Человек из телевизора - 2011-06-04
К. ЛАРИНА – Начинаем программу «Человек из телевизора». Сейчас не 9 часов утра. 11 часов 11 минут. В студии в большой светлой студии Ирина Петровская.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Доброе утро.
К. ЛАРИНА – Ксения Ларина и вы, дорогие друзья. Давай мы сегодня телефон послушаем. Мы его не слышали 300 лет.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Что ты телефоны объявляешь прямо поэтически.
К. ЛАРИНА – Надо же как-то разнообразить. Дело в том, что после нашей прошлой программы я получила невероятное количество жалоб от наших трудящихся.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Что трудящимся слово не даешь?
К. ЛАРИНА – Что программа стала закрытая, что слово нам не даете, мы хотим выступить. Давай мы сегодня дадим людям выступить.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Что значит давай? Давай.
К. ЛАРИНА – Дорогие люди, выступайте. Наш телефон 363-36-59. А если так бегло посмотреть на прошедшую неделю, давай просто пробежимся, что для тебя было интересным.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это уже совсем прошедшая неделя…
К. ЛАРИНА – «Центральное телевидение» ты имеешь в виду.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да. Потому что итоговая программа выходит в воскресенье, часть в субботу, но, тем не менее, мне кажется это стало очень для многих каким-то…
К. ЛАРИНА – Прорывом.
И. ПЕТРОВСКАЯ - И событием, которому впрочем довольно сложно найти объяснение. То есть я имею в виду очень большой на 8 с лишним минут сюжет главный сюжет, посвященный всей этой истории абсурда Михаила Ходорковского со всеми его арестами, посадками.
К. ЛАРИНА – Это не просто так, а там были синхроны, мы там видели и слышали Михаила Ходорковского.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Совершенно верно. Начинается с интервью, которое как сказал Вадим Такменев, никто тогда не знал, что оно сохранится в архивах с пометкой «последнее интервью перед арестом». За 8 часов перед арестом давал это интервью Михаил Ходорковский. Дальше вся история в кратком, за 8 минут действительно историю почти 8 лет не изложишь. Но, тем не менее, в кратком изложении именно история абсурда и выступление после приговора помощницы Данилкина - Натальи Васильевой, которая осталась тоже, как это вписывается в эту историю абсурда, совершенно без ответа. Хотя в любой другой стране это стало бы огромным скандалом.
К. ЛАРИНА – И главный эксклюзив, потому что было интервью по переписке, такое интервью через электронную почту…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это в конце.
К. ЛАРИНА – Вопросы, которые задавала программа «Центральное телевидение», на которые он отвечал. Из них впервые узнали о том, что Ходорковский собирается подавать на УДО.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Он там говорит, что не то что собирается, но это право он, если получится, обязательно использует. И закольцовано это было логично и изящно песней Юлия Кима, написанной еще в 1968 году…
К. ЛАРИНА – Я хочу сказать, что эту песню я впервые поставила. Я почему-то даже убеждена, что они ее слышали, эту песню я поставила на этой неделе, перед «Центральным телевидением» в четверг вечером в программе «Блог-аут», когда я говорила про процесс Ходорковского и в конце я поставила песню «Адвокатский вальс» 1968 года Юлия Кима. А потом она прозвучала уже на этой передаче.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Хорошо, так и быть закрепим за тобой пальму первенства. Но здесь она прозвучала и те, кто не знает, песня историческая, поскольку была написана Юлием Черсановичем вскоре после процесса над правозащитниками, которые вышли на Красную площадь, протестуя против ввода советских войск в Чехословакию и посвящена была защитникам Софье Каллистратовой и Дине Каминской.
К. ЛАРИНА – Там обращение к судьям очень актуальное. Самое-то главное. Его обращение к судьям, которые здесь судят, что это вполне себе честные люди…
И. ПЕТРОВСКАЯ - И главное этому судье наравне с прокурором плевать на детальные разборы, им лишь бы занять разговором готовый уже приговор. Вообще, это сейчас маленькое в сторону отвлечение, что именно песни Юлия Кима вдруг в какой-то момент абсолютно актуализировались и приобрели совершенно современное и актуальное звучание. Я заметила, кстати, несколько лет назад, потому что был период, когда песни бардов, которые писали песни такого рода…
К. ЛАРИНА – Песни протеста, остросоциальные, острополитические.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Они в силу того, что исчезли многие понятия, они утратили некий смысл и довольно сложно было уже объяснить…
К. ЛАРИНА – Остались в истории.
