«Аэростат» с Борисом Гребенщиковым
Изучая жизнь, люди обнаруживают, что есть явления Бытия, с которыми приходится иметь дело постоянно: любовь, смерть, война, солнце, бури, гармония и другое – и очеловечивают эти явления, называя их богами…
Поддержите «Эхо» и своих любимых ведущих
Купить книгу «Бхагавад-гита» в переводе Бориса Гребенщикова на сайте «Эхо Книги»
Б. Гребенщиков: Сегодня пришло время вновь разлиться мыслию по древу и заняться простыми ответами на сложные вопросы.
Fratellis – Alive
Б. Гребенщиков: На днях мы с другом сидели и говорили о мантрах. Как сообщает энциклопедия, «мантра это набор звуков или слов на санскрите (реже на других языках), который – по мнению практикующих – имеет психологическое и духовное воздействие. Мантры существуют в традициях индуизма, буддизма, даосизма, джайнизма и сикхизма» – и много чего еще.
Есть две точки зрения.
Одна из них – в том, что все мантры состоят из слов, и эти слова имеют смысл; а действуют мантры из-за того, что многократное повторение одних и тех же осмысленных слов производит гипнотический эффект.
Есть и другая точка зрения; она в том, что мантра состоит из так называемых «священных слогов». Каждый слог мантры имеет свою вибрацию и этой вибрацией настраивает тело и сознание на определенное состояние; повторение сочетаний этих слогов действует на сознание человека, и таким образом достигается необъяснимый с точки зрения здравого смысла результат.
У суфиев есть аналогичный пению мантр ритуал «зикр» (памятование имен Всевышнего).
У христиан вместо мантр – молитвы, обращение к Богу с просьбой.
Мантру человек читает, чтобы прекратить суету мыслей и раскрыть сердце; молитвы, напротив, идут от сердца через голову. Иногда молитвы могут использоваться точно как мантры; смотри православную книгу «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу».
Но если посмотреть глубже, предмет спора был другим – может ли человеческая логика объяснить вселенную? Устроено ли Бытие в соответствии с нашим здравым смыслом?
Мой собеседник считал, что мантры имеют смысл, а я говорил, что мантры это набор священных слогов, действующих определенным образом.
Вот мы и спорили. И как раз это и есть тот вопрос, на тему которого я пущусь сегодня в рассуждения.
Устроено ли бытие в соответствии с нашим здравым смыслом?
Krishna Das – Hara Hara Mahadev
Б. Гребенщиков: Поговорим о здравомыслии. Оно считается необходимым в повседневной жизни.
Но человек, посвящающий себя искусству, обычно отказывается от здравомыслия по самой простой и очевидной причине.
Говорят, что Вселенная больше, чем здравый смысл. Известный нам со школы логически объяснимый мир является лишь малой частью Бытия. Современная наука подтверждает это хотя бы существованием не-эвклидовой логики и квантовой механики.
Говорят, что на каждом уровне развития человека есть своя логика жизни, объясняющая – что же происходит. И люди, осознающие мир на этом уровне, объясняют мир с этой точки зрения. Но когда они развиваются и сознание их переходит на более высокий уровень, они обнаруживают, что их предыдущая логика – лишь частный случай более общих законов. Поэтому здравый смысл индийских аскетов не очень похож на здравый смысл банковского клерка.
Многие ученые говорят, что то, что мы называем мышлением – в действительности лишь обработка информации из единого вселенского поля знания. И тогда «здравомыслие» это пример того, как ум навязывает ограниченную точку зрения душе, которая знает то, чего ум не знает.
David Sylvian – Orpheus
Б. Гребенщиков: В одной из недавних передач я цитировал Джозефа Кэмпбелла: источник Гиппокрены, дарующий вдохновение, говорил он, – бьет там, где пролилась кровь отрубленной головы Медузы. То же самое в разных вариациях повторяет большинство творческих людей, зависящих в своей работе от вдохновения.
А вдохновение – не что иное, как информация, полученная из знания всего без слов – из общего информационного поля, где слов нет.
