Купить мерч «Эха»:

«Аэростат» с Борисом Гребенщиковым

Хоть человек и не сможет никогда понять – как устроено Бытие, жизнь каждого человека – это школа, в которой он сталкивается с задачами; и если он их решит, то выходит на другой уровень развития. Пока он не решит задачу – будет встречаться с одной и той же проблемой и ходить по кругу: каждый раз одно и то же, только в новых формах…

Аэростат29 сентября 2024
«Аэростат» 29.09.2024

Поддержите «Эхо» и своих любимых ведущих

Купить книгу «Бхагавад-гита» в переводе Бориса Гребенщикова на сайте «Эхо Книги»

Б. Гребенщиков: Здравствуйте!

Сегодня снова обо всем понемногу. Многие пишут мне, что им больше всего нравятся такие передачи.

Ну что ж – пожалуйста.

New Vaudeville Band – Peek-A-Boo

Б. Гребенщиков: Недавно мне попала в руки книга индийского джентльмена по имени Шри М, «В обучении у гималайского мастера». Книга крайне занимательная; в частности, тем, что там описано много чудес. Иногда читаешь и думаешь – да ладно, неужели такое бывает на самом деле?

Определенного ответа на этот вопрос я, честно говоря, дать не могу. Читая книги о мистическом Востоке, легко даже сесть и составить каталог таких чудес: телепатическое общение, телепортация, общение с существами иных уровней, иных миров и бессмертными учителями, «тумо» – техника внутреннего жара, необыкновенно долгая жизнь и многое другое.

Можно до хрипоты спорить – вымысел это или нет? И – как всегда – споры будут о ерунде, потому что они игнорируют главное.

Ведь настоящий вопрос – это вопрос не в возможности всяких чудес, а в другом – меняют ли эти чудеса нашу жизнь? Даже если все это правда – что от этого в нашей жизни меняется? Вот мы стали свидетелями чуда – а ведь все равно остаемся ровно такими же, какими мы были до этого. Наверное, дело не в том – возможны ли чудеса, а в том, как нам стать лучше. 

А для этого требуется только желание, понимание того, что нужно делать и воля, чтобы сделать это.

А чудеса – это просто иллюстрация того, что мир бесконечно больше того, что мы можем знать и понять.

Tom Petty & The Heartbreakers – You Got Lucky

Б. Гребенщиков: Кстати, о бессмертии.

Недавно этот мир покинул замечательный человек, крестный отец британского блюза Джон Мейолл (John Mayall). Он дожил до почтенного возраста – 91 год, и до самого последнего времени не переставал играть.

Интересно, что непропорционально многие из великих творцов доживали до очень почтенного возраста. Но об этой статистике нужно когда-нибудь поговорить отдельно.

А Джону Мейоллу – свет и покой.

John Mayall & The Bluesbreakers – All Your Love

Б. Гребенщиков: Говоря о почтенном возрасте. Иногда спрашивают – не надоело ли Вам все время искать и искать новую музыку?

Все просто: нам, людям, нравится музыка, потому что мы слышим в ней собственную душу; чем больше разной музыки мы любим, тем шире становится наша душа.

Далеко не всем это интересно. Есть люди, которые в какой-то момент жизни замыкаются на том, что им нравится, и больше не впускают в себя ничего нового; ну что ж, таков их выбор, они остановились и развиваться дальше не хотят. Это их право. С некоторыми это происходит в довольно раннем возрасте.

За последние 30 лет мне приходилось встречать огромное количество не очень молодых людей, которые были уверены, что на альбоме «Dark Side ofThe Moon» музыкальное развитие человечества завершилось. И даже не хочется их разубеждать – да и себе дороже; пусть считают, как считают.

Но опыт показывает, что чем дольше человек впускает в себя постоянно меняющийся окружающий мир, чем дольше он им интересуется, тем дольше он остается живым.

Whistlebinkies – My Bonny Moor Hen

Б. Гребенщиков: А вот еще спрашивают: «пожалуйста, скажите – когда, по Вашим ощущениям, закончится война?»