И. ПЕТРОВСКАЯ - И вдруг они резко, и Галич, между прочим, резко актуализировались. Ну вот и именно этой песней совершенно для тех, кто понимает логично, программа «Центральное телевидение» завершила этот выпуск. В субботу выходит «Неделя» Марьяны Максимовской в 7 часов и там был тоже большой сюжет, посвященный истории этого же абсурда. Потому что информационным поводом стало рассмотрение на той неделе кассационной жалобы и вот это издевательское смягчение приговора на один год. И там большой сюжет тоже, рассказывающий об этом, плюс там был фрагмент интервью с матерью еще одного ЮКОСовца, я сейчас не смогу вспомнить его фамилию, менеджера ЮКОСа, который получил 12,5 лет, хотя точно также еще в меньшей степени приговор убедителен. Но, к сожалению, о нем и еще ряде лиц, которых также посадили по этому делу, никто не знает и они тихо несут свой крест. И плюс вот это сенсационное для телевидения, потому что уже и радио, и газеты об этом рассказали, но здесь человек, не скрывая лица, Александр Кучма, который отбывал срок в одной колонии с Михаилом Ходорковским, рассказывает, как его прессовали в колонии, естественно, начальство и сотрудники этой колонии, заставляя его…
К. ЛАРИНА – Лжесвидетельствовать по сути.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Вначале заставляя его ударить Ходорковского ножом в глаз, но Кучма не решился на это и просто порезал лицо. Это звучит так хорошо: просто порезал. А потом также прессуя, заставляли его лжесвидетельствовать по поводу якобы сексуальных домогательств со стороны Ходорковского. И теперь, выйдя на свободу, этот человек раскаивается в том что он делал, и рассказывает, в общем, откровенно и не скрываясь, что тоже конечно, совершенно поразительно, потому что всеми, кто следит за этим делом, было воспринято как какой-то сигнал. Очень смешно на наших мониторах высветилось: нет сигнала. И собственно, теперь все и гадают, вот есть сигнал или нет сигнала. И если ты видела, на телеканале «Дождь» в четверг по-моему, была программа «Три Дзядко» или как там называется, где трое братьев Дзядко обсуждали как раз эту тему, в том числе и как нам надоело за эти годы всю политическую жизнь, обсуждение сводить только к одному: ловить сигналы. Какой-то сигнальный эффект бесконечный и теперь все гадают, что это значит. Выпустят по УДО, не выпустят. Выпустят одного, не выпустят. Послабления ли это в отношении к Ходорковскому. Самостоятельно ли это сделало телевидение или это тоже, уловив сигнал, а может быть даже и прямое указание. На самом деле действительно это чрезвычайно противное занятие. В отсутствие каких-то внятных ходов, объяснений со стороны тех, кто должен это делать, это бесконечно пытаться интерпретировать, что бы это значило. Но в любом случае я это написала в колонке в «Новой газете», мне кажется, что был сигнал, не было сигнала, разрешение, не разрешение. Все равно и Марьяна Максимовская и Вадим Такменев, так или иначе, к этой теме обращались довольно регулярно. Иногда вскользь, но почти в каждой программе, если был какой-то информационный повод, они все-таки об этом рассказывали. И действительно внятно, просто в первый раз на «Центральном телевидении» это было не просто внятно и подробно довольно рассказано, но еще совершенно с нескрываемым отношением к происходящему. И мне кажется, что часто так бывает, и мы это знаем прекрасно, что журналисты во многом сами продавливают какие-то темы, необязательно ждут распоряжения начальства, согласовывать, безусловно, просто так они не могут это дать, но, тем не менее, наверное, если в одну и ту же точку бить, то капля камень точит. И они, по крайней мере, это делают, это попробовали сделать, и как мы видим, все равно ничего не меняется. Из чего я лично для себя делаю вывод, что те, кто курируют вообще СМИ за кремлевской стеной или где это происходит, они возможно решили в какой-то момент, вот сейчас так потихонечку в каких-то темах сокращать этот разрыв между, как сказал Медведев драматический разрыв между новостной летной Интернета и новостной лентой телевидения, потому что в общем, прекрасно понимают, что по большому счету в общественном мнении ничего не меняется. Мы знаем, что такое у нас общественное мнение. Оно во многом мифическое. Его почти не существует. Но при этом все равно на кого-то действуют вот эти внятные простые слова. И цену слову и в этой песне Кима тоже есть об этом «правое русское слово», может быть, они не знают те, кто курируют это наверху. Но в любом случае мы видим, что действительно пока прошло да, действительно ничего не изменилось. Никто не вышел на дополнительные какие-то акции протеста, а самое главное…
К. ЛАРИНА – Такменева не уволили.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Такменева тьфу-тьфу-тьфу не уволили. Самое главное, что все равно по большому счету самые важные сегодня для общества и страны темы не обсуждаются и остаются где-то на периферии, в той самой новостной ленте. Поэтому мне кажется, что может это конечно какой-нибудь сигнал, но скорее сигнал о том, что, пожалуйста, можете говорить, а мы будем делать все, что угодно сами. Без вас. Такое у меня ощущение. И кстати я справедливости ради добавлю, что все-таки о том, что состоялось рассмотрение кассационной жалобы и о том, что Лебедева с Ходорковским признали узниками совести и что они таки подали на УДО, рассказали и на канале «Россия» в другой форме, в более сухой, более уделяя внимание изложению этому протокольному подробностей приговора и обвинения. Но, тем не менее, тоже довольно подробно и чуть-чуть даже и в программе «Время». То есть табуированной темой это перестает быть. То ли потому что уже критическая масса наросла этого абсурда и вообще невозможно не замечать то, что на самом деле сегодня является камнем преткновения во многом и во взаимоотношениях с другими странами, и в том, что касается инвестиционного климата, и, по всей видимости, как-то это отразилось и в этой новостной ленте телевидения.
