Купить мерч «Эха»:

«Особое мнение» Артемия Троицкого

Что касается большинства россиян, то, в общем-то, это такое молчаливое большинство, которое как бы поддерживает войну и Путина, но поддерживает, в основном, отчасти просто будучи зомбированными пропагандой, отчасти от страха, что с ними что-то произойдёт, а отчасти они не в курсе, просто бухают и находятся в сумеречном состоянии души постоянно…

Особое мнение20 октября 2022
«Особое мнение» Артемия Троицкого 20.10.22 Скачать

Подписаться на «Живой Гвоздь»

Поддержать «Живой Гвоздь»

К.ТАРАНОВ: 19.05 по московскому времени, это программа «Особое мнение» на канале «Живой гвоздь», я Константин Таранов, а гость этим вечером – музыкальный критик Артемий Троицкий. Артемий, здравствуйте.

А.ТРОИЦКИЙ: Привет.

К.ТАРАНОВ: Также приветствую зрителей по трансляции, можете писать вопросы, если они будут в более-менее приличном виде заданы, я их обязательно передам. Артемий, скажите, правильно ли я понимаю, что происходит что-то не очень обычное? Российские театры в самых разных регионах, можно сказать, по всей стране, очень активно включились в программу, можно сказать, государственную программу поддержки тех, кто воюет в Украине. Самые разные учреждения разным образом выражают свою поддержку, отправляют там подарки или обещают другую помощь солдатам. Во-первых, хотел бы узнать, насколько это вообще необычно? Вас вообще удивляет, что такое происходит?

А.ТРОИЦКИЙ: Меня это не то чтобы удивляет – но явление, конечно, очень распространённое. Я думаю, в мировой практике и вовсе практически уникальное. В советской практике такого тоже, в общем-то, не было. Был, скажем, один известный такой Театр советской армии в Москве. Огромное здание в форме 5-конечной звезды с абсолютно бесконечными, безразмерными подвалами, потому что Театр советской армии – был на самом деле чем-то вроде муляжа. В принципе, его основное предназначение было в том, что из бункера Сталина туда шла железная дорога, и там также имелись танковые гаражи и даже, я слышал, пусковые шахты для ракет. То есть, в общем, военное сооружение, замаскированное под культурное учреждение, под театр. Вот этот театр всегда имел особый такой статус, приближённый к Министерству обороны и прочим милитаристским службам. Теперь, судя по всему, все театры ищут каких-то покровителей, то есть, вы говорите, Константин, про театр с армейским уклоном – а я видел, например, замечательную фотографию, где актёр, по-моему, вроде Меньшиков его фамилия, известный актёр – сидит в окружении сотрудников Следственного комитета и подписывает с ними какие-то бумаги о сотрудничестве.

К.ТАРАНОВ: Да, на прошлой неделе это было.

А.ТРОИЦКИЙ: Со Следственным комитетом, что само по себе, естественно, очень интересно. Где театр, где Следственный комитет – это же немного разные вещи. В последний раз, когда следователи очень тесно работали с театром, по-моему, это было когда пытали и потом убили Всеволода Мейерхольда. Но это были тёмные мрачные времена – теперь, значит, что-то снова зашевелилось очень похожее на это. Я не слежу, поскольку я полтора года уже в России-то не был, да в общем-то я не слеживал за театральными новинками, премьерами и гастролями. Было бы смешно, кабы не было так грустно.

К.ТАРАНОВ: Я вас правильно понимаю, что, условно говоря, вы в 80е не видели такой же помощи от работников сферы культуры людям, которые были заняты в Афганской войне?

А.ТРОИЦКИЙ: Нет, этого не было ни в 60, ни в 70, ни в  80е при Афгане, ни в 90е во время первой чеченской Ельцина. Вообще говоря, в стране имелась некоторая субординация, некоторый порядок. То есть, войной занимались военные, театрами занимались режиссёры, актёры и в худшем случае Министерство культуры. По-моему, никому в голову даже не приходило делать какие-то кентавровые странные мутанты из театров и военных каких-то поползновений.

К.ТАРАНОВ: Скажите, в целом как сейчас в этих всех условиях может работать вообще музыкант? Как сейчас это вообще возможно? Нет ли такого, что человек в целом чувствует себя, может, несколько неуместно или как-то не у дел?

А.ТРОИЦКИЙ: Да нет, я думаю, как раз музыканты сейчас очень востребованы. Во-первых, огромное количество известнейших и популярнейших наших артистов просто уехало за границу.

К.ТАРАНОВ: Вы вот с ними общались, они там хорошо живут? Это сравнимо с тем, что у них было здесь или всё-таки это какое-то такое… Я вот не могу совсем сказать, но мне кажется, они должны были многое потерять, это должна быть серьёзная проблема. Или это мне так кажется?

