Купить мерч «Эха»:

Ирина Петровская, Виктор Ерофеев - Человек из телевизора - 2008-10-11

11.10.2008
Ирина Петровская, Виктор Ерофеев - Человек из телевизора - 2008-10-11 Скачать

К. ЛАРИНА – Какое-то невероятное количество тем для обсуждения.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Так отлично. Не из пальца высасываем, а исключительно жизнь подбрасывает.

К. ЛАРИНА – Ирина Петровская. Давайте мы начнем с события, которое оказалось таким событием грандиозным. 15 лет НТВ. Я думала, ну мало ли кому 15 лет. Тем более, мне кажется, что от НТВ там мало что осталось. Очень смешно, когда все наши президенты говорят по поводу журналистского коллектива, благодаря которому за 15 лет, то есть типа шагайте впереди планеты всей. Кому он это говорит, кто там остался.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я не знаю, смотрела ли ты вчера уже после полуночи фильм «Дни творения» документальный, НТВ показал фильм, посвященный своему 15-летию, где об истории создания НТВ вспоминали отцы-основатели, в том числе даже Евгений Киселев. Который по-моему, не появлялся на этом канале и на телевидении ровно с момента, когда он перестал появляться на экране. Удивило меня, что вспомнили Гусинского добрым словом, сказали, что это именно принадлежит заслуга создания канала. Всю историю, то, что произошло 15 лет назад до какого-то момента можно вспомнить. То есть вспоминали до момента, когда НТВ только начало создаваться и когда вышло в эфир. В связи с этим подробнейший рассказ о том, как НТВ фиксировало и освещало события 1993 года. Длилось это больше часа. Я думала, что в этот период уложится и новейшая история. Но она естественно туда не вошла. Кстати, вспоминали и Леонида Парфенова. В этом какой-то есть символизм для меня, посещение Владимиром Путиным по истечении его президентского срока, который начался с того, что НТВ старое было разгромлено.

К. ЛАРИНА – То есть он своими руками задушил и приехал поздравлять с 15-летием.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Он задушил, потом выросло то, что выросло. И теперь он приехал поздравлять. И я тут стала вспоминать, вообще бывал ли за все время хоть в какой-то из компаний Путин, и вспомнила, что не бывал. И когда отмечало 15-летие ВГТРК, группа руководителей и ведущих журналистов приехала поздравляться к Владимиру Владимировичу, по-моему, в Бочаров ручей. И тогда это все обсуждали как какой-то новый формат поздравительный.

К. ЛАРИНА – Кулистиков тоже приезжал.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это тоже был страннейший сюжет по мизансцене, потому что было написано: Московская область. Было ощущение, что они гуляли в лесу параллельно, Дмитрий Анатольевич и Владимир не помню как по отчеству, случайно друг на друга напоролись. И стоя друг против друга, один поздравил, а другой отчитался коротко о проделанной работе. Такой мизансцены я, честно говоря, тоже не помню. Но посещение премьером, в общем, я стала, к сожалению, невольной жертвой этого великого события. Это называется то, что осталось за кадром. Я вчера внимательно специально посмотрела все программы, в том числе городские, которые обычно докладывают обстановки дорожные в городе и никто не доложил о том, что в районе Останкино и прилегающих к нему случился коллапс.

