Купить мерч «Эха»:

«Аэростат» с Борисом Гребенщиковым. 19 февраля

На концертах «Specials» обычно царил полный кавардак; порою возникали драки с самыми крайне правыми скинхедами; часто публика вламывалась на сцену – и в центре всего этого шторма стоял неподвижный и неулыбающийся Терри Холл…

Аэростат19 февраля 2023
Аэростат 19.02.2023

Поддержите «Эхо» и своих любимых ведущих

Б.ГРЕБЕНЩИКОВ: Здравствуйте!

Сегодня я хочу послушать с вами песни певца и основателя группы «Specials» Терри Холла – послушать и тем почтить его память.

Fun Boy Three – The Lunatics (Have Taken Over The Asylum) 

Терри Холл (Terry Hall) провел 40 лет на сцене, удивляя слушателей, делая неожиданные повороты, не обращая внимания на моду, а следуя исключительно своему внутреннему компасу. После «Specials» Терри пел с самыми разными людьми – но в народной памяти он останется лицом самой передовой и революционной группы тех времен «The Specials».

Specials – Gangsters 

Терри Холл родился в городе Ковентри в 1959-м году. Город Ковентри известен тем, что там был прекрасный средневековый собор, полностью уничтоженный бомбежкой немцев во время войны. В 15 Терри ушел из школы: с ним произошел страшный инцидент, и у него началась маниакальная депрессия, которая была с ним потом всю жизнь. Ему прописывали такие лекарства, что он всю жизнь просто физически не мог улыбаться.

Работал он где придется. В 19 лет начал петь с местными рэгге-панками «Coventry Automatics», но после гастролей с «Clash» и «Suicide» группа поменяли название – сначала они стали «Special AKA», а потом просто «Specials».

«Specials» появились после взрыва панка в конце 1970-х; музыка их была политически заряженной смесью ска и новой волны. С них, собственно, начался бум «ска» и фирмы «2 Tone». На время «2 Tone» стали самим успешным лейблом в Англии, и они выступали за расовую справедливость и танцы до упада. К «Specials» присоединились «Madness», «TheBeat», «Bad Manners», «Selecter». Первый альбом «Specials» попал в сердце очень многим людям в тэтчеровской Британии. 

На их концертах часто случались неприятности – из-за неонацистов. Одетые по моде ямайских руд-бойз в ладно скроенные костюмы, узкие галстуки, темные очки и особенные шляпы, «The Specials» пели про расизм, безработицу и насилие ультраправых – и вводили публику в абсолютный ажиотаж. По словам Билли Брэгга, «они были праздником того, как британскую культуру оживила иммиграция из Ямайки».

На концертах «Specials» обычно царил полный кавардак; порою возникали драки с самыми крайне правыми скинхедами; часто публика вламывалась на сцену – и в центре всего этого шторма стоял неподвижный и неулыбающийся Терри Холл.

Как он говорил: «я всегда чувствовал, что нужна группа, которая выразила бы проблемы Англии; я просто не понял, что мы и есть эта группа».

Specials – Stereotype 

В 1981-м году «Specials» выпустили песню «Ghost Town», точно выражавшую обманутые надежды большинства молодежи в Англии; песня немедленно стала номером 1. Многие люди того поколения до сих пор считают эту песню величайшей британской песней всех времен и народов, наряду с «God Save The Queen» «Sex Pistols».

И на самой вершине успеха Терри с еще двумя членами команды покинул «Specials», потому что ему стало омерзительно принимать золотой диск за песню №1. Терри говорил тогда: «В моей стране бардак, как вам нравился мой золотой диск? Это был самый лучший момент, чтобы прекратить эту ерунду».

Линвал Голдинг (Lynval Golding), Невилл Стейпл (Neville Staple) и Терри Холл ушли из «Specials» и создали группу «Fun BoyThree».

Specials & Fun Boy Three – Our Lips Are Sealed 

Терри Холл признавался, что частью его мотивации что-либо делать вообще была неприязнь к тем, которые списывают таких, как он, со счетов; необходимость доказать им, что они неправы.

«Я почти что начал писать мемуары. Рабочее название  «Мне пришлось работать с некоторыми удивительными … (далее следовало крепкое слово); издатели от этого названия были не в восторге. Но ладно, я подожду, пока мне будет 70».

