Купить мерч «Эха»:

Александр Гордон - Человек из телевизора - 2004-02-28

28.02.2004

К. ЛАРИНА Мой гость Александр Гордон. Сегодня его можно назвать еще и театральным режиссером, поскольку дебют состоялся. На сцене театра "Школа современной пьесы" вышел спектакль "Одержимый", по мотивам "Бесов" Достоевского. Хотя назвать это в чистом виде спектаклем трудновато. Саша, по жанру все-таки как это определить? В программке написано, что это такое.

А. ГОРДОН В программке написано "телевизионное шоу для театра".

К. ЛАРИНА А на самом деле?

А. ГОРДОН Бог знает, что получается. Еще не получилось. Как всегда, в театре не хватает недели, потом оказывается, что двух, потом опускаются руки и думаешь: "да ну, к черту, пусть идет как идет уже". Но работа есть, работа моя, и перед официальной премьерой 3-го числа я проведу две репетиции, мы кое-что изменим. Уже сыграно 4 раза, и всякий раз это разные спектакли. Вы какого числа были?

К. ЛАРИНА Когда были Лимонов и Хакамада.

А. ГОРДОН 20-го.

К. ЛАРИНА Первый спектакль?

А. ГОРДОН До этого мы 2 раза показывали на заменах. Это были совершенно другие спектакли. 22-го уже был четвертый спектакль. И мне очень интересно, когда эти перемены закончатся, и можно будет сказать, что спектакль сделан, теперь можно его посмотреть.

К. ЛАРИНА То есть Вы там передвигаете эти кубики, как считаете нужным именно сегодня?

А. ГОРДОН Нет. Замысел это хорошая вещь, но неосуществимая, как правило. Я же говорил, что придумал такую формулу: "режиссура - это искусство возможного". Мало ли, что тебе приснится. Потом приходят живые актеры в реальном театре.

К. ЛАРИНА Начинают все портить.

А. ГОРДОН Нет, актеры тут как раз ни при чем. Но, вообще, я впервые столкнулся с... Когда я снимал кино, и организация зависела целиком от меня, пенять было не на кого, как-то справился. А здесь я прихожу в готовый сложившийся коллектив со своими традициями. Я не имею в виду актерские, режиссерские традиции, я имею в виду постановочную часть свои монтировщики со своими взглядами на жизнь...

К. ЛАРИНА Как? Родной театр. Вы там все-таки не первый год служите.

А. ГОРДОН Я не никогда не ставил там спектакли. Одно дело придти за полчаса до спектакля, загримировать душу, выйти, отыграть и уйти. Другое дело - принимать участие в создании декораций, их установке, вспоминать все детские выражения, чтобы вроде как матом и не матом. Это уже другая история. Я уже рассказывал вещи, которые меня... теперь я над ними смеюсь. Но когда остается неделя до премьеры, а театр на гастролях, то есть репетировать не с кем, единственное, что можешь сделать это лихорадочно хвататься за возможности, 4 камеры работают, бегать от одной камеры к другой. Работают на камерах тоже простые смертные монтировщики, а не операторы. Кстати, делают это уже очень хорошо. Ты радуешься возможности, которую предоставляет тебе зав. труппы театра в неурочное время провести репетицию, даже, может быть, целый прогон собрать, и ты соглашаешься, меняешь все свои планы, готов придти в 10 утра театр, что невозможно. И подходит очень вежливый монтировщик и говорит: "Простите, пожалуйста, а можно, мы на прогон часа на 2 опоздаем?" "Почему?" "А мы в футбол играем, у нас запланирован ответственный матч, мы специально его переносили". Я сначала подумал, что шутит. Потом, когда мне начали звонить один за другим актеры, люди с гастролей, говорить: "отпусти монтировщика", я совсем перестал понимать, где я нахожусь.

К. ЛАРИНА Отпустили?

А. ГОРДОН Нет, не отпустил. Театр есть театр. Прогон состоялся, только за камерами стояли другие люди. Представьте себе, Вы учите ребенка на велосипеде кататься. И не просто кататься, а так, чтобы в один прекрасный день он выиграл какое-нибудь дворовое соревнование. А бабушка его накануне забирает на дачу и говорит: "Я тебе другого пришлю". И присылает другого.

К. ЛАРИНА Соседского.

