Купить мерч «Эха»:

Наталья Нусинова - Открывашка - 2012-06-17

17.06.2012
Наталья Нусинова - Открывашка - 2012-06-17 Скачать

С. БУНТМАН - Ну, вот, так, ребята, мы с вами перелезли в «Открывашку» и затащили вместе с собой Наталью Нусинову, которая принесла свою книжку новую «Курячий бог», издательство «Розовый жираф» её выпустило.

«Вы так заманчиво рассказываете про свою книжку, - пишет нам Маша. – Я её уже полюбила».

Н. НУСИНОВА - Ой, спасибо, Маша.

С. БУНТМАН - Ну, Маш, 307-ая СМС-ка, ну, мы вам отдадим «Курячего бога». А Сашина бабушка из Питера пишет: «Обязательно куплю внучке вашу книжку. Спасибо».

Н. НУСИНОВА - Спасибо.

С. БУНТМАН - Вот, Сашина бабушка решила поддержать издательство ещё и… А в Питере, я думаю, продаётся, в Санкт-Петербурге.

Н. НУСИНОВА - Ну, я думаю, что если ещё не продаётся, то обязательно будет. Там очень хорошая книга… вообще книжные магазины в Питере прекрасные.

С. БУНТМАН - Да. Замечательные. Я то, что не мог в Москве купить, я своей дочке там по СМС-ке с названием тут же купил в 12 часов ночи. На Невском проспекте я зашёл в очередной круглосуточный магазин, и тут же вынул с полки книжку, которая была мне нужна.

Н. НУСИНОВА - Здорово.

С. БУНТМАН - Схватил и побежал дальше. Хорошо. Здесь замечательно пишет… сейчас, сейчас, вот, здесь Света нам говорит… она хочет другую книжку. Мы Свете пришлём другую книжку обязательно, но задаёт она вопрос, это 316-ая СМС-ка, задаёт она вопрос замечательный: «Я тоже пробую писать для сестрёнки, - она говорит, - а вы откуда берёте героев?». Вот это замечательно. Вы откуда берёте героев?

Н. НУСИНОВА - Вы знаете, что, а они как-то сами собой появляются. Ну, конечно, они связаны с тем, что мы видим, с людьми, которые нас окружают. Ну, вот, в этой книжке я даже говорю, что мальчик и девочка – они имеют реальных прототипов… но всё равно это не они. Конечно, не они. И даже другие герои – каждый имеет разные чёрточки от каких-то людей, которых я встречала в жизни, ну, знаете, как в своё время говорил такой режиссер Лев Кулешов про то, как в кино, вот, с помощью монтажа человека, когда берут руки одного человека, руки другого человека. И вот такой появляется искусственный человек. В литературе тоже, как в кино. Каждый человек – он такой составной, потому что… на самом деле я неправильно объясняю, потому что человек спросил, как придумать героя. И мне кажется, что…

С. БУНТМАН - Мне кажется, она спросила, Света, очень точно – откуда берутся? Откуда? Потому что они и приходят, они, может, в целом появляются.

Н. НУСИНОВА - Они возникают из жизни и из фантазии. Из жизни, потому что что-то, с чем вы столкнулись, производит на вас сильное впечатление. Пускай она подумает о том, что её действительно задело, как-то эмоционально, да, как… или понравилось… или, наоборот, сильно не понравилось, да? А потом, когда эти герои попадут в историю, они начнут управлять историей, они сами будут рулить, не надо вначале придумывать историю, герои начнут рулить этой историей, и они начнут меняться, и отношения между ними. Они начнут играть свои роли и жить своей жизнью. Помните, как говорил Пушкин, с которым, конечно, я себя не сравниваю, но сказал точную важную вещь, да? «Ну и штуку выкинула моя Татьяна. Взяла да и вышла замуж».

С. БУНТМАН - Да,

Н. НУСИНОВА - Она это сделала сама.

С. БУНТМАН - Она это… ребята, она сделала сама это. Сколько бы вы ни слышали и ни говорили, что, вот, Пушкин придумал специально и выдал её замуж, такой страшный у нас появляется старик Пушкин, до чего он и не дожил, который коварно выдаёт за какие-то выгоду, за деньги Татьяну замуж. Нет, выкинула. Нет, она сама вышла.

