Купить мерч «Эха»:

«Аэростат» с Борисом Гребенщиковым

Не знаю – за какую такую «границу» человек может уехать; мне всегда казалось, что страна, где ты рожден – не барак концлагеря; каждый человек волен жить на Земле там, где ему интересно. Помимо этого, у каждого своя судьба…

Аэростат1 сентября 2024
«Аэростат» 01.09.2024

Поддержите «Эхо» и своих любимых ведущих

Купить книгу «Бхагавад-гита» в переводе Бориса Гребенщикова на сайте «Эхо Книги»

Б. Гребенщиков: Здравствуйте!

Сегодня первое сентября, День Знания, поэтому я буду отвечать на ваши вопросы.

R.E.M. – Every Day Is Yours To Win

Б. Гребенщиков: Расскажите пожалуйста о Вашем новом готовящемся альбоме. Какие песни Вы планируете в него включить, и известна ли уже дата его выхода?

Чем Вас так привлекает формат ЕР? Планируете ли Вы еще релизы в этом формате?

Отвечаю.

Для меня формат ЕР (4-5 песен) в наше время кажется идеальным: если бы какая-то любимая мною группа выпускала по одному ЕР раз в полгода, мне было бы нечего больше желать.

Однажды мы беседовали с Ронни Вудом, гитаристом «Rolling Stones»: я попросил его раскрыть мне тайну – почему «Stones» выпускают альбом раз в 8-10 лет. Ронни просто взвыл и – если опустить нецензурные слова – сказал, что будь его воля, он бы выпускал альбом раз в полгода. Но, увы, есть и старшие по званию. Поскольку у меня старших по званию нет, то мы и будем выпускать раз в полгода – или около этого.

Вот только новый ЕР «БГ+» будет, видимо, чуть длиннее обычного. И – если Господь будет милостив – скоро вы сможете услышать его в Аэростате.

Donovan – Wynken, Blynken, And Nod

Б. Гребенщиков: Борис Борисович, как бы Вы отнеслись к предложению сниматься в художественном фильме про историю группы «Аквариум», или консультировать создание сценария и съёмки?

Отвечаю.

Я бы принимать в этом участия не стал ни с какой стороны. Но мне давно кажется, что было бы правильно написать сценарий и снять художественный фильм про времена рок-клуба 1981-1986 года, и еще сериал про группу, катающуюся по России с концертами в 1990-х. Можно было бы с потрясающим размахом и воображением придумать фантастический Ленинград 1980-х годов; а про гастроли по России в 1990-х годах каждый из моих знакомых может рассказать десятки невероятнейших историй, и все они будут идеальны для сериала.

Мы когда-то беседовали про ту эпоху с режиссером Майклом Эптедом, и он зажегся идеей снять такой фильм, но вскоре голливудские интриги и сьемки Джеймса Бонда увлекли его в другую сторону.

Потом – уже в 1990-е – идеей снять кино про жизнь БГ загорелся Дэйв Стюарт; он даже нанял профессионала, который несколько раз приезжал на многочасовые беседы – и даже написал эскиз сценария (по слухам, на роль БГ планировался Джонни Депп); но, по счастью, это тоже не состоялось.

По счастью – потому, что это, конечно, лестно и все такое, но это сильно отвлекло бы меня от всех остальных моих занятий.

Лучше пусть будет больше песен.

Donovan – Ferris Wheel

Б. Гребенщиков: Есть ли новости о Вашем переводе «Упанишад»? Очень его ждём!

Большое спасибо, Книга «Семь Упанишад» вот-вот будет издана везде.

И я очень надеюсь, что этими семью Упанишадами дело не ограничится. Ко мне только что пришла книга «Аштавакра-Гита», книга редкая и малоизвестная; читаю ее и жду не дождусь, когда смогу взяться за ее перевод.

И это еще не говоря про остальные Упанишады, начиная с самых классических.

А вообще-то – говоря широко – все религии говорят об одном и том же; потому что Всевышний один, и любовь одна, и истина одна; просто на каждом языке для этого находятся свои слова.

Scaffold – Jelly Covered Cloud

Б. Гребенщиков: Какие релизы на CD и виниле от Вас нас ждут в этом году? Мечтаю услышать концерт 1976 года в Москве. Планируется ли издание каких-нибудь суперредкостей?

Отвечаю.

Уже отмастерен на Abbey Road и готовится к выпуску «День Серебра».

В работе концерт БГ 1979 года (с оригинальнейшим названием «1979») и концертник «БГ+», записанный весной этого года.

В принципе, возможен выпуск «Ихтиологии» и музыки к фильмам Сергея Соловьева.

И – само собой – продолжается сбор песен для альбома «Репродуктор», который будет когда-нибудь веселить вас.

А через пару недель я надеюсь кое-чем вас удивить.

Ralph McTell – Last Train And Ride

Б. Гребенщиков: Борис Борисович, зная Ваше трепетное отношение к грамотному использованию языка, всё хочу, но забываю спросить: строчка «с обоих сторон веретена» в песне «Ветка» – случайная ошибка или сознательное нарушение правила?

Вполне сознательно; я часто так делаю. А вот почему – понятия не имею. Вдруг появляется простонародная интонация и без всякого спросу встает в строку. Ну, что с этим поделать?

