Многоликий император Август - Все так - 2008-03-30
К. ЛАРИНА: 13:14. Не удивляйтесь, у микрофона остается Ксения Ларина. Боги, в смысле нет… главный редактор не Боги, они иногда болеют, как и представители Императорских домов, о чем было сказано в предыдущей программе «Книжное казино». Дело в том, что Алексей Венедиктов у нас приболел, но он остается нашим верным слушателем и, надеюсь, нас сейчас слышит. Поэтому программу «Все так» я проведу вместо него. Напротив меня автор передачи Наталья Ивановна Басовская.
Н. БАСОВСКАЯ: Добрый день.
К. ЛАРИНА: И наш сегодняшний герой – Император Август.
Н. БАСОВСКАЯ: Многоликий. Человек многих лиц.
К. ЛАРИНА: Давайте для начала познакомьте хотя бы меня с ним, поскольку мы с ним лично не знакомы.
Н. БАСОВСКАЯ: Представимся очень вкратце. Октавиан Август, сам он не выносил свое имя Октавиан, позже поясню почему. 63 г. до н.э. – 14 г. н.э. Он жил ровно на рубеже великих эпох новой эры и дохристианской эры. Конечно, он дохристианский язычник. Остался в памяти человечества, как великий правитель великого, в тот момент максимально великого, Рима. Считал сам, что покончил с гражданскими войнами. В какой-то мере да, но и участвовал в них очень хорошо. И придумал, изобрел новую форму политического правления, которая называется принципат. И сейчас все сошлись в том, правильном ее раскрытии, этой формы, что это монархия в республиканских одеждах. Образно и театрально, как многое в жизни нашего сегодняшнего персонажа. Вы, как специалист и знаток театра, человек, издающий журнал «Театрал», Вы оцените это его актёрство, которое давало потрясающие политические результаты. Обежествил себя по факту еще при жизни. Но и в области культуры, это Золотой век Римской культуры. Это времена Горация, Овидия, Вергилия, лучший друг Августа, Меценат. Это слово стало нарицательным и означает – покровитель искусств. И в конце-концов, более 40 лет у власти в великом государстве. Вот что такое Август.
К. ЛАРИНА: Это на самом деле?
Н. БАСОВСКАЯ: Это всё правда. Это всё так.
К. ЛАРИНА: А в литературе художественной он каким-то образом засветился, остался, как образ?
Н. БАСОВСКАЯ: Наши слушатели просили сообщать литературу, которую можно почитать, достаточно серьёзную, о персонажах. И я сообщаю. Парфенов В.Н. «Император Цезарь Август. Армия, война, политика», С-Пт. 2001 год. Жан Пьер Меродо, переводная с французского «Август» в серии ЖЗЛ, 2003 год. Вот она чуть новее. И очень известный автор, античник серьезный. Но книги эти написаны для всех. Федорова Е.В. «Люди императорского Рима, или императорский Рим в лицах», несколько изданий. Очень рекомендую. Писали об Августе многие римские историки и писатели. Сенек, Светоний, Апиан, Плутарх. Много есть на русском языке, например, Гай Светоний «Жизнь 12-ти Цезарей». О нем почитать можно. И попал он, как герой, конечно, во многие художественные произведения, в кинофильмы, но это, все-таки, не наш жанр. Мы говорим об истории.
Самый знаменитый источник сведений о нем – это документ, составленный им самим и называемый так – «Перечень деяний божественного Августа, при помощи которых он подчинил весь мир, власти римского народа и тех затрат, какие произвел он в пользу государства и народа римского». Это документ, составленный им самим о своих деяниях, оригинал не сохранился, как это часто бывает, а копия найдена в 16 веке на месте древнего города Анкиры, нынешняя Анкара. Документ был обнаружен после его смерти, его преемником и приемном сыном Тиберием. В общем, фигура грандиозная, в иконографии запечатлен бесконечно. Его скульптурных портретов немало и все они, видимо, очень точно передают его, потому, что друг с другом они очень мало отличаются. Передан тип лица, тонкий, внутри скрытое что-то, в глубине его натуры, он никогда не был человеком открытым. Какой-то почти изящный, напоминающий мне лису. И его деяния тоже напоминают что-то лисье. По-крайней мере, как представляют лису в наших народных сказках.