А. ГОРДОН Не твоего, и который не умеет кататься на велосипеде. Такая ситуация. Но ничего, проехали уже. Трудности были такого рода. А что касается "творчества" (в тройных кавычках мы это заберем), то тут для меня никаких неожиданностей не было. Я знал, что материал неподъемный, образы и отношения между ними категорически сложные. Поэтому я и выбирал такую игривую и легкую форму. Но получилось мало что из того, что хотелось бы. Посмотрим, что будет в ближайшее время, хватит сил это доделать или нет. И потом, я ошибся в главном, наверное. Меня посетила пошлая идея, что злободневность этого спектакля может выражаться в прямой политической параллели между тем, что происходило тогда, происходит сейчас. Тексты на самом деле актуальные. Чего стоит один текст, который произносит Степан Трофимович! Гениально его играет Филозов, 15 лет реформы. "Никогда Россия, даже в самые дикие годы не доходила до такого позора". Вот, казалось бы, "а, ура!" Но на самом деле это идея скверная. И вся политическая составляющая, которая сейчас мной перебирается, все-таки далеко не главная. Потому что, если ее выпячивать, в наше время и в нашей стране получается спектакль 70-х годов с фигой в кармане. Что тут смешного, потешного? Куда это? Это моя вина и мой просчет, мы будем это потихонечку убирать. Что есть, то есть.

Федор Михайлович актуален далеко не потому, что он предсказал политическое устройство современной России. и кроме того, там есть другая составляющая, которая была для меня важнее всего. Кто-то из не очень далеких людей назвал ее исповедальной. Не знаю, можно ли так сказать. Но Федор Михайлович раскидал себя очень щедро по многим героям романа, как он всегда делал. Он является прототипом трех или четырех составляющих образов. И портрет Федора Михайловича, который собирается, - это все-таки портрет под вуалью. Когда себя узнаешь в трех или четырех персонажах - тут для тебя наступает настоящая актуальность. На этом сейчас и хотелось бы сакцентировать спектакль. Дело живое. Это же не фильм, который снял, смонтировал и все.

К. ЛАРИНА Да. Тем более, у вас заявлена импровизация на тему романа. Что касается импровизаций, все прекрасно понимают, что импровизации всегда должны быть хорошо подготовленные. Я бы не хотела, чтобы у нас получился такой междусобойчик, поскольку я спектакль видела, а большинство наших слушателей пока еще, наверное, не видели. Может быть, мы к этому вернемся, когда у нас будет аудитория побольше, чтобы люди уже могли что-то обсуждать?

А. ГОРДОН Конечно.

К. ЛАРИНА Интересный момент. То, что я угадала сразу же. Когда мы с мужем собирались на спектакль, я говорю: "Знаешь, что он спросит первым, когда выйдет к залу? "Поднимите руки, кто за последние 10 лет перечитывал роман "Бесы".

А. ГОРДОН Я уже больше не спрашиваю, потому что это неприлично.

К. ЛАРИНА Не бойтесь, те, кто не читал, ничего страшного в этом нет, потому что спектакль выстроен таким образом, что вы знакомитесь с персонажами, потом являетесь свидетелями главной сцены романа, кульминационной. Поэтому вам будет нетрудно разобраться во всех сюжетных хитросплетениях, и это не главное. Все просчеты, в которых Александр сейчас вам признался, - мне кажется, это дорогого стоит. Я впервые вижу такое самобичевание после премьеры. Обычно режиссер никогда так про своего ребенка не говорит.

А. ГОРДОН Что Вы? Нет. видите ли, в чем дело? Если бы это был мертвый ребенок, я бы, может быть, и поостерегся. Но поскольку это все-таки полурожденное дитя, что тут? Это первое. Во-вторых, я дилетант. Казалось бы, в театре я впервые мог бы назвать себя профессионалом, потому что в кино бьют, на телевидении бьют, а тут - у меня театральное образование. Все равно я дилетант по отношению к этому делу. Сейчас надо хвалить, чтобы пришли. Но ради чего?

К. ЛАРИНА Это интересно в любом случае. Скучно не будет, как обычно в таких случаях говорят.

А. ГОРДОН Уже хорошо.

К. ЛАРИНА А то, что касается телевизионной составляющей? Вспоминая многочисленные анонсы в различных газетах, все это заявлялось именно как телевизионное шоу, что все это будет каким-то образом ретранслироваться через канал НТВ, насколько я понимаю, то есть какая-то форма была придумана. Что из этого получилось?