К. ЛАРИНА – Еще мы с тобой на прошлой неделе обсуждали программу «Поединок», посвященную проблемам гомосексуализма.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я ее еще потом подробно пересмотрела.
К. ЛАРИНА – Ты сказала, что типа нет других, мол, тем для обсуждения. Когда столько всего, вдруг берется тема гей-парада. После этого я тебе скажу, у меня возникло такое страшное ощущение, что эта передача сработала детонатором, что она, по сути, эти шлюзы открыла, она продемонстрировала степень гомофобства в нашей стране, она его поощрила, она его разбередила, она его заставила взорваться изнутри. И вся эта толпа, которая так разогревалась на этой передаче, она и высыпала 28 мая в центр Москвы к Александровскому саду. И устроила это позорное побоище наглое. Причем хочу напомнить, что в этом побоище принимали участие не столько правоохранительные органы, милиция и прочее, а вот некие какие-то гражданские сообщества и движения гомофобские. И тут честно могу тебе сказать, что я вспомнила не раз «добрым» словом эту передачу, которой мы так значения вроде и не придали.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я тебе больше скажу.
К. ЛАРИНА – Ты поняла, что это такое получилось.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я поняла, более того после того, что произошло…
К. ЛАРИНА – Что Соловьеву большой привет.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, я пересмотрела ее.
К. ЛАРИНА – Молодец, выполнил задание.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Не поверишь, редко пересматриваю что-то, а тут я ее пересмотрела, именно я этот мотив очень четко уловила, потому что много раз произнесено число, когда это должно будет состояться.
К. ЛАРИНА – Все познается в движении, вдруг ты понимаешь, что это не просто так берется эта тема.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Много раз произнесено, что это будет день пограничника, при этом совершенно непонятно, почему пограничникам действительно можно собираться и бесчинствовать и это объясняется тем, что горячие парни вспоминают минувшие дни, а остальным людям и другим группам нельзя выходить. Но то, что здесь очевидный был мотив, ну может быть не совсем явного, но, тем не менее, подстрекательства к этому…
К. ЛАРИНА – Абсолютно. Ты это слово произнесла.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Может быть он не закладывался конечно, но…
К. ЛАРИНА – Как-то все очень совпало.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Но очень совпало и сформировало некое отношение и может быть даже ощущение, что именно так и следует поступить по отношению к тем людям, которые выйдут и начнут демонстрировать или предъявлять какие-то свои права.
К. ЛАРИНА – Кстати, этот персонаж по имени Николай Алексеев тут тоже чисто сработал. И у меня тоже возникают такие подозрения уже не раз, поскольку он не раз участвовал в таких провокативных вещах, мне кажется, что есть ощущение какого-то мутного персонажа, засланного. И самое главное, что его-то не было, он-то не пришел на эту акцию. Лидер.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, хотя говорил, что пойдет непременно.
К. ЛАРИНА – Он не пришел, его не было. Я потом цитировала его пост, он там написал у себя в блоге, что типа мама заболела, папа заболел. И опять же все в очень агрессивном как всегда он подает, очень агрессивно, себя противопоставляя всем на свете. Все очень странно. Неприятно, некрасиво, позорно, это позорно для страны, которая себя мнит цивилизованной. Страной, которая себя мнит частью мирового сообщества. Это просто неприлично то, что было. Я уж не говорю про то, как общество воспринимает. Общество воспринимает так, как ему сказали. Бросили палку… кусок мяса…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Если ты помнишь результаты голосования, это было понятно, и более того, и до обсуждения этой темы было бы все понятно и результаты были ровно такими же.