К. ЛАРИНА: То есть, хитрость какая-то ему была присуща?
Н. БАСОВСКАЯ: Безусловно. Он рвался к индивидуальной власти в тот момент, когда Римская республика умирала. Она умирала в конце 2 века до н.э. стало ясно, что система одряхлела, что система полиса, республики, не может быть действенной в том огромном мировом государстве, каким стал Рим. Когда это было в пределах Лацио, небольшой области в центре Италии, это было нормально, потом, когда это охватило всю Италию, это было еще терпимо, а когда возникла мировая империя, то республиканские магистратуры, рычаги, органы управления стали давать сбой. Но может ли быть народное собрание всерьез на территории, охватывающей огромную часть сегодняшней Европы и части Азии? Ясно, что это уже только название, только имя, как говорили римляне.
И началась битва за то, кто же решится взять эту власть. У Августа были ярчайшие предшественники. Это Мари, великий полководец, временно подержал военную власть, около 5 лет, это Сулла, страшный, кровавый диктатор. И всего держал индивидуальную власть только 3 года, называясь диктатором без ограничения срока. Уже нарушается республиканская конституция. Это потом крупные, мощные фигуры, как Помпей, крупный полководец, сильный, волевой человек, но строго соблюдающий, старающийся соблюдать республиканские нормативы. Настолько старался, что в итоге гибнет в этой политической борьбе. Это хитроумный Гай Юлий Цезарь. И кажется, что он достиг, но он все же диктатор пожизненный. И убили его заговорщики в роли диктатора, монархом он не стал даже в республиканских одеждах. Это потом соперники Октавиана, такой, как пламенный Антоний, мощный человек, физически громогласный, оратор, решительный, даже авантюрный. Нет, не он стал первым реальным монархом в Древнем Риме. А им стал тихий, незаметный поначалу, идущий меленькими шажочками Гай Октавий, так его звали от рождения.
К. ЛАРИНА: А можно тогда определиться с этой разницей диктатора и монарха.
Н. БАСОВСКАЯ: Совершенно правильный вопрос, Ксения. Дело в том, что диктатура – это должность, в системе римских должностей римской республики, магистратуры, диктатура – должность. Диктатора избирает и назначает Сенат. В случае опасности для государства на определенный срок. Это должность. Она потом обретает другие какие-то эмоциональные оттенки. И Сулла был в связи с опасностью для государства, и Цезарь был в связи с опасностью для государства, они начинают нарушать кусочки, грани закона. Без ограничений срока, пожизненно. Это уже не по закону. И все-таки, это должность. А вот то, что изобретёт наш сегодняшний герой, принципат, формально тоже в пределах Римской Конституции неписанной, римских законов.
Принцип Сената, с древности была такая позиция. Как правило, наиболее пожилой, уважаемый сенатор, который первым высказывает в дискуссии своё мнение. А потом высказывают все другие. Это было «хонорис кауса» [лат. honoris causa] как бы «ради чести». Август делает из этого другое. Но сначала вспомним его биографию.
Он родился 23 сентября 63 г. до н.э. в Риме. Отец – Гай Октавий из рода Октавиев, особенно не самого знатного, на самого знаменитого, но зато мать, Атиа, дочь родственника Помпея и Юлии, сестры Юлия Цезаря. Мать Октавиа, будущего Августа, родственница Гая Юлия Цезаря, самого великого Цезаря. Великого полководца, великого политика и диктатора, который с 48 по 44 гг. до н.э. жизненно правил Римом, пока его не убили заговорщики. Вокруг его рождения, со временем, раз он был 40 лет у власти, стали сочинять мифы и предания. Предания о чудесной рождении Августа, якобы так. Его отец Октавий в день его рождения опоздал на заседание Сената и стал просить извинения, т.к. на рассвете у него родился сын. И тогда один из сенаторов, Фигул, пифагориец и знаток астрологии, математика, астрология, все это было рядом, спросил, в котором часу, в какую минуту, в каком положении было солнце, пошевелил губами и сказал: «Это будущий властелин Вселенной». Это предание, говорящее о том, какой потом власти добился этот поначалу тихий человек.
К. ЛАРИНА: Хотел приятное сделать человеку.