А. ГОРДОН Из этого получилось, что спектакль-то, может быть, и будет готов в ближайшее время. Что касается телевизионного шоу, тут возникли проблемы, о которых вслух говорить бессмысленно, потому что это будет опять та же самая фига в кармане. Проблемы есть. Сейчас и канал НТВ, и ряд других каналов, которым я сделал предложение, рассматривают возможность параллельного эфира. Не прямого, но параллельного. Что из этого выйдет? До 14 марта, наверное, ничего. Что потом...

К. ЛАРИНА А чем мотивируют?

А. ГОРДОН Да ничем особенно.

К. ЛАРИНА Спорта нет?

А. ГОРДОН Когда называют 20 разных причин, это значит, что одну скрывают, главную. Поэтому догадываться я не хочу. Из названных причин это опять высоколобо, опять не для всех, опять не прайм-тайм, а с участием такого количества актеров, меня, да еще и театр, да еще и камеры, это будет дорого для этого времени, и т.д. Вот причины, казалось бы, совершенно объективные. Но опять-таки, надежда есть. А главное, что у меня появилась идея: почему бы ни предложить это на "Эхо Москвы" в качестве радиошоу? И это могла бы быть прямая трансляция, что гораздо интереснее, чем запись по телевизору, потому что тогда в театр врываются еще и голоса.

К. ЛАРИНА Слушателей?

А. ГОРДОН Да, есть звонки. То есть он открывается до размеров аудитории, скажем, "Эхо Москвы". Не подумайте, что сватаю.

К. ЛАРИНА Есть о чем поговорить, потому что тут Вы угадали. Мы на эту тему давно разговариваем на наших редакционных совещаниях, давно бродят такие идеи. Мы пытались это делать летом, шоу с улицей на Арбате. Но это была такая развлекаловка с играми. А такой вариант еще никто не высказывал. Мне кажется, что есть смысл об этом поговорить. Я думаю, сейчас нас слушает Алексей, наш главный редактор. Он скажет: "О, точно!" Так что поговорим. Я бы хотела еще на телевизоре задержаться, коли у нас "Человек из телевизора", поскольку там очень много различных поводов для разговора. Во-первых, последняя передача "Гордон" 1 марта, где будет вручение... сколько там, килограмм?

А. ГОРДОН Там 100 кг.

К. ЛАРИНА 100 кг золота дают самому умному ученому, который был в Вашей программе.

А. ГОРДОН Они все умные. В данном случае самому подходящему под условия конкурса, которые сами участники конкурса, они же члены жюри, нещадно критикуют. Хотя все подписали бумаги, что они согласны.

К. ЛАРИНА То есть участники передачи сами выбирают самого лучшего?

А. ГОРДОН Да, из себя же. И они уже выбор сделали, конверт запечатан, хранится за семью замками. Я могу только догадываться, но догадками делиться не буду до 1-го числа, когда вы увидите, как в эфире телеканала НТВ вскрываются конверты, вручается приз. Вручать его будет, скорее всего, наш нобелевский лауреат Михаил Сергеевич Горбачев. Вручать будет деньги, которые чуть больше, чем нобелевская премия сегодня, поскольку это миллион евро, очищенный от налогов.

К. ЛАРИНА А чьи деньги-то?

А. ГОРДОН Центрального московского депозитария. Есть такая организация.

К. ЛАРИНА Они сейчас юбилей отмечают, растяжки по всему городу.

А. ГОРДОН У них 1-го числа как раз юбилей, и они решили устроить себе такой праздник.

К. ЛАРИНА То есть там, где хранится золото?

А. ГОРДОН Не только золото. Там хранятся активы очень многих больших компаний.

К. ЛАРИНА И все, на этом передача закрывается?

А. ГОРДОН Передача как таковая закрыта, это уже послесловие, эпилог. Поскольку было обещано, надо исполнить обещанное. И в этом виде программа уже выходить не будет.

К. ЛАРИНА Зато есть книжки. Программа в этом смысле продолжается. Это первая книга, которую вы сделали?

А. ГОРДОН Тут чудо произошло, потому что мы сделали робкий тираж, 4 тыс. Потом мы допечатали еще 5 тыс. А теперь позвонил один из людей, который занимается распространением и продажей, большой человек в этом деле, нашему директору издательства и сказал, что нужно срочно допечатывать еще. Они уже на лотки отдали, это признак бешеной популярности. И надо срочно готовить вторую книгу, чем я, собственно, сейчас и занимаюсь. Уже в конце недели мы отдадим верстать вторую книгу из этой серии. Мне кажется, это правильно. Поскольку было 340 программ (или 430, я уже путаюсь), то есть, что делать. Но это не все. Мы 1-го числа презентуем участникам этого шоу, то есть гостям программы, которые придут туда, альманах, о котором я Вам когда-то говорил. Он так и называется, "Гордон", оформлен почти так же. Это абсолютно научное издание такого уровня, что математическую статью о фракталах перепечатывал журнал "Nature" со ссылкой на альманах "Гордон".

