Человек из телевизора - 2020-03-21
К. Ларина
―
Доброе утро, добрый день! Начинаем программу «Человек из телевизора». В студии «Эха Москвы» Ирина Петровская. Ира, приветствую тебя!
И. Петровская
―
Здравствуйте, приветствую!
К. Ларина
―
Я, Ксения Ларина, в состоянии изоляции. Я теперь уже мало чем отличаюсь от всего человечества, поскольку к самоизоляции пришла уже достаточно большая часть людей, в том числе и в Москве, в России тоже. Вот мы сейчас как раз до начала программы обсуждали с Ирой, что происходит во всех странах в связи с тем, что идет вот этот накат эпидемии. Потихонечку все переходят на карантин. Я просто могу сказать про себя, что я тоже в стране, где приняты карантинные меры - достаточно ощутимые, со всеми запретами, как это бывало и остается в Италии, во Франции, в Испании, и вот теперь здесь, в Португалии, тоже. Ира как раз начала рассказывать, что у Андрея Малахова была программа, как раз посвященная тому, как в разных странах люди справляются с такими ограничениями. Хоть правду говорили-то там?
И. Петровская
―
Правду. На самом деле это был хороший, по-моему, четверговый эфир, впервые без зрителей. Ты знаешь, что каналы приняли решение в целях профилактики заболевания этим вирусом удалить публику в студии. На самом деле, конечно, если бы они многие удалились или наоборот удалились вообще от любой публики, я думаю, от них было бы намного больше пользы.Но вот этот эфир у Малахова он сам его характеризовал как что-то типа селекторного совещания. У него за столом сидели какие-то несколько человек, которые комментировали, а в основном это была такая связь по скайпу с разными людьми. В основном в той или иной степени известными, иногда известными в каких-то других кругах (ну, там они были представлены - певица, блогер и так далее), которые оказались в разных странах. Конечно, это полезно, потому что они рассказывали, как это происходит у них. В частности, одна из этих героинь была в Майами. Рассказывали, что закрыто, что позволено, как они многие сами себе предписали вот этот режим самоизоляции.
Мне кажется, это был как раз полезный эфир - без воплей, без криков, без конспирологии, без упоминания о каких-то заговорах и так далее, которые, к сожалению, по-прежнему звучат в пропагандистских эфирах. Даже больше того: мне кажется, что как раз в пятницу, то есть вчера, даже изменилась некоторая повестка, скажем, общественно-политических ток-шоу, (того же «Время покажет»), где опять пошли как раз разговоры о заговоре, о том, что это всё кто-то где-то специально рукотворно сотворил и устроил.
К. Ларина
―
Вот мы с тобой начали обсуждать, как телевидение, собственно, изменилось, учитывая вот эти новые обстоятельства. Я могу просто сказать, что поскольку смотрю много местного телевидения, европейского и португальского... Мы про это как-то много говорили, когда сравнивали наше телевидение с их телевидением, дневные эфиры, вечерние эфиры - здесь как бы культ прямого эфира. Здесь постоянный прямой эфир всегда.Но дневные эфиры, так называемые эфиры для домохозяек, для женщин, все тоже такие легкие - с танцами, с песнями, с кулинарными рецептами. Но они всегда проходят вне студии. Здесь есть такая специальная передача, когда группа просто каждый день выезжает в какой-то новый район, в маленькую деревушку или маленький португальский городок. Там собирают на площади всех людей, жителей, которые танцуют, поют, варят, читают стихи, устраивают конкурсы, рассказывают истории своего края. В общем, сейчас это всё перенесено в студию. Естественно, нет никаких зрителей - так же, как ты рассказываешь. И в основном всё это тоже проходит через скайп, через виртуальную связь. С людьми связываются - они находятся не на улице, они находятся в своих собственных домах.
Это, конечно, такая ощутимая перемена. Почти совсем другой жанр, когда в студии один ведущий вместо многонаселенной, шумной, аплодирующей, смеющейся, танцующей публики - здесь присутствует такой аскетизм. Собственно говоря, это на всех телевизионных шоу, которые мы за это время смотрим. И конечно же, очень важная информация.
Хочу просто сказать, что то, что вы видите в социальных сетях, то, что доходит из различных стран мира, вот эти страшные кадры из итальянского города Бергамо, где (ты наверняка видела) вереницей стоят военные машины, которые вывозят трупы из города, поскольку уже не справляются ни морги, ни крематории - это правда, это всё правда. Как в такой ситуации сохранить вот этот баланс между паническими настроениями, которые всё равно возникают, когда ты это смотришь (возникает чувство страха, незащищенности, паники), и в то же самое время успокоить? Конечно, по-моему, такие задачи впервые стоят перед телевидением мира. Как ты думаешь? Это, наверное, можно сравнить с какими-то террористическими атаками. Не знаю, 11 сентября или что-то.
