Ирина Петровская - Человек из телевизора - 2008-05-03
К. ЛАРИНА – Не грусти. Смотреть нечего, но есть, что обсудить. Ирина Петровская. Доброе утро.
И. ПЕТРОВСКАЯ - С праздничком.
К. ЛАРИНА – Ира такая сегодня весенняя, летняя, свеженькая.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Погодка, правда, менее чем хотелось бы прохладная, но надеюсь, нагреется.
К. ЛАРИНА - Хотя говорят, что заморозки будут. Ну пусть они будут, не страшно. Уже все расцвело.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Хочется оттепели.
К. ЛАРИНА – Сегодня много вопросов пришло на передачу, связанных не только с продукцией телевизионной, а больше с событиями около телевизионными. Когда про телевидение говорили в том числе и первые лица государства. Но начать я бы хотела с письма, совершенно неожиданного, которое пришло от Надежды Боговой из Москвы. Хотя подписано несколько человек. Члены родительского комитета. Надежда Богова, Елена Коробейникова, Людмила Шубкина и Светлана Ромашова. «Здравствуйте, очень хотим выразить свое возмущение относительно нападок на телеканал 2х2. с нашей точки зрения этот телеканал транслирует очень качественную мировую мультипликацию. Пропагандирующую семейные ценности. Такие как, - дальше перечисляются конкретные мультфильмы, которые они считают хорошими мультфильмами. Сериалы для детей и взрослых идут в определенное законом время. Сериалы для взрослой аудитории сопровождаются предупредительными надписями. В отличие, например, от того же канала «Бибигон». И дальше наши уважаемые слушательницы рассказывают сюжет одного из мультфильмов, которые они видели по этому каналу. Недавно я зашла в комнату и увидела, как мой пятилетний ребенок смотрит этот канал. Там шел детский, во всяком случае, так это было заявлено, мультфильм. Содержание которого меня просто шокировало. Герои ворона и заяц вначале влюблены друг в друга. Но ворона вдруг перестает обращать внимание на зайца.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Появляется летающий заяц.
К. ЛАРИНА – Он в печали и собирается повеситься. Но веревка обрывается. И у него это не выходит. А ворона тем временем влюбилась в лисицу (женского пола). Заяц жалуется на ворону волку-охотнику. И вместе они отправляются на свадьбу вороны и лисицы.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Ворона в сыр влюбилась.
К. ЛАРИНА - Когда ворона еще 5 минут назад по уши влюбленная в лису видит волка-охотника, она в ту же секунду бросает лису, и кидается в объятия волка. Приговаривая: какой он красивый, сильный и так далее. И волк на руках уносит ее прямо со свадьбы.
И. ПЕТРОВСКАЯ - И сжирает.
К. ЛАРИНА – А заяц недолго думая, начинает приставать к лисице.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Сколько тут сюжетных ходов возможно.
К. ЛАРИНА – Финал оказался еще более шокирующим. Заяц, волк и новый герой, огромный уродливый медведь убивают любвеобильную ворону, а затем волк говорит: а зачем нам собственно понадобилось ее убивать. Она могла бы любить нас всех по очереди. А медведь возразил: а зачем нам нужна ворона, мы и сами друг друга можем любить. И он кинулся обнимать зайца. И этот мультфильм транслировался на детском канале днем в 16.00. Младший сын, посмотрев его, даже заплакал. Ну а как насчет мультфильма «Смешарики», создающего совершенно неверные стереотипы для девочек. Там присутствует два женских персонажа. Одна – красавица, но абсолютно не пробиваемая идиотка по имени Нюша, которая двух слов связать не может, а еще одна умная, но имеет вид неухоженной и неопрятной, ходит в очках и без макияжа. У девочек складывается представление, что женщины делятся только на эти две категории. И нельзя быть одновременно интересной, эффектной и умной. В связи с этим возникает вопрос: у кого поднялась рука на телеканал 2х2. И дальше собственные версии, почему это происходит. Подпись: Надежда Богова, Елена Коробейникова, Людмила Шубкина и Светлана Ромашова, члены родительского комитета.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, интересно. Главное, что какие страсти там происходят. Я не адресная аудитория этого канала, он идет, у него есть специальное время на канале «Россия» и «Культура».
К. ЛАРИНА – Детское так называемое.