К. ЛАРИНА – Иринин дом на беду оказался на пути.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да все знают, что мой дом все время на беду у кого-то на пути оказывается. Сколько там живу, все время у кого-то на пути. То идут коммунисты с кастрюлями пустыми, то демонстранты и участники событий октября 1993 года стреляют и громят. Как что-то происходит, так впору куда-то зарываться, съезжать. Последнее событие был взрыв апрельский. Но даже непосредственно в день апрельского взрыва жителей пускали в свои дома. Если мы ехал и показывал свою прописку, тебя пускали на твою улицу. Мы вчера вначале с дочерью выехали из дома после 12 дня. И поразились тому, что вся улица Академика Королева абсолютно пустая. Потому что нет машин вообще. Обычно машины припаркованы, где только можно. Мы проехали мимо телецентра, и потряслись, что ни одной машины. А там обычно только что одна на другой не стоит. И работали эвакуаторы, в том числе от ресторана «Твин Пикс» оттаскивали. И через каждые 40 метров стояли патрульные милицейские машины и сами милиционеры в количестве по 2-3 на каждые 50 метров. При этом у меня возникло подозрение, что очевидно кто-то поедет в Останкино, чего-то объявит, не приведи Господи, но в то же время я подумала, какой смысл ехать в Останкино, если в Кремле есть оборудованная студия, сигнал и давно уже туда не ездит из руководителей, потому что нет такой надобности. Попытка спросить у одного из милиционеров, что происходит и будет ли улица перекрыта, естественно, имела ответ: проезжайте, граждане. Граждане проехали и к несчастью выехали еще один раз уже около 4-х часов дня и поехали в район Алтуфьево. И вернулись полпятого. Проезд на Ботаническую улицу в том месте, где км 5 до улицы Академика Королева, был перекрыт. Притом, что с этой улицы еще идут ответвления на другие разные улицы. Дальше мы попали в страшнейший коллапс, потому что мы попытались сказать, что мы здесь живем и можно ли проехать, естественно, получили тот же ответ: проезжайте. Дальше мы это расстояние объездное тоже км 4 ехали 2,5 часа и слово «ехали» неприменимо к тому, что в этот момент происходило на этой улице, на прилегающих. Когда мы доехали, я очень боялась, что улица Академика Королева будет перекрыта, нет, в этот момент в этом месте нас пропустили, мы проехали и оказалось, что просто это наше счастье, потому что через полчаса улицу перекрыли. Она была со всех сторон перекрыта. Это возвращаются люди домой, это вечер пятницы. Вот представила, ребенка например, оставили ненадолго. Или у меня щенок сидел некормленый, негуленый. Рожают люди, болеют, в аэропорт едут люди. Мы стали следить, что будет происходить. С балкона. По улице начали шнырять время от времени с мигалками гаишные машины, и ровно полвосьмого пролетел на дикой скорости кортеж. Премьерский, как выяснилось, потому что трудно было понять, кто именно едет, но было понятно, что, конечно, не Грызлов например. У меня до сих пор в голове не укладывается, почему нужно за три часа до проезда кортежа перекрывать улицу, по которой он все равно не поедет. Он ехал по Проспекту Мира. И Проспект Мира тоже потом был весь зачищен от машин, причем в том числе и официально припаркованных. И вчера район просто, даже наверное, округ встал. Из-за того, что пришла такая идея, я думаю, что даже может быть, наш премьер-министр не знает, что таким образом готовят территории к его приезду. Но хотелось бы, чтобы узнал, потому что безусловно, это было нарушение, я вчера только на одном сайте прочитала, что правозащитники озаботились нарушением прав человека.

К. ЛАРИНА – Да ладно озаботились они.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Ну как будто бы. Сделали заявление. Но, в общем, реально это было нарушением планов жизни, потому что вчерашний день просто пропал.

К. ЛАРИНА – А чем все кончилось? Я видела только одну картинку, где они в какой-то комнатке столпились, руководители всех других каналов.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Кончилось тем, что он доехал до Останкино, не знаю, как он обратно ехал, я уже не проследила, может по той же Ботанической.

К. ЛАРИНА – А там была какая-то тусовка или типа он зашел поздравить?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Он зашел поздравить, там пришли руководители других каналов, он прошелся по аппаратным, он пожал руки, он сказал о том, что нужно держать прежнюю и стандарты и планку моральной нравственности, что было особенно забавно применительно к нынешнему творческому направлению, которое исповедует компания НТВ. Мне показалось, что может быть, он не вполне себе понимает, куда он попал, на какой телеканал. Но вроде он узнавал в лицо, Миткову узнал, один раз я увидела, что он стоит к ней спиной, он обернулся и как-то изменил позу. Наверное, может быть, потом был чаепитие, разговор, об этом нам не рассказали. В позднем выпуске НТВ специальном показали чуть более подробно. В частности, О. Б. Добродеев сказал прекрасную фразу, что когда создавалось НТВ, и люди были лучше. И за эту фразу зацепился премьер-министр, и стал говорить: вот, а что же у вас на ВГТРК плохие. Да нет, начал выпутываться из неловкого положения Олег Борисович. У нас тоже отличные ребята. Но просто тогда собрались лучшие. Вот там именно прозвучало по поводу того, что надо эти стандарты обеспечивать. Какой-то был разговор о детских каналах. И тут, по-моему, Эрнст доложил, что уже есть детские каналы. Но я так поняла, что все довольны и руководство страны довольно телевидением и НТВ. Потому что это первый случай, когда сам Путин приехал поздравлять журналистов телеканала. Глазами очевидца то, что осталось за кадром вызвало у меня совершенно невероятную оторопь.

К. ЛАРИНА – Даже то, что попадает в кадр, о многом говорит. Ты вспомнила, как Кулистиков приехал в Московскую область тайную…

И. ПЕТРОВСКАЯ - По грибы.

