«Текущий момент» с Виктором Шендеровичем
Они накажут Пугачеву тем, что не покажут ее по телевизору. Боже ты мой, какое страшное наказание для Аллы Пугачевой, чей юбилей празднует страна без всякого телевизора. Они даже не представляют, как жалко выглядят в этой ситуации. Какая потеха для Аллы Борисовны Пугачевой вся эта мелкая номенклатурная рябь на ее юбилей…
Подписаться на «Ходорковский live»
Е. МАЛАХОВСКАЯ: Вы смотрите «Текущий момент». Здравствуйте. Меня зовут Елена Малаховская. А на связи со мной писатель и публицист Виктор Шендерович. Виктор Анатольевич, здравствуйте.
В. ШЕНДЕРОВИЧ: Добрый день, Лена.
Е. МАЛАХОВСКАЯ: Да, прямо сейчас начнем обозревать текущие события. Традиционные 10 секунд для тех, кто готов поставить нам лайк еще до просмотра, авансом, так сказать. Почему бы нет? И обязательно подпишитесь на «Ходорковский LIVE», если вы до сих пор этого не сделали. Потому что по статистике у нас есть такие видео, где больше 80% зрителей нас смотрят, не подписавшись. Ай-яй-яй. Зачем же так? В общем, подписывайтесь. Начинаем.
Израиль отбил атаку Ирана. Больше 300 ракет и дронов были использованы в этой атаке. Ее назвали – «самая масштабная комбинированная атака за всю историю человеческих войн». И еще более феноменальный факт в том, что почти всё удалось отбить, почти удалось избежать разрушений и человеческих жертв. Я надеюсь, что пострадавшего ребенка от осколочных ранений удалось спасти. Виктор Анатольевич, что это было? Пробовали на зуб? И ведь это не конец?
В. ШЕНДЕРОВИЧ: Это не конец по определению. Хотя апокалиптические нотки были в ожидании этого удара, разумеется. Это не конец. И пробовали на зуб, разумеется. Убедились в крепости зубов, я думаю. А что это было? Это была попытка Ирана сохранить лицо и пройти между струйками, потому что незадолго до этого Израиль ликвидировал некоторое количество высокопоставленных боевиков, ликвидировал фактически на иранской территории, в иранском консульстве, кажется, или как это там. Неважно. Важно, что это была довольно звучная пощечина Ирану, довольно очевидный успех в ликвидации бандитов.
И не ответить Ирану возможности не было – пацаны бы свои арабские не зауважали. Такое нельзя было спустить. Поэтому Иран должен был как-то ответить. Он ответ ответил.
Но нужно, я говорю, пройти было между стройками, потому что нужно было ответить и превратить в победу эту атаку, сионистский режим наказан и вот это всё. В Тегеране, так же как в Москве по аналогичному украинскому случаю, должна царить полная победа, ощущение, что месть состоялась, сионистский режим наказан. Фактически же всё, конечно, отбито.
И Ирану было очень важно остановиться до того, как придет ответ, потому что иранская ядерная программа могла быть прекращена в течение получаса примерно силами НАТО и Израиля совместными после этой атаки. И Ирану очень важно было, и поэтому они успели, объявили о том, что дроны полетели, и тут же почти объявили о том, что, собственно говоря, акция возмездия, обещанное возмездие состоялась.
Им очень важно было громко на весь мир и для Америки прежде всего, и для Израиля, конечно, сказать: «Всё, всё, всё. Мы больше не будем. Мы зафиксировали, что мы ответку совершили, возмездие состоялось. Мы для своего пипла. Да, мы тут отпразднуем победу. Извините. Но больше не будем».
Потому что было понятно, что всё у красной черты. А в отличие от иранских ракет и дронов, израильские и натовские долетели бы. И технически превратить Тегеран или по крайней те объекты военные, откуда вылетели эти дроны и ракеты, превратить в Содом и Гоморру – это было дело техники. И Ирану было очень важно остановиться вовремя. Им это удалось. Аятоллы теперь празднуют свою победу над сионистским проклятым режимом, а Третьей мировой войны вроде не началось.