И. ПЕТРОВСКАЯ - На мультфильмы я, конечно, не обращала внимание, я например, обращала внимание, что там иногда показывают старое кино. «Хождение по мукам», «Война и мир». Я еще подумала, что хорошо, может быть детей приобщают таким образом к нашей классике. Но тут конечно страсти невероятные. Правда, есть у меня подозрения, что несколько тоже все взрослый изощренный ум может быть, немножко перевернул. И может быть там речь идет как терем-теремок, когда в результате все начинают жить вместе, но в нынешнем нашем состоянии можно представить, что это просто какой-то Содом и Гоморра. Но верю, верю. Все может быть. Не знаю, чьего производства мультфильмы. Про 2х2 мы много раз говорили, я даже об этом писала. Потому что действительно довольно смешно, когда вдруг начинают защищать права каких-то лося дылды, а в это время действительно море крови льется в совершенно документальных форматах и нам показывают и рассказывают черт знает чего. И естественно канал 2х2 поступает в том смысле грамотно, что он предупреждает и ставит все-таки какую-то более взрослую продукцию в более взрослое время.
К. ЛАРИНА – А здесь пишут совершенно вопиющим кажется факт, что был запрещен невинный мультфильм про веселого и доброго нудиста Джеффа. По всем критериям святого человека. Находящегося в поиске и любящего веселье и шумную компанию. И мультфильм «Маленькие лесные друзья», который транслируется поздно ночью, со всеми возможными предупреждениями. Вот Кирилл пишет аниме какие по «Бибигон» идут, волосы от них шевелятся.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Мне кажется проблема этого детского канала в том, что все-таки это получилась для галочки штучка. Мне кажется, там нет какого-то системного подхода, там можно найти и действительно хорошее качественное кино по классическим произведениям, и какие-то сериалы, по-моему, тоже такое ощущение, что сделанные на коленке, а мультфильмы мне в голову не могло придти, что в это время могут быть такие невероятные сюжеты.
К. ЛАРИНА – Давай послушаем пару звонков. Пожалуйста.
СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Я из Москвы. Оля. Моя подруга снималась в одном детском сериале. Который шел по «Бибигону», и поэтому была вынуждена посмотреть несколько серий. Сериал «Своя команда». Это типа школьники, и в общем, какие-то сюжеты. Качество было ужасное. Дети играли отвратительно, включая почти всех учителей. Я выдерживала буквально кусочек, когда выходила моя подружка и то с трудом.
К. ЛАРИНА – А сюжетное…
СЛУШАТЕЛЬ - Такие истории был сериал про школьников, там и Арнтгольц молодая, когда еще была, играла. Типа такого. Какие-то сюжеты, абсолютно даже не поучительные. И кстати хочу защитить мультик про смешариков. У меня крестная моя смотрит, и там очень поучительные сюжеты, что не надо быть жадным, таким, сяким. Там они учат детей. Действительно хороший мультик. Зря так на него напали. А еще такой момент. По телевизору прошел фильм «Кука» просто потрясающий.
К. ЛАРИНА – Где Дина Корзун играет.
СЛУШАТЕЛЬ – Побольше таких фильмов и все было бы хорошо.
К. ЛАРИНА – Спасибо. Пока наша Оля выступала, тут пошли еще письма, во-первых, мы теперь знаем, как называется этот мультфильм. «Влюбчивая ворона». На самом деле мультфильм очень милый, он не выходит за рамки приличия, - пишет нам Елена.
И. ПЕТРОВСКАЯ - А там ворону в результате съели.
К. ЛАРИНА – Убили. Милый мультик.
И. ПЕТРОВСКАЯ - За любовь. Страсть такая. Смерть за любовь.
К. ЛАРИНА – Кукольный добрый, очень хороший мультфильм – закричали наши слушатели.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я и говорю, по идее можно увидеть совершенно разные мотивы в «Ну, погоди», потому что маниакальная страсть и погоня волка за зайцем наводит на какие-то определенные размышления.
К. ЛАРИНА – А уж что там делают с этим волком.
И. ПЕТРОВСКАЯ - А заяц садист. Который бесконечно издевается над волком. И маячит у него перед глазами. Всякий сюжет конечно с нынешней точки зрения не без участия телевидения испорченности, можно обернуть как угодно. Я вспоминаю, как в свое время Булат Шалвович Окуджава перестал петь свою знаменитую песенку «Девочка плачет, шарик улетел», где была концовка: а шарик вернулся, а он голубой. И он объяснил, что сейчас настолько поменялись смыслы, то, что несколько лет назад, 20 лет назад в голову никому не приходило…
К. ЛАРИНА – Мультфильм «Голубой щенок» нашего детства. Мы все эти песни распевали.
