Купить мерч «Эха»:

Ирина Петровская - Человек из телевизора - 2007-04-21

21.04.2007

К.ЛАРИНА: 11 часов 10 минут, мы начинаем программу телевизионную про телевизор, здесь Ирина Петровская, привет!

И.ПЕТРОВСКАЯ: Привет.

К.ЛАРИНА: И Ксения Ларина, наши слушатели уже готовы задавать вопросы или что-то прокричать – это пожалуйста, мы всегда вам предоставим такую возможность. Делайте это и не бойтесь ничего - +7 985 9704545 – номер, по которому можно кричать с помощью смс, а кричалки телефонные – 7839025 и 7839026. Давайте мы начнем с событий. Поскольку мы обсуждали одно событие, которое вышло за рамки телевидения, в предыдущей передаче. Это выход Владимира Меньшова на сцену на церемонии MTV – это все-таки, по сути, телевизионное событие, но которое вышло за рамки телевизора. Так вот…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Культурный шок, называется.

К.ЛАРИНА: Так вот, одно из самых главных телевизионных событий прошедшей недели – это, безусловно, странная история вокруг «InterNews». Я так понимаю, что прикрыли действие этой организации на территории РФ, да?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Не то чтобы официально прикрыли, но сделали так, что эта деятельность стала невозможной, - изъяли все документы, все жесткие диски из компьютера, приостановлен сайт, приостановлена деятельность, хотя сейчас шли семинары. Просто хочу объяснить, потому что…

К.ЛАРИНА: Что это такое? Потому что люди не понимают, что это.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я 10 лет самым тесным образом связана с этой организацией, почти 10 лет, и этим горжусь.

К.ЛАРИНА: То есть ты наймит.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я наймит «InterNews», в лучшем смысле этого слова, потому что в очередь таких вот наймитов стояли лучшие люди нашего телевидения в течение этих десяти лет. Я просто объясню, ну, может, москвичам в меньшей степени, а людям, живущим в разных городах, я знаю, что нас слушают в Екатеринбурге, в Самаре, в Красноярске, в Омске, в Новосибирске. Вот представьте себе, наверняка у вас есть несколько своих компаний в городе, и почти наверняка, я могу быть уверенной, что лучшая компания, которой вы доверяете, в которой работают лучшие журналисты, которые делают лучшие новости, я уверена на 90%, что это все люди, прошедшие школу «InterNews». То есть эта организация никогда не занималась никакой политикой, она обучала просто конкретно – тренинги, семинары, школы, конкурсы - региональных журналистов делать профессиональное телевидение и ответственное, что очень важно. Это в разных формах, как я говорю, происходило. Мы знаем, что в начале 90-х появилось огромное количество, просто как грибы росли, телекомпаний. Понятное, что зачастую, даже чаще всего, приходили в штаты этих компаний люди непрофессиональные, просто потому что невозможно было такого количества профессиональных людей найти, и всех операторов, ведущих, корреспондентов, режиссеров, обучали специальные педагоги и известные московские журналисты, выезжая на территорию конкретно. Иногда люди, наоборот, сюда приезжали. И могу сказать, что за эти 10 лет лично я объездила всю страну – это мало сказать, потому что многие регионы по нескольку раз, и это никогда не было светской тусовкой, это всегда было деловое мероприятие. Я могу просто назвать десяток людей, хотя их было намного больше за это время, - Владимир Познер, Эдуард Сагалаев, Светлана Сорокина, Марианна Максимовская, Олег Добродеев был председателем жюри одно время, Евгений Киселев какое-то время, Савик Шустер – член жюри, ребята с НТВ – Вадик Токменев, Алексей Поборцев, корреспонденты многие Российского телевидения, масса народу. Я говорю, в иные разы просто стояли очереди, просто приходилось отбирать, кто в этот раз поедет. Это происходило так: приезжает московское жюри, никогда никаких, просто о наймитах, бизнеса-класса, каких-то роскошных условий – какие есть, всегда эконом-класс, любые звезды летели всегда в одинаковых условиях. Гостиницы – какие есть, было и так, что в тазиках воду грели, потому что горячей воды не было, или спали чуть ли не одетыми, потому что холодно. Но первые дня 36-40 часов надо отсмотреть, то есть конкурсы, которые проводило «InterNews», вначале называлось «Новости: время местное», а потом «Время действовать». Страна делилась первое время на 6-7 зон, потом еще смеялись, что, взяв за основу эти границы зон, устроили федеральные округа, ровно по этим же самым границам, и в каждый приезжало свое жюри, и туда же приезжали из этого округа все информационщики, кто хотел, конечно, участвовать, и предоставляли свои работы в номинации «Информационная программа», «Репортаж», по-моему, в начале было даже «Интервью», «Ведущий», «Информационно-аналитическая программа», и это все жюри отсматривало в течение двух дней, причем иной раз в таком режиме, что люди до ужина даже не доживали, часов в 10 заканчивали, валились… с 10 до 10 – приезжаешь, например, в Томск, где разница 4 или 5 часов, не помню, - там еще утро, а у нас уже глубокая ночь, - 2 часа, чтобы привести себя в порядок, и поехали. Вот такая вот работа непрерывная. Да, в этот момент все участники работают с так называемыми педагогами – это тоже московские журналисты, которые прямо с участниками смотрят их работы и разбирают их публично, устраивая тоже дискуссии. То есть это очень важная вещь. А третий день жюри уже разбирает работы участников, и только в конце торжественная, но очень скромная всегда и, как правило, очень остроумная церемония, которую много лет подряд вели питерские актеры – Андрей Максимков и Юра Владовский, замечательно, очень остроумно – вручение призов, не денежных – маленькая такая штуковинка – сувенирчик, статуэтка, дипломы и в конце уже заключительный фуршет и, как правило, после этого жюри, уже совершенно осатаневшее, потому что фуршет выражался не в том, что жюри выпивало, а в том, что десятки жаждущих узнать, как моя программа, как моя работа, участников бросались, как голодные волки, и приходилось еще каждому объяснять, как, что, почему не так, почему не победил. И те, кто не победил, уезжали с ощущением, что в следующий раз, они потом много раз нам в этом признавались, приедут и сделают все как надо.