А.ТРОИЦКИЙ: Константин, это всё зависит от восприятия каждого конкретного человека. Если говорить, скажем, о гонорарах и о количестве концертов – на мой взгляд, в жизни большинства уехавших музыкантов не изменилось ничего. Они очень активно гастролируют по Европе и Америке. Я за последние пару месяцев был на 5-6 концертов. Это Гребенщиков, Вася Обломов, Noize MC, Монеточка, Ляпис Трубецкой, «Ногу свело» в Америке – мы там вместе выступали. Это я ещё не на всех концертах был, проходили ещё концерты, идут гастрольные туры у Земфиры, Оксимирон ещё выступает (я не большой любитель рэпа).

К.ТАРАНОВ: То, что они выступают – в принципе, естественно. Можете сказать, насколько, можно ли жить так, как они живут? Вы же с ними общались, более-менее уровень жизни у них есть или…?

А.ТРОИЦКИЙ: Костя, вы задаёте такие забавные вопросы. Естественно, они все живые, прекрасно, в первую очередь, потому что они живут нормальной, достойной спокойной жизнью. Над ними не висит никакая цензура, никакие проверки, ничего такого. Они делают то, что хотят. У кого-то получается лучше, у кого-то хуже – но все концерты, на которых я был, проходили при аншлагах. Денег они зарабатывают более, чем достаточно. Я думаю, они могут скучать, естественно, по русским городам. Сейчас вместо маршрута условно Москва-Нижний Новгород-Казань-Омск-Барнаул-Новосибирск, вместо этого маршруты типа Варшава-Прага-Таллин-Хельсинки, а потом хоп, прыжок через океан и там уже Монреаль-Торонто-Ванкувер-Сан-Франциско-Лос Анжелес-Нью-Йорк. Не хочу сказать, что Омск и Барнаул намного лучше, чем Лос-Анжелес и Нью-Йорк, но, в принципе, и то и другое – хорошая гастрольная практика и неплохие деньги, поскольку концерты проходят при аншлагах, вот сколько я посещал эти концерты за последние месяцы, все проходили при просто предельной посещаемости. Так что, все эти публикации, которые вышли – это интересно, просто кампания скоординированная, по-видимому, из Аппарата президента. Вышла статья в «Известиях», РБК, в таком популярном попсовом журнальчике Star hit. Вышли они все практически в один и тот же день, и говорится там одно и то же. Вот, они уехали и теперь у них там всё ужасно, их концерты не посещают, денег они не зарабатывают, и так далее. Это враньё 100%. Все эти артисты (я, на самом деле, с большинством из них общался, поскольку близко знаком лично) – они все в полном порядке. Им всё нравится, естественно, им не нравится то, что они отрезаны от своей родины и то, что война идёт преступная – это им, естественно, не нравится. А всё остальное, то, как идут дела в Европе и Америке, это им просто по кайфу, потому что на самом деле всё очень успешно и профессионально, и понятно, почему – потому что уехали и артисты, и значительная часть их аудитории. То есть, свалило из России сколько? Ну пол-миллиона, миллион, может, полтора, может, два миллиона человек за последний год. Очень и очень много людей уехало, и это как раз те самые люди, которые ходили на концерты Гребенщикова, концерты Noize MC, Монеточки, Земфиры – это такая просвещённая городская достаточно молодая публика призывного возраста, естественно. Эти люди сейчас как раз атакуют концертные залы, покупают билеты на любимых артистов. Тут всё просто в полном порядке и все эти статьи, которые вышли – их просто смешно читать. Я просто не слишком хорошо разбираюсь, скажем, в военных делах или политических делах, но если военно-политическая пропаганда в России построена таким же неудовлетворительным, абсолютно глупым и неправдоподобным образом, как вот эта музыкальная пропаганда – тогда, конечно, всё ясно с нашими знаменитыми пропагандистами-агитаторами.

К.ТАРАНОВ: Вопрос от слушателя Ольги. Вы давно в эмиграции, как и я. У вас остались ещё духовные друзья, единомышленники? Ольга пишет,  у неё их нет, и ей от этого грустно. У вас есть единомышленники в Москве? Остались?

А.ТРОИЦКИЙ: В Москве, в общем-то, у меня кое-кто остался, но очень-очень немного людей… Она в течение последнего месяца работала просто как постоялый двор – то есть, постоянно приезжали наши друзья из России проездом через Таллинн, кто в Америку, кто в Европу, кто в Израиль – и да, к сожалению, в Москве почти никого не осталось. К сожалению или нет, это вопрос, потому что с одной стороны, никого не осталось, с другой – я тоже в Москву не собираюсь и становится всё меньше и меньше поводов для того, чтобы туда приехать. Есть ещё два-три близких друга, а так уже все кто куда свалил – кто в Тбилиси, кто в Нью-Йорке, Барселоне, Лондоне, Тель-Авиве – в общем, всё ясно.