И. Петровская
―
Нет, даже не до такой степени. Потому что, несмотря на весь ужас этих происшествий, этих террористических атак, всё равно это на некоторое время заполняло весь эфир во всём мире, но всё-таки это не было до такой степени всеобъемлющим. Сейчас телевидение (и в первую очередь наше старое телевидение) как раз столкнулось с этим огромным вызовом. Потому что, конечно, надо в той или иной степени менять повестку. Вот я прочитала, например, что «Би-би-си» радикально меняет (ну, не радикально, но меняет) на период эпидемии свою сетку и концепцию.То есть там имеют в виду, что люди будут смотреть больше - люди разного возраста, включая детей, что тоже редкость. То есть раньше было редкостью, поэтому, в принципе, для детей в обычном ящике мало чего было. Теперь это учитывается. Например, то, что я прочитала, что они планируют: это будут какие-то занятия, в том числе зарядка с пожилыми людьми, какие-то религиозные программы и трансляции служб для людей верующих. Для детей, соответственно, какие-то развивающие программы. Плюс они запускают много своих сериалов для всех.
И безусловно, мы сейчас стоим в ситуации, когда вообще всё человечество не сталкивалось с таким вызовом. И поэтому вот это медиапотребление, как говорят специалисты, само по себе сегодня будет меняться. А в нашей ситуации это еще и вызов для вот этого «старого» телевизора, потому что, мне кажется, он в последнюю очередь готов меняться. И поэтому сегодня, конечно, я, опять же, перед тем как ехать, прочитала, что подключение к домашнему интернету возросло в разы. Потому что люди столкнулись с тем, что они, наверное, часто не хотят слышать того, чем их продолжают пичкать. А идея (в том числе, у нас в этом старом телевизоре), безусловно, такая: успокоить. Но за счет чего успокоить?
И.Петровская: Мы сейчас стоим в ситуации, когда вообще всё человечество не сталкивалось с таким вызовом
К. Ларина
―
За счет вранья.
И. Петровская
―
Что мы такие особенные, что нас даже вирус толком не берет. Соответственно, с большим, я бы сказала, даже если не удовольствием, но с некоторым вызовом и азартом показываются как раз ужасы, которые происходит там и сям - в Италии и так далее. Бесконечно говорится о том, что там с этим не справились, что в Италии не хватает этих аппаратов ИВЛ, в то время как у нас их огромное количество и так далее. В этой ситуации люди, действительно оставшиеся один на один, во-первых, с ящиками разного рода, во-вторых, с тем, что необходимо чем-то занимать себя, занимать детей, занимать стариков, безусловно, будут искать разные варианты.И тут им на помощь приходит вот эта теперь уже развившаяся (слава тебе, Господи!) замечательная цифровая среда. Потому что мы уже видим, что ведущие театры не только мира, но и наши (Вахтангова, «Современник»), показывают свои спектакли онлайн. Пожалуйста - если у вас не было и нет возможности это увидеть вживую, пожалуйста, смотрите. Мы видим, как открывают свои онлайн-кинотеатры разные платформы. И тоже, пожалуйста - либо совсем бесплатный доступ, либо какая-то символическая подписка. Но, как правило, даже и подписки нет, или там подписка, но она бесплатная. Канал «Дождь» - просто молодцы, потому что они вообще очень чутки к этим вызовам разного рода. И они с понедельника, по-моему, или со вторника начали свой бессрочный марафон, как они его называют.
К. Ларина
―
«Дома поговорим» называется.
И. Петровская
―
Да, «Пока все дома», в общем-то - это всё можно обозначить общим словом. Где они устраивают и музыкальные паузы, и рассказывают, как в этой ситуации себя ведут разные известные люди, и много там чего.
К. Ларина
―
А сколько много гостей! Причем все они, пожалуйста - сейчас по скайпу можно собрать целую толпу лучших людей города и мира.
И. Петровская
―
Плюс они, ты знаешь, открыли для бесплатного доступа все свои вот эти разные образовательные проекты - лекции психологов...
К. Ларина
―
Ира, я просто хотела отдельно, чтобы ты начала правильно говорить про то, что увеличивается количество людей, которые подписывают себе интернет и заводят его в своих домах. Если раньше они не были с этим знакомы или считали, что им это особо не нужно, то сегодня это, по сути, предмет первой необходимости, а не роскошь. Но помимо культурных развлечений, о чем стоит сказать отдельно (потому что я как раз, когда готовилась к нашему эфиру, прямо выписала себе какие-то отдельные проекты, о которых хотела сказать - именно культурные онлайн-проекты), ты же видишь, что школы переходят на онлайн-обучение. ВУЗы уже перешли на онлайн-обучение.Естественно, на работе слово «удаленка», над которым недавно шутил Иван Ургант (я тут посмотрела), который тоже остался без зрителей (ему аплодируют сотрудники его программы, сидят в зале) - удаленка тоже стала абсолютной нормой жизни. Мы видим, как люди переходят на дистанционную работу. Это абсолютно новая история, новая реальность.
И. Петровская
―
И новый вызов перед всем человечеством. Ну, как это происходит в школе, я могу тебе коротко сказать. Потому что у нашего второклассника...
К. Ларина
―
А, у тебя есть маленький второклассник.
И. Петровская
―
У меня есть маленький подопытный второклассник. Значит, делает домашнее задание и по ватсапу посылает скан, фотографию учительнице. Вот тебе вся удаленка.
К. Ларина
―
Ну. это у кого как.