К.ЛАРИНА: Это каждый год происходило?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да.

К.ЛАРИНА: Последний раз когда это происходило?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Последний раз, уже это второй конкурс был, не «Новости6 время местное», а «Время действовать», это конкурс был скорее смысловой, то есть участникам предлагалось… там были такие номинации – понять, «Кто мы», «Кто наш герой», «Отношение к власти»…

К.ЛАРИНА: Опасные, вообще-то, темы.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Не скажи, потому что это очень важная вещь. Поначалу люди понимали это буквально и принимали на этот конкурс в номинации «Кто наш герой» исключительно какие-то чернушные сюжеты либо про инвалидов либо чудиков, а потом они постепенно начали понимать задачу и присылать сюжеты о героях в том смысле, что это люди, что-то делающие. Или «Социальная акция». То есть телевидение, мы об этом говорили, именно региональное в своем регионе пользуется достаточной силой и уважением, и они организуют какие-то акции, которые способствуют улучшению жизни в городе, или берут под опеку какой0нибудь детский дом. Например, была одна акция – накормить детей домашним обедом, когда жители города приезжали и готовили для детишек в детском доме вкусную домашнюю еду. Это было не разово, а в течение года, а может, потом и больше, ну и так далее. Те, кто знает меня на «Эхе», вот сколько я здесь работаю, столько периодически приезжая, я говорю «Была там-то, была сям-то» - Ханты-Мансийск, Омск, Томск, Москва, Челябинск, Сибирь, Дальний Восток, все Поволжье. Иной раз некогда даже было просто город посмотреть, в котором мы работали, настолько была загрузка, но это было невероятно интересно, была очень важная профессиональная школа. Я говорю «была», и мне самой не по себе…

К.ЛАРИНА: Чего лишилось наше пространство с приостановлением деятельности компании «InterNews»?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Объясняю, в регионах особенно очень большая ротация, мы столкнулись с этим во время конкурса «Новости: время местное» - идет обучение, люди учатся, приезжают на семинары, участвуют в конкурсах, побеждают, становятся лучшими, получают призы, но там очень мало денег платят, в регионах, и на вес золота профессионалы, и года через три они уходят куда-то, их куда-то берут. Кстати, много лиц, которых мы сегодня видим на федеральном телевидении, тоже оттуда, потому что с нами еще, как правило, ездили продюсеры из новостных программ разных каналов и отсматривали среди корреспондентов, среди ведущих эти лица и людей, которых можно пригласить на федеральный канал. Ярчайший пример – Маша Ситтель, найденная как раз во время этого… ну, то есть она и работала, она и победила на конкурсе, она, по-моему, из Пензы, если мне память не изменяет. После этого через какое-то время ее пригласили на центральный канал. Корреспондент Роман Соболь на НТВ. Сейчас просто не могу всех упомнить. Евгений Рожков тоже, на Российском телевидении.

К.ЛАРИНА: Так они, по-моему, сами же снимали какие-то документальные фильмы? Программы же делали? Как производители они работали.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Они работали и как производители и делали программы. Они делали еще очень важную вещь – это называлось «Фабрика новостей», что ли, забыла, как это точно называется, - в общем, провинциальная Россия, - лучшие сюжеты телекомпании посылают сюда, и из них монтируется дайджест, и дальше он рассылается всем желающим в компаниях в других, то есть такой обмен. Вот это то, о чем мы говорим, - у нас очень мало на экране провинциальной России, у нас в основном на экране Москва, еще уже – в основном, Кремль, кремлевская стена и Садовое кольцо. А тут таким образом региональные компании этот взгляд расширяли, потому что они показывали то, что происходит в других регионах, - там, уверяю вас, масса всего интересного происходило и происходит, а то, что ты говоришь опасное, то есть с людьми ведь говорили не только о том, как правильно склеить сюжет, снять со штатива, взять интервью и выстроить верстку новостей, с ними действительно говорили о смыслах, о чем сегодня с молодыми корреспондентами в компаниях мало кто говорит, говорили о миссии, об ответственности, об этике. Масса всего было любопытного, поэтому на последние конкурсы уже ездили самые разные люди, там были и газетчики, иногда даже политики – например, Сатаров на несколько конкурсов ездил, и все потом говорили…

К.ЛАРИНА: Ир, скажи, пожалуйста, а ты напишешь про это в газете?

И.ПЕТРОВСКАЯ: В нашей-то?

К.ЛАРИНА: Да.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я хочу посмотреть, как и чем это закончится, потому что пока очень страшно - мы все сейчас обмениваемся – еще не дай бог навредить.