Н. НУСИНОВА - Ну, да, потому что по тому миру, который создался, было правильно, чтобы она поступила так.

С. БУНТМАН - Да?

Н. НУСИНОВА - Так же как у меня третья книжка, которая тоже должна в принципе выйти в «Розовом жирафе», это вообще уже сказка, ну, почти сказка такая, современная сказка. И дети, мои знакомые, которые её читали, они меня спрашивали – ну почему это должно так закончиться? Я говорю – ну потому что оно должно быть так. Даже нравится вам это или не нравится, но это должно быть так. Этот мир – он уже сам существует, по своим законам, понимаете?

С. БУНТМАН - Да, да. Вот, Ната нам почему-то пишет: «Нет времени читать». Это как это нет времени читать? Это куда ж вы его дели, время-то, Ната? Не знаю, откуда и сколько лет Нате, но куда же подевали-то это время? «Нет времени читать». В электричке забыли? Я не знаю. На крючочке?

Н. НУСИНОВА - Откуда мы знаем? Может быть, Ната занята чем-то очень таким важным, что отбирает всё её время. Она же нам не написала, чем она занимается. Можно только пожалеть и посочувствовать человеку.

С. БУНТМАН - Может быть, да.

Н. НУСИНОВА - Потому что всё-таки это самое интересное, что может быть.

С. БУНТМАН - Как-то читать. Нет, ну, есть всегда время. Есть всегда время.

Н. НУСИНОВА - Ну, время образуется от желания, понимаете?

С. БУНТМАН - Ну, конечно, ну, конечно. Вот, мне уже человек 100 написали, человек 100 написали - что такое «Куриный бог»?

Н. НУСИНОВА - Или курячий?

С. БУНТМАН - Или «Курячий бог».

Н. НУСИНОВА - Ну, вы знаете, там есть разные версии.

С. БУНТМАН - Давайте я даже не буду читать…

Н. НУСИНОВА - Нет, ну один мальчик там говорит, что он считает, что это бог курячий. Есть такой народ куряки или курячи, они курят всё время, как некоторые люди. И поэтому это курячий бог. Но на самом деле вы можете даже открыть интернет, и вы увидите объяснение тому, что это такое. Но всё равно, как всё имеет несколько смыслов, вот, можно посмотреть на картинку, которая на книжке, да, Тёма, который смотрит в телескоп, потому что он в результате решил стать астрономом.

С. БУНТМАН - Кто разглядит в «Сетевизор», вот, пожалуйста…

Н. НУСИНОВА - Астрономом, как его дедушка, и открыть новую звезду, потому что дедушка одну звезду открыл и назвал её «Большая Артемида» в честь бабушки. И… ну, вот, я тоже не хочу рассказывать, но поймёте, почему Тёма тоже решает стать астрономом. И он смотрит в этот дедушкин телескоп. Кто-то может подумать, что курячий бог, как положено разным богам, и в книге очень много разных богов появляется, и они ходят и спускаются на землю, и, может быть, где-то тоже есть курячий бог, в одном из созвездий, сидит, себе зацепившийся. А кто-то может подумать, что это просто такой камешек с дырочкой вроде тех, которые мы собирали в детстве в Коктебеле. А кто-то может подумать, что это действительно бог курячий. Вообще на самом деле я вам скажу, что названия – они получаются. Вот, они точно не придумываются.

С. БУНТМАН - Вот это тоже мне… нам и Свете, которая пишет для сестрёнки. Так что вот это тоже такой хороший намёк. Замечательно… я хочу ещё отдать 292-ой СМС-ке, отдать книжку. Так. Ох, как интересно. А, Сетевизор у нас показывает… извините, забудьте про Сетевизор, Сетевизор показывает нам будущее. У нас есть видеокамеры, которые показывают будущее, потому что сейчас он показывает будущую передачу Ксении Лариной.

Н. НУСИНОВА - А, понятно.

