Купить мерч «Эха»:

Ирина Петровская - Человек из телевизора - 2008-02-02

02.02.2008
Ирина Петровская - Человек из телевизора - 2008-02-02 Скачать

К. ЛАРИНА – Здравствуйте. Ирина Петровская, программа «Человек из телевизора». Наш пейджер кишит возмущенными телеграммами: вы смотрели этот ужас. Во-первых, давайте успокоимся, там много было ужасов, которые стоит обсудить. Давайте сразу начнем с чего?

И. ПЕТРОВСКАЯ - С ужасов.

К. ЛАРИНА - Потому что много было кошмаров. Но я не могу пройти мимо телеграммы, посвященной программе «Византийский урок». Здравствуйте, Ирина, - пишет Владимир Калачев, - если вы посмотрели "Византийский урок", то вам не показалось, что его идея перекликается с идеей фильма сталинских времен "Иван Грозный"? Проходят десятилетия, вроде потихоньку продвигаемся к демократии, а наши "мастера искусств" продолжают угодничать перед правителями, стараясь подтасовать исторические события так, чтобы потрафить действующему режиму. Как от этого тяжело на душе. "Иван Грозный", по крайней мере, делали великие мастера, и его хотя бы поэтому можно смотреть. А нынешние "византийцы" сочинили бездарную агитку, но получили за свое творение, подозреваю, больше мастеров сталинской эпохи», вот еще Соня пишет: «Присоединяюсь к вопросу про "Византийский урок". Сейчас смотрю его в Интернете - несколько раз чуть от смеха со стула не упала. Как он вам? Это что, они всерьез?». И уже есть по sms: вы смотрели это кошмар. Я думаю, что стоит остановиться на этом подробнее, потому что знаковое явление. Тем более что Тихон Шевкунов считается, что он является…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Георгий Шевкунов. И при этом Отец Тихон что ли.

К. ЛАРИНА – Считается, что он является духовником нашего президента Владимира Путина.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Считается. Откуда мы знаем.

К. ЛАРИНА – Во всяком случае, раньше он не был замечен в ведении авторских программ.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Если ты заметила, священнослужители не очень часто ведущие или это другой жанр, типа слова пастыря. Человек сидит и проповедует, а здесь именно священник был в роли ведущего даже не программы, это на фильм претендует. Мне кажется, что, слава богу, эти отклики, что наши слушатели все прекрасно поняли. И если это так, если люди действительно это с ходу понимают, и видят, что это не столько и совершенно не только история, потому что историки первые кричат о том, что здесь и подтасовки и несоответствия историческим фактам. Я естественно не историк. Но мгновенно и невооруженным глазом увидели абсолютно пропагандистский накал этого произведения. Притом, если бы это был не Отец Тихон в рясе, например, подставить туда того же Леонтьева или Мамонтова, будет ровно то же самое. Потому что это сегодня преобладающая, доминирующая пропагандистская идея, что России нужна стабильность. Там очень много прямых аналогий, когда говорится о том, что погубило Византию. Что не было стабильности. Что каждые 4 года меняли императора. Уж само собой конечно, Запад и олигархи. И даже есть прямая аналогия беглый тогдашний олигарх по имени Виссарион, который убежал в Рим и оттуда строил козни…

К. ЛАРИНА – Все это как-то совсем неприлично. Это для какого уровня передача, детского сада? Для 3-4-летних детей, которые впервые знакомятся с историей страны.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Безусловно, и таких огромное количество. И это рассчитано в первую очередь на сегодня, к сожалению, в историческом плане достаточно необразованную молодежь, которая воспринимает все это как откровение. А как еще воспринимать.

К. ЛАРИНА – Они в школе учатся же.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Послушай, у тебя учится ребенок в школе?

К. ЛАРИНА – Конечно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Он учит историю.

К. ЛАРИНА – Во всяком случае, если ему это показать, слава богу, он этого не видел, я уверяю, что несколько фактологических замечаний он сделает сразу же. На своем уровне.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Возможно. Но сейчас может быть, уже вырос уровень образования, а если посмотреть на сегодняшнее поколение чуть за 20, от 20 до 30, когда все это рушилось.

К. ЛАРИНА – Они тоже разные.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Безусловно, но ты не будешь спорить, что все равно исторические знания, даже у нас они, кстати, не ахти какие великие.

К. ЛАРИНА – Прекрасно понимаю. Не готова спорить с историками, как и ты. Но когда я смотрю, я вижу лажу. Она из всех дыр лезет. Ерунда какая-то. Кукольный театр.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Безусловно. Это очень хорошо, если это люди чувствуют на уровне осязательно-обонятельном, что здесь идет запашок совершенно очевидный. Я думаю, что это произведение из разряда тех, которые сделаны где-то на стороне, принесены и размещены в эфире государственного канала, потому что у государственного канала естественно, обязательства не только перед государством, а и перед конкретными людьми. Я думаю, что это тот приказ, который нужно просто взять под козырек и исполнить. Потому что Олег Добродеев, мною уважаемый он историк.