К. ЛАРИНА То есть абсолютно научное?

А. ГОРДОН Это абсолютно научное междисциплинарное издание. Но для того, чтобы избежать таких странных ножниц... У нас много научных изданий в стране. Они, как правило, нужны только специалистам. И, как правило, они и до специалистов не доходят по разному ряду причин. Маленький тираж. Даже будучи плохо изданными, они стоят каких-то денег, рассылаются в институты по обязательной рассылке. И там с ними могут знакомиться, а могут не знакомиться. Издать такого рода журнал, как "Nature", скажем, у нас, - мы попадаем сразу между рынками. Потому что, с одной стороны, люди, которым это нужно, себе позволить его не могут, даже за 100 рублей. С другой стороны, те, кому это не нужно, не будут оплачивать это издание. Что делаем мы? У меня появилась блестящая идея. Наверняка, провальная, но мы пробуем. Что, если вместо "Запорожца" выпустить "Феррари", тем, кому это нужно, разослать его бесплатно, и заставить тех, кому это не очень нужно, заплатить за это дело? Что я имею в виду? Получился такой 300-страничный, не глянцевый даже, а дизайнерский альбом, поскольку каждая статья проиллюстрирована группой Сергея Ишановича. Вы знаете, что он блестящий дизайнер.

К. ЛАРИНА 300 страниц? Такой здоровый?

А. ГОРДОН Он огромный. Он абсолютно подарочный. И он для людей, которым наука дорога, как память или как что-то очень далекое и не приближающееся. Он, скорее, предмет мебели в офисе, дома. Замечательный подарок на 8 марта.

К. ЛАРИНА Имиджевое изделие?

А. ГОРДОН Да. Он в рознице будет стоить где-то рублей 500, наверное. Если часть тиража купят те, кому это по силам, они, таким образом, оплатят ту часть тиража, которая бесплатно достанется тем, кому это нужно.

К. ЛАРИНА А как регулярно он должен выходить?

А. ГОРДОН Пока 2 раза в год. Потом есть более амбициозные планы, если, конечно, все получится.

-

К. ЛАРИНА Начитался Саша пейджера, пока шли новости.

А. ГОРДОН Как узнаешь, что ты популярен? Либо в кроссворде есть это, либо КВН показывает, либо пародию пишут это все уже было. Но самое большое достижение в субботу, в 11 утра не лень позвонить и срывающимся голосом сказать, как хорошие, так и не очень вещи. Спасибо в любом случае всем, кто уделяет мне такое внимание.

К. ЛАРИНА Я думаю, что надо уже придумать дело нашим слушателям, чтобы они зря не мучили свои нервы. Давайте зададим им вопрос.

А. ГОРДОН Вопрос простой. Хотя я уже начинаю в этом сомневаться, потому что здесь пришел вопрос: "Кто написал роман "Бесы"?"

К. ЛАРИНА Я надеюсь, что это шутка.

А. ГОРДОН Не знаю. Роман "Бесы" написал Федор Михайлович Достоевский 130 лет назад. Вопрос вот какой. Почему Федор Михайлович, находясь в страшной нищете за границей, ожидая от издателей хотя бы копеечку, год работая над романом "Бесы", потом вдруг взял, и вместо того, чтобы послать рукопись в Петербург и получить желанные деньги, взял и сжег все, что написал, и начал писать заново? Какова причина? Есть конкретный ответ.

К. ЛАРИНА Можно подсказать, что причина лежит в творческом пространстве.

А. ГОРДОН Разумеется. Не в болезни Федора Михайловича и не в том, что жене не понравилось то, что он написал, а в творческом. Чем-то он был неудовлетворен, чего-то больше не хватало.

К. ЛАРИНА Если вы правильно отвечаете на вопрос, то получаете билеты на спектакль "Одержимые", который состоится 17 и 21 марта на сцене театра "Школа современной пьесы". Я бы хотела продолжить нашу телевизионную историю, поскольку еще об одной программе Вы заявляли. Тут у нас все нормально? "Дороги и дураки"?

