Коллекционные компьютеры и гаджеты - Евгений Козлов, Андрей Антонов - Точка - 2014-10-26
А. Плющев
―
Московское время 22 часа и 12 минут. Слушаете вы радиостанцию «Эхо Москвы», меня зовут Александр Плющев. Сегодня в программе «Точка» в кои-то веки такая не очень новостная тема, хотя повод у нас был новостной. Ну, вы знаете, один из первых компьютеров Эппл был продан за немыслимые совершенно деньги, за какие-то тысячи и миллионы. Вот. И я подумал: а почему бы не поговорить о гаджетах как предметах, ну, гаджетах, компьютерах, в общем, всяких разных устройствах как предметах коллекционирования? Когда еще такой шанс выпадет? Выяснилось, что очень много народу их коллекционирует, благо, значит, раскопки для этих коллекций, например, не особенно нужны. Ну, разве что раскопки на каких-нибудь свалках или еще в каких-нибудь таких местах. Ну, в общем, в специальные места древностей не нужно выезжать и там что-то какие-то производить работы. Иногда достаточно даже вообще сидеть дома и что-то там скупать на eBay или, может быть, выменивать у таких же, как ты. Тем не менее. И я подумал, что отличная возможность пригласить в эту студию Андрея Антонова, директора московского музея Apple. Андрюш, добрый вечер.
А. Антонов
―
Добрый вечер.
А. Плющев
―
А также известного блогера и коллекционера мобильных телефонов по совместительству Евгения Козлова. Жень, добрый вечер.
Е. Козлов
―
Добрый вечер.
А. Плющев
―
У нас еще по телефону будет пара коллекционеров. Я больше чем уверен, что среди наших слушателей также найдутся люди, которые коллекционируют, ну, или хотя бы пытаются, или что-то у них такое есть. И я, поскольку телефоны наши будут заняты, я прошу их по смс +7-985-970-45-45 или через Твиттер, аккаунт @vyzvon, можно через веб-форму на нашем сайте, как вам удобнее – рассказывать о своих либо коллекциях, что у вас есть, либо редких экземплярах каких-то, мы их тут заодно и обсудим, вас похвалим всячески, какой вы молодец, что сохранили все это для истории.Но я сначала хочу у Андрея спросить, просто вот ты когда услышал эту новость про продажу компьютера вот этого, ты как отреагировал? Дорого? Дешево? Ты как считаешь? Нормально оценили?
А. Антонов
―
Ну, это рекорд, за последние три года это рекорд. Тем более что известно, чей это был компьютер, потому что они все переписаны уже давным-давно. Их порядка сейчас 63, по-моему, осталось, часть из них рабочая, часть – нет, из тех 250, которые были выпущены. Ну, мне, в общем-то, заранее прислали приглашение поучаствовать в аукционе, но по понятным причинам мы не могли в этом участвовать.
А. Плющев
―
Ну, просто у тебя таких несколько в музее, я думаю, поэтому зачем тебе?
А. Антонов
―
Конечно. Нет, конечно же, в музее есть, но реплика, то есть, точная копия рабочая, мы скоро ее запустим. Аппарат очень интересный на самом деле. То есть, там…
А. Плющев
―
Расскажи о нем немножко.
А. Антонов
―
Эта плата, ее придумал Стив Возняк еще в конце 75-го года. Это был сначала такой сэндвич из двух плат с кучей проводов, но потом предприимчивый его товарищ, вернувшись из Индии, Стив Джобс, скажем так, снова был вовлечен в работу компьютерного клуба, клуба любителей домашних компьютеров, и он предложил тому же Возняку: а почему ты друзьям паяешь эти платы просто так? Давай попробуем их продавать. То есть, мы сделаем фабричным способом эти платы, люди пускай покупают компоненты, подключают по схеме, все у них работает. Но потом им повезло, как история говорит, их встретил Пол Террелл, владелец магазинов электроники на Западном, Восточном побережье, и предложил двум друзьям, в общем-то, сделать 50 компьютеров, за что Джобс моментально ухватился. Взяли кредит под честное слово того же Пола Террелла, купили компонентов и с помощью друзей, родственников, сначала в спальне, потом отец Джобса освободил им гараж, они как бы комплектовали: кто-то паял колодки, кто-то вставлял микросхемы. Возняк потом все это проверял. Ну, и, в общем-то, они уложились в тот срок кредита, получили первые деньги.
А. Плющев
―
Значит, это те самые компьютеры, на которых будущая компания Эппл получила свои первые деньги. Точнее, основатели компании Эппл получили свои первые деньги.
А. Антонов
―
Совершенно верно.
А. Плющев
―
Вот, собственно, с чего все начиналось, поэтому сейчас это так дорого стоит, в том числе и поэтому. Ну, как бы такие вещи намоленные.
А. Антонов
―
Да, потому что не много компаний, которые, скажем так, вышли из тех 70-х на современный уровень. Возможно, эти платы и стоили бы лет десять назад… вернее, как? Если бы Джобс не вернулся и с фирмой случилось бы что-то страшное, возможно, эти платы продавались бы как обычные платы. Но поскольку сейчас тренд за последние годы сильно вырос, интерес к продукции Эппл, то, естественно, все раритетные вещи, которые выпускала фирма в разные годы, они стали, в общем-то, их стали искать.
А. Плющев
―
Как ты решил устроить вот московский музей Эппл? С чего вообще все началось? Ну, это же тоже коллекция на самом деле. С чего началась твоя коллекция?
