Концерты в Московской филармонии - Павел Любимцев - Детская площадка - 2008-05-03
К. ЛАРИНА: 09:35, мы продолжаем нашу «Детскую площадку». И у нас в гостях сегодня Павел Любимцев, заслуженный артист России, заслуженный деятель искусств России, профессор Щукинского театрального института, артист Московской филармонии и ещё телеведущий, в какой-то степени наш коллега, поскольку журналистская деятельность тоже ему не чужда. Доброе утро, уважаемый Павел Андреевич.
А. ЛЮБИМЦЕВ: Доброе утро.
К. ЛАРИНА: Мы сегодня можем о многом поговорить. Но поскольку мы представляем Вас как чтеца в данной передаче, то спросим о репертуаре. Что сегодня в репертуаре Павла Любимцева, поскольку Вы для самых разных возрастов читаете литературу.
А. ЛЮБИМЦЕВ: Когда более 25 лет назад я начал работать в Московской филармонии, я работал жадно, по выражению одного из крупных наших чтецов, Валерия Абрамовича Токарева, и сдавал в сезон по две программы. Таким образом, я накапливал репертуар. Сейчас дело замедлилось, я гораздо реже сдаю программы. И последнюю программу я сдал пару лет назад. Это программа для взрослых о пушкинских традициях в поэзии 20 века. Она называется «Есть в опыте больших поэтов». Там Пастернак, Самойлов, Заболотский. Но я продолжаю читать мой репертуар, который был накоплен за эти 25 с лишним лет, и программы, в общем, идут практически все. Если говорить о программах для детей, 25 с лишним лет я читаю «Конька-горбунка», потому что сдал его в 1982 году, в апреле состоялась моя сдача.
И вот уже 23 года «Конёк-горбунок» со мной. В прошедшем сезоне я читал «Конька-горбунка» в абонементе Московской Государственной филармонии «Сказки с оркестром», был такой концерт в зале Чайковского 15 декабря, и я читал «Конька-горбунка» с музыкой Лядова и Стравинского. Вообще, этот абонемент имел очень большой успех, и в этом году «Сказки с оркестром» будут продолжены в новом сезоне. В частности, у меня есть занятный разговор с Ю.И. Симоновым, с нашим выдающимся дирижёром, народный артистом Советского Союза, который мне позвонил, наговорил массу комплиментов, и сказал, что хотел бы сделать со мною «Золушку» Шварца.
Он очень серьёзно работающий музыкант, и он готовит музыкальную партитуру и литературную партитуру с моего разрешения. И я надеюсь, что в будущем сезоне будет такой концерт.
К. ЛАРИНА: Как там, читать по ролям? Всё-таки, пьеса – это пьеса.
А. ЛЮБИМЦЕВ: «Золушка» - это сценарий, это не совсем пьеса. И в этом как раз и есть выход. Потому что читать Шварца «Два клёна» или «Снежную королеву» - это труднее гораздо. А «Золушка», всё-таки, сценарий. В этом и есть узенький коридорчик.
К. ЛАРИНА: Предполагается некий рассказчик.
А. ЛЮБИМЦЕВ: Фильм «Золушка» все помнят, великий фильм Надежды Кошеверовой и Акимова. А музыку какую Юрий Иванович возьмёт, я не знаю. Может быть Прокофьева балет «Золушка», а может быть какие-то другие музыкальные сочинения на эту тему, потому что «Золушка» - это сюжет вечный, всемирный, космополитический. И многие великие композиторы писали музыку на эту тему. Вот такой предполагается концерт.
К. ЛАРИНА: «Сказки с концертом» - необычный жанр. Это не то, что выходит артист и поёт. Нет! Он не поёт под оркестр. Он вместе с оркестром придумывает такой спектакль. Я даже не знаю, кто кого иллюстрирует. Мне кажется, что здесь некое равноправие.
А. ЛЮБИМЦЕВ: Бывает по-разному. Я про этот абонемент два слова скажу.
К. ЛАРИНА: Там же, кстати, Чулпан Хаматова, Марина Александрова, Дима Назаров.
А. ЛЮБИМЦЕВ: И я. Нас было четверо. Придумал этот абонемент генеральный директор филармонии А.А. Шалашов. Идея очень удачная. Назаров читал «Пиноккио», с музыкой Россини. Замечательное сочетание. Сказки Карла Коллоди, который был не только автором «Пиноккио», но и блестящим знатоком итальянского языка.
К. ЛАРИНА: Сейчас перебью опять Вас, слушатели не дают нам… Таня пишет: «В Саратове с «Пиноккио» и с оркестром был Дмитрий Назаров. Полный восторг! И Назаров и оркестр. Павел! Приезжайте и Вы к нам!»