А дальше вопрос, стоило ли воспользоваться этим поводом и сравнять с землей их ядерную программу, всю эту гордость иранской науки и так далее. Вот тут мнения расходятся, разумеется. В Израиле, разумеется, очень многие считают, что нужно было воспользоваться этим моментом. Но понятно, что Израиль играет, я уже говорил об этом, как говорят в шахматах, единственными ходами.
Удар Израиля (или Америки) по Тегерану, по объектам военным, настоящий удар, в общем, вполне оправданный с точки зрения военной, вполне осуществимый с точки зрения военной, означал бы, что, конечно, полыхнет весь арабский мир. Ну, не весь, разумеется, но полыхнет очень сильно. И возможности победить в войне у Ирана нет, у этого закавыченного арабского мира. Он, конечно, не весь арабский и не весь арабский против Израиля. Тем не менее полыхнуло бы сильно. Но нанести вред огромный и начать террор по всему миру, развязать этот террор, очередную охоту на евреев по всему миру – это бы, конечно, они не преминули сделать.
То есть все закончилось, все остановилось у этой красной черты. Израиль, безусловно, будет отвечать, но будет отвечать в своем стиле. То есть не удары на кого бог пошлет, не просто ракеты по Ирану, куда-нибудь по Тегерану, чтобы убить максимальное количество иранцев, как Иран ставит задачей убить максимальное количество евреев или там ХАМАС. Разумеется, в очередной раз, видимо, по прецеденту будут ликвидированы организаторы террора. И это очень полезная практика, я считаю.
Е. МАЛАХОВСКАЯ: Нельзя было не заметить, конечно, схожесть риторики лидеров Ирана с риторикой, какую использует путинский Кремль во время войны с Украиной. Я имею в виду как раз то, что они сказали, что все цели достигнуты, практически словами Конашенкова. И еще они говорили: «Мы только по военным объектам». Я вот это особенно заметила. Нельзя было этого не заметить.
И одним из первых в России прокомментировал удары по Израилю депутат генерал Гурулев. Нельзя было не заметить, но можно было предсказать, что он скажет точно так же запросто. Кстати, Гурулев с этой недели член научного совета Совбеза РФ. «Научного» здесь главное слово, конечно. Так вот, он сказал, что Иран успешную операцию провел, что все ракеты и дроны сбили – это неправда, и вообще гегемония США закончилась на Ближнем Востоке. Всё по классике. Но потом Гурулев решил выдать минуточку откровенности. Даже меньше минуты. Давайте посмотрим на Гурулева.
__________________________________________________________________
А. Гурулев: «Нам это хорошо или плохо? Ну, давайте мы скажем прямо, что на сегодняшний день, коли Соединенные Штаты Америки сегодня всецело, с головой погрузились в проблему Ближнего Востока, они, правда, не знают, как дальше идти и в какой последовательности выполнять эти задачи, чтобы как-то там закрепиться и остаться, у них пока это не получается, для украинского кейса это, наверное, неплохо.
Но и украинский все-таки кейс – это ни больше ни меньше как эпизод уже в той Третьей мировой войне, которая сегодня, наверное, уже идет. Вы думали, что она начнется? Она идет уже. Вот она есть на самом деле. Она по всему миру. Она и в Азии, и в Африке, и в Европе. Поэтому она и есть мировая. А наше дело – идти вперед и побеждать. Я думаю, как раз условия создаются. И для нас они на сегодняшний день благоприятны».
__________________________________________________________________
Е. МАЛАХОВСКАЯ: Для украинского кейса неплохо. Как вам аналитика такая, Виктор Анатольевич?