А. Антонов
―
Все началось в 96-м году, я работал в фирме DPI, которой руководил Евгений Юрьевич Бутман – это было официальное представительство, independent marketing company, то есть, представительство Эппл в России. То есть, после определенного конкурса фирма получила право представлять Эппл в России, поскольку представительства собственного у Эппл тогда не было. Ну, и в те сложные времена Эппл, когда, в общем-то, фирма некоторый кризис испытывала, предпринимались различные действия, для того чтобы усилить поток продаж. И была объявлена акция trade-in. То есть, люди приносили старые компьютеры, какая-то цена учитывалась при покупке нового, и, соответственно, таким образом мотивировались они. Старые компьютеры приносили, я заинтересовался как инженер, в общем-то, мне было интересно всегда с техникой возиться. Восстановил один компьютер, очистил, потом дальше интерес появился. Потому что они каждый уникальный, индивидуальные очень компьютеры.
А. Плющев
―
И сколько лет прошло до открытия музея с этого момента?
А. Антонов
―
Где-то порядка 15 лет.
А. Плющев
―
Круто. Евгений Козлов также у нас в эфире. Я знаю Женю как коллекционера мобильных телефонов, сам ему подарил как минимум один.
Е. Козлов
―
Да, один был точно.
А. Плющев
―
Смешной телефон. И я так понимаю, что... сколько у тебя их?
Е. Козлов
―
Сейчас уже больше тысячи, примерно тысяча триста, может быть. Я их не пересчитываю постоянно. Они приносятся, я их аккуратно складываю в ящичек, и они так потихонечку растут. И как бы идея с моим партнером, с Кимом Коршуновым (известный такой достаточно телеком-журналист), он собирает телефоны Нокиа, у него их безумно большое количество, от самых старых до самых современных. И мы решили объединить свои усилия и решили, что это все добро не должно как-то чахнуть в ящиках и валяться где-то в гараже, и решили сделать какой-то музей мобильных технологий, связанный со старыми мобильниками. Но мы хотим туда примешивать еще и какие-то новые технологии, новые истории, чтобы это делать каким-то познавательным центром. Пока мы не так сильно организовались, чтобы сделать свой собственный музей, какое-то пространство найти, но пока мы делаем такие временные экспозиции, в этом году провели три экспозиции.
А. Плющев
―
Коллекция рано или поздно все равно превращается в музей, вот как у… ты знаешь, 15 лет должно пройти.
Е. Козлов
―
15 лет.
А. Плющев
―
У Андрея столько, да.
Е. Козлов
―
У меня меньше прошло, но я с телефонами тоже очень давно на самом деле связан, и разрабатывал телефоны, и перед моими глазами проходило безумное количество телефонов интересных, когда компании экспериментировали, не стеснялись делать необычные форм-факторы, смешные и так далее. И показалось, что как-то это все нужно собирать, и в этом есть какой-то смысл, показать то, как телефон развивался, и то, как он пришел к обычному прямоугольнику…
А. Плющев
―
А где ты их хранишь? У тебя дом завален все этим? Ладно у Андрея есть музей. Он хоть и небольшой… я не знаю, после переезда в новое здание побольше места?
А. Антонов
―
Я думаю, ты удивишься.
А. Плющев
―
Большой уже.
А. Антонов
―
Ну, больше, чем то помещение.
А. Плющев
―
Был небольшой музей, просто я вот в котором был, он был небольшой.
Е. Козлов
―
Я пока храню дома, то есть, они хранятся дома. У меня достаточно большой сейчас дом, где я живу. Они хранятся на нижнем этаже.
А. Плющев
―
Сколько они места занимают?
Е. Козлов
―
Они занимают места, ну, сложно представить, но это примерно около 6-8, 6-7 ящиков, наверное, телефонов.
А. Плющев
―
Они в ящиках…
Е. Козлов
―
Специальные пластиковые ящики.
А. Плющев
―
Для того чтобы полюбоваться каким-то, ты должен ящик…
Е. Козлов
―
Я должен открыть, достать. Ну, не то что высыпать, они аккуратненько там…
А. Плющев
―
Показать кому-нибудь. Мой подарок, допустим. Вот этот мне подарил Плющев. Ты должен высыпать из ящика.Хорошо. К нам присоединяется еще один коллекционер, тоже блогер, тоже наш коллега, который занимается всякими технологиями – Илья Шатилин. Илья, добрый вечер.
И. Шатилин
―
Добрый вечер, всем привет.
А. Плющев
―
Да, привет. Что ты коллекционируешь? Расскажи нам о собственной коллекции, о ее истории, где-нибудь пара-тройка минут у тебя на это есть.
И. Шатилин
―
Ну, рассказываю. Я поскольку любитель телефонов Эрикссон, в первую очередь, то, естественно, коллекция моя в первую очередь включает телефоны именно этой марки.
А. Плющев
―
Скажи, а почему ты вот решил сосредоточиться на Эрикссоне?