И. ПЕТРОВСКАЯ - «Голубой вагон», «Голубой огонек» поэтому отменили. Потому что часто содержание соответствовало уже названию.
К. ЛАРИНА – Кстати, с другим смыслом голубизна существовала в мире, только мы этого не знали. Мы, советские люди, воспитанные в пуританском обществе…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Были чистыми.
К. ЛАРИНА – А рядом вся эта голубизна уже шла.
И. ПЕТРОВСКАЯ - В этом случае я предпочла не то чтобы не знать, но только совершенно маленькие дети уже не трактовали это таким образом. Я очень хорошо помню, как сколько-то лет назад мы были в Чехии, приехали в замок, который после социалистических дел реституции был возвращен владельцу, а до этого владелец потрясающий граф просто чтобы быть рядом, устроился и все советское время работал просто экскурсоводом. Так он уже с семьей поселился, и моя дочь еще совсем небольшая начала у экскурсовода спрашивать: а как этот граф выглядит, а он молодой или старый. Она подумала, не очень хорошо знала русский язык, и сказала: он голубой. И все дети, которые были, сказали: как? Причем от мала до велика. Велика было лет до 12. Она имела в виду седой. Потому что я напряглась и стала уточнять, что имеется в виду. Поэтому, честно говоря, из того нашего наследия прошлого это было то, что совсем не так уж плохо. В конце концов, это знание может быть что-то добавляет для того чтобы быть, например, защищенным от этого, но не до такой степени, чтобы искажались уже вообще какие-то смыслы.
К. ЛАРИНА – Смешарики создают стереотип, что все люди шарообразные.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Не без этого. Много шарообразных появилось на улице.
К. ЛАРИНА – Уважаемые ведущие, ворону не убивают, а прогоняют. И в конце мультфильма она возвращается с вороненком.
И. ПЕТРОВСКАЯ - То есть вороненок с ушами лопоухий, от зайца. Я еще раз говорю, сколько людей, столько смыслов, поэтому наши уважаемые слушательницы такое увидели. Может быть, просто потому что они, это, кстати, проблема психологическая, то есть они в каждую секунду пребывают в некой внутренней готовности увидеть по телевизору нечто такое, что развращает детей и шокирует. Поэтому, может быть, уже от этого немножко смещается угол зрения и даже самое что-то невинное начинает вдруг казаться просто развратом диким.
К. ЛАРИНА – Давайте еще звонок.
СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте, Зоя, Москва. Я хотела прокомментировать. Меня несколько возмутила предыдущая слушательница, которая про мультфильм рассказывала. Этот мультфильм озвучивали наши лучшие артисты. Там Бурков, просто настолько извращенное восприятие мультфильма. Можно действительно любой мультфильм так извратить, тогда никаких мультфильмов вообще детям нельзя будет показывать.
К. ЛАРИНА – Смотря, что в них видеть.
СЛУШАТЕЛЬ – Потому что этот мультфильм не об извращенной любви, а о том, что доброе слово и кошке приятно.
К. ЛАРИНА – Но там ее убивают ворону или нет?
СЛУШАТЕЛЬ – Да не убивают ее.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Если она с вороненком.
СЛУШАТЕЛЬ - Она улетает, в конце концов, находит себе следующий объект комплиментов и восхищения. И улетает с этим вороненком.
К. ЛАРИНА – А о чем этот мультфильм получается?
СЛУШАТЕЛЬ - О том, что доброе слово и кошке приятно.
К. ЛАРИНА – И что кто погладит, за тем и пойдет.
СЛУШАТЕЛЬ – Что они просто тают от того, они настолько не привыкли к доброму обращению, что когда появляется эта ворона, которая каждому готова сказать какой-то комплимент, приятную вещь, люди расцветают, тают.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Звери в смысле.
СЛУШАТЕЛЬ – Конечно.
К. ЛАРИНА – Спасибо. А другая наша слушательница пишет, что этот мультфильм для взрослых.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Но на канале «Бибигон». Очень оригинально. Еще можно устроить рубрику – очень недетское кино. Странноватенькая логика.
К. ЛАРИНА – Раньше была у нас рубрика – мультфильмы для взрослых.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Они и сейчас есть. В основном они показываются на нишевых каналах, поздно вечером довольно часто.