Н. БАСОВСКАЯ: Все сочиняли то, что надо. Детство отличалось строгим воспитанием матери, как пишут многочисленные римские авторы. В римском духе, в старинном римском духе. Никакого разврата, никакого пьянства, хотя вовсю в это время уже было. Она держала его в строгости довольно долго. Старалась, чтобы он бывал в обществе замечательного родственника Юлия Цезаря. Бывал. Пожил даже в доме этой самой Юлии. Он пришелся Цезарю в итоге, внучатым племянником. И удалось ему его мальчика временно как бы отдать в дом к этому замечательному родственнику. Он понравился Цезарю. Он всегда нравился тем, кому хотел понравиться. И Цезарь, заметив этого мальчика, усердного, тихого, умеющего держаться с достоинством. Почему-то традиционный, часто оспариваемый, образ Молчалина у меня ассоциируется с юным Августом. И Цезарь взял его в первую экспедицию, за год до своей смерти, они уже с юным Августом имели дело напрямую. Он Цезарю нравился больше и больше, поскольку сразу после убийства великого диктатора стало известно его завещание. Октавий, видимо, не знал об этом совсем. По этому завещанию Цезарь объявил юного Гая Октавия своим наследником.
К. ЛАРИНА: Преемником.
Н. БАСОВСКАЯ: Наследником. Передав ему средства и поручения. Да, он имел ввиду преемника, конечно. Не всё всегда называют так, как следует. Октавию 19 лет. Он никто, в смысле положения в Риме. После убийства великого родственника, он просто совсем никто. Но он поспешает в Рим, известие о смерти Цезаря застало его вне Рима, достаточно далеко. Известно, что ¾ своего состояния Цезарь оставил ему. А ¼ часть – римскому народу, для раздачи денег.
К. ЛАРИНА: На площади.
Н. БАСОВСКАЯ: Да. Каждый должен был определенную сумму, все с документами. У них все было уже фиксировано и документировано. И сады свои знаменитые завещал для пользования всем, как бы парк такой устроить, красоту для людей. Цезарь был, все-таки, нестандартным человеком.
И вот юный Октавий прибывает в Рим. Но он никто. Его никто не знает. Он незаметный совсем. А все деньги Цезаря перенесли в дом к человеку, видному политическому деятелю, мною уже упоминавшемуся – Марку Антонию. Антоний выступает в роли духовного преемника Цезаря, говорит о том, что он будет память его хранить, устраивает торжественные похороны, произносит речь. И заодно, все деньги переносятся в его дом. Вдова Цезаря не возражала. Юный Октавий пытается получить эти деньги, Антоний воздерживается их отдать. Деньги отдаются во все эпохи, до новой эры, после новой эры, очень тяжело. И тогда он делает жест и театральный, и реальный. Продав часть, кусочек того, что из наследства ему досталось, и приложив свои средства, он осуществляет от имени Цезаря раздачу народу. Ах! Сердца людей! В Риме народ – это понятие пестрое. Это население Рима, люди разного достатка, очень много нищих, которые любят хлеб и зрелища требовать. Ах, как всем понравился этот его жест! И вот он уже замечен.
Он оформляет свое усыновление и получает новое имя – Гай Юлий Цезарь ан Октавиан. Ан в римской традиции означает, что он перешел из рода в род. Из рода Октавиев перешел в род Юлия Цезаря. А Юлии вели свое происхождение от Марса и Венеры. Вполне мог бы сказать «тень Цезаря меня усыновила». Да. И вот он с именем Цезаря, официально оформив новое это имя…
К. ЛАРИНА: …вступает в должность.
М. ПЕШКОВА: …с этими средствами, которые он так народу широко… вступает в политическую жизнь Рима. У него еще нет должностей. Ему нужен покровитель, чтобы продвигаться. Называть себя он любит просто Цезарь Август. Зовите меня просто Цезарем. Хотя Цезарь – это статус, а не имя. И он ищет, на кого бы опереться. И находит Великого оратора и публициста Марка Тулия Цицерона.
К. ЛАРИНА: Ну вот на Цицероне мы пока остановились. Слушаем Новости. Потом продолжаем.