И. Шатилин
―
Потому что я изначально как-то вот, когда еще была такая фирма Эрикссон, она выпускала телефоны, я очень любил телефоны именно этой марки. Первым телефоном у меня была Нокиа, я ее очень быстро продал и вместо нее купил Эрикссон, понял, что за те же деньги ты можешь купить гораздо более функционально навороченный телефон. Тогда, в общем, с ними ходили гики, если помните, был такой Эрикссон R320, который стоил примерно как Нокиа 3310, но при этом был телефоном бизнес-класса, со всякими наворотами, типа инфракрасных портов, поддержки WAP и так далее. И потом получилось так, что в 2008 году я случайно зашел в комиссионный магазинчик, где, смотрю, стоит телефон Эрикссон A1018s, вот. Стоил он, по-моему, 300 рублей. Я думаю: ну, такой телефон, в идеальном состоянии вообще – нужно купить просто по приколу. Вот. Я его купил, стал с ним ходить, вставил туда свою основную симку. Было очень любопытно посмотреть на реакцию окружающих. Ну, и потом как-то вот я освоил для себя интернет-аукционы, и в основном как-то все, что куплено, оно было завезено через eBay из-за границы, и все это потихонечку копилось, копилось, копилось, и накопилось.Самое главное, что можно сказать коллекции – что все телефоны, они рабочие, с живыми аккумуляторами, с зарядками, с аксессуарами, я ими периодически пользуюсь и получаю большое удовольствие от этого процесса. Когда ты отдыхаешь, наконец-то, от того, что тебе постоянно пишут в WhatsApp, в Фейсбук мэссенджер, комменты в Инстаграме, все вот это вот, все тлен, тебе звонят, ты разговариваешь, отправляешь смски и чувствуешь себя прям вот как-то совсем по-иному.
А. Плющев
―
То есть, есть и какие-то ностальгические такие эмоции, связанные вот с этим. И причем ими можно, этими приборами можно пользоваться. Но, с другой стороны, ведь технологии ушли сильно вперед. Бог с ними, с возможностями, в смысле, с WhatsApp или со всем остальным, но даже тот же самый набор смс сейчас, когда изобретен Swype, я не знаю, ну, метод набора на клавиатуре, на виртуальной клавиатуре, и так далее, неужели вот эти не тыкаемые кнопки, не нажимаемые кнопки каким-то образом могут… Я чего хочу сказать? Что ностальгические чувства, они могут как-то охватывать первые пять минут, а потом, когда ты начинаешь этим пользоваться вот уже периодически, уже серийно, что называется, то это может только раздражать – разве нет?
И. Шатилин
―
Да нет, ну, почему? Есть же даже QWERTY-клавиатура, которая подключается в виде аксессуара к порту телефона, реально очень большая, примерно раза в два больше, чем у современных Блэкберри, например. И на ней, конечно, тоже не очень быстро, не очень все это весело набирается, да, но тут надо понимать, что смски тоже особенно никто не писал в те годы, все звонили голосом, еще звонили, там, по 10 секунд нарезали, укладываясь в бесплатные пороги, и так далее. Тогда вообще была немножко другая модель использования мобильной связи. Поэтому, конечно, это в основном разговоры, то есть, можно послушать, например, радио, которое тоже является отдельным внешним аксессуаром, или mp3-плеер, который тоже подключается отдельно. Я помню, был Siemens SL45, когда он вышел, первый телефон со встроенным mp3-плеером, это была какая-то вообще бомба. И там целая карта памяти 32 мегабайта, у меня до сих пор она лежит. Не знаю, сколько на нее песен можно нынче сохранить, но этим можно пользоваться и слушать. Я помню, что ходил слушал тогда (неразб.) по четыре по кругу.
А. Плющев
―
Илья, тебя что-то Жена Козлов…
Е. Козлов
―
Илья, привет, давно не слышались.
И. Шатилин
―
Привет.
Е. Козлов
―
Я тебе давно говорил, что нужно просто присоединяться как-то и постараться эту коллекцию экспонировать, и не только хранить дома, но и постараться эти телефоны показывать кому-то.
А. Плющев
―
Отдельный зал.
И. Шатилин
―
Я только за. У меня стоит витрина в комнате, там часть телефонов, остальное тоже по ящикам, и жалко, что это, ну, не собирает пыль, но как бы никому не видно…
А. Антонов
―
Пользы не приносит. В этом как раз проблема, да, то, что это все-таки нужно как-то не чтобы это было только по ящикам, но чтобы действительно люди могли иметь доступ, посмотреть на них, и люди объединялись и обменивались. Я смотрю, очень большое движение на самом деле с этим связанное, возрастает.
И. Шатилин
―
Буквально вчера использовал часть своей коллекции, скажем так, не по прямому назначению, но по очень необычному. Мы делали в Калининграде квест, и одно из заданий было в том, что тебе выдается старый-старый телефон, вот, собственно,они были все из моей коллекции. Из него надо достать симку, вставить ее в работающий… ну, то есть, они все были выключены, разряжены специально. Вставить ее в работающий аппарат и прочитать в контактах на сим-карте, все контакты хранились на сим-карте, там, латиницей, по-моему, 14 символов и так далее.
А. Плющев
―
Шикарно.
А. Антонов
―
Отличный сценарий, хороший.
И. Шатилин
―
… и прочитать координаты места. Так что, вот такое необычное применение тоже можно придумать.
А. Плющев
―
Здорово. Спасибо большое, Илья. Надеюсь как-нибудь увидеть твой стенд или даже целый зал в экспозиции Евгения Козлова, там будет крупными буквами написано «Эрикссон от Шатилина», вот. Спасибо. Илья Шатилин, блогер, у нас был по телефону. Мы еще один звоночек сделаем чуть позже. Но я сейчас хотел бы наших слушателей, которые слушают нас по радио, призвать – я обычно этого не делаю – посмотреть нас в Сетевизоре, через сайт «Эхо Москвы» Сетевизор ведет вещание. Потому что сейчас это актуально. Ну, что там обычно есть в Сетевизоре? При всем уважении. Там есть говорящие головы. А сегодня мы вам кое-что покажем, наши гости кое-что принесли, и у нас настоящий Сетевизор будет. Ну, вот до перерыва чуть-чуть покажем.