К. ЛАРИНА – Это канал «Россия».

И. ПЕТРОВСКАЯ - И поэтому представить себе, что историк пропустил сам, отсмотрев это такую развесистую, непонятно чего…

К. ЛАРИНА – Получается, что это не обсуждается.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я уверена, что именно совершенно не случайно все, кто пишет сегодня об этом кино, извините, подчеркивают, что конкретный священнослужитель еще имеет отношение так или иначе к президенту. Причем это изначально было понятно, что это такое будет. Удивительно, что рецензии появились еще до появления фильма в эфире. я знаю, что был пресс-показ, до того как фильм был показан на телевидении, и поэтому рецензии появились раньше, чем он вышел. И большинство моих коллег тоже совершенно однозначно и справедливо оценили это как абсолютно пропагандистскую в худших или лучших традициях нашей пропаганды штучку.

К. ЛАРИНА – Основы православной истории. На наших глазах творится, пишется небрежно так, быстро православная история.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И потом, мы знаем прекрасно, что умеючи можно любую абсолютно историю приспособить, актуализировать и сделать неким образцом или для подражания или наоборот, для того чтобы посмотрели и увидели, как не надо.

К. ЛАРИНА – Давай сейчас примем несколько звонков именно на эту тему. Пожалуйста. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Григорий. Я из Москвы. Я смотрел этот фильм, я до конца досмотреть не смог, я позорно уснул. Понимаете, послушайте до конца, что я вам скажу. Наш уважаемый верховный и его команда, они германисты. Они повторяют ошибки Третьего рейха. И вот эта пропагандистская геббельсовская штука слеплена именно по таким не очень хорошим сценариям. Это ура пропаганде Третьего рейха, ура Геббельсу. Это сделано очень хорошо и нагло. Это эпатаж абсолютнейших бездарей, эпатаж вседозволенности. Никакой истории, никакого такта, ничего. Это кошмар. И самое главное, что это человек, священнослужитель в облачении, это еще и просто диверсия. И с РПЦ, с ее традициями, ее духовностью проблемы, с возрождением ее престижа и авторитета в народе, а не у чиновников, которые левой рукой крестятся. Еще и такой подарок нашей дорогой, я человек верующий, и вот такой подарок. Отвратительно. Вы правы совершенно, что рассчитано на людей, которые книг не читали, историю не знают.

К. ЛАРИНА – Зато потом в разговоре они могут щегольнуть знаниями.

СЛУШАТЕЛЬ – Конечно. Показали, смотрите вот оно как. Очень плохо, это 36 год, Олимпиада в Мюнхене. Только конец у этих всех национальных лидеров заканчивается все бункером. Очень знаково было, когда накануне выборов в ГД в ту ночь показывали фильм «Бункер». Ну, просто замечательно.

К. ЛАРИНА – Спасибо большое. Тут добавить нечего.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Только одно, что необязательно геббельсовская, в общем, пропаганда она строится по одним и тем же принципам и те, кто привели в пример, например, Грозного, они тоже абсолютно правы. Потому что всякая пропаганда основана на том, что…

К. ЛАРИНА – На упрощении.

И. ПЕТРОВСКАЯ - На лжи, на притягивании за уши определенных фактов, которые играют на ту или иную концепцию или не играют. Что меня обнадежило в словах Григория помимо того, что он человек образованный. И все-таки он смотрел совсем другим взглядом образованного человека, что уснул к концу. Это означает, что не образованные, которые смотрят телевизор в основном МУЗ-ТВ, ТНТ и так далее, молодые я имею в виду люди, увидев в качестве ведущего товарища в рясе, я думаю, тем более смотреть просто не стали.

К. ЛАРИНА – Ну дай Бог.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Мне так кажется. Потому что я все-таки более-менее представляю себе, как сегодня воспринимают телевизор молодые люди.

К. ЛАРИНА – Я тебя поздравляю с днем рождения твоей дочери.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Спасибо. Про дочь скажу. Никогда в жизни она бы это не стала смотреть. Вот и все. Даже не потому что ей интересно, не интересно, не станет. Она вообще телевизор, я много раз на эту тему говорила, что меня отчасти обнадеживает, что люди этого поколения телевизор смотрят крайне мало. Их сфера это Интернет, общение клубное, просто компании. Но если смотрят, я смотрю просто, когда захожу, то это либо СТС, либо MTV, то есть либо музыка, либо какая-то молодежная продукция. Не ахти какая, но там хотя бы нет этой мерзостной пропагандистской доминанты.

