«Обзор Z-каналов» с Машей Борзуновой: Провоенные каналы недовольны новыми Z-фильмами и ищут виноватых
В общем, кругом измена. С кино и сериалами о войне в Украине сегодня дела обстоят действительно очень для Z-патриотов тоскливо. Но 23 февраля специально к годовщине начала войны на онлайн-платформах появился первый Z-сериал…
Подписаться на канал Маши Борзуновой
Всем привет! Это Маша Борзунова. И мы с вами и автором Телеграм-канала «На Zzzzzападном фронте без перемен» Иваном Филипповым продолжаем следить за тем, чем же снова недовольны Z-каналы. Ведь зачастую там еще пока можно писать о том, о чем нельзя говорить на ТВ. И у нас культурный выпуск. «Оскар» за документалку «20 дней в Мариуполе», которую мы, кстати, настоятельно вам советуем посмотреть, снова породил дискуссию о фильмах о войне и состоянии отечественного кинематографа. Поехали.
11 марта в Лос-Анджелесе документальный фильм Мстислава Чернова «20 дней в Мариуполе» стал первым в истории украинским фильмом, получившим премию «Оскар». Событие это, разумеется, нашло в Z-каналах живой отклик. Картину Чернова Z-авторы называют пропагандистской агиткой, снятой агентами американской разведки. Факт присуждения картине самой престижной кинопремии мира Z-авторы считают «отработкой политической повестки» и «эпизодом в войне против России». Так же, как и тот факт, что годом ранее «Оскар» в этой категории получил фильм «Навальный».
Но самым оригинальным образом на победу «20 дней в Мариуполе» отреагировал в прошлом президент России, ныне зампред Совбеза, а скорее популярный Z-автор Дмитрий Медведев, который предложил вместо обсуждения американской премии сфокусироваться на успехах отечественного кинематографа.
«Эти “оскаров” раздают. Несколько слов о НАШЕМ кино. Оно стало гораздо более качественным, чем было еще 10-15 лет назад. Вот многое поменялось: нормальные сценарии, приличные диалоги, режиссура, игра артистов. Нравится. И тем не менее. Надо идти вперед. Снимать о войне. Я понимаю, что есть боязнь сфальшивить на святых темах. О войне нельзя снимать примитивно, пошло, гламурно. Но снимать надо! Уже пора. Снимать про наших героев, возвеличивая их подвиги. Снимать документалку и игровое кино. Снимать, чтобы знали и помнили. Пора. Настал момент».
Судя по словам «нельзя снимать примитивно, пошло и гламурно», Дмитрий Медведев, так же как и подавляющее большинство россиян, не смотрел первый Z-фильм «Свидетель», который как раз и «возвеличивал подвиги российских солдат».
Но интересно другое. Z-сообщество на пост Дмитрия Анатольевича живо откликнулось бесконечными жалобами на не только полное отсутствие в кино и сериалах темы войны в Украине, но и активное противодействие российской индустрии всем попыткам заставить ее возвеличивать войну.
«Дмитрий Анатольевич, Бондарчук не снимет про СВО и Донбасс. Крыжовников не снимает. Кинопоиск не закажет, Окко не покажет, Винк не согласится. 70-80% топовых кинематографистов и актеров – это нетвойнисты, которые мечтают, чтобы это все закончилось и вернулись старые правила игры, которые главенствовали в индустрии последние 20-30».
Автор канала не только жалуется, но и приводит красноречивую статистику с Кинопоиска. За прошлый год в России вышли 219 комедий, 213 драм, 184 мелодрамы, 38 триллеров, 24 боевика и 12 военных фильмов. При этом категория «военные фильмы» подразумевает картины о Великой Отечественной войне. О войне в Украине в прошлом году вышел единственный фильм, тот самый «Свидетель», который учтен в категории «Драма».
Бывшая помощница спикера Госдумы Володина Анастасия Кашеварова жалуется, что российские кинотеатры и онлайн-платформы как от чумы бегают от любых фильмов о войне, неважно, документальных или художественных. По мнению Кашеваровой, государство должно в ситуацию вмешаться, ведь если оставить решение зрителям и участникам киноиндустрии, фильмы об СВО никто смотреть не будет.