С. БУНТМАН - В другой студии. Совершенно в другое время она будет… это не прошлое, это будущее. А тогда забудьте про Сетевизор у нас в «Открывашке», а вопрос от Алёши был про кино. И вот какой вопрос: «А 100 лет назад снимали фильмы для детей?». Мне кажется, что нет ещё. По-моему, не снимали ещё.

Н. НУСИНОВА - Ну, вы знаете, смотря что считать фильмами для детей.

С. БУНТМАН - Специально не снимали. Мне кажется, что первые фильмы смотрели и дети с величайшим удовольствием.

Н. НУСИНОВА - Просто и взрослые тоже превращались в детей, когда они смотрели. Но всё-таки один из первых фильмов – это «Завтрак младенца», да? Когда ребёнка кормят со всех сторон…

С. БУНТМАН - Это ужасно смешно. Вы прекрасно знаете, дорогие родители, вы сами, я думаю, смеялись не раз, когда пытались накормить своего младенца.

Н. НУСИНОВА - Да. А кроме того, среди тех же самых первых программ Люмьеров, скажем, там «Политый поливальщик». Это комедия про то, как наступает дворник на шланг, когда поливает двор, и сам себя поливает… Но что, такую комедию неинтересно смотреть детям?

С. БУНТМАН - А «Прибытие поезда» - это детский ужастик, когда на вас паровоз едет.

Н. НУСИНОВА - Да он не только детский. Взрослые бежали все из зала, потому что они считали, что на них едет паровоз.

С. БУНТМАН - Настоящий.

Н. НУСИНОВА - И вообще, собственно говоря, тогда уже всё для кино, вот, видите, мы с вами даже назвали 3 сюжета люмьеровских, и выяснили, что все жанры уже заложены.

С. БУНТМАН - Да, всё уже есть. Но потом появилось историческое кино, очень смешно, что один из первых художественных фильмов вообще на свете был исторический, маленький фильм такой, и мы с Алёшей Дурново писали об этом в нашем журнале «Дилетант», в историческом нашем журнале, когда о замке Блуа писали, и там в зале показывают фильм 1908 года про убийство, которое произошло в этом самом замке, убийство герцога Гиза…

Н. НУСИНОВА - Да, это был очень знаменитый фильм. Очень популярный.

С. БУНТМАН - Мне кажется, что ряд туристов считает, что это хроника того времени.

Н. НУСИНОВА - Ой, вы знаете, там это всё было очень смешано, потому что там были и инсценированные хроники, то, что называется, у Мельеса например, и реальные хроники. Но вообще было очень много хроники, которые смотрели с тем же интересом, с которым и художественное кино. И вообще, как сказано в книжке «Курячий бог», не бывает ни художественного кино, ни документального, бывает просто кино, и всё.

С. БУНТМАН - Кино, и всё. Вообще я вам скажу… да, про кино один важнейший вопрос. Дед Серёжа его изумительно сформулировал: «Великий сценарист Нусинов – ваш папа?», - дед Серёжа…

Н. НУСИНОВА - Большое вам спасибо. Да, это мой папа.

С. БУНТМАН - А другой вопрос на ту же тему был сформулирован ещё веселее: «Нусинов и Лунгин – это те Нусинов и Лунгин?».

Н. НУСИНОВА - Да. Но это правильно, потому что сценарист был один. Человека два, а писали они вместе.

С. БУНТМАН - И чудесные фильмы, которые… вот, почему сейчас не получаются такие фильмы, как… не получается у нас сейчас здесь снять такие замечательные фильмы, как «Внимание, черепаха», кстати говоря?

Н. НУСИНОВА - Вы знаете, у нас сейчас вообще практически нет детского кино.

С. БУНТМАН - Нашего?

Н. НУСИНОВА - Да.

С. БУНТМАН - Ребят, я не знаю, как так. Действительно. Я не могу. Вот, всё что мы с дочкой смотрим и я сам смотрю… я ужасно люблю смотреть детские и семейные так называемые фильмы, фильмы про какую-то простую и даже фантастически простую жизнь. Но они почему-то все бывают или американскими, или английскими они бывают. Наших не бывает сейчас как-то так.