И. Петровская
―
Ну хорошо, в младшей школе (у нас не самая дремучая школа - это гимназия) пока это осуществляется вот таким образом.
К. Ларина
―
У кого-то, я видела, уже собирают целый виртуальный класс. Это в Москве. У меня тоже есть знакомые учителя, которые работают в разных классах - и в старших, в средних. В начальных, правда, не видела, врать не буду. Но вижу, что собирают практически целый класс, поскольку есть различные приложения в интернете, которые позволяют проводить такие видеоконференции, вебинары, когда каждый ученик видит учителя, а учитель видит всех учеников. Вот эти иконки разбросаны по всему экрану.
И. Петровская
―
Вот это, конечно, было бы идеально, но пока такого, по крайней мере, у нас не налажено. Но вообще я думаю, что сейчас главная потребность у большого количества людей, в том числе потребность от традиционного телевизора (тут никуда не деться - люди, которые сейчас находятся в зоне риска, во многом привязаны к этому «старому» ящику) - в чем потребность? Чтобы с ними нормально разговаривали. Не орали, не пропагандировали, не визжали, не придумывали невесть что, не глумились. Потому что еще вторая разновидность - это глумление над опасностью. «Да ладно, ничего, прорвемся, напридумывали тут». И я подумала, что, например, в такой ситуации, наверное, был бы подходящим (я сейчас говорю условно) такой формат, как, ты помнишь, было «Времечко». Когда сидели люди, им звонили...
К. Ларина
―
«Дождь», по-моему, работает сейчас в таком русле.
И.Петровская: Это вызов для «старого» телевизора, потому что, мне кажется, он в последнюю очередь готов меняться
И. Петровская
―
Да, вот примерно в таком. Разговаривать, не утешать, но отчасти, конечно, успокаивать, чтобы люди чувствовали, что они не одни - вообще в этом мире и в своей квартире сидят - много одиноких сидит. Тем более стариков, которые находятся в еще более тяжелой изоляции. Если у них сознательные дети, которые просто не позволяют им никуда выходить и сами обеспечивают их всем необходимым. Поэтому почувствовать, что у всех примерно одна ситуация, что да, безусловно, надо остерегаться, но не надо паниковать и не надо излишне драматизировать, хотя всё, безусловно, драматично.И вот этого в нашем ящике мы не видим. И самое главное, я понимаю, что очень маленькая надежда на то, что они как-то перепрограммируются, изменят концепцию, как в данном случае Малахов. Конечно, он будет и дальше возвращаться к своим темам. На самом деле это тоже правильно, потому что нельзя с утра до ночи говорить про одно и то же. Должны быть какие-то вменяемые люди, специалисты - врачи, эпидемиологи, психологи.
К. Ларина
―
Кстати да, опять же, сравнивая это с телевидением, которое я смотрю здесь (в смысле, телевидение, которое идет в телевизоре, а не в сетях) - конечно же, абсолютно прозрачная история. Правда, ни с какой пропагандой я, конечно же, здесь не сталкивалась. Никто не говорил, что это бактериологическое оружие, которое изобрели американцы, или китайцы, или не знаю кто.
И. Петровская
―
Ну, у нас так впрямую не говорят, но намеки на это всё равно есть.
К. Ларина
―
Но при этом, безусловно, есть какие-то открытые дискуссии, в том числе медицинские. Собираются разные ученые, доктора, вирусологи, которые в прямом эфире обсуждают, спорят, аргументируют. Причем это не птичий разговор, а вполне доступный для аудитории, что важно. Естественно, политики, которые, естественно, по-разному, каждый в своих целях используют такие форс-мажорные обстоятельства. Но это тоже абсолютно живая жизнь, прозрачная. И что мне кажется здесь важным - что всё равно я, как зритель, который смотрит этот телевизор, чувствую, что это телевизор для меня. Понимаешь? Что делает телевизор в эту пору? Он спасает тебя от одиночества, помогает тебе справиться со страхами, он тебя в какой-то степени защищает, потому что человек, который владеет информацией - это уже какая-то форма защиты: что от меня ничего не скрывают.Вот это, конечно, очень важный момент. Но при этом то, что я говорила уже в начале - соблюсти вот этот баланс между правдой (подчас страшной правдой) и каким-то настроем, даже не то что позитивным, а каким-то мобилизующим общество, чтобы люди всё-таки как-то чувствовали себя людьми, чтобы наоборот было ощущение единения со своим соседом не только по дому, или по саду, или даже по городу, но и по миру. Поэтому регулярно происходит такой как бы смотр того, как справляются с этой эпидемией люди в соседних странах. Забыты все распри.
Конечно же, звезды принимают активное участие в этом процессе общения с аудиторией. Они тоже все подвержены - сколько мы знаем случаев, когда мы знаем, что известные люди, которые проходят тесты, инфицированы, проходят лечение, рассказывают об этом в прямом эфире, рассказывают, сидя уже в больнице или у себя дома на карантине, о том, как они справляются уже с самим фактом заболевания. Я не знаю, есть ли это в России. По-моему, нет. Только на «Дожде» я вижу.