К. ЛАРИНА – Алло. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Борис. Я из Нижнего Новгорода… У меня маленькое замечание. С удовольствием слушаю ваши милое щебетание. Но позволю себе одну распространенную довольно вольность. Слово «озвучить», в русском языке озвучить можно только…
К. ЛАРИНА – Спасибо большое. Продолжайте нас слушать дальше. А мы больше не будем вас озвучивать.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Дело в том, что я согласна, что этого глагола как такового нет, это превратилось в некий профессионализм. От слова озвучка, когда происходит на телевидении, в кино.
К. ЛАРИНА – Вот я озвучила текст письма.
И. ПЕТРОВСКАЯ - А на самом деле ты что сделала?
К. ЛАРИНА – Прочитала его.
И. ПЕТРОВСКАЯ - И опубликовала, сделала достоянием гласности. Это один из тех глаголов, который всем понятен, хотя действительно как такового его не существует. Извините, в каждой профессии есть свои тараканы и соответственно профессионализмы, которые мы употребляем, не задумываясь.
К. ЛАРИНА – А вы будете говорить? Нет, не будете. Тут у кого-то уже подозрение вызывает дружба Малыша с Карлсоном.
И. ПЕТРОВСКАЯ - А уж с Красной Шапочкой сколько там сюжетов страшнейших. Как страшно жить – помнишь очень смешную пародию, которую делал Максим Галкин на Ренату Литвинову.
К. ЛАРИНА – Александр, телезритель город Мичурин: согласны ли Вы с оценкой нашего ТВ Дмитрия Анатольевича Медведева? Дмитрий Медведев считает российское телевидение одним из лучших в мире. Я цитирую по сайту «Эхо Москвы». Такое мнение он высказал, отвечая на вопросы журналистов в Москве. Он не согласен с критикой российского телевидения, которое называют провластным. По качеству, по средствам, которые используются, наше телевидение одно из лучших в мире. Его смотреть, на мой взгляд, интересно. Состояние российских СМИ в целом Медведев оценил как бурно развивающийся рынок, иногда у нас проскальзывает тоска по временам, когда страна, казалось, читала больше – сказал Медведев. Сам он с этим не согласен, это не так. Изменилась манера чтения, изменились люди, которые читают серьезную литературу много газет. Этот общественный сегмент СМИ можно назвать рынком или ветвью власти, он развивается вместе с развитием всего общества. Медведев не согласен с тем, что развитие электронных СМИ может привести к исчезновению традиционных печатных изданий. Ничего подобного, с утра за чашкой чая или кофе настолько приятно полистать газету, картинки посмотреть, я сейчас начинаю день с Интернета, но когда иду завтракать, просматриваю газеты в натуральной форме, - рассказал Дмитрий Медведев.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я начну с печатных СМИ. Потому что сама являюсь их сотрудником. И тут я абсолютно согласна, несмотря на то, что я большинство газет читаю в Интернете, и, тем не менее, есть какая-то отдельная магия в том, чтобы действительно за завтраком развернуть газетку новенькую и прочитать ее только что никем еще не тронутую и нечитанную. Но я боюсь, что это одно из последних Медведев уже поколений, которые имеют эту традицию чтения шуршащей газеты. Хотя все равно я очень надеюсь, что все-таки это не исчезнет. И мы знаем все прогнозы, когда появилось телевидение, говорили, что исчезнет все и останется только телевидение. Все сохранилось на своем месте. И я надеюсь, что на наш век хватит. С телевидением, что, это напоминало мне, только что читали новости, потрет президента с кроликом. Поэтому все равно остается наше телевидение этим кроликом. Вновь избранному президенту может быть, пока неловко выдавать какие-то жесткие оценки этого кролика. В каком-то смысле он прав, что действительно в этой развлекательной составляющей наше телевидение не хуже, по крайней мере, других телевидений. Если правда учитывать, что большинство программ это аналоги, большинство делаются по лицензии купленной. Это может быть нормальная тенденция, но с другой стороны тогда смешно противопоставлять это чему-то другому. Хотя производители многих программ считают, что здесь это сделано более качественно. В частности проект Первого канала «Звезды на льду» оказался во много раз качественнее, успешнее, чем какой-то его аналог. Или «Последний герой», который признан лучшим в мире.