Н. НУСИНОВА - Ну, это, к сожалению, связано просто с тем, что на это нужно давать деньги. Вот, книжку можно сесть и написать. А кино – это…

С. БУНТМАН - Я не уверен. Мне кажется, надо хотеть. Потому что ни за какие деньги, если не хочешь, не снимешь. Вот, деньги дают большие, а получается какая-то…

Н. НУСИНОВА - Нет, продюсеры их просто вкладывают в другое.

С. БУНТМАН - Ну, может быть. Ещё мне очень нравится, как… ребят, вы видели два… по-моему, их только два… Няня Макфейн, «Моя ужасная няня». С каким удовольствием там снимаются все великолепные взрослые актёры. Как и у нас снимались в детских фильмах актёры взрослого кино. Снимались с таким удовольствием, во всех простых историях, в сказках сколько было великих актёров, которые снимались.

Н. НУСИНОВА - Конечно.

С. БУНТМАН - У нас с таким удовольствием, так что…

Н. НУСИНОВА - Ну, «Золушку» Шварца, вы посмотрите, какие актёры там играют.

С. БУНТМАН - Ага.

Н. НУСИНОВА - Жеймо, Раневская, Гарин.

С. БУНТМАН - Конечно. А это ведь и… потом, когда мы вырастаем, посмотрим «Золушку», вырастаем и думаем, что во всех других… тот самый Эраст Гарин, который у нас играл, оказывается, он ещё чем-то занимался. Оказывается, он в каких-то ещё ролях играл. Вот так вот.

Н. НУСИНОВА - Ну, а детские книжки взрослые тоже любят читать. Вопрос в том, чтоб книжка была хорошая и фильм хороший.

С. БУНТМАН - Да.

Н. НУСИНОВА - Тогда это как бы и на все… на любой возраст на самом деле.

С. БУНТМАН - Наталья Нусинова. А вы нам не почитаете ещё кусочек сейчас?

Н. НУСИНОВА - С удовольствием…

С. БУНТМАН - Займемся другими вещами разнообразными уже после новостей, а сейчас кусочек нам прочитайте, потому что это действительно совершенно завлекательно.

Н. НУСИНОВА - Хорошо. Тогда я прочитаю кусочек, где Тёма с Кирой, оказавшись на даче, вынуждены заночевать. И они сидят, выключили свет, у них только фонарик остался. Они его экономят. И им довольно страшно.

С. БУНТМАН - На батарейке фонарик, да?

Н. НУСИНОВА - Ну, да. Нет, потому что свет… электричество выключили, фонарик на батарейках, да, конечно. И его надо экономить.

«Тёма нажал на кнопочку, и фонарик погас. Кира вздохнула.

– Давай что-нибудь рассказывать? – предложила она. - Только не страшное.

- Расскажи мне про своего папу, – попросил Тёма. Кира замолчала, а потом вдруг забормотала быстро-быстро:

- Ну что тебе мой папа? Я тебе уже говорила – мой папа типа работает королём, мой папа живёт в Боливии. Он там очень занят, я давно его не видела. Вот, я съезжу к нему – тогда всё узнаю.

- Ладно, - сказал Тёма.

- Теперь ты что-нибудь расскажи, - предложила Кира.

- Я устал, - сказал Тёма, - давай отдохнём немножко. Нам ещё в Москву ехать. Они замолчали. Но только тёма прикрыл глаза, как Кира тронула его за локоть.

- Тём, - прошептала она, - ты слышишь? Тёма прислушался. Под диваном кто-то тихо, но отчетливо хрюкнул.

«Поросёнок?, - подумал Тёма, - наверное, убежал от сторожей. Вот молодец! Правильно сделал. Но как он тут оказался?». К хрюканью прибавилось сопение, пыхтение и цокот копыт. Под диваном явно кто-то был. И судя по цокоту, этот кто-то уже вылез из-под дивана.

- Это не поросёнок, - прошептала Кира, - будто прочитав Тёмины мысли, - слишком громко топает. А кто же? У Тёмы замерло сердце.