А. ЛЮБИМЦЕВ: С удовольствием приеду, приглашайте. Пока я знаю, что этот абонемент «Сказки с оркестром» пригласил Екатеринбург. Мы долго мучились, какое там будет число, это будет через год, в апреле, я там буду читать «Конька-горбунка» с музыкой Лядова и Стравинского. Но если говорить о том, что первично – музыка или литература, получается по-разному. Мне кажется, что «Конёк-горбунок», как текст, богаче Лядова и Стравинского. Я прошу прощения за такое критическое высказывание в адрес наших крупных композиторов, но мне кажется, что текст сказки Ершова богаче.
Скажем, Чулпан Хаматова читала «Спящую красавицу» с музыкой Чайковского, там, конечно, Пётр Ильич богаче, чем сказка Перова, во всяком случае, они на равных существуют. И Симонов там сделал замечательную партитуру. Он разъял на музыкальные фразы партитуру балета, ведь балет не совпадает по сюжету со сказкой Перо. И составил совершенно новое сочинение, которое соответствовало бы именно французской сказки.
К. ЛАРИНА: Давайте тогда покажем кусочек из «Конька-горбунка». Это Ваша визитная карточка.
А. ЛЮБИМЦЕВ: В «Коньке-горбунке» есть фрагменты, которые я чаще всего не читаю, потому что концерт редко идёт полностью полтора часа, а вот когда полтора часа, я очень люблю всю морскую часть, с китом, с ершом. А читаю её очень редко. Вот маленький кусочек из «Конька-горбунка».
ЧИТАЕТ ОТРЫВОК ИЗ «КОНЬКА-ГОРБУНКА»
К. ЛАРИНА: Браво! Замечательный фрагмент. Я вот подумала, в чём секрет таких произведений? Ведь, казалось бы, дорогие дети, человек написал одну сказку, которая прославила его на века! И вот сколько это живёт! Я вижу, как актёры обожают эту сказку читать. И когда совсем ещё студенты, и потом, когда становятся профессиональными людьми. Ведь, кроме Павла Любимцева страсть к «Коньку-горбунку» хранит и Олег Павлович Табаков.
А. ЛЮБИМЦЕВ: Но если обратится к истории жанра, великий артист театра Революции Дмитрий Николаевич Орлов, он тоже читал с эстрады «Конька-горбунка». И Василия Тёркина. Это были его любимые программы.
К. ЛАРИНА: А что здесь завораживает, ритм стиха или что?
А. ЛЮБИМЦЕВ: Ритм тут самый элементарный. «Конёк-горбунок» написан раешником, как и сказки Пушкина. И ритм этот – двойная рифма, в одном случае мужская, в другом случае женская. Проще пареной репы. Но вот эта элементарная ритмическая структура, она использована Ершовым, как и Пушкиным, идеально с точки зрения лёгкой разговорности. Ведь это же абсолютно живая, свободно льющаяся речь. Вообще, конечно, феномен Ершова заключается в том, что он писал потом всю жизнь. Но «Конька-горбунка» он написал, когда ему было 19 лет. Ничего больше подобного он не создал. На основании этого кто-то из недобросовестных литературоведов заявил, что Ершов был подставным лицом, а в действительности сказку сочинил Пушкин.
Это неправда. Во-первых, потому что в сказке «Конёк-горбунок» есть огрехи, которые для Пушкина невозможны. Это очень талантливо, но это не Пушкин. Я могу вам привести пример. Почему месяц-месяцович царь-девице мать? Каким образом это может быть? Месяц – отец, мужского рода. И есть в русском языке слово «луна». Если мать – то луна. Почему месяц мать? Непонятно. Или, скажем, царь-девица «ездит в красном полушубке, в золотой, ребята, шлюпке, и серебряным веслом самолично правит в нём». В НЕЙ, если в шлюпке. Или шлюп – есть такое слово мужского рода. Талантливо, но не Пушкин. У Пушкина подобные вещи совершенно невозможны.
К. ЛАРИНА: Эта вещь очень популярна и в театре тоже. Мы все в ожидании премьеры в Московском Художественном театре.
А. ЛЮБИМЦЕВ: Я в большой тревоге.
К. ЛАРИНА: Там появились братья, но не старшие братья Ивана-дурака, а вполне себе реальные братья Пресняковы, которые взяли на себя смелость помочь Ершову, может, исправить те огрехи, о которых сейчас говорил Павел Любимцев.
А. ЛЮБИМЦЕВ: Как-то я трепещу по этому поводу.
К. ЛАРИНА: Ну, посмотрим. И ещё один «Конёк» идёт в театре Образцова.
А. ЛЮБИМЦЕВ: Много лет шёл в Малом театре.