К.ТАРАНОВ: Слушатель Рома спрашивает. Как думаете, есть или будет ли в России заметная протестная музыкальная деятельность какого-либо рода? И для меня ещё можете пояснить, что имеется в виду, протестная музыкальная деятельность – что это вообще такое?

А.ТРОИЦКИЙ: Смотрите, музыканты всегда были по крайней мере во второй половине 20 века и начале 21 века не всегда были среди наиболее таких рьяных активистов в том, что касается политических заявлений. Тут, думаю, можно очень много всего вспомнить – и антивоенное движение в Америке, и всякие пацифистские гимны, которые писали – Джон Леннон, Боб Дилан…

К.ТАРАНОВ: Разве это уместно, когда мы говорим про Россию? Конечно, мы можем вспомнить Вудсток и многое прочее, но мы же говорили про Москву сейчас.

А.ТРОИЦКИЙ: Разумеется, если мы говорим про Москву, разумеется, не надо забывать город Ленинград, он же Санкт-Петербург, где тоже с антивоенными песнями всё обстояло совсем неплохо. Были у нас песни и политического характера, недаром шли гонения на рок, концерты-квартирники, поскольку рок был запрещён для публичного исполнения в период с 82-го по первую половину 85-го года – так что имеется хорошая традиция. Тут ещё можно вспомнить и Галича, чей день рождения вчера как раз был, и Высоцкого, и Юлика Кима – и так далее. В общем, все они писали песни антивоенные, сатирические, песни, которые крайне нелестно отзывались о власти, и это называлось подполье, это называлось андерграунд – и так далее. Потом, естественно, подполье рассосалось, потому что потом стало всё можно. Соответственно, начиная с конца 80х годов, с гласности и перестройки на протяжении 90х годов и большей части нулевых и десятых, в общем-то, все пели, что хотели – а, как правило, в общем-то, ничего важного и существенного в этом смысле не пели, потому что всем всё более-менее нравилось. Музыканты катались как сыр в масле, зарабатывали большие деньги, вроде бы как их права и свободы никак не нарушались, существовал негласный пакт между деятелями культуры и властями о том, что деятели культуры не особенно лезут в политику, а власти позволяют делать этим самым актёрам, режиссёрам и так далее всё, что им заблагорассудится. Сейчас, естественно, этот пакт развалился, причём развалился просто в прах разлетелся, и поэтому я совершенно согласен с вопрошающим Олегом, кажется…

К.ТАРАНОВ: Рома, протестная музыкальная деятельность.

А.ТРОИЦКИЙ: Да, Роман, по поводу того, что у нас, конечно же, должно, просто обязано возникнуть культурное сопротивление. Оно может идти по самым разным направлениям – это могут быть художники-акционисты, которые в последнее время, начиная с арт-группы «Война», «Pussy riot», Петра Павленского и так далее – очень так серьёзно прославились, сейчас вот одного парня за перформанс на Красной площади посадили на несколько лет. Это касается и музыкантов тоже. Для этого, разумеется, существуют все условия, потому что андерграунд у нас был даже в застойные брежневско-андроповские времена. Теперь, когда возможностей для того, чтобы орудовать в этом андерграунде, гораздо больше благодаря, естественно, социальным сетям, YouTube и вот этой самой новой истории, сейчас наверняка возникнет, думаю, уже возникло – мы просто ещё не очень в курсе – будет набирать силы и шириться такое цифровое музыкальное подполье. Какие формы это примет, я не знаю, но голь на выдумки хитра. Не сомневаюсь, что наши музыканты найдут интересные способы для того, чтобы находясь в России, в таком вот законспирированном состоянии, тем не менее, сочинять и распространять произведения, которые будут комментировать, скажем так, то безобразие и беспредел, которые сейчас в России происходят с подачи Путина и всей этой кремлёвской шушеры.

К.ТАРАНОВ: По своему опыту могу сказать, что если это где-то происходит, я это замечал только на концерте моих знакомых музыкантов в небольших барах – если есть какие-то актуальные комментарии, они звучат таким образом.

А.ТРОИЦКИЙ: Ну это традиционный способ, Костя, клубные концерты, тем более, квартирники и так далее – это то, что было в первой половине 80х годов. Это очень здорово, это романтично, это красиво, но я думаю, что сейчас возможностей гораздо больше, можно совершенно спокойно свои протестные настроения довести не до 100-200 или максимум там 300 человек, которые собрались в клубе, а до многих тысяч или даже миллионов, которые подписаны на YouTube.

К.ТАРАНОВ: Может быть, по вашу стороны границы? По нашу сторону границы, может быть, не так уже.

А.ТРОИЦКИЙ: Стоп-стоп, насколько мне известно, YouTube в России ещё не запрещён.