К. ЛАРИНА – На встречу с президентом. Очень смешно, мне кажется, что в этом виноваты протокольные службы. Что раньше все-таки они делали вид некого неформального общения. Здесь все было в рамках жанра. Если неформальное, то и неформальное. Прописываются другие тексты. А здесь в чем было несоответствие, почему эффект смешного возникает у зрителя при этой встрече якобы случайной. Когда президент начинает вдруг громко говорить какой-то официальный текст, наизусть шпарит, глядя в глаза Кулистикову. Они вдвоем. Никого нет. Нет трибуны, графина на трибуне.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Какая ты наивная. Что значит они вдвоем. Тут стоят, это не рояль даже в кустах. Это операторы в кустах.

К. ЛАРИНА – Но они же снимают якобы разговор неформальный. А получается, что два человека говорят друг другу какие-то тексты. Как в дурном театре. Сами смешными выглядят.

И. ПЕТРОВСКАЯ - В принципе этот жанр отработан, когда нам показывают, что сегодня президент или премьер-министр встретился с тем-то. И наивные наши зрители думают, очевидно, так оно и было. Они сидят, это часть их беседы. На самом деле это абсолютно не имеющее отношения к реальному событию просто перед началом 2-5 минут снимают, как люди расписанный текст произносят.

К. ЛАРИНА – А про тигренка скажи про твои ощущения. Что осталось за кадром?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я не знаю.

К. ЛАРИНА – Четыре часа ждали.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я прочитала Андрея Колесникова в «Коммерсанте». Того, что происходит в окружении президента, а теперь уже премьер-министра Путина. Это было бы смешно, когда бы не было довольно грустно. То есть протокольная служба вызывает всех журналистов кремлевского пула и говорит о том, что будет некое сообщение неожиданное, люди приезжают в Ново-Огарево.

К. ЛАРИНА – Их привозят туда. Тебя выдергивают как в милиции, как будто выезжают на дело. Тебя грузят в автобусы. Они не сами едут.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Очевидно, факт тот, что вечером их везут туда. Или они сами приезжают.

К. ЛАРИНА – С блокнотами как дураков.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Их в каком-то помещении размещают, и они долго ждут. Причем по описанию Колесникова, в этот раз ждали почти 5 часов. Передумали уже все о том, что сейчас будет страшное сообщение о дефолте, что не приведи Господи премьер-министр заявит, что он уходит в отставку. Чем больше ждали, тем больше понимали, что происходит что-то невероятное. Потом появился Владимир Владимирович, который сказал, что он бы хотел им показать, но просит только не кричать, не визжать. Что можно подумать? Все, что угодно. В результате оказывается, что просто в соседней комнате в корзинке лежит тигреночек. Чего-то мне это напоминает, я видела раньше сюжеты.

К. ЛАРИНА – Туркменбаши.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Когда дарили рысаков…

К. ЛАРИНА – Когда он был президентом, ему рысаков дарили, еще кого-то дарили. Но тигренка первый раз. Из Красной книги.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И мне кажется можно и тигренка показать, это все очень мило и собачка Кони постоянный персонаж. Но это когда все совсем хорошо.

К. ЛАРИНА – Особенно в разгар кризиса рассказывать, как тигренок питается парным мясом.

И. ПЕТРОВСКАЯ - В разгар кризиса, про который сегодня пишут и говорят, но не показывают. Я специально эту тему отслеживаю, я поражаюсь, если и говорится о кризисе, то исключительно применительно к западной экономике. Мы даем какие-то советы. Я ни разу не услышала внятной какой-то дискуссии, а что же нам ждать. Все нормальные люди сегодня думают, что же нам ждать даже те, у кого нет никаких накоплений.

К. ЛАРИНА – Но при этом идут массовые сокращения на предприятиях и компаниях.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Те, у кого нет денег больших и вообще нет денег думают, что это вообще их не касается. Когда касается каждого. Пенсионера, потому что естественно вырастут цены. Сокращение рынка труда. И так далее. И вот об этом вообще ничего не говорится. Тишь да гладь. Но зато тигренок. Тигренок в этой парадигме отлично. Потому что если находится время для презентации тигренка, значит действительно все у нас совершенно хорошо.