В. ШЕНДЕРОВИЧ: Аналитика замечательная. Я надеюсь, что он ехал в сторону окопов. Он такой военный, весь такой брутальный. Я надеюсь, что он ехал вот туда, на передовую. Там ему самое место, чтобы немножечко выражение лица поправить. Ничего нового. Послушайте, Россия живет, официозная Россия, то есть, скажем так, к сожалению, не только официозная, потому что это облучение работает на мозги и действует на мозги, они хотят, они настаивают на том, что мы живем в параллельном мире, в том мире, где цели иранского удара по сионистскому режиму достигнуты, где Америка потеряла свою гегемонию, где Россия побеждает Украину, где идет война, справедливая война, уже мировая война идет и в Европе.
Своего рода это правда. Это вот ползучее, собственно говоря, 11 сентября 2001 года. Было это произнесено, что идет, в общем, началась мировая война. Но она носит немножечко такой гибридный характер, потому что в прямом столкновении у противников западной цивилизации нет никаких шансов, а вот так вот террором, вот таким образом, шантажом, террором, да еще дождаться, чтобы ядерное оружие появилось, а у одного из шантажистов оно есть в данном случае, у России. Вот такая война. В этом смысле, к сожалению, этот убогий не так далек от истины.
А вот параллельное существование, вот этот параллельный мир – это очень опасно прежде всего для России, потому что опохмел бывает очень тяжелым, возвращение к реальности, ломка. Поскольку это наркотик, все-таки скорее даже не алкоголь, а тяжелый наркотик, то последствия, как всегда при тяжелом наркотике, бывают тяжелыми, но не сразу. Да, некоторое время летаешь в каком-то параллельном мире. Я не был, но рассказывают, читал. Сначала хорошо, потом только лежишь пластом, и кто бы стакан воды подал. Потом только умираешь обколотый. Подробности – у Ройзмана. Если хотим примерить эту метафору по-настоящему.
Значит, нас впереди ждет общество, которое готово кормиться этим тяжелыми наркотиками и через какое-то время ждет очень тяжелая ломка, разумеется.
Е. МАЛАХОВСКАЯ: Россия, между тем, продолжает тонуть. В Курганской области сносит мосты, а в Томской размывает очередную дамбу. В Оренбургской области некоторые граждане начали угрожать властям, требуя нормальной компенсации.
__________________________________________________________________
«Не доводите народ! На вилы подымем всех! Я вам еще раз говорю, не доводите народ!»
__________________________________________________________________
Е. МАЛАХОВСКАЯ: Ну а некоторые, видимо, вошли в стадию принятия. Видео недели, я считаю. Единственное, что не уточняется, хозяин ли дома играет или уже просто человек, так сказать, волею судеб оказавшийся. Я просто смотрю на эти кадры и думаю про то, что 20 тысяч компенсация будет. Вот если дом не полностью уничтожен, а только пострадал – 20 тысяч рублей. У меня прямо глаз дергается от этой мысли.
В. ШЕНДЕРОВИЧ: Слушайте, это потрясающее видео, конечно. Было у Гашека: «Иной мадьяр и не виноват в том, что он мадьяр». Первое, что приходит в голову при звуках этого Чардаша Монти. Этот мадьяр, да. Вы знаете что, это отчаяние, конечно, это форма выхода отчаяния.
Кто бы ни был этот человек, скорее всего, все-таки хозяин, именно хозяин, кто бы ни был этот человек, как и тот другой, который снимал его, что они могут сделать? Что они могут сделать? Ну, поднять на вилы тот обещал в предыдущем на встрече с губернатором, но не сможет поднять на вилы, потому что губернатор обложен ОМОНом и Нацгвардией, с губернатором все будет нормально, с мэром и губернатором все будет нормально. Дадут в зубы эту подачку 20 тысяч, которой не хватит отремонтировать 2 квадратных метра в этой квартире. Вот и все. А что ему остается? Горьким смехом своим посмеюся. Вот ему остается играть Чардаш Монти, этому человеку. Он умеет играть, кстати, довольно лихо.