К.ТАРАНОВ: Ну выразить-то мы можем. Мы ещё можем сказать, у нас законодательство такое ершистое…

А.ТРОИЦКИЙ: Всё касается того, насколько глубоко и качественно это дело законспирировано. Я считаю, что если ребята будут правила конспирации соблюдать – в общем-то, они смогут вполне спокойно и безнаказанно вершить там своё протестное творчество.

К.ТАРАНОВ: Слушатель Геннадий Котейник, надеюсь, правильно прочитал – что станет с пропагандистами-музыкантами после войны? Как-то он далеко он смотрит в будущее.

А.ТРОИЦКИЙ: Я не очень понимаю, о каких пропагандистах-музыкантах идёт речь.

К.ТАРАНОВ: Давайте додумаем – может быть, условная группа Любэ, Газманов…

А.ТРОИЦКИЙ: Понятно. Вот сегодня было присвоено звание заслуженной артистке Российской федерации Чичерине – есть такая Юлия, кажется, Чичерина, такая абсолютно оглашенная женщина, которая постоянно поёт на Донбассе и про Донбасс – вот она получила звание заслуженной артистки, хотя, собственно, тут ничего такого выдающегося в своей творческой карьере не совершила. Что будет с такими людьми – думаю, с ними будет примерно то же самое, что будет с певцами типа Иосифа Кобзона, Льва Лещенко и так далее в конце 80х годов. То есть, они просто выпали из музыкальной жизни. Они при том, что до этого они постоянно были на телеэкранах и пели свои песни во славу партии, Ленина, комсомола, великой Победы и всего остального – но потом наступила вся эта горбачёвская эпоха, и вместо них возникли другие артисты – та же группа «Аквариум», «Кино», «Скованные одной цепью» и прочее, и прочее. Сохранилась та же Алла Пугачёва и некоторые другие эстрадные исполнители, но вот именно эти эстрадные исполнители советского коммунистического репертуара все куда-то схлынули, их стало вообще не видно и не слышно. Кобзон, естественно, занялся своим криминальным бизнесом и потом стал депутатом Думы, Лев Лещенко просто растворился так лет на 10-15, а то и 20. То же самое произошло ещё с менее известными артистами. Точно то же самое будет и с этими – Газмановым, Басковым, Лепсом, Расторгуевым, Чичериной и так далее – они просто сойдут на нет. Естественно, денег у них будет накоплено достаточное количество для того, чтобы они продолжали у себя там на Рублёвке или на Новой Риге тихо эти деньги проедать, но из музыкальной жизни, я думаю, они исчезнут.

К.ТАРАНОВ: Пользователь Мистер Алекс Сирена, прочитаю это так, очень просит вас прокомментировать поступок Вячеслава Бутусова. Если понимаете, о чём идёт речь – можете как-то прокомментировать.

А.ТРОИЦКИЙ: Единственный актуальный поступок Славы Бутусова, о котором я осведомлён – что он на каком-то государственном корпоративном мероприятии под камеры и так далее с президентом ВТБ Костиным спел песню «Гуд бай, Америка» – за что был тут же заклеймён некоторыми радикальными слушателями – как же так, Бутусов, «Скованные одной цепью», «Шар цвета хаки» – а тут с какими-то путинскими холуями поёт прекрасную песню «Гуд бай, Америка», наверняка при этом вкладывая какой-то новый смысл, что всё, значит, Америка – смысл примерно тот, как вчера высказался Лавров насчёт того, что с Западом нам больше делать нечего и надо сокращать все связи.

К.ТАРАНОВ: Вы думаете, он вкладывал этот смысл в этот поступок, и что это вообще поступок?

А.ТРОИЦКИЙ: Я думаю, что что бы он в это ни вкладывал, какой-то смысл – в любом случае энное количество людей могли бы это понять именно таким образом. Я, честно говоря, в этом поступке ничего такого ужасного не вижу. То есть, по-моему, да, это было довольно жалко и позорно – но я не стал бы на Бутусова, который давно уже находится в таком абсолютно окоченевшем состоянии – я бы не стал его обвинять в каком-то предательстве. То есть, если Бутусов и растерял всю свою рокерскую прыть, то это произошло не сейчас с Костиным, а уже довольно давно.

К.ТАРАНОВ: Можно ли пенять таким исполнителям, если вдруг действительно потерял прыть и так далее – это вообще зазорный поступок, это проблема или можно людям позволить такие попущения?

А.ТРОИЦКИЙ: Я вообще не знаю. Считаю, что все люди разные, и каждый конкретный случай надо рассматривать по отдельности. Поэтому, скажем, смотрите, очень часто мы становимся свидетелями очень противоречивого поведения каких-то наших артистов. Есть какие-то явные…

К.ТАРАНОВ: Вроде Кинчева.

