третьих, фильм – звонкий и он как бы “обобщает” наследие Навального (опираясь на его пост на эту тему – о ненависти к деятелям 90-х). И это тоже плохо. Потому что это слишком плоско и свести наследие Навального к одному этому посту – это мало. А фильм создает такой фокус.
В-четвертых, реальные факты, нанизанные на конспирологический шампур, превращаются в ложь исключительно из-за рамки. И это очень плохо.
Потому что – в пятых, – это только создает почву для ресентимента в следующей поколенческой волне. Это – ресентиментный фильм. В каком-то смысле это лучшее свидетельство не “путинского”, а “либерального” ресентимента. “Нас предали”, оказывается, это был “заговор против нас”. Но ведь неважно, какой именно заговор: “англосаксов” (как у Путина сейчас), “мировой плутократии” (как у Гитлера в 30-х гг.), или “банды Ельцина” – это все одна модель, которая не создает никакого осмысления, а забивает все звуком долбления по одной клавише. И эта клавиша – “жажда мести”. Весь нарратив фильма – это просто классический ресентимент: совмещение униженности, переживания поражения из-за “заговора врагов”, помноженные на чувство героического превосходства и моральной правоты.
Вот этим, как мне кажется, играет фильм. И довольно убедительно играет, как это видно по реакции зрителей.