И. Петровская
―
Нет, вчера была эта попытка у Малахова. Плюс бывают какие-то эфиры. Вот сейчас, например, в «Док-токе» всю неделю в эфир выходила не Ксения Ларина... Ой, Ларина, прости, ради Бога.
К. Ларина
―
Может быть, когда-нибудь дорасту и до этого.
И. Петровская
―
Царила не Ксения Собчак, а был Гордон. Но там такая странность - из того, что я видела. Скажем, неделю назад это называется «Швабра от коронавируса». Нам в достаточно глумливой манере рассказывают, как преувеличены наши страхи, а на самом деле мы всё преодолеем. При этом тетка-уборщица тут же шваркает шваброй - типа, моет пол в студии. И все смеются, как-то всем очень весело. Потом в понедельник, когда уже объявлена пандемия, начинается: нет, всё не так просто. Потом опять у того же Гордона - Онищенко, бывший санитарный врач, который всем своим видом показывает, что на самом деле всё это преувеличение. В общем, поскольку, видимо, в этом смысле нет какого-то общего понимания и, возможно, руководства, то кто во что горазд.Больше всего меня потрясает, что по-прежнему и в «60 минут», и в соловьевском эфире поливают Украину. Ну послушайте, отвяжись уже хоть на это время! Издеваются над теми мерами, которые там предприняты: ха, подумаешь, у них 1 умер и 6 зараженных, или что-то в этом духе, а они уже всё закрывают - границы и так далее. Или Соловьев орет на своего же этого псевдоукраинца Ковтуна: «Да какие у вас лаборатории? Да на что вы вообще способны? Да никакой вакцины вы никогда не сможете сами ...» И такое злорадство от этого прет! А самое главное, правда, уже хотя бы здесь отвяжитесь от Украины. Поговорите о чем-нибудь.
К. Ларина
―
Кстати, об Украине. Очень рекомендую всем (не знаю, может быть, Ира уже видела) доктора Комаровского. Украинский врач.
И.Петровская: С вызовом и азартом показываются как раз ужасы, которые происходит там и сям - в Италии и так далее
И. Петровская
―
У Гордона?
К. Ларина
―
Нет, у него свой YouTube-канал.
И. Петровская
―
У Гордона, мне кажется, он тоже был. У Гордона их, украинского.
К. Ларина
―
У Дмитрия. Ну, наверное. Просто он сейчас очень популярен. Я видела его выступления в сети. Мне кажется, он очень точно определяет и заболевание, и степени заражения, и то, как надо себя вести молодым, как надо вести себя пожилым людям. Не буду пересказывать, просто обратите внимание. Наверняка вы слышали - доктор Комаровский. Такое, как мне кажется, простое человеческое обращение медика, общение с публикой. Он не лечит - не думайте, что он там лечит вас по телевизору. Нет. Просто такой разговор профессионального человека.
И. Петровская
―
Нет, но это и называется в широком смысле слова «лечит».
К. Ларина
―
Терапия, да.
И. Петровская
―
Конечно, невероятные иллюстрации «доверия» к официальным СМИ и тем, кто там выступает в качестве ньюсмейкеров - это реакция аудитории, которую они считают своей, однозначно им преданной. Как только кто-нибудь говорит, что у нас полно продуктов и вообще всё у нас прекрасно, тут же народ несется во весь опор и скупает всё, что можно купить. Хотя продукты действительно есть. Но это просто прекраснейшая иллюстрация.
К. Ларина
―
Здесь то же самое, Ира. Мне кажется, это не связано.
И. Петровская
―
Это связано. У нас, я думаю, это связано напрямую.
К. Ларина
―
Здесь люди тоже всё сметают на своем пути. Продукты точно так же исчезают из супермаркетов, причем одни и те же. Гречки тут, как ты понимаешь, нет, но макароны, рис, крупа и картошка - всё просто в секунду сметается.
И. Петровская
―
Ну хорошо, оставим продукты питания. Но в целом сами по себе эти настроения и мысли очень характерны - что раз по телевизору сказали, надо делать ровно наоборот. И вот это вот: да всё они врут. Вот это поразительно. Мы их смотрим, но внутренне очень многие люди, даже которые смотрят довольно часто (может быть, даже тем более те, которые смотрят довольно часто), понимают, что соврут - недорого возьмут.
К. Ларина
―
Еще что касается психологического состояния человека, который заперт в квартире. Здесь, как ни странно, вдруг неожиданно пригодился опыт людей, прошедших через домашний арест.
И. Петровская
―
Да, это я видела.
К. Ларина
―
Совершенно замечательное видео Кирилла Серебренникова, которое можно посмотреть на сайте «Гоголь-центра», на YouTube-канале «Гоголь-центра» и, по-моему, в инстаграмах.
И. Петровская
―
Я видела в Фейсбуке.
К. Ларина
―
Как долго сидеть дома и не сойти с ума. Вот такой набор советов бывалого человека, который прошел этот путь затворничества как вынужденного...
И. Петровская
―
Вынужденного.