Robin Laing – Burke And Hare

Б. Гребенщиков: Как Вы относитесь к БГ?)

С большим интересом наблюдаю за ним со стороны.

Я разделяю БГ и себя.

У настоящего меня нет имени; я живое существо, имя мне дали родители, которые меня еще не знали; и вот я пишу песни, а остальные слушают эти песни и придумывают их автора в соответствии со своими запросами; поэтому сущность под названием «БГ» – целиком плод воображения народа.

А поскольку раньше нужно было что-то писать на обложках альбомов, то эти две буквы, которыми я подписываюсь со школьных времен, идеально для этого подходят.

И, естественно, со временем этот БГ начал обрастать легендами: из его слов делаются книги, печатаются интервью. А я – чем дальше, тем больше – отхожу от этого. Основную часть времени, начиная с раннего утра каждого дня, провожу в таком мире, где слов просто нет.

А БГ я от всей души желаю удачи.

Ringo Starr – Love Is Many Splendored Thing

Б. Гребенщиков: Какие у Вас отношения с Игорем Тимофеевым? Он – один из двух музыкантов «Аквариума», кто не уехал с Вами за границу. Есть еще возможность, что вы сыграете вместе, если, например, он приедет к Вам – или Вы сможете вернуться в РФ?

Насколько мне известно, мы с Игорем продолжаем оставаться в хороших отношениях. Впрочем, не уверен, что имеет смысл обсуждать свои отношения с кем-либо: я бы не стал, это дело частное.

Но, вообще говоря, не знаю – за какую такую «границу» человек может уехать; мне всегда казалось, что страна, где ты рожден – не барак концлагеря; каждый человек волен жить на Земле там, где ему интересно. Помимо этого, у каждого своя судьба: кто-то в состоянии переехать жить сначала в одно, а потом в другое место, а кто-то не хочет или просто не может себе этого позволить.

И я не могу этого не уважать.

Что же до Игоря, то я продолжаю восхищаться тем, как он играет. И если в будущем у нас будет возможность сыграть вместе, то я всегда буду этому рад.

БГ+ – Charam Charam

Б. Гребенщиков: Кто из музыкантов Аквариума 1980-х годов играл решающие роли в аранжировках песен? Часто ли вы спорили, как будет звучать то или иное соло?

В 1970-е годы никто аранжировками особенно не заморачивался. Но с началом Легендарной Эпохи Звукозаписи старый беззаботный подход перестал работать. На «Треугольнике» началось приведение нот в порядок.

Начиная с «Треугольника», многие аранжировки придумывали мы вместе с Сережей Курехиным – и немало при этом веселились; другие песни мы расписывали вместе с Севкой – особенно в период «Дня Серебра». Он брал на себя неблагодарнейший труд не давать мне останавливаться на самом простом варианте. А потом я еще внимательно прислушивался к мнению Саши Куссуля: у него был безупречный вкус.

А про соло мы никогда не спорили: если кто-то играл соло, то я не лез, полностью доверяя играющему. Если мне казалось, что песня требует другого, я об этом говорил, и мы вместе приходили к новому решению. А еще бывало так, что человек гениально импровизирует, а в студии зажимается: тогда мы записывали несколько вариантов и складывали соло из них.

Аквариум – Иерофант

Б. Гребенщиков: Вы часто говорили, что для наслаждения произведением искусства не нужно знать ничего о том, кто его автор и как оно создано. Оно должно действовать напрямую. Но разве знание контекста, тех условий, в которых создавалось произведение, не заставляет произведение воздействовать на зрителя сильнее? Разве знание того, что, например, песня «Если я уйду» была написана «под впечатлением» от дежурившей рядом с Вашим подъездом черной «Волги», не помогает посмотреть на нее под другим углом?

Контекст создания – на мой взгляд – только отвлекает от сути. Мне кажется, что каждое произведение воспринимается человеком индивидуально, потому что это говорит ему что-то про него самого.

Мне нравятся «Lord Of The Rings», «Star Wars», «Yellow Submarine» и «007», потому что то, что я вижу на экране – происходит в моем собственном сердце; я люблю картины Писсарро и Моне потому, что узнаю эту красоту и свет; я люблю песни Дилана, «Beatles» и «Cocteau Twins» и они трогают меня, потому что моя душа слышит в них то, что есть в ней самой, и отзывается. А обстоятельства создания этих произведений только мешают мне увидеть и услышать их.

А хочется их видеть и слышать, потому что они открывают для меня красоту жизни, дарованной мне.

Bob Dylan – Shooting Star

Б. Гребенщиков: Ну и напоследок – самое непростое: как победить уныние?

А на самом деле это – самое простое.

Просто представьте себе, что вы десять тысяч лет провели в аду, и вас отпустили на один день – и теперь посмотрите вокруг. Уверяю вас, вы увидите окружающее совсем по-другому. И будет вовсе не до уныния.

Спасибо. Мир всем нам.

Pete Coe – Light From The Lighthouse



Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

Напишите нам
echo@echofm.online
Купить мерч «Эха»:

Боитесь пропустить интересное? Подпишитесь на рассылку «Эха»

Это еженедельный дайджест ключевых материалов сайта

© Radio Echo GmbH, 2024