К. ЛАРИНА – Будет сейчас Соловьев обижаться, оскорбляться, будет отвечать. Но мне кажется, если немножко над схваткой что называется существовать, никто никого не учит, мы не собираемся учить Владимира Соловьева, профессионального журналиста и телеведущего как вести передачу. Но сам факт, что такие темы, если они берутся, они должны браться во имя того, чтобы наоборот обернуть общество к толерантности, к терпимости, к взаимоуважению. А не разжигать эту ксенофобию. Не разжигать ее.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Гомофобию.
К. ЛАРИНА – Ксенофобия в широком смысле. Это то же самое что брать тему про мигрантов и устраивать такое же побоище и подстрекательство. Таким углом поворачивать. Посадить туда Семагу какого-то условного, который будет совершенно мерзкие задавать вопросы и переводить это все в русло омерзительное совершенно, почти фашистское.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, когда я внимательно смотрела, там шуточки подобного рода позволял себе и сам ведущий, и Александр Хинштейн.
К. ЛАРИНА – Хинштейн депутат ГД.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Там очень точно Наталья Иванова, которая выступала в роли третейского судьи, замечательный критик, литературовед, очень точно говорит, что ее поражает депутат, представитель парламента, правящей партии…
К. ЛАРИНА – По сути, представитель власти.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Который совершенно не скрывая говорит о том, что некие группы населения должны быть, в общем, уязвлены в своих правах и все время это переводит в плоскость морально-нравственную..
К. ЛАРИНА – Остановимся пока, новости. Тут же после новостей включаем телефон, обещаю
НОВОСТИ
К. ЛАРИНА – Мы продолжаем. Я обещала телефон, давай мы послушаем. Ребята, большая просьба. Чтобы мы все-таки не замыкались на одной теме, я понимаю, что мы как-то очень эту тему взяли очень горячую, которая чакры раскрывает у всех, у кого что…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Но мы не одну тему взяли.
К. ЛАРИНА – Но, тем не менее, думаю, что у вас наверняка есть еще какие-то свои впечатления, если что, давайте с нами поделитесь. Пробуем? Алло. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Я немножко хочу сменить вашу тему.
К. ЛАРИНА – Прекрасно, как вас зовут?
СЛУШАТЕЛЬ – Иван Емельянович, город Балашиха.
К. ЛАРИНА – Очень приятно.
СЛУШАТЕЛЬ - Я в принципе редко смотрю телевизор, но когда включаю телевизор, на экране только Алла Пугачева, Алла Пугачева.
К. ЛАРИНА – Это на одном канале только.
СЛУШАТЕЛЬ – Нет, неделю тому назад я включал, на трех каналах была. Сидит она посредине, рядом рассажены по антуражу ее помощники. Что они там играют, поют, половина всякого можно сказать мусора. Я хотел сказать, когда это все кончится. Неужели у нас нет других людей, которых можно показывать по телевизору.
К. ЛАРИНА – Спасибо, хорошая тема, сейчас Ира ее разовьет. Когда же это все кончится, Ир?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Кончится тогда, когда наша публика потеряет интерес к Алле Пугачевой, а также всем членам ее семьи. Я так понимаю, что Иван Емельянович говорит о программе «Фактор А», которая идет на канале «Россия», это музыкальный конкурс, где Алла Пугачева председатель жюри. Но на предыдущей неделе также пафосно отмечался день рождения Кристины Орбакайте, к которой отношусь вполне себе хорошо…
К. ЛАРИНА – Хорошая девочка, но не Алла Пугачева.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Дело даже не в этом. Хотя когда я увидела потом как отмечали день рождения, даже не круглую дату Наташи Королевой в том же формате, я поняла, что в общем…
К. ЛАРИНА – Это конец.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да нет. Этот конец еще не конец, конец это чье-то начало. Нет, просто на этом собственно существует наш телевизор. Он либо сам создает, а потом раскручивает звезд, либо использует уже звездный статус.
К. ЛАРИНА – Иван Емельянович очень хочет других людей. Можно сменить уже девочек.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Другие бывает страшнее. Потому что вчера я нарвалась на совершенно невероятное действо, это уже доведение совсем до абсурда. Называется «Песня для вашего столика». Это канал НТВ.