Е. Козлов
―
Я расскажу, что я принес с собой, парочку моделей. Я принес свой телефон Нокиа Мобира, то есть, это телефон, который даже не брендировался как Нокиа, написано Mobira Cityman 900. Именно по такому телефону, к примеру, первый звонок из Финляндии в Россию совершил Горбачев. Прямо вот по такому же телефону, который был разработан в Финляндии.
А. Плющев
―
Слушай, он достаточно компактный, надо сказать. Я видел гораздо большие аппараты.
Е. Козлов
―
… переносных уже телефонов…
А. Плющев
―
Подожди, чемодан такой был, да.
Е. Козлов
―
Такие тоже есть, но я не стал с собой сегодня нести, сегодня на метро ехал.
А. Плющев
―
Он очень хороший. Дай я его пока поверчу в руках, ты будешь о другом рассказывать.
Е. Козлов
―
Я захватил с собой еще один из первых смартфонов Нокиа, который выглядел достаточно футуристично по тем временам. Кто смотрит по Сетевизору, может так посмотреть…
А. Плющев
―
Это я уже вот не то чтобы застал, я такой… чуть ли у меня его не было, может быть. Что-то вроде этого.
Е. Козлов
―
Ну, и парочка таких редких телефонов, которые в России были тоже представлены, но, тем не менее, они являются уникальными. Это самые тонкие телефоны. Это такая ветвь на самом деле в развитии мобильной связи, наверное, это полностью такие стильные телефоны, по которым было довольно-таки непросто говорить, прикладывая к уху такую тоненькую трубочку, но они заняли какое-то такое… дали продолжение такому стильному сегменту мобильных телефонов, которые активно стали развиваться уже позднее и, как известно, перешли во что-то более серьезное. Но мой коллега сегодня по эфиру принес с собой более уникальную вещь.
А. Плющев
―
Да-да, Андрюша, у нас есть три минуты, ты можешь спокойно успеть рассказать.
А. Антонов
―
Один из самых интересных – вот эти часики. Они вроде бы как обычно выглядят…
А. Плющев
―
Обычные совершенно.
А. Антонов
―
Да, обычные часы.
А. Плющев
―
Олдстайловые, 80-е годы.
А. Антонов
―
Да, совершенно верно. Имуже 20 лет. Даже больше наверно. Это 86-й год. Сколько уже?
А. Плющев
―
Ну, я говорю, 80-е, отлично. Почти 30.
А. Антонов
―
30, да. Это было аксессуаром в виде наручных часов. Но фирма Seiko, которая сделала эти часы, она также выпустило программное обеспечение для компьютера Apple II и специальную площадочку, на которую можно было просто положить часы без проводов и обмениваться с компьютером информацией.
А. Плющев
―
Чудо какое!
А. Антонов
―
То есть, в общем-то, даже сейчас, когда люди видят в музее, они говорят: а это что? Это типа зарядка?
А. Плющев
―
А это прототип Apple Watch.
А. Антонов
―
Да. То есть, уже в те времена были достаточно экзотичные гаджеты можно уже сказать.
Е. Козлов
―
… концепты, может быть…
А. Антонов
―
Да, но они продавались.
А. Плющев
―
Это серийные.
А. Антонов
―
Это серийные, да. Они делали как и для Apple II, так и для IBM PC был тоже примерно такой же комплект. Ну, по другому интерфейсу соединялся, тем не менее.
Е. Козлов
―
Ну, и самая интересная вещь, которая сегодня у нас есть…
А. Антонов
―
Ну, это, наверное, мало кто видел, тем более…
А. Плющев
―
Спасибо Жене, что пока я открываю рот в удивлении, ты ведешь передачу. Спасибо, правда, кроме шуток.
А. Антонов
―
Это первый Ньютон, Newton MessagePad. Это Original MessagePad, который был выпущен в 93-м году, показан. Это, наверное, ну, один из редких, потому что…
А. Плющев
―
Это планшетник.
А. Антонов
―
Да, это планшетник, он рабочий, здесь все элементы необходимые есть для работы, записные книжки…
Е. Козлов
―
Но это больше планшет или карманный компьютер?
А. Плющев
―
КПК
А. Антонов
―
Практически первый КПК.
А. Плющев
―
Да.
Е. Козлов
―
На котором компания потеряла много денег, насколько я знаю.
А. Антонов
―
Ну, всю историю Ньютонов рассказывать сейчас, наверное, нет смысла, мы пришли поговорить немножко о другом. Но, тем не менее, это достаточно редкий экземпляр.
А. Плющев
―
Работает сейчас он.
А. Антонов
―
Ну, в музее в основном все работает. 90% того, что в музее представлено, оно рабочее. Есть гаджеты те, которые тоже мало кто видел.
А. Плющев
―
Покажи там, что у него за память-то.
А. Антонов
―
Память, карта…
А. Плющев
―
Ну, интересно же, конечно.
Е. Козлов
―
Мне кажется, по тем временам это был серьезный объем.
А. Плющев
―
Да, вполне.
А. Антонов
―
Да, карточка, целый мегабайт.
А. Плющев
―
Один мегабайт.
А. Антонов
―
Да. И туда очень много умещалось, в общем-то. Туда не нужно было… Он мог обращаться…
А. Плющев
―
Здоровая достаточно карточка, сейчас такого размера уже диски терабайтные, да.
