«Аэростат» с Борисом Гребенщиковым
Авторская программа Бориса Гребенщикова
Поддержите «Эхо» и своих любимых ведущих
Купить книгу «Бхагавад-гита» в переводе Бориса Гребенщикова на сайте «Эхо Книги»
Через три дня у нас наступает праздник Соуэн. Он празднуется много тысяч лет. Рассказывают, что стены между мирами становятся в это время прозрачными и те, кто хотят, легко – а иногда и не совсем по своей воле – переходят из одного мира в другой.
Вот только всмотреться бы и разобраться – что мы называем загробным миром?
Clancy Brothers & Tommy Makem – The Real Old Mountain Dew
С самого начала цивилизации у людей всегда было подозрение, что со смертью тела ничего не кончается.
Один известный тибетский лама говорил: как это было бы замечательно, если бы смерть оказывалась концом, и дальше ничего бы не было.
И все религии считают, что после смерти наступают разные приключения.
Вот в христианстве, например, известны воздушные мытарства блаженной Феодоры, описанные в житии преподобного Василия Нового. Мытарства – это препятствия на пути к престолу Божьему: два ангела ведут душу, а бесы пытаются свергнуть ее в ад. Как замечал Феофан Затворник: «как ни дикою кажется умникам мысль о мытарствах, но прохождения их не миновать».
О подобных мытарствах писали и Иоанн Златоуст, и Ефрем Сирин, и Макарий Великий. Да, собственно, «Божественная Комедия» Данте подробно описывает что-то весьма похожее: какая незавидная участь ждет тех, кто нарушает 10 заповедей.
Если же с моральным обликом все в порядке, христианина ждет рай, в котором он находится до самого Судного дня, после которого все воскреснут прямо, как они есть.
Chieftains – Air – You’re The One
Но посмотрим, как представляли себе загробный мир те цивилизации, о которых мы недавно говорили.
Древние шумеры верили, что после смерти все – вне зависимости от поведения в жизни – попадают в темную и унылую пещеру под названием Кур, где живут как тени и едят пыль.
Есть и другие варианты: есть, например, «Египетская Книга Мертвых» и «Тибетская Книга Мертвых». На самом деле, конечно, они называются совсем по-другому.
В египетской Книге «Ру Ну Перет Эм Херу» («Заклинания Дня Выхода на Свет») содержатся магические заклинания, которые должны помочь умершему преодолеть опасности потустороннего мира.
В Египте считалось, что после смерти душа, если ей удается отбиться от сверхъестественных враждебных сил, проходит суд верховного божества подземного мира Осириса; сердце человека кладут на весы, а на другой чаше весов находится богиня Маат – истина. И если все окей, то душа находит свое место в посмертном существовании.
В древнем Китае душа покойного тоже попадала в подземный мир к богам, которые решали – что дальше с ней делать.
Archie Fisher & Garnet Rogers – Ettrick
Древние греки считали, что существует подземное царство мёртвых, верховным правителем которого является Гадес (или Аид). Само имя его было настолько страшным, что люди боялись его произносить. А царство его было отделено от нашего мира рекой под названием Лете, через которую перевозчик Харон транспортировал души умерших – как правило, в одну сторону.
По описанию Гомера (Одиссея), царство Гадеса мрачно для всех; не только для тех, кто плохо себя вел в жизни. Однако и греки, и римляне считали, что в потустороннем мире есть судьи, выносящие приговор новоприбывшим.
Римляне – люди, стройное законодательство которых мы используем и по сей день – ввели в загробный мир дополнение: мертвым поклонялись их семьи и государство – а они, в свою очередь, давали ценные советы живым. Правителем подземного мира был Плутон (он же Гадес и Дис Патер). Его же называли Оркус (вот откуда – по словам самого профессора Толкина – произошло слово «орки»).
А вот викинги – те точно знали, что после смерти воин попадает в огромный дом под названием Валгалла, где происходит бесконечная пьянка под предводительством верховного бога Одина; поэтому следует всегда быть хорошо одетым и чистым, потому что кто знает – когда и где застанет тебя смерть.
Valravn – Kraka
По ведическим понятиям глубоко философской Индии, душа человека после смерти в соответствии со своей кармой, созданной поступками человека в течение его жизни, попадает в разные миры, чтобы потом вернуться в этот мир и продолжать идти к освобождению – или в другие миры.
Буддисты продолжили эту традицию: есть цикл жизни, смерти и перерождения, называемый «самсара», и задача человека – вести себя так, чтобы достигнуть освобождения от этого цикла.
Тибетцы, как люди практичные, написали книгу «Бардо Тодол», которую в мире называют «Тибетской Книгой Мёртвых». На самом же деле ее название значит «Освобождение в Бардо посредством Слушания». Книгу эту принято читать на ухо умершему, чтобы он представлял себе – что с ним происходит. В ней описываются 4 бардо (этапа-состояния, через которые проходит сознание человека): жизнь, умирание, посмертие и последующее новое воплощение.
Как писал Юнг, согласно «Бардо Тодол», высшая степень понимания и просветления достигается в момент ухода из этого мира, и волноваться – в принципе – не о чем.