К.ЛАРИНА: Чем ты можешь навредить?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Дело в том, что пока что, официально, насколько я понимаю, - да, «InterNews» уже сейчас не называется, это называется фонд «Образованные медиа», и я так понимаю, что пока он еще существует, и сейчас мы предпринимаем, друзья «InterNews» и фонда «Образованных медиа», определенные коллективные усилия, чтобы хоть как-то выразить свое… не буду пока говорить, но, в общем, хочу еще раз сказать, что эта организация из всех существующих, сколько конкурсов проводилось, сколько каких-то идей семинаров, это была самая деловая, - и, надеюсь, что будет, очень надеюсь - самая профессиональная: все всегда было невероятно точно, жестко организовано, никаких тебе там променадов, загулов, фуршетов. Это была работа, очень серьезная. Я просто вспоминаю, как мы возвращались из Чебоксар, это был последний тур в этом году, а сейчас в июне в принципе должен быть финал, то есть все победители в регионах приезжают сюда, и здесь уже отсматриваются финальные работы и объявляются победители. Так вот, последний был как раз центр России – Чебоксары, это я просто я к тому, что наймиты, на какие-то там деньги существуете, что погнались за чем-то, вот значит, нас горстка наймитов во главе с Владимиром Владимировичем Познером, закончив работу,.. – а Познеру нужно было улетать в 7 утра в Давос работать на форум, а вечернего поезда из Чебоксар не было, самолета тоже, поэтому арендовали автобус; начался дикий буран – это был февраль, не видно ни зги, что называется. Познера, которому нужно уже к семи утра нужно быть в аэропорту в Москве, отправили раньше – поспособствовал Николай Васильевич Федоров, президент Чувашии, дав милицейскую машину с мигалкой. Тем не менее, мы все дико волновались, потому что по такой погоде и милицейская машина с мигалкой может не пройти. Его отправили, а остальная группа, состоящая из Сорокиной, вашей покорной слуги, Вадима Токменева, Павла Шеремета, Андрея Максимкова, Георгия Сатарова, может, кого забыла, конечно же, Мананы Асламазян, руководителя организации, Анны Качкаевой, еще несколько сотрудников, вот мы, часов в 9 погрузились в этот автобус и двинулись в Москву со скорость черепахи, потому что мы видели упавшие в кювет, сползшие машины, бесконечные аварии. Ехали мы часов 13-14, при этом начался мороз, или был он, я уж не помню, и отказала печка, поэтому если посмотреть на эту группу жирующих непонятно за чей счет, они представляли собой такую картину – лежащие в откинутых креслах, ну, ты понимаешь, как в автобусе можно замечательно выспаться, оттянуться, полностью одетые – в дубленках, в шапках, пытающиеся спать люди. Поэтому когда мы выгрузились часов в 11 в центре у офиса «InterNews», мы напоминали группу плененных немцев под Москвой, в таком мы были, довольно печальном виде. Но тем не менее, никто никогда не просто не отказывался, а с удовольствием… Саша Архангельский еще в этой группе был, Михаил Дегтярь тоже очень часто ездил. В общем, все, кого вы можете себе представить, даже из нынешних сугубых патриотов-государственников, Дима Киселев, например, тоже ездили на эти конкурсы, потому что это была и подпитка – общение с молодыми свежими людьми из регионов, и многие открыли в себе, как Света Сорокина, преподавательский дар. Она оказалась совершенно шикарным педагогом. Плюс региональные журналисты были в этих же жюри – Юлия Мучник, Виктор Мучник – это из Томска совершенно замечательные люди, из многих других городов. Сергей Ким из Афонтова. Я думаю, что те, кто слушает нас в городах, они знают, что это их звезды абсолютные. Короче говоря, нелепее ситуации представить невозможно. Да, бывает, что руководитель, например, организации совершил какую-то ошибку. То, что инкриминируется Манане Асламазян, это мелкое административное правонарушение, это провоз не очень большой суммы денег, не задекларированной. То есть, по идее, за это берется штраф, предупреждается, и иди себе и больше никогда такого не делай. Почему за это должна расплачиваться целая, крайне полезная для страны, я утверждаю это, организация, я этого понять не в состоянии, поэтому у нас, у большинства складывается все-таки впечатление, что это мелкое административное нарушение Мананы – повод для того, чтобы этот, по мнению кого-то, рассадник вольнодумства… да, там было, наверное, даже не вольнодумство, а то, что называется свободой мысли, и этому тоже учили, в том числе многие достойные люди из Москвы. И, кстати, наши коллеги региональные, возвращаясь с этих семинаров, с конкурсов к себе в компании, часто сталкивались, что имея этот багаж знаний и представлений о профессии, они уже не могли работать у себя, потому что в регионах всех еще сложнее – там все очень близко, там власть вот она, под боком, и компании – одна мэрская, другая губернаторская, информационные войны, и некоторые из тех, кого учили, не могли уже существовать в ситуации информационных киллеров или делать заказные материалы, и пытались внедрять то, что они усвоили, у себя. Иногда не удавалось, мы знаем много людей, которые просто уходили из профессии. В том числе и поэтому была эта постоянная ротация поколений, приходящих в информационное вещание. Ну, я говорю так страстно и заинтересованно, потому что сегодня этой историей затронуты интересы и самые лучшие и добрые чувства огромного числа региональных журналистов.