НОВОСТИ
К. ЛАРИНА: Мы остановились на Цицероне. Главный учитель и был Цицерон, по сути.
Н. БАСОВСКАЯ: С Цицероном он уже встретился в политике. Учителя традиционные, образование традиционное, выдающихся среди его педагогов не было. Было знание языков, древне-греческий, римская история, основы математики, обычное римское образование, музыка. Он прошел обычную школу на обычном уровне. Ту школу, которая положена была выходцу из хорошей аристократической семьи. Но каких либо выпадающих моментов, что он необычайно увлекся чем-то, нет. У него, видимо, все-таки, политическая идея и желание очень характерное для Древнего Рима этого времени, участвовать в политической жизни, была давно и прочно. И тут такой счастливый случай – такой родственник, как Юлий Цезарь. Но как быстро его убили! Ставка на Цицерона. Почему так случилось? Дело в том, что Цицерон в этот момент политической жизни Рима и своей политической карьеры был самым большим врагом Марка Антония. Он бичевал этого Марка Антония, говорил, что прикрываясь именем Цезаря, на самом деле, да и Цезарь тоже злодей, они все хотят погубить республику. А я, Цицерон, на самом деле, очень хочу спасти нашу старую, добрую, любимую Римскую республику. В глубине души он тоже хотел власти, но власти в республиканских одеждах. Политики, это борьба за власть. Что такое политика. И здесь он увидел этого Гая Октавия, теперь Октавиана. Все-таки, это сын Цезаря, это дает ему какой-то политический аванс, увидел, что он не глуп. Цезарь ведь тоже его как-то заметил. И у Цицерона появилась идея использовать этого юношу, выдвинуть его, пусть он бьется за власть с именем Цезаря над головой. А потом я, старый, многоопытный, немолодой, прожженный политик, гениальный оратор, всегда смогу его отодвинуть. Цицерон очень сильно ошибался.
К. ЛАРИНА: Я хочу понять. 19 лет. В римской империи это мальчик или уже мужчина?
Н. БАСОВСКАЯ: Он мужчина.
К. ЛАРИНА: Он воспринимается, как самодостаточная личность, как игрок?
Н. БАСОВСКАЯ: Но занимать высшие должности еще не имеет права. Своим ораторским мастерством Цицерон добьется того, что ему Сенат разрешит специально на 10 лет раньше стать консулом. Они сами нарушают свои законы. Это вот такое время, когда здание рушится, залатать его уже невозможно. Идет на смену другая эпоха, другая политическая система и вопрос, кто. И меньше всего кажется, что это будет он. И Цицерон ошибается. Своим бешеным красноречием, сумев подать его молодость, как великий козырь. Да. На смену всем тем былым, зрелым мужам, вы видите, что они впадали в какое-то злодейство, как во времена Суллы, например, списки осуждённых и каждый может их убить. А тут юный, светлый, наверное, тут и начинают рассказывать чудеса про его рождение, что он родился под каким-то особым знаком, ему быть властелином! И добивается. В 43 году до н.э., всего через год после убийства Цезаря, Октавиан избран консулом. И вот тут ошибка Цицерона, которая очень скоро будет стоить ему жизни, жить ему осталось всего ничего, она обнажается, потому, что став консулом, получив право управлять войском, первое, что делает Гай Октавий, будущий Август – вступает в союз с Марком Антонием. Они, присоединив к себе Липида, не очень яркого в римской истории, не очень большой след он оставил, заключают то, что вошло в историю под названием Второй Триумвират. Три сильных человека, имеющих войска, а он уже добился, Цицерон помог, войско ему предано, берут на себя ответственность за судьбу государства на ближайшие пять лет. Официально для устройства государства. Заключается этот союз. Первый Триумвират – это был Помпей Цезарь, всех тех уже нет. И вот второй Триумвират – Октавиан, будущий Август, Липид и Марк Антоний. Самый сильный из них – Антоний.
К. ЛАРИНА: Как функции распределялись?
Н. БАСОВСКАЯ: Они распределили провинции, а не функции. Это мир достаточно наивный, мир древности, это традиционное общество. Они, в основном, делят всё просто. Тебе, мне, мне, тебе.
К. ЛАРИНА: Было у отца три сына, да?