Это отчаяние, конечно. Так выходит отчаяние, так выходит протест – со смехом. Смешного тут мало. В этом есть какой-то своеобразный, на мой вкус, пафос этого человека. А он все равно человек. У него там, видите, концертное пианино в доме. У меня такое было. У него пианино. Он умеет играть. Он человек. Он человек, который живет в несчастной стране, где в гробу видели людей, любых людей.
Поскольку этот человек не уголовник и не готов убивать украинцев, и не готов славить Путина, то значит, он сегодня никто и звать его никак. И в гробу его видело это государство. А он – его. Только государство может вот так вот уничтожить его жизнь, а может и просто уничтожить его жизнь, в две секунды, в он может ответить ему Чардашем Монти в отчаянии и таком вот веселье отчаянном. Очень выразительная пленочка, что говорить.
Е. МАЛАХОВСКАЯ: Уважаемые коллеги, сейчас я покажу вам видео, снятое екатеринбургским каналом. Четвертый канал такой есть в городе. И вы сразу поймете все, до чего мы дошли.
__________________________________________________________________ – Затем обертываем.
– Большой угол, да, беру?
– Да, обертываем. И прямо под ногу.
– Под ногу.
– Так.
– Это вообще непросто, представляете?
– Вот сейчас маленький уголочек, у вас который вот здесь остался, его вот сюда выправляете.
__________________________________________________________________
Е. МАЛАХОВСКАЯ: Что происходит на видео, Виктор Анатольевич? Как вам картиночки?
В. ШЕНДЕРОВИЧ: Остро не хватает моего друга Андрея Бильжо, психиатра, врача-мозговеда с ключиком в руках, который рассказал бы, что происходит здесь. Но понимаете, какая штука, тут ведь даже не надо искать образа – он в кадре. Ведь когда мы говорим «запах портянки», мы же понимаем, что мы имеем в виду в государственном масштабе. Россия давно пропахла этим запахом портянки. Патриот у нас тот, кто в портянке, тот, кто в хаки. К этому прилагается нелюбовь к западной цивилизации, презрение к Америке, желательно запах отечественный, потому что «дезодорант» – это тоже нерусское слово. Вот такая простота, которая хуже воровства.
Но только мне интересно, вот эта милая девушка, которая наматывает портянку так радостно, я хотел бы ей пожелать, конечно, чтобы она так дальше и ходила в этой портянке с этой же улыбкой обаятельной. Так ведь нет, это все для пипла, это все питье для идиотов. Сама-то она получит неплохую, видимо, зарплату и будет ходить не в портянке, а в чем-нибудь другом. И все так весело, с прибауточками.
Но мы давно живем в военизированной стране, давным-давно. Давным-давно этот диагноз, в общем, на многие десятилетия. Просто бывают периоды обострений. И вот это сочетание этого портяночного запаха с этим немножечко нервным весельем – это вот симптоматика сегодняшнего дня. Потому что веселье, конечно, нервное. Потому что это, конечно, невроз, то, что происходит, вытеснение. Это все так весело – заматывать портянки. Остается только проследить за судьбой тех, кто намотал эти портянки. Вот просто проследить. Для этого нужна какая-то другая журналистика, не та, которую вы показали с Четвертого екатеринбургского канала, какая-то другая.
Е. МАЛАХОВСКАЯ: Вот этот невроз и нервный смех, он ведь и у нас случается. И действительно новости не дают нам как бы расслабиться. Пора, наверное, нам даже заводить, я подумываю о рубрике «Экзотические доносы», не знаю, «Донос недели». Из-за чего только ни пожаловались бдительные россияне на своих соседей, но вот такого еще у нас, конечно, не было.
Давайте посмотрим картиночку. На журналистку Антонину Смолину из Великого Устюга некий Валерий Николаевич П. настучал в полицию из-за этого конкретного фото. Он увидел здесь поддержку Украины – желтая куртка, голубое небо. Чего еще надо? И реально к девушке с вопросами домой пришел самый участковый, оперуполномоченный. Отдельно жалобщику не понравился и текст этого поста Антонины. Там Смолина писала, что нужно беречь свой внутренний мир. Ну, то есть уже даже внутренний мир беречь как-то неправильно, получается.