К.ЛАРИНА: Вот я все это слушаю – у нас сейчас новости, мы уже больше ничего не успеем – про телевизор дальше будем говорить, во второй части.

И.ПЕТРОВСКАЯ: А это тоже телевизор, потому что, еще раз повторю, это то, что смотрит наша аудитория во всех городах.

К.ЛАРИНА: Ир, по идее все, что ты сейчас говорила, весь твой страстный монолог, даже речь, доклад, не написанная статья, которая, как я понимаю, не может быть опубликована сегодня, поэтому она озвучена на «Эхе».

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я тебе еще раз повторяю, что у меня в «Известиях», если ты знаешь, несколько иной формат – у меня там «Теленеделя», у меня там больше формата нету, поэтому я пишу в «Теленеделе» о том, что я вижу, и то, что видит большинство.

К.ЛАРИНА: Подожди, ну ты ж там тоже пишешь про события, которые в телевизоре, по сути, иногда и не отслеживаются, а просто имеют отношение к телевизионной жизни страны.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, в колонке практически всегда только о том, что имеет отношение к тому, что мы увидели на неделе. Но это вопрос обсуждаемый. Сейчас я просто тебе не отвечаю так…

К.ЛАРИНА: Я просто говорю, что все, что ты сейчас говоришь, по идее должна не ты говорить, а президент Телевизионной академии, понимаешь, Владимир Познер должен такое выступление устроить или об этом сказать, как-то объяснить, что это такое. Не ты должна это делать.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я о другом хочу сказать – не как президент Академии. Академия, как считается, занимается исключительно присуждением «Тэффи». Мне было бы очень важно, чтобы это сказал Владимир Владимирович как многолетний председатель и член жюри этих конкурсов и друг «InterNews», и более того, его школа, Познера, тоже существовала…

К.ЛАРИНА: На деньги?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да не на деньги, что ты все про деньги? Там же, на одной территории с «InterNews».

К.ЛАРИНА: Школа, которая сейчас на Дмитровке?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Это другая уже, это здание другое. До этого они так же сидели на третьем этаже, на той же территории, где располагается офис «Образованных медиа» или, опять же, повторю, раньше называлось «InterNews».

К.ЛАРИНА: Новости. Потом продолжаем.

/новости/

К.ЛАРИНА: Берите наушники.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Сразу прям?

К.ЛАРИНА: Да, люди хотят общения. Пожалуйста, 7839025, 7839026 – ваши вопросы или ваши мнения по поводу программ, просмотренных за прошедшую неделю. Сейчас, пока Ира говорила, я тут зыркала глазами в телевизор – замечательный идет фильм, посвященный Светлане Владимировне Немоляевой, ужасно жалко, что мы его не видим.

И.ПЕТРОВСКАЯ: На Первом канале, да.

К.ЛАРИНА: А ты его записываешь, нет?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Надеюсь, что да.

К.ЛАРИНА: Хочется посмотреть.

И.ПЕТРОВСКАЯ: У меня там техника, она иной раз хочет – запишет, а хочет – пропустит.

К.ЛАРИНА: Замечательная актриса, которую можно поздравить с юбилеем, Светлана Немоляева. Правда же?

И.ПЕТРОВСКАЯ: С удовольствием, конечно, поздравляем и восхищаемся, и не одна была программа, и фильмы покажут, по-моему, и по Культуре.

К.ЛАРИНА: Да. Ну что, давайте ваши телевпечатления, телевопросы к радиокритику. Алло, здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте, уважаемые Ксения и Ирина.

К.ЛАРИНА: Как вас зовут?

Слушатель: Меня зовут Вера, я из Москвы.

К.ЛАРИНА: Да, пожалуйста.

Слушатель: Ирина, я выслушала ваш страстный монолог, и я вас полностью поддерживаю. Не хочу говорить по поводу Владимира Владимировича – он последнее время часто не высказывает…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, может еще выскажется, давайте подождем.

Слушатель: Да. Ну а что касается недели, вы знаете, все так тускло, противно, а вот Павел Луспекаев вчера утром по «России» очень рано, и по Пятому каналу, вы знаете, я плачу, когда смотрю эти кадры об этом удивительнейшем человеке и артисте. Как ваше мнение – может, все-таки мало о нем рассказывают и показывают? Уже поколение вообще не знает, кто он такой. «Белое солнце пустыни» - фильм, а это актер, человек никому не известен.

К.ЛАРИНА: Не знаю, я с вами не согласна. Мне кажется, что очень хорошо его знают, и молодое поколение его прекрасно знает, хотя бы благодаря фильму, а что касается театра, вообще невозможно…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, Вера права в том смысле, что его знают в основном по одной роли – таможенника Верещагина.

К.ЛАРИНА: Ну, так этого уже не исправишь.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Вот, а то, что мало, у нас вот так – если человек ушел, то к датам вспоминают, и то спасибо. Кстати, я вчера включила дневное «Времечко», и там тоже вспоминали его, и абсолютное ощущение ушедшей натуры, такой глыбы и матерого человека и таланта какого-то невероятного – даже фактуры такой сегодня нет, и всего 43 года. Если вдуматься, даже не полжизни человек прожил. И ужасная трагическая кончина и последние годы жизни.