А. ГОРДОН "Дураки и дороги"?

К. ЛАРИНА Что это такое? Это документальный цикл?

А. ГОРДОН Планировалось, как документальный цикл. После первой командировки, после 17 часов материалов, в которых я сейчас плаваю и ныряю, я понял, что а) я не осилю цикл, б) цикла получиться не может, поскольку, куда бы я ни уехал, лишь бы подальше от Москвы, проблемы будут очень схожими. Разными будут, может быть, судьбы людские, по-разному окрашенными, а канва-то у всех одна.

К. ЛАРИНА Там в чем смысл? Это как у Александры Ливанской были такие провинциальные сюжеты?

А. ГОРДОН Нет. Это, скорее, путешествие, попытка взглянуть из-за Садового кольца на Россию. Но попытка не публициста и не журналиста, а человека, который, если не вооружен каким-то знанием, то имеет хотя бы сформулированные вопросы. Ни одного ответа найти, конечно, нельзя. Это, скорее, социальная география.

К. ЛАРИНА Но Вы кого-то искали? Какие люди Вам нужны были для этой передачи?

А. ГОРДОН Дураки, то есть те, кто несмотря ни на что и т.д. И их полстраны, вне всякого сомнения. Дураки, без всяких обид. Это как Иван-дурак, некий образ, архетип нашего сознания, который продолжает жить и выживать, несмотря ни на что. От самых легкомысленных форм, чудачества, которое переходит в дурачество, до абсолютной упертости идиота, который пяди родной земли не уступит и будет зубами прогрызать себе возможность выживания, хотя, если отойти, оглянуться, можно, наверное, все переделать. На эту мысль меня натолкнул еще фильм. Мы снимали "Пастух своих коров". Это одна отдельно взятая судьба, которая в фильме закончилась трагически, с одной стороны, а с другой стороны, каким-то освобождением. Прототип продолжает жить. И, кстати, прототип фильма "Пастух своих коров" - один из героев "Дураков и дорог". Пока получается такое странное телевизионное документальное кино. Скорее, эссе, чем кино. Но опять это, скорее всего, разовая акция.

К. ЛАРИНА Люди, с которыми Вы встречались, наверняка, кроме того, что они с вами разговаривали, от Вас какой-то помощи ждали? Или нет?

А. ГОРДОН Нет.

К. ЛАРИНА Не просили ничего?

А. ГОРДОН Нет. Прототип Колька по привычке просит то одно, то другое. Но это наши с ним интимные отношения. А остальные - нет. В том-то и дело, что просят, как правило, люди, которые зависимы от обстоятельств. А мы снимали про людей независимых, несмотря ни на что. Контрасты дикие и поразительные.

К. ЛАРИНА Например? Про конкретного человека что-нибудь расскажите.

А. ГОРДОН Все карты открывать не хочу. Я лучше расскажу такой маленький сюжетик. Есть старые монастырские постройки, разрушенный храм, на крыше которого уже роща выросла. Обычные пейзажи. В нем после женского монастыря были разные колонии, потом какие-то интернаты. Сейчас там интернат для психически нездоровых людей. В основном это олигофрены. Там есть разные формы. Директор этого интерната, которому выделяют копейки на содержание больных, очень давно завел подсобное хозяйство. Теперь это подсобное хозяйство огромный коровник, 30 коров с чем-то, кони, свиней не меряно, овцы, которых в округе уже нет. 120 тонн картошки ежегодно, сами обеспечивают себя сеном, огород...

К. ЛАРИНА То есть сами за этим ухаживают?

А. ГОРДОН Да. Мало того, поскольку это люди психически ненормальные, они работают, как китайцы. То есть это такой медитативный труд. Их никто не заставляет, насколько я мог понять, им это просто нравится. Им нравится ухаживать за скотиной, ковыряться в земле. В результате в прошлом году у него 20-процентная рентабельность от сельского хозяйства, что невозможно, казалось бы.

К. ЛАРИНА Фермерство?

А. ГОРДОН Я понимаю, что это полурабский труд. Но они одеты, обуты, сыты, занимаются делом, а не прогуливаются в колпаках по палате. И никто из них не возражает. Когда я спрашиваю: "А как Вы их наказываете?", он говорит: "Отлучаю от работы". Если человек плохо работает, он говорит: "Все, завтра ты не выходишь". Истерика, крики, вопли, но исправляется.

К. ЛАРИНА Там взрослые люди или дети?