К. ЛАРИНА – Еще звонок.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Марина. Я бы хотела сказать несколько слов. Я бы вообще не очень обольщалась такой абсолютной глупости и проходимости этого фильма. Дело в том, что картинка была великолепная. Вот что обидно.

К. ЛАРИНА – Наш слушатель Георгий про это тоже говорил. Что сделано очень качественно.

СЛУШАТЕЛЬ – Прекрасно. Там было много вещей, которые просто являются даже с точки зрения образования запретными, их нужно, Министерству образования просто выкорчевывать, каленым железом. Например, тот же Виссарион, не хороший олигарх, это человек, из-за которого в Европу попали величайшие ценности, утраченные после античности. На греческом языке. И только благодаря ему чуть ли ни «Альмагест» известен. Или когда идет картинка о том, что нехороший Запад влияет на хорошую Византию и при этом показывают мозаики Равенны, итальянской.

К. ЛАРИНА – У вас уже претензии, исключительно исторические фальсификации.

СЛУШАТЕЛЬ - Да. Все на фоне фальсификации. А что касается того, что человек заснул к концу фильма, в конце же была поставлена самая главная жирная точка. Когда было сказано, что Сталин возвратил византистику в 43 году, потому что, наконец, понял, у кого нужно учиться истории. Поэтому это просто на фоне таких прекрасных, это можно было смотреть просто как передачу хорошую…, но с таким фоном это просто вредительство.

К. ЛАРИНА – Спасибо.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Под рубрикой «Неочевидное, невероятное».

К. ЛАРИНА – Ир, давай мы на этом закончим. Потому что есть, что еще обсудить.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Заметим, что мнения сходные в общей своей основе.

К. ЛАРИНА – Я не смотрела программу «К барьеру!». Но, судя по взрывающемуся Интернету и «Живому журналу», понимаю, что там опять что-то творилось очень горячее и эмоциональное.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А чем они взорвались?

К. ЛАРИНА – Тема была…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Обсуждение, за основу была взята история боксера в Питере, по-моему, Александр Кузнецов, который, защищая своего ребенка, забил до смерти его насильника.

К. ЛАРИНА – А там все произошло, предъявлены какие-то доказательства, что преступление произошло?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Нет, об этом ничего…

К. ЛАРИНА – Что ребенка изнасиловали, что это действительно педофил был. Что разбиралось?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Сама история. Права ты, если сформулировать так, можно ли в целях самообороны, защищая своих родных, себя, идти на такие крайние меры. И как должно реагировать общество.

К. ЛАРИНА – Спорили Дмитрий Быков.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И Михаил Веллер. Михаил Веллер, естественно, говорил, что это единственно возможный путь, поскольку если тебя и твоего ребенка никто не защитит, то ты только сам себе и остаешься опорой и поддержкой. А Дмитрий Быков говорил о том, что он абсолютно понимает мотивацию этого человека, и людей, подобных ему, и, наверное, действительно каждый здравомыслящий мужчина поступил бы также. Единственное, что он предостерегает от того, чтобы возводить это в ранг героизма. В частности, кстати, там параллельно речь шла и о Калоеве, который как ни крути, что это огромная невероятная неосознаваемая нами даже человеческая трагедия, но при этом возведение его в сан и ранг героя, святого, это недопустимо.

К. ЛАРИНА – А национальная тема там как-то вообще…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Быков отстаивал такую точку зрения, что любой закон, пусть, даже если он несовершенен, это все равно лучше, чем такой самосуд и беззаконие. Другое дело, конечно, что и законы наши тоже нуждаются в разных корректировках.

К. ЛАРИНА - А национальная тема.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Речь шла вот о чем. Поскольку в этом педофильстве подозревается, убитый во всяком случае человек, он среднеазиат, узбек или таджик, то особенно Быков точку зрения отстаивал, что не дай Бог еще на этой основе будет раскручиваться, она невольно раскручивается эта национальная история, что обязательно педалируется национальность человека, совершившего всякое такое подонство, что еще более опасно в сегодняшней ситуации, когда ксенофобские настроения очень сильны. Поэтому я не знаю, почему до такой степени гудит Интернет. Возможно, просто сама тема очень многих задевает.

К. ЛАРИНА – Просто мнения разделились. А как голосование прошло?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Был в меньшинстве. Причем я заметила в последнее время очень небольшие цифры звонящих. Дай Бог, тысяч 40 набралось в общей сложности. А может и меньше. Но с большим перевесом победил Михаил Веллер. Хотя так по большому счету, если говорить, они не очень сильно, что Быков, что Веллер отличались в точках зрения. И Веллер не отстаивал целиком самосуд как единственную возможность защиты, и Быков не настаивал на том, что это категорически нельзя делать. То есть он внутренне принимал и понимал человека, который это делает. Единственное только его была идея в том, что ни в коем случае эти факты личных трагедий людей, которые в такие истории попали, не стоит возводить в ранг героизма.