«Производят смыслы наши режиссеры и сценаристы. Только нужно расширять доступ к этим смыслам. Вот неплохо бы, если бы Дмитрий Анатольевич взял да разобрался, в чем проблема. А то, как в ковид госденьги получать, так прокатчики – первые. А как в широкий доступ документалку или художественную картину по СВО поставить – так политические мотивы».
На так называемую дискриминацию пожаловалась и Александра Франк, которая, если верить Кинопоиску, сняла примерно три фильма, один из которых она планировала выпустить еще в 2020 году, но выпустила только сейчас. И он, что бы вы могли подумать, провалился в прокате. А второй фильм, естественно, про Донбасс. И вот этот фильм про Донбасс никак не хотели показывать кинотеатры. Даже после писем из Минкульта откликнулись далеко не все. Платформы так вообще ни одна не взяла фильм. Причина в предателях на местах, конечно же, а не в творчестве Франк.
«Сети коммерческих кинотеатров, тех самых, кто во время пандемии выжил за счет госдотаций, не берут фильм, потому что снова, внимание, не поддерживают режиссера, который поддерживает войну».
Еще более конкретный пример реального отношения к пропагандистским фильмам приводит сотрудник ВГТРК Андрей Медведев, который жалуется, что пока украинский фильм получает главные мировые награды, в России онлайн-платформы отказываются размещать фильм русского документалиста Максима Фадеева «У края бездны», потому что «тема токсичная очень». И вообще «кто такое будет смотреть, это никому не нужно».
«Фильм снимали на народные деньги. Минкульт и Фонд Кино финансируют другие фильмы. Ну, комедии про бандита Каху, всякие фильмы про эскортниц. Надо ли объяснять про украинский фильм, кто его финансировал и продвигал? И вообще, конечно, очень хочется спросить, а сколько российских документальных фильмов о войне на Донбассе, о СВО, о наших героях сейчас представлено на российских платформах, в онлайн-кинотеатрах? Сколько Минкультом выставлено на международные фестивали? Ответ же всем понятен, да?»
В общем, кругом измена. С кино и сериалами о войне в Украине сегодня дела обстоят действительно очень для Z-патриотов тоскливо. Но 23 февраля специально к годовщине начала войны на онлайн-платформах появился первый Z-сериал, снятый при поддержке Первого канала – «20/22».
«Мне написала подружка из Киева. У них воздушная тревога, их бомбят.
Мы сегодня напали на другую страну. И это очень плохо. Разве нет?
Я совсем не хочу, чтобы мы с тобой ругались на этой теме. У меня брата родного вчера ранило.
Брат, скоро увидимся, я еду к вам.
Я пыталась донести ему, что он ошибается.
Ты хочешь его исправить?
Привет, Костя.
А ты не хера приехала сюда?
Я сюда приехала по личной причине.
Возьми меня с собой, пожалуйста
Триста тридцать три!
Помогу тебе пацанчика найти.
Может, что-то в мозгах у тебя изменится за это время».
Студент журфака Даниил отправляется добровольцем в зону проведения СВО, устав от столичного лицемерия. Он сам из Севастополя и знает про соседнее государство чуть больше, чем его друзья. Его антивоенно настроенная девушка Алиса, поняв, что ждет ребенка, решает уберечь своего молодого человека от фатальной ошибки и едет за ним. Найти любимого в хаосе войны оказывается непросто.
«20/22» – это классическая военная пропаганда. И авторы сериала этого обстоятельства совершенно не стесняются. Снимали его в разрушенном Мариуполе. В эпизодических ролях снялись известные Z-военкоры Семен Пегов и Павел Чуприна. Соавтором сценария и исполнителем одной из главных ролей стал боец батальона «Сомали» Ринат Есеналиев. В интервью «РИА Новости» режиссер сериала Андрей Симонов рассказал, что он «не хотел, чтобы получилась кондовая пропаганда».
«Продюсеры сказали, что стоит задача снять живую историю, представить разные точки зрения. И это меня заинтересовало».
И отчасти можно сказать, что с этой задачей он справился. Правда, есть важный нюанс, на который внимание обратили не либеральные критики, а сами Z-авторы. К финалу сериала боец «Азова» Павло, представленный авторами как главный злодей истории, неожиданно оказывается положительным героем.