К. ЛАРИНА – Именно наш?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да. По размаху, по качеству съемки, по участию знаменитых персонажей. И так далее. То, что делает это привлекательным. Я думаю, что зрители голосуют за это, потому что всегда можно отличить, когда это сделано на коленке, а когда действительно реально вложены большие деньги. Но опять же, деньги это не панацея. Еще должна быть какая-то креативная идея, творческие люди. Другой вопрос, что вот этот дисбаланс в том, что огромное количество развлечений, огромное количество никем не контролируемого продукта, который не может в нормальных странах попасть в прайм-тайм на телеэкран, потому что просто этого не может быть никогда. За это лишают лицензии, увольняют, закрывают каналы. Но это никем никогда, только изредка затеваются какие-то общественные дискуссии, и они быстро сворачиваются, хотя всем понятно всё и множество статей и эксперты выступают и анализируют. Всякие шокирующие программы, говорят о чудовищном воздействии на психику, вы с Минкиным про это говорили. И количество насилия, которое человек, особенно юный видит, оно зашкаливает и превышает все возможные границы. Я сейчас даже смотрю, например, анонс вчера и идет анонс документальной линейки на РЕН-ТВ, которая выходит в 10 часов, когда еще вполне полно людей и кадры страшнейшие самосуд, несут окровавленного человека, реального живого и так далее. Но меня больше всего в этой речи вновь избранного президента беспокоит его необеспокоенность, некоторое добродушное отношение к тому, что телевидение считают провластным. И это, безусловно, так. Это не может не видеть или может не видеть только, наверное, слепой. Но и то даже он услышит. Вот этот жесточайший контроль за этой частью, где речь идет об информации, о так называемых общественных дискуссиях, которых у нас практически нет.
К. ЛАРИНА – Сейчас тем более.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Сейчас понятно. Ну хорошо, может быть в праздники людям это не нужно, они на дачу выехали. Но в целом не происходит никакого обсуждения ни того, чем сегодня живет общество, ни того, что будет с этим обществом завтра.
К. ЛАРИНА – Проект 2020 обсуждается.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, может быть, национальные проекты обсуждаются. Я говорю в более широком смысле о том, что ощущение, что все живут одним днем, причем этот день сконцентрирован в новостных форматах в пределах Садового кольца, часто и просто в пределах Кремля. И не видеть это невозможно. Отрицать это бессмысленно. Если это не волнует вновь избранного президента, у меня есть подозрение, что в этой части ничего не изменится. Потому что тогда придется этому телевидению сильно измениться и начать не только анализировать действия предыдущего президента, например, но и, к сожалению, так устроено СМИ, но нормальное СМИ относительно свободное все-таки вынуждено быть критичным часто по отношению к власти.
К. ЛАРИНА – Обязано.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Не будем даже говорить прежнюю крамольную мысль о том, что оно непременно должно быть оппозиционным. Но уж критичным, безусловно. А мы 8 лет не видели ничего, согласись. Минимально критического в оценке деятельности нынешней власти. Да, министров отдельных можно трогать, когда есть команда. Губернаторов можно. А основополагающее, да даже то же обсуждение, помнишь, в разных дискуссиях периодически возникали обсуждения: состояние свободы слова, сегодняшних СМИ. Сегодня это все выведено за пределы государственных основных каналов. Вообще за пределы практически телевизионного пространства. Ну да, есть в Интернете, что особенно глупо, потому что в принципе на какую-то часть народа, которая не критична и не обладает способностью самостоятельно что-то анализировать, эта вся пропаганда действует, но на ту аудиторию, которая сегодня самая лакомая для рекламодателя и для телевидения, это не действует. И естественно, альтернативные источники информации, мнений, они ищут в Интернете, в немногих ныне более-менее сохранивших свободу газетах. Первое, что мне кажется, можно и нужно было бы менять и обсуждать это эту часть телевидения, которая действительно абсолютно сервильна, и выполняет заказы. И, по сути, превратилась в такой госдепартамент по пиару государственных институтов, и того исключительно позитивного, что делает власть. Я не против, пожалуйста, пиарьте, говорите о том, что хорошо, но всем понятно, что не все хорошо. И быть такого не может, даже в самой успешной стране возникают кризисы.
