«Аэростат» с Борисом Гребенщиковым
Брайан рассказывал, что однажды он лежал в больнице с поврежденной ногой. Кто-то из друзей пришел его навестить и принес с собой музыки. Когда он уходил, он оставил ее играть, не обратив внимания, что она играет очень тихо, практически сливаясь с шумом за окнами. Поначалу прикованного к койке Брайана выводила из себя невозможность сделать громче; но в какой-то момент его осенило, что, может быть, это и есть новый принцип музыки…
Поддержите «Эхо» и своих любимых ведущих
Б. Гребенщиков: Здравствуйте, друзья мои!
Сегодня я хочу немного рассказать вам про музыку, которая называется «эмбиент».
Любознательный слушатель вправе спросить – что же это? Вот что.
Clive Wright & Harold Budd – Of Many Mirrors
Б. Гребенщиков: Эмбиент (ambient), как говорят знающие люди – это жанр музыки, где тон и атмосфера важнее ритма и музыкальной структуры. Эта музыка характеризуется отсутствием ясно выраженной мелодии и создает тихое созерцательное настроение.
Срочный сбор
Нам нужна помощь как никогда
Daniel Lanois – Little Mustang (Gold Top Edition)
Б. Гребенщиков: Название этому жанру придумал хорошо вам известный легендарный музыкант и философ Брайан Ино.
Да и не только название.
Брайан рассказывал, что однажды он лежал в больнице с поврежденной ногой. Кто-то из друзей пришел его навестить и принес с собой музыки. Когда он уходил, он оставил ее играть, не обратив внимания, что она играет очень тихо, практически сливаясь с шумом за окнами. Поначалу прикованного к койке Брайана выводила из себя невозможность сделать громче; но в какой-то момент его осенило, что, может быть, это и есть новый принцип музыки.
С тех пор Брайан Ино считается отцом музыки «эмбиент». Он даже выпустил серию альбомов под этим названием.
Он говорит: «многие артисты создавали подобную музыку; я просто дал ей имя. Именно это и было необходимо… Назвав что-то, создаешь что-то новое, отличающееся от старого. Ты говоришь: отныне это существует. Имена очень важны».
В предисловии к альбому «Эмбиент 1. Музыка для Аэропортов» («Ambient 1: Music for Airports») 1975-го года Брайан пишет: «эта музыка предназначена для того, чтобы вызвать покой и создать место, в котором можно думать».
Brian Eno – 2/1
Б. Гребенщиков: Вообще-то эта идея появилась уже очень давно: еще в конце 19-го века жил-был в Париже композитор и большой оригинал Эрик Сати (Eric Satie). В конце 19-го века он работал пианистом в кафе на Монмартре, дружил с Клодом Дебюсси, Тристаном Тцара и Франсисом Пикабиа; за всю свою жизнь он сделал только один телефонный звонок, всегда носил с собой молоток и ни разу в жизни никого не пускал к себе домой.
Он придумал жанр «Musique d’ameublement» (мебельная музыка). По его словам, «следовало бы создать музыку, которая была бы частью звучания окружающей среды; слегка смягчающей звуки вилок и ножей; заполняющей эти тяжелые паузы, иногда возникающие, когда друзья сидят за обеденным столом и избавляющей их от необходимости обращать внимание на свои банальные замечания, одновременно нейтрализуя уличные шумы, нескромно вторгающиеся в разговор».
И хотя то, что он сам называл «мебельной музыкой», у него звучит достаточно весело, его «Гипнопедии» для фортепиано считаются предком музыки «эмбиент».
Erik Satie – Gymnopédie No. 2
Б. Гребенщиков: Многие мастера электронной музыки прикладывались к этому жанру.
Есть темный эмбиент, эмбиент даб, эмбиент хаус, эмбиент техно, эмбиент индастриал, эмбиент поп, космическая музыка. В свете последних дней можно предсказывать появление эмбиентных маршей.
А пока широко востребована «музыка для чилл-аута»: так в местах, специально предназначенных для массовых плясок, называется помещение, в которое люди, уставшие двигать собой под сокрушительный экстаз электронной музыки, заползают, чтобы прийти в себя.
Вот, например, «Aphex Twin» – мастер электроники, записавший несколько томов «избранной музыки эмбиент».
Aphex Twin – #17 (Z Twig)
Б. Гребенщиков: Даже Дэвид Боуи, человек, глубоко проникший в тайны мироздания, в своей «берлинской трилогии» (написанной вместе с Брайаном Ино) не смог пройти мимо музыки «эмбиент».
David Bowie – Sense Of Doubt
Б. Гребенщиков: А еще у Брайана Ино есть брат Роджер; соответственно, если Брайан – отец музыки эмбиент, то Роджер приходится ей дядей.
Роджер – весьма достойный джентльмен; играет на фортепиано, как и брат, имеет сильно развитое чувство юмора, и автомобиль его изнутри весь обклеен морскими раковинами.
Roger Eno – Deep Blue Day (Piano Version)
Б. Гребенщиков: Нужно отметить, что характеристики музыки «эмбиент» очень пригождаются в кинофильмах.
И, может быть, наибольшим мастером такой киномузыки является Ханс Циммер (Hans Zimmer).
Hans Zimmer – Day One (Interstellar Theme)
Б. Гребенщиков: В последние четверть века музыка «эмбиент» приобрела, мягко говоря, обширную аудиторию: в частности, она процветает в YouTubeкак музыка для релаксации, собирая миллионы просмотров.
Разные направления этой музыки используются для музыкальной терапии и управления стрессом; а также йоги, учебы, массажа, медитации и просто создания в доме мирной атмосферы.
А на iTunes и Spotify есть специальные станции, играющие только музыку эмбиент.
Часто авторы подмешивают в музыку естественные звуки природы. Более того, иногда для создания «эмбиента» люди берут себе в соавторы сущности нечеловеческой природы; например, многие композиторы обрабатывают вибрации грибов, кактусов и других растений, что, несомненно, ведет к такому необходимому сближению человека с окружающим миром.
Вот, например, биохимик и музыкант из Эксетерского университета Линда Лонг (Linda Long) занималась «молекулярной музыкой», то есть перелагала трехмерные позиции аминокислот в последовательности нот.
Вот так, например, в ее интерпретации звучит клевер.
Linda Long – Clover (Trifolium repens) cyanogenic β-glucosidase
Б. Гребенщиков: А вообще-то, как говаривал Дон Хуан: «весь фокус в том, на что ориентироваться. Каждый из нас делает себя либо сильным, либо несчастным: объем работы в обоих случаях один и тот же».
Спасибо. Мир всем нам.
Brian Eno – By This River