К. ЛАРИНА: В Малом уже по-моему, нет. Я по своему детству помню, что я именно в Малом театре смотрела. И ещё стоит сказать про путешествия. Это ещё одна параллельная жизнь Павла Любимцева. Я слушала «Конька-горбунка» и вспомнила, где я в последний раз видела Павла Любимцева. Не по телевизору вовсе даже. А на сцене театра-школы современной пьесы, где на вечере «Театральные байки» Павел Любимцев рассказал душераздирающую историю своего чуть ли не первого путешествия за границу, ещё в студенческие годы.
А. ЛЮБИМЦЕВ: Это было невероятно! Когда я поехал за границу с просроченной визой, и меня сняли с поезда на границе Югославии и Италии. Это была фантасмагория, конечно.
К. ЛАРИНА: Таких историй много в Вашей жизни?
А. ЛЮБИМЦЕВ: Таких – нет. Таких немного. Я наездил очень много. Сорок пять стран за неполные 10 лет. «Путешествия натуралиста» начались в 1999 году. Скоро будет десятилетие. Сейчас «Городское путешествие».
К. ЛАРИНА: А почему Вы городским путешествиям предпочли экзотические?
А. ЛЮБИМЦЕВ: Там тоже есть экзотика, мы только что были в Таиланде, я проклял всё на свете, выучивая имена и названия, потому что это совершенно невыносимо. И ещё мучила меня там жара. Но надеюсь, что программа получится интересной. Так что там тоже есть далёкие путешествия. Почему предпочёл? Просто разорваться невозможно. В прошлом году у меня было две передачи. Сил никаких на это не было. И я выбрал городское путешествие, потому что в «Натуралисте» уже 6,5 лет шла передача, и был такой момент усталости. Пускай уж теперь они без меня.
К. ЛАРИНА: То есть, это такое путешествие по городам мира.
А. ЛЮБИМЦЕВ: Да. Но этим летом выйдет книга на основе городских путешествий «Путешествие с Павлом Любимцевым по Москве». Она, может, будет не совсем так называться, но смысл именно в этом. Мы собрали все московские программы. Надо сказать, что автором этой книги является Маша Кочетова, сценарист «Городского путешествия», хотя тексты там те, которые я произносил. Не её сценарий, а именно моя речь, расшифрованная и отредактированная.
К. ЛАРИНА: То есть, превращённая в литературную.
А. ЛЮБИМЦЕВ: Но это получился не путеводитель, хотя книжка здоровенная – 420 страниц.
К. ЛАРИНА: По Москве только?
А. ЛЮБИМЦЕВ: Да, только Москва. Там 32 путешествия по Москве и я нашёл такой образ.
К. ЛАРИНА: Можете водить группы.
А. ЛЮБИМЦЕВ: Могу и иногда даже вожу. Такой образ, есть такая игра «Пазл». Вот это пазл не полный, это не вся Москва, это пазл с дырочками. Что-то заполненное, а что-то нет. Путеводитель должен быть всеобъемлющим, там должно быть всё представлено, а у нас избранно. Я очень волнуюсь, как эта книга будет восприниматься, но надеюсь, что своего читателя она найдёт.
К. ЛАРИНА: Любите Москву?
А. ЛЮБИМЦЕВ: Бесконечно! Моя родина. Всю жизнь я в Москве прожил, за исключением 3,5 ленинградских лет, когда я уезжал после театрального училища им. Щукина и работал в театре комедии.
К. ЛАРИНА: Хорошо знаете город?
А. ЛЮБИМЦЕВ: Москва – это такой огромный масштаб, что её досконально знать мало кому возможно. Что-то знаю. Что-то нет. Ну, как у всякого москвича, у меня есть свои любимые уголки, любимые места, в которые я вожу знакомых, и с которыми мы работали, когда делали «Городские путешествия». Но есть вещи совсем неожиданные. Если говорить о «Городских путешествиях», в этом году мы мало Москву снимаем, хотя снимаем, и кое-что есть очень любопытное.
Сейчас, например, мы будем снимать новый район. У меня был такой азарт – сделать интересную передачу про новый московский район. Не про старый, не про центр, а про новый.
К. ЛАРИНА: А какой?
А. ЛЮБИМЦЕВ: Печатники. Вот мы будем делать передачу про Печатники.
К. ЛАРИНА: А это новый район?
А. ЛЮБИМЦЕВ: Там есть и старина, но там есть и новая застройка.
К. ЛАРИНА: Нет чтобы Жулебино, Зябликово.
А. ЛЮБИМЦЕВ: А азарт заключается в том, чтобы сделать интересно про Жулебино. Я убеждён, что и это можно.