К. ЛАРИНА – Вопрос к тебе от Ники: уважаемая Ирина, прокомментируйте, пожалуйста, выдвижение вашей кандидатуры в Общественный совет по нравственности СМИ, с такой инициативой выступила РПЦ. Уже заручившись поддержкой главы Совета Федерации РФ Сергея Миронова.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я узнала об этом исключительно из сообщений в каких-то других СМИ. Ко мне никто с этим вопросов не обращался. Никто меня об этом не предупреждал. И может быть, я в какой-нибудь совет бы и вошла, но я должна посмотреть, в каком я окажусь там контексте, окружении. Я себя довольно плохо представляю рядом при всем моем уважении, притом, что я сама принадлежу к православной церкви, крещена, во всяком случае. Но я очень не люблю этот тип общественных советов по нравственности, где тон задают люди в рясах и пытаются телевидение светски абсолютно, а с их точки зрения и бесовский институт тоже включить в лоно, направить церкви и их представлении о прекрасном. И повторю, тысячу раз я должна посмотреть, кто там окажется рядом.

К. ЛАРИНА – То есть тебе пока никаких предложений…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Никаких. Я это читаю в прессе с огромным изумлением.

К. ЛАРИНА – По поводу молодежи я специально искала, нашла телеграмму, которая пришла на интернет-сайт. Ольга нам пишет: В четверг на ТВЦ порадовала передача "Только ночью". Было обсуждение ситуации Косово. Были молодые люди из Германии, Сербии, Абхазии, России с разными мнениями. Получился умный спор без криков, аргументов "дурак - сам дурак", с желанием разобраться. Взрослым политикам можно бы поучиться. Это обнадёживает, т.к. есть другая молодёжь, не только "Наши".

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я этот формат «Только ночью» до сих пор не могу принять и понять.

К. ЛАРИНА – Ты видела эту программу?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, ты хочешь сказать, я все смотрю. Наоборот, мне кажется, что там очень много криков, воплей, забалтываний. Ощущение, что совершенно все равно людям, приходящим туда, что обсуждать реально, и этим эта программа похожа на другую, близкого к этому формата «Решите за меня», которая выходит на том же канале, в той же клубной атмосфере. Где тоже, к сожалению, большая проблема в том, как люди друг друга слушают и слышат ли. И о чем говорят. Мне этот тип дискуссии, притом, что в принципе мне казалось бы, что действительно…

К. ЛАРИНА – Называется: хоть что-то.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, но все время в этом «хоть что-то», мне очень многого, к сожалению, не хватает. Сейчас мы еще должны обязательно вспомнить то, под чьим знаком прошла вообще эта неделя Программа, посвященная Высоцкому. Я не знаю, обсуждали до меня с кем-нибудь это в эфире.

К. ЛАРИНА – Нет. Так было давно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это было в субботу, воскресенье. Во всяком случае, мы это еще не обсуждали. Фильмы в большинстве своем, были на редкость удачные и не заходили за ту границу, где начинается уже опять же желтизна, клубничка и другие неприятные нам всем вещи.

К. ЛАРИНА – А кому-то очень приятные.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Может кому-то приятные. Но большинству, если спросишь, скажет, что тоже противно. Здесь этого не было. Это были все-таки в каких-то случаях попытки рассказать добросовестно биографию, а в каких-то случаях попытаться понять, что это был за человек, в каком-то случае природу его творчества, его невероятного успеха именно среди самых разных представителей народных масс. В каких-то случаях даже история любви, чего я всегда очень боюсь, «Последний поцелуй. Марина Влади», она была рассказана исключительно деликатно.

К. ЛАРИНА – А почему она ею была рассказана. Потому что ты вспомни, что было взято за основу, моноспектакль ее. В котором она, по сути, об этом и рассказывает.

И. ПЕТРОВСКАЯ - А в свою очередь основой моноспектакля стала ее книга, которая может быть и вызывала в свое время какие-то протесты и у родственников, но здесь тоже эта основная тема болезни и трагедии, она все-таки не в такой степени педалируется, как это было в ряде других программ. И эта часть мне показалась очень интересной и важной. Также как программа Эльдара Рязанова, 20-летней давности. Показанная нон-стоп все 4 программы подряд. Понятно, что уже технологически, по картинке телевидение давно ушло вперед. Но в ней ужасно подкупает эта тщательность подхода к исследованию биографии герои. И абсолютно не скрываемая любовь самого Эльдара Рязанова. К нему невероятное уважение. И там песни даются не как фон, как часто бывает, а целиком и полностью. И причем тоже важные, знаковые песни из творчества Высоцкого.