А. ГОРДОН Взрослые люди, в основном женщины. Потом подселили немножко мужчин. У них свои клубы по интересам, они ухаживают друг за другом. Но рядом, через дорогу коллективное хозяйство. Бывший колхоз, теперь кооператив, ООО или ТОО и т.д. Какая 20-процентная рентабельность, о чем Вы? Полная разруха, два трактора 30-летней давности, которые работают на честном слове и на одном крыле, и т.д.

К. ЛАРИНА И воруют, небось, еще с этих полей?

А. ГОРДОН Нет, там не до этого. Основная мысль получилась неутешительная. Всего в 200 км от Москвы мы попадаем уже в странное переходное время, переходный период, во вневременье. Мы проезжаем еще 30 км от Москвы и попадаем в 90-е гг. прошлого века. Мы проезжаем еще 10 км, но уже лесной непроходимой дороги, и попадаем в XVII век. И это настолько XVII век, что если бы ни телевизор... впрочем, и телевизор стоит в избе, явно подаренный, и я знаю, кем. Под телевизором - ясли для молодняка, поскольку холодно, они замерзнут. Там бегают четыре козленка и смотрят телевизор. Все это происходит в избе. Печка дымит, поэтому полное ощущение, что изба топится по-черному. А когда выключают электричество, то никакой разницы между XVII веком и сегодняшним днем просто нет. Ни по средствам производства, ни по натуральному обмену, которым вынуждены заниматься. При мне он отрубал ногу у туши быка, которого зарезал накануне, для того чтобы отдать за сено, потому что денег нет. И не об этом тоже. Этим никого не удивишь. А настроение, которое при этом есть у людей, мысли, которыми они делятся, образы, воспоминания, которые вдруг встают перед ними это такая неуловимая ткань. Мне хотелось бы ее...

К. ЛАРИНА А в чем же тогда проблема? Все, что Вы рассказываете, мне кажется, будет настолько важно и нужно сегодня увидеть! Хотя, конечно, это входит в некоторое противоречие с государственной идеологией на сегодняшний момент. Мы в основном сейчас говорим о возрождении великой России.

А. ГОРДОН Мы говорим о возрождении великой России...

К. ЛАРИНА Не мы, а они.

А. ГОРДОН Да, они. Тут надо понимать, что, может быть, произойдет нарождение какой-то другой России. Но России, образ которой до сих пор перед нами стоит, с патриархальным укладом, с семьей, с землей, как необходимым атрибутом, с аграрным мышлением, уже не будет никогда. О деревнях, в которых мы были, первое упоминание 1622 года. Эти года, хотя на самом деле стоят они еще с Грозного. В 70% этих деревень уже нет ни одного местного жителя. В моей деревне, где я прожил последние 17 лет, наездами, последний местный житель умер ровно в рождественскую ночь. Если бы ни мой приятель, который там почти постоянно живет, новый фермер... хотя он и не фермер, для него это, скорее, хобби, чем заработок. Если бы ни он, то куда девать мертвого человека в этой деревне? Тут вспоминаешь пророческий сюжет, написанный батюшкой моим о похоронах отца в фильме "Пастух своих коров". А как еще? Вот так, взять гроб на себя и тащить 15 км до усадьбы. А куда? Ни телефона, ни дороги, ничего. Это не 1 тыс., не 5, не 8. Это меньше 200 км от Москвы.

К. ЛАРИНА Скажите, а там старики в основном живут, в этих деревнях сейчас?

А. ГОРДОН В основном, да.

К. ЛАРИНА А то мы условно называем их стариками. Я понимаю, что они среднего возраста.

А. ГОРДОН Деревня Романово хорошо стоит, недалеко от города Кимбры. Есть прекрасное автобусное сообщение, асфальтовая дорога. Она принадлежит усадьбе. Осталось 20 жилых дворов, остальное дачи москвичей. Из этих 20 дворов самому молодому жителю 52 года. В деревне, которая стоит рядом, есть молодежь, построили новую школу. Это меня восхитило. Работает земская больница, построенная в 70-х годах XIX века. Там замечательная женщина-доктор. Это дачница, которая приехала отдохнуть, ее завербовали. Она трудится там уже 5 лет, не покладая рук. Когда я ее спросил, что нужно и чем помочь, она говорит: "У нас все есть. Есть лекарства, достаточно денег выделяется на больных". Показала ухоженные палаты, милых женщин, которые лечатся. Накрыла стол. Это беда, конечно. Куда ни приходишь, везде стол накрывают. Построили замечательную, новую, современную школу с компьютерным классом, со спортзалом. Строили, правда, 10 лет взамен сгоревшей, но построили, наконец. В школе 50 учеников из четырех или пяти окрестных деревень. Но совершенно понятно, что как только они перешагнут порог этой школы, мальчики налево, девочки направо, туда уже никто не вернется.