К. ЛАРИНА – Я видела анонс и поняла, что это бе-е, Ургант старший ведет это, талантливейший замечательный ведущий и замечательный актер. Но почему такую программу?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я тебе скажу, Ургант старший в общем, доводит тоже до абсолютной уже гиперпародии, он выступает в такой роли именно конферансье ресторанного, но в рамках этой программы, поскольку все остальные выступают всерьез ресторанные певцы, это кажется уже таким средоточием какой-то, апофеоз пошлости. Правда, мне очень понравилось, что телевизор здесь назван главным рестораном страны. И это многое объясняет.
К. ЛАРИНА – Браво.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Бесприданница: слово найдено – я вещь. В данном случае слово найдено – главный ресторан страны. И дальше разные люди из разных ресторанов страны провинциальных…
К. ЛАРИНА – А тогда все журналисты кто ведущие, халдеи?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Тут журналистов не было.
К. ЛАРИНА – Если по этой аналогии. Создатели передачи, все трудящиеся этого ресторана они кто?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Официанты, кто-то метрдотель, кто-то вышибала. Вышибала это Пьяных например. Тут по этой аналогии понятно погулять очень красиво. Но когда стали выходить эти прекрасные люди из разных городов и петь этот, в общем, это такой шансон по идее, но в совершеннейшем, получается, что кто-то это поет более-менее профессионально, радио «Шансон» есть, группа «Лесоповал», но когда это исполняет какой-нибудь не в обиду ему будет сказано Федя Хрюпкин…
К. ЛАРИНА – Ну чего ты Хрюпкина замучила уже.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Хорошо, Вася Огурцов.
К. ЛАРИНА – Вася Сыроежечкин.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Как угодно, из кафе придорожного или вокзального ресторана какого-то города… Урюпинск можно произнести?
К. ЛАРИНА – Между прочим, Лайма Вайкуле пела в ресторане.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Совершенно верно. Об этом и говорят, что многие начинали. Но тогда этот репертуар приобретает какую-то уже абсолютную законченность и совершенно невероятную, вот если можно сказать пошлость, как объяснить, вот послушайте вот это. Иван Емельянович говорит, Пугачева, да Пугачева это просто по сравнению светоч, пир духа и все, что угодно можно тут произнести. Но в целом я согласна, в общем, задолбали, конечно, и Аллой Борисовной и всеми членами ее семьи. И предыдущими и последующими и всем остальным.
К. ЛАРИНА – НТВ знает свой народ в отличие от тебя, Петровская. Понятно? НТВ работает для народа. Понятно тебе? Народ хочет песен, хочет погулять в шалмане. У него нет денег сходить в кабак и послушать своего любимого Сыроежкина, ты понимаешь? Так Сыроежкин к ним придет бесплатно и по телевизору.
И. ПЕТРОВСКАЯ - В главный ресторан страны.
К. ЛАРИНА – И все, понятно, это значит такой образ для меня то, что Светлаков изображает в «Нашей Раше», этот зритель из Таганрога, который с телевизором разговаривает. Вот этот электорат, вот эти посетители этого шалмана. Они для них работают и выполняют свою функцию. Они молодцы, они конечно издеваются над этим народом, потому что безусловно, они себя частью этого народа не считают, они его презирают.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Совершенно верно.
К. ЛАРИНА – Это видно. Но народ-то, пипл-то хавает и балдеет.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Помнишь в исполнении халдея как ты говоришь, в исполнении Никиты Михалкова в фильме «Родня», когда именно такой презирающий клиента. И в этом для меня есть еще большая червоточина и некоторая гнилость этой всей затеи.
К. ЛАРИНА – Но это правда жизни.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Правда жизни.
К. ЛАРИНА – Ну что делать. Правда жизни такая.
И. ПЕТРОВСКАЯ - При этом там караоке идет. И люди, которых представляют как будто бы которые за столиками сидят, то педагоги, то еще кто-то, я думаю, что на самом деле это просто такая массовка, статисты, они «American boy, уеду с тобой». Я тут же вспомнила эти эпохальные кадры, где наш Дмитрий Анатольевич танцует под эту же музычку. И причем примерно вот также.
К. ЛАРИНА – Это тоже еще один шаг к приближению бунта народного. Я в этом просто убеждена. Потому что все-таки…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Почему, тогда получается у тебя логики нет в словах.
К. ЛАРИНА – Логика есть, потому что когда по одному каналу или по трем каналам идут песни ночного столика и поет и пляшет вся страна, обнявшись, а где-нибудь в какой-то глуши культурной сидит условная Богуславская или Смехов читает совершенно какие-то непонятные стихи. Произносит непонятные слова, с умным видом глядя в камеру, это очень сильно бесит людей. Это их раздражает. Вот потому что посетители ночного шалмана они в итоге множатся, они размножаются как тараканы пачкованием. Их тапком не прибьешь просто так.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, я думаю вот в чем ты не права.