К. ЛАРИНА – Там все-таки целый цикл был, была возможность временем щедро распоряжаться, поскольку там было несколько программ. Поэтому он имел возможность песню дослушать до конца.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Совершенно верно. Но замечательно, то этот цикл тем не менее, показали, я не знаю, был ли он чуть урезан, мне показалось, что даже и нет. В частности, например, там еще забавно по-своему, что поскольку это 87 год, когда рассказывается о театре на Таганке и самом Высоцком в театральной ипостаси, не упоминается про Любимова никаким образом. Я вначале несколько была шокирована, потом сообразила, что Любимов еще в этот момент не вернулся на родину. Еще был лишен советского гражданства, пребывал на чужбине. Неприятное очень впечатление на меня произвели эти посиделки в сочетании с концертом.

К. ЛАРИНА – Я была уверена, что это «Своя колея».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Если ты видела, ее в конце сделали в качестве маленького репортажа, причем в том же антураже, в той же студии.

К. ЛАРИНА – Как-то все было скомкано, смято, быстро.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Совершенно верно. Мне кажется, здесь все было неудачно. И в первую очередь эта сама идея, рассказать не о Высоцком, а привлечь максимальное количество медийных персонажей…

К. ЛАРИНА – Желательно лиц Первого канала.

И. ПЕТРОВСКАЯ - И желательно, разумеется, которым как мне показалось, все равно было, о чем говорить. Они приходят на любую программу. И цель-то здесь продемонстрировать, что ты на плаву, ты медийный. Разумеется, были исключения, чтобы на меня не дай бог не обиделись, например, Алла Демидова или Белла Ахмадулина.

К. ЛАРИНА - Там были настоящие люди.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Которые пытались или Волчек Галина Борисовна, что-то рассказать личное. А так было ощущение, и были такие даже мнения и рассказ: я его не знала, но для меня он много значит. Или же, возможно это такое свойство прекрасное монтажа, когда остается мусор. Володарскому, который дружил с Высоцким, наверное, есть, что рассказать о своем друге. Он до последних дней дружил, кроме того, как они покрошили раковину в общежитии. И так далее. Было ощущение удивительной необязательности, непопадания…

К. ЛАРИНА – Меня удивило воспоминание Иосифа Кобзона о том, как Высоцкий просил купить у него песню, а я ему сказал, что я песни не продаю. Типа мне их дарят. В общем, какая-то…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но, тем не менее, дал четвертак поиздержавшемуся пииту.

К. ЛАРИНА – Как сказал один человек, комментируя все это, человек похож на свои воспоминания.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Даже не в этом дело. Может быть он чего-нибудь и еще вспоминал, потому что Кобзон человек, который известен тем, что он действительно многим помогал и в частности все знают прекрасно, что когда Высоцкий умер, именно Кобзон пробил ему место на Ваганьковском кладбище.

К. ЛАРИНА – О чем ты говоришь. А Ерофеев что вспоминал? Что-то такое странное прозвучало.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Видимо, была идея такая. Что какой-то человечинки добавить. Но вместо этого был, к сожалению, в очень многих воспоминаниях просто мусор, который совершенно ничего и ни к чему не добавляет. А самое главное, кто-то сравнивает, например, это с «Голубыми огоньками», форматом. Но в формате в лучшие годы «Голубых огоньков» все-таки была общая атмосфера некого празднества. Празднования, торжества. Может быть, это тоже достигалось с помощью монтажа или массовки хлопали, сейчас давайте, слушаем этого. Здесь меня поразило, что никто никого не слушает. За одним столиком кто-то вспоминает, а остальные…

К. ЛАРИНА – Скучают откровенно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не скучают, они тут же на этом фоне активно треплются, радостно смеются. Это конечно замечательно.

К. ЛАРИНА – А ведущий.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Атмосферы совершенно не было никакой. А если даже она и на секундочку возникла, то она мгновенно разрушалась исполнением песен, потому что удач среди этих исполнителей может быть были одна-две. Остальное все просто за сердце, честно говоря, хватаешься.

К. ЛАРИНА – Это ты не видела всего. Потому что как мне рассказали очевидцы этого события, у меня была приятельница на этом вечере, сидела на этой записи, там сидели эти девоньки из «Фабрики звезд», которые иногда мелькали в кадре, они-то еще и пели, оказывается. Просто, слава богу, ума хватило все-таки ограничиться, кто там был Колдун…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Колдун был.

К. ЛАРИНА – Еще был Марк Тишман. А еще привозили, говорят, Арину Шарапову, которую снимали…

И. ПЕТРОВСКАЯ - А почему привозили? Она сам не может доехать?

К. ЛАРИНА – Там было несколько медийных лиц Первого канала, которых привозили и увозили, потому что типа некогда. Их завозили, сажали, снимали, а потом увозили обратно.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, теперь тоже так делают. Например, «Прощание с Татьяниным днем», все время выхватывают известные лица, а при этом нет ни одного общего плана, потому что они меняются бесконечно и именно, у меня тоже на проводах Татьяниного дня была моя подруга по имени Татьяна. И она рассказывала, когда там бегали и кричали: где такая-то Татьяна. Быстро ввели в кадр, потом вывели из кадра, новых посадили.

