А что вам не нравится в истории про корейских солдат?
А что вам не нравится в истории про корейских солдат?
Может, вы не в курсе, почему швейцарские гвардейцы по сию пору являются официальными вооружёнными силами Ватикана? Чтоб не соврать, лет пятьсот уже, не меньше. Иностранные наёмники в самом прямом смысле.
И, представьте, полтыщи лет назад это не было никакой новостью. Скорее, наоборот: когда лохов-обывателей впрягли воевать за родину, веру, нацию и прочие надуманные идеи, это примерно тогда же стало весьма смелой и не всеми однозначно понимаемой новацией. Под которую, да, был подложен некий ментальный фундамент – типа, «за нашенских против ихних» – но поначалу оно не очень вдохновляло.
Потому что всякий нормальный человек, даже средневековый, седалищем чувствовал, что его, зазывая красивыми словами, хотят надурняк поиметь. Ведь воевать – работа рисковая и по всем параметрам затратная. Должен быть от неё какой-то профит, чтобы бросить своё хозяйство и отправиться своей единственной тушкой поучаствовать в кровавом месилове. Возможно, с концами. Потому поначалу в военном деле действовала нормальная логика банды: если чужих побьём и выживем, то их закрома пограбим и много полезного домой притащим. Если они нас – ну, не повезло, бывает.
В более цивилизационно-культурном оформлении темы постепенно закрепилась логика рыночная: жизнь и здоровье воина стоят денег. (Их, вестимо, много не бывает, потому грабёж побеждённых входил как дополнительная опция.) За это уже стоило поднапрячься и заранее овладеть искусством ведения боя, повышающим эффективность и выживаемость. Для обитателей природно-скудных регионов (вроде швейцарцев и шведов) военное наёмничество стало наиболее доходным видом деятельности. А поскольку технику, навыки и слаженность в боях они демонстрировали превосходные, то по соотношению цена/качество входили в премиальный класс.
А потом, когда придумали нации и государства поствестфальского образца, началось вот это всё – про отечество, партию, царя, справедливость, и дошло аж до мировой революции. Хотя, если стряхнуть лапшу с ушей и подумать, то никакой справедливости в том, чтобы убивать, калечиться и погибать бесплатно нет.
Что бы вы там ни думали и ни воображали себе, находясь внутри своих коллективных мифологий о мировом зле и воинах света, наёмничество – более нормальная мотивация личного участия в войне, чем патриотизм. По крайней мере, честная и без фанатизма.