Поэтому здравомыслие противоположно искусству.
Дэвид Боуи говорил: «Никогда не работай, потакая вкусам других людей. Всегда помни, что причина, по которой ты начинаешь работать – это понять что-то внутри самого себя. Если ты сможешь это выразить, то ты сможешь понять – как жить во Вселенной.
Мне кажется смертельно опасным оправдывать ожидания других людей».
David Bowie – Station To Station
Б. Гребенщиков: Я все это вспоминаю, потому что в последнее время хорошим тоном считается говорить об искусственном интеллекте.
Давайте рассмотрим этот вопрос в контексте того, о чем мы говорим.
Жизнь на Земле существует, потому что во всех нас – живых существах – природой встроена забота о сохранении своей жизни и необходимости продолжить человеческий род. Это – фактор номер один.
Изучая жизнь, люди обнаруживают, что есть явления Бытия, с которыми приходится иметь дело постоянно: любовь, смерть, война, солнце, бури, гармония и другое – и очеловечивают эти явления, называя их богами.
Кстати – сразу нужно отметить, что в русском языке словом «бог» обозначаются два совершенно разных понятия. Есть боги – и есть Бог.
Мыслители осознают иллюзорность и ограниченность человеческого существования и постулируют существование истины вне времени и пространства, порождающей нашу жизнь и недоступной логике и анализу. Они называют ее Бог, Всевышний, Творец, Брахман, Дао и еще тысячами слов. Эта безграничная и высшая Истина присутствует в каждом человеке, как Атман или Царствие Небесное.
Как говорил великий поэт и мистик Руми: «я искал в храмах, церквях и мечетях. Но нашел Бога в собственном сердце».
Это мы говорили о Единственном Сущем; То, что мы по-русски называем Бог.
Но есть еще «боги», которые являются энергиями или принципами; выражениями отдельных процессов или качеств бытия.
Боги – или «божества» – есть в любой культуре, у любого народа, в любое время; на санскрите, например, они называются дэвы; в Японии – «ками». В православии их миссию выполняют разнообразные святые, которым в церкви ставят свечи и просят их об урожае, здоровье, избавлении от зубной боли, любви, успешной сдаче экзамена или благоприятном путешествии. Точно так же, как крестьяне в тибетских, китайских и японских храмах делают подношения разнообразным буддам и защитникам дхармы.
Все эти сущности называются по-разному, но их объединяет одно – они все связаны с природой, с циклом жизни на Земле. Именно они вдохновляют и дают энергию на творчество.
Когда же творит искусственный интеллект, не имеющий отношения к циклу жизни, а представляющий из себя устройство, которое механически перебирает возможные сочетания и выбирает нужное в соответствии с заданным критериям: можем ли мы это называть творчеством?
Это интересный вопрос. Защитники искусственного интеллекта говорят, что невероятная сложность компьютера порождает возможность появления у него самостоятельного мышления: но где начинается самостоятельность?
Как говорил Мерлин: «нельзя путать карту с местностью». Машина имеет дело с описаниями жизни, а они не являются жизнью, потому что жизнь бесконечна, а описание – конечно.
А может ли быть интеллект без жизни?
Может ли быть творчество без вдохновения?
Вот на этот вопрос, как мне кажется, каждый должен отвечать сам.
Robert Fripp – Music For Quiet Moments 30 – Strong Quiet I
Б. Гребенщиков: А что до слов.
Поэт Дамаска и национальное достояние Сирии Низар Каббани сказал:
Пожалуйста, уважай мое молчание.
Молчание – мое лучшее оружие.
Ты чувствуешь мои слова, когда я молчу?
Ты чувствуешь красоту того, что я говорю,
Когда я не говорю ничего?
А потом он же сказал: «лучшие души – это те, кто проглатывает боль и не дает другим почувствовать ее вкус».
На этом я скажу вам спасибо, дорогие мои.
Спасибо, и мир всем нам!
Johann Sebastian Bach – Concerto for two harpsichords in C minor: II. Adagio