А.ТРОИЦКИЙ: … типа Машкова, даже не знаю, Охлобыстина. А есть люди, которые мечутся. Вы абсолютно правильно назвали Костю Кинчева, который давно уже стал с одной стороны каким-то странным православным славянофилом, каким-то полуфашистом там и так далее – носитель какой-то очень странной идеологии православной языческой, в таком духе – но Кинчев несколько дней тому назад очень как бы честно и благородно высказался на тему того, что он совершенно не осуждает уехавших музыкантов, того же Борю Гребенщикова или Андрея Макаревича, или Шевчука, который остался, но высказывается против войны Украины и России, точнее агрессии России против Украины. Он сказал, что они всё равно его друзья, он их любит, уважает и не собирается записывать их в какие-нибудь предатели и так далее. Я считаю, это был прекрасный поступок со стороны Кинчева, при всех его каких-то совершенно идиотских словоблудиях. То же самое можно сказать и про Гарика Сукачёва, который, с одной стороны, тоже поддержал войну и как-то очень неаппетитно высказывался на эту тему, с другой стороны, насколько я знаю, он отказался участвовать в этом позорном сборище на Красной площади, там, где вещали дуэтом Путин с Охлобыстиным, призывали к священной войне и так далее. Гарик тоже получил, естественно, предложение от высокого начальства там сыграть и наверняка ему за это сулили огромное количество денег, как это, собственно, бывает со всеми этими продажными шкурами. Но он, в отличие от того же Расторгуева или Газманова, сказал, что я воздержусь, извините, ребята. Так что тут сколько людей, столько историй, поэтому я не стал бы тут выводить какие-то общие знаменатели и универсальные рецепты.

К.ТАРАНОВ: Понимаю, что, может быть, такой вопрос неблагодарный, но несколько раз видел в чате. Тимур, 26 лет, Москва – спрашивает, как, по-вашему, к происходящему отнёсся бы Пётр Мамонов.

А.ТРОИЦКИЙ: О боже, да. Вот на эти вопросы я очень не люблю отвечать, но это очень популярно. А с кем бы сейчас был Виктор Цой? А с кем бы сейчас был Сергей Летов, Александр Башлачёв? В каких-то случаях я могу ответить на эти вопросы абсолютно твёрдо. Скажем, я абсолютно на 100% уверен, я близко знал Цоя, мы были друзьями. Цой был абсолютным пацифистом, он ненавидел войну, он с большими, надо сказать, усилиями откосил от армии в начале 80х годов, в 83м, вроде, была у него история. На тему чего написал, кстати, известнейшую песню «Транквилизатор» – как раз песня о том, как он лежал в психушке. А лежал в психушке он из-за того, что косил от армии. Так что с Цоем тут вопросов нет вообще – он был бы 100% за мир против войны и всей этой путинщины. Что касается Пети Мамонова – мне трудно сказать. С одной стороны, Петя тоже откосил от армии и ненавидел войну, военщину, военную службу и так далее. И часто издевался над этой всей милитаристской историей. Опять же, говорю со знанием дела, потому что с Петром мы были близкими друзьями до поры до времени. Петя, кстати, написал так же как Цой, в своё время, «Безъядерную зону» – так же Мамонов написал одну абсолютно сформулированную чёткую антивоенную песню, которая называется «Канава», или «Все, кто послушал маму». Начинается со слов «Залаяли собаки возле нашей хаты, мама мне сказала, пора тебе в солдаты». И припев – «Все, кто послушал маму, роют себе, – ну там имелось в виду яму, но он поёт канаву». С Петей образца 80-90х годов тоже всё было бы понятно. К сожалению, Пётр потом немного поехал рассудком в сторону православия, и тут уже мне трудно сказать. У него в голове завелись какие-то не очень понятные мне насекомые, поэтому будь Петя жив, я не знаю, как он отреагировал бы на сегодняшнюю ситуацию. Но в принципе, я хочу сказать, что любой человек, который считает себя рокером, рок-музыкантом, вообще находится в этой самой парадигме рокнрольной, он не может быть за войну. Строго по определению рок – это музыка не холуйская, антигосударственная, это музыка мира и любви. Об этом пели все основатели рока, которых чтил, естественно, и Петя Мамонов, и Витя Цой, и Саша Башлачёв, все. И Джон Леннон, и Джим Моррисон, и Боб Марли и так далее, и тому подобное вплоть до Блэк Саббат, любимой группы Дмитрия Медведева, у которых есть отличная песня под названием «War pigs» – «Свиньи войны», в которой, кстати, всё сказано по поводу того, что такое война и кто ей управляют.