К. ЛАРИНА Хочется все это увидеть. Это можно будет увидеть?

А. ГОРДОН Я надеюсь.

К. ЛАРИНА Вы только собираете все это?

А. ГОРДОН Я это собираю и соберу в ближайшее же время. Надеюсь, в течение ближайшей недели. А дальше уже руководство телеканала будет решать, куда это поставить, показывать или не показывать.

К. ЛАРИНА Потому что на нашем телевидении, если и существует такой жанр, то когда находят какую-нибудь экзотику типа англичанина, который приехал в деревню или негра, которого все дразнят в деревне. А того, что касается реальной жизни, уже нет.

У нас остается не так много времени. Я хочу обратиться к ответам. Есть у нас правильные ответы? "Связано с поисками главного героя. Вместо Нечаева, Верховенского главным героем становится Николай Ставрогин. Поэтому первый вариант был уничтожен".

А. ГОРДОН Блестяще, Нина Михайловна.

К. ЛАРИНА Расскажите про это.

А. ГОРДОН Дело в том, что он писал сатиру с самого начала, и по госзаказу, по социальному заказу, как бы мы сейчас сказали. Естественно, что художник, которого в нем было больше, чем всего остального, сопротивлялся. И тогда, наконец, родился герой, Николай Ставрогин, которого он пытался всунуть в Мышкина, рассовать, где только можно, своего демона молодости. Был реальный прототип, Спешнев. Как только он стал возникать и материализовался в Николая Ставрогина, роман получился другим. Потому он до сих пор и живет, что там, помимо социальных и политических проблем, есть эта фигура, самая таинственная, загадочная и самая трудная к исполнению, если речь идет о переложении для театра.

К. ЛАРИНА Что за артист у вас исполняет роль Ставрогина? Новое имя.

А. ГОРДОН Дмитрий Писаренко. Театралы его знают.

К. ЛАРИНА Я не знаю.

А. ГОРДОН Он служил в Малом театре, потом в новом Драматическом. Мы совершенно случайно, как все в жизни бывает, нашли его, встретились. Мой помощник, Миша Городецкий, посетив театр, увидел фотографию в фойе и попросил знакомых раздобыть телефон. Мы встретились, поговорили и как-то незаметно для себя стали репетировать и вот, выпустили спектакль. Потому что, конечно же, проблема Ставрогина это главная проблема всех постановщиков, которые начинают эту работу. Никому не в обиду хочу сказать, но если в "Идиоте" нет Настасьи Филипповны, то нет и ничего остального. Можно только посмотреть на отдельные картинки и работы.

К. ЛАРИНА Он, как Вы сказали, демон в молодости Достоевского. Но мне показалось, что он является альтер-эго Александра Гордона. Он похож по существованию, по пластике, по манере разговора на Вас. Наверное, подсознательно так происходило?

А. ГОРДОН Я этого не строил.

К. ЛАРИНА И Вы его тоже засунули в телевизор. Он все время в телевизоре.

А. ГОРДОН В телевизоре он у нас как раз совершенно по Достоевскому. Чем Ставрогин интересен? Тем, что его нет. Вроде вот он, он сделал судьбу всех остальных, его внутренняя жизнь стала жизнью всего окружения, люди из-за этого погибают. Но его нет, он виртуален абсолютно. Это такой ход, совершенно в пандан Федору Михайловичу.

К. ЛАРИНА А в то студенческое время Вы играли Ставрогина?

А. ГОРДОН Да, в то студенческое время это несчастье имел я.

К. ЛАРИНА В том же варианте? Вы ничего не меняли в инсценировке, которую Вы с Волковым сделали?

А. ГОРДОН Нет, это совершенно другая инсценировка. Часть материала, отобранного Волковым для той инсценировки, сохранилась. Но она абсолютно перекомпонована, переделана под нужды, о которых я уже говорил.

К. ЛАРИНА Почему роман был запрещен?

А. ГОРДОН У нас-то?

К. ЛАРИНА В сталинское время, по-моему.