К. ЛАРИНА – Все у него хорошо.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не только у него, у нас тоже. Потому что мы же не можем допустить, что наше все, глава практически государства, второе лицо в государстве, как принято сейчас говорить, а на самом деле две головы совершенно будем рассчитывать полноценных, в такой момент, когда все только и думают, как бы все к чертовой матери ни гикнулось, будет презентовать тигренка. Или котенка. Странная история. Она для меня не странная, я все понимаю, почему это делается. Но когда все ведущие каналы сообщают пусть не первой новостью, потому что если первая то уж совсем было бы замечательно. Такая вкуснятинка. Бантик. Очень милый. Я вообще люблю, когда Владимир Владимирович нам показывает, как он общается с животными.

К. ЛАРИНА – А про эту тигрицу, мне напоминает, тигрицу, которую усыплял. Помнишь? Опять показывают какой-то фильм из этой серии. Каждый журналист, который каким-то боком туда попал, считает своим долгом отметиться и сделать сагу на эту тему. Это похоже на сакраментальное бревно ленинское, которое с ним несли 500 млн. человек. Сначала говорили, что Брилев присутствовал один, эксклюзив, вдруг оказалось, что там было еще этот, этот. Вообще была толпа журналистов.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Тот же самый механизм. Привезли толпу, может быть чуть шире, чем кремлевский пул. Поснимали. Это интересно, брутально. А когда он со зверюшками общается, он мне очень нравится.

К. ЛАРИНА – Давай про «Тяжелый песок». Хотя я, честно говоря, боюсь его трогать, потому что после истории с «Московской сагой», когда творческая группа Барщевского практически донос на нас написала главному редактору «Эхо Москвы». Теперь уже можно про это сказать. Я боюсь даже тронуть.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я совершенно не боюсь.

К. ЛАРИНА – Я боюсь связываться. Сейчас скажешь, обвинят в антисемитизме.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Безусловно. Сейчас можно в чем угодно обвинить. Но в таком случае антибарщевизм… Я совершенно ничего против не имею этих людей. Но, по-моему, тот же самый метод, тот же самый картон.

К. ЛАРИНА – Видно сразу.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Видно, что не просто по мотивам, а по очень, очень большим мотивам романа Анатолия Рыбакова. Все ряженые. Причем это не только мое мнение и твое, но за это время естественно я со многими людьми совершенно далекими от кино, от Барщевских, от телевизора поговорила, мои знакомые и все как-то в полном недоумении пока.

К. ЛАРИНА – Тогда уж я скажу. Я уверена на 358%, что ничего, это видно, потому что такая профанация все, что сделано. По большим мотивам да, кстати, я этого романа не помню, к сожалению, но я читаю свидетельства слушателей наших, которые читали роман…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я тоже читала.

К. ЛАРИНА – Они подтверждают твою мысль, что очень далекие мотивы, очень много приблизительного. Но то, что ряженые и что это не талантливый фильм, это сразу видно с первых секунд. Потому что по-прежнему прошло с «Московской саги» сколько времени, режиссер или кто исполняет эту функцию на сей раз…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это сын того, кто был в прошлый раз.

К. ЛАРИНА – Мне кажется, роли не играет никакой. Потому что они не научились работать с артистами, у них великие актеры выглядят смешными. Нелепыми. Может быть, Марку Розовскому нравится его актерское исполнение, что он творит в этом фильме. Мне, например, за него было неловко. Неловко за Бориса Львовича, за Вадима Жука. Талантливые люди, а выглядят просто какими-то ряжеными, коверными. Мимо профессии абсолютно все.

И. ПЕТРОВСКАЯ - …фильмов делается, просят своих знакомых подыграть. Получается ни пойми что, какой-то капустник, междусобойчик.

К. ЛАРИНА – Это наоборот выглядит естественно. А здесь все не естественно, натужно. В который раз мне жалко Андрея Смирнова. Наверное, у него есть какие-то свои мотивы соглашаться на работу в таком фильме. Замечательная его жена актриса Елена Прудникова, Елена Смирнова тоже играет. Ей-богу, неужели нет более достойного, где можно применить свои способности и актерский талант.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я думаю, когда люди соглашаются участвовать в фильмах, они исходят из того, что интересный материал.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Они же видели, что было. «Московскую сагу». Конечно мотивация у актеров своя. Мне кажется, что стоит иногда немножко посмотреть со стороны на себя. Неужели люди не понимают, что стыдно принимать в этом участие. Потому что это не имеет никакого отношения ни к экранизации, ни в еврейской теме, извините за выражение. Ни к уважению к памяти Анатолия Рыбакова. Здесь очень много спекуляций. Не говоря уже о том, что все неправдоподобно, какое-то бесконечное количество платьев и рюшечек роскошных нарядов в бедном еврейском местечке. Все такое гламурное как из рекламы домика в деревне. Все поля, леса и домики раскрашенные.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, ощущение обеспеченной дворянской девушки.