К. Ларина
―
Да. Но всё равно Кирилл, поскольку он сам по себе человек очень позитивного настроя, настоящий буддист, который всегда, из любого самого негативного опыта достанет что-то очень важное и ценное для саморазвития, здесь дает такие свои советы вам, уважаемые друзья. Прежде всего, конечно, людям активным, молодым, для которых остаться дома в четырех стенах на длительное время - это просто очень тяжелое испытание, тяжелейшее.
И. Петровская
―
При этом заметим, что у Кирилла была еще более тяжелая ситуация, поскольку ему не разрешалось выходить в интернет, что очень важно - он не должен был пользоваться, общаться по интернету. Даже, не знаю, наверное, и на компьютере если и можно было работать, то только в качестве пишущей машинки, условно говоря.
К. Ларина
―
Ира, мы должны остановиться. Прости ради Бога, у нас время. Перерыв, вернемся через несколько минут.НОВОСТИ.
РЕКЛАМА.
К. Ларина
―
Возвращаемся в программу «Человек из телевизора». Вот мы с Ириной Петровской уже пол-программы проговорили о новых обстоятельствах, о том, как они изменяют нашу жизнь, в том числе и в первую очередь, конечно, жизнь телевизионную. Но я не прочитала, собственно говоря, наш план беседы. Наше меню, нашу программку.
И. Петровская
―
Наши метки.
И.Петровская: В чем потребность? Чтобы с ними нормально разговаривали. Не орали, не пропагандировали, не визжали
К. Ларина
―
Метки. Собственно, основную часть мы уже проговорили. Это тема, которая и должна была быть главной по всем ощущениям - и по вашим ожиданиям, кстати, тоже. Я прочту остальные передачи, которые я упомянула в нашем обзоре и советуясь с Ирой тоже. Итак, обрыв сериала «Путин-Ванденко». «Проект самоликвидировался», пишу я. Петровская вам сейчас об этом расскажет. Леонид Парфенов вышел с новым циклом «2004». Это экс-«Намедни» - так, наверное, стоит говорить, поскольку названия этот проект пока не имеет, но это продолжение цикла по годам. 2004 год вышел на канале «Парфенон».
И. Петровская
―
Как раз год, когда «Намедни», предыдущий проект Лени, ушел с НТВ.
К. Ларина
―
Закрылся.
И. Петровская
―
Не то что закрылся, а Леня закрылся.
К. Ларина
―
Алексей Уминский - гость программы «На троих» на RTVI. Сестры Анна и Надя Михалкова в гостях у Екатерины Гордеевой в рамках канала «Ещенепознер». Мы уже говорили вам, что Екатерина там начала окучивать свою грядку. «Ещенепознер» стал таким настоящим семейным подрядом. Азар и Баронова - продолжение комедийного сериала на канале «Дождь». Это тоже просто отдельная история - если успеем, скажем. Просто сразу скажу: посмотрите - не пожалеете. Это просто прием у психиатра. Милош Бикович у Ксении Собчак в программе «Осторожно, Собчак». Это тот самый Магомаев в сериале «Магомаев». День Магомаева на Первом - об этом, надеюсь, Ира тоже скажет, поскольку меня эта чаша миновала, я не видел этого торжества. Значит, дальше. Мои рекомендации - Ире тоже скажу. Ну, Ира, наверное, видела Стаса Кучера.
И. Петровская
―
Конечно.
К. Ларина
―
Который запустил свой YouTube-канал. Известный журналист, который сейчас работает на RTVI - заведующий редакцией, шеф-редактор американской студии RTVI. У него свой YouTube-канал. Судя по всему, это будет такой канал его авторских комментариев, такие видеоколонки Кучера.И еще одна рекомендация - обратите внимание, я в прошлый раз хотела сказать и забыла. Юрий Мамин, замечательный режиссер, которого вы все знаете, любите по фильмам «Окно в Париж», «Бакенбарды», «Фонтан» и многим другим. Вы наверняка знаете, что он уехал в прошлом году, по-моему, в Америку - на ПМЖ, что называется. Ну вот сейчас он открыл свой YouTube-канал, который называется «Дом культуры». Это регулярные выпуски такого культурного календаря. То есть это действительно знаковые даты последней недели: родился, женился, умер, вышла премьера и прочее. Такой исторический календарь - естественно, глазами Юрия Мамина, прежде всего через кино. Это такой гимн кинематографу как искусству. Как мне кажется, очень интересный, классный канал. Обязательно обратите внимание. В YouTube так и ищите: «Юрий Мамин дом культуры». Вот, собственно, всё.
И. Петровская
―
Еще кто пропустил - вчера, в пятницу, поздно ночью показали замечательный документальный фильм под названием «Съесть слона». Там главная героиня - девочка, девушка с синдромом Дауна. Она и другие ее коллеги играют в театральной труппе. Это целая такая лирическая комедия, вовсе ничего не нагнетающая. Просто найдите и посмотрите, потому что он действительно был глубоко в ночи.