Н. БАСОВСКАЯ: Да! И они поделили хозяйство. И Марк Антоний, как самый мощный политик из них, получает самые богатые провинции, а именно – восточные. И это, конечно, важно, потому, что богатые провинции и управление ими – это деньги. А получаемые оттуда деньги, укрепляемая там власть Рима, здесь, в самом Риме, будут использованы исключительно на благо отечества. Важно начать. И римляне понимают, что этими 18-тью ничего не ограничится. Они долго спорили. Сохранилась такая молва, включать ли туда Цицерона. Дело в том, что Октавиан уже звал его отцом. И как же, этого духовного отца включить в список людей, которых надо немедленно убить.
К. ЛАРИНА: Врагов народа.
Н. БАСОВСКАЯ: Два дня он думал, спорил со своими коллегами-триумвирами. На третий день согласился. В обмен на то, что будет включен в список некий родственник Антония, который в политике опасен для Октавиана. Страшный торг!
К. ЛАРИНА: А по каким критериям отбирались эти жертвы?
Н. БАСОВСКАЯ: Опасен для государства. Враги народа абсолютно. На самом деле, в мировой истории новостей совсем не так много. Это и есть враги народа. Так назовут в Великой Французской революции, это перекочует в советскую практику. А здесь – опасен для государства. Разница минимальная. И начинается вакханалия убийств, такая страшная! Люди прячутся в подвалах, на кладбищах, в водоемах, сидят в воде, в надежде, что пробегут мимо эти наемные убийцы. Список растет, он вырастает до 130 человек, потом до 150. Триумвиры требуют, чтобы к ним приносили головы убитых. Донос оплачивается, конфискация имущества убитых сейчас же происходит в пользу триумвиров и доносчика. Я на прошлой передаче, Ксения, говорила с Алексеем Алексеевичем о временах древних ацтеков и о Монтесуме. И одно из самых страшных явлений в их жизни, 14, 15 век, мы говорили о 15-16 веке, это человеческие жертвоприношения. Вырезали сердце жертвах, приносимых богам. Такая ли огромная разница? Ведь это форма человеческих жертвоприношений, только с элементами продвинувшейся цивилизации. Пути мировых цивилизаций обладают и очень большим разнообразием и сходством. Что всегда соблазняло историков на протяжении длительного времени, 19-20 века, это точно. Найти строгую закономерность, подвергнуть, подчинить историю какой-нибудь схеме. Соблазн есть в ней самой от этой повторяемости. Итак, это ужасное время. Рим в результате, зачем они это делают? Деньги, само собой, конфискация, убрать политических соперников и очень важно – повергнуть римский народ в страх, ужас и трепет. Сначала приласкал, раздав деньги от имени Юлия Цезаря, а теперь пусть трепещут!
К. ЛАРИНА: Он ничем не отличался от предшественников и последователей.
Н. БАСОВСКАЯ: Нисколько. Внешне нежная оболочка. В 40 г. до н.э., через два года после этого в одной из областей Италии, в память Цезаря, он приказал в неком храме казнить 300 знатных людей, которых считал опасными для государства и заодно, отметить этим память Цезаря. Повторяю, человеческие жертвоприношения. Но союз этих триумвиров не мог быть прочным. Они вместе осуществили только одно дело – осенью 42 года до н.э. они победили убийц Юлия Цезаря, Брутто и Кассия. На территории Греции, куда они бежали после заговора и убийства, при Филиппах было знаменитое сражение, где убийца Цезаря, Брут и Кассий, получили поражение, оба убили. И все. Триумвиры свободны. А раз свободны, будут обязательно соперничать друг с другом.
Октавиан ловким маневром, без особого напряжения, в 36 году до н.э. отодвигает с политической арены Липида, а в 32 году у него происходит разрыв, наконец-то, с Марком Антонием. Всего 8 лет назад, сближаясь с великим Антонием, страстным, пылким, как он описан в драмах Шекспира, Бернарда Шоу, он очень точно описан! Тогда Октавиан выдал за него замуж свою замечательную сестру Октавию, которую уважал весь Рим за ее добродетельность, благородство. Это была благородная девушка. И он отдал свою сестру замуж за Марка Антония, этого достаточно развратного, авантюрного, грубого, но ради брата она пошла на все. А вот теперь они враги.