А. Антонов
―
Тем не менее.
А. Плющев
―
Слушайте, очень интересно. Я вижу ваши смски, - обращаюсь я к нашим слушателям, - которые вы отправляете. +7-985-70-45-45, или твиты через аккаунт @vyzvon, или как вы через веб-форму любите больше всего нам отправлять. Давайте что сделаем? У нас сейчас через полминутки будет перерыв, после него мы созвонимся с еще одним коллекционером. А вот в последней части нашей программы, где-то в 22:50, и вот будет у нас там минут семь, мы обсудим ваши все богатства, которыми вы с нами щедро делитесь, все это обсудить успеем. Поэтому продолжайте присылать нам, если есть чем похвалиться. Ну все, прерываемся, через две минуты вернемся.РЕКЛАМА
А. Плющев
―
Продолжаем программу «Точка». Говорим о коллекционных компьютерах и гаджетах, вообще о них как о предметах коллекционирования. Здесь в студии у нас Андрей Антонов, директор московского музея Apple, и блогер и коллекционер мобильных телефонов Евгений Козлов. А к нам присоединяется еще по телефону Артем Карпов. Артем, добрый вечер.
А. Карпов
―
Привет, Саш.
А. Плющев
―
Да, привет. Расскажи о своей коллекции, что у тебя там… я видел просто несколько снимков, и там какое-то гигантское количество. У тебя в основном, я так понимаю, компьютеры.
А. Карпов
―
У меня, да, коллекция на 90% состоит из компьютеров эпохи 90-х, вот, и чуть-чуть начала 2000-х. Но я послушал предыдущих ваших гостей – конечно, мне тягаться сложно, там у людей больше тысячи экспонатов, у меня их всего лишь 30.
А. Плющев
―
Ну, с компьютерами трудно их тысячу собрать.
Е. Козлов
―
Сложнее.
А. Плющев
―
Куда, их, да?
А. Карпов
―
Ну, да, да, их даже и не было такого количества. Вот. И в коллекции, значит, 30 экспонатов, из которых 13 – компьютеры фирмы Psion английской, почти вся линейка собрана, не хватает буквально каких-то ранних моделей. Далее есть несколько Нокий, но Нокии в основном все коммуникаторы. То есть, это вот 9500, E90, там, N800 планшет, одна из первых их, на Линуксе, такая тупиковая ветвь которая оказалась. Ну, и небольшой такой наборчик разных устройств на Windows Mobile, Windows CE, Кассиопея тоже из 90-х, ровесник 5-го Psion, пара Fujitsu. Есть еще два Ньютона, недавно мне их прислали, подарили на день рождения. И еще жду, они уже пришли в Лондон, должны скоро выслать, два компьютера Psion 89-го года MC400 и MC600.
А. Плющев
―
Слушай, зачем тебе все это? Вот расскажи, самое главное, зачем? Какой смысл в этой коллекции?
А. Карпов
―
Ну, все началось в 94 – 95-м году, когда я где-то за границей увидел впервые компьютер Psion, до этого увлекался электронными записными книжками, обычными органайзерами Casio, и когда увидел Psion, сравнил, понял, что небо и земля, уже, оказывается, революция произошла без нас. И переключился на Псайны. В общем-то, просто как бы такое детское увлечение переросло в то, что я в 99-м году уже работал в российском представительстве Псайна, вот, там порядка полутора лет, мы создавали один из первых клубов пользователей, потом возник вообще большой ресурс Псайн-тусовки mypsion.ru, и все перетекли туда, значит, на форум. Там еще Олег Лебедев (Лосик) небезызвестный тоже подключился, там все время со всеми ругался. И, в общем, была такая активная, в общем-то, живая тусовка, у нас проводились регулярно встречи, мы тусовались, бухали, рассказывали, друг другу показывали все. А потом в 2001-м году там произошли известные события, когда создался консорциум Symbian, и они фактически, Psion что сделал? Они вышли из потребительского рынка, продали всю свою долю в Симбиане Нокии, перешли на Windows – их там Майкрософт, видимо, как-то подмазал неплохо. И на этом история этих компьютеров закончилась. То есть, фактически Нокиа, платформа Симбиан у Нокии была таким правопреемником по всем параметрам. Но история Нокии тоже закончилась, тоже Майкрософт вмешался, поэтому я думаю, что это карма.
А. Плющев
―
Понятно. Спасибо большое. Еще один коллекционер, Артем Карпов, был у нас на прямой связи. Я вижу ваши смски, еще есть у вас минут 5-6-7-8-9-10, для того чтобы их успеть прислать и похвалиться, чем богаты вы.Но все это замечательно, все здорово, пока ты все это собираешь, копишь или даже показываешь, как это удалось сделать Андрею Антонову. Но ведь 99%, я думаю, этого никто не видит, и это никак не классифицировано, и люди…
Е. Козлов
―
Даже никак не описано, я боюсь.
А. Плющев
―
Не работает, да, абсолютно.
А. Антонов
―
С другой стороны, есть уже 2,5 года работы музея, у меня большой опыт уже общения с людьми, я провел уже огромное количество школьных экскурсий. Школьники сейчас вот идут валом просто. И люди приезжают по выходным, приезжают из ближних стран, из дальнего зарубежья, англичане, там, приезжают, французы, ребята недавно были из Сан-Франциско, они тоже там часа три повели, говорят: у нас такого нету. То есть, я хочу о чем сказать? Что эти вещи, они должны работать, то есть, люди должны это видеть. Технических музеев огромный дефицит, огромнейший дефицит.
