Купить мерч «Эха»:

Дискуссия о допустимости революции в России как способа восстановления справедливости

Лев Шлосберг
Лев Шлосбергполитик, историк, журналист
Мнения22 апреля 2024

Дискуссия о фильме Марии Певчих «Предатели» — это по существу дискуссия о допустимости революции в России как способа восстановления справедливости. Это дискуссия о праве восстановления справедливости через насилие, через нарушение прав и свобод человека, включая право на судебную защиту личного достоинства.

Политически эпоха Владимира Путина выросла из эпохи Бориса Ельцина. Ельцин не планировал построить Россию Путина, но вырастил её своими многочисленными ошибками, создал историческое пространство для политического реванша имперской и советской системы. Политическая ответственность за эти последствия в значительной части лежит на Борисе Ельцине. Идеализировать Ельцина и его эпоху нельзя, хотя это была эпоха невиданного ранее исторического шанса на свободу.

Но анализ шансов, рисков, ошибок и преступлений 1990-х не должен проводиться в технике политических репрессий, шельмования политических оппонентов и противников, не должен быть разжиганием настроений мести и гражданской войны.

Фильм «Предатели» даёт ответ на вопрос «Кто виноват?» в манере, предполагающей не восстановление справедливости через законность, а внесудебные кары, когда вершители возмездия присваивают себе право на насилие от имени общества и манипулируют обществом, в том числе его болью и страданиями. Это нечестная и очень опасная провокативная технология.

Авторы фильма присвоили себе право определять «предателей» вместо открытого и справедливого суда. Фильм «Предатели» взывает не к правосудию, а к революции, переделу собственности и власти через насилие. Этот фильм будит в униженных и оскорблённых людях гнев и ненависть. Он формирует в стране атмосферу гражданской войны.

Уверен, что авторы фильма это хорошо понимают. Они видят свой шанс на возвращение в измученную несвободой и несправедливостью страну в потоке насилия и хаоса. И это возвращение необходимо им не для восстановления общественной справедливости, а для прихода к власти в ситуации гипотетического безвластия. Точно по такой технологии к власти в России в 1917 году пришла террористическая группировка большевиков во главе с Ульяновым (Лениным).

Реакция большинства сторонников Марии Певчих на её фильм и критику этого фильма может быть кратко выражена одной фразой: «Мочи их, Мария!». Ни к чему, кроме общенациональной катастрофы, эти призывы привести не могут.

Подлинная и глубокая история 1990-х ещё не написана. Это всё ещё горячая история, она не остыла и во многом не завершилась. Тысячи и тысячи источников ждут своих вдумчивых профессиональных исследователей. Историки рано или поздно сделают эту важную работу.

Фильм «Предатели» — это не попытка исследования истории, а попытка манипулирования историей и попытка фальсификации истории в прикладных политических целях. С этим фильмом наперевес можно штурмовать Кремль, жертвуя людьми, но нельзя построить свободную и мирную страну.

Фильм «Предатели», используя боль и жажду справедливости общества как топливо для политического движения к власти, лишает нас мирного будущего в не меньшей степени, чем нынешние власти России. Авторов фильма роднит с их формальными политическими противниками стремление к несвободе для большинства общества и готовность жертвовать людьми ради достижения политических целей.

Любые действия, ведущие к революции, призывают страну к политическому самоубийству и общенациональной катастрофе. Запоминайте этих людей и никогда не имейте с ними никаких дел.

Оригинал