К. ЛАРИНА – Такая черная сила.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, эти сегменты аудитории не пересекаются и не сталкиваются. Потому что для того чтобы раздражиться тем, что они видят Зою Богуславскую или Смехова или вчерашнюю «Линю жизни» с потрясающим Алексеем Бородиным…
К. ЛАРИНА – Они должны это включить.
И. ПЕТРОВСКАЯ - А я думаю, что этот процесс происходит так, включил и мгновенно переключил, не успев раздражиться.
К. ЛАРИНА – Тогда НТВ выполняет роль сдерживающей силы…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Психотерапэвта?
К. ЛАРИНА – Ну конечно. Представляешь, если бы вместо «ночного столика», вместо шалмана на НТВ показался бы какой-нибудь писатель, поэт, который выступил бы с лекцией. Или концерт классической музыки. Все, взрыв, народный бунт обеспечен. Вот тогда толпа озвереет совершенно.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я тебе вот что скажу. НТВ в этом смысле являет для меня какую-то загадку и феномен. Потому что в понедельник в «Школе злословия», я понимаю, что у аудитории НТВ должен ум за разум заходить. Потому что Первый канал понятно, общий интерес, и там особо ничего такого запредельно умного, но и запредельно тупого не ждешь. Хотя «Пусть говорят» удовлетворяет определенный спрос к определенной тематике. «Россия» еще более нейтральная. Сериалы, новости и все практически.
К. ЛАРИНА – Прямой эфир появился.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, НТВ в этом смысле все время заморачивает и сбивает с толку, потому что в понедельник в «Школе злословия» сидит та же самая З. Б. Богуславская.
К. ЛАРИНА – Это глубокая ночь.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Тоже верно. Но вчерашний шалман тоже был довольно поздним вечером. Он начался в 11 часов, а закончился, я даже до конца не смогла досмотреть, потому что после всех…
К. ЛАРИНА – А там слоган какой. Меня он убил. Пейте вместе с нами, наливай.
И. ПЕТРОВСКАЯ - А жюри, которое поднимало таблички со словами…
К. ЛАРИНА – И это в тот момент, когда все депутаты ГД, все наши президенты и вожди нации озабочены проблемами алкоголизации нации, пытаются спасти ее от этого, НТВ говорит: наливай, ребята, у нас можно. Молодцы, респект и уважуха вам, НТВшники.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну дай я закончу просто коротко. Так вот, там видимо, по дням как-то распределено. В понедельник поздно вечером, видимо, там просчитали, что придет на «Школу злословия» прикормленная горстка интеллектуалов.
К. ЛАРИНА – Там есть своя аудитория.
И. ПЕТРОВСКАЯ - И там сидит какой-то интеллектуал и беседует тоже с интеллектуалками же. Зато пятница это самое шалман, потому что вчера был огромнейший кус - баба Ванга, второе пришествие. Экстрасенсы, завещание бабы Ванги, это уже просто становится таким сериалом на НТВ. Просто за гранью. Потом этот шалман, дальше суббота-воскресенье вечер, суббота в меньшей степени опять для тех, кто понимает, кто думает, поэтому аудитория НТВ в данном случае она совершенно для меня непостижима. Они пытаются охватить разные ее сегменты, а вот что из этого получается, и есть ли это столкновение, о котором ты говорила.
К. ЛАРИНА – Мне кажется есть, они это знают.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Может быть.
К. ЛАРИНА – Тоже не дураки. Это мы так думаем. Товарищи, в телевизоре дураков нет. Большие деньги требуют большого вложения ума.
И. ПЕТРОВСКАЯ - И таланта.
К. ЛАРИНА – Телефончик можно да? Пожалуйста. Алло. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Александр из Санкт-Петербурга. Прекрасно… поэзии Вениамина Смехова, удалось посмотреть Андрей Вознесенский… Остальные не удалось, но потрясающе. Я не думал, что Вениамин Смехов так читает стихи, и что интересно, рассказывает.
К. ЛАРИНА – Да. Согласна, не очень хорошо слышно, уважаемый Александр из Санкт-Петербурга. Но мы поняли, что вы говорили про цикл Вениамина Смехова поэтический и вот это сочетание стихов и рассказа об этих людях, он это умеет делать блестяще.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, такая легкая стилизация, когда он рассказывал о Северянине, он стилизовал исполнение стихов чуть-чуть под Вертинского.