К. Ларина
―
Я, кстати, хотела попросить наших слушателей на фейсбуке, на моей страничке, откуда я, собственно, читала сейчас наши метки, наш анонс программы «Человек из телевизора»: если вдруг у вас есть какие-то свои инсайды, то, что кажется вам интересным именно в сети (там появляется сейчас появляется нового), какие-нибудь новые YouTube-каналы, какие-нибудь новые каналы интервью, какие-нибудь новые трансляции, пожалуйста, напишите. Делитесь, потому что это очень важно, чтобы мы рассказали об этом людям.Я буквально перед программой написала Валерию Якову, нашему товарищу, главному редактору журнала «Театрал», чтобы они сделали у себя на сайте сводную афишу онлайн-проектов и онлайн-событий. Потому что раньше там писали спектакли в театрах, а сейчас давайте делайте нам, пожалуйста, путеводитель. Потому что такое количество новых проектов. Люди-то остались без работы, артисты-то бродят неприкаянные, театры закрыли. Поэтому у артистов фонтан идей, они все фонтанирует идеями, не желают молчать. И каждый из них готов привнести что-то свое в это сетевое культурное пространство.
И. Петровская
―
Еще, кто пропустил - я, видишь, всё по телику. На Первом канале буквально на днях, позавчера, по-моему, был фильм «Лора Гуэрра: среди великих итальянцев». Это фильм Анатолия Малкина, посвященный, естественно, в большей степени Тонино, ее великому мужу. Там совершенно потрясающая героиня Лора Гуэрра с какой-то невероятной откровенностью рассказывает о нем. Такой просто, не знаю, гимн ему. Плюс был фильм о Сергее Юрском - тоже, по-моему, 17 числа, тоже на Первом канале. Назывался он «Против правил». Это ты меня спрашивала, было ли что-нибудь к юбилею Юрского.Плюс с 23-го числа на ТНТ, а также на платформе «Премьер» начнется сериал «Колл-центр». Это Наталья Меркулова и Алексей Чупов. Там схожая ситуация: люди оказались в колл-центре в силу других обстоятельств, в закрытом пространстве, помещении. Я его не видела, просто читала анонсы, как они с этим справляются. Так что, в общем, есть что посмотреть.
К. Ларина
―
А я тогда скажу про театр. Немного добавляю к тому, что ты уже сказала. Театр Вахтангова действительно показывает свои лучшие спектакли. Скажу где: называется «Онлайн театр». Так и называется. Такой сервис, совершенно бесплатный. Вы можете туда заходить, и там, помимо театра Вахтангова, можно увидеть и многие другие спектакли ведущих театров Москвы.Студия театрального искусства Сергея Женовача тоже запустила свой проект «STI на дому». Там выступают актеры, рассказывают о своих любимых книжках, своих любимых спектаклях, о своих любимых блюдах, о чем угодно. Еще они (тоже студия театрального искусства Женовача) запускают онлайн-проект «Песни Женовачей». Поскольку это театр поющий, они там тоже показывают фрагменты из своих музыкальных спектаклей. Еще театр «Геликон» - обращаю ваше внимание: у них есть такая рубрика «Оперный лекторий», где у них, по-моему, каждые 2 недели лекция по опере. Вот они тоже это всё перенесли на онлайн, и теперь этот «Оперный лекторий» можно слушать на сайте, на YouTube-канале «Геликона».
Это я вам говорю только то, что я знаю. А так, в принципе, можно пробежаться по всем театральным сайтам, и обязательно найдете что-нибудь для себя - и поэзию, и прозу, и музыку, и фрагменты из спектаклей и, в конце концов, просто разговор с вами по душам, о чем мы так мечтаем. Про что мы хотели сказать? Про Магомаева?
И. Петровская
―
Нет, в начале очень коротко...
К. Ларина
―
Про Путина.
И. Петровская
―
Да, что ровно в этот момент закрылся долгоиграющий проект, который запустился, по-моему, 20 февраля. Вы знаете, он не только выкладывался посерийно, планировался до 26 марта выкладываться на сайте ТАСС, но его еще и обязательно показывали в эфире наши главные каналы.
К. Ларина
―
Сколько еще он должен был длиться?
И. Петровская
―
До 26 марта, насколько я понимаю.
К. Ларина
―
То есть они на неделю раньше?
И. Петровская
―
Так это всё было приурочено как раз к годовщине восхождения Путина на царство. И неожиданно для всех он закрылся с потрясающей формулировкой - «в связи с кардинальным изменением новостной повестки, которая идет вразрез с идеей проекта - попыткой оценить вместе с Путиным перемены в стране за 2 десятилетия».
К. Ларина
―
Что-то здесь не так, в этой фразе.
И. Петровская
―
Нам обещают показать всё, что мы не досмотрели. Так тоже планировалось - что на основе этих маленьких кусочков будет показан, сделан большой фильм, где это всё уже будет собрано. Вот, значит, о чем Владимир Владимирович не успел договорить в этом предыдущем формате - о свободе слова, о роли журналистов, о семье, об отдыхе и личных потерях.
К. Ларина
―
А твое понимание ситуации? Что, они провалились по рейтингам? Как ты считаешь?
И.Петровская: Вот сейчас, когда у нас, извините, доллар за 80, 17 тысяч рублей - это сколько будет? 200 долларов?
И. Петровская
―
Нет, я думаю, тут рейтинги сложно сосчитать, но даже если они провалились по рейтингам, вряд ли это было причиной для закрытия. Ну правда, чем дальше, тем больше.