Надеюсь, что я вас не слишком ошарашу, если скажу очевидную вещь: война никогда не начиналась и никогда не закончится. Я понимаю, что вы в данный момент спрашиваете про вполне конкретную войну – или другую вполне конкретную войну – или… но ведь, если посмотреть честно, войны на Земле не прекращаются ни на секунду; просто мы предпочитаем о них не думать, когда они далеко. А уж когда война приходит к нам домой, деваться некуда.

Поэтому, как мне кажется, есть смысл не задаваться теоретическими вопросами, не мечтать о журавлях в небе, а в каждый данный момент своей жизни концентрироваться на том, что у тебя в руках, и пытаться это сделать наилучшим образом. Как пели в Бхагавад-Гите средневековые рыцари – делай, что должен, и будь что будет.

Ведь – хоть человек и не сможет никогда понять – как устроено Бытие, жизнь каждого человека – это школа, в которой он сталкивается с задачами; и если он их решит, то выходит на другой уровень развития. Пока он не решит задачу – будет встречаться с одной и той же проблемой и ходить по кругу: каждый раз одно и то же, только в новых формах. Но когда решит – переходит на новый уровень сложности.

А война… Значит, сейчас такой период нашей жизни. И давайте попытаемся выйти с этого уровня с достоинством.

Villagers – Nothing Arrived

Б. Гребенщиков: А вот еще вопрос. 

«Я хотел спросить про «нейроБГ», но с более широких позиций.

Я одну песню послушал, и в ней за набором слов и знакомым тембром голоса  чудовищная пустота! Но ведь эти программы, искусственный интеллект, очень популярны и очень быстро развиваются. Пройдёт всего несколько лет и они, скорее всего, смогут так имитировать любого автора (не важно  музыки, картины, фото), что даже поклонники не сразу смогут опознать подделку. Более того, а если они начнут творить лучше автора? Как с этим жить? Или это не повод для уныния?»

Хорошо, отвечу. Искусственный интеллект (или AI) – восхитительное развлечение. И, как таковое – не вызывает у меня никаких чувств вообще.

В мире так много прекрасного настоящего, что на имитации и подделки просто нет времени. Но если поглядеть философски – в принципе, это вопрос о сущности жизни. Что такое жизнь?

Вопрос делится на две части.

Брайан Ино как-то говорил, что музыка – это «возможность войти в другой мир». Боб Дилан говорил о своих песнях практически то же самое. Как и многие другие авторы.

Известный искусствовед Чарльз Шаар Мюррей писал: «творчество – это медитативное общение с внутренней сущностью автора».

А какая у автора «внутренняя сущность»? У нас у всех одна внутренняя сущность – это превосходящие все человеческие слова и понятия Всевышняя Душа Вселенной, Брахман, Царствие Небесное.

Вопрос – есть ли внутри у машины, построенной человеком, неизъяснимое Царствие Небесное? И вот на этот вопрос ответа не знает никто.

Cream – Wrapping Paper

Б. Гребенщиков: Но – продолжая вышесказанное – есть предположение, что вдохновение – когда автор сам не знает, откуда приходит к нему это искомое «Это». Это вдохновение связано именно с неизъяснимым вектором продолжения жизни, который – если посмотреть внимательно – является единственной двигателем и содержанием любой человеческой жизни.

Ключевое понятие здесь – «творчество». Возможность творить – это то, в чем человек создан по образу и подобию Божьему.

Творить – это быть причастным к созданию жизни.

Не секрет, что любое произведение искусства – живое существо; не такое, как люди, или животные, или духи местности, или иные части природы. Но тоже по-своему живое, и как таковое – взаимодействует с нами.

То есть, песня, например – это часть цикла жизни.

Вдохновение, как влюбленность, дается жизнью как замена любым мыслям. А специалисты по мышлению человека сходятся в том, что на самом деле мы ничего не придумываем, а получаем информацию из чего-то, что больше нас.

То есть всё в надежных руках. А те, кто хотят слушать подделки искусственного интеллекта, имеют полное право это делать. Мне лично интереснее настоящее – то, что не придумано, не вычислено, а пришло само по себе из неизвестного мне источника, который называют Душой Мира.