К. ЛАРИНА: Ну ладно! И про Чертаново?
А. ЛЮБИМЦЕВ: Ну да! Пока меня начальство как-то держит на коротком поводке и не очень разрешает такое делать. Но у меня есть такая идея. Всё ведь по-разному. Когда мы снимали новогоднюю передачу «По следам фильма Рязанова «Ирония судьбы или с лёгким паром».
К. ЛАРИНА: Про Третью улицу Строителей?
А. ЛЮБИМЦЕВ: Да, Третья улица Строителей, которой нет ни в Москве, ни в Ленинграде.
К. ЛАРИНА: А есть проспект Вернадского.
А. ЛЮБИМЦЕВ: Да. И вот вам, пожалуйста, сюжет про самые обыкновенный блочный московский дом.
К. ЛАРИНА: Это место очень знаменито. Там рядом театр на Юго-Западе.
А. ЛЮБИМЦЕВ: Рядом.
К. ЛАРИНА: И туда всё время ходили люди, когда ещё народная тропа только появилась после выхода фильма, туда пошёл народ смотреть на эту церковь, дом, подъезд. Давайте Наталью Петровну Кончаловскую мы хотели прочесть про Москву.
А. ЛЮБИМЦЕВ: Да, это связано с Москвой. Много лет я читаю книгу, главы из книги «Наша древняя столицы» я даже в этом году встретил в Щукинском училище Н.С. Михалкова, он пришёл к нам на праздник, день рождения училища, 23 октября, поскольку он у нас в училище три года учился, хотя не заканчивал его, потом он ушёл во ВГИК, и заканчивал ВГИК. Я ему сказал, что много лет читаю с эстрады главы из книги Вашей мамы. Он сказал: «Так пригласите!» Но как-то я пригласить его постеснялся. Хотя в этом сезоне у меня был концерт в камерном зале Московской филармонии, и я там читал «Нашу древнюю столицу». Книжка очень хорошая, познавательная и написанная хорошими стихами. И вообще, Наталья Петровна Кончаловская очень талантливый литератор. Я всегда её очень высоко ценю за переводы и за её собственные произведения.
Вот первая глава из книги «Наша древняя столица»:
ЧИТАЕТ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ
К. ЛАРИНА: Я совершенно забыла это произведение! На самом деле это история в стихах.
А. ЛЮБИМЦЕВ: Прекрасно! Там допетровская Русь, до второй половины 17 века, Наталья Петровна изучала труды и русских историков, и советских учёных. Конечно, там много от Карамзина в этой книге. Но там есть вещи, которые именно советские историки открыли. Например, гибель царевича Димитрия, что это было не убийство, а несчастный случай, Борис Годунов в этом виноват не был. А Карамзин считает, что был, а вслед за ним Пушкин. И они бедного Бориса припечатали на веки вечные. Он, конечно, был не ангел, но царевича Димитрия он не убивал.
К. ЛАРИНА: Скажите, пожалуйста, а Вы где росли?
А. ЛЮБИМЦЕВ: Я рос на Арбате. Самое первое наше жильё – это Ленинградский проспект, но там я был слишком маленький и не помню этого.
К. ЛАРИНА: И родились…
А. ЛЮБИМЦЕВ: На Ленинградском проспекте, в родильном доме там родился. А сознательное моё время, когда мне было лет пять, оно началось на Смоленской площади. Мы жили в том доме, где Смоленский гастроном, бывший Торгсин. На шестом этаже у нас были две комнаты в коридорной системе, всё было скромно, система коридорная, на 39 комнат одна уборная, как поёт Высоцкий. Вот эти две комнатки, малюсенькая кухня, она же прихожая. А удобства, действительно, были в коридоре, хотя там всё было благополучно. Где Смоленский гастроном. Я даже окна знаю, где наши. Они с двух сторон от водосточной трубы. С одной стороны одно окно, с другой другое.
Бабушка меня водила гулять на пятачок – это Спасо-Песковский сквер, рядом с резиденцией американского посла. И в зоопарк мама меня водила чуть ли не в каждое воскресенье.
К. ЛАРИНА: Вот там-то всё и началось.
А. ЛЮБИМЦЕВ: Там всё и началось. Вот это моя родная улица, моя древняя столица.
К. ЛАРИНА: Спасибо Вам большое. Всегда приятно с Вами общаться. Будем очень рады Вас видеть почаще в нашей студии.
А. ЛЮБИМЦЕВ: И мне тоже приятно к вам приходить.
К. ЛАРИНА: Я думаю, что мы повстречаемся обязательно перед началом сезона филармонического, чтобы про концерты подробнее поговорить. А сейчас желаем Вам успеха и до встречи. Спасибо Вам огромное.