Е. Козлов
―
Хороших, я бы сказал, технических музеев.
А. Антонов
―
Я говорю сейчас про Россию. Потому что в этой области, в электронике, у нас музеев…
А. Плющев
―
Даже не очень хороших нету.
А. Антонов
―
Назовите хоть один.
Е. Козлов
―
Политех.
А. Антонов
―
Я видел концепцию, которую они дальше будут, я не увидел там рабочих компьютеров.
Е. Козлов
―
Пока нет такого.
А. Антонов
―
А люди как раз и говорят о том, что у вас все работает. Они ощущают атмосферу тех времен, начиная с 77-го года, заканчивая 2006-м, вот вся эта техника, она работает. Они листают журналы, они смотрят игры старые, программное обеспечение различное. Приходили ребята с Яндекса, они там на Apple III какую-то замутили программу, все в восторге там, две книжки записей уже. Я что хочу сказать? Я думаю, что в поддержке частных вот таких коллекций, музеев должен участвовать все-таки город. Потому что школьники – это будущие в том числе и инженеры, которых, в общем-то, сейчас наблюдается некий дефицит. Их можно учить на музеях литературе, искусству – это все прекрасно. Но инженерами они становятся не только в институтах, но еще на базе того, что уже накоплено за эти годы.
А. Плющев
―
Ну да, на самом деле некая инженерная культура, если можно так выразиться, она вот… иначе как ее можно?..
А. Антонов
―
Конечно, конечно.
Е. Козлов
―
… воспитывать интерес детей, показывать, как это делается.
А. Антонов
―
Приходят вундеркинды, дети, там, из Питера мальчик недавно приезжал, не знаю, ему лет 8. Он со мной таким языком говорил, что я присел аж, потому что он некоторые вещи знал лучше меня. Это вундеркинды, их надо воспитывать, холить и лелеять надо. Им очень нравится там. Так что, я считаю, что, конечно же, конечно же, в этом плане частные музеи не выживут, если будет такая серьезная аренда, которую они вынуждены платить. Но они все равно идут на это, потому что это некоммерческие организации, они, скажем так…
А. Плющев
―
Но ты обращался, например, в московский департамент, не знаю, науки?
А. Антонов
―
Были у меня некоторые, скажем так, переговоры с бывшим главой, да, но сейчас в данный момент мне оказывает помощь только вот соучредитель музея Евгений Юрьевич Бутман, который, в общем-то, если бы не он, музей просто бы не существовал. Вот. Я считаю, что… я вижу, что людям это необходимо. Тысячи прошли народу уже через меня.
А. Плющев
―
Слушайте, я еще один хотел вопрос обсудить. А вот это в любом, надо сказать, роде коллекционирования этот вопрос встает. Например, как отличить пустышку от искусства? Вот. Ну, например, смотрите, в той же живописи, да, до сих пор идут споры о картине «Черный квадрат», допустим.
Е. Козлов
―
Оригинальная ли она?
А. Плющев
―
Нет-нет, о том, является ли это искусством. И, ну, чтобы попроще пример взять, ну, много людей рисуют, да, и, как нам кажется, очень похоже даже получается, но это вовсе не искусством. Вот. Точно так же и здесь, да? Есть какие-то пустышки, а есть какие-то вещи, которые, может быть, даже и ноунеймы, а, тем не менее, они коллекционные. Вот вы на этот вопрос как ответите?
Е. Козлов
―
Я позволю взять слово. Я могу сказать, что на самом деле, вот если говорить про мобильные устройства – потому что мы не только телефоны собираем, но и какие-то другие вещи – если говорить про мобильные телефоны, но ценными считаются те экземпляры, которые чем-то были известны, либо это какие-то инженерные прототипы, которые использованы были до запуска. Такие тоже у нас есть, там, некоторые телефоны, они сзади помечены «прото» у Нокии, там, и так далее. Очень ценятся сейчас, по крайней мере если говорить про ценность телефонов, как это ни странно, ценится очень первый Айфон, желательно в заводской упаковке, желательно не прошитый, с оригинальной прошивкой, с которой он вышел. Вот такой телефон спокойненько может стоить, ну, в районе 4-5 тысяч долларов.
А. Антонов
―
Дороже.
Е. Козлов
―
Ну, я говорю примерно.
А. Антонов
―
Дороже.
Е. Козлов
―
То есть, даже сейчас человек, который купил Айфон тогда за, там, 500-600 долларов, сейчас может продать его уже гораздо дороже. То есть, дело в том, что некоторые телефоны, они действительно настолько уникальны... Например, компания Нокиа, которая всю жизнь, все время своего существования в чем-то экспериментировала, делала уникальные телефоны, которые были небольшими тиражами, которые, там, они думали, продавать или не продавать, потом они небольшим тиражом выпускали все-таки, проверяли, что люди о них думают и так далее. И этот метод такой проб и ошибок на самом деле приносил действительно уникальные модели, которые даже в массовом рынке люди никогда не видели.
А. Плющев
―
Слушайте, а вот объясните мне, как это происходит, потому что я никак не понимаю. Ну, это массовое производство, в этом нет никакого искусства, в конце концов. И нам казалось, что, ну, даже первый Айфон, вот их вышло… ну, да, Стив Джобс показал, все такое, все купили, они были очень несовершенные, по сравнению с нынешними. Как происходит, что они становятся раритетами?