И мне тут вот что интересно. А если бы вот тот самый Валерий Николаевич П. обратился бы в полицию с жалобой, что ему кто-нибудь, например, угрожает или что телефонные мошенники хотят последнюю пенсию у него отобрать, как-то с карточки снять, вот полиция так же бы четко, интересно, реагировала? И пошел бы этот Валерий Николаевич П. вообще в полицию по какому-то другому случаю?
В. ШЕНДЕРОВИЧ: Слушайте, давайте договариваться снова. Декарт мне в помощь и нам всем. Давайте договариваться о терминах. Полиция в тех странах бывает, где люди платят налоги, скидываются на собственную безопасность. Вот мы с вами скинемся и все скинемся, дадим деньги той администрации, которую мы выберем, с наказом, чтобы полиция была хорошей, она берегла нашу безопасность. И вот полицейский – это вот тот человек, которого мы наняли для того, чтобы он занимался нашей безопасностью, чтобы нас никто не избил, не обворовал, не ограбил, не оскорбил. Это полицейский.
А тот человек, который приходит к этой Антонине по поводу цвета ее фотографии, это мент позорный. Это мент, находящийся на службе у упырей. Это менты позорные, находящиеся на службе у упырей. И он делает свою работу. Он охраняет упыря от инакомыслящих, от протестующих, от диссидентов. А желто-синий цвет сегодня – это цвет антиправительственный в России, это цвет протеста, цвет врага, цвет Украины. Правильно пришел. Прессовать, да. Но это, конечно, новое.
По поводу того, что внутренний мир вызвал претензии. Ничего нового. У Салтыкова-Щедрина в «Современной идиллии» говорили: «Мысли испытывать будут». Конечно. Мыслепреступление дальше, Оруэлл. Это все ничего нового. За мысли уже давно можно погореть, не обязательно ничего говорить.
А что касается цветовой цензуры, это, конечно, новый шаг. И я предлагаю не останавливаться на Антонине, а присмотреться к картине Шишкина «Рожь», например. Там наверху голубое, а внизу желтое. И у Малевича где-то, я отчетливо помню, у него там сочетание желтого с синим. А мы еще вспомним, что Малевич родился в Киеве, и вообще плохо станет. Надо вообще бдительнее быть, надо расширять. Шишкин там, Малевич и все остальное. Надо по-настоящему заняться живописью.
Ничего, к сожалению, нового глобально не происходит. Просто маразм иногда зашкаливает даже за наши прошлые маразматические представления. Как-то в новую меру. Всегда можно еще постучать снизу. Вот постучали в очередной раз.
Этот случай все-таки по результату можно признать забавным на фоне Навального, Кара-Мурзы, Яшина, на фоне всего, что творится в России. Это забавно. Это забавная симптоматика, но забавная симптоматика вполне смертельной болезни.
Е. МАЛАХОВСКАЯ: В этой рубрике, кажется, без шансов на этой неделе обойти как-то в разговоре юбилей Аллы Борисовны Пугачевой. Что тут интересного мы успели подметить? Мы, кстати, записываем эту программу в понедельник, ровно в день рождения Аллы Борисовны. Наши зрители увидят эту программу только во вторник, на следующий день, и уже точно будут знать, показали ли хоть что-нибудь телевизионные каналы в России про Аллу Борисовну Пугачеву. Потому что прежде они с удовольствием это делали. Пять лет назад, когда Примадонне исполнялось 70, и Первый канал большой эфир посвятил, и ВГТРК большой эфир посвятил. А пока вот на данный момент у нас информация такая, что ни один центральный канал ничего в свою сетку вещания по поводу юбилея Аллы Борисовны не включил.