У него был сверхъестественно обычный голос. В то время как его пост-панк коллеги выли или тявкали, Терри пел без выражения, почти шепотом, но этот шепот мог быть угрожающим, разговорным или нежным.

Джерри Даммерс (Jerry Dammers), композитор и музыкальный директор «Specials», писал: «на студии, когда нас продюсировал Элвис Костелло, у Терри впервые появилась возможность петь тихо – тут и проявилась его скрытая доселе сила. Его пение выводила на свет меланхолию в некоторых песнях «Specials», и людям это нравилось; люди откликнулись».

Как лицо самой известной мульти-расовой группы, Терри стал героем миллионов. Он вполне умел усмирять самых крайне правых скинхедов на сцене, но лозунгами против расизма и сексизма он не бросался – за него говорили его поступки. 

Colourfield – Thinking Of You 

После «Fun Boy Three» Терри стал работать с большим количеством замечательных людей, от Дэйва Стюарта до «DubPistols», «Lightning Seeds» и Tricky. 

В 2003-м году Терри и Муштак Омар Уддин (Mushtaq Omar Uddin) из группы «Fun-Da-Mental» записали удивительный, ни на что в мире не похожий, фантастический альбом «Hour of Two Lights», который мне все время хочется вам ставить. Критики писали про этот альбом: «неподражаемое сочетание Востока и Запада, традиционной и современной музыки. Альбом серьезно расширяет музыкальные горизонты».

Terry Hall & Mushtaq – A Gathering Storm 

Его друг и коллега из группы «Dub Pistols» Барри Эшворт (Barry Ashworth) вспоминает: «Терри всегда носил с собой пластиковый пакет, полный компактов. Куда-нибудь с ним едешь, завернешь на бензоколонку, глядишь – а он уже выходит с какими-то богом забытыми СD. Когда он был диджеем, то смешивал полную эклектику – на танцы приходят скинхеды, а он им ставит Долли Партон; у него не было никаких понтов  то, что он делал, к его эго не имело ни малейшего отношения».

А сам Терри говорил: «с тех пор как мне стукнуло 27, я хотел быть 60-летним. Потому всю музыку, которую я любил, пели 60-летние – Энди Уильямс, Тони Беннетт, Фрэнк Синатра. 60 лет – это не спираль вниз, это часть жизни. Я до сих пор хочу создавать великую музыку».

Terry Hall – From Dawn To Distraction 

А в 2009-м году произошло то, на что много лет надеялись тысячи, десятки и сотни тысяч людей: «Specials» воссоединились и сыграли фантастически успешный тур – а потом продолжали играть и даже записывать новую музыку.

Specials – My Next Door Neighbor 

Терри Холл был ни на кого не похож: он был одним из самых удивительных и уникальных голосов Британии последних 30-ти лет.

Элвис Костелло (Elvis Costello) говорил: «Голос Терри был совершенным инструментом для правдивых и необходимых песен «Specials». Его честность и в радости, и в печали была слышна всем».

Ребята из «Massive Attack» говорили: «Голос Терри – это звук протеста нашей юности».

А Деймон Олборн (Damon Albarn) из «Blur» и «Gorillaz» говорил: «Я был одержим им: я не мог представить себе человека круче, чем Терри».

«Specials» написали: «Он был нашим прекрасным братом, одним из самых одаренных певцов, авторов и поэтов, рожденных этой страной».

«Музыка этого человека смела всех в нашей школе, как Элвис в 1956-м. Терри был величайшим певцом в одной из великих групп. И при этом – человеком вообще без всяких понтов. Он был одним из добрейших, смешных и настоящих людей, которых я знал»  говорили про него друзья.

Terry Hall – Beautiful People 

По словам басиста «Specials» Хораса Пантера (Horace Panter), выпустив два новых альбома, «Encore» (2017) и «ProtestSongs» (2019), в сентябре 2022-го «The Specials» собирались начать записывать новый альбом с музыкой рэгге.

Но человек предполагает, а Бог располагает – и, видимо, у Бога были другие планы на Терри.

Хорас сказал: «Мир потерял уникальный голос. А я потерял хорошего друга».

Спасибо!

Мир всем нам.

Specials – Doesn’t Make It Alright