К. ЛАРИНА – Там, безусловно, кроме того, что ты говоришь, что связано с прогибом перед властью, обслуживание власти абсолютное, там еще есть, мне кажется, кризис творческий. Ведь даже когда политики нет и быть не может, потому что ее не может быть по определению сегодня, они ничего вместо этого предложить не могут. Мы сейчас встретились, неделя идет праздничная, там нечего обсуждать. Такой набор киношек. Кинопоказ идет на всех каналах, нет ни одной оригинальной программы, которую люди специально постарались и сделали что-то приятное для людей, которые сейчас переживают свои выходные дни.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, тут попытка совместить ежа и ужа очень смешно, между прочим, именно первомайская программа она особенно показательна. Потому что это праздник, который лишился какой-либо идеологии, содержания, смысла, и если на Новый год тоже перебор с кино, но, тем не менее, присутствует новогодняя тематика «Ирония судьбы», «Карнавальная ночь», жанр есть новогодняя комедия, елочки, зайчики, Деды Морозы, женский праздник – понятно, женщины, мимоза, 23 февраля, 9 мая – военно-патриотическая тематика, ветераны, трогательно, старые песни. Фильм «Офицеры». То два самых праздника, которые телевидение явно не знает, как отыгрывать. 1 мая…
К. ЛАРИНА – 4 ноября еще.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Тогда четыре получается. 1 мая, 12 июня. 12 июня день независимости. Или день России. А соответственно 1 мая то, что было раньше – мир, труд, май. Я смотрю программу, очень смешно, потому что в начале идет в угоду старой части более пожилой части зрителей на канале «Россия» старое кино «Здравствуй и прощай», «Высота», концерт «Песняров», потом постепенно начинается переход к уже более молодой аудитории, а заканчивается день «Изгоняющий дьявола» и «Кошмаров на улице Вязов». Такой страшнейший кентавр…
К. ЛАРИНА – Кинотавр.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Именно. В котором нет вообще никакого смысла, кроме того, что попытка все учесть вкусы, потрафить, не потерять в разных сегментах времени аудиторию. Потому что в праздники понятно, что аудитория начинает проседать просто потому, что выходит на улицу и перестает, как подорванная смотреть. Естественно, здесь идеи, даже если бы были, я думаю, что их бы сэкономили именно здесь на праздниках. А так идея берется, и пока из нее не высосут, не выдавят последние капли, которые могут какие-то принести дивиденды, ее не оставят. Сейчас смотрю, на следующей неделе стартует «Король ринга». Далеко не лучшее, на мой взгляд, шоу из бывших. Но опять да. Опять участники будут друг другу бить морды и так далее. Я думаю, что еще и многие проекты, которые сейчас прошли, еще будут повторены. А те, которые заканчиваются, еще пять гала-концертов, да, в этом есть ощущение некоторого кризиса идей. Ну а под конец сезона уже нежелание особенно выкладываться, поскольку наступает лето.
К. ЛАРИНА – Так сезон поздно начался. Сколько мы ждали премьер ярких. Чуть ли ни до ноября, декабря…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, ты путаешь. К концу сентября большинство уже запустилось и, разумеется, майский набор традиционный такой прообраз будущего летнего телевидения, когда каждая программа до тех пор, пока мы не уйдем в отпуск, будет начинаться нашим воем действительно опять смотреть нечего.
К. ЛАРИНА – Давайте еще несколько звонков послушаем. Алло. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Я так счастлива, что я до вас дозвонилась. Я вас очень люблю обеих. И поздравляю вас с праздниками. Меня зовут Светлана Валерьевна, я человек старый. Но не глупый. Телевидение я почти не смотрю. Никогда. Редко. Во-первых, я хотела вас поблагодарить за фильмы Сокурова, я их посмотрела. Вы их рекомендовали. Я очень рада, что я это сделала. А потом на той неделе я смотрела фильм, по-моему, «Браво, Андрей», посвященный Андрею Миронову. И замечательная передача так отличалась от всего, что бывает на телевидении, так случайно на что нападаешь. Потому что оба Ширвиндта были совершенно замечательные. И вообще передача была очень хорошая. Правда, «Три плюс два» старый фильм, довольно пустой. Но все равно я посмотрела, вспомнила Миронова, подумала, что актеров таких сейчас среди молодых нет такого уровня.
К. ЛАРИНА – Спасибо. По-моему, это повтор все-таки.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это был повтор на ТВ-центр буквально на днях.
К. ЛАРИНА – Потому что нет ни повода особого, хотя про Андрея Миронова можно вспоминать круглосуточно.
И. ПЕТРОВСКАЯ - В данном случае хорошо да, действительно приятно, Ширвиндты хороши, это напоминает старые театральные встречи, посиделки актерские, в лучшую сторону отличающиеся от нынешнего приюта комедиантов. Потому что все-таки вспоминают действительно великого актера и фрагменты показывают. Но это и говорит о том, что идеи нет. То есть повторяют то, что, безусловно, привлечет внимание. Уже не новое делают, а повторяют один из лучших выпусков именно связанный с Андреем Мироновым.