Pete Coe – Northhill May Song
Но давайте же посмотрим – что получается с посмертием у древних кельтов, от которых нам и достались четыре праздника, один которых мы будем праздновать на днях?
По сообщению Юлия Цезаря, написавшего книгу о войне с кельтами, кельты верили, что души не исчезают, а перерождаются из тела в тело. А между перерождениями они отдыхают в Ином Мире.
Они считали, что мертвые переселяются либо в подземный мир, либо на острова в океане, где нет ни болезней, ни старости, ни смерти, а время течет по-другому. Именно в этих местах живут сверхъестественные фигуры, герои, божества. Это подробно описано в книге «Путешествие Святого Брендана».
Но бывает, что именно в Соуэн люди могут случайно забрести в эти миры – услышать музыку, пойти послушать, где она, найти холм и зайти в этот холм. Мир Иной был местом, где люди могли получить священные дары, которые позволяли принести просветленное состояние в мир людей.
Líadan – Muiris Ó Coinnleáin
Так куда же бедному крестьянину податься? Что делать в этой жизни? Так есть посмертный суд или нет его?
Это вопрос, конечно, с ехидной подковыркой.
Ведь если ты поступаешь хорошо не потому, что это твоя естественная реакция, а потому, что это тебе выгодно и ты опасаешься наказания, то грош цена таким хорошим поступкам.
Суждение о человеке Вселенная выносит не по его поступкам, а по содержимому его души.
Важно не забывать – можно жить с честью, делать всё на совесть и не заботиться – что будет потом, а можно рассчитывать и жить ради выгоды. Вольному воля.
Вот только те, кто живут так, как велит сердце, уже выиграли; а те, что живут по расчету – уже проиграли. Потому что жизнь у первых настоящая, а жизнь вторых – обман. Но себя не обманешь.
Lumiere – Kellswater
На прошлой неделе мы говорили, что юных тянет трагедия. Почему?
Некоторые считают, что это происходит потому, что – благодаря воспитанию – потеряв чистое детское видение, подрастающие люди чувствуют, что из жизни ушел свет и осталась одна бытовуха: а это уже трагедия. А переживание трагедии делает тебя особенным человеком; поэтому всю молодость мы с друзьями увлеченно заслушивались сложностью и трагедией. И то же самое, видимо, происходит со всеми.
Alienation, вздыхают психологи. Отчуждение.
Однако – если меня не подводит память – никакого отчуждения от мира я никогда не чувствовал; с небом, рассветом, реками и облаками я всю жизнь ощущал – и ощущаю до сих пор – глубинное родство; отчуждение у меня возникало при взгляде на бессмысленное существование взрослых людей вокруг меня. Мне казалось, что они полностью запутались и потеряли из виду то, ради чего родились на свет.
Вот тут-то мудрость, принесенная из иного мира, и пригодилась бы – да вот беда: они ей не внимали.
Пришлось идти по жизни под звук другого барабана; и ни секунды об этом не жалею.
Robin Williamson – The Road The Gypsies Go
Есть расхожая фраза: жизнь – это юдоль страдания.
А потом ты либо идешь из тьмы в еще большую тьму насилия и пошлости, либо просто в безысходное вечное страдание и боль; либо в конце концов осознаешь, что каждое утро – выбор в твоих руках. Если ты хочешь жить в свете, сделай выбор и перестать пачкать мозги себе и людям, а просто будь им, этим светом.
В итоге вся мудрость – в одной строчке: кто светел, тот и свят. Как же мне повезло услышать когда-то эту песню и иметь возможность ее петь.
Аквариум – Город золотой
Тут и вспоминается Сократ с его «эудемонией». Выясняется, как ни странно, что Сократ единственный, кто в самом начале философии сказал самое важное. Эудемония. Главное в жизни – чувствовать в себе хороший дух.
Потому что прошлое и будущее существует только в нашем сознании; а душа наша (или ангел, стоящий за плечом с книгой, как говорят суфии) сохраняет нашу карму. И когда человек освобождается от всей накопленной кармы – то ощущает, что он в правильное время, в правильном месте делает то, что хочется делать и чувствует в себе истинно хороший дух. И тогда ангел закрывает свою книгу и уходит, потому что ты очистился, освободился и больше не находишься в его ведении.
А путь к этому только один – жить сейчас. Не переживая прошлое, не мечтая о будущем и не боясь его. Как говорил Марк Аврелий: «не смерти следует бояться: бояться нужно того, что ты так и не начал жить».
А чтобы жить – живи с хорошим духом, потому что каждое утро у тебя есть возможность выбрать: каким я буду сегодня; буду я страдать – и заставлять страдать остальных, или буду радоваться – и радовать; жить во тьме или нести свет.
Brian Finnegan – Dobbin’s Flowery Vale
Великий Руми писал: «Наша смерть – свадьба с вечностью».
А свадьбу положено праздновать. Этому и посвящен праздник начала зимы, Соуэн. Мы празднуем зиму, потому что она прекрасна – и потому что она ведет нас к возрождению и к весне.
Спасибо!
Мир всем нам.
Five Hand Reel – My Love Is Like A Red, Red Rose