К. ЛАРИНА – При этом пишут наши слушатели, в доме нечего есть, одни драники, наверное, все деньги ушли на наряды, на платья. Как сказал мой товарищ: одного клея сколько пошло. Цурило какой актер, выдающийся актер нашего времени. В «Хрусталеве» играл, актер Германа, уж такой правды жизни актер. Кукоцкий. Абсолютно животного правдоподобия. Куда это все девается. Значит, как говорят, что это произведение нельзя испортить. Можно испортить все. Если ты начальник и у тебя нет ни таланта, ни опыта, ни права это делать, ты можешь своими руками испортить все. Ты можешь талантливого актера превратить в бездарного, умное произведение превратить в глупое, поверхностное. В примитивное.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Если учесть, что очень многие люди сегодня не читают, а именно смотрят и впечатления свои составляют именно, исходя из этих с позволения сказать экранизаций, это, в общем, конечно, наносит определенный ущерб и урон, в том числе и первоисточнику. Хотя я очень надеюсь, что на этой волне сейчас переиздадут Рыбакова, может быть, люди прочитают и все-таки какая-то часть заинтересуется оригиналом. Мне кажется даже не стоит об этом столько говорить.

К. ЛАРИНА – «Без вины виноватые» ты видела? Я не видела, но очень противоречивые отзывы. Мне горько читать очень многие вещи.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я присоединяюсь к противоречивым. А точнее однозначным отзывам. Бывают и у мастеров, каковым является, безусловно, Глеб Панфилов, неудачи. На мой взгляд. И это неудача, связанная с тем, что семейный подряд использован. Одного лишь имени и фамилии недостаточно для того, чтобы сыграть известную классическую и богатую роль, которую он сыграл сына Кручининой - Гриши.

К. ЛАРИНА – А Сухоруков?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не хочется мне на эту тему говорить. Потому что бывают неудачи.

К. ЛАРИНА – Актерские работы там есть хорошие?

И. ПЕТРОВСКАЯ - У меня было ощущение неловкости от этого произведения и что называется его не узнавала. Можно не узнать что-то, но подумать, как это оригинально, какие трактовки, кстати, там тоже много чего по мотивам. Но у меня ощущение, что это не самая большая удача. В связи с этим с огромным чувством тревоги жду экранизации «Отцов и детей», которая будет показана в воскресенье.

К. ЛАРИНА – Почему такое странное время они выбирают?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Предполагается, что классика у нас не годится для рейтингового времени. Поэтому ставят в воскресное. Может быть, в этом есть и смысл. В этот момент люди могут семьями посмотреть что-то. Потому что «Отцов и детей» покажут тоже где-то в предранний вечер, по-моему.

К. ЛАРИНА – Давай про «Гордон Кихот», здесь очень много отзывов. Мне очень обидно за Виктора Ерофеева. Потому что, по-моему, все, что могли сделать для того чтобы изобразить его исчадием ада, это было сделано.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я тоже вчера подумала, что эту программу сделали специально в ответ на его резкую критику Первого канала и программы реалити-шоу «Последний герой», из которого он вышел со скандалом.

К. ЛАРИНА – Кстати, он написал еще очень жесткую статью в «Огоньке».

И. ПЕТРОВСКАЯ - По этому же поводу. Назвав этот проект фашистским. И обвинив Первый канал, во всяком случае съемочную группу в том, что устраивается нечто за гранью добра и зла. Программа лежала очень давно.

К. ЛАРИНА – Чуть ли ни летом его записывали.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я узнала, что был Ерофеев летом, я думаю, что писалось даже в первом пакете, когда еще он даже не мог предположить вообще, что это за формат такой. Тогда же звали и меня. Я думаю, что здесь сыграло то роль, что Ерофеев шел наверняка, не представляя, что с ним там собираются делать. Когда человека приглашают в вежливой форме, как меня приглашал Гордон на Первый канал поговорить через вас как яркого представителя о современной литературе, телевидении, телекритики. Но всякий вменяемый публичный человек на это покупается и идет. Потом мне сказали, почему я не пошла, якобы Эрнст лично вычеркнул меня из списка. Я подумала, наверное, это цензура. А сейчас я искренне благодарна, я понимаю, что Костя, именно Костя, а не Константин Львович, а мой старый приятель начала 90-х, который мне кассеты лично домой привозил, чтобы я посмотрела матадор, Костя Эрнст, спасибо тебе большое. Он меня защитил, уберег и спас от этого кошмара, в который погружают человека, который ни сном, ни духом. Можно ли говорить о том, что Ерофеев не самым достойным образом участвовал. Можно. Он сорвался. Но мне показалось, временами он был просто в состоянии шока, даже по крупным планам у меня было ощущение, что он вот-вот заплачет.