А. ГОРДОН Большевики боялись прямых аллюзий. Там очень много ссылок и цитат, которые просто невозможны были при советской власти. Но напрасно они это делали. Потому что мне кажется, что бояться нужно сегодня. В конце концов, ведь цель, поставленная Петрушей Верховенским, осуществилась именно демократическим путем, когда 10% населения земли процветают, а остальные находятся в первобытном раю, хотя и будут работать. Оказалось, что какая система на дворе ни стоит, какая политическая погода или как политический климат ни меняйся, всегда найдется 10% людей, которые используют это для того, чтобы жить, унижая и эксплуатируя остальных. Так устроено. Коммунисты на дворе, демократы, Америка это или Россия, разницы мало.

К. ЛАРИНА Вы на выборы пойдете?

А. ГОРДОН Нет. Хотя обещал Хакамаде, но не пойду.

К. ЛАРИНА Чем мотивируете?

А. ГОРДОН Понятно, чем. Это как я не пошел бы на матч, если бы играла Сборная Бразилии с командой правительства Москвы.

К. ЛАРИНА Почему? На бразильцев посмотреть - одно удовольствие. Неправильное сравнение. С кем бы они ни играли!

А. ГОРДОН Нет, правильное. Я объясню, почему. Потому что стыдно и за тех, и за других. И за Лужкова, который бегал бы там с охранниками и все равно получал бы по ногам от Роберто Карлоса, и за Бразилию, которая согласилась по непонятным причинам этот фарс устраивать. Стыдно и за тех, и за других. Хотя я подумал на днях, почему мне не нравится Путин, и не нашел ответа. То есть надо глубже копаться. Может быть, это просто личная физиономическая неприязнь. Потому что логику его я понимаю абсолютно. Принимаю или нет, другой вопрос. Он оказался один в поле воином, как это ни странно. Один мой знакомый, хорошо информированный человек, говорит: "Ты представь на секунду себя. Ты входишь в кабинет на следующее утро после того, как тебя Ельцин туда втолкнул. Ты садишься, нажимаешь кнопку, входит министр обороны. (Вы помните этого министра обороны). Нажимаешь другую, входит министр внутренних дел. Нажимаешь третью кнопку, входит еще один, и еще. Ты себя можешь представить на этом месте?" И еще при этом что-то делать надо. Поэтому не позавидуешь. То, что сделано Путиным за 4 года, сделано. Другое дело, для чего это сделано. Тут мы с интересом посмотрим, как будут развиваться события.

К. ЛАРИНА Скажите, а Вы сами ходите в театр, в кино? Вам это интересно?

А. ГОРДОН Нет. Я могу кокетничать, говорить, что у меня нет времени. Мне просто неинтересно. Когда работаешь, очень трудно смотреть за чужими идеями, мыслями, восторгами.

К. ЛАРИНА Скоро появятся "Бесы". Вы в курсе? Вайда делает в "Современнике".

А. ГОРДОН Да, знаю. Мы даже разговаривали с Галиной Борисовной и с Анджеем по тому поводу, что у них вдруг возникла идея, почему бы мне ни попробоваться на Ставрогина. Но мы тихо и мирно разошлись, потому что, если бы я хотел играть Ставрогина, имел возможность, я бы делал это у себя в спектакле. Ни сил, ни возможности... Главное, зачем? Я не понимаю.

К. ЛАРИНА А он еще не был на Вашем спектакле?

А. ГОРДОН Нет. Но еще не было официальной премьеры, Райхельгауз перенес на 3-е число, по вполне понятным причинам. Все-таки надо быть готовыми к приходу профессионалов, которые разорвут. Это уж я знаю.

К. ЛАРИНА Разорвут.

А. ГОРДОН Тут даже вопросов нет. Но это у меня обычная история, все время рвут что-то.

К. ЛАРИНА Мы уже заканчиваем нашу встречу. Напомню, что премьера спектакля "Одержимые" 3 и 4 марта, первые официальные премьерные спектакли. И мы вас приглашаем на 21-е и 17-е. Саша, большое Вам спасибо.

А. ГОРДОН Вам спасибо.

К. ЛАРИНА Удачи, никого не бойтесь.

А. ГОРДОН Да ну, что Вы? Я надеюсь, что идеи, которые у нас возникли и повисли здесь, в этой студии...

К. ЛАРИНА Да, это мы обсудим.

А. ГОРДОН Они еще могут получиться.

В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" был Александр Гордон - телеведущий.


Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024