К. ЛАРИНА – Молодец. Мне кажется, что «Культура» должна озаботиться и это выпустить на DVD-дисках. Потому что это золотой фонд, что останется, безусловно. Эти лекции, поэтические встречи с Вениамином Смеховым. Потом абсолютно ощущение импровизации.
И. ПЕТРОВСКАЯ - А может быть во многом и есть импровизация.
К. ЛАРИНА – Я не знаю, конечно, он и готовится и пишет что-то себе. Но настолько кажется, что сейчас здесь и сейчас происходит.
И. ПЕТРОВСКАЯ – И, кстати, коль зашла о высоком в кои-то веки речь, канал «Россия» вдруг неожиданно совсем, недавно показывали месяц с небольшим назад сериал «Андрей и Зоя»…
К. ЛАРИНА – Что раньше прошло по каналу «Культура».
И. ПЕТРОВСКАЯ - И вдруг на этой неделе повторял канал «Россия», то есть канал с намного большей аудиторией
К. ЛАРИНА – Они все-таки не прощаются с этой надеждой продлить жанр, заявленный в «Подстрочнике». Пробовали Антонову, не очень получилось. Сейчас Богуславская блестяще попадает, на следующей неделе Мария Розанова будет.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Вдова Андрея Синявского.
К. ЛАРИНА – Да, она конечно, невероятно харизматичная личность, невероятно энергетически заряженная. Ее слушать одно удовольствие. Она очень яркий человек. Но я хочу обратить внимание, что Мария Розанова это не та фигура, которая сегодня сильно востребована в контексте идеологическом. Она очень остра на язык, она очень всегда точно формулирует то, что видит. И мне кажется, что это должно быть очень интересным сериалом, если это получится. Такие тоже монологи, растянутые на несколько дней.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я думаю, что это даже не только монологи, это судя по тому, что был сейчас Анатолий Черняев, это называлось «Свидетели», видимо, они под этим …
К. ЛАРИНА – «О времени и о себе».
И. ПЕТРОВСКАЯ - Там, в общем, «Подстрочник» тоже в это укладывается, потому что там главный монолог, но плюс еще сопровождается все-таки видеоматериалами.
К. ЛАРИНА – А уж Мария Васильевна человек ой, если не слышали никогда, посмотрите. Это человек стоит того, чтобы к нему прислушаться. Я на уровне Елены Боннэр могу поставить в один ряд. Такого уровня человек.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну конечно, она была из тех великих жен и есть, которые не терялись в тени своего великого знаменитого мужа, которые существовали совершенно самостоятельно и среди них Мария Васильевна одна из самых выдающихся.
К. ЛАРИНА – Телефон берем? Берем, пожалуйста. Алло. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Меня зовут Владимир, Екатеринбург. С каждым днем все меньше смотрю телевизор, потому что как говорили по НТВ смотреть невозможно, я хотел вот что сказать. Мне очень не хватает передач того же Гордона, раньше давно шла по НТВ, научно-популярная передача, почему-то в Интернете находишь National Geografic, а отечественных почему-то нет и нет. У Гордона была классная передача, но ничего похожего в последнее время почему-то нет.
К. ЛАРИНА – Спасибо за эту реплику. Но наверное, стоит согласиться, мне кажется форму не могут найти. Лобков иногда делает такие научно-популярные фильмы, чуть ли ни сегодня будет очередная работа или на следующей неделе.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Все-таки они немножко о другом. Потому что одно дело научно-популярный и именно в такой форме увлекательной то, что делает Лобков, а в каком-то смысле продолжает эту традицию такого в чистом виде научного просветительства это цикл «Академия» на канале «Культура». Там все зависит от личности.
К. ЛАРИНА – Темы.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Тема может быть любая. Это я уже давно поняла. От личности рассказчика, лектора. И от того, насколько он умеет зажечь, увлечь и объяснить даже необязательно очень простым языком заявленную тему.
К. ЛАРИНА – Объяснить какие-то невероятные вещи очевидными совершенно…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, что, кстати, не было у Гордона.
К. ЛАРИНА – Как на китайском языке.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Абсолютно ученые говорили с учеными, друг с другом на своем языке, и иногда не было понятно ничего, кроме каких-то общеупотребительных слов, соединительных союзов или чего-то. Но сам смысл ускользал. Завораживающим было ощущение рождения мысли у тебя на глазах. И многие люди, не понимая ни слова о какой-нибудь структурной лингвистике, или не приведи господи…
К. ЛАРИНА – Это вообще ерунда, а вот то, что касается физики, высшей математики, это…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, но следили именно заворожено за тем, как рождается мысль, и за тем, вообще просто восхищались тем, что есть люди в нашей стране, которые этим занимаются, занимаются так увлеченно и их глаза, лица это было самое интересное зрелище.
