Избранные эфиры Николая Сванидзе
Рабство насаждается легко. Правила просты, понятны и по-своему справедливы: отработал норму — получи пайку, не отработал – получи в глаз. И к этому большущий бонус – полная безответственность, ни за что не отвечаешь. А вот свобода внедряется тяжело. Ее надо воспитывать долго, постригать, выпалывать и поливать, культивировать, как английский газон. У реформаторов 1990-x во главе с таким выдающимся человеком, как Егор Гайдар, элементарно не хватило времени. И не могло хватить, история выделила его предельно мало. Свобода выбора, правa личности, независимые институты не получили шансов закрепиться прежде всего в головах людей. Итог известен: мощный откат и победоносный разгул, пиршество реакции. Что мы сейчас с вами наблюдаем.
– Каким вам видится реальный исход того, что называется СВО?
– Конец пока не просматривается. Как бы ни складывалась ситуация на фронте и политическая ситуация в мире, включая любой результат выборов в США, никто не собирается и не соберётся cдаваться. Разговаривать также никто пока не хочет. Прежде всего, отсутствует сам предмет для переговоров. Нет пространства для компромисса. При этом ресурсы обеих сторон с учётом иностранной поддержки практически неисчерпаемы. Если суммировать все эти вводные, мы получаем весьма высокую вероятность того, что СВО может не завершиться ни в этом году, ни в следующем. И либо не завершится вообще в обозримой временной перспективе, превратившись постепенно в вяло текущий конфликт, либо примирение состоится – усадят их уставшие западники за стол, – но будет чисто формальным, ни одного из факторов конфликта не снимет и только заморозит его ненадолго.
Скорее всего, нам с этим ещё жить и жить. Но есть ещё одна неприятная новость. Когда бы и как бы это ни закончилось, наши проблемы никуда не денутся. Нам, в отличие от украинцев, никто помогать не станет, никто руку не протянет. Скажут вежливо: мы восхищаемся вашей беспримерной историей и бесподобными духовными традициями, но… Так что, дров никто не принесёт. Придется самим. Зима будет долгой.
«Собеседник»: Николай Сванидзе: Определение «оппозиция» — оно не про нас
Читать полностью
***
— Такое ощущение, что в своей работе на ТВ вы постепенно дрейфовали от «патриота» к оппозиционеру — чем была обусловлена эта идеологическая эволюция?
— Никуда я не дрейфовал, стоял, как врытый. Дрейфовала власть. Всегда, всю свою сознательную жизнь я был уверен и уверен сейчас, что человек важнее, чем государство, а свобода лучше, чем несвобода. Что власть должна регулярно меняться. Что суд, парламент, выборы, пресса не должны никому подчиняться. Когда власть перестала разделять со мной эти наивные и банальные взгляды, я оказался в оппозиции.
О патриотизме разговор особый. Я полностью согласен с Дмитрием Борисовичем Зиминым, который говорил, что считает себя патриотом России потому, что ему бывает стыдно за нее. Мне кажется, точнее не скажешь.
— Но ведь когда-то вы поддерживали Путина и войну в Чечне, почему? Вы что-то переосмыслили в своем прошлом?
— Да, из песни слово не выкинешь, я поддерживал Путина. Он мне нравился, и я не видел угрозы в его известной ведомственной принадлежности. Особенно на фоне той серьезной и видимой угрозы, которая исходила от пары Лужков — Примаков. Сейчас-то забыли, а они тогда клином шли, и казалось, что на них управы нет. Кстати, личные отношения с Примаковым у меня были очень давние и хорошие, и мне его приход к власти ничем не грозил. Но мне было очевидно, что эта пара несет совсем не то, что нужно стране, и Путин представлялся просто удачным вариантом.
Николай Сванидзе: Нам посчастливилось вблизи наблюдать случай самообожествления
Читать полностью
— Как могла почти вся страна сойти с ума, хотя все читали одни книжки и смотрели одни фильмы?
Сразу скажу, что поступило сразу несколько вопросов схожего содержания и поэтому стоит ответить развёрнуто. Может быть, это кого-то разочарует или даже оскорбит, но мы здесь не первые. А немцы как слетели в своё время с катушек, великая и культурная европейская нация? Тоже вроде бы одни книжки читали.
На самом деле, очень многие вообще не имеют привычки читать. А те, кто читают, читают разные книжки и даже если одни и те же, то разное из них извлекают. Потому что люди очень разные. Но в большинстве своем они, особенно, конечно, те, кто меньше читает, но и это не всегда, подвержены иллюзиям, склонны верить в чудеса, боятся ответственности, поддаются на приятные обещания и лесть разного толка-социальную, национальную, ведутся на массовые разводки. И бессильны против умелой и безальтернативной пропаганды, если уже допустили ее безальтернативность.
Конечно, как правило, народы демонстрируют разную силу сопротивления попыткам жесткого изнасилования. Это зависит несомненно от истории, несомненно – от религии, т.е. от главных факторов, формирующих национальный характер.
Я не специалист-религиовед, но не секрет, что различия между мировыми религиями носят не только канонический характер. Если представить себе карту мира и раскрасить ее в религиозные цвета, мы увидим, что, как подавляющее правило, религиозные границы между регионами совпадают не только с культурно-историческими,что ожидаемо, но и с теми, которые определяются различиями в эффективности экономики, уровня жизни, характера государственного и политического устройства.
И еще одно нейтральное, не оценочное, но необходимое замечание. Ни одна мировая Церковь не демонстрирует на протяжении многих веков такой лояльности светской власти и такой готовности поддержать любое ее действие, как православная. Причём речь идёт о любой власти – от Великого князя до Генерального секретаря ЦК КПСС, от хана Золотой Орды до президента РФ.Эта особенность РПЦ имеет свои исторические корни,очень интересные,но я сейчас на них отвлекаться не буду.
Ответы Николая Сванидзе на вопросы слушателей
Читать полностью