К. ЛАРИНА – Я про ведущего начала говорить. Там было самое начало, этот вечер предполагал некую… декорация получилась из всего, и из чувств тоже. Потому что когда выходит на сцену ведущий и говорит: а как бы вы аплодировали, если бы вместо меня вы бы увидели Владимира Высоцкого, вот так мне и поаплодируйте. Ты меня извини, конечно…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Аплодировали вяло.

К. ЛАРИНА – Сказать после этого мне нечего. На что он настраивал нас всех. На какой-то феноменальный, возвышающий всех обман.

И. ПЕТРОВСКАЯ - У меня вообще большой вопрос, почему выбрали в качестве ведущего Владимира Владимировича Познера. Он замечательный ведущий, но никак не шоумен, и никогда в этом не был замечен.

К. ЛАРИНА – И к Высоцкому он очень равнодушен.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не знаю, равнодушен или нет, он вообще очень любит песни, авторскую песню.

К. ЛАРИНА – Ты говорила про Рязанова, который с каким чувством делал свою программу. Ты можешь это сравнить.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Потому что он знал, был знаком, потому что это все совсем другое. Это живое, то, что пропущено через себя. Здесь когда нет никаких точек соприкосновения, я потом внимательно посмотрела запись, у Владимира Владимировича в общем, даже не было никакой истории, допустим, не знал, как многие другие и говорил, что не знал Высоцкого.

К. ЛАРИНА – На что ему Кобзон ответил: да, вы не знали Высоцкого, а по-моему здесь все знают Высоцкого.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Но у каждого есть при всем притом, своя история, связанная с той или иной песней или, например, с потрясением от увиденного в театре или кино. Здесь даже этого не было. Я думаю, что здесь превалировал такой возрастной принцип, потому что Высоцкому 70 лет и если бы позвали вести это шоу так же как другие, того же Андрея Малахова…

К. ЛАРИНА – Или Яну Чурикову.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Возьмем Малахова. Который очень успешно делает это, когда праздник, радость, молодежь или не молодежь, но какое-то медийное событие, как проводы Татьяниного дня. Здесь он выглядел бы все-таки не органично. Почему Никита Высоцкий отставлен Первым каналом, я не понимаю. Потому что как раз он очень органичен. Тут и голос, он уже это делал неоднократно и вполне успешно. Но он не лицо Первого канала. Если исходить из возрастного признака, чтобы это не шокировало людей, например, старшего возраста, либо Познер, либо Николай Николаевич Дроздов. Но Дроздов уже задействован, он теперь плакальщиком стал Первого канала и было бы наверное, странно, если бы он еще вел это замечательное торжество. Но он тоже отметился тем, что в своей программе перед тем, как начался этот концерт, он вспомнил слова, что «хорошую религию придумали индусы» и «будешь баобабом тысячу лет, пока помрешь». Так что все в одну примерно копилку складывали в этот день. Еще одну вещь хочу отметить, вчера был день рождения Бориса Николаевича Ельцина. Я довольно тщательно отслеживала эфир и увидела только один фильм млечинский на канале ТВЦ, посвященный ему. Даже в новостях, по-моему, могу ошибаться, может быть, в каких-то новостях что-то промелькнуло, но я, во всяком случае, не видела. Довольно досадно, мне кажется. Если говорить об исторической памяти и беспамятстве.

К. ЛАРИНА – Давай телефон послушаем.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Жанна Дмитриевна из Санкт-Петербурга. На днях в 23.40 была передача про Вадима Туманова. Очень хорошая передача. Но почему-то о нем очень мало говорят. А он много сделал для нашей страны. Вы что-нибудь знаете о нем?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Знаю, конечно, и видела этот фильм, его сделал…

К. ЛАРИНА – Владимир Туманов – друг Владимира Высоцкого?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, и золотопромышленник, золотодобытчик. Человек совершенно фантастической судьбы. Фильм сделал Александр Тихомиров. Хочется сказать, что старожилы должны помнить, вел в свое время программу, был политобозревателем Гостелерадио. Вел программу «Семь дней». Она недолго просуществовала.

К. ЛАРИНА – А что он сейчас делает?