Мне вот чем нравится вообще в принципе Алла Борисовна, если даже не рассматривать того, что она поет? Мне нравится само ее существование, потому что она пережила кучу генсеков. И своим вот этим юбилеем она даже некоторым образом дает нам надежду. Хочется сказать: «Алла Борисовна, продолжай». А вам что хочется сказать в этот прекрасный день?
В. ШЕНДЕРОВИЧ: Ну, слушайте… «Да здравствует А. Пугачева, а все остальное – долой!», как писал 40 лет назад мой друг поэт Игорь Иртеньев. 40 лет назад. Уже Пугачева совершенно отдельно существовала от густого совка, который нас всех окружал. Уже тогда было совершенно очевидно, что это какое-то совершенно отдельное явление, даже вне божественного голоса, артистизма и так далее. Явление. Безусловно, явление. И это явление такого размера, такого масштаба, что вот эта вот мелкая номенклатурная суета по поводу того, чтобы ее не показать – это такое свидетельство деградации. Это попытка доплюнуть до этого Олимпа, оттуда, снизу, из этих кабинетиков доплюнуть до этого Олимпа.
Они накажут Аллу Борисовну Пугачеву тем, что не покажут ее по телевизору. Боже ты мой, какое страшное наказание для Аллы Пугачевой, чей юбилей празднует страна без всякого телевизора и узнает о нем, разумеется. Они даже не представляют себе, как жалко они выглядят в этой ситуации. Какая потеха для Аллы Борисовны Пугачевой вся эта мелкая номенклатурная рябь на ее юбилей. Здоровья. Здоровья и удачи. А себя поздравим с тем, что у нас есть такая уникальная Алла Борисовна Пугачева.
Е. МАЛАХОВСКАЯ: У нас есть предложение всем, кто не дождался по телевизору, про Аллу Борисовну поискать в интернете. Дело в том, что она завела (или кто-то для нее это сделал, завел) официальный Ютюб-канал. Более того, она выпустила прямо в своей день рождения новую песню. В общем, можем только порадоваться, честное слово, за Примадонну.
А у нас до болеутоляющего еще, я смотрю, есть время. И я его использую, вбросив такую спорную тему. Это одна из новостей прошедшей недели, то, что Кирилл Серебреников поедет в Канны представлять свою картину про Лимонова.
И тут, конечно, не все так однозначно, потому что фигура Лимонова, согласитесь, особенно последние годы его жизни, она довольно спорная с точки зрения, что вот антипутинские эмигранты почему-то не нашли другого героя, кроме такого, который поддерживал аннексию Крыма и вообще как-то очень в сторону войны, если не напрямую прям разжигал огонь войны, как это делают пропагандисты, то, в общем-то, в эту струю попадал. Почему же теперь надо о нем говорить?
В. ШЕНДЕРОВИЧ: Слушайте, ну потому что Кирилл Серебренников, как и Эдуард Лимонов, кстати говоря, он художник. Его интересует не политический заказ с той или с другой стороны, с кремлевской стороны или с антикремлевской стороны, его интересует человек. На то он и режиссер, а не пропагандист. Поэтому это Кирилл Серебренников, а не сотрудник Первого канала или «Радио Свобода», или BBC, или «Ходорковский LIVE». Не в этом дело. Он художник. Ему интересен этот человек, ему интересен этот феномен. Я его прекрасно понимаю. Потому что это действительно феномен.
Эдуард Лимонов безумно талантливый человек с безумно сложным внутренним строением, прошедшей очень большую эволюцию, сложную. Когда-то он подарил мне книжку свою с замечательной дарственной надписью, там было написано «Поймите и вы нас». Ему хотелось, чтобы… «Я хочу быть понят своей страной», как писал Маяковский. Он хотел быть понятым. У него была своя правда. От этой правды я хватаюсь за голову, и многие хватаются за головы не без оснований, но у него была своя правда.