К.ТАРАНОВ: Постоянно вижу, что своих бывших кумиров или известных людей меряют по такой вот линейке «что он сказал о войне». А как вы относитесь к исполнителям, которые о войне ничего не сказали? Вот один из наших слушателей, Виктор Волков, вспоминает группу «Воскресенье», конкретно Алексея Романова как пример музыканта, который не лезет в политику и всё. У вас есть сейчас такая необходимость, чтобы какой-то артист, какой-то человек обязательно сказал, что он против и как-то себя проявил?

А.ТРОИЦКИЙ: Конкретно Алексей Романов высказался против войны, это я могу сказать просто в качестве справки. Он как-то особо не выступает громко по этому поводу, как его друзья Макаревич и Гребенщиков, но когда его конкретно об этом спросили, я об этом читал, он сказал, что ничего хорошего в этой авантюре не видит.

К.ТАРАНОВ: Я его подставил, получается, прошу прощения. Как, по-вашему, есть ли такая необходимость действительно высказываться?

А.ТРОИЦКИЙ: Опять же, это дело каждого конкретного человека. Я не хочу быть морализатором. То есть, естественно, у меня есть несколько близких друзей-музыкантов, которые остались в России. Не буду называть их фамилии, они известны, которые вот как эти партизаны-герои на гестаповском допросе, держатся, они молчат, молчат и молчат, и слова из них не вытянуть. Для меня очевидно, что они в ужасе от того, что происходит. Им совершенно не нравится эта война, в том числе и потому что происходит с их друзьями, что происходит с концертной жизни, которая заваливается. В общем, по миллиону разных причин, естественно, у них есть для того, чтобы быть в полной панике от того, что сейчас имеет место в Российской федерации, её культурной и политической, всей прочей жизни, в первую очередь, военной. Но они молчат, они не уехали из России, они по-прежнему в стране, они набрали в рот воды. Я не хочу их ставить к позорному столбу, потому что я не знаю, какие у них соображения на этот счёт. Я не знаю, какая у них семейная ситуация, я не знаю, что у них с ментальным или физическим здоровьем, и прочее, и прочее. В любом случае, это мои друзья, я в общем не хочу их судить строго. Естественно, я был бы рад, если бы они определённо и артикулировано высказались против всего этого безобразия, но если они этого не делают, это их право, скажем так.

К.ТАРАНОВ: Скажите, слушатель Геннадий спрашивает. Возможно ли, он пишет, Z-русским и оппозиции жить вместе после того, как всё закончится? Как вам кажется, это потом снова соберётся в какое-то общество или как?

А.ТРОИЦКИЙ: Естественно, соберётся в какое-то общество. Во-первых, я не считаю, что поддержка войны, что она является настолько страшной. Есть всякие оглашенные идиоты типа Вани Охлобыстина, кстати, тоже мой бывший близкий друг, или вот этой Чичериной и так далее. Ну эти фанаты-истерики в меньшинстве, их мало. Не знаю, откуда они взялись, если честно, думаю, наркотики, потому что …

К.ТАРАНОВ: Ну по телевизору их показывают, мы же обсуждаем их имена, значит, они существуют.

А.ТРОИЦКИЙ: Они существуют, но их мало, это не какая-то существенная часть общества. Что касается большинства россиян, то, в общем-то, это такое молчаливое большинство, которое как бы поддерживает войну и Путина, но поддерживает, в основном, отчасти просто будучи зомбированными пропагандой, отчасти от страха, что с ними что-то произойдёт, а отчасти они не в курсе, просто бухают и находятся в сумеречном состоянии души постоянно. Я не считаю, что поддержка войны и Путина в России настолько сильна. Это примерно как, опять же, с православием. Русские люди обожают говорить, что они православные, бить себя в грудь, носят на груди своей крестики и так далее. А потом ты у него спросишь: «А когда ты в последний раз причащался, когда ты в последний раз исповедовалась, когда была в церкви в последний раз, читали ли вы Библию?» Выясняется, что нифига. В церкви были в последний раз во время экскурсии во Владимир-Суздаль, Библию, естественно, никто не читал за редчайшими исключениями, а что такое причастие, люди вообще не знают, при том, что объявляют себя истовыми православными. Вот с этой войной примерно такая же фигня. Поэтому я не думаю – война, естественно, закончится, и довольно скоро. Естественно, она закончится полной и безоговорочной победой цивилизованного мира над российским фашизмом. Украина победит, нет вообще ни малейших сомнений по этому поводу. Значит…

К.ТАРАНОВ: На всякий случай отмечу, что мы с вами не военные эксперты и как на самом деле выйдет…

А.ТРОИЦКИЙ: Да-да-да, но при этом и не иностранные агенты. Короче говоря, я думаю, что когда всё это безобразие закончится, в общем-то, ситуация в России не будет настолько болезненной. Не перейдёт в стадию гражданской войны, потому что за Путина и за его войну кроме отдельных фанатиков никто умирать не хочет. Даже за большие деньги, я думаю, так что как-то всё успокоится, люди перемирятся, я считаю, что гораздо более болезненным будет не внутренний процесс, а процесс какого-то будущего вхождения или не-вхождения России в ареал цивилизованного мира. Вот тут, думаю, будет серьёзная проблема, изоляция России продолжится, причём уже не по воле России, а по воле Европы и Америки, то есть, репутацию себе Россия и русское испоганили надолго, и дело это теперь надолго – думаю, на десятилетия.