К.ЛАРИНА: Я обожаю эти фрагменты, которые они показывают каждый раз, когда показывают посвященные его памяти передачи, - фрагменты из несбывшейся роли «Вся королевская рать». Сыграл в итоге Жженов замечательно эту роль, но даже по этим фрагментам видно, что это была для него за работа, какая она для него была важная, как он чувствовал ее. Ну что там говорить, это гений, это даже не то что талантливый человек, это гений.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, и, к несчастью, очень характерная для гения судьба.

К.ЛАРИНА: Ну, там еще и болезнь была.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Вот я и говорю, и болезнь, и все вместе, и это немыслимое преодоление всего вместе взятого в этой роли Верещагина. Я где-то прочитала, а может, слышала, что он снимался там без дублера, и только в одном случае его заменил дублер – когда нужно было идти по песку, а он же был без ступней, и не мог идти, когда ноги вязли, а все остальное делал сам.

К.ЛАРИНА: Следующий звонок, пожалуйста. Алло, здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте. Я вам из Москвы звоню, Марина Дмитриевна. Вы знаете, я полностью согласна с тем, что говорила сейчас Ирина Петровская по поводу «InterNews». Единственное, я не могу понять, почему так много времени, половина передачи, посвящено этому, все-таки много вопросов.

К.ЛАРИНА: Ну давайте вопросы, вы сами время тянете.

Слушатель: Да, у меня вопрос вот какой – почему абсолютно нигде на телевидении не вспомнили о юбилее Плетнева Михаила Васильевича?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Как это не вспомнили?

Слушатель: Ну как, сказать о его исполнении Пятого концерта Бетховена хотя бы в субботу, или об этом празднике, трансляция которого шла, но вы ни слова об этом не сказали.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Мы не сказали? Мы еще не успели.

К.ЛАРИНА: А мы здесь причем?

Слушатель: Очень жалко, потому что, конечно, я согласна полностью с Луспекаевым и Немоляевой…

К.ЛАРИНА: Вы хотите, чтобы что?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Упрекнуть нас в том, что мы не все сказали. Да, так бывает.

К.ЛАРИНА: А мы вообще не все говорим вам.

Слушатель: Вообще, мне кажется, что очень мало о передачах на канале Культура вы говорите.

К.ЛАРИНА: Нет, Марина Дмитриевна, мы е работаем пресс-секретарями канала Культура, давайте так. А говорим мы вам не все. Правда же?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Как минимум половину каждой программы мы посвящаем каналу Культура.

К.ЛАРИНА: Оправдывайся еще. А вот не будем ничего говорить. Благодаря Марине Дмитриевне вообще ничего не будем говорить про канал Культура.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я должна вот какую вещь сказать по поводу канала Культура, это важно. Мы в прошлый раз говорили о том, ты, вернее, сказала, а я поскольку не видела…

К.ЛАРИНА: Про Трояновского?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да

К.ЛАРИНА: Он же письмами закидал.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, ну при чем здесь закидал? Ну действительно, сказали, что программа была не показана.

К.ЛАРИНА: И, кстати, на «Свободе» тоже слышала эту новость.

И.ПЕТРОВСКАЯ: А она была показана. Ну, это, видимо, после нас, да?

К.ЛАРИНА: Нет, они там ссылались на какой-то другой источник.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, так или иначе, программа была показана, и там речь шла о том… из-за куска, где говорилось о зверствах наших войск на оккупированный уже, прусских, по-моему, территориях. Так вот, там это кусок – сейчас я излагаю объяснение Виталия Трояновского…

К.ЛАРИНА: Но мы автора не слышали, в таком случае, этого фильма.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я программу посмотрела, понимаешь?

К.ЛАРИНА: И что?

И.ПЕТРОВСКАЯ: И этот кусок, где это просто пересказывалось под абстрактную военную хронику, был заменен на интервью, которое давал еще живой Копелев немецкой телекомпании, где он это говорит своими словами. В принципе, объяснение, мне кажется, вполне правомерно, потому что если говорить об этих зверствах на абстрактных кадрах хроники военной, мне кажется, не вполне этично, потому что в эту военную хронику могут попасть…

К.ЛАРИНА: Неправильно мы сейчас с тобой поступаем, Ира…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Почему?

К.ЛАРИНА: Потому что ты сейчас говоришь…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, я пока излагаю эту точку зрения.

К.ЛАРИНА: Так тогда ты ссылайся, что это мнение господина Трояновского.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Так я только что и сослалась.

К.ЛАРИНА: Потому что есть автор этой передачи, который это делал.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну хорошо, пока я сослалась на человека, который, честно говоря, по его остальным работам, мы много их обсуждали, и «Острова» те же самые, Тарковскому посвященные, в принципе не вызывает у меня недоверия. Вот что я хочу сказать. Но самое главное, хочу сказать, что программа была показана. Более того, я тебе скажу, после того, как мы с тобой поговорили, я ехала в машине, и мне позвонил такой деятель из Евразийской академии, ты его знаешь, Валерий Рузин, он же, оказывается, племянник Копелева, и он сказал, что «была программа в эфире, вы ошибаетесь, я видел».

К.ЛАРИНА: Если автор передачи нас слышит, если у него тоже есть своя точка зрения, мы готовы и вам тоже слово предоставить, пожалуйста.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Но в данном случае я просто хочу опровергнуть просто тот факт, что ее вообще не было, вот что самое главное. Это по канал Культура, Марина Дмитриевна.

К.ЛАРИНА: Следующий. Алло, здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте.

К.ЛАРИНА: как зовут вас?