Е. Козлов
―
Маленькое количество.
А. Антонов
―
С моей точки зрения, с моей точки зрения, переломные модели, которые повернули сознание человека в каком-то направлении, будь то, например… ну, если сейчас Айфон, он же переломил сознание? Так же Apple II, который стал… там тоже была массовая лихорадка по поводу Apple II. Она была, конечно, не такая, как iOS-устройства, но примерно такая, потому что это был первый компьютер, который можно было купить дешево, и он уже стал инструментом, не только развлечением, он стал инструментом, он помогал работать.
Е. Козлов
―
... для гиков таких....
А. Антонов
―
Нет, как раз не для гиков, это уже был…
Е. Козлов
―
Я говорю, как раз не для гиков, а массовый продукт.
А. Антонов
―
Массовый продукт. И, естественно, по прошествии некоторого времени, коллекционером же не может являться каждый, вот, но люди, которые знают, какие эпохи определены какими моделями… Первый портативный компьютер Osborne первый, такой ящик огромный, чемодан, тоже они как бы считаются редкими. То есть, можно много говорить, но я думаю, что интересны те модели, помимо прототипов, прототипы, они вообще на уровень выше всегда, но именно те модели, которые повернули в чем-то сознание, какие-то новые технологии, что-то новое.
Е. Козлов
―
Например, у Нокии есть телефоны, в которых появилась впервые операционная система, впервые появилась цифровая камера, впервые появилась поддержка интернета – в чем-то они первые.
А. Плющев
―
Хорошо, продолжим, уже откомментируем все, что вы нам прислали, поговорим об этом, надеюсь, успеем, буквально через пару минут. Напоминаю, еще можно прислать смс по +7-985-970-45-45 или через твиттер-аккаунт @vyzvon.РЕКЛАМА
А. Плющев
―
Ну вот, начинаю читать смски. Сергей из Москвы: «Продам коллекционерам свой первый компьютер Синклер, собранный своими руками. Кто-то помним о таком?» - спрашивает он.
А. Антонов
―
Да, конечно. Не представляет он никакого интереса.
А. Плющев
―
Извините, Сергей. Значит, Сергей еще из Казани: «У меня есть ненужный Нокиа 3595».
Е. Козлов
―
Хорошая модель.
А. Плющев
―
Андрикс из Саратовской области: «В моей коллекции около сорока игровых приставок. Самая старая – 1975-го года». Еще больше двухсот видеокарт у него есть.
Е. Козлов
―
Пишите Саше, я свяжу вас с Музеем компьютерных игр.
А. Плющев
―
Да, кстати. Ну, мы в конце еще раз повторим, что у нас есть сегодня обратная связь. В смысле, если вы как-то видите применение своей коллекции, своим гаджетам, еще что-то, хотите связаться с героями нынешней передачи как-нибудь, напишите мне, plushev@gmail.com, или по любому другому моему контакту, который вы наверняка знаете, и я вас свяжу, просто перешлю ваше письмо без проблем.Так, теперь… «Добрый вечер. Есть Нокиа 660, первый смартфон 2001 года». А, вот чего! «Помогите выдернуть из памяти (неразб.) 6 мегабайт. Очень нужная инфа, никто не может», - пишет Костя из Липецка.
Е. Козлов
―
Я думаю, что это возможно сделать, но в сервисном центре специализированном только.
А. Плющев
―
Нокиа. Которой теперь нет.
Е. Козлов
―
Есть другие…
А. Антонов
―
Майкрософт.
Е. Козлов
―
… которые памятью занимаются и так далее.
А. Плющев
―
Майкрософт теперь, может быть, и не это самое, не сможет. Спрашивают: «Собирает ли кто-нибудь калькуляторы?» - спрашивает Сергей. Вы знаете что-нибудь о калькуляторах?
А. Антонов
―
Да. На самом деле есть хороший форум Полигон призраков, найдите – это самый, наверное, большой, мне так кажется. Может, другие есть. И так как раз собираются… там есть и коллекционеры, барахолка именно старых вот таких вещей всех. Там много всего интересного. И там есть и калькуляторов коллекции.
А. Плющев
―
Олег нам пишет: «Именно сейчас пытаюсь на Сони T280 установить Оперу Мини».
Е. Козлов
―
Если JAR есть, получится.
А. Плющев
―
Он так и пишет, JAR, да. «Я сохранил Нокию 8110 или потому, что был мой первый, или потому, что он был в фильме «Матрица», - пишет Игорь, Питер, предприниматель. Сразу вспоминаешь, какой он, по фильму.
А. Антонов
―
Ну да, с помощью Ньютона Сигал спас поезд.
А. Плющев
―
«До сих пор с удовольствием пользуюсь Нокиа 1110 – неубивайка», - пишет Люба из Санкт-Петербурга. То есть, она пользуется до сих пор. Так, что еще?..
А. Антонов
―
Не такой уж старый.
А. Плющев
―
Вот, важный вопрос вам на самом деле. «Как коллекционеры продлевают жизнь аккумуляторам, хотя бы для того, чтобы они не садились в процессе демонстрации?» Ну, для мобильных телефонов, мне кажется, это не очень актуально. Тогда делали такие аккумуляторы, которые неделю работают.
А. Антонов
―
Но они все равно как бы умирают, просто если есть на замену более-менее такие, чтобы потом после них не взрывались телефоны, то хорошо.
Е. Козлов
―
Да, обычно приходится вынимать аккумулятор из телефона, заряжать его наполовину, и в таком состоянии он лучше всего хранится.