«Отдельной линией проходит сквозь всю эпопею командир местного подразделения “Азов”. Суперпрофессионал, не изменивший своей присяге. Отличный командир, заботящийся о своих подчиненных, и в целом честный человек, просто одурманенный пропагандой. Да, он местами зол и жесток, но вынужденно. Даже заложников он берет только для того, чтобы могла выжить его группа. И отпускает их, вынужденно убивая одного из своих, у которого “сорвало крышу”. И погибает он тоже героически, от рук главного героя, поведя в прорыв из окружения своих бойцов».
Кроме того, Z-автор отмечает, что в сериале не показан «героизм российских солдат», а в самом Мариуполе есть только одна насквозь отмороженная группа российского спецназа, которым есть дело до гражданских только тогда, когда перед ними упадут на колени. К сказанному можно еще добавить то обстоятельство, что на войну главный герой едет, покупая себе снаряжение целиком самостоятельно. На фронте он встречает безумного вида депутата Госдумы, приехавшего пострелять из пушки. Часть встреченных российских военных пьют и танцуют, а когда Даниилу, наконец, выдают каску и бронежилет, то оказывается, что это «трофейные, с еще тепленьких снятые». Так что в каком-то смысле возмущение Z-авторов «неправильно показанной войной» и «недостаточно однозначно героическим» сериалом можно понять.
Вчера в российский кинопрокат вышел второй Z-фильм под названием «Позывной “Пассажир”». Это экранизация книги Александра Проханова «Убийцы городов», тоже о войне, но про 2015 год.
«Популярный московский писатель Николай Рябинин.
Мама в больнице, Коль.
Прочти. Это он матери прислал. Брат твой на Донбассе.
Я не боец, я за братом приехал.
Все, расходимся».
2015 год. Молодой писатель Николай Рябинин живет в столице, проводит вечера в модных заведениях и не особо интересуется повесткой дня, пока не узнает от родителей, что его брат, с которым он давно рассорился, пропал без вести на Донбассе. Николай отправляется на поиски, не подозревая, что эта миссия навсегда изменит его жизнь.
Главную роль в фильме сыграл известный своей поддержкой войны актер Антон Шагин. На премьере перед показом фильма продюсеры картины Максим Королев и Ольга Журавлева объявили, что большая часть продюсерской прибыли от сборов будет передана в зону СВО. «Цель фильма – показать, для чего нужно было начинать специальную военную операцию», – говорит продюсер Максим Королев.
«Этот фильм, оставаясь произведением искусства, является оружием. Мы надеемся, что этот фильм поможет нам победить».
Но еще до выхода фильма в прокат Z-авторы начали писать о том, что кинотеатры очередную патриотическую картину показывать не очень хотят и фильм стараются игнорировать.
«Четверг и пятница. Есть сеансы утром, в 4 часа и глубокой ночью. Зато “Дюна” каждый час идет. А еще на сайте кинотеатров есть раздел Фильмы про текущий репертуар. Есть там «Позывной “Пассажир”»? Угадайте с трех раз».
Тревогу относительно судьбы фильма разделяет и председательница Комитета по культуре Госдумы Елена Ямпольская, которая направила в Министерство культуры обращение с требованием помочь фильму и принять «меры, направленные на продвижение в прокате фильма «Позывной “Пассажир”», а также проинформировать Комитет о времени и количестве сеансов данного фильма в кинотеатрах». По мнению Ямпольской, сделать это необходимо, так как картина несет «мощный нравственный и гражданский посыл» и обязательно должна дойти до широкого зрителя.
Так что везде у Z-каналов обман. По их мнению, проблема совсем не в качестве контента, который они пытаются втюхать российским зрителям, а в предателях на местах, которые просто не дают для такого контента площадку.
Ну а мы с вами продолжим следить за тем, что происходит в Z-каналах. Порой это даже интереснее того, что нам показывают по телевизору. Помогает нам в этом Иван Филиппов, автор Телеграм-канала «На Zzzzzападном фронте без перемен». Подписывайтесь на него и на нас. Ставьте этому выпуску лайк, чтобы его увидели как можно больше людей. Поддерживайте нас на Boosty и Patreon. Мы работаем благодаря вам. Связаться с нами можно с помощью почты или бота обратной связи. Это Маша Борзунова. Скоро увидимся.