Слушатель: Меня зовут Юрий, и хотел бы поговорить по поводу «InterNews».

К.ЛАРИНА: А что вы хотите? Добавить что-то?

Слушатель: Я хотел бы сказать первое вот что – вы говорите, что на периферии зажимают местных журналистов, и они вынуждены переезжать в Москву, я с этим не согласен.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я не сказала, что их зажимают, и поэтому они вынуждены – в Москву переезжают за другими возможностями. Для того, чтобы быть на федеральном общем экране, и масса других мотиваций. Многие, кстати, переезжают, а потом уезжают назад. Что НЕ зажимают, тоже вы мне не рассказывайте, это мы знаем прекрасно, массу историй.

К.ЛАРИНА: Еще?

Слушатель: Я был бы безумно рад, если бы Эвелина Геворкян, которая переехала их Томска в Москву и работает сейчас с Доренко на «Развороте», обратно вернулась в Томск.

И.ПЕТРОВСКАЯ: То есть вам Эвелины Геворкян не хватает?

Слушатель: Та передача, которую она делала у нас, «В телевизоре» называлась, она была любима томичами, ожидаема. К сожалению, та потеря, которую понесли томские телезрители после того, как Эвелина переехала в Москву, сейчас невосполнима.

К.ЛАРИНА: Я надеюсь, она вас слышит и, может, примет то самое судьбоносное решение, и вы буквально на следующей неделе ее увидите в телевизоре обратно. Спасибо, Юр.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я действительно знаю нескольких людей, которые приезжали сюда, а потом понимали, что где родился, там и пригодился, и возвращались без потери своей репутации. В конце концов, журналистика – это живое дело, и людям хочется попробовать какие-то иные возможности.

К.ЛАРИНА: Следующий. Алло, здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте. Сергей, Москва. Хотел бы поблагодарить Ирину Петровскую. Ваша передача имеет какое-то отношении к культуре, не к каналу, а к культуре, и хотел бы поблагодарить за то, что насколько она смогла, она попыталась пресечь попытки ведущей этой передачи, Ксении Лариной, назвать женскую грудь иным словом, я одно слово произносить не буду, произнесу более мягко – вымя. Это очень приятно, что Ирине Петровской категорически не нравятся подобные слова в эфире. Это первое, и второе, маленькое.

К.ЛАРИНА: А про вымя можно поподробнее? Меня больше всего это заинтересовало.

Слушатель: Нет, другое слово я произносить не буду. Молодец Ирина Петровская…

К.ЛАРИНА: Ты помнишь про вымя?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я объясню сейчас.

К.ЛАРИНА: Скажи мне.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну подожди, сейчас второе уж выслушаем.

Слушатель: Подскажите, Аркадий Арканов, наш известный писатель, он является киноакадемиком, как это называется?

К.ЛАРИНА: Телеакадемиком? Нет.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Не является.

Слушатель: Да, я почему спросил, потому что, во-первых, помнится, он принимал, как сейчас говорят, живейшее участие в «Нике», в раздаче призов…

И.ПЕТРОВСКАЯ: А, все-таки киноакадемиком?

Слушатель: Да, я, наверное, неправильно назвал, там же их 600, что ли, этих киноакадемиков, и он там периодически что-то делал, выступал, вроде бы присутствовал. А почему я об этом говорю – была передача, «Редкий случай», любопытная информация, коротко, ведущий Галкин Максим, был вопрос, и товарищ Арканов не ответил, кто играет в фильме «Зеркало» Тарковского, точнее, в каком фильме играет Маргарита Терехова, и сам Максим Галкин, молодец, очень скромно и аккуратно заметил – мы, вроде бы, все любим классическое кино, а как доходит до дела, оказывается, что навряд ли смотрим…

К.ЛАРИНА: Ну, вы затянули, все, спасибо большое. Про вымя скажи.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, можно, я со второго начну?

К.ЛАРИНА: Про вымя хочу! А то мы не успеем про вымя.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Где-то в какой-то программе мы с тобой говорили, и ты употребила сниженное обозначение, сниженная лексика, называется, которым иногда характеризуют такой орган, как женская грудь.

К.ЛАРИНА: А почему мы про это заговорили? Мы что, грудь обсуждаем?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я не знаю, может, кого-то голого показали, я уже не могу сказать.

К.ЛАРИНА: Мы чью-то грудь обсуждали?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, видимо, да, я не помню, чью, к сожалении, нам не напомнили. Ты употребила это слово, а я тебе сказала, что я не люблю таких вот, на «-ськи» заканчивающихся слов, для меня они, честно говоря, хуже, чем некоторые их совсем ненормативные эквиваленты, разных органов. Ну, просто я правда считаю, что как-то… я даже не только в публичной речи эти слова не употребляю, но даже и в бытовой. Это факт моей личной биографии, но приятно, что товарищи оценили, и уже прошло, мне кажется, месяца два, но это произвело такое впечатление, что помнится. Второе. Значит, Аркадий Михайлович Арканов – замечательный и прекрасный человек, я, кстати, только вчера буквально его видела, - бывает такое, что к тебе обращаются и спрашивают, кто играет там-то, и у тебя заклинивает – ты знаешь, кто играет, но у тебя это вылетает из головы. Не вижу здесь ничего предосудительного, тем более, что Аркадий Михайлович человек немолодой.