К.ТАРАНОВ: Извините, а можете уточнить, что значит испоганили? Достоевского испоганили, они его у себя вынут и не будут читать? У нас есть всё-таки такие артефакты культурные, которые не так-то просто взять и выкинуть.

А.ТРОИЦКИЙ: Нет, естественно. При чём тут Достоевский?

К.ТАРАНОВ: То есть, вы имеете в виду современное?

А.ТРОИЦКИЙ: С великой русской культурой вообще проблем нет. На самом деле, тут абсолютно параллельная ситуация с немцами в 40е годы. Никто во времена Гитлера не катил баллоны на Баха, Бетховена, Гёте, Шиллера, Дюрера, Кранаха и так далее. Никакой Гитлер отменить великой немецкой культуры не смог. Отменили, естественно, всю фашистскую культуру – но в остальном всё было нормально. Точно так же прекрасно себя чувствовали в освобождённой Европе, а до этого в Америке, и Бертольд Брехт, и Томас Манн, и Марлен Дитрих. То же самое будет и с российской культурой, никто не поднимет руки на Чайковского, ни на Малевича, ни на Пушкина, ни на Толстого – тем более на Толстого, который самый антивоенный писатель вообще в истории.

К.ТАРАНОВ: Которого здесь, в России, не то чтобы так сильно ценят – не помню, чтобы столетие Толстого было большим праздником.

А.ТРОИЦКИЙ: Это проблема России, а не проблема Толстого, поверьте мне. Во всём мире его ещё как ценят. То же самое касается российской антифашистской, антипутинской культуры, будь там писатель Сорокин или музыканты Гребенщиков, Макаревич, режиссёр Серебренников, или кинорежиссёр Звягинцев. Всё с ними будет в полном порядке. Естественно, все люди, все эти путинские холуи, все эти там от Гергиева до Прилепина – да, они уже перестали существовать в большом мире, они остались только в путинском мирке. Так что о культуре тут речь не идёт вообще. Речь идёт о том, что к России, к русским будут относиться плохо, и будут припоминать им ещё десятилетиями и Бучу, и Ирпень, и атомный этот самый шантаж путинский, и прочее, и прочее. Точно так же, как после 45-го года в Германии денацификация проходила, ещё вопрос, будет ли депутинизация проходить в России. При том, что денацификация проходила в Германии, страна была, естественно, оккупирована и поделена на зоны, шла денацификация, дегитлеризация очень активно – тем не менее, во всём мире к немцам относились очень плохо. Как сами немцы говорят, где-то по крайней мере до середины 60х годов. То есть, немцы были в сознании европейцев (у американцев с этим было попроще, они подальше) нацией изгоев, и они это заслужили. Точно то же самое будет с русскими.

К.ТАРАНОВ: Скажите, тут тоже спрашивают, упустил, к сожалению, вопрос, не могу вспомнить, кто это был. Был вопрос такой: те самые музыканты, которые сейчас поддерживают власть, выступают сейчас за происходящее, они хорошо зарабатывают. Можно ли их винить, спрашивал слушатель, а я от себя добавлю: а вы общались с такими людьми? Чем они это мотивируют? Это только деньги, или, может быть, убеждения?

А.ТРОИЦКИЙ: Ну как я уже сказал, есть некоторое количество фриков, оглашенных, типа вот этой Чичериной, которая получила сейчас заслуженную артистку, или типа Вани Охлобыстина, но это скорее исключения, чем правило. В основном, эти артисты – это просто продажные шкуры. Я их знаю лично, большинство из них знаю лично, могу точно совершенно сказать, что они не такие уж идиоты, фанатики, милитаристы, ура-патриоты и так далее – но им хочется жить, жить хорошо, вкусно кушать, и они сейчас в этом смысле на коне. Потому что гораздо более популярные артисты уехали из страны, соответственно, ставка делается не на Андрея Макаревича, условно говоря, которого знают все, а на Сергея Галанина, которого знают очень немногие. И для Галанина это шанс – поехать на какие-то гастрольные туры под буквой зю и там получать, где-то я читал там, сколько эти ребята получают – по 3-4 миллиона за концерт. Очень даже приличные деньги, раньше они столько не получали.

К.ТАРАНОВ: На всякий случай уточню, Сергея Галанина всё-таки знают многие, однако по одной песне. Я вторую не назову.