И он прошел очень сложный, но ясный путь, потому что он всегда был антибуржуазным, «Это я – Эдичка», он всегда был человеком антибуржуазным, он всегда был человеком сложных отношений с либерализмом. Да, это привело его вот туда. Как Маяковскому когда-то написал Борис Пастернак: «Я знаю, ваш путь неподделен, но как вас могло занести под своды таких богаделен на искреннем вашем пути?» Лимонова занесло под своды позорнейших богаделен.
Но еще раз. Это мы отвлеклись на Лимонова. Серебренников снимает кино про то, что ему интересно, про человека, про феномен человеческий. Его интересует характер. Я не смотрел и не читал сценарий, я не знаю, что снимет или уже снял Кирилл Серебренников, но думаю, что это гораздо интереснее, чем любая апология или, наоборот, любое разоблачение Эдуарда Лимонова. Это стоит посмотреть, это кино. Это один замечательный художник снял фильм про другого замечательного художника. Это будет интересно. А всякая попытка все это запихнуть в маленький кубик политических симпатий и антипатий – это применительно к искусству просто неправильно. Жизнь богаче.
Е. МАЛАХОВСКАЯ: У меня какое-то болеутоляющее все более спорное от программы к программе, но тем не менее. Я не знаю, честно, могут ли фейки быть болеутоляющими, но посмотреть на правду устами Шойгу действительно приятно. Вот поставьте, уважаемые зрители, этот эксперимент на себе и вы, Виктор Анатольевич, тоже. Давайте посмотрим вместе.
__________________________________________________________________
С. Шойгу: «Так что когда мы говорим, что воюем против НАТО, то упаси боженька, чтобы украинцам дали хотя бы один процент того, что реально есть у НАТО, а не тот хлам, который им спихивали все это время. Потому что если дадут больше, то нам, ребятки, просто п…а. Вернем им все территории и Белгород с Кубанью поверх накинем, лишь бы, б…ь, Москву не забрали».
__________________________________________________________________
Е. МАЛАХОВСКАЯ: Я еще раз скажу, что это фейк, на всякий случай. Отлично сделанный, свежайший, друзья, прямо вчерашний фейк. А к нему мне вспомнился еще один уже старый, но не менее прекрасный. И захотелось и вам его показать.
__________________________________________________________________
И. Конашенков: «А конкретно были уничтожены 5 американских систем противовоздушной обороны Patriot, а также… Я не могу это читать. Ну какие 5 Patriot? У них же даже нету столько. Совсем народ за идиотов держат. Ладно, Саш, давай сначала».
__________________________________________________________________
Е. МАЛАХОВСКАЯ: Не знаю, мне нравится. Вкусовщина, конечно. Виктор Анатольевич, можно ли с помощью фейков говорить правду? Это полезно или вредно – вот такие видео показывать людям?
В. ШЕНДЕРОВИЧ: Слушайте, мой учитель, замечательный советский фельетонист Леонид Лиходеев, собственно, это до него было давно сформулировано, но он формулировал как урок: «Смешно то, что правда». И если мы смеемся, то мы своим смехом признаем некоторую внутреннюю правду. Она может быть парадоксальной, она может быть гиперболизированной, какой угодно, но мы признаем, что там внутри правда. И штука в том, что это правда, по сути. А форма подачи, что называется, ход, ход придуман замечательно, исполнено прекрасно. Смешно. Конечно, смешно. Мы с вами смеемся, и тысячи людей еще раз смеются. Нет никаких запретов тут для смеха ни по темам, ни по языку. Все нормально.
Ну, просто люди должны понимать, что это фейк, что это шутка. То есть не фейк. Фейк – это то, что мы пытаемся выдать за правду, то, что мы лжем и пытаемся выдать за правду. Вот это был бы фейк. А если мы подмигиваем, как я подмигивал своим голубым глазом в программе «Итого», у меня была рубрика «На голубом глазу», где мне сделали голубой глаз, я им подмигивал, я давал понять почтенной публике, что мы шутим, что мы выдумали эту реальность, что это параллельная реальность, только не депутата Гурулева, который пытается свою параллельную реальность выдать за настоящую, а мы шутим. Никаких запретов нет ни по темам, ни по языку.