И. ПЕТРОВСКАЯ - Не знаю. Одно время он был советником у кого-то из губернаторов, по-моему. В общем, я здесь с удовольствием отметила его возвращение. И он ездит с Вадимом Ивановичем Тумановым по тем приискам, на которых он работал и рассказывает соответственно его жизнь. Которая совершенно потрясает всякими извивами. Он огромное количество лет отсидел. Чудо, что выжил. Потому что это были страшнейшие испытания. Это была Колыма. Потом он сделал невероятно много для организации золотодобычи. Он вводил всякие прогрессивные методы в это. Насколько я понимаю. Наверное, если меня специалист послушает, скажет, ну совсем ненормальная. Потому что не это в общем, собственно главное. Главное – масштаб личности. Сила преодоления обстоятельств. В результате его разгромили и все его дело уже при Ельцине. Потому что начались приватизации и его вообще от этого отодвинули. И правильно ты сказала, что это был друг Высоцкого. Старше его по-моему, на 10 лет, который тоже очень много для Высоцкого делал. И Высоцкий приезжал к нему, и он тоже пытался его спасать.

К. ЛАРИНА – Он, кстати, во многих фильмах фигурирует про Высоцкого документальных…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Хотя он не из тех лиц, которые постоянно…

К. ЛАРИНА – Как Игорь Кохановский.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Практически впервые я его увидела, и никто не сказал, что он автор знаменитой песни, которая приписывается, кому только ни приписывается. Это значит, это скоро бабье лето, бабье лето.

К. ЛАРИНА – Это стихи Кохановского. А ему посвящена песня «Мой друг уехал в Магадан».

И. ПЕТРОВСКАЯ - Если ты заметила, они очень похожи внешне. Тип лица.

К. ЛАРИНА – Да, очень хороший человек. Я была бы рада, если бы мы его позвали на «Эхо Москвы». Хоть разочек бы пришел.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Видимо, надо просто инициативу проявить. Заканчивая про Туманова, очень хороший фильм и главное, совершенно фантастический герой. Таких мужиков и работяг, и организаторов действительно мы просто их не видим. Очень обидно, что 23.40 очень маленькая аудитория. Но дело в том, что в 23.40 обычно у нас показывают что-нибудь из разряда научно-популярное. А здесь мне кажется, что такого героя нам очень важно иметь перед собой и видеть, что они есть и, слава богу, живы.

К. ЛАРИНА – А я про героев добавлю, поскольку продолжаю исследовать пространство спутникового телевидения, и подсела, как ты говоришь на канал «Время-4». Всемирная сеть Первого канала, что удивительно. И там идут очень хорошие программы. В выходной день просто подряд смотрела телевизор. Именно этот канал. И увидела там Марину Райкину в программе «Роли исполняют», поразительный фильм до слез меня прошиб про Юрия Березина, партнер…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Тарапунька и Штепсель.

К. ЛАРИНА – Фильм 1997 года, правда. Но он меня просто поразил своей пронзительностью. Он живет, не знаю, жив ли сейчас, жил в Израиле, но случайно там оказался, приехал к своим родственникам, а родственники у него семя Леонида Каневского. Леонид Каневский его зять, приехал к нему, случился инфаркт, он вынужден был там остаться в Израиле. Короче такие монологи старого человека, где он вспоминает свою жизнь, своего партнера, сую власть. Войну. Номенклатуру всякую. Концерты советские. Замечательно сделан фильм. Потом я еще там смотрела монолог, что тебе будет интересно. Передача, посвященная телевидению времен перестройки. Сергей Шолохов герой, нет ведущего, он в кадре и видимо, отвечает на вопросы автора этой передачи. Но никакого автора нет, что мне очень понравилось. И Шолохов вспоминает звездное время Пятого канала питерского. Начало «Тихого дома», знаменитую его мистификацию Ленин-гриб. И рассказал, как это обсуждалось среди зрителей. Как звонили в обком Ленинградский и старые большевики требовали разъяснения дать. На что секретарь обкома ответил, что это неправда, потому что млекопитающее не может быть растением.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я знаю эту историю.

К. ЛАРИНА – Потом вспоминали Виктора Цоя, время звездное.

И. ПЕТРОВСКАЯ - То есть ты ударилась тоже в воспоминания.

К. ЛАРИНА – Да, мне там хорошо. Я с большим удовольствием там сижу и всем рекомендую, если у кого есть возможность…

И. ПЕТРОВСКАЯ - Если кому хочется убежать от действительности…

К. ЛАРИНА – Неправда.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да я шучу.

К. ЛАРИНА – Они именно там, если канал «Ностальгия» позволяет убежать от действительности, то здесь нет ретрухи тупой, без комментариев, здесь человек из сегодняшнего дня на это смотрит. И этим этот продукт ценен. Просто молодцы. Извини, что я столько времени заняла. Но мы так редко хвалим кого-то.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Тем не менее, что-то сегодня и похвалили.

К. ЛАРИНА – Алло.

СЛУШАТЕЛЬ - Добрый день. Анатолий Николаевич, Москва. Я слушаю вас постоянно, такой вопрос. Я разговаривал в эфире с Алексеем Алексеевичем, вы много делаете очень приятного и нужного, спасибо. Но вы не очень любите Камерный музыкальный театр.

