Купить мерч «Эха»:

Это будет очень выразительное напоминание о том, что именно дожирает путинизм

Александр Морозов
Александр Морозовруководитель Института свободной России, политолог
Мнения9 августа 2024

Смотрю «Непрошедшее время», посмотрел первые три. Снимался он задолго до фильма Марии Певчих про 90-е.

Чем для меня был неприемлем фильм Певчих? Двумя вещами.

Первая: в нем нет никакой политической борьбы. Вторая: там все персонажи – мошенники. Поэтому, когда я посмотрел фильм Певчих, я хотел написать: это фильм про «Буратино», только Буратино у Певчих еще более несчастен, чем в исходнике. Потому что в книжке про Буратино, только один раз Лиса и Кот подвигают его закопать монетки на поле дураков, а дальше Буратино обретает субъектность. А в фильме Певчих поражает во-первых, полное отсутствие субъектности «народа». Он там представлен исключительно как «объект надувательства». При этом Лиса и Кот – то есть весь показанный в фильме «истеблишмент» – все мошенники от первого дня и до последнего, там ни у кого нет другой мотивации кроме мошеннических схем. Замечу в скобках, что такой фрейм: «мочить весь истеблишмент» легко опознается как «популистский», в него играют «партии прямой демократии» в современной политике.

Но все это я не стал писать. Решил отложить до будущего разговора о «политическом наследии Навального» (которое, забегая вперед, ни в коем случае не может быть сведено ни к этому фильму, ни вообще к этой «популистской» схеме).

В «Непрошедшем времени» в этом смысле все нормально: 90-е гг. – это годы открытой и тяжелой именно политической борьбы (которая кончилась примерно тогда же, когда парламент стал «не местом для дискуссий»), 90-е гг. – это годы когда ворочались во мраке реальные политические субъектности (которых не стало после 2005 года и далее), в этом фильме обсуждаются именно политические мотивации тогдашних игроков. И так далее. Так что этот фильм можно показывать и детям, что называется. Не боясь, что из них вырастут юные популисты, борцы с люгенпрессой и всем истеблишментом.

После третьей серии я подумал, что хорошо бы снять такие 10 серий – но про культурное поле 90-х. Потому что все не исчерпывалось политической борьбой, а было и становление многих удивительных даже не институций, а творческих точек и полей: театров и студий, галерей, медиа, новых влиятельных идейных кружков (как, например, вокруг Бендукидзе или вокруг «Полит.ру»), новых издательств, причем не только в двух «столицах» и т.д. И вот если собрать также 30-40 выживших и сохранивших ясность ума участников, которые будут также только говорить в большом 10-серийном проекте – то это будет очень выразительное напоминание о том, что именно дожирает путинизм и почему ему потребовалось целых 15 лет, чтобы дожрать это обширное наследство.

Оригинал



Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024