Замечательно, смешно сыграно, очень точно уложено в слова, очень смешно. Поздравляю авторов этой хорошей шутки. Я просто хочу сказать, вот если бы это было не в интернете, а в прайм-тайм на Первом и Втором канале, чтобы над этим смеялись не по отдельности тысячи людей, а десятки миллионов одновременно, и каждый бы понимал, что это показывается по телевизору, была бы совсем другая акустика. Акустика этого смеха была бы другая.
И я помню эту акустику времен «Кукол» и программы «Итого». Это совсем другое ощущение. Вот если бы эта шутка оказалась бы в вечерней программе, уже не знаю, кто там сейчас вместо Ивана Урганта, вот в вечерней программе в прайм-тайм вот такая шутка, вот это было бы лихо. И это бы, повторенное многократно, могло бы действительно изменить общественную акустику. Пока что мы, десятки тысяч разных людей в разных странах, усмехнемся на это. Да, очень удачная шутка.
Е. МАЛАХОВСКАЯ: Но что удивительно, мы-то сразу с вами понимаем, что это шутка в любом контексте, когда видим. А вот представьте, там, я не знаю, кто-нибудь без программы «Текущий момент», а просто в интернете на такой ролик наткнулся, отправил его в шоке в какой-нибудь домовой чат или чат, я не знаю, кружка вязания, не знаю, неважно, и мало того, что навел таким образом шухера и панику.
Так еще и какой-нибудь бдительный пожаловался бы, никаких бы шуток ведь не было, сказал бы, что человек распространяет фейки. Да еще нашли бы там, конечно же, украинский след, скорее всего. Проект украинский делает эти видео. И человек сядет. Я даже не знаю, по какой статье. Можно что угодно подвести. В итоге это опасные шутки.
В. ШЕНДЕРОВИЧ: Ну, конечно. Но это, в общем, не проблема украинцев, которые шутят. Знаете, они сейчас имеют право и на гораздо более жесткие шутки, я вам скажу.
А про то, что наша почтенная публика верит буквально всему… Я не помню, здесь я рассказывал или где-то, но я рассказывал об этом и писал. Когда я делал эту программу «Итого», и там была рубрика «На голубом глазу»… А время было очередной борьбы с «ножками Буша», какие-то продовольственные там войны. И в программе «Итого» в специфическом репортаже «На голубом глазу» с моим подмигивающим голубым, как вы видите, глазом мы сделали репортаж о том, что российские генетики скрестили курицу с тараканом и вывели шестилапую курицу. И мы сделали репортаж. Сшили курицу, показали по телевизору, всё. Институт, табличка, генетик в белом халате. В моей программе сатирической с подмигивающим глазом.
Директору программы начали звонить на утро с продовольственных баз с вопросом: где можно достать шестилапых куриц? После этого я не удивляюсь никаким фейкам, тому, что можно впарить нашему населению за правду. Если можно впарить шестилапую курицу, скрещенную с тараканом, то можно впарить и победу над Украиной, и заговор Запада, и все что угодно. Конечно. Не могу сказать, что это получилось сильное болеутоляющее, но впарить можно всё.
Е. МАЛАХОВСКАЯ: Да. Ну давайте попробуем как-то в шапочке из фольги ходить почаще и на соседа примерять. Может, так дело пойдет как-то и получше. Ну а мне остается только попросить наших уважаемых зрителей ни в коем случае, ни за что не уходить от нас без лайка. Ну как ни за что? Если уж мы вам совсем не понравились, тогда ладно. Не уходите от нас без лайка. Подписывайтесь на «Ходорковский LIVE». Нас, в конце концов, уже больше двух миллионов. И вместе как-то теплее. Присоединяйтесь, если еще нет. И скоро увидимся.