К. ЛАРИНА – Простите, это передача посвящена телевидению. К сожалению, здесь мы про театр не говорим. А если говорим, то в контексте телевидения.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Только благодаря тому, что изредка появляется театр тот или иной, как правило, на канале «Культура».

К. ЛАРИНА – Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Сергей из Санкт-Петербурга. Скажите, пожалуйста, удалось ли вам увидеть сюжет по НТВ в новостях о печальном событии, о похоронах детей в городе Бугульма.

К. ЛАРИНА – Тут про это пишут, я, к сожалению, не видела. Боюсь что-то такое комментировать. Ира тоже не видела. Расскажите нам, пожалуйста, что это за сюжет, который произвел такое шокирующее впечатление.

СЛУШАТЕЛЬ – До сих пор не могу отойти. Был сюжет, как хоронили 4-х мальчиков, которые под лавиной погибли. И после этого сюжета на фоне крестов появляется Алина Кабаева в дорогущей норковой шубке, и рассказывает про программу «Газпром» - детям»». Она лично говорила с Медведевым, и что скоро будет построен мегакомплекс какой-то лыжный, и детки будут там кататься, и никто не будет погибать.

К. ЛАРИНА – Это прямо там. Она там была в Бугульме?

СЛУШАТЕЛЬ – Прям на фоне кладбища.

К. ЛАРИНА – То есть после похорон.

СЛУШАТЕЛЬ – Во время похорон. Она как представитель «Единой России», по всей видимости. Было очень неприятно. Неужели уже в предвыборной кампании используются и похороны детей.

К. ЛАРИНА – А это не предвыборная кампания. Это как бы наша жизнь. Зачем она нужна сегодня. Кого они там продвигают, не Миронова же. И не "Единую Россию" уже.

СЛУШАТЕЛЬ – Уже такое ощущение, что ложишься в кровать к жене и думаешь, лежит ли там Медведев или нет.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Это тот самый случай, когда PR становится до такой степени бесстыдным…

К. ЛАРИНА – В голову не придет. Ужасно. Цинично.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Давай вспомним, хотя не хочется даже вспоминать, как пиарились на фоне похорон других детей бесланских…

К. ЛАРИНА – Кладбище это никогда не забуду.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Да, воющее, просто черное от платков, от траурных одежд кладбище, и дождь, и грязь, а на трибуне стоят и чего-то такое квакают, вякают тоже известные лидеры…

К. ЛАРИНА – И над ними зонтики держат.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Когда нет в человеке какого-то нравственного чувства, возвращаясь к вопросу о совете по нравственности, ну что тут скажешь. Как это осудить, не осудить. Это либо есть в человеке, либо нет. И не только в человеке, а еще в целом политическом движении. В политических лидерах. Как правило мы видим, этого нет. Элементарного понимания уместности своего появления в той или иной ситуации.

К. ЛАРИНА – К сожалению. Ты что-нибудь нам скажешь про следующую неделю? Что-то нужно ждать интересного. Кино появится какое-нибудь.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Я увидела на следующей неделе в воскресенье будет показан на Первом канале фильм, который смонтировал Александр Абдулов буквально за несколько дней до своей смерти. И как нам рассказал Константин Эрнст, у них была с Абдуловым договоренность, что они покажут этот фильм. Он называется «Лузер».

К. ЛАРИНА – Он на DVD уже вышел.

И. ПЕТРОВСКАЯ - 3 января. Но 3 января у них он практически стоял в эфире, а когда все 3 января случилось, то они посчитали, что это комедия и комедию даже с участием самого Абдулова все-таки неловко показывать в день непосредственно смерти. Я так понимаю, что в следующее воскресенье или 40 дней или на следующий будет 40 дней, поэтому там будет по разным каналам несколько фильмов с участием Абдулова. И будет повтор по Первому каналу, был такой очень хороший цикл «Возвращение домой». И тут будет «Возвращение домой. Фергана». Когда несколько лет назад Александра Абдулова съемочная группа этой программы привезла на родину в Фергану. Там очень трогательно он ходит, вспоминает, общается с людьми, которые из его детства.

К. ЛАРИНА – А «Лавр» твой показали?

И. ПЕТРОВСКАЯ - По-моему, теперь на следующей неделе. Потому что он был в программе сначала неделю назад. Потом в программе вчера.

К. ЛАРИНА - Церемония вручения премии «Лавр», документальное кино. Почему мы об этом говорим, потому что Ирина ведущая была этой церемонии. И обещают нам показать.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Теперь он значится в программе в следующую пятницу.

К. ЛАРИНА – Каждую неделю он в программе.

И. ПЕТРОВСКАЯ - Следите за программой.

К. ЛАРИНА – Спасибо. Ирина Петровская и программа «Человек из телевизора».


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024