К. Ларина
―
Тем чуднее.
И. Петровская
―
Тем чуднее, конечно. Действительно, эта новостная повестка... Мало того, повестка, повестка - Бог бы с ней. Вся ситуация не только в стране, но и в мире настолько за это время изменилась. Разные страны, вообще разный мир - то есть не разный, а получился совершенно другой мир. И на этом фоне, когда весь народ озабочен этими смертями, эпидемией, диким обвалом цен на нефть, экономика просто рушится, вдруг каждый день выходит наш вождь и говорит о Сталине, о Гитлере, о том, что средний класс - это тот, кто получает 17 тысяч рублей... И ты тут понимаешь, что уже даже независимо от этой радикальной перемены повестки, у человека вообще какая-то другая повестка, непонятно, откуда взявшаяся.Откуда эти представления? Вот сейчас, когда у нас, извините, доллар за 80, 17 тысяч рублей - это сколько будет? 200 долларов? Я плохо читаю. Это, безусловно, средний класс. Поэтому я думаю, что тут, конечно, это сработало - наконец кто-то понял и убедил главного героя, что надо отказаться от этого формата, потому что это выглядит, мягко говоря, нелепо.
К. Ларина
―
Так это было неизбежно, Ира. Вот вопрос, который у меня возникает. Я на эту тему думала еще когда всё было хорошо, когда всё это еще только начиналось. Может быть, это было неизбежно по-любому? Невозможно делать интервью в течение - сколько там? - месяца с главой государства, одной из самых больших стран мира, в эпоху, когда действительно всё меняется очень быстро. Даже безотносительно к эпидемии, которая конечно же, не входила ни в чьи планы, безусловно, даже безотносительно к этому всё равно сё катастрофически устаревает на следующий день. Зачем вообще это надо было придумывать? Если вы хотели сделать интервью - пожалуйста, сделайте большое интервью, запишите хоть 2 часа, и будем смотреть.
И. Петровская
―
Так и было, безусловно. Это снималось не каждый день, по 5 минут, ты понимаешь. Видимо, наверное, раз это 3-часовое интервью, может быть, было снято не в один день, но в любом случае, сколько-то времени тому назад это сняли и решили.
К. Ларина
―
Дурацкая идея.
И. Петровская
―
Как я понимаю (и не только я, но и многие другие), идея была в том, чтобы попытаться использовать некие новые форматы и платформы, привлекая тем самым, видимо, в том числе и молодых людей, которые привыкли к тому, что формат очень короткий, с разъяснениями, с титрами. Должна сказать, что в целом сама по себе вот эта идея - даже не идея, а, может быть, то, как это было сделано - это было вполне современно. Я считаю, что Андрей Ванденко, при всех имеющихся у него входящих и всех других обстоятельствах, конечно, сделал максимум того, что можно было сделать в этой ситуации. Он показал нам этого героя.
К. Ларина
―
Безусловно, этот момент саморазоблачения присутствует. И это чуть ли не главное, что случилось в этом непредсказуемым проекте. Может быть, еще и поэтому его сняли, Ира?
И. Петровская
―
Я думаю, во многом именно поэтому. И Андрей Ванденко, в отличие от предыдущих интервьюеров, которые сидели на краешке стула и глядели в рот своему герою - часто по одному выражению его лица было понятно очень многое. Хотя говорят: вот, он интервьюер, он должен был давить и всё. Это невозможно в этой ситуации - давить. Но показать кое-что - это было в его силах, и он это сделал.И мне очень понравилась одна из мотивацией. Я где-то встретила - кто-то написал, что один из каких-то политиков или политологов сказал: «Интервьюер не может быть умнее интервьюируемого». И вот я думаю, что здесь все эти причины, конечно, совпали. Уж не говоря о том, что глобальная идея - показать, как за 20 лет изменилась страна. Она за 20 дней-то изменилась так, что мама родная страну не узнает. Мне просто любопытно: самому герою приходит в голову, что за 20 дней так всё изменилось? Или он по-прежнему живет где-то на небесах, в облаках?
К. Ларина
―
Я не уверена, что он это смотрел. Вообще когда он перевернул страницу, я думаю, что он вряд ли следил за тем, как этот проект смотрят, как его расценивают, как его обсуждают. Тут как бы всё понятно. Для него это перевернутая страница. Я думаю, что, может быть, он даже не знает, что проект уже закончился.
И. Петровская
―
Может, он и не знает, что и эпидемия бушует. Потому что я тут смотрю: вот позавчера или в среду он посещал Севастополь в связи с очередной годовщиной Крымнаш... Крымнаша. В общем, понятно - этой вот весны. И дальше такая довольная невеликая аудитория, где сидят люди, строившие Крымский мост, какие-то другие крымские функционеры. И он их награждает. Каждый выходит, и он всем жмет руку - в тот момент, когда уже везде предупреждение не жать руки, не целоваться, близко друг к другу не приближаться и вообще избегать скоплений народу. Потом я смотрю: он где-то еще так же с людьми. Я думаю: может, ему что-то такое известно, что неизвестно нам? Почему он не боится? Или наоборот, ему ничего не известно из того, что уже известно нам. Прямо вот загадка, ей-богу.