К. ЛАРИНА: Сколько они продержались в дружбе?
Н. БАСОВСКАЯ: В 32 полный разрыв, а заключили они свой союз в 43 году. 9 лет. И Марк Антоний, как известно, застрял в Египте, поддавшись чарам египетской царицы Клеопатры и впав в полное…она обольстила его полностью. Прислал развод своей жене римской, объявил, что женится официально на Клеопатре, живя просто так до этого с ней. А еще до этого с ней побыл и Цезарь, и у них даже был ребёночек Цезарион. Клеопатра тоже фигура заметная. Марк Антоний застрял там, но воин-то он был превосходный и Октавиан прекрасно понимал, что рано или поздно, им придется сойтись в сражении. Позиции римлян стали склоняться в пользу Октавиана, в пользу Августа. Он еще не Август, его вот-вот назовут Августом. Почему, это ясно. Тот далеко, в Египте, наслаждаясь жизнью с этой египетской царицей, предает римские ценности, развратничает и вообще, изменил Риму. А этот здесь. И как всегда в римском облачении, как и его в скульптурах всегда изображают, в строго традиционной римской одежде, в тоге, с римской стрижкой. Он очень строго придерживается классического римского облика. Верный муж, с ним все хорошо. Надо сказать, что каким он был верным мужем.
К. ЛАРИНА: А кто жена-то?
Н. БАСОВСКАЯ: У него было всего три жены. Это по римским нормативам было не очень много. И главной была та, на которой он женился в 38 году до н.э., до этих событий. Ее звали Ливия, знаменитая женщина, отличающаяся очень римским типом лица, очень тонким профилем. Он увидел ее, она была совершенно замужем и ожидала ребёнка. Его вторая жена, Скребония тоже ждала ребёнка. Это не имело значения.
К. ЛАРИНА: Это не его были дети?
Н. БАСОВСКАЯ: Нет. Скребония ждала его ребёнка. И родила ему дочь Юлию, единственную его законную дочь, которую он погубил своим характером, своим тиранством. А Ливия родила от своего мужа, но он уже забрал ее до рождения к себе в дом и женился на ней. И Ливия – это жена надежная, он видел ее впервые 19-летней, совершенная привязанность, она была умна, хитра, интересовалась политикой, поставила целью своей жизни, чтобы наследником великого ее мужа, который уже станет скоро Августом, чтобы наследником оказался ее родной сын Тиберий от предыдущего брака. И она этого добьётся. Хитростью, умением терпеть любые измены, а это вовсю он делал. Правда, когда его упрекали, что в римских традициях не положено так часто изменять жене. Он говорил, что делает это в политических целях, чтобы разведать через этих женщин, что думают его враги, какие у них злые умыслы. Он мог извернуться из любого положения.
Но вот он еще не он. Он сейчас им станет. В битве при мысе Акции, в 31 году до н.э., у берегов Северной Африки он разбивает войско Антония. Известно, что во время сражения Антония предала Клеопатра, увела свои корабли, Антоний покончил с собой. Клеопатра тоже покончила с собой. И он объявляет в этой обстановке, все перебиты его враги, республику никто не возродил, все были заняты другим. Но я, - говорит в Сенате, я свое дело сделал, теперь ухожу. Мол, живите, как хотите. Если он не сомневался, что его никто не отпустит. Хлеще Александровой слободы. Сенат умоляет. Наконец-то, уже нет этих соперников, нет проскрипций, мир, созидание, останься! И дает ему тот самый титул, звание Августа. Вроде отца отечества. Того, кто приумножил достоинства и процветания государства. Вот кто такой Август!
К. ЛАРИНА: Это титул?
Н. БАСОВСКАЯ: Это титул. И он остался с ним в Истории. Август. Избирают на всякие должности республиканские, например, самая демократичная римская должность – народный трибун. Родившийся в глубокой древности, для защиты интересов слоя плебеев, не самых знатных людей в Древнем Риме. Защитник народа. Он не имел права на эту должность, потому, что он не из плебеев по происхождению. Он усыновлен родом Юлиев, аристократов. Ничего! Он 37 раз избирался народным трибуном. 37 раз! Бесконечно избирался то консулом, то верховным жрецом. Строго следил за костюмом и декорациями своего правления.