К. ЛАРИНА – Потом там с монтажом, как мы услышали в прошлый раз свидетельство Александра Минкина, которого откуда-то изъяли, а куда-то вклеили, таким образом, продлив его существование на этой передаче, с которой он ушел. Здесь мне кажется с монтажом много искусства. Нестыковок. Один человек перемещается в другое место, молчал, отошел, подошел. Вдруг кто-то сказал. Какие-то обрывки разговоров. Окончание страстного диалога.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Крупные планы людей, которые вообще слова не сказали. Ужасающая манера поведения тех людей, которые были противниками. Потому что со стороны Ерофеева, на мой взгляд, очень достойно выступила Наталья Иванова, по-моему, зам. главного редактора журнала «Знамя». И Маша Арбатова, которая попыталась как-то немножко ситуацию смягчить. Но особенно по сравнению мы видели неделю назад, каким был ласковым Александр Гордон по отношению к Ксюше Собчак. И тут получилось, что Ерофеев абсолютное исчадие ада, страшнее которого нет. И действительно оскорбительные вещи прозвучали. Хотя и говорится, что это полемический, спорьте со мной. Предатель собственного отца. Вырванные из контекста цитаты из его произведений, которые инкриминируются ему вообще просто нарушение общественной нравственности. Совершенный идиотизм, когда твой любимый персонаж так называемый историк…

К. ЛАРИНА – Так называемый Поляков.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, который сказал, что западная публика аплодировала опере «Жизнь с идиотом», которую написал Шнитке по либретто Ерофеева только потому, что было приятно считать, что русские идиоты. Это за гранью вся эта аргументация. И чудовищное поведение главной оппонентки…

К. ЛАРИНА – Непонятно кто это. Я первый раз слышу. Ремчуков меня кстати удивил. Который говорит, что друг семьи, они встречаются домами, он сидит на противоположной стороне и действительно как на комсомольском собрании твой товарищ говорит, ну как же, ты понимаешь, старик. Ну нехорошо же это. Мы же тебя знаем другим. Это чудовищно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И вообще вспомнил бы тот же Гордон, что все-таки Ерофееву уже 60 лет, немножко постарше вас. Хотя бы манеру другую. Я понимаю, как он был обескуражен, что совершенно не извиняет, тем не менее, его ответов. И его манеры ответов этой женщине.

К. ЛАРИНА – Когда он ему сказал, что вы подлый человек. Мне кажется, что…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Когда ему – да. Но женщине не говорят.

К. ЛАРИНА – Сорвался.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, и сорвался, к сожалению, действительно не вполне красиво и достойно. Хотя у меня ощущение, что он в состоянии шока.

К. ЛАРИНА – Виктор Ерофеев у нас на связи. Вить, добрый день.

В. ЕРОФЕЕВ – Добрый день.

К. ЛАРИНА – Мы начали обсуждать программу, можно начать наш разговор с тобой, прими наши соболезнования. Скажи, пожалуйста, если говорить по технологиям, ты вчера смотрел же эфир.

В. ЕРОФЕЕВ - Да.

К. ЛАРИНА – Что было так, а что было немножко подправлено?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Было много конечно, искусства монтажа. Безусловно. Потому что, например, Ремчуков решительно встал и перешел с одной скамьи на другую.

К. ЛАРИНА – То есть он на твою сторону перешел.

В. ЕРОФЕЕВ – Да, а в программе он до сих пор заявлен как противник. И так далее. Это что называется, шел в одну комнату, а вошел в другую. Потому что конечно, никто мне не говорил, что это будет судилище. А все говорили о том, что будем разбирать какие-то мои книжки, поговорим о литературе.

К. ЛАРИНА – Да что вы.