К.ЛАРИНА: Тем более, что у Максима Галкина все ответы написаны, и он еще будет по этому поводу стыдить людей.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, ну Максим Галкин, кстати, тоже человек весьма образованный.

К.ЛАРИНА: Но у него все равно ответы есть все, в отличие от Арканова.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, бывает такое, господи, кроссворд иногда разгадываешь или сканворд, написано там, я не знаю…

К.ЛАРИНА: Главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» - черт, не помню!

И.ПЕТРОВСКАЯ: Да, и заклинило. Чем дальше, тем больше. Это называется таким словом, не очень приятным – то ли эклер, то ли склероз, помнишь это все. То, что он вручает премии, вот я, например, в этом году удостоилась чести вручать «Нику» за лучший сериал, я не являюсь членом Киноакадемии, и вручанты так называемые – это вообще, как правило, люди со стороны, приглашенные из разных областей. Там бывает и Геннадий Хазанов, а он, по-моему, тоже не член Киноакадемии, так что не вижу здесь ни малейшего противоречия и, тем более, повода, чтобы каким-то образом умалить замечательного, на мой взгляд, Арканова.

К.ЛАРИНА: Долго мы держали Юрия. Юрий его звали?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Александр вроде.

К.ЛАРИНА: Неважно. Давайте, следующий. Алло, здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте.

К.ЛАРИНА: Пожалуйста.

Слушатель: Это Ксения?

К.ЛАРИНА: И не только.

Слушатель: Я хотел сказать по поводу Эвелины Геворкян. Я вчера Пархоменко слушал…

К.ЛАРИНА: Нет, давайте мы это уже не будем обсуждать, ребята. Эвелина Геворкян работает на радио «Эхо Москвы», и у вас будет возможность с ней пообщаться напрямую, вы сможете это сделать в личном общении, в публичном личном. Алло, здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте. Михаил, Москва. Мне хочется поблагодарить канал Культура за показ фильма «Усама» - исключительный фильм, восточное кино становится все лучше и лучше. Это вообще-то мальчика имя…

И.ПЕТРОВСКАЯ: Но ее переодели в мальчика просто.

Слушатель: Да, из-за того, что такая жизнь при талибах была, она просто вынуждена была переодеться в мальчика. Но показано с такой изумительной честностью жизнь этой девочки и жестокость талибов, что хочется фильм еще посмотреть. Он как-то не прошел на экранах, даже на DVD, я искал этот фильм, но его не было.

К.ЛАРИНА: Нет, он был на DVD.

Слушатель: Но я не нашел его. Просто хочется еще раз поблагодарить канал «Культура за такой фильм.

К.ЛАРИНА: Присоединяемся.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Присоединяемся. Я не видела на DVD, посмотрела только сейчас, и вообще, у них же там идет целая серия, на канале Культура – это вот восточное кино, и я многое для себя открываю. Действительно, это как-то мимо меня прошло, в основном.

К.ЛАРИНА: Следующий звонок. Алло, здравствуйте.

Слушатель: Алло, мне вот нравится, идут молодежные передачи на MTV и Муз-ТВ, всякие мультфильмы прикольные, и там тоже такие шутки американского типа сальные, на околосексуальные темы типа Бивиса и Бадхеда и т.д. и т.п., и там тоже любят обсуждать эти вот всякие сиськи.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Вот оно, слово сказано.

К.ЛАРИНА: Это это слово?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Как мы ни избегали, то самое.

К.ЛАРИНА: А мне кажется, че-то какой-то левый дядька.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Какой?

К.ЛАРИНА: Левый дядька.

И.ПЕТРОВСКАЯ: В каком смысле?

К.ЛАРИНА: Казачок какой-то засланный.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, он просто пытался…

К.ЛАРИНА: Нет, как Владимир Меньшов, какая-то постановочная была история.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Нет, я не думаю, я думаю, что… тут у меня возникло подозрение, что люди, которые эти слова так вот спокойно употребляют, возможно, они как раз очень часто смотрят эти мультфильмы и эти каналы, и им это слово уже не режет ухо, а мне почему-то пока еще режет.

К.ЛАРИНА: Возьмите к уху приложите наушник – не будет резать. Алло, здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте, мен зовут Изольда, Санкт-Петербург. Вы знаете, конечно, канал Культура восполняет наш культурный дефицит, но все-таки очень не хватает дискуссии на телевидении, очень!

К.ЛАРИНА: Какой?

Слушатель: И ни по какому каналу пока не может все-таки выстрельнуть в этой ситуации.

К.ЛАРИНА: Почему? Вон выстрелил «Бойцовский клуб» - и все, застрелился сразу же.

Слушатель: Ну и все, а что, у нас больше никого нет? в такой огромной стране?

К.ЛАРИНА: Нет, и не будет.

Слушатель: Спасибо.

К.ЛАРИНА: Это страна, в которой Питер Пэн живет.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Знаете что, Изольда, мне приятно слышать ваше мнение, но выясняется, что мы с вами в меньшинстве. Недавно наша газета опубликовала такое исследование зрительских предпочтений, которое на меня произвело впечатление, – там не рейтинги использовались, а конкретным людям, респондентам, задавались вопросы, ради чего они смотрят телевизор. Это исследование с 2004 года проводит компания «Видео Интернешнл», и вот если в 2004 году, по-моему, 47% отвечали, что телевизор для них – источник получения информации, но это читай шире – конечно, дискуссии туда тоже входят, потому что это тоже информация, и 30 с чем-то для развлечения, а в конце 2006 года подобное же исследование показало практически зеркальные результаты – все поменялось, только теперь цифра, которая характеризует информационное смотрение и предпочтение – 27%, поэтому, с одной стороны, чем больше развлекают, тем больше люди подсаживаются на эти развлечения. С другой стороны, вторая вещь…

К.ЛАРИНА: А там вопрос, прости, как формулируется?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Примерно так – ради чего вы смотрите телевизор? Что главное для вас? И давались эти варианты ответа.