- Наверное, это он, - выдохнула Кира, - за нами пришёл.

- Кто?

- Нечистый, - с ужасом прошептала Кира, - стучит копытами. Или домовой. А, может, анчутка беспятый.

Тёма в ужасе посмотрела на неё. В темноте кириного лица почти не было видно. Только слегка вырисовывались очертания светловолосой головы. Тёма тоже зашептал, пытаясь успокоить подружку:

- А чем же он там цокает, если у него пяток нет? Протез, что ли, вроде вставной челюсти?

- Не надо, Тёма, я боюсь, - пролепетала Кира. Почему-то её страх придал смелости Тёме. Он схватил фонарик, включил его и решительно направил луч на полу. Пыхтя, фырча и переваливаясь с боку на бок, посередине комнаты бежал ёж. Вид у него был озабоченный и деловитый. Ёж явно нацелился подобрать крошки.

- За сушками вылез! Проснулся, соня! – с облегчением засмеялась Кира.

- Эх, ты, трусиха! – ответил ей Тёма.

Но Кира не обиделась. Наоборот, посмотрела на него с благодарностью. Оказавшись в свете луча, ёж испуганно блеснул чёрными глазками, тихо недовольно хрюкнул и свернулся в клубочек.

- Испугался, маленький! – Кира встала и попыталась взять в руки колючий шар.

- Хорош маленький, - фыркнул Тёма. – жирнейший ежище. Вместо того чтобы спать и истощаться, он нагло проснулся, чтобы поесть, потому что обжора. Отпусти его, Кира, не трожь. Иначе его ежиха не признает.

Тёма погасил фонарик и немножко смягчился:

- Ладно, пускай он ещё немножко поест и идёт к себе под диван. До лета далеко. В марте порядочным ежам положено спать и не рыпаться. А этот, жулик, всех обманул. Ну ладно, пусть с ним ежи разбираются. Нам, между прочим, пора идти. Или, может быть, ты опять боишься?

Тёма ни за что на свете не признался бы, что и сам боится. За окном уже было совсем темно.

- Но что же делать? Надо возвращаться. Дома, наверное, все извелись от волнения.

- Знаешь, глазик, - сказала Кира, - давай подождём ещё немножко. Пускай ёж успокоится. А то если мы сейчас вскочим, он никогда-никогда не вернётся в своё гнездо.

Кирин довод показался Тёме убедительным. Пусть этот ёж вороватый и прожорливый, но ведь он был действительно взбудоражен, и кроме того, можно было ещё ненадолго отложить выход на улицу. И Тёма согласился подождать ради ежа.

С. БУНТМАН – Да, здорово. Ежи топают, как слоны с копытами.

Н. НУСИНОВА - Да, они цокают.

С. БУНТМАН - Это жутко совершенно. И это пыхтение на весь… я когда-то рассказывал ребятам, что мой папа в своё время ежа, упавшего в раствор, принёс со своей стройки. Его отмывали дома.

Н. НУСИНОВА - И он выжил?

С. БУНТМАН - Да, мы его потом отпустили, вот, летом когда уехали на дачу, мы его отпустили.

Н. НУСИНОВА - А вы когда-нибудь слышали, как цокают белки?

С. БУНТМАН - Ну, они цокают… как они цокают?

Н. НУСИНОВА - У меня на даче одна белка как-то так повадилась бегать по крыше.

С. БУНТМАН - А!

Н. НУСИНОВА - Я тогда спала на втором этаже.

С. БУНТМАН - Так.

Н. НУСИНОВА - И утром я просыпалась от дикого грохота! Это белочка бежала по крыше. Такое впечатление, что тройка коней проскакала галопом.

С. БУНТМАН - Это тихая белочка. Меня белки поразили… некоторые белки своей невероятной дисциплиной. Вот, белки… всё зависит, где они живут и где они работают. Меня в Павловском парке поразили белки. Они знают, где они работают. Что они работают у строгого императора Павла Петровича они работают. Ровно в 6 часов белки в парке… их там дикое количество… И продают… там очень мудро продают всевозможные орешки и обязательно объясняют, что можно белкам, что нельзя. Что лучше сами ешьте. Ну так вот, ровно в 6 часов белки прекращают работать. Ровно в 6 часов они прекращают брать орешки из рук и залезают на своё дерево. Я заметил – ровно в 6 часов, когда закрывается музей. Всё.