К. ЛАРИНА – Алло. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Анатолий, Москва. Маленькое добавление к тому, что в прайм-тайм показывают жестокие передачи, а вчера был концерт «Машины времени», очень поздно, даже не было сил досмотреть до конца. Наверное, все мое сообщение.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, вы правы. Концерт был на Первом и Первый в меньшей степени, чем другие отличается все-таки этой патологической тягой к жестокости. А вчера НТВ повторило такую программу в рамках «Русских сенсаций», посвященную родственникам высших нацистских боссов. Как информация любопытно. Видимо, это решили к 9 мая приурочить. По следам боевой славы. Они нашли квартиру в Мюнхене, где жил Гитлер, старые кадры. Но мне показалось, что в преддверие праздников, да, потом немножко подстелили соломки и сказали: и все-таки мы их победили, показав всех Геббельсов и прочих, в семье, в окружении домочадцев, белокурых маленьких девочек. Кстати на прошлой неделе, по-моему, тоже практически в прайм-тайм 22.30, чуть ли ни в день рождения Гитлера вышла на Первом канале, это всех изумило, программа, посвященная Магде Геббельс. Женщине, которая была олицетворением лучшего, что есть в немецких женщинах, и родила шестерых детей. Правда, их же потом и вместе с собой отправила на тот свет. Была крайне странная программа. Тоже никакого если не считать дня рождения Гитлера поводом для того чтобы вспомнить доблестную Магду Геббельс, мне кажется, что иногда создатели сами и программщики не вполне себе отдают отчет в контекстах, которые возникают. Да, это любопытно, интересно, но, во-первых, можно поставить попозже, во-вторых, немножко по-иному организовать сам материал. То, что удается мне кажется в своих исторических документальных фильмах Леониду Млечину. Может быть, я отвлекалась, но с Магдой Геббельс это было вполне такое сусальное какое-то произведение.
К. ЛАРИНА – Рассказ об интересном человеке.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Безусловно. И о прекрасной, кстати, прекрасной по всему выходит, что была яркая женщина, аристократка. Положившая свою жизнь и с одной стороны на дело рейха, а с другой стороны воспитывала истинных арийцев. В общем, страннейшие бывают какие-то такие пересечения.
К. ЛАРИНА – Про «Известия» спрашивают. «Известия» в отпуске.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, потому что у нас последний номер вышел в среду, он был уже усеченный.
К. ЛАРИНА – Хорошо живут газеты.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Что делать, если у нас, в общем, все структурировано. И честно скажу, что это огромный праздник для любого колумниста, работающего в регулярном режиме, когда можно…
К. ЛАРИНА – Когда выйдет?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Газета еще выйдет в промежутке, я думаю, в понедельник. Во вторник. А моя колонка только 16 числа в пятницу. И, пожалуйста, не настаивайте, друзья мои на том, чтобы я… Потом посмотрите, сейчас о чем бы я написала колонку. Переливала бы из пустого в порожнее.
К. ЛАРИНА – Это была программа Льва Николаева про Магду Геббельс, - Кирилл из Москвы.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, это может быть, в рамках его студии было сделано, но не было программой самого Льва Николаева. Я точно могу сказать.
К. ЛАРИНА – Алло. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Казань. Я по поводу гламурности нашего телевидения. Что по Первому, что по остальным программам, у нас 105 каналов по кабельному телевидению - ничего о России, о жизни России, о жизни глубинки. О национальностях, о людях интересных. Я с вами совершенно согласна.
И. ПЕТРОВСКАЯ - А вы бы стали смотреть, интересно мне.
