Купить мерч «Эха»:

«Текущий момент»: Протест Шамана. Регионы без воды и света. Депутат-животное. Как «побивать» жену?

Вот победить Гитлера мы можем, а сделать нормальные дороги, и чтобы вода была, и чтобы электричество было, мы не можем. В космос можем только назло Соединенным Штатам Америки. Вот только для этого. Опередить Америку. Опередить Америку, победить Гитлера. Только назло. Вот это вот стиснутые зубы, это вот назло. И он транслирует это. Назло. Быть русским назло. Он прямо бесстыже это проговаривает словами. Вопрос. А почему бы не попробовать быть русским на радость окружающему миру?..

ШЕНДЕРОВИЧ / Протест Шамана. Регионы без воды и света. Депутат-животное. Как «побивать» жену Скачать

Подписаться на «Ходорковский live»

Е. МАЛАХОВСКАЯ: Вы смотрите «Текущий момент». Меня зовут Елена Малаховская. А на связи со мной писатель и публицист Виктор Шендерович. Виктор Анатольевич, здравствуйте.

В. ШЕНДЕРОВИЧ: Добрый день, Лена.

Е. МАЛАХОВСКАЯ: Да, мы буквально вот через несколько секунд начнем обсуждать события ушедшей недели, попробуем их как-то переварить и осознать. А пока что есть возможность, не отвлекаясь еще на важное, поставить нам лайк авансом и подписаться на «Ходорковский LIVE», если еще нет. И, как я уже обещала, начинаем прямо сейчас.

В общем-то, одна из главных новостей недели, по крайней мере в России, то, что в южных регионах постоянно отключают свет. То есть это уже не какие-то эпизодические истории, а прямо, некоторым образом, стихийное бедствие, особенно если учитывать, что там жара 40 градусов, людям сложно без кондиционера и холодильника. А во многих домах в частном секторе, например, еще и вода отключается, потому что подается она электрическим насосом.

И вот на этом всем фоне в Анапе и Краснодаре люди психанули и в качестве акции протеста стали перекрывать дороги. И знаете, пишут, что в Анапе, по крайней мере, помогло. Там не только полиция приехала. Полиция-то, конечно, приехала разгонять. Но и коммунальщики приехали и начали менять трансформатор.

И вот что еще. С одной стороны, конечно, привычно. С другой стороны, меня не перестает удивлять и даже удивляет вот как бы обязательность вот какого факта. Всегда в такой ситуации в России на фоне любой проблемы, катастрофы, стихийного бедствия звучат не извинения местных чиновников, не заявления об увольнении и даже уже не обещания поскорее насколько возможно это решить, а вот такое. Я цитирую.

«Давайте вспомним сложные времена, когда бабушки наши свечи и спички копили в мешках и сенцах. Когда за столом бабушка говорила: “Чтобы не было войны», мы тогда не понимали и не слышали. Сегодня нужно держать удар. Сегодняшний случай – бытовой, технические мирные внештатные ситуация, аномальная жара, но в Шебекино Белгородской области уже давно бьются, ежедневно без света держатся. За Шебекино! За армию, за флот!» – сказал мэр города Невинномысска Михаил Миненков.

Я знаю, что вы, Виктор Анатольевич, мне сейчас скажете «ничего нового». Но, согласитесь, это вот особо выдающийся пример. Тут ведь как минимум вместе собрались и «чтобы не было войны», и «за армию, за флот за Шебекино». Хотя казалось бы.

В. ШЕНДЕРОВИЧ: Да, особенно за флот в Белгородской области. Да, это отдельный тост. Да, выдающийся негодяй. Выдающийся негодяй. Ничего нового в общем, но, в частности, да, мир негодяйства иногда вот так зашкаливает совершенно.

Тут несколько тем коснусь. Первое. Поправлю. Стихийное бедствие, Лена, это жара. Жара – это стихийное бедствие. А вот отсутствие воды и электричества – это уже не стихийное бедствие, это уже социально организованная катастрофа. Именно социально организованная. Потому что многие десятилетия власть выбирается не по принципу компетентности и способности не допустить таких вот бытовых катастроф и быстро их устранить, а по верности Путину, армии и флоту, по умению говорить эти мерзкие «патриотические» речи, по личной преданности, по подлости.

Вот этот вот мэр, он выиграл кастинг на подлость, на бесстыжесть, как мы видим из его текста. Водой обеспечить не может, светом не может, бесстыжестью обеспечивает с лихвой, на 200%.

В этом смысле главный вопрос только один: понимают ли жители Невинномысска, понимают ли они, что их держат за идиотов и за скотов? Вот до какой степени они это понимают? У них нет возможности это немедленно поменять, разумеется. Уже нет никаких выборов. И на одного человека, который посмеет поднять голос против политической системы, но пока мы об этом не слышали, но, может быть, такое есть, на него приходится полчища ОМОНа и Нацгвардии и десятки тысяч молчащих в тряпочку и угрюмо бурчащих у себя. Так вот, вопрос именно в том, что они хотя бы у себя на кухне дома понимают, что их держат за скотов и за идиотов? Это вопрос первый.

Второй. Какая часть из них, они разные, как везде, какая часть из них отдает себе отчет, что это они довели до этого, они сами, своим молчанием, своей готовностью жить под ярмом, под тем, кого поставят начальником? Пока вода не кончается и свет не кончается, то вроде все ничего. Ну, там какие-то есть злые, которые расшатывают лодку и продались Госдепу, и хотят зла русскому народу. Это понятно. Но пока вода есть, то можно вот этой ботвой всей пробавляться.

А вот когда вода кончается в жару, то вот тут вот почему-то начинается перекрытие дорог. Не по поводу свободных выборов, отсутствия суда, отсутствия свободной прессы, свободы слова, Конституции, а вот в этом случае. Это понятно. Дошло до кости, как сказано в Книге Иова. По-настоящему дошло. Не через голову – через пересохшие губы, через детей плачущих. Дошло так.

Вопрос в том, еще раз повторяю, какой процент, до какой степени люди в этом Невинномысске и во всех других Невинномыссках российских на все 150 миллионов населения, до какой степени они понимают, что их держат за скотов и идиотов? Это очень важный социологический вопрос. Это очень важная социология на будущее. А по поводу перекрытия дорог, ну что же, ну вот так вот дошло. По Книге Иова, говорю, через голову не доходит, доходит через пересохшие губы в данном случае. В Белгороде доходит через гибель от украинской бомбардировки. Ну, в каждом месте доходит как-то по-своему.

Е. МАЛАХОВСКАЯ: Ну и раз уж упомянули Белгород, то новость оттуда на этой неделе такая. Есть в России такое движение офицерских дочерей «Катюша». Не знаю, чем обычно они занимаются, но тут они выложили красивое видео, как волонтеры движения оклеивают окна одиноким старикам в Белгороде защитной пленкой. Я сейчас покажу фрагмент.

__________________________________________________________________ «В последнее время Белгород все чаще подвергается массированным обстрелам. И чтобы обезопасить жителей города, мы, “Катюши”, совместно с проектом “Новости Москвы” обклеили окна противоударной пленкой в квартирах одиноких пенсионеров. Это сложная и трудная работа, но несмотря на это, нам всем было приятно видеть в глазах белгородцев благодарность и радость. Когда делаешь добро и чувствуешь взамен благодарность, хочется помогать с каждым разом все больше».

__________________________________________________________________ Е. МАЛАХОВСКАЯ: Я, может, человек плохой, Виктор Анатольевич, я не знаю, но просто надо ли обклеить пожилым людям защитной пленкой, чтобы они не пострадали от осколков в случае с чего? Ну, наверное, надо. Но почему я смотрю этот ролик… И даже не знаю, это чувство не могу описать, которое во мне. Ну, я думаю, многие его испытали, не одна я такая бракованная. Только ли оттого, что сладким голосом, да под журчащую музыку нам рассказывают о том, как благодарны в ответ жители Белгорода, о счастье иметь защиту осколочных ранений у себя дома? Поэтому?

В. ШЕНДЕРОВИЧ: Слушайте, я, видимо, совсем плохой, потому что, конечно, от этого сочетания музычки и как из «Спокойной ночи, малыши!» этого голоса, да, журчащего действительно, ласкового, и от этого бесстыжего самопиара с чаепитием из красивых чашек на фоне катастрофы… Да, я, видимо, совсем плохой. Потому что вот тут уже просто ярость. Вот тут уже ярость. Потому что мэр Невинномысска или кто он там был в прошлом сюжете, он все-таки конченная номенклатурная свинья, такая вот официальная номенклатурная свинья. А эти молодые вроде, но, к сожалению, уже при Путине родившиеся, скорее всего, или незадолго до него и ничего, кроме Путина, не видевшие.

Эти уже активисты, это уже юное поколение, это будущее, это наша будущая Общественная палата, кому куда там удастся прорваться, пока это все не лопнет и не сгниет, наверх. Это люди карьеры делают, это надо понимать совершенно внятно. Они делают карьеры. Старики тут совершенно ни при чем. Потому что если бы они помогали старикам, они бы не снимали об этом ролик и не пускали бы их в интернет под сладкую музычку.

Это негодяйство юное уже. И вот от этого негодяйства юного, конечно, уже совсем другие чувства. Это вот уже новое как раз. Здравствуй, племя младое, незнакомое. Не то чтобы совсем незнакомое. Мы этих освобожденных комсомольцев, я-то, по крайней мере, видел, эту бесстыжую поросль. Ну вот новая подросла. Новое поколение бесстыжих. Мы уже говорили об этом. Никто не спросит, ни один человек из них не задаст вопрос.

Там очень хорошо возвратная форма глагола – Белгород «обстреливается». Так именно что «тся». Сам себя, разумеется. Никто его до начала войны не обстреливал. До 2022 года никому в Харькове не приходило в голову стрелять по Белгороду. Как-то он жил без этих окон, и пенсионерам ничего не грозило. Вот это «тся» там важно. Белгород обстреливается. Вот так вдруг что-то случилось, и он сам себя начал обстреливать. Именно так.

И нет вопроса, по крайней мере он не звучит публично, иначе голос не звучал бы так сладко, какого, собственно, дьявола в 2024 году пенсионеры Белгорода должны бояться обстрелов? Что такого случилось? Ради чего это случилось? Что дало? Что выиграла Россия? Что выиграли эти пенсионеры? Как улучшилась их жизнь или самоощущение? Ради чего все это? Этих вопросов нет и быть не может. А вот сладкие голоса и музычка колыбельная – это, конечно, такая галимая пошлость. Это вызывает ярость на самом деле. Именно это. Вот повторяю, не мэр Невинномысска, потому что тут как бы это застарелое дерьмо уже засохшее и тут не о чем говорить, а это свеженького подвалило.

Е. МАЛАХОВСКАЯ: Да, Виктор Анатольевич, я еще обратила внимание, просто режет слух, ничего по смыслу, но слух режет, когда они говорят: «Проект совместный с проектом “Московские новости”». Да, с Москвы приходят новости, и «Катюши» очень совместно с «Московскими новостями».

В. ШЕНДЕРОВИЧ: Да, меня тоже это дернуло, но только по другой причине. Вот как словосочетания наполняются смыслом. «Московские новости» – это была газета Егора Яковлева. Славная газета, первая газета перестроечных времен. Очереди выстраивались у стендов «Московских новостей» на Пушкинской площади. Не хватало этих газет, тиража не хватало. Люди через головы друг у друга читали «Московские новости» в конце 80-х годов на стендах редакции на Пушкинской площади. Словосочетание «Московские новости» символизировало перестройку, символизировало правду, символизировало готовность общества начать говорить правду, рассказывать правду о себе, о своем прошлом, о своем настоящем.

Я имел честь работать, у меня колонка была в этой газете. И газета шла, конечно, по заминированному полю, каждый номер мог быть последним. И те, кто жил в конце 80-х, помнят, как расширялся каждый день вот этот вот уровень кислорода, насыщение кислородом как увеличилось каждый день, как еще вчера было нельзя что-то говорить, а сегодня уже можно, а завтра можно еще немножко больше, но никто не знал что, никто не знал, в какой момент это может обернуться репрессиями, кадровыми репрессиями, уже никакими другими при Горбачеве.

Вот это словосочетание «московские новости» во мне живет. И когда есть какой-то проект, оказывается, который означает явно что-то другое, это, конечно, дергает нервы людей моего поколения.

Е. МАЛАХОВСКАЯ: Еще одна тема такая есть у меня любопытная. Двоюродная племянница Андрея Белоусова записала обращение к нему, я напомню, к министру обороны Российской Федерации, призвала остановить войну и рассказала, что он, по сути, бомбит своего брата. Не в каком-то там метафорическом смысле, а вот в самом что ни на есть прямом. Сейчас мы коротенький фрагмент посмотрим.

__________________________________________________________________ Н. Вертинская: «Дорогой дядя Андрей, я твоя племянница, которая уже больше десяти лет живет в Америке. Всю свою сознательную жизнь я прожила в Украине, в городе Киеве. И когда началась война, на шестой день мне пришлось забрать свою маму и ее мужа сюда в Америку. Мой отец, твой двоюродный брат, он продолжает жить и работать в Киеве. Также он продолжает ухаживать за могилами твоих бабушки и дедушки Белоусова Александра Александровича и Белоусовой Серафимы Николаевны».

__________________________________________________________________ Е. МАЛАХОВСКАЯ: Не самая свежая новость, которая у нас есть в программе, но она актуализировалась на этой неделе снова, потому что, собственно, эта девушка дала на «Ходорковский LIVE» большое интервью, ее зовут Наталья Вертинская.

А у меня вышел психпортрет Валентины Матвиенко, которая сама рассказывала, и там есть прям цитата, что могила ее родителей в Черкассах, это около 150 километров от Киева, ну и там оставались родственники.

Короче говоря, неужели им плевать? Окей, им изначально плевать. А когда им в глаза вот это говорят, как эта девушка, например, публично, или кто-то из родственников или общих знакомых там, каких-то связей может позвонить или написать, неужели им плевать?

В. ШЕНДЕРОВИЧ: Вы знаете, я часто говорю по разным поводам об опасности множественного числа, когда мы говорим о нравственных категориях. С точки зрения номенклатурной сегодня что Матвиенко, что Белоусов – они часть путинской военной машины, они часть государства-преступника, видная, заметная часть государства-преступника и несут за это ответственность. С человеческой точки зрения, я думаю, это разные случаи, потому что Матвиенко с молодых ногтей галимая комсомолка, комса позорная и ничего кроме комсы. Вот мы ее видели на съезде 1989 года, кажется. Она просто номенклатура, с молодых ногтей номенклатура. И это один психологический портрет.

Про Белоусова мы уже говорили. Он из академической семьи. Он читал, в отличие от Матвиенко, правильные книжки. Он образованный человек. Он талантливый человек, в отличие от Матвиенко. Это немножко разные. Я подозреваю, прочитанные книжки все-таки могут каким-то образом оставлять след. Поэтому, думаю, они могут испытывать разные чувства.

Но в данном случае я подозреваю, что господин Белоусов испытывает прежде всего раздражение, потому что по пиару это для него плоховато. Впрочем, это же не покажут по Первому каналу и по второму не покажут. Вот если бы это показали на всю страну, и подошел бы какой-нибудь корреспондент, журналист, сунул бы микрофон и спросил: «Простите, что вы думаете? Прокомментируйте, пожалуйста. Вот ваша двоюродная племянница. Вот прокомментируйте это». И ему пришлось бы что-то. И лицо крупным планом. И он бы понимал, что это увидят десятки миллионов людей. Вот это бы его задело побольнее. Я думаю, что он испытывает раздражение в этом случае.

Матвиенко ничего давно не испытывает. Матвиенко, если бы была способна испытывать стыд… Но она бы не была Матвиенко уже давно. Уже 20 лет назад она бы сгорела со стыда. От нее бы кучка пепла осталась, если бы она была способна испытывать. А что касается Белоусова, я думаю, раздражение он испытывает, прежде всего раздражение.

Но, повторяю, это к вопросу об этой кровеносной системе. Мы каждый раз говорим об этом. Свободная пресса – это кровеносная система. Вот этот ролик, показанный несколько раз в прайм-тайм по федеральному каналу, мог бы вызвать серьезную общественную дискуссию. Причем это была бы дискуссия среди вполне людей пропутинских, считающих себя патриотами, государственниками, считающими правильно эту войну с Украиной. Но это бы задело, это бы стало точкой для разговора, очень хорошей точкой для начала разговора.

Но не станет, потому что те, кто сегодня в России считаются журналистами и носят бейджики журналистов, они предатели и не выполняют своей работы, функции говорить правду, как раз о болевых вещах и говорить. Поэтому вместо журналистики сегодня вот это вот журчание из проекта вместе с «московскими окнами», вот это вот «Спокойной ночи, малыши!» радостное, благостное. А вот это обращение, которое в любой стране… Представляете вот такой материал в Америке, в Англии? Непременно он был бы предметом общественной дискуссии. Просто можно не сомневаться. Здесь тишина, как камешек в воду. Это очень симптоматично.

Е. МАЛАХОВСКАЯ: А вот, Виктор Анатольевич, мы с вами же много говорили о том, что в России можно все абсолютно – бесстыдно себя вести, воровать все что хочешь, говорить все что угодно, – если ты за Путина и за войну. Но, кажется, все-таки все да не все можно. И это нам демонстрирует кейс Александра Кибовского, бывшего главы департамента культуры Москвы, которого арестовали.

Дело в том, что непосредственно в момент ареста Кибовский, прямо его основная профессиональная деятельность заключалась в том, что он был таким культурным связным между культурой Москвы и, как они это называют, «новыми регионами», по сути, оккупированными регионами Украины. Возил туда музыкантов, например, с концертами. Ну, а больше всего – я сейчас все-таки фрагмент этот покажу – Кибовскому припоминают вот эти вот его слова.

__________________________________________________________________ А. Кибовский: «Мы сражаемся с нацистами. Вот к ним никакой пощады, я считаю, быть не должно. И поэтому в этом отношении могу только процитировать, наверное, самые правильные в такой ситуации строки господина Симонова: “Так убей же хотя бы одного. Так убей же его скорее. Сколько раз ты увидишь его, столько раз ты его и убей”. Работайте, братья». __________________________________________________________________ Е. МАЛАХОВСКАЯ: Ну, то есть не помогло ни вот это вот людоедство, ни лояльность Кибовскому. Таки жрут друг друга потихонечку? Или что это за процесс?

В. ШЕНДЕРОВИЧ: Во-первых, опять, мне кажется, не очень точная формулировка, что все-таки не все можно. Все можно. Можно убивать. Можно убивать демонстративно, как это делает Путин с Навальным, с Пригожиным. Убивать и говорить: «Да, это сделал я». В открытую. Все можно. Вопрос только в том, что внутривидовой дарвинизм существует. И они там внутри, конечно, жрут друг друга.

И не то чтобы нельзя воровать, что инкриминируется Кибовскому. Воровать можно. И только для этого и становятся номенклатурой в путинской России, не для чего другого. Только это и можно. Но просто, воруя, имей в виду, что есть другие, которые хотят на твою смету, на твою должность и которые с удовольствием тебя сожрут при первой возможности, что и было сделано с Кибовским.

В этом смысле просто можно констатировать, что если бы он сказал что-нибудь против Путина публично, вот так же под камеру, то он бы точно сел. А если он призывает убивать украинцев, то он может сесть, а может не сесть, и это дальше как карта ляжет. Ну вот так легла, что сядет.

Не могу сказать, что я скорблю по этому поводу. Хотя я вспоминаю, какое-то время назад он ведь даже выходил в спектаклях в «Театре современной пьесы» у Райхельгауза. Он как-то изображал из себя… Он ведь был либералом, он ведь и стихи цитирует. Правда, не лучшие стихи, но тем не менее он типа образованный человек. Опять-таки, когда мы говорили про книжные полки, с книжной полкой все в порядке, только конченый негодяй. Ну и конченый негодяй иногда не выдерживает дарвинизма, который царит в их малине.

Е. МАЛАХОВСКАЯ: Ну и далеко не уходя от дарвинизма, собственно, в рамках той же оперы под названием «жабогадюкинг» еще один кейс случился. Был у покойного Жириновского такой помощник на ту пору депутат Сергей Абельцев.

В. ШЕНДЕРОВИЧ: Вы мне будете рассказывать…

Е. МАЛАХОВСКАЯ: Подождите, я не вам, я зрителям. Подождите. Теперь он обвиняется в мошенничестве и вымогательстве на 10 миллионов. Это нормальная история по нашим временам. Но, что интересно, вот этого Абельцева в соцсетях называют не иначе как «животное йеху». Более того, животным его признал российский суд с подачи Виктора Шендеровича.

Есть вопросики, Виктор Анатольевич, в этой связи. Во-первых, правда ли люди говорят, что каких-то 16 лет назад всего лишь приличный человек мог выиграть в российском суде? Вроде как 2008 год это был. А во-вторых, почему вот это вот «животное»? Это же откуда-то из «Путешествия Гулливера», насколько я помню.

В. ШЕНДЕРОВИЧ: Да, животное йеху – это из четвертой части «Путешествия Гулливера». Это пародия, злая пародия, злой памфлет Свифта на род человеческий. Животное йеху – это человекоподобное существо, грязное, отвратительное, вонючее человекоподобное существо. Это род человеческий, с точки зрения декана Свифта. Это злая пародия на человека.

«Животным йеху» я назвал Абельцева в программе «Плавленый сырок» в 2008 году, после того как его хунвейбины организовали нападение на Людмилу Михайловну Алексееву, забросали ее тухлыми яйцами. Я тогда назвал его «животным йеху» в программе «Плавленый сырок». И все мы об этом забыли, разумеется. Н депутат Свифта не читал, на «животное» обиделся и подал на меня в суд. Дальше, как говорится, сидите крепко, суд проходил на Зоологической улице в городе Москва. Зоологическая улица, дом 20, Пресненский суд. Два года напролет, 2009 и 2010 год, я провел на скамье подсудимых. И мы с судьей Васюченко выясняли, животное ли депутат Абельцев.

И я остался на свободе в 2010 году. Не 16, но 14 лет назад. Это было межеумочное медведевское время. Команды меня сажать не было. И судья Васюченко, которая через пару лет после этого прекрасно сажала по «Болотному делу» невиновных людей, она позволила себе рассудить по закону, и я остался на свободе. А Абельцев, депутат Абельцев, навеки вошел под именем «животное йеху». И когда в следующий раз он нападал на кого-то, какое-то нападение было им совершено, то уже в прессе было, что нападение организовало животное Абельцев. То есть к нему уже прилипло «животное Абельцев». Но он сам постарался. Ладно, это прошлое все.

По поводу жабогадюкинга. Вот его арестовали за вымогательство, за мошенничество. Послушайте, я волею судеб вынужден был изучить биографию товарища Абельцева с начала 90-х годов. Его не просто можно было, его нужно было сажать все время. Он ничего, кроме уголовщины, в своей жизни не делал. Он люберецкий бандит, который потом попал в охранники к Жириновскому, потом был пятикратным депутатом Государственной Думы, и просто увеличивались его возможности по причинению вреда. В зале суда при судье Васюченко он грозил проломить мне голову ломиком. Это было под протокол. Депутат Государственной Думы.

Сажать его можно было примерно с 1992 года по всем тяжелым статьям, я полагаю, ну, может, кроме развязывания войны, по всем довольно тяжелым статьям преступлений против личности. Он оставался на свободе. Вопрос о том, что можно, а что нельзя. Что, нельзя вымогать, нельзя угрожать, что-нибудь нельзя? Да нет, все можно. Просто когда умер Жириновский, он был помощником Жириновского после того, как перестал быть депутатом Госдумы, у него ушла крыша, с него сошла крыша. И он, судя по сообщениям прессы, не поладил с новым руководителем фракции ЛДПР господином Слуцким, на котором тоже клейма ставить негде, если вы помните, по очень многим статьям Уголовного кодекса. Вот и все.

Вот Абельцев и сел. Не потому, что он бандит по жизни с ранних лет люберецких своих и ничего другого, кроме уголовщины, не знает и не умеет. Он сел потому, что он перешел дорогу или просто разонравился. У него ушла крыша, он переоценил свои возможности. Вот и все.

Вот что происходит сейчас. То есть не то чтобы там торжество закона в случае с Кибовским и в случае с Абельцевым. Они очень разные по психотипу, конечно, и по биографии, но общий знаменатель один – они негодяи. Они негодяи, которые должны сидеть в тюрьме. И будут сидеть. Но не потому, что восторжествовал закон, а потому, что в этой саванне очень много клыков, очень много гиен, которые с удовольствием порвут соседнее тело, если появится такая возможность. Вот и все.

Е. МАЛАХОВСКАЯ: Ничего не поделать, вроде все про певца Шамана мы уже как будто бы выясняли в нашей программе, но вот он продолжает преподносить нам поводы. Главное, там один музыкальный фрагмент, простите меня за это, мне понравился, сейчас вы его услышите. Только я зрителю напомню, что случилось-то, собственно.

Певец Шаман устроил митинг, он же небольшой концерт, у американского посольства в Москве. Протестовал против того, что его канал закрыли в Ютюбе. Пришедшие пели вместе с ним и кричали «Гойда!» Я читала репортаж RTVI, вот что там корреспондент как бы пересказывает. А еще Шаман поливал собравшихся шампанским, выпивая за победу, и приглашал на концерт на Красной площади. Одним из главных лозунгов митинга стало слово «назло».

__________________________________________________________________

Шаман: «Я русский всему миру назло-о-о-о!»

__________________________________________________________________

Е. МАЛАХОВСКАЯ: Не знаю, почему меня так веселит этот фрагмент. Выглядит ужасно глупо. Во-первых, быть русским назло – это, в принципе, глупо.

В. ШЕНДЕРОВИЧ: Я могу, кажется, пояснить, почему он веселит. Нас расстраивает, когда талантливый человек оказывается дерьмом. Нас естественным образом расстраивает. Нам по-детски хотелось бы верить, что талантливый человек должен быть человеком интеллигентным, что к божьему дару должны прилагаться какие-то человеческие качества. Это не так. Талант – это совершенно функциональная вещь, это не имеет никакого отношения к этике и так далее. А когда мы видим, что негодяй еще и бездарен, и безвкусен, это нас, естественным образом, утешает. И вот эти несколько секунд, они ведь про полную катастрофическую бездарность и отсутствие вкуса. Потому что это просто черт-те что, это вообще просто черт-те что.

Как говорила аккомпаниаторша Нани Брегвадзе Медее Гонглиашвили, при мне это происходило, она смотрела на Баскова, который на сцене там что-то изображал, и она, помолчав, сказала: «Он думает, что он поет». Певец Шаман думает, что он певец. А он уже, видимо, нет, судя по тому, что мы видели. И это нас веселит. И это нормально.

Е. МАЛАХОВСКАЯ: Да, я только вот еще замечу. Здесь, в общем, нечего комментировать особенно, но я хотела бы заметить, что поскольку он рекламировал свой концерт на Красной площади, сразу стало всем очевидно, что все это пиар-акция этого концерта, такое разогревание публики. Но мне кажется, что он недоработал, потому что лучше бы намного было, чтобы пиар-акция прошла, как положено таким пиар-акциям, в смысле чтобы полиция приехала хотя бы сделать вид, что она разгонять пришла, что она здесь что-то такое делает, чтобы посадили хотя бы не на пять суток, а хоть пять часов посидел где-нибудь Шаман.

В. ШЕНДЕРОВИЧ: Это была бы реклама, да.

Е. МАЛАХОВСКАЯ: Вот посмотрите на Никиту Кологривого, актер такой есть сейчас в России, как он после такого прославился. А еще люди смеялись над Шаманом, потому что у него вышел клип про политзаключенного и еще песня с названием «Мой бой», которую все воспринимают как ЛГБТ-пропаганду. Простите меня, пожалуйста, за эту минутку просвещения в отношении творчества Шамана. Но он просто чистая карикатура, чистая.

В. ШЕНДЕРОВИЧ: Да, конечно. Смотрите, не столько про Шамана, сколько про «назло». Я писал про это. И прошу прощения за самоцитирование, но эти вещи, может быть, и надо повторять. По поводу этого «назло». Тут ведь диагностика и типология гораздо больше, чем сам Шаман предполагает, вот это «назло». Я писал об этом, когда Шаман уже был жив, но под стол пешком ходил. Лет 15 назад я писал об этом. По Чаадаеву. Мы как будто рождены, чтобы показать миру какой-то страшный пример. Это я цитирую Чаадаева.

Самое главное, что мы делаем, мы делаем назло, вот назло миру. Причем тут и русский характер как бы, и готовность нести жертвы. Вот победить Гитлера мы можем, а сделать нормальные дороги, и чтобы вода была, и чтобы электричество было, мы не можем. В космос можем только назло Соединенным Штатам Америки. Вот только для этого. Опередить Америку. Опередить Америку, победить Гитлера. Только назло. Вот это вот стиснутые зубы, это вот назло.

И он транслирует это. Назло. Быть русским назло. Он прямо бесстыже это проговаривает словами. Вопрос. А почему бы не попробовать быть русским на радость окружающему миру? Вот я говорю, как Барышников, как Евгений Кисин. На радость миру. Как Сергей Рахманинов, как Зворыкин, как Звягинцев, как очень многие. Тарковский, Толстой Лев Николаевич. Почему бы не быть русским на радость миру, на удивление миру, на восхищение миру? Почему назло?

Но для того, чтобы быть на радость, нужно быть Барышниковым, надо оторваться и договориться с гравитацией, чтобы не падать. Это надо работать, это нужен божий дар. А чтобы назло миру, это можно быть героем Бучи, можно устроить Бучу или Мариуполь, изнасиловать и уничтожить. И это быть русским назло миру. И вот Шаман, он просто транслирует эту доктрину сегодняшнюю, путинскую доктрину «русские назло миру» под шампанское и под улюлюканье, визг и счастье собравшихся. Это одна тема, которая важна.

А вторая тема повеселее, кстати говоря. Представляете себе, бесплатный концерт Шамана в Москве. А говорят, там тысячи человек-то не было всего. При дикой раскрутке, при том, что из телевизора не вылезает, при том, что бесплатно. Это к вопросу уже не про Шамана, а к вопросу, как мне кажется, поддержки всего этого СВО, всего этого Путина. Это некоторая социология, прошу примерить. Это написал сразу замечательно Николай Ильич Травкин, Герой Соцтруда и замечательный публицист в том числе.

Представьте себе бесплатный концерт Шевчука в Москве с раскруткой в телевизоре. Концерт бесплатный Шевчука. Давайте сверим, давайте попробуем это сделать. Кто там по культуре у нас при Собянине сегодня вместо Кибовского? Давайте попробуем это сделать. Объявим бесплатный концерт Шевчука в Москве и проверим, посмотрим, сколько людей придет с телевизионной раскруткой. И сверим с теми, кто пришли на Шамана. И вот это будет уровень поддержки. Мы сравним уровень поддержки СВО и антивоенного движения. Совершенно корректный замер. Потому что Шаман и Шевчук, благо на одну букву, символизируют совершенно разные концепции, разный подход к проблеме. Вот социология.

Никто этого, конечно, не сделает, но представить себе можно. Стократное превосходство Шевчука, минимум стократное. Можно даже не сомневаться. Это к вопросу уже о социологии. И в этом смысле это очень важная, как мне кажется, социология.

Вот Шевчук – это быть русским на радость, потому что это талант, потому что это достоинство, музыкант Юра. А Шаман – это быть русским назло. Две абсолютно очевидные концепции. Мне хотелось бы, чтобы все-таки мы понимали цену всему этому довольно внятно.

Е. МАЛАХОВСКАЯ: Давайте немного международных отношений внесем в ряды наших баранов. Байден снялся с выборов, что, в общем-то, было ожидаемо, наверное. Вместо него баллотироваться, вероятно, будет Камала Харрис, нынешняя вице-президент. Я говорила в нашей прошлой программе нашим зрителям и отдельно подчеркну в этой, я ничего, друзья мои, не понимаю в американской политике. Зря, конечно, я так делаю, но что ж тут поделаешь. Все желающие могут продолжать меня просвещать в комментариях. Это на здоровье, это всегда пожалуйста. Но тут уж и в России, и в интернетах так принято, вы меня тоже, уважаемые зрители, за это простите, что не обязательно разбираться, чтобы высказать свое мнение.

Так вот, когда эта новость пришла в воскресенье, мы в понедельник записываем эту программу, мне почему-то показалось, что она хорошая. И я даже начала внутренне анализировать, а почему же мне радостно от этого? Ну мне-то какое дело? А потому, мне кажется, что это пример, когда важный дед решает не держаться за свое кресло, потому что он готов его уступить, ну просто потому, что пора. Кажется, пора. Приятно же.

В. ШЕНДЕРОВИЧ: Смотрите, тут, конечно, от чего мы считаем. Если мы считаем от Лукашенко с Путиным, то да. Он это должен был сделать гораздо, конечно, раньше. Ему уж просто вслух это говорили с его Демократической партии. Вслух много раз пришлось повторить. Ковид, видимо, стал последней каплей в этом смысле, чтобы его убедить. Да, от чего считать, от чего считать. Обратная связь существует. И это очень важная вещь. Неидеальная обратная связь. Иначе он бы и не пошел на эти выборы, наверное, а пошел бы кто-то другой. Идеальной связи нет.

Я уже говорил, когда мы говорим про политику, мы отсчитываем не от рая, не от идеала, мы отчитываем от ада. Мы отсчитываем дальность от ада. Вот констатируем, что в Америке политическая элита имеет возможность давить на главу государства и додавить его. С опозданием для себя, разумеется. Это уже дальше вопрос шансов нового кандидата (Харрис, не Харрис) против Трампа. Это уже пускай американисты подробнее обсуждают.

Мы сейчас говорим о вещах, имеющих отношение к нам в каком-то смысле. Сравнительный анализ. Политическая элита может додавить главу государства и заставить главу государства сделать то, что он должен был сделать, может быть, раньше, но заставить это сделать. Это очень важная история. И глава государства не имеет возможности изолировать, посадить, выгнать, уволить политическую элиту.

Там же вместо Машкова Клуни. И Клуни говорит: «При всем уважении, господин Байден, вам пора уходить. При всем уважении, вам пора уходить». Можете себе представить, что кто-нибудь из доверенных лиц в партии «Единая Россия» сказал: «Владимир Владимирович, при всем уважении, давно пора»? Невозможно представить.

Так работает система. Констатируем, она не идеальна. Никто не хочет уходить от власти. И Байден изо всех сил хотел остаться. Не получилось. Политическая элита, в данном случае партийная элита, Демократическая партия, его додавила. Как это отразится на выборах? Ну, какую-то интригу, конечно, привнесет, потому что у Байдена Трамп выигрывал безусловно. Скорее всего, он выиграет и у того, кто будет вместо. И это сильно, видимо, зависит от того, Харрис или не Харрис. Потому что ведь Байден как бы рекомендовал Камалу Харрис, а решать-то будет, опять-таки, съезд Демократической партии.

Опять-таки, обращаю внимание, давайте сравним, для контрольной группы возьмем «Единую Россию». Будет съезд Демократической партии Соединенных Штатов Америки, и мы не знаем результатов этого съезда. Мы не знаем, кого они изберут и рекомендации Байдена последуют ли они. Сравните, пожалуйста, с тем, что Путин кого-то бы рекомендовал. Если Путин кого-то рекомендует, значит, этот человек набирает 100% на съезде. Тут вообще вопросов нет. Так работает политическая система.

А дальше подробности очень важные и для Америки, и, конечно, для всего мира, потому что это все-таки Америка, а не Сомали, и очень важно, кто там будет президентом. Но тем не менее мы просто констатируем, как работает политическая система. Она работает. Она работает, можно сказать, фигово по сравнению с каким-то идеалом, но она работает. Очевидно, работает, по сравнению с тем моргом, который наблюдаем мы у себя на родине.

Е. МАЛАХОВСКАЯ: У меня тут, кстати, запланирован был, в общем-то, такой неожиданный переход от одной рубрики к другой, но в данном случае я еще вспомнила, что соцсети сразу же написали, в шутку, конечно, что, кажется, в этом году надо не только американцам дать возможность выбирать президента США, потому что действительно все прильнули и следят, что же будет и чем же все это закончится.

Но пока женщина в очередной раз, возможно, будет претендовать на президентский пост, в России, и это надо воспринимать именно, мне кажется, как «мы находимся здесь», один там религиозный деятель, если точнее, имам, учит как правильно побивать жену. Давайте посмотрим видео. Я подчеркиваю, это не случайно снятое видео, это специально записанный на эту тему ролик, актуальную тему. И я подчеркиваю, дело даже не в Чечне происходит, а в Татарстане. Ну вот фрагмент посмотрим.

Т. Камаев: «Есть мисвак, палочка маленькая, которая у мусульман. И вот аккуратно жене пару раз ударить мисваком, когда рука работает только от локтя. То есть не полностью плечевой сустав работает, а от локтя, маленькими ударами. Это смысл в том, чтобы не нанести увечье человеку, не оставить синяки, а аккуратно дать понять человеку: остановись, ты делаешь неправильно, и что муж уже недоволен, что он уже дошел до того, что он уже поднимает руку».

Е. МАЛАХОВСКАЯ: Спасибо, что нет ролика, как правильно забивать жену камнями. Впрочем, начальство имама уже завело песню, что фрагмент вырван, Виктор Анатольевич, из контекста, а послание, собственно, Тимура Камаева, так зовут этого имама, на самом деле гуманистическое. Я не вру, это цитата, слово использовано именно это. «Гуманистическое» использовало слово замглавы Духовного управления мусульман РФ.

Нет, на самом деле я пошла еще почитала аналитику, знаете, там в прессе, там «Фонтанка», еще что-то, что-то в прессе. И, знаете, как норма подается мнение, что это имам от отчаяния сказал, он вот эту палочку привел в пример как бы как крайность. То есть ситуация настолько плохая в обществе, и чтобы не думали все-таки бить жен по-настоящему, чтобы отвлечь от настоящего вот имам это делает. Виктор Анатольевич, за формулировку вопроса я заранее извиняюсь, но в 2024 году всякое случается, и нам приходится в том числе разбираться. Может, и вправду лучше так? Так вот этой палочкой, Виктор Анатольевич, ведь точно не убьет.

В. ШЕНДЕРОВИЧ: Ну, Лена, вам же сказали, только если муж сильно недоволен. Ну зачем же доводить мужа до такого сильного недовольства, что он вынужден вас побивать палочкой? Пожалуйста, не доводите своего мужа, Лена, до такого, чтобы он вас побивал палочкой.

Послушайте, вот то, что мы говорили. От чего мы отсчитываем – от абсолютного зла или от какого-то… Если мы отсчитываем от Жан-Жака Руссо и от норм современных европейских нормальных, нормальных для нас с вами норм, то это катастрофа. А если заглянуть в Судан, вы упоминали побивание камнями, забивание насмерть камнями женщины, ну, этот имам, конечно, гуманистический, они правы, абсолютно гуманистический имам. Всего лишь побивание от локтя, не со всей силы, без синяков. Очень гуманистический имам. Значит, если мы от Судана отсчитываем, то он вполне гуманистический.

Но если мы вспоминаем действительно, что дело происходит в 2024 году, черт возьми, в Европе, черт возьми, в стране со светской Конституцией, где всерьез рассуждается, от локтя можно побивать жену или со всей силы по голове, или просто забить чем-нибудь, если сильно провинились, если это всерьез обсуждается, это к вопросу о государстве, о том, что в России находится на месте государства. Нет никакого государства.

Государство российское эффективно только в случае побивания, не обязательно от локтя палочкой маленькой, забивания насмерть. Государство эффективно российское, только когда дело доходит до Нацгвардии, ОМОНа, когда нужно человека с плакатом, когда что-нибудь угрожает власти Путина. Вот тут появляется государство во всю мощь со всеми инструментами силовыми. Нацгвардия, суд, все как полагается только в этом случае. Когда этого нет, то это просто саванна, саванна, поделенная между разными прайдами. И вот один из прайдов обитает по месту жительства этого имама. Там свой прайд. Они по своим законам решают, что там делать. Никакой Конституции Российской Федерации для них нет.

Мы уже по разным поводам напоминали, нет никакой Российской Федерации, кроме как на бумаге, потому что ничего не объединяет Ингушетию, Татарстан, Архангельскую область, Дальний Восток, Сибирь, Марий Эл. Ничего их не объединяет вообще, по сути дела, кроме ОМОНа и Нацгвардии, которые могут прийти во все эти регионы и замочить кого-нибудь. Ничего, никакая идея не объединяет. Ни идея свободы, ни общая религия, ни общий уклад, ни общее представление о прошлом, ни общее представление о будущем.

Это просто территория. Это просто территория, на части которой обитает вот этот имам, на другой части – Кадыров, а на третьей части есть какая-то Академия наук, какие-то ученые, что-то еще есть, а на четвертой части есть Дальний Восток, Сибирь. Нет страны, единой страны, с единой кровеносной системой, с едиными представлениями о прошлом и будущем. Конституция существует только на бумаге.

И дальше по разным поводам, то Кадыров вспухнет, то этот имам, то Бастрыкин какой-нибудь, то «Мужское государство», то еще что-нибудь. Мы хватаемся за голову каждый раз: «Ой, что это? Ой, посреди XXI века». Ну вот ой, потому что страны-то нет. Страны нет. И этот имам – очередное подтверждение.

БОЛЕУТОЛЯЮЩЕЕ

Е. МАЛАХОВСКАЯ: Вот сегодня вся программа строится, в общем-то, на моих личных переживаниях по поводу того или иного события. Ну простите, кому это не понравилось. В следующий раз постараюсь что-нибудь пообъективнее устроить. Ну вот когда уж «Болеутоляющее» я делаю рубрику, это уж точно, если у меня нет какого-то очевидного повода, я пытаюсь понять, что же меня порадовало из новостей на эту неделю. Задача сложная, согласитесь. Но хотя бы так пытаюсь к ней подходить.

И в этот раз я обнаружила две странные вещи, которые дали мне какой-то хотя бы повод что-то почувствовать приятное. Почувствовать, не осознать. Это что некто разбил в Подмосковье кувалдой статую Сталина. Абьюз Сталина.

И второе еще более странное событие, тоже простите, это когда в пятницу Минюста признал иноагентами уже настолько прекрасных людей, как пианист Евгений Кисин. Пианист Евгений Кисин! То есть это просто удивительное событие, которое невольно вызывает улыбку, уже невольно, от абсурда ситуации. Ну и, конечно же, священник Михнов-Войтенко, который, конечно, более ожидаемая фигура, но не менее уважаемая зато. Вот такие у меня вот итоги.

В. ШЕНДЕРОВИЧ: Смотрите, по поводу бюста Сталина. Мы уже говорили о Ломоносове-Лавуазье, о том, что энергия протеста, если у нее нет нелегитимного выхода, то время от времени возникает нелегитимный. Если нельзя с помощью общественной дискуссии, показов фильмов по телевизору, общественного просвещения, «Архипелага ГУЛАГ» и всего остального сделать так, чтобы никогда больше памятники этому упырю не вставали и еще с кладбища на Красной площади тоже снять, просто развеять по ветру чтобы не было этого изображения больше нигде вообще, если нельзя этому препятствовать с помощью общественного диалога и рассказа о массовых убийствах и преступлениях сталинского режима, то, значит, время от времени приходит какой-то человек с кувалдой и фигачит по этому бюсту.

Это нормально? Нет, это не нормально, конечно. Это не нормально. Нормальным была бы общественная дискуссия и снос всех памятников Сталину, чтобы никогда в голову, как в Германии с Гитлером, в голову никому не пришло ставить памятники Сталину. Вот это было бы нормально. А это реакция на отсутствие нормы.

Что касается Кисина. Во-первых, все-таки Кисина внесли в реестр иноагентов не за то, что он играет Шопена и Баха. Хотя он, конечно, подпал под западное влияние давно, с детства, под Шопена и Баха, очень. Но все-таки он человек абсолютно внятной общественно-политической позиции, неоднократно внятно высказывался по этому поводу. И в этом смысле решение логично. Так же, как и с Михновым-Войтенко.

Что тут важно? Почему это нас радует? Мы уже говорили. Потому что оба они, и Евгений Кисин, и Григорий Михнов-Войтенко, настолько очевидно люди добра. Совершенно разные, один – светский, другой – религиозный. Это не важно. Это уже язык, которым говорит добро и зло. И может говорить добро, может говорить зло. Но в случае с Кисиным и Михновым-Войтенко это люди добра, это люди света. Это совершенно очевидно.

И когда государство российское таких совершенно очевидных людей добра делает своими врагами, это укрепляет нашу уверенность в том, что мы на правильной стороне. Мне приятно думать, иноагенту, что я вместе с Михновым-Войтенко и Евгением Кисиным и еще десятками прекраснейших людей, россиян, а не с этим Минюстом и с этим мэром Невинномысска, и с этим Кадыровым, и с этим имамом, и с этим Путиным. Что я с этими людьми, а не с теми людьми. И это, естественно, очень нас веселит и укрепляет.

Да, не позавидуешь не столько Кисину, конечно, сколько Михнову-Войтенко. Там огромное количество геморроя номенклатурного, я по себе это знаю, связано с этой плашкой и с этим статусом. Но это уже второй вопрос. А то, что мы на правильной стороне, российское государство в очередной раз нам продемонстрировало.

Еще одна деталь. Григорий Михнов-Войтенко, как известно, сын Александра Аркадьевича Галича, великого русского барда. И вот это и есть настоящие скрепы этого государства. Они отца затравили, они сына затравят. А Святой Дух, я уже писал про это, у них портяночный. Другого у них Святого Духа нет – портянка и вот весь их Гундяев. А вот скрепа. И вот наша традиция – сын Александра Галича, врага одной репрессивной системы, стал официальным врагом другой репрессивной системы. В этом есть преемственность и репрессивных систем, и людей.

И это тоже в каком-то смысле нас поддерживает, в каком-то смысле странном. Все нормально, все нормально. Так было и так будет. Будет преступное государство, и всегда будут люди, которые символизируют сопротивление этому преступному государству. И всегда хочется быть на стороне этих людей, а не на стороне этого государства.

Е. МАЛАХОВСКАЯ: Спасибо большое, Виктор Анатольевич, что пришли с нами сегодня обо всем этом поговорить. Я очень надеюсь, что за неделю у нас будет какое-то более очевидное болеутоляющее, менее такое вот личное для меня, а более употребимое всеми желающими, кто считает себя человеком поприличнее, в том числе кто не радуется быть через запятую с новыми иноагентами, в отличие от меня. И только поставьте нам лайк все-таки, пожалуйста, сделайте одолжение. Так вы помогаете нам распространять наши трансляции. И подпишитесь на «Ходорковский LIVE», если еще нет. И скоро увидимся.

В. ШЕНДЕРОВИЧ: Счастливо.



Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024