Н. НУСИНОВА - Ну, правильно.

С. БУНТМАН - Это дисциплина строжайшая. Они просто очень умные. Они знают, где они работают. Наверное, в каких-нибудь дворцах потёмкинских-екатерининских они могут и поработать, и не поработать, и как-то так развлекаться. А у Павла императора они очень строго себя ведут. А дальше шёл грач вот так вот совершенно, как павловский солдат, шёл по дорожке. Там всё так организовано.

Ребята, особенно те, кто недалеко живёт, приезжайте в Павловск, многое узнаете.

Н. НУСИНОВА - Да, даже мне захотелось…

С. БУНТМАН - Это абсолютная правда. Даже скамейку, если посмотреть от Павла Петровича, то правая скамейка, если от памятника смотреть. Первая правая скамейка в аллее. Там это всё прекращается тут же. 6 часов – белки с работы уходят. Нет, замечательно. Давайте… дорогие друзья, «Сетевизор» у нас не работает на «Открывашку», а сейчас он работает на запись передачи Ксении Лариной. Вот, Лена пишет: «Спасибо за книжку предыдущую». Вот…

Н. НУСИНОВА - За «Анжелика»?

С. БУНТМАН - Да.

Н. НУСИНОВА - Спасибо, Лена.

С. БУНТМАН - Да. А вот Соня у нас 10 лет, вот, мы говорили о книжках, которые написаны в другое время чудесное. Она говорит: «Сейчас читаю «Кыш и два портфеля», много узнала новых слов».

Н. НУСИНОВА - Да, конечно.

С. БУНТМАН - Конечно.

Н. НУСИНОВА - Это ещё раньше была написана книжка.

С. БУНТМАН - Это ещё раньше, да, конечно. Вот, смотрите. Нет, конечно, объяснять… но всё равно действия понятны. И что за 3 копейки стакан с сиропом. Знаете, что поражает? Что стакан стоял, вот, какое-то время, потом они начали исчезать… автомат для газированной воды, а там стакан есть.

Н. НУСИНОВА - Да, я помню это.

С. БУНТМАН - Он есть там. То есть он уже не в кармане у кого-то, а он есть. Прямо там.

Н. НУСИНОВА - И исчезали… знаете, стаканы могут разбиться.

С. БУНТМАН - Я помню, катастрофически потом они исчезли, но какое-то время они были.

Н. НУСИНОВА - Да.

С. БУНТМАН - И как-то не приходило в голову.

Н. НУСИНОВА - Но я сейчас вспоминаю, я думаю – а насколько они отмывались? Вот так нажимали, слегка водичкой сбрызгивали…

С. БУНТМАН - Сейчас в ужасе все родители и все дети… дети, которые приучены уже к совершенно другим правилам. Уже мы такие стали все невероятными… весь мир стал совершенно другой. Мир с ума сходит по всем микробам и заразе. Просто пщщ, пщщ, нажимаешь, а там струйка такая омывает…

Н. НУСИНОВА - Да, чуть-чуть.

С. БУНТМАН - И всё! И всё!

Н. НУСИНОВА - Да. Но зато стакан воды стоил с сиропом 3 копейки, а без сиропа – 1 копейка.

С. БУНТМАН - Одна копейка.

Н. НУСИНОВА - А если покупать у тётеньки, которая продаёт, то 4 копейки.

С. БУНТМАН - Зато там сиропы разные.

Н. НУСИНОВА - Да.

С. БУНТМАН - У тётеньки в конусах разные сиропы.

Н. НУСИНОВА - Да.

С. БУНТМАН - Друзья мои, давайте скажем спасибо Наталье Нусиновой, спасибо большое. Будем читать книжку, и я ещё достану и буду разыгрывать «Курячего бога». Спасибо, вот, 3 книжки мы разыграли. Слушаем новости, а потом я вам предложу одну забаву.