В. ЕРОФЕЕВ – Уговаривали, упрашивали. А я еще отказывался, потому что все-таки я лицо канала «Культура» и мне Первый канал вроде бы и не нужен. А в конце концов они уговорили и показали. Конечно, мерзость неслыханная. Во-первых, позиция, во-вторых, в этом судилище позиция Гордона, который абсолютно подло себя вел. Просто подлец. Реальный. И, во-вторых, в самой форме судилища, потому что как сказал Розовский, это очень сильно напоминало Советский Союз. Всех лет. Может быть, это был не сталинизм, но брежневизм точно. И я пошел туда, немножко улыбающийся, но надо сказать честно, там было не до улыбок. Но конечно, спасибо друзьям и Розовскому и Наташе Ивановой, и Арбатовой и огромное спасибо всем. Но, по-моему, они тоже были просто в шоке, что такая передача. И потом она абсолютно бесчестная, потому что заявление, что мое движение от фронды к равнодушию, Ксюша, если ты вспомнишь мои какие-то выступления в последнее время, то уж равнодушием ничего невозможно объяснить. Это просто какая-то запланированная кампания выжигания и уничтожения людей, которые думают самостоятельно, и в данном случае это коснулось меня. И конечно, подтасовка фактов. То, что написал бы Брежневу, что повесился это я, а потом не повесился, а мы бы все написали и повесились. Так что мне просто хочется передать через «Эхо Москвы», что Гордон подлец просто по своей видимо, журналистской сути. И если кого-то будут приглашать в эту программу, просто знали, что эта программа подлеца.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Витя, добрый день. Это Ирина Петровская.

В. ЕРОФЕЕВ – Привет.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Эта запись долго лежала?

В. ЕРОФЕЕВ – Она какое-то время лежала. Потому что они никак не могли понять, видимо, что с ней делать. Потому что в принципе вообще эта программа, которая я не думаю, так уж сильно работает на Гордона. То, что она не работает явно на какие-то силы, которые хотят представить всех в издевательском виде, это точно. Другое дело, что просто как ты знаешь, искусство монтажа может все превратить просто в идиотизм.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я к чему спросила. Потому что у меня создалось впечатление, что она совершенно неслучайно сейчас вышла, а именно после интервью и после статьи в «Огоньке», где очень ты жестко говоришь по поводу методик и методов творческих, мягко говоря, Первого канала. У меня ощущение, что это такая месть очень целенаправленная.

В. ЕРОФЕЕВ – Во-первых, это передача, которая выходит перед первыми сериями «Последнего героя», то есть такая артподготовка, по-моему, это все начинается то ли 12-го, то есть совсем вот-вот. Или еще какого-то октября. И, по-моему, я как «последний герой» уже здесь выставлен, конечно, в таком замечательном свете. Так что действительно те методы, о которых я писал в «Огоньке» и рассказывал Ксюше на «Эхо Москвы», их иначе как экстремистскими назвать трудно. И в этом смысле Первый канал ведет себя, по крайней мере, абсолютно бесчеловечно. Потому что я написал Первому каналу, руководству, что в связи с конфликтной ситуацией я бы хотел отсмотреть тот материал, который был сделан со мной на «Последнем герое». Но канал не удосужился мне даже ответить. Не то что передать какой-то материал. Наверное, значит, такие они.

К. ЛАРИНА – Витя, поскольку я хочу сказать нашим слушателям, что я знаю Виктора Ерофеева достаточно давно, но мало этого, я делала когда-то передачу на канале РЕН-ТВ про тот период жизни Виктора Ерофеева, который послужил главным поводом для вчерашней передачи. То есть это та самая история создания «Метрополя», что было до этого и после этого. Отношения с отцом. И период травли и почти гражданской казни абсолютнейшей в советское время. И, слава богу, я знаю, какую цену на все заплатил Виктор Владимирович Ерофеев. И не тем людям, которые там собрались в студии судить о том, как он должен был себя вести и что написать.

В. ЕРОФЕЕВ - Правда.

К. ЛАРИНА – Но Вить, получается, что это не первая травля в твоей жизни. Насколько ты готов держать удар. Потому что мы сейчас с Ирой обсуждали эту передачу, и понимаем, что были моменты, когда ты был на грани. Когда ты почти сорвался.

В. ЕРОФЕЕВ – Но вообще, честно говоря, конечно, когда в косвенной форме оскорбляли моего отца, то я думаю, что тут было трудно не сорваться. И я, кстати, по-моему, просто вел так, как может вести любой человек, когда действительно затрагивают совсем близких людей. Я не хочу сказать, что не допущено в моей жизни никаких ошибок. Как раз можно было бы вспомнить, наверное, что-то связанное с творчеством. Но уж явно не с какой-то моей позицией. Потому что она была всегда независимой и с другой стороны скажем страшное слово – патриотичной. В том смысле, что я действительно… интересами моей страны, как я это видел. А что касается действительно «Метрополя», когда там тявкала какая-то тетка по поводу того, что столько лет и все про «Метрополь», конечно, «Метрополь» это бунт, конечно, это революция, которая произошла в чудовищных условиях тоталитаризма, и это конечно, и привело к смерти советской литературы и, слава богу. И надо сказать, что сейчас в эти дни как раз юбилей нашего журнала. Я имею в виду альманаха литературного. Да и «Метрополь». Потому что мы тогда и задумывали его в эти месяцы и пытались осуществить и осуществили. И вообще такая ненависть к свободе слова, к независимости писателя это знак времени. А не просто случайное явление.