К.ЛАРИНА: Подожди, тут в этом тоже есть некая ловушка. Вот тебя бы сейчас спросили, ради чего ты смотришь телевизор, ты бы тоже, наверное, вряд ли сказала, что ради информации, потому что ее нету.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, возможно, там он как-то более тонко был сформулирован. Там не было абсолютно никакой ловушки. Там были четко поставленные вопросы.

К.ЛАРИНА: Меня спросить – вашу любимую программу назовите на телевидении – я ж не назову новости.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Но тем не менее, это действительно факт нынешней жизни, потому что эта планомерная работа по тому, чтобы развлекать и как можно меньше анализировать, что-то обсуждать и честно информировать, вот мы не возвращались сегодня к этому вопросу, как освещали предыдущую субботу каналы…

К.ЛАРИНА: Мы про это много говорили всю неделю.

И.ПЕТРОВСКАЯ: Я понимаю, но вы в основном говорили, я ж это все тоже слушала, про само мероприятие.

К.ЛАРИНА: И про каналы тоже, про СМИ.

И.ПЕТРОВСКАЯ: А вот я когда специально сидела целый день и смотрела, как это делается, когда освещается, то мне это напомнило, к несчастью, 91-й год. Я говорю сейчас не о революционной ситуации, а по тому, как это освещалось, я очень хорошо помню это, с 13-го на 14-е января, когда наши войска уже брали телецентр в Вильнюсе, стоял корреспондент программы «Время», его очень быстро потом ушли, потому что власть сменилась, и говорил, что в Вильнюсе все спокойно, нет никаких скоплений, никаких войсковых соединений и уж тем более никаких танков. Понимаешь, есть вещи, которые можно объяснить, - не надо раскачивать лодку – когда каналы умалчивают о чем-то целенаправленно, не показывают тех или иных персонажей, но есть вещи, на мой взгляд, преступные, когда телеканалы становятся пособниками преступных действий тех или иных, неважно каких, кто там, до сих пор неясно, отдавал приказ, не отдавал, но тем не менее, присоединяются, солидаризируются с преступными действиями властей, и тогда они окончательно переходят за тот барьер, за которыми огни перестают быть средствами массовой информации и превращаются в министерство правды, в департамент по обслуживанию этой, любой, политики, что бы они ни сделали. Поэтому когда мы с коллегами обсуждаем программу «Неделя» Марианны Максимовской, многие произносят слова «гражданский подвиг», в нынешней ситуации, наверное, да, гражданский подвиг, но в принципе просто элементарное следование профессии и элементарное делание работы, которую обязаны делать информационщики, не только Марианна и корреспонденты, которые делали программу. Они обязаны показать, как это было, они обязаны, показывая, кстати, предупредить и тех, кто, может быть, не пошел бы, если б знал, ведь мало кто знал. Я не видела и не слышала, чтобы на тех же каналах хотя бы внятно сказали, что будет в центре Москвы, а потом уже, задним числом, попытки других компаний, федеральных, еще привязать к этому Березовского, черта лысого, Америку, кого ни попадя, это все уже, на мой взгляд, имеет и носит, как говорят в тех же правоохранительных органах, признаки определенного преступления, профессионального и гражданского, против своих зрителей, против своей аудитории, потому что вы покажите хотя бы, не передергивая, не становясь на сторону той власти, которая всегда оправдает, конечно же, свои действия любым, каким угодно способом и назовет их законными, но в том и сила телевидения, что оно показывает детали и картинку. И даже в некоторых случаях картинка на федеральных каналах резко расходилась со словами, которые произносили корреспонденты и ведущие, потому что все равно невозможно было не показать вот этот сонм этих с дубинками, в касках, который превышал разумные пределы. Как они ни старались обходить, все равно в кадре было 10 этих и какой-нибудь худощавый юнец, которого за руки за ноги волочат по асфальту. Поэтому, к несчастью к моему, сегодня говорить о том, что… возвращаясь и закольцовываясь тем же «InterNews», 10 лет учили, 10 лет пытались говорить об ответственности профессии, об этике, о смысле, и все в результате упирается в то же самое, и идет такое же, повторное, наступление на грабли, повторение, и конечно, это кончится, конечно, те, кто это сегодня делает – плевать на власть, в том смысле, что т нее я ничего такого особого не жду, и уж, слава богу, на нашем веку мы насмотрелись всякого, но когда телевидение это делает, когда оно намеренно искажает, когда оно лжет конкретно, и тем самым оболванивает свою публику, вот это, не побоюсь этого слова, преступление.

К.ЛАРИНА: Спасибо большое. На этом мы завершаем выступление Ирины Петровской, надеюсь, не последнее, да?

И.ПЕТРОВСКАЯ: Ну, я тоже надеюсь, ты меня не пугай.

К.ЛАРИНА: Спасибо. Счастливо.