К. Ларина
―
Но, тем не менее, весь президентский пул проверили на коронавирус. Протестировали всех журналистов.
И. Петровская
―
Я думаю, с ног до головы искупали в этих санитайзерах или как это теперь называется. Ну ладно, давай теперь к Магомаеву. Успеем еще про Магомаева?
И.Петровская: Ванденко, при всех имеющихся у него входящих и всех других обстоятельствах, конечно, сделал максимум
К. Ларина
―
Да, но я просто хотела спросить у тебя. Давай сейчас спрошу, раз мне пришло в голову - про Лимонова. Всё-таки это такой знаковый герой. Безусловно, человек эпохи, что тут скрывать? При всех противоречиях. Неужели нигде в телевизоре не было никакой, не знаю, попытки как-то вспомнить человека?
И. Петровская
―
Я врать не буду - я ничего не видела.
К. Ларина
―
В свое время он был прямо другом-другом Кремля, другом-другом власти. Они его использовали по полной программе. Он и колонки писал в «Известиях» - уже в таких, прокремлевских. И, кстати, очень часто появлялся на всяких ток-шоу. Помнишь? Это было, считай, совсем недавно. И вдруг потом опять стал врагом.
И. Петровская
―
Я не знаю. Я не могу говорить о том, чего я лично, своими глазами не видела. Никаких отзывов, которые обычно появляются в той же ленте в фейсбуке, если кто-то что-то такое увидел. Естественно, было огромное количество отзывов на саму смерть Эдуарда Лимонова. Очень хорошие, разные эссе, которые писали разные люди, его вспоминавшие. Но повторюсь, что я не видела этого в эфире. Но это не значит, что его там не было.
К. Ларина
―
Очень хотелось бы, чтобы сделали фильм, сделал какой-нибудь хороший человек. Потому что это, конечно, фигура, которая требует такого пристального внимания. Особенно когда человек уже ушел из жизни. А жизнь он прожил большую, но мог бы прожить еще, и так бы и не состарился. Я его часто вспоминаю. Человек, конечно, очень необычный, интересный. Я вспомнила, как мы с тобой встретили его, помнишь, в театре, когда были у Леши Девотченко на спектакле. Как раз была премьера спектакля по стихам, по-моему, по текстам...
И. Петровская
―
Бродского.
К. Ларина
―
Нет, это не Бродский. Это были Кибиров и Лимонов. Именно поэтому Леша Девотченко и позвал Лимонова. Он тогда пришел с двумя такими черными ребятами - в смысле, в черном. И вот мы с Ирой... Он тогда так набросился, как будто мы прямо его близкие подружки. Такой вот человек был, разный. Ну ладно, я, собственно говоря, просто задала вопрос. Мы успеем сказать про Магомаева - буквально 2 минуты. Что там случилось?
И. Петровская
―
Ничего там не случилось. Он, наконец, закончился. Всего 8 серий, было растянуто почти на 2 недели - по 4. Значит, для меня никакого поворота, какого-то развития в этом не было. Вся жизнь Муслима Магомаева в этом сериале, в общем, свелась к одной линии, к одной, но пламенной страсти - к любви к Тамаре Синявской. Закончилось всё это в 8-й серии наконец-то осуществившимся поцелуем, таким намеком на поцелуй. Вот, собственно, и всё, что там произошло.Но меня больше всего поразило другое. Значит, в прошлую субботу был устроен день Магомаева на Первом канале. Много-много всего подряд, в том числе эксклюзив с Борисовым, потом сегодня вечером с Юлией Меньшовой. Родственники, сама Тамара Синявская и всё такое. Вспоминали, естественно, каким он парнем был. Дальше мне что-то взбрело в голову: а что ж такое-то? Я полезла смотреть, когда родился и когда ушел из жизни Муслим Магомаев. Никаких круглых дат. Родился в 1942, в августе. Ушел из жизни - 2008, соответственно, сентябрь. И я поняла, что это не приурочено ни к чему. Это всё приурочено только к одному - к продвижению этого сериала.
К. Ларина
―
Кстати, мне кажется, Ксения Собчак допустила стратегическую ошибку - она встретилась с этим артистом.
И. Петровская
―
Очень симпатичный.
К. Ларина
―
Интересный парень, но она встретилась с ним до премьеры. Вот надо было записать хотя бы потом, или хотя бы чтобы она сама посмотрела.
И. Петровская
―
Ой, мне вообще дико не понравилось это интервью. Оно такое случайное, необязательное. Этот огромный кус про то, как заниматься сексом - зачем это? Совершенно непонятно. А парень симпатичный. Хотя...
К. Ларина
―
Время. Парень симпатичный.
И. Петровская
―
Да.
К. Ларина
―
Мы должны заканчивать. Вспоминаем сегодня Наташу Медведеву, которая, конечно же, неизбежно вспоминается как одна из главных муз и потрясающих женщин Эдуарда Лимонова. Мне кажется, что тот период, когда они были вместе, был невероятно важным, счастливым и плодотворным для обоих - и для Эдуарда Лимонова, и для Натальи Медведевой.