К. ЛАРИНА – Вить, спасибо тебе большое. Если что, обращайся.

В. ЕРОФЕЕВ – Хорошо. Всего вам доброго.

К. ЛАРИНА – Привет ребеночку нашему Майечке, которая там переживает за папу. Мы слышим ее голос.

В. ЕРОФЕЕВ – Да, она вокруг меня. Спасибо. Майячка уже пошла во французскую школу.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не патриотично.

В. ЕРОФЕЕВ – Всего доброго, пока.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мне кажется, в каком-то смысле такая травля она подлее, потому что та она была в определенных кругах, это не выносилось.

К. ЛАРИНА – Там были понятны условия игры.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Печаталось только в многотиражке тогдашнего Союза писателей. Московский литератор. Никто толком не знал, что это за «Метрополь» такой, что за люди. То есть про людей знали, но тоже никто не обсуждал это ни по радио, ни по телевидению. И не уничтожал вот так. Когда собственной персоной приходит человек, и его бьют каменьями, палками. Причем передергивая все, что можно. Я думаю, что конечно, люди типа и уровня Ерофеева никогда не придут на программу больше уже Гордон, кстати, Кихот здесь тоже хотелось бы убрать, мы понимаем, что к донкихотству все-таки это мало имеет отношения. Я не припомню, чтобы он кого-нибудь молотил по голове или надевал кому-то свой таз медный на голову и молотил палкой сверху.

К. ЛАРИНА – Похоже на кампанию?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это сведение счетов с самим Ерофеевым. Я абсолютно в этом уверена. Если бы он остался в «Последнем герое», если бы он выполнил все правила игры, я думаю, эту программу просто бы не показали. Сейчас важна действительно артподготовка перед началом «Последнего героя», вырезать его оттуда, видимо, невозможно. Скандал уже всплыл. Поэтому нужно показать, что такой в общем, малоприятный, мелкий подлый человек, что вы от него хотите в ситуации, когда нужно выживать и показывать крепость духа и тела.

К. ЛАРИНА – Я не видела прошлую программу «Прожекторперисхилтон». Но слушатели пишут, что ведущие уже проехались на эту тему, по поводу Джигурды и Ерофеева. Ты видела?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это не говорит, что это кампания против свободы, против литераторов либеральных. Это конкретная кампания по уничтожению конкретного Виктора Ерофеева, который позволил себе посягнуть на святая святых и вынести эту всю мерзкую кухню на глаза.

К. ЛАРИНА – Владимир Познер в программе «Особое мнение» тоже вспоминая передачу «Культурный шок», в которой участвовали Ерофеев и Джигурда, тоже отрицает всяческие обвинения в свой адрес, я имею в виду в программе «Король ринга» по поводу участия Никиты Джигурды. И сказал, что Джигурда вообще глупый человек.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я не исключаю, что кто-то глупый человек, но Познер еще сказал, что он не имел отношения к судейству. Это тоже правда.

К. ЛАРИНА – Но комментарии-то он переписывал.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не знаю. Может быть, он в данном случае защищает корпоративные интересы.

К. ЛАРИНА – А у меня есть еще одна информация, связанная с другим каналом, где делали анонс передачи с участием Виктора Ерофеева, и завернуло руководство канала анонс обратно авторам, чтобы они его переделали с пометкой, что у вас Ерофеев получается какой-то очень положительный. А сейчас его нужно представлять совсем в другом свете.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Просто не связываться людям достойным, себя уважающим, хотя бы с этой конкретно программой. Потому что понятно теперь уже, в какой ты можешь переплет попасть.

К. ЛАРИНА – В том числе, когда тебя в качестве свидетеля туда зовут.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да. Я думаю, что герои не иссякнут. Огромное количество людей готовы пиариться любым способом. Даже если на них прямо во время передачи выльют ушат определенной субстанции. С удовольствием утрутся и дальше будут. Но я уверена просто, что люди достойные вряд ли туда пойдут. А если пойдут, то потом, наверное, будут очень долго жалеть.

К. ЛАРИНА – Мы на этом завершаем передачу «Человек из телевизора».


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024