СЛУШАТЕЛЬ – Почему нет. Документальные фильмы. Региональное телевидение в этом смысле намного осталось в том времени в хорошем смысле. Я делала обзор башкирского телевидения, я смотрю… в Казани живя, я написала статью, и сейчас даже спор пошел. Вы знаете, они такие интересные документальные фильмы и просто сюжеты делают из глубинки о своем народе. И о других национальностях. Не только в национальном смысле. О жизни. Я хочу сразу «Чонкина», вчера по РЕН-ТВ прошел фильм «Чонкин», ваше мнение хотелось узнать. Мне очень понравилось.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Давайте начнем с главного, у глубинки. Был финал ТЭФИ-региона, национальная премия, только в масштабах страны и у нас тоже там был круглый стол, и завязалась большая дискуссия о том, что конечно, региональное телевидение показывает совсем иначе жизнь и продукт его резко отличается от нынешних центральных каналов. Да и не нужно, чтобы он был похож. Есть новости, но они делают намного больше всего и о людях, и документальное кино. Но, в общем, была такая мысль у большинства участников, что это действительно никому на центральных каналах не нужно. И более того, попытки сделать такие каналы, которые объединяли бы в регионе несколько городов или несколько регионов, тоже проваливались. Допустим, жителю Казани совершенно не интересно, что происходит в той же Башкирии.
К. ЛАРИНА – Вопрос: как сделать. Просто вести с полей кто будет смотреть. А вот Александру Ливанскую вспомни.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Конечно, региональное телевидение очень неоднородное, очень много всего есть слабого. Но есть действительно жемчужины. И они вполне достойны быть увиденными на больших каналах. На это нам всегда отвечают: это никто не будет смотреть. Здесь какой-то замкнутый круг и тупик.
К. ЛАРИНА – Вопрос: как сделать. Насколько я поняла нашу слушательницу из Казани, речь идет не о том, чтобы региональное телевидение нам транслировало. Нет, мне интересно, хочется, чтобы какие-то сюжеты, связанные с жизнью.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, чтобы здесь были корреспонденты, которые работали в регионах и нам что-то интересное показывали.
К. ЛАРИНА – Не потемкинские деревни, не показывали посещение семьи Пупкиных президентом Путиным неожиданно. С караваями, самоварами и прочей дребеденью.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Проблема в том, что федеральным каналам это совершенно не нужно. Сейчас уже они ленивы и не любопытны. Им лень, это затратно, ехать куда-то. Намного более приятно поехать в Сочи, посмотреть, как там готовятся к Олимпиаде, в Пекин или в Париже записать даже, если делают что-то даже незначительное, едут и встанут на фоне какого-то исторического здания. А ездить туда, где часто условия жилищные весьма неважные и вообще добираться и разбираться просто никому не хочется и лень. И считается и это невозможно переломить, пока этот эксперимент не будет поставлен, что зрителю это совершенно общему широкому не интересно. Но боюсь, если и когда до этого у телевидения дойдут руки, мы уже взрастим полностью совершенно апатичного зрителя, которому интересны только гламур, ужасы и весь трэш.
К. ЛАРИНА – А как тебе цветной «Семнадцать мгновений весны»?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Я не поняла, откуда там цвет взялся.
К. ЛАРИНА – Они раскрасили.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Они сами раскрасили? Все 12 серий?
К. ЛАРИНА – Да.
И. ПЕТРОВСКАЯ - По-моему, это маразм.
К. ЛАРИНА – Почему?
И. ПЕТРОВСКАЯ - Мне кажется это довольно глупо. Это все равно, что взять сейчас и раскрасить какую-нибудь протазановскую «Бесприданницу».
К. ЛАРИНА – А голливудское кино очень много раскрасило своих фильмов.
И. ПЕТРОВСКАЯ - У меня цвет был свой в этом кино.
К. ЛАРИНА – Мне кажется, что в этом ничего страшного нет.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Страшного нет.
К. ЛАРИНА – Лишь бы только это не нарушало художественную целостность. Другое дело вопрос, насколько в курсе создатели этого фильма.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это раз.
К. ЛАРИНА – Я думаю, что должны быть. Потому что на такое решиться самовольно невозможно. Потому что есть авторские права. Это интересно. Я сначала об этом слышала…
И. ПЕТРОВСКАЯ - Мне кажется, цвет здесь ничего не прибавит, а может только убавить. Потому что в черно-белом кино есть своя эстетика, свое очарование. Не говоря о привычке.
К. ЛАРИНА – А красный флаг у «Броненосца Потемкина».
И. ПЕТРОВСКАЯ - Это другое. Это он сам придумал.
К. ЛАРИНА – Но много фильмов раскрашенных.
И. ПЕТРОВСКАЯ - Хорошо. Но этот весь креатив, на что сегодня способно наше телевидение. Раскрасить «Семнадцать мгновений весны». Главное красок чтобы хватило на все 17 мгновений. Вот что меня волнует.
К. ЛАРИНА – Посмотрим. Спасибо. Ирина Петровская, это «Человек из телевизора».