А. Антонов
―
Да, что касается ноутбуков, поскольку они подключены уже к электричеству, то есть, таких проблем нету. Потому что старые аккумуляторы умерли, но, но их всегда можно перебрать…
Е. Козлов
―
Банки переставить.
А. Антонов
―
Да, руки не доходят до этого просто.
А. Плющев
―
Понятно. А у тебя же нет проблемы с этим в музее, потому что у тебя подключены все компьютеры.
А. Антонов
―
Да, конечно.
А. Плющев
―
Они просто работают от сети. Есть же ноутбуки. Но они все равно от сети работают.
А. Антонов
―
От сети. Есть у меня некоторые ноутбуки с более-менее свежими батареями, есть те, которые только от сети, конечно же. Но времени слишком прошло много.
А. Плющев
―
Ну, вот, пожалуй, все из интересного, что нам прислали, ну, если не считать такие, как: «у меня есть магнитофон Илеть» и так далее, вертушка Арктур. Вот. Это, конечно, смешно все и забавно, но аудиотехника – кстати, отдельная штука.
А. Антонов
―
Да.
А. Плющев
―
Мы сегодня с Андреем видели, ему предлагали кассетный плеер, мне кажется, где-то в магазине. Подумать только, что какая-то фигня, которую мы выбрасывали как ненужную, потому что кассеты те же отжили свою жизнь, могут сейчас продаваться за вполне ощутимые деньги.
Е. Козлов
―
Почему нет?
А. Плющев
―
Там, какой-то, значит, ноунейм продается за три тысячи…
А. Антонов
―
Я в свое время просто, ажиотажа еще не было, я купил себе первый Walkman. Вот. То есть, это он до сих пор лежит, рабочий полностью. То есть, вполне себе…
А. Плющев
―
А у вас когда-нибудь возникало желание, или, может быть, вы даже пользовались этой возможностью, продать что-либо из своей коллекции или, может быть, поменять?
А. Антонов
―
Ну, на самом деле у нас на сайте всегда лежит предложение: если что-то вам нужно, найти или починить, что в наших силах, мы поможем вам. В принципе, чем-то интересуются, чем-то – нет. Большого ажиотажа нет.
А. Плющев
―
Вы сами продавали?..
Е. Козлов
―
В основном, честно говоря, я скажу от себя, вот мы с партнером в основном покупаем телефоны, то есть, редко что-то продаем. У нас есть некоторые телефоны-дубликаты, и мы иногда с некоторыми людьми обмениваемся этими моделями, иногда такое случается. Но в основном мы эти телефоны либо как-то демонстрируем, экспонируем, либо…
А. Антонов
―
А я помогаю еще в ремонте. А еще очень, тоже мы сейчас услугу оказываем, очень много старых носителей осталось у людей…
А. Плющев
―
Кстати, да. Ну, вот это то, о чем нас прашивали, помогите выдернуть память.
А. Антонов
―
Да, но это компьютерные носители, начиная от магнитооптики, сайквесты такие были, зипы, джазы. То есть, у нас все это рабочее, и какую-то информацию мы можем восстанавливать.
А. Плющев
―
Хочется прямо возблагодарить как бы унификацию, я не знаю, кто сыграл в этом наибольшую роль, что теперь носители все практически сведены, там, к двум-трем буквально видам. И когда наконец формат Сони еще умрет, тот, который у них…
А. Антонов
―
Memory Stick.
А. Плющев
―
Memory Stick, да. То, в общем, он будет вообще единообразен абсолютно. Поскольку вот вспомнить, что было, и одно к другому не подходило, были переходники какие-то вот эти – тоже, наверное, предмет коллекционирования сейчас.
А. Антонов
―
Ну, это в мобильных как бы вещах. А еще ведь очень много было всяких интерфейсов, вернее, устройств, накопителей именно для передачи, переноски файлов, когда интернета не было.
А. Плющев
―
Еще минутка осталась. Спрашивают у вас: «Может ли быть интересен телефон Mitsubishi Trium Aria?»
Е. Козлов
―
Он не очень большой, да, это один из таких первых массовых телефонов Мицубиси. Он достаточно, очень сильно распространен в России, достаточно распространен был. То есть, какого-то интереса сильного такого не представляет.
А. Плющев
―
Ну, извините, да. Еще раз благодарю наших гостей. Андрея Антонова, директора московского музея Apple, и Евгения Козлова, блогера и коллекционера мобильных телефонов. И есть у нас замечательная минута, для того чтобы напомнить, что если у вас есть какие-то интересные экземпляры, вы как-то хотите повзаимодействовать с нашими сегодняшними гостями… Потому что вот у Евгения Козлова большой энтузиазм, смотрите, он прямо рвется выставить где-нибудь свою коллекцию, и ваши экземпляры привлечь к этому, и как-то чтобы не лежало все это мертвым грузом в коробках…
Е. Козлов
―
Хочется, чтобы люди наслаждались и вдохновлялись этими устройствами.
А. Плющев
―
Да, напишите мне на plushev@gmail.com или по любому другому адресу, который вам известен, если у вас к музею Эппл есть какие-то вопросы, предложения, комментарии и инициативы – я нашим сегодняшним гостям обязательно перешлю. И мне тоже интересно, что у них происходит, и как-то вам и им помочь всем вместе взятым. Спасибо большое. Надеюсь, небесполезно будет. Благодарю. Всем до свидания, пока.
А. Антонов
―
Всего доброго.