К. ЛАРИНА: А 37 раз за сколько лет?
Н. БАСОВСКАЯ: Он 40 лет у власти.
К. ЛАРИНА: Каждый год переизбирался.
Н. БАСОВСКАЯ: Он все время что-нибудь менял, оставаясь при этом Августом. Почему я с самого начала сказала «великий актер». На самом деле, каковы достижения его правления. Почему он остался так ярко в Истории Рима? Заметные достижения. Больших присоединений территорий не было. Он присоединил Паннонию, территорию нынешней Румынии, Венгрии. Сделал Римской провинцией, продвинулся несколько в Германию, но напоролся на отпор. Знаменитая история. Римляне были разбиты в 9 году н.э. германцами. И опять, после этого, пишут все авторы, сначала несколько месяцев не брился, не стригся Август, а потом стал время от времени биться головой о косяк двери и кричать или стонать: Квинтилий Вар - это тот, кто возглавлял легионы римские, командовал легионами. Верни легионы! Великий актер!
А в сущности, Рим перешел к оборонительной политике. Это можно было воспринять как позор, как ослабление Рима, но Август сумел подать и это. Он строит грандиозный алтарь Мира в Риме. Красивейшее сооружение, всем нравится. И начинает внушать римлянам то, что им не очень свойственно, что мир – это прекрасно. Римский мир. И в общем-то, внушать он умеет, тратиться на зрелища он умеет, раздача хлеба и зрелищ в отношении народа продолжаются, он покровительствует искусству, его друг Меценат сводит его с Вергилием и Вергилий тоже его друг, Вергилий пишет великий эпос о римской истории. Но Вергилий умер раньше Августа, не завершив работу. И выяснилось, что в завещании написал «уничтожить». Тот имперский дух, который он вынужден там передать, воспевающий Августа, он не посмел ничего сказать при жизни, но просил уничтожить поэму. «Никогда!» Август позаботился о том, чтобы она была сохранена. Отыскал всяких друзей и коллег и поручил завершить поэму и придать ее гласности. Бесконечно многообразны эти лики Августа, но очень интересно, что воспевая себя самого, я сказала, что такой документ есть, чем же он хвалится в глазах потомков? Спас государство, скромно так, простенько… Всегда проявлял скромность, несколько раз отказывался от триумфов, когда надо было – он отказывался. Занимал должности по закону, он это подчеркивает. Раздавал деньги для народа и хлеб. Украсил Рим архитектурными сооружениями, очистил море от пиратов, расширил житницу государства. Прекраснейший человек!
К. ЛАРИНА: А сколько он заговоров раскрыл? Наверняка же, за 40 лет, что бы никто не пытался его сместить…
Н. БАСОВСКАЯ: Конечно! Он раскрывал их всегда своевременно, когда они только намечались. И кого убирал, совершенно беспощадно, а кого своевременно задабривал или перемещал с места на место, отправлял куда-нибудь, образно говоря, как позже, в ХХ веке, послом в зарубежную страну. Прожил 76 лет, умер легко и быстро.
К. ЛАРИНА: Своей смертью?
Н. БАСОВСКАЯ: Совершенно своей. Ни один заговор не состоялся. Успел перед смертью сказать окружающим: «Хорошо ли я сыграл комедию жизни?» То есть, он даже признавал сам и понимал…
К. ЛАРИНА: Какая красота!
Н. БАСОВСКАЯ: …что актер он. До конца доведенная. За 40 лет можно было пьесу сыграть полностью. И мы видели, какие разные были акты в этой пьесе. Но остался в памяти людей, как значительный. Это не значит, что мы им восхищаемся, мы отдаём ему должное, мы помним, что есть люди у власти, которые выглядят совершенно одним образом, а деяния их потом надо оценить очень отстраненно и спокойно.
К. ЛАРИНА: Спасибо, большое! Я получила удовольствие. Спасибо!
Н. БАСОВСКАЯ: Я тоже, Ксения.
К. ЛАРИНА: Но, я думаю, что Алексей Венедиктов тоже получил удовольствие. Спасибо. Наталья Ивановна Басовская. И сегодня наш герой – Август многоликий, Император. Спасибо.