Damien Rice – Delicate

Б. Гребенщиков: Искусство напоминает нам о святости жизни; а святость – это истинное видение мира, каким он был до Падения Адама и Евы. Вот только мы не всегда понимаем смысл этого слова, «падение».

Напоминаю: пал не мир; пал ум человека. Вкусив плод с Древа Познания Добра и Зла, Первая Пара стала воспринимать происходящее как хорошее и плохое, стала воспринимать двойственно.

Исчезла Единая Истина, явная в Эдеме. И ангелом, изгнавшим Адама и Еву из райского сада, был их собственный ум. Не сознание, не разум, а именно ум – часть разума, занятая решением повседневных бытовых проблем.

И когда ударение ставится на ум, мы имеем дело с миром исчисляемым, бытовым, скучным; а когда мы смотрим душой, мы видим бесконечное Божественное бытие. Не сводимое к  формулам ощущение, которое мы и называем красотой.

Who – Whiskey Man

Б. Гребенщиков: А вот еще вопрос.

«Борис Борисович, поделитесь Вашим знанием, почему для Великого Равновесия этого мира, люди поделены на недумающее большинство и меньшинство, которому как воздух необходимо самостоятельно думать. Если бы было 50 на 50, то закон Равновесия был бы понятен, но тут где-то 95% на 5%… Очень интересно, почему это так».

Люди делятся на… Собственно, подождите. А кто сказал, что они делятся?

Каждое живое существо уникально; оно обладает своим уникальным ДНК и уникальным уровнем вибрации. Их можно группировать по тем или иным признакам, но ни одно живое существо не похоже в точности на другое. Для удобства мы делим людей на группы, но, как говорил апостол: люди всякие нужны, люди всякие важны.

Поэтому каждое живое существо проходит долгий путь: в самом начале его – только берет, а потом понимает, что, когда отдаёшь, душа чувствует себя лучше. И это долгий процесс.

Но пока хочется брать, человек лучше чувствует себя частью стаи; то, что называется большинством. Таков путь. И только пройдя, наверное, 95 процентов пути, начинаешь понимать, что, когда ты не говоришь с людьми, ты говоришь с Богом. И тогда ты становишься свободен, а когда свободен – начинает хотеться сделать что-то для других, помочь тем, кто еще не пришел к этому состоянию.

Поэтому и 95% – чтобы 5% было кому помогать.

Bing Crosby & Victor Young – I Apologize

Б. Гребенщиков: На днях меня спросили: «зачем же всё-таки был создан этот мир? Тем более дети Авраама говорят совсем не то, что говорят бхакти или саньясины…»

Не будем спрашивать всех вышеперечисленных специалистов, а обратимся к собственному сердцу, источнику истинной поэзии.

Как писал поэт: Господь создал мир потому, что это было приятно.

За этими весьма немудрёными словами скрывается глубокая суть.

Как мы знаем, человек, созданный по образу и подобию Божьему, делит с Творцом главную черту – желание творить; приводить хаос неодушевленного мира в гармонию созидания.

Тут нам уже язык подсказывает: если хаос – материя неодушевленная, то творчество дает ему душу, и эта душа начинает обитать в произведении искусства. Именно это воспринимает в любом произведении искусства наше сердце.

Творчество – одушевляет.

А мир создан для радости.

Country Joe & The Fish – Sad And Lonely Times

Б. Гребенщиков: И последний вопрос.

«Не хочется ли Вам поменять слова в песнях, которые Вы написали 20, 30, 40 лет назад и поете теперь – придав им какую-то иную картину, ведь люди со временем начинают на многие вещи в мире смотреть иными глазами; видеть то, чего не видели ранее и замечать красоту там, где раньше был мрак и, наоборот – видеть грязь там, где ранее видели красоту?»

Отвечу коротко. Как говорят: «дорога в ад вымощена благими намерениями».

Если я начну придумывать «как лучше», то песни станут придуманными, а в придуманном никакой радости не было, нет и быть не может.

Спасибо!

Мир всем нам

Beatles – Rain



Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024