К. ЛАРИНА – Но это, к сожалению, не сильно оплачивается.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Во-первых, а во-вторых, эти люди, сейчас конечно Сколково страшно обнадеживает, а вообще стройными рядами за эти годы уезжали…
К. ЛАРИНА – Пароходы, самолеты, чемоданы.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Туда, где это еще помимо всего прочего и хорошо оплачивается.
К. ЛАРИНА – Алло. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Меня Олег зовут. И из Москвы. Я хотел сказать, вы обсуждали, что на основных каналах практически невозможно ничего посмотреть в прайм-тайм, и мне кажется, что все эти развлекательные передачи, «Пусть говорят» и про Вангу на НТВ, мне кажется, их надо просто группировать в какие-то каналы, а основные каналы, выделять что-то более нейтральное. И может быть какую-то часть «Культуры» канала переносить на основные каналы.
К. ЛАРИНА – Олег, дорогой, вы знаете, конечно, мы можем про это поговорить. Но это абсолютно не в нашей с вами власти.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это утопия.
К. ЛАРИНА – Во-первых, у нас нет федерального центрального телевидения. Спасибо вам за звонок. Вы говорите каналы группировать. Это все отдельные совершенно предприятия, которые в какой-то степени в малой по сравнению с 90-ми годами, в ничтожной, но все-таки конкурируют друг с другом.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Они ничтожно в содержательном смысле конкурируют.
К. ЛАРИНА – В информационном.
И. ПЕТРОВСКАЯ - А дальше они конкурируют коммерчески и самое главное это добыть побольше рекламы, а реклама, как известно, идет ровно на все то, что нас с вами часто раздражает и пугает.
К. ЛАРИНА – Поэтому воруют друг у друга форматы, поэтому занимаются контрпрограммированием, это все понятно. Это такие конкурирующие фирмы. Кстати, мы не сказали одну вещь, которая знаковая произошла на этой неделе. Я когда увидела эту схему на «Дожде» на новостном канале, то что СТС-медиа тоже сегодня принадлежит Ковальчукам. В итоге мне показали схему, где по сути к вопросу о центральном телевидении…
И. ПЕТРОВСКАЯ - К вопросу о монополии.
К. ЛАРИНА – Да, одна компания по сути владеет всеми каналами. И Первым, и Пятым, и СТС и РЕН, по сути осталось только ВГТРК отдельно из этого холдинга ковальчуковского. А все остальное это уже все, ковальчуковское телевидение. Один холдинг. Вот какая интересная штука произошла.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Причем эта штука как ползучий такой переворот. Потому что это все происходит очень тихо, раньше любая сделка, связанная с изменением состава акционеров, пакета акций и прочее, это очень живо, по крайней мере, в заинтересованных что называется кругах обсуждалось. Потому что от этого много зависело. А здесь именно такая ползучая… тихий захват, и почему-то это для меня загадка, почему молчат всякие наши антимонопольные службы…
К. ЛАРИНА – Потому что это друг Владимира Владимировича Путина.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это по-твоему много объясняет.
К. ЛАРИНА – Это единственное, пожалуй, и главное.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это единственное и главное, но это ужасно неприятно.
К. ЛАРИНА – Предвыборная пора, досвидос, как говорят французы.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Собственно и нам пора уже досвидос сказать.
К. ЛАРИНА – Дорогие друзья, мы завершаем, нет, еще полторы минуты. Напугала. Я телефон могу еще принять. Пожалуйста. Алло. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Я Елена из Челябинска и правда, не знаю, прошу прощения, если вдруг я…
К. ЛАРИНА – Неважно, говорите.
СЛУШАТЕЛЬ – Недели три тому назад была замечательная передача по «Культуре» «Река жизни» называлась, вы о ней что-то говорили или нет?
К. ЛАРИНА – Нет.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Как говорили, конечно. Это фильм про Валентина Распутина.
СЛУШАТЕЛЬ – Да, Валентин Распутин вместе с Сапроновым издателем, который умер буквально через два дня.
К. ЛАРИНА – Простите ради бога, уже отключаю вас, про эту передачу говорили…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Оценили.
К. ЛАРИНА – Самые положительные вещи говорили про нее. Так что огромное вам спасибо. Ой, 27-29 градусов в Европе. А у нас?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Не смотрите, пожалуйста, на Европу.
К. ЛАРИНА – В телевизор. Спасибо большое, завершаем передачу «Человек из телевизора», спасибо всем. Прощаемся на недельку, пока-пока.