А.ТРОИЦКИЙ: Сравнить Галанина с Макаревичем – всё познаётся в сравнении. Или там группу «Пилот» или даже группа «Чайф» – всё равно «Чайф» и «Аквариум» – не сравнимые величины.

К.ТАРАНОВ: Ну всё равно, группа «Чайф» – собирает стадионы.

А.ТРОИЦКИЙ: Мы говорим о масштабах, сравниваем.

К.ТАРАНОВ: Скажите, а что сейчас послушать?

А.ТРОИЦКИЙ: Не знаю, я сейчас слушаю зарубежную музыку, честно говоря, у меня просто имеется радиопередача на «Радио свобода» – даже не радиопередача, теперь это называется подкаст, так что всё модное, всё цифровое, с необъятными цифровыми архивами и так далее. То есть, часовая еженедельная часовая передача о всевозможной интересной новой музыке из всех стран мира. То есть, я там не ограничиваюсь Америкой, Британией – у меня там и Африка, и Азия, и Латинская Америка, и немножко России тоже есть. Так что я всем говорю. Если вы хотите знать, что я сейчас слушаю, что мне интересно – настраивайтесь на мой подкаст под названием «Музыка на Свободе» и вы всё это дело услышите. Если говорить о каких-то наших отечественных артистах – сейчас как бы острая фаза, как вы понимаете, поэтому это всё окрашивается вот в эти багровые военные тона. Я с большим удовольствием послушал несколько новых песен Максима Покровского и группы «Ногу свело». Я ему сказал честно, что мне кажется, что он вдруг, не то чтобы на старости лет, но, в общем, на третьем десятке лет карьеры своей группы вдруг сочинил несколько едва ли не лучших, самых ярких песен в истории своей группы. Мне понравился новый альбом «Аквариума», «Дом всех святых». Я ещё не целиком послушал, но обязательно послушаю новый альбом ДДТ, шевчуковского творчества «В пустоте №2». Так что есть, есть что послушать из российской музыки. О зарубежной я и говорить не буду, слушайте мою радиопередачу.

К.ТАРАНОВ: А вообще военные действия, само их наличие – оно сильно влияет на музыку? Как именно, как бы вы это описали?

А.ТРОИЦКИЙ: Ну мне кажется, что война и вообще все такие гипер-стрессовые драматические ситуации в макро-жизни, естественно, они влияют на талантливых людей и на их творчество.

К.ТАРАНОВ: А в лучшую или в худшую сторону? Как меняется? Это мешает или наоборот, какие-то новые…

А.ТРОИЦКИЙ: Наоборот, Это вдохновляет, это раскрывает какие-то новые их возможности. То есть, я уже не говорю сейчас о современной ситуации. Скажем, во время Великой отечественной войны было написано огромное количество потрясающих совершенно песен, вы их все прекрасно знаете – от «Вставай, страна огромная» до «Тёмная ночь». Есть композиторы, которые, в общем-то, кроме вот этих шикарных песен военного периода больше ничем, в общем, не прославились. Скажем, тот же Никита Богословский, ну вот он сочинил гениальную песню «Тёмная ночь» – кто ещё что-то помнит из сочинённого Никитой Богословским? Ну думаю, ещё могут вспомнить какие-нибудь песни из кинофильмов, одну-две штучки. И всё, но «Тёмная ночь» – бесспорно, вершина творчества. То же самое можно сказать о многих песнях того периода. Это касается, скажем, если говорить уже о более актуальных вещах, и рок-музыки 60х годов, когда антивоенное движение всемирное породило огромное количество очень сильных песен.

К.ТАРАНОВ: А сейчас вы видите сильные песни? С историей – да, там примеров много. А сейчас вы видите сильные примеры?

А.ТРОИЦКИЙ: Ну я только что сказал про «Ногу свело», отличная песня «Страна дождей» у Noize MC. Думаю, что этот урожай ещё предстоит собрать. Но думаю, что творческие люди ещё долго будут переваривать и осмысливать тот ужас, что ещё происходит.

К.ТАРАНОВ: В таком случае, будем ждать урожая, Артемий, спасибо, что вышли на связь, пообщались, поотвечали на вопросы. Мне было очень интересно, надеюсь, слушателям тоже, да, вам всего хорошего.

А.ТРОИЦКИЙ: Да, всем счастливо, ребята. Берегите себя, как говорится.

К.ТАРАНОВ: Да, берегите себя, поддерживаю. Я вас призываю далеко не уходить, в 21.05 у нас «Пастуховские четверги», в 22.05 «Один» с Дмитрием Быковым, там сегодня обсудят Андрея Платонова. И на всякий случай, мы упоминали «Радио Свобода», напомню, что это СМИ признано российскими властями иностранным агентом. Меня зовут Константин Таранов, всем всего хорошего